Реферат по предмету "Литература и русский язык"


И.Бунин о Л.Толстом-художнике

Ничипоров И. Б.
Втворческом сознании И.Бунина происходило постепенное формирование целостноговосприятия личности Л.Толстого – от частных дневниковых записей разных лет кроману «Жизнь Арсеньева», где выражается восхищение перед силой кактолстовского чувствования прелести земного естества, так и в не меньшей степениего пронзительных интуиций о тайне смерти. Итоговым на этом пути явилосьхудожественно-философское эссе «Освобождение Толстого» (1937). Данноепроизведение представляет глубокое онтологическое и одновременно эстетическоеисследование жизни и творчества Толстого, образует сферу диалога двуххудожников, становясь для автора актом «узнавания» себя в «другом»[i].Чрезвычайно значимые для Бунина «поиски художника, сумевшего «освободиться» отсмерти… привели писателя к Толстому, ставшему героем самого сложного исвоеобразного его произведения»[ii]. Сквозь призму бунинского осмысления влейтмотивной структуре повествования воссоздаются фрагменты художественных, дневниковых,публицистических произведений Толстого, предпринимаются многоразличныемемуарные экскурсы.
Внаучном изучении книги Бунина о Толстом традиционный приоритет отдается еерелигиозно-философской проблематике, в тени которой остаются эстетическиепрозрения о тайне творческой индивидуальности. При этом сам Бунин именно взеркале творчества, в созданных Толстым образах обозревает перипетии егожизненного пути и философских исканий. Симптоматично, например, что, «узнав осмерти Толстого, автор книги вспоминает не его нравственные проповеди, а егохудожественные творения»[iii], само же образное понятие «освобождения»«становится и категорией эстетической, открывающей глубинные процессытворческой деятельности настоящего художника»[iv].
Структурапроизведения подчинена кольцевому композиционному принципу, который нацеливаетна постижение длительной и драматичной борьбы Толстого как личности, художникаи мыслителя за «освобождение» от «этого временного и телесногосуществования»[v]. В экспозиции диалектическое взаимодействие и противостояниеискомого «освобождения» и вынужденного «подчинения» личности видимым формамбытия ярко иллюстрируется ключевыми моментами жизненных исканий князя АндреяБолконского. Показательна ощущаемая им во время пения Наташи «страшнаяпротивоположность между чем-то бесконечно великим и неопределенным, бывшим внем, и чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она». Это ипоследующее, не раз припоминаемое Буниным изображение того, «как умирал князьАндрей», устремляясь в область «вечной любви», отрекаясь от земной жизни иобретая «освобождение» от страха смертного конца. Переживаемое толстовскимгероем «пробуждение от жизни» с ее неразрешимыми диссонансами проецируется вэссе на сокровенные устремления самого автора романа, который, томясь«противоположностью» явленного и сущего «с рождения до последнего вздоха», утвердил,по Бунину, «вызывающее презрение к общепринятому[vi], тоже идущее из жажды «освобождения»,борьбы с «подчинением»».
Сопорой на названные мировоззренческие доминанты творческой личности героя книгиБуниным разворачивается многослойный сюжет ухода-освобождения Толстого.Первичным уровнем этого сюжета становятся символически и мистически трактуемыебиографические реалии – от легендарной истории о «зеленой палочке», неосуществленныхпопыток разрыва с установившимися жизненными ритмами до финального «ухода», постижениеявных и скрытых обстоятельств которого оказывается в бунинском эссе стержневым.От внешних фактов исследование данного «сюжета» простирается к уяснению егобытийных, творческих оснований.
Взнаменитом толстовском делении биографии на семилетние фазисы Бунинымпрозревается особое художническое чувство Пути – от жизни «только для своихстрастей» – к служению для блага людей – и в конечном итоге к слиянию суниверсальным Всебытием, осуществлению Царствия Божьего, обретению «чистотыБожеской сущности во мне». Преодоление многотрудных вех избранного путисопрягается Буниным с антропологическими интуициями Толстого-художника имыслителя. Крепнущее ощущение недостаточности рациональных ресурсов освоениябытия («все больше и больше сознаю то, что нельзя понимать, а можно толькосознавать») переходит в драматичное переживание собственной личности какпрепятствия на пути к Всеединому, ибо «личность есть то, что мешает слияниюмоей души со Всем».
Роднящейавтора и героя эссе выступает дерзновенная творческая мечта достичь, в томчисле и через сотворение особой художественной реальности, радикальногопреодоления диктуемых эмпирической действительностью пространственно-временныхи причинно-следственных закономерностей («зачем пространство, время, причинность?»).Проникновение в тайну поэтического образа становится залогом «освобождения» отдиктата зримых очертаний бытия и укрепляет художника в убеждении, что «веществои пространство, время и движение отделяют меня и всякое живое существо от всегоБога».
Творческоепреодоление власти земных пространства и времени ассоциируется у Бунина состихией Прапамяти. В толстовских высказываниях о душе, тайне творчества авторэссе настойчиво подчеркивает действие глубинных токов Прапамяти, чторасценивается им в качестве неотъемлемого свойства истинно художнической натуры,«вдруг явившей в себе особенно полный образ своего дикого пращура со всейсвежестью его ощущений, со всей образностью его мышления и с его огромнойподсознательностью… безмерно обогащенной за свой долгий путь, и уже с огромнойсознательностью». На основе автореминисценций из бунинской лирико-философскойпрозы в эссе выстраивается мистическая концепция творческой личности: «Это люди,одаренные великим богатством восприятий, полученных ими от своих бесчисленныхпредшественников, чувствующие бесконечно далекие звенья Цепи, существа… дивновоскресившие в своем лице силу и свежесть своего райского праотца, еготелесности».
Вовнешнем облике Толстого, который запечатлен в эссе с разных точек зрения, посредствомлейтмотивных портретных зарисовок, автор, учитывая значительный опытпортретирования, накопленный психологической прозой ХIХ в., отмечает влияниеособого рода наследственности, близость к «типу атавистическому, пещерному, гориллоподобному,страстному, животолюбивому и отличающемуся богатой и сильной образной речью».Это и «зоологический жест» Толстого, и «нечто зоологическое» в его манередержать перо, и «бугры бровных дуг», которые «надвинуты на глаза», и «волчьи», «пристально-пытливыеглаза, твердо сжатые зубы», и большие, «деревенски-дворянские» руки… Подобнойроссыпью штрихов порождается эффект «избыточной», не укладывающейся винтерпретационное поле детализации. Загадка соотношения и порой разительногонесоответствия явленного и глубинного, эмпирического и эстетического измеренийтворческого процесса приоткрывается в парадоксальном соположении портретовписателя и созданных им в это же время произведений. Так, на изображениях 60-гг. «позы у него непринужденные, гордо-красивые, глаза барски-презрительные, внебрежно брошенной руке папироса… Дивишься, глядя… на эти портреты: ведь в этигоды писалась «Война и мир» – Наташа и Петя Ростовы, Пьер и смерть «маленькойкнягини», последняя встреча Наташи с князем Андреем, их любовь, его умирание…».
ПоБунину, «звериная» первобытность, вырастание из земных корней бытияантиномически сочетаются в личности Толстого с не менее ярко выраженнымиутонченностью вкуса и изысканностью артистической натуры, что ведет автора эссек прорисовке контуров эстетического идеала: «Простота и царственность, внутреннееизящество и утонченность манер сливались у Толстого воедино». Многие коллизиижизни и творчества писателя прямо или косвенно мотивируются Бунинымдиалектическим соприкосновением, подчас столкновением «первобытности…физической и духовной основы» – и «сосредоточенности самого тонкого и самогобогатого развития всего того, что приобрело человечество за всю свою историю напутях духа и мысли».
Сложные,подвижные во времени отношения между обозначенными полюсами художническогосклада Толстого вызывали подчас мучительное противоречие «между неповторимой индивидуальностьюи желанием раствориться во всеобщем»[vii], а в собственно творческом планенаходили отражение в осмыслении темы смерти. Опираясь на широкий кругдневниковых записей Толстого и проникая в образный мир его произведений разныхпериодов, Бунин скрупулезно воссоздает грани толстовского опыта постижения иизображения смерти. Значимыми с этой точки зрения оказываются и «упоениепрелестью сил земных», и мечта уйти из жизни в безболезненной простоте, подобно«всякому свободному зверю», и «величайшая острота его чувствования всяческойплоти земной», которой пронизаны созданные им «изумительные изображения всегоматериального, плотского – и в природе и в человеке». Гениальный «физиологизм»образного мира Толстого щедро проиллюстрирован в эссе «телесными» ассоциациямив «Казаках», «Холстомере», «Анне Карениной», «Крейцеровой сонате» и – особеннокрасноречиво – эпизодом, где раненый князь Андрей, принесенный на перевязочныйпункт, переживает потрясение от «одного общего впечатления обнаженного, окровавленногочеловеческого тела».
Вместес тем, делясь опытом «медленного» чтения соответствующих эпизодов из «Детства»,«Трех смертей», «Холстомера», «Войны и мира», Бунин прослеживаетразнонаправленные пути художественно-философского освоения Толстым этой темы. Вглядываниегероя «Детства» в черты лица умершей матери позволяет ощутить, как из «силыизобразительности внешнего… исходит истинный ужас внутреннего» и впоследствииоборачивается «беспощадностью… в писании земных «историй»», котораяпросматривается, в частности, и в «Трех смертях», и в знаменитой «историилошади». Страстные, наиболее рельефно запечатленные в эволюции князя Андреяпоиски преображающего понимания смерти в качестве пути «к чему-то высокому», кдостижению «истинной – внепространственной и вневременной – жизни» балансируютв художническом миросозерцании Толстого на грани неизживаемых сомнений восмысленности смерти («весь свой век ужасался ей, не принимал ее»), «ужасаперед «перстью», обреченной возвратиться в землю», «остроты чувства обреченности,тленности всей плоти мира».
Размышленияавтора эссе о том, как уже в ранней повести «Детство» Толстым нащупывалась тема,которая станет одной из ключевых в его творчестве, где все будет«переоцениваться… прежде всего под знаком смерти» – «то подобно Анне передсамоубийством, то подобно князю Андрею на Аустерлицком поле», – выводят кпостижению интуитивной природы творческого дара.
Основополагающейв раздумьях о Толстом-художнике становится у Бунина антиномия рационального ииррационального способов познания бытия. «Целые томы дневников, исповедей», продиктованныевнутренним императивом неустанной, вплоть до смертного одра, мыслительнойработы («надо, надо думать!»), потребностью преодолеть «восемьдесят тысяч верствокруг себя»; восхищенные воспоминания писателя о том, как его старой няньке встуке часов слышалось немолчное вопрошание «кто ты – что ты?», – осмысляютсяБуниным в контексте уяснения природы совершенно особого толстовскогохудожнического «думанья». «Ненормальным», то есть пребывающим вне плоскостирациональных мотивировок, было, по Бунину, «количество его ежедневных записей освоих мыслях, о чувствах и поступках», отражавших метания «гипертрофированной»совести. Но доведенные до абсолюта «излишняя восприимчивость и склонность канализу» прочерчивали в глазах самого Толстого «безвыходный круг анализа своихмыслей», подводили к тому, что, «возносясь все выше и выше в область мысли, вдругпостигаешь всю необъятность ее».
Отвергаярасхожие еще со времен прижизненной критики суждения о Толстом – «сынепозитивного века и… позитивисте», Бунин обнаруживает, как в лабиринтахтолстовского «умствования» рациональный анализ, достигая своего предела, парадоксальнымобразом переходил в ощущение метафизической и гносеологической бездонностибытия и собственного «я», что открывало путь мощным прозрениям в сферехудожественной антропологии: «Чтобы жизнь имела смысл, надо, чтобы цель еевыходила за пределы постижимого умом человеческим… Мое Я стремится расширитьсяи в стремлении сталкивается со своими пределами в пространстве… Что есть этосознание? Если оно чувствует пределы, то это значит, что оно по существу своемубеспредельно и стремится выйти из этих пределов».
Прорывиз сковывающих рамок своего «я» осуществлялся Толстым посредством порожденияхудожественного мира, густо населенного многоразличными персонажами.Заинтересованно подхватывая выразительное суждение сына писателя о том, что «онсостоял из Наташи Ростовой и Ерошки, из князя Андрея и Пьера, из старикаВолконского и Каратаева, из княжны Марьи и Холстомера», – Бунин переносит его вобласть психологии творчества, задумываясь в своем эссе о загадке соотношенияавторского «я» и созданных им героев; творца и его субъективных и объективныхвоплощений и преломлений в эстетической реальности; о границах творческойличности, пределах действия ее осознанной воли; о сопряжении в нейбиографического и образно-эстетического планов.
Бунинсвязывает искомое Толстым расширение собственного «я» с творческой потребностьюв достижении глубинного знания о человеке, которое проистекало бы изпоследовательного разоблачения его «мнимой высоты», горделивого, индивидуалистическогоотъединения от всеобщего хода бытия. Подобное развенчание кажимостей вжизненных взглядах персонажей обладало значительной художественной силой, посколькувыступало для писателя проекцией сходных действий в отношении самого себя:«Взять Наполеона, Пьера, князя Андрея и разоблачить мнимую высоту их положенийи самооценок, лишить их «особенности», показать на них, что сущность жизни вневременных и пространственных форм, смешать их с комарами и оленями; сделать этои с самим собою… Умирающий кн. Андрей, Пьер в плену у французов, о.Сергий, самТолстой… Наиболее заветной художественной идеей его было, думается, это: взятьчеловека на его высшей мирской ступени (или возвести его на такую ступень) и, поставивего перед лицом смерти или какого-либо великого несчастия, показать емуничтожество всего земного, разоблачить его собственную мнимую высоту, егогордыню, самоуверенность».
ИменуяТолстого «великим поэтом» и выделяя даже в стилевой ткани его дневников «новыедля литературы того времени слова», которые связаны, в частности, схарактерными для образного языка рубежа столетий синэстетическимиэкспериментами («счастливый, белый весенний запах»), Бунин в то же времяподчеркивает роднящую его с Толстым органичную «правдивость» языка, чуждогобеллетристических красот. В полемике с модернистской абсолютизацией«жизнетворческих» возможностей искусства[viii] автор эссе сочувственновоспроизводит услышанные им от Толстого скептические суждения о возвеличениитворчества: «Пишите, пишите, если очень хочется, только помните, что это никакне может быть целью жизни…». Ниспровержение ложных кумиров и мнимостейосознается тем самым как важнейший импульс всей толстовской эстетики.
Такимобразом, значимое для эссе Бунина «Освобождение Толстого» взаимопроникновениехудожественного и философского дискурсов, жизненной и эстетической реальностейпредопределило интереснейшие выходы от метафизических аспектов толстовскогомировоззрения к постижению коренных антиномий его творящего духа, коригинальному контекстуальному прочтению многих его произведений. Интуитивноосваивая сферу психологии творческой деятельности, Бунин ставит вопросы охарактере отражения религиозно-философских устремлений в образной тканитолстовской прозы; о синергии осознанного, интуитивного и стихийного, уводящегов недра Прапамяти начал в личности художника и в динамике его творческого акта;о соотношении авторского «я» и внутренних миров созданных им персонажей; охарактеризующем художническую натуру Толстого напряженном взаимодействии«звериной», причастной плоти бытия «первобытности» – и утонченного вкуса ксложнейшим интеллектуально-эстетическим исканиям.
Список литературы
 [i]Подробнее о диалоге двух художников в «Освобождении Толстого» см.: НичипоровИ.Б. «Поэзия темна, в словах не выразима…» Творчество И.А.Бунина и модернизм.М., 2003. С.215 – 224.
[ii]Бердникова О.А. Личность творца в книге И.А.Бунина «Освобождение Толстого» //Царственная свобода. О творчестве И.А.Бунина. Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1995.С.79.
[iii]Там же. С.91.
[iv]Там же. С.93.
[v]Бунин И.А. Собр. соч. В 6 т. М., 1996. Т.6. С.139. Далее текст «ОсвобожденияТолстого» приводится по этому изд.
[vi]Здесь и далее курсив в цитатах принадлежит И.А.Бунину.
[vii]Кормилов С.И. И.А.Бунин о противоречиях Л.Н.Толстого // Центральная Россия илитература русского зарубежья (1917 – 1939). Исследования и публикации:Материалы междунар. науч. конф. Орел, 2003. С.17.
[viii]Ничипоров И.Б. Указ. соч. С.21 – 50.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации
Реферат Капская горлица
Реферат Морская блокада Юга
Реферат Александр I человек и государь
Реферат Арендодатель предоставляет Арендатору во владение и пользование жилое помещение (квартиру) под номером, находящуюся по адресу
Реферат Оценка производственных запасов на предприятии и пути их оптимизации
Реферат Українське телебачення в 1991-2000 роках: Становлення, функціонування, правова база
Реферат Текст справки экскурсовода для туристов на Кавказские Минеральные Воды
Реферат Поклонение волхвов
Реферат Современные способы страхования валютных рисков. Форвардные, фьючерсные, опционные сделки, сделки своп
Реферат Assimilation In Schools Essay Research Paper I
Реферат Черчилль, Джон, 1-й герцог Мальборо
Реферат Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера
Реферат Совершенствование учета затрат
Реферат Химические способы очистки поверхностей полупроводниковых пластин