Ранчин А. М.
Детство и юность
Тургеневродился в старинной дворянской семье в городе Орле 28 октября (старого стиля)1818 г. Он был вторым сыном Сергея Николаевича Тургенева и Варвары ПетровныТургеневой, урожденной Лутовиновой.
СергейНиколаевич служил в Елисаветградском кавалерийском полку и вышел после свадьбыв отставку со званием полковника. Принадлежал он к старинному дворянскому роду,по преданию, его предки были татарами – выходцами из Орды. Мать не была стольродовита, как отец, зато превосходила его богатством: Варваре Петровнепринадлежали обширные земли в Орловской губернии. Сергей Николаевич отличалсясветской утонченностью и изяществом манер, душу имел тонкую, был красив ипользовался успехом у женщин. Нрав Варвары Петровны был не таков. Она ранолишилась отца, в отрочестве испытала страшное потрясение, когда отчим пыталсясоблазнить юную девушку. Тогда Вареньке пришлось бежать из дому. Пережившаяпритеснения и унижения, Варвара Петровна пыталась с лихвой воспользоватьсявластью, которую природа и закон дали ей над сыновьями. Отличалась силой воли.Мать любила детей деспотично. С крепостными Варвара Петровна была не простострога, но жестока и часто наказывала поркой за самые ничтожные провинности.Воспоминаниями о Варваре Петровне будет навеян образ матери главного героя вповести «Первая любовь», черты тургеневской матери различимы в женщинах-помещицах,героинях повестей «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир»,«Контора».
В1822 г. семья Тургеневых с прислугой – целый поезд из двух карет и фургона –отправилась в заграничное путешествие. В швейцарском городе Берне четырехлетнийВаня едва не погиб. Отец поставил его на перила ограды, окружавшей большую яму,в которой обитали городские медведи, неизменно привлекавшие внимание заезжейпублики. Мальчик не удержался на перилах, сорвался с них. В последний моментСергей Николаевич успел схватить ребенка за ногу.
Иззаграничной поездки Тургеневы воротились в материнское имениеСпасское-Лутовиново, что в десяти верстах от Мценска, уездного города Орловскойгубернии. «Возвратившись в Спасское, семья Тургеневых зажила деревенскойжизнью, дворянской, медленной и мелкой жизнью, – с обычнойобстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек икрепостных нянек», – вспоминал Тургенев о той поре первоначального детствав автобиографии, написанной за восемь лет до смерти, в 1875 г.
Орловскаяи примыкающие к ней губернии – Воронежская, Курская, Тульская, Калужская,Рязанская – подарили России множество писателей, поэтов, литературных критиков.И.А. Бунин, сам уроженец этих мест, с гордостью перечислял их имена:«Жуковский и Толстой – тульские. Тютчев, Лесков, Тургенев, Фет, братьяКиреевские, братья Жемчужниковы – орловские, Анна Бунина и Полонский –рязанские, Кольцов, Никитин, Гаршин, Писарев – воронежские . Даже иПушкин с Лермонтовым отчасти наши, ибо их родичи, Воейковы и Арсеньевы, тоже изнаших мест, из наших квасов, как говорят у нас». А писатель Б.К. Зайцев,уроженец Орловской губернии, в эмиграции создавший художественное описаниежизни Тургенева (1929-1931), так написал об этой земле: «Орловскаягуберния не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками, топересеченные оврагами; лесочки, ленты берез по большакам, уходящие в опаловуюдаль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудками,сажалками, где с жару под ракитами укрывается заленившееся стадо – а вокруг всятрава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени среди полей – помещичьи усадьбы.Все однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржамветер идет ровно, без конца без начала, и они кланяются, расступаются, тоже безконца-начала. Васильки, жаворонки… благодать.
Этопредчерноземье. Место встречи северно-средней Руси с южною. Москвы со степью. Кзападу заходя в Калужскую, к северу в Московскую, области Тулы и Орла являютсякак бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие самого языкадавали людей искусства. Тургеневы, Толстые, Достоевские порожденыэтими щедрыми краями».
ВСпасском-Лутовинове маленький Ваня открыл для себя изящную словесность: одиндворовый, крепостной человек Варвары Петровны, читал ему на старинный манер,мерно и распевно, поэму стихотворца Хераскова «Россиада». Вторжественных стихах Херасков, создавший свое творение лет за пятьдесят дорождения Вани, воспевал битвы русских и татар за Казань в дни царя ИванаВасильевича. Многими годами позднее Тургенев наделил горячей любовью к«Россиаде» и старинной манере декламации стихов одного из героевсвоей повести «Пунин и Бабурин» (1874).
Конец1820-х и первую половину 1830-х гг. семья Тургеневых проводит в Москве. Иванупятнадцать лет – уже не ребенок, еще не взрослый. Живут на даче Энгель противНескучного сада. Соседи – княгиня Шаховская и ее дочь, княжна Екатерина, тремягодами старше Ивана. Екатерина кажется ему прекрасной, пленительной. ЮныйТургенев опален огнем первой любви. Он благоговеет перед Екатериной, боитсяпризнаться в томительном и сладостном чувстве, им овладевшем. Внезапно пришелконец и мукам и радостям, и надеждам и страхам: влюбленный юноша случайноузнал, что княжна Шаховская – возлюбленная его отца. Боль узнавания этой правдыдолго преследовала Тургенева. Свою историю любви к Екатерине Шаховской писательподарит юному герою повести «Первая любовь» (1860). Екатерина в этойповести скрыта под именем княжны Зинаиды Засекиной.
Всентябре 1834 г. Тургенев сдал экзамены на словесный факультет императорскогоМосковского университета. Учебой в университете он доволен не был. Емунравились преподаватель русского языка Дубенский, преподаватель математикиПогорельский. Но большинство преподавателей и читанные ими курсы оставили студентаТургенева совершенно равнодушным. А иные преподаватели вызывали и явнуюантипатию. Особенно старик Победоносцев, долго и нудно рассуждавший олитературе и не продвинувшийся в своих вкусах дальше Ломоносова. Пройдет пятьлет, и Тургенев, приехав продолжать обучение в Германию, скажет о Московскомуниверситете: «он полон дураками».
ВМосковском университете Тургенев проучился всего лишь год: летом 1834 г. онперебрался в Петербург, где состоял на военной службе брат Николай, и продолжилобучение в Санкт-Петербургском университете. В октябре 1834 г. послетрехдневных мучений от приступа почечно-каменной болезни в Петербурге, на рукахи Ивана и его брата Николая, умер отец, Сергей Николаевич. К тому времени он иВарвара Петровна уже жили врозь: влюбчивый Сергей Николаевич давно охладел квластной и резкой супруге; Варвара Петровна не могла простить мужумногочисленных измен и, преувеличивая свои болезни и несчастья, представляласебя жертвой его безответственности и бессердечия.
Смертьотца оставила глубокую рану в душе юного Тургенева. Ходили смутные слухи, чтоСергей Николаевич умер не своей смертью, что это было самоубийство, вызванноеотношениями отца с княжной Екатериной Шаховской. Иван Тургенев задумывается осмысле бытия, о смерти и жизни. В то время его живо привлекали яркие характеры,могучие страсти, борения и метания души, выраженные языком возвышенным,необычным. Он упивался романтическими повестями А.А. Бестужева-Марлинского истихами Н.В. Кукольника и В.Г. Бенедиктова. (Много позже Тургенев с ирониейбудет отзываться об этих ультраромантических писателях, и направление, ккоторому принадлежали они, окрестит «ложновеличавой школой».) Вподражание английскому поэту Дж.Г. Байрону – автору драмы «Манфред» –Тургенев пишет драматическую поэму «Стено», о которой тридцать слишним лет спустя скажет: «совершенно нелепое произведение».
Зимой1834-1835 г. Тургенев тяжело заболел. Он испытывал страшную слабость во всемтеле, не мог спать и есть. Выздоровев, он необычно переменился и физически, идуховно: сильно вытянулся; потерял всякий интерес к прежде привлекавшей егоматематике и привязался к изящной словесности. Стал писать много стихов – ноеще слабых, подражательных. В это время он живо увлекся республиканскимиидеями, много читал о деятелях Великой французской революции. Крепостное право,существовавшее в России, Тургенев ощущал как величайшую несправедливость ипозор. В нем угнездилось чувство вины перед крестьянами: ведь его собственнаямать часто поступала с ними жестоко, по-самодурски. Тургенев дал себе клятву,которую назвал «Аннибаловой» – по имени древнего карфагенскогополководца Аннибала, или Ганнибала, поклявшегося до последнего вздоха воевать сненавистным ему Римским государством. Тургенев же обещал себе сделать всё,чтобы в России не стало сословия «рабов».
Натретьем курсе студент Тургенев близко познакомился с профессором русскойсловесности Петром Александровичем Плетневым – поэтом, литературным критиком,другом Пушкина, посвятившего Плетневу роман в стихах «ЕвгенийОнегин». На литературном вечере у Плетнева начале 1837 г. он столкнулся спередней с человеком среднего роста, белозубым, с живыми, быстрыми глазами. Этобыл Пушкин.
Впервом и четвертом номерах журнала «Современник» за 1838 г. Плетневнапечатал, без подписи автора, два тургеневских стихотворения:«Вечер» и «К Венере Медицейской». Публиковал он стихиТургенева и после того. Первые произведения, удостоенные печати, не принеслиавтору известности: написанные гладко, они отзывались подражанием слогупрославленных русских поэтов. Внимательный читатель мог найти в них и отголоскипушкинских стихов, и эхо поэзии Жуковского.
Вгоды петербургской студенческой жизни Тургеневу довелось видеть Лермонтова. Вконце 1839 г. Тургенев встретил его на бале-маскараде. Впечатление от этойслучайной встречи хорошо запомнилось будущему писателю; спустя тридцать летсоздавшему выразительный портрет автора «Героя нашего времени»:«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-тосумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от егосмуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странноне согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся егофигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах возбуждалаощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. .Внутренно Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере,куда его втолкнула судьба. На бале ему не давали покоя, беспрестанноприставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почтине сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них своисумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасноевыражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когдакасаются холодных рук моих
Снебрежной смелостью красавиц городских
Давнобестрепетные руки… и т. д.».
Словесноеотделение философского факультета Петербургского университета Тургенев закончилв 1837 г. Он не был доволен полученным образованием, ощущая в своих знанияхзияющие провалы. В то время эталоном считалось образование, полученное вгерманских университетах. В России и Европе была распространена мода нанемецкую философию. Особенно увлекал, завораживал мыслитель Г.Ф.В. Гегель,учивший, что весь мир, все бытие есть развертывание, самовыражение абсолютнойбожественной Идеи. Философия Гегеля способна была примирить туманные юношескиеидеалы Тургенева с действительностью, часто неприглядной и даже отвратительной.Молодой Тургенев, как и большинство его образованных сверстников, был горячимпоклонником Гегеля.
Выборбыл предрешен: весной 1838 г. Тургенев отправился в Германию, чтобы продолжитьобучение в Берлинском университете, где преподавалась гегелевская философия.Тургенев полюбил Германию романтическую – Германию художников и поэтов. Насклоне лет в предисловии к изданию своих произведений на немецком языкеписатель назовет ее своим «вторым отечеством».
Заграницей он близко познакомился с поэтом и мыслителем Н.В. Станкевичем, скоторым был поверхностно знаком еще во время учебы в Московском университете.Подружился с М.А. Бакуниным – в то время еще молодым человеком, пылкимгегельянцем, который позднее станет известным революционером,социалистом-анархистом. Беседы на философские и исторические темы вел с ещеодним знакомым – Т.Н. Грановским, будущим знаменитым историком. В годы,проведенные за границей, укрепилась такая черта Тургенева, как душевныйидеализм – устремленность к миру идеальному, к миру красоты природы, искусстваи любви. Во взглядах на отношения России и Европы Тургенев стал убежденнымзападником: он уверен в превосходстве европейской цивилизации над культурой ипорядками России и считает, что Россия должна учиться у Европы – долго, трудноизбавляясь от невежества, лени, некультурности.
Вернувшисьв 1841 г. в России, Тургенев задумал преподавать философию и сдал магистерскиеэкзамены, дававшие право на защиту магистерской диссертации и на преподавание вуниверситете. Однако этим планам не суждено было сбыться: кафедра философииМосковского университета, на которую намеревался поступить Тургенев, не былавосстановлена, а диссертацию он не написал. 8 июня 1843 г. Тургенев былзачислен на службу в Министерство внутренних дел. В то время в этомправительственном учреждении изучался вопрос о возможности освобождениякрестьян, и Тургенев с энтузиазмом отнесся к будущей службе. Еще готовясь кзанятию должности, он составил записку «Несколько замечаний о русскомхозяйстве и о русском крестьянине», в которой рассуждал о необходимостиреформ в крестьянском хозяйстве и перемен в юридическом положении крестьян.Тургенев был определен «для занятий по особенной канцелярииминистра», его непосредственным начальником был писатель и этнограф В.И.Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».Прослужил Тургенев в министерстве недолго: он быстро разочаровался в полезностисвоей службы. Необходимость неукоснительно исполнять не только служебныеобязанности, но все указания начальства (а В.И. Даль был начальником не толькострогим, но и придирчивым) Тургенева стала тяготить. 18 апреля 1845 г. он вышелв отставку в чине отставного коллежского секретаря. Больше Тургенев никогда нагосударственной службе не состоял.
В1840-х гг. Тургенев стремился играть в обществе роль светского льва: всегдааккуратный, ухоженный, с безукоризненными манерами аристократа. Он жаждалвнимания и успеха, потому часто говорил неестественно, наигранно, манерно; вовремя разговора отдавался во власть фантастических выдумок, ошарашивающих признанийи суждений. Так, однажды он заявил, что перед великими произведениями искусствачувствует зуд под коленями и ощущает, что его икры превращаются в треугольники;когда ему напомнили об этом странном заявлении, Тургенев стал уверять, чтотакого никогда сказать не мог. «Никто, конечно, не смешивал его сХлестаковым, простейшим типом лжи, , который употребляет ложь каксредство обмануть себя и других относительно своей ничтожности, — вспоминалприятель Тургенева, литератор П.В. Анненков. — Цели юного Тургеневабыли ясны: они имели в виду произведение литературного эффекта и достижениерепутации оригинальности».
Первые литературные опыты. Признание
Вапреле 1843 г. была напечатана поэма Тургенева «Параша». Сюжет поэмы– трогательная любовь девушки – помещичьей дочери к соседу по имению. Поэма –своеобразный иронический отголосок пушкинского «Евгения Онегина»:любовь простодушной и чистой провинциалки к разочарованному герою, перваяпрогулка по саду… Но в отличие от Пушкина в тургеневском произведении всёзаканчивается благополучно: герой и героиня поженились, и ее отец «молодымпоставил славный дом». Только это счастье сомнительно, обманчиво – этообыденное благополучие, не более того.
Поэма«Параша» была высоко оценена самым известным и влиятельным критикомтого времени – В.Г. Белинским. Тургенев знакомится с известными литераторами –А.В. Дружининым, Н.А. Некрасовым, И.И. Панаевым. Вслед за «Парашей»он пишет поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845),«Помещик» (1845), повести и рассказы («Андрей Колосов»,1844, «Три портрета», 1846, «Бретер», 1846,«Петушков», 1847), драму «Неосторожность» (1843) и комедию«Безденежье» (1846). Тургенев следует принципам литераторов«натуральной школы», к которой принадлежали Н.А. Некрасов, Д.В.Григорович, И.А. Гончаров, А.И. Герцен. Писатели этого направления изображалипредметы, прежде считавшиеся «непоэтическими»: быт, повседневнуюжизнь разных сословий, описывали своих героев как представителей определенногосоциального типа, уделяли преимущественное внимание влиянию среды,обстоятельств на характер и судьбу человека.
В1847 г. был издан очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», написанный повпечатлениям Тургенева от охотничьих путешествий летом и осенью 1846 г. полесам и полям Орловской, Калужской и Тульской губернии. В тургеневском очеркедва персонажа – Хорь и Калиныч – были изображены не просто как представителисоциального типа русского крестьянина. Это две личности со своим сложнымвнутренним миром. Тургенев открыл читателю русского крестьянина как воплощениенациональной души. На страницах «Хоря и Калиныча» и других очерковТургенева, которые были вместе изданы отдельной книгой под названием«Записки охотника» в 1852 г., крестьяне обрели свой голос: ониговорили собственным языком, непохожим на манеру повествователя-дворянина. Онивыражали мысли и чувства, отличные от идей и эмоций образованных людей извысших сословий; в то же время эти мысли и чувства были понятны читателю. Автор«Записок охотника» живо и зримо воссоздал быт и нравы крестьянской ипомещичьей России, его книга была воспринята как художественный протест противсуществования крепостного права. Очерки из «Записок охотника» былиприняты обществом с воодушевлением. Их ценителями были и оппозиционнонастроенные к власти литераторы, и наследник престола великий князь АлександрНиколаевич – будущий освободитель крестьян.
Воктябре 1843 г. в Петербург приехала с гастролями двадцатидвухлетняяфранцузская оперная певица, испанская цыганка по происхождению, Полина Виардо.28 октября она давала концерт в доме поэта и преподавателя литературы А.А.Комарова. Ее встречали восторженно: когда певица вышла на сцену, ееприветствовали оглушительными нескончаемыми аплодисментами; Виардо долго немогла начать концерта. Свое выступление она закончила русской песней – романсомАлябьева «Соловей». Среди восторженных слушателей был и Тургенев.Несколькими днями позже Комаров представил Тургенева Полине Виардо на еепетербургской квартире, сказав: «Это – молодой русский помещик, славныйохотник и плохой поэт».
Тургенев,преклонявшийся перед женской красотой, полюбил Полину Виардо на всю жизнь — чувством, исполненным не столько страсти, сколько преклонения. Он последовал занею и ее семьей (госпожа Виардо была замужем) во Францию, как верныйрыцарь-паладин, он сопровождал ее в турне по Европе. Отныне его жизнь быларазделена между Россией и Францией, где жила прославленная певица. Первогопоцелуя он ждал два года. И только в июне 1849 г. в имении Виардо КуртавнелеПолина стала его возлюбленной...
Первыйраз Тургенев последовал за Полиной Виардо за границу в 1845 г. и вслед за нею,вернулся в Россию. (Виардо опять приехала в Петербург с гастролями). Второй разТургенев отправился за нею в январе 1847 г. и вернулся в Россию только летом1850 г. Возвращение было нерадостным. Маменька наотрез отказывалась выдатьИвану и его брату Николаю необходимые им средства, получаемые от доходов с ееимений. Братья остро нуждались, но Варвара Петровна готова была разделитьимение лишь в случае, если они будут послушны ей. С деспотичностью страстно и,как ей казалось, безответно любящей матери она упрекала Ивана в любви к«проклятой цыганке» и в праздности – считая единственно достойным егородом занятий государственную службу. Однажды Варвара Петровна, разгневанная насына, швырнула его портрет на пол изо всех сил, так что разбилось стекло, инесколько месяцев не велела его поднимать с пола. Мать и сыновей примириласмерть: Варвара Петровна умирала тяжело, задыхалась. Перед смертью она велелаоркестру в соседней зале играть веселые польки: так ей было легче умирать. Онаскончалась в Москве 16 ноября 1850 г. Сын Иван был извещен о болезни материслишком поздно и не успел с нею проститься.
Вконце февраля 1852 г. Тургенев узнал о смерти Н.В. Гоголя. Тургенев был с нимзнаком, хотя и не близко; Гоголь высоко ценил автора «Параши» и«Хоря и Калиныча» и считал самым даровитым из молодого поколенияписателей. Тургенев откликнулся на смерть создателя «Ревизора» и«Мертвых душ» некрологической заметкой, которую предложил в газету«С.-Петербургские ведомости». Председатель цензурного комитета М.Н.Мусин-Пушкин запретил печатать тургеневскую заметку, назвав Гоголя«лакейским писателем» и добавив, что не допустит появления в печатикаких бы то ни было статей об этом литераторе. Впрочем, Мусин-Пушкин не объявилТургеневу официального запрета на печатание некролога где бы то ни было. ТогдаТургенев, резонно решивший, что запрет Мусина-Пушкина касается только«С.-Петербургских ведомостей», переслал некролог в газету«Московские ведомости». 13 марта заметка «Письмо из Петербурга»за подписью «Т…….ъ», которая не могла никого обмануть, появилась вгазете «Московские ведомости».
«Гогольумер! – писал Тургенев. – Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Онумер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам всё еще не хочется ейверить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит наконецсвое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, — пришла эта роковая весть! Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеемправо, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, которыйсвоим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мыгордимся как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, вразгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из егопредшественников… Его утрата возобновляет скорбь о тех незабвенных утратах, какновая рана возбуждает боль старинных язв».
НекрологТургенева не содержал никаких предосудительных мыслей. Правда, в печати непринято было (пусть даже в форме намека) вспоминать о дуэли, приведшей к гибелиПушкина; равно нежелательны были напоминания о смерти Лермонтова на поединке(кстати, и государь император Николай Павлович автора «Героя нашеговремени» сильно не любил). Тургенев же об этих двух безвременных смертяхсказал, пусть и глухо, а Гоголю придал великое значение общественное.Мусин-Пушкин поспешил расправиться с составителем заметки о Гоголе: кимператору было отправлено всеподданнейшее донесение о неблагонадежномлитераторе, будто бы осмелившемся нарушить указание председателя цензурногокомитета, строго запретившего печатать статьи о кончине литератора Гоголя. 16апреля Тургенев был посажен на месяц под арест в полицейскую часть, после чегосослан в свое имение Спасское-Лутовиново без права покидать пределы Орловскойгубернии. Спустя полтора года по прошению ссыльного ему разрешили покинутьСпасское, но право выезда за границу предоставили только в 1856 г.
Вовремя ареста и ссылки Тургенев написал повести «Муму» (1852) и«Постоялый двор» (1852). В конце 1840-х – середине 1850-х гг. им былисозданы повести «Дневник лишнего человека» (1850), «Дваприятеля» (1853), «Затишье» (1854), «Переписка»(1854), «Яков Пасынков» (1856). Персонажи, созданные в повестяхТургенева, возвышенные и наивные идеалисты, терпящие неудачу в стремлениипринести пользу обществу или обрести счастье в любви. Герои Тургенева, которыхкритика нарекла «лишними людьми», воспользовавшись выражением иззаглавия его повести, — дальние потомки романтических героев, изображенные, вотличие от своих литературных прародителей, без возвышающего пафоса – как живыехарактеры, окруженные бытом, действующие в повседневных обстоятельствах.Тургеневский «лишний человек» изображен критически – ему свойственныи безволие, и эгоцентризм.
ПриобретеннуюТургеневым к середине 1850-х гг. славу упрочил роман «Рудин»,законченный в Спасском-Лутовинове за семь недель 1855 г. В своем первом романеТургенев попытался воссоздать тип современного человека – мыслителя и идеолога.Рудин, главный герой произведения, — «лишний человек», показанный и всвоей привлекательности, и в слабости одновременно. Создавая этот образ,писатель наделил его чертами М.А. Бакунина, с которым познакомился в годы учебыв Германии и с сестрой которого, Татьяной, у него был идеальный, платоническийроман в начале 1840-х гг. Рудин умен, он говорит с пафосом пророка; и говоритвещи справедливые и очень важные. Но он слабоволен, и проповедь свободыоборачивается фразерством. Рудин не выдерживает своеобразного испытания любовью:когда юная Наталья Ласунская влюбляется в него, тот пасует, боясь бороться заэту любовь, за соединение с любящей. Наталья – первая среди женских персонажейТургенева, названных критиками «тургеневскими девушками». Это чистыеи сильные, самозабвенно любящие натуры. После «Рудина» испытаниелюбовью и неспособность героя найти счастье в любви или невозможность соединитьсудьбу с судьбой любимой женщины станут неотъемлемыми чертами почти всехнаписанных Тургеневым романов.
Историястаринного дворянского рода, изображение героя – дворянина, укорененного врусской духовной почве (Лаврецкий), трогательная, светлая и по роковой волеобстоятельств обреченная на горе любовь героя и героини (Лаврецкий и ЛизаКалитина) – таковы темы «Дворянского гнезда» (1858), второготургеневского романа. Поэзия любви, бережное, исполненное тонкости и изяществаизображение переживаний героев, одухотворение мира природы – эти отличительныеособенности тургеневского стиля наиболее отчетливо выражены, возможно, именно в«Дворянском гнезде». Они свойственны и нескольким повестям, созданнымпримерно в одно время с романом. Это «Фауст» (1856), «Поездка вПолесье» (1853-1857), «Ася» (1860), «Первая любовь»(1860).
Роман«Дворянское гнездо» был встречен весьма доброжелательно. Его хвалиликритики (в том числе такие известные, как П.В. Анненков, А.А. Григорьев, Д.И.Писарев), им восторгались читатели. Иная участь ждала следующий тургеневскийроман, «Накануне», начатый спустя пять месяцев после издания«Дворянского гнезда» и вышедший в свет в 1860 г. В центре новогоромана – «тургеневская девушка» Елена Стахова, решительная, смелая,преданно любящая. Она полюбила болгарина, революционера Инсарова, посвятившегосебя освобождению отечества от власти турок. Ни один из русских молодых людей, ухаживающихза Еленой, не удостаивается ее выбора. Заканчивается история любви Инсарова иЕлены, как обыкновенно у Тургенева, трагически: молодой болгарин умирает,Елена, ставшая его женой, решает посвятить себя делу покойного мужа.
Романвызвал разноречивые оценки. Консервативно настроенные критики (Н.Ф. Павлов,М.И. Дараган) упрекали автора в оправдании безнравственного поступка Елены,которая еще до брака отдается Инсарову. Радикально-демократическая критикаоценила роман достаточно высоко. Молодой критик журнала «Современник»Н.А. Добролюбов написал о романе статью под многозначительным заглавием«Когда же придет настоящий день?». Признавая достоинства излободневность произведения, Добролюбов отвергал заключенную в романе мысль о необходимостиобъединения всех сил России, желающих перемен в судьбе страны. Тургенев былсторонником реформ, и Болгария, в которой все сословия объединены однимжеланием – желанием свободы, была показана как пример для России. Добролюбовисповедовал веру в революцию и отвергал либеральную идею реформ. В статье онпоучительным тоном выговаривал автору романа, где и в чем тот не прав.
Тургеневпришел в ярость. Он пытался остановить печатание статьи в«Современнике», но Некрасов, издатель и редактор журнала, принялсторону Добролюбова. Радикально-демократические издания печатали на своихстраницах тексты с ехидными и скандальными намеками на обстоятельства личнойжизни Тургенева. «Свисток», сатирическое приложение к«Современнику», упоминал об известном писателе, который «следуетв хвосте странствующей певицы» и «устраивает ей овации на подмосткахпровинциальных театров за границей». Тургенев разорвал все отношения с«Современником», в котором печатался многие годы. Молодое поколениеуже не видело в нем кумира, выразителя своих идеалов.
«Отцы и дети». Поздняя проза
Роман«Отцы и дети», написанный в 1860-1861 гг. и в 1862 г. напечатанный вжурнале М.Н. Каткова «Русский вестник», критикой и большинствомчитателей понят и оценен не был. Тургенев попытался объективно, без гнева ипристрастия, изобразить героя новой эпохи – молодого человека, радикальнонастроенного разночинца, приверженца взглядов, которые автор назвал нигилизмом.Нигилист Базаров отрицает искусство, красоту, любовь. Тургеневский геройисходит из критериев пользы и здравого смысла. Он атеист, он убежден, чтодостоверны и ценны только знания, предоставляемые естественными науками иподтверждаемые опытом. Убежденный в исторической правоте поборников новых идей,Базаров презирает и третирует, в лице Павла Петровича Кирсанова, староедворянство, претендующее на то, чтобы определять судьбу России. Базаровуроманист придал некоторые черты, свойственные радикально настроеннымразночинцам – Н.А. Добролюбову и случайному знакомому, врачу Дмитриеву.
Ихотя Павел Петрович Кирсанов, человек тургеневского поколения и, подобно самомусочинителю, потомственный дворянин, изображен с большой долей жестокой иронии,местами почти сатирически, а в Базарове автор видит и силу воли, и мужество,проявляемое в преддверии смерти, радикально-демократическая критика истолковалароман как пасквиль на «молодое поколение». Об этом писал в«Современнике» М.А. Антонович, это утверждали Н.Г. Чернышевский иМ.Е. Салтыков-Щедрин. А.И. Герцен, давний знакомый Тургенева, политическийэмигрант, издававший за границей оппозиционную социалистическую газету«Колокол», также оценил «Отцов и детей» как пасквиль намолодых прогрессистов-радикалов, приверженцев свободы. Автору припомнили игрубость Базарова, и кажущееся бессердечие по отношению к родителям.Исключением в стане радикальной прессы был одинокий голос критика Д.И.Писарева, признавшего верность и точность Базарова как собирательного портрета«нигилистов» и поставившего автору в заслугу объективность этогообраза.
Небыли довольны и консерваторы; издатель «Русского вестника» Катковсчитал, что автор «Отцов и детей» сильно польстил Базарову, которыйвызывает некоторую симпатию у читателей.
Насамом же деле Базаров во многом подобен прежним героям Тургенева – «лишнимлюдям». Он одинок и по-настоящему не понят, ему не суждены ни славноеобщественное поприще, ни радость разделенной любви. В этом трагическая судьбанигилиста напоминает несчастливую жизнь его яростного антагониста, ПавлаПетровича Кирсанова. Счастье выпадает не им, а тем, кто способен просто жить ирадоваться жизни – Аркадию и его отцу Николаю Петровичу. Но перспективы русскойобщественной жизни в трактовке Тургенева туманны и не внушают оптимизма:неизвестно, как и кому подступиться к преобразованиям, которых ждет страна.
Однаков правительственных кругах Тургенев имел репутацию человека, питавшегопредосудительную слабость и симпатию к идеологам радикализма и проповедникамреволюции. Весной 1863 г. русский посол в Париже настойчиво посоветовал емуобратиться с письмом к государю, чтобы оправдаться от обвинений впредосудительных встречах с Герценом и другим русским эмигрантом, Н.П.Огаревым. Тургенев послушался совета. Ему было велено дать ответы на рядвопросных пунктов и вернуться в Россию. Дело рассматривалось в Сенате, назаседании 28 января 1864 г. Тургеневу разрешили выехать за границу, а 1 июня онбыл окончательно оправдан. В радикальных кругах поведение писателя сочлитрусостью, Герцен иронизировал над ним на страницах «Колокола».
Мотивамиразочарования в жизни, во всех ее ценностях, включая столь дорогие Тургеневулюбовь и искусство, проникнута повесть-миниатюра «Довольно» (созданав 1862-1864 гг., издана в 1864 г.): всё теряет смысл перед лицом слепой инеумолимой Смерти.
Повествовательиз этого произведения, отразившего умонастроения, овладевшие писателем в начале1860-х гг., в отчаянии восклицает: "«Довольно!» – полнометаться, полно тянуться, сжаться пора: пора взять голову в обе руки и велетьсердцу молчать. Полно нежиться сладкой негой неопределенных, но пленительныхощущений, полно бежать за каждым новым образом красоты, полно ловить каждоетрепетание ее тонких и сильных крыл. Всё изведано – всё перечувствовано многораз… устал я. Страшно то, что нет ничего страшного, что самая сутьжизни мелко-неинтересна и нищенски плоска. Ну да: человек полюбил,загорелся, затрепетал о вечном блаженстве, о бессмертных наслаждениях –смотришь: давным-давно уже нет следа самого того червя, который выел последнийостаток его иссохшего языка".
Мрачнымнастроением проникнут и роман «Дым», написанный в 1865-1867 гг. (онбыл издан в 1867 г.). В «Дыме» Тургенев попытался представитьобширную картину современного русского общества, его идейных настроений. В«Дыме» – несколько относительно самостоятельных, независимых сюжетныхлиний, связанных лишь этим авторским замыслом. Досталось всем: ирадикально-демократическим идеологам, на поверку оказывающимся лишьфразерами-краснобаями (в лице одного из них, Губарева, Тургенев вывел своегознакомого и друга Герцена Н.П. Огарева); и поборникам «старого порядка»,одержимым маниакальной ненавистью к любым переменам и повсюду видящимреволюционную опасность. «Дым» выделяется среди романов Тургеневаоткровенной и желчной сатирой. Любовный мотив в романе: чистое чувство главногогероя, Григория Литвинова, к невесте Тане Шестовой и страсть, влекущая его кдемонической соблазнительнице Ирине Ратмировой. Отдаваясь страсти, Литвиноведва не лишается счастья, сужденного в супружестве с Таней. (Сходный мотив естьв повести «Вешние воды».). Все проходит, все мимолетно, быстротечно,- утверждает писатель; символ этой быстротечности – паровозный дым, стелящийсянад поездом, в котором едет Литвинов.
Романживо обсуждался и критиками, и читающей публикой. " Знаю, чтоменя ругают все – и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенносбоку", — писал автор А.И. Герцену 23 мая 1867 г. Поэт Ф.И. Тютчевнапечатал стихотворение «Дым» – иносказание, в котором высказывалнадежду, что «безотрадный, бесконечный дым», застлавший «могучийи прекрасный лес», – творчество Тургенева – рассеется, и лесснова «зеленеет», «волшебный и родной».
Всередине 1870-х гг. Тургенев создал свой последний роман, «Новь»,который был напечатан в 1877 г. В нем Тургенев изобразилреволюционеров-народников, пытающихся донести свои идеи до крестьян. Писательсочувственно рисует образы пошедших «в народ» Нежданова, Марианны,Маркелова, оценивая их поступки как жертвенный подвиг. Но это подвигобреченных. Правда – на стороне другого героя, Соломина, убежденного, чтоРоссия нуждается в медленном, но последовательном продвижении вперед, а не вреволюционных потрясениях.
Ссередины 1860-х гг. Тургенев почти постоянно жил за границей, бывая на родинелишь наездами. Он выстроил себе дом в немецком курортном городе Баден-Бадене,рядом с домом семьи Виардо. После франко-прусской войны 1870 г. Виардо быливынуждены покинуть Баден-Баден; они поселились во Франции, в местечке Буживале.В Буживаль перебрался и Тургенев. Теперь его жизнь проходит между Буживалем иПарижем, где Полина Виардо с мужем и детьми проводит зимнее время.
В1860-1870-х гг. Тургенев – писатель, достигший европейской известности; онсамый известный из русских литераторов. Тургеневские сочинения переводятся нафранцузский, немецкий, английский языки, в 1879 г. в ознаменование заслугписателя Оксфордский университет присуждает ему звание почетного доктора права.Друзья Тургенева во Франции – знаменитые писатели: Г. Флобер, Э. Золя, Г. деМопассан, А. Доде, братья Гонкуры. На Западе и прежде всего во Франции Тургеневс блеском исполняет роль посланника русской культуры, знакомя литераторов иобразованное общество Франции, Германии, Англии с шедеврами русской изящнойсловесности.
Длярусских, приезжающих во Францию, Тургенев – мудрый учитель жизни, общественныйдеятель, обладающий весомым авторитетным мнением, щедрый меценат, способныйподдержать нуждающихся. К нему постоянно идут паломники из России – начинающиелитераторы, просящие ознакомиться с их сочинениями, молодые люди и девицы,ищущие общественной правды, революционеры… Среди знакомых писателя в это время– народники и народовольцы (П.Л. Лавров, Г.А. Лопатин, П.А. Кропоткин, С.М.Степняк-Кравчинский). Он дает средства на издание революционного сборника«Вперед!».
Многиесовременники, посещавшие Тургенева в доме Виардо, винили знаменитую певицу, втом, что она, привязав к себе писателя, подчинив, оторвала его от родины. Самписатель жаловался на собственную неприкаянную жизнь в беседе с литераторомП.Д. Боборыкиным: «Жизнь моя сложилась так, что я не сумел свитьсобственного гнезда. Пришлось довольствоваться чужим». Но к Полине Виардоон и в старости сохранил любовь-преклоение. В последние годы жизни Тургеневписал лирические миниатюры – стихотворения в прозе (первая часть цикла былаиздана совсем незадолго до его кончины). В одном из стихотворений в прозе,названном «Когда меня не будет…», он писал: «Не забывай меня в часы уединений, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричиннаягрусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг иотыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? –у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы И образ мойпредстанет тебе – и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные темслезам, которые мы, умиленные Красотой, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты,мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!»
Ещес середине 1860-х гг. Тургенев обратился к мистическим мотивам, создав повесть«Призраки» (1864), в которой изображаются странствия героя иполюбившей его женщины по имени Эллис — призрака и вампира – в пространстве ивремени. В своих последних произведениях он также писал о явлениях и отношенияхтаинственных, не постижимых разумом. За ними и закрепилось название«таинственные повести». Это «Сон» (1877), «Песньторжествующей любви» (1881), «Клара Милич» (1883). В повести«Сон» (1877) все размыто, двоится: герой видит странный сон об отце изатем встречает его наяву, сначала живого, потом мертвого; тело утонувшего отцанеобъяснимым образом исчезает… В «Песни торжествующей любви» герой,мертвец, оживленный посредством восточной магии, пытается завоевать любовьгероини. В «Кларе Милич» героиня, Клара, отравившаяся от безответнойлюбви, после своей смерти завладевает душою отвергшего ее Аратова. В повестяхидет трагический поединок Любви, которая жаждет быть вечной, и Смерти,обрекающей любящих на небытие.
Вфеврале 1879 г. Тургенев в очередной раз посетил Россию. Писатель был встреченвосторженно. Признание произошло, примирение с «молодой Россией»состоялась, слава былых лет вернулась к нему. В начале июня 1880 г. он принялучастие в торжествах открытия памятника А.С. Пушкину в Москве. Во времяконцерта в честь Пушкина в зале Дворянского собрания Тургенев от всехлитераторов возложил лавровый венок на голову пушкинского бюста; А.Ф.Писемский, ненадолго сняв венок, поднял его над головой Тургенева, в зале долгорукоплескали и кричали «браво!».
Последнеелето на родине Тургенев провел в Спасском-Лутовинове, где гостил поэт Я.П.Полонский с женой и детьми. В Спасское к Тургеневу приезжал Л.Н. Толстой.Однажды ночью Тургенев постучался в комнату Полонских. Он был очень взволнован,рассказал, что ко нему в окно стучится какая-то птичка. Жена Полонского открылаокно, поймала в руки влетевшую птичку и посадила ее в корзинку. Утром гостьювынесли на террасу, и она упорхнула. Тургеневу этот случай показалсятаинственным, вероятно, он увидел в нем примету своей близкой смерти. Писательсчитал, что умрет в этот год, веря в магию чисел: ведь число «1881»состоит из тех же цифр, что и «1818» – год его рождения. Он ошибся.
Серьезнозаболел Тургенев на следующий год. У него обнаружили рак позвоночника.Последние месяцы его жизни были полны мучений. Тяжелой была и кончина,последовавшая 22 августа 1883 г. по старому стилю, или 3 сентября по стилю,принятому в Европе. Похоронить себя он завещал на Волковом кладбище вПетербурге, возле могилы Белинского, одним из первых оценившего когда-то еголитературный талант.
Утром26 сентября 1883 г. пассажирский поезд с траурным вагоном, в котором находилсягроб с телом Тургенева, отошел от приграничной русской станции Вержболово внаправлении Петербурга. Весь день и всю ночь с понедельника на вторник былоочень ветрено, и шел не переставая холодный дождь. Но толпы людей на станциях,где поезд делал остановки – в Ковно, в Вильне, в Динабурге, в Острове, вПскове, куда прибыли в два часа пополуночи, – встречали состав, желаяпроститься с великим писателем. Когда утром во вторник поезд приближался кПетербургу, дождь перестал, и яркое солнце заливало всё вокруг.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gambler.ru