Д. Дилите
Эпохаэллинизма подарила миру еще один новый жанр — роман. Термин «роман» —не греческий, он появился поздно, в Средние века, когда романами началиназывать повествования, написанные на романском языке. Греки свои сочиненияназывали книгами, повествованиями и т. п. По словам А. Лески, на датировкуникакого другого жанра так не повлияли папирусные находки, как на датировкуромана [10, 957]. Дело в том, что около ста лет придерживались мнения XIX века,что греческие романы восходят ко времени заката античности — к IV или V вв. н.э. [13, 178—265]. Найденные в последние десятилетия папирусы с отрывками изроманов заставляют ученых изменить мнение. Теперь считается, что роман появилсяв III в. до н. э., а автор самого раннего из полностью сохранившихся романовХаритон жил в конце II в. до н. э. или в I в. до н. э. [4, 204]. Таким образом,греческий роман, по-видимому, с хронологической точки зрения не был слишкомотдален от своих корней — «Воспитания Кира» Ксенофонта, в котором мыдолжны бы искать зачатки этого жанра.
Потематике античные романы обычно группируют следующим образом: 1) исторические;2) мифологические; 3) путевые; 4) утопические; 5) любовные и приключенческие;6) христианские; 7) биографические; 8) комические и сатирические [6, 5].Некоторые исследователи не считают романами биографические, исторические иподобные повествования. По мнению Б. Э. Перри, романами следовало бы считатьтолько те произведения, которые имеют литературные и художественные цели, а несочинения с пропагандистскими или информационными установками. Ученый уверен,что романом следует считать длинное прозаическое повествование, доставляющеечитателям удовольствие или побуждающее их духовно совершенствоваться. Цельюромана является он сам, то есть повествование само по себе, а не передачаисторических, научных или философских знаний. Это рассказ о событиях из жизни иличном опыте одного или нескольких людей, окрашенных их интересами и чувствами[12, 44].
Непускаясь в споры, опустим произведения других групп, сохранившиеся чаще всеготолько в виде сокращенных пересказов и фрагментов, и остановимся на романахлюбовных и приключенческих, которые обычно и считаются истинными греческимироманами. Полностью сохранились следующие произведения: «Херей иКаллироя» Харитона, «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского,«Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Дафнис и Хлоя» Лонгаи «Эфиопские рассказы» Гелиодора.
Схемасюжетов любовных и приключенческих романов одинакова. Бесконечно прекрасныеюноша и девушка необыкновенно горячо и верно любят один другого. Какие-либовраждебные силы их разлучают перед свадьбой или только успевших пожениться. Онипереживают множество страданий и приключений, пока наконец роман незаканчивается пиром в честь свадьбы или встречи.
Длялюдей эпохи эллинизма было характерно чувство географического пространства,бесконечных далей. После завоеваний Александра Великого мир оказался большим,родственники часто жили не в одной и той же стране, путешествовали купцы иученые, царские посланники и искатели приключений. Поэтому герои греческихроманов, бегущие от опасностей или увозимые силой, обычно объезжают едва ли невесь мир. Традиционные черты романа — это мнимая смерть, кораблекрушение,пиратские нападения, благородные или жестокие грабители, тюрьма, продажа врабство. Когда действующие лица попадают в тупик, на помощь приходят вещие сныили хитроумные волшебники.
Написанныепо одной и той же модели греческие романы — это не сборники банальностей, какможет показаться с первого взгляда. Они имеют положительное значение не толькокак сочинения, оказавшие, по словам М. Бахтина, влияние на европейский романвплоть до XIX в. [26, 184], но и как произведения, проповедующие вечныеценности. В этих романах многократно меняется положение главных героев: онистановятся пленниками, рабами, им угрожает смерть, которой удается избежатьтолько в последнее мгновение, однако, не успев порадоваться, они опять попадаютв какую-либо опасную ситуацию. Так продолжается до самого конца сочинения. Темне менее слезы, мучения, страх и множество других испытанных чувств вовсе неменяют ни внешности, ни внутреннего мира героев. В конце романа они встречаютсятакими же юными и прекрасными, так же горячо и верно любящими друг друга, как ив начале. Ни их характеры, ни любовь не приобретают новых черт. Это ихпостоянство и стойкость не могут не вызывать уважения. Люди эпохи эллинизма, неимея возможности проявить мужество в защите общественных дел, идею героизмапереносят в область личных отношений. Герои романа мужественно хранят изащищают чувство своей любви.
Греческийроман может быть отнесен к типу романов испытаний [26, 258]. Это испытаниеверности и любви героев. Кроме того испытывается их благородство, смелость,сила, иногда — разум. Герои выдерживают эти испытания, молот событий ничего неразбивает, только подтверждает стойкость героев. Роман повторяет мысль,пришедшую из философии стоицизма и уже появившуюся в комедиях: можно изменитьусловия жизни человека, однако человеческих качеств отнять невозможно: попавшиев рабство герои романа сохраняют внутреннюю свободу, разлученные, искушаемые,запугиваемые, они не отказываются от своей любви.
Постулатамипостоянства и неизменности древние романы отличаются от современных, посколькулюдей новейшего времени интересуют и восхищают процесс, становление.
Однимиз самых ранних произведений этого жанра является роман Харитона «Херей иКаллироя». Его автор начинает повествование так: «Харитон афродисиец,писец ритора Афинагора, расскажу я историю одной любви, происшедшую вСиракузах» (I 1). Такое начало похоже на первое предложение историиГеродота, но там автор представляется более объективно: «Это историческоеизложение Геродота из Галикарнасса» (I 1). Похоже и начало сочиненияФукидида. Можно найти и больше связей с трудами историков. Персонаж этогоромана, отец Каллирои, — это реально существовавший сиракузский стратегГермократ, в 413 г. до н. э. разбивший большой флот афинян. Царь Артаксеркс II— на самом деле правивший персидский царь. Однако автор не особенно морочитсебе голову по поводу истории: он не думает о хронологическом порядке событийстолетней давности, поскольку цель его иная.
Харитонпишет типичный эллинистический роман. Красавица Каллироя говорит: «Иумирала, и оживала я, и у разбойников, и в изгнании побывала я, продана была яи в рабство» (III 8). Ее внешняя красота соответствует внутренней:проданная в рабство, она не забывает о чести и достоинстве. Раб по природеэтого не понимает (VI 5—7). Вообще Харитон подчеркивает, что раб — это не тот,кто является рабом, а тот, кто чувствует себя рабом. Попасть в рабство можеткаждый (в романе рабами становятся и Херей, Полихарм, царица Статира), ночеловек нерабской души никогда не будет рабом. Став опять свободной,встретившись с Хереем, Каллироя не мстит, не гордится и слышит заслуженнуюпохвалу: «Во всем поступала ты со мной честно. Выказала ты благородныйсвой, достойный твоей красоты характер» (VIII 3). Ум Каллирои достоин еекрасоты: она старается быть осмотрительной, понимает, насколько неправдоподобнаее история, а когда может вести себя по своей инициативе, мудро советует Херею,что тот должен делать (VIII 2—3). Таким образом, Каллироя — не просто красиваякукла. С другой стороны, мы не можем назвать ее сложной или противоречивойличностью. И сама она проста, и принципы ее нравственной жизни незатейливы.Только по прихоти Тихи она попадает в драматические ситуации. Возможно, лучшиестраницы романа — это ее горестные разговоры с самой собой, когда, проданная врабство, она чувствует, что она уже не одна и страдает при мысли, чтокогда-нибудь дитя свободных родителей, ее и Херея, станет рабом (II 8—11). ТакХаритон достаточно мотивированно передает ее решение выйти замуж за влюбленногов нее Дионисия, весьма интересного персонажа с точки зрения того времени.
Дионисийблагороден, храбр, сдержан, полон внутренней силы. Однако автор не делает егоидеальным героем: Дионисий не находит сил бороться с любовью. Применить силупротив рабыни Каллирои ему отвратительно, а вернуть ее на родину он не можетсебя заставить. Таким образом, он не идеальный герой, но и не злодей, апростой, неплохой человек, имеющий и недостатки.
Темелюбви в романе уделено много места. Харитон не демонстрирует оригинального еепонимания. Все действующие лица влюбляются с первого взгляда и страдаютодинаково: «огонь разгорался в них все сильнее» (I 1); «Дионисийудалился к себе на виллу, уже пылая огнем любви» (II 3); «Дионисийбыл ранен, но человек воспитанный и решительно притязавший на доблесть, онпытался скрыть свою рану» (II 4); «сатрап Митридат тем временемвернулся в Карию к себе уже не тем, каким выехал он из нее в Милет; вернулся онбледным и ослабевшим, потому что нес он в своей душе мучительно-жгучуюрану» (IV 2); «Артаксат сразу понял, откуда нанесена царю рана. Былиуже и раньше у него некоторые подозрения: дым от огня подмечал он ипрежде» (VI 3). Следовательно, в этом, как, кстати, и в других греческихроманах, любовь изображается так, как и в произведениях других жанров: этоиссушающая, истощающая рана, пламя, болезнь.
Интереснеето, что рядом с любовью мужчины и женщины Харитон изображает и общечеловеческуюлюбовь, о которой говорил и Менандр. Поэтому не хочется соглашаться сутверждениями уважаемого М. Бахтина, что человек в греческом романе — это изолированныйчастный человек, не имеющий крепких связей со своей страной, своим городом,своей социальной группой, своим родом, что это — одинокий, потерявшийся в чужоммире человек [26, 259]. Человек в греческом романе, действительно, не гражданингосударства, общественных интересов здесь нет, но люди в романе Харитона тесносвязаны между собой, заботятся о судьбе друг друга, сочувствуют, утешают и т.п. Автор изображает времена демократии V в. до н. э., но применяют к нимпринципы эпохи эллинизма. Сиракузяне несколько раз созывают народные собранияне для решения государственных дел, а по поводу судьбы Каллирои и Херея. Крометого, в собраниях участвуют и женщины (III 4; VIII 7). На самом деле этого вГреции никогда не было. Семьи Херея и Каллирои издавна не ладят, но людизаставляют родителей сочетать браком влюбленных детей. Когда Каллироя лишиласьчувств и все думали, что она умерла, «в с ю д у слышался плач, ислучившееся походило на взятие города» (I 5). Когда распространилась вестьо разграблении гробницы и исчезновении Каллирои «в с е сбежались кмогиле… в с е принялись оплакивать Каллирою» (III 3). Когда Херей иКаллироя вернулись, «н а р о д начал славить прежде всего богов, ещегорячее благодаря их за этот день, чем за день победы, а затем то мужчиныотдельно от женщин восхвалять принимались Херея, а женщины отдельно от мужчинКаллирою, то те и другие в м е с т е воздавать начинали хвалу обоим» (VIII7). Херей должен был подробно рассказать сиракузянам обо всем случившимся с ними с его женой. Гермократ это объяснил так: «Речь твоя обращена к о т е ч ес т в у и к родителям, которые обоих вас одинаково любят» (VIII 7). Однаконе только соотечественники горюют из-за неудач или радуются счастьюочаровательной пары. Далеко от родины Каллирое сочувствуют вовсе не знакомыелюди: «расплакались и Дионисий, и в с е окружавшие» (III 5). Когдадаже в негреческом городе Араде Херей нашел Каллирою, отовсюду сбежавшиеся люди«их забрасывали цветами, возлагали на них венки, а под ноги им лили вина иблаговония» (VIII 1).
Такимобразом, идея всеобщего гуманизма, взаимной любви людей, которую мы видели вНовой комедии, звучит и в греческих романах. Это были популярные и любимыепроизведения. Их читали военные, торговцы, зажиточные ремесленники иземледельцы [4, 178—197]. Проза Платона или Аристотеля была доступна толькообразованным, просвещенным людям, потому что при чтении ее нужно было напрягатьум, а романы понимали все. Читателей привлекали приключенческие сюжеты, простоеизложение. Кому могли быть непонятными безо всяких рассуждений, коротко и ясновыраженные Харитоном истины: «Женщина становится легко уловимой тогда,когда она начинает думать, что в нее влюбились» (I 4); «И как толькопоявилась… забота, так затихла… печаль» (IV 1). Кому могли непонравиться оригинальные сравнения: «Так, мысленно перебирая всех ихпоодиночке, как перебирает монеты браковщик, многих забраковал он» (I 7);«Тир напоминает собой корабль, бросивший у берега якорь и протянувший наземлю сходни» (VII 2). Кого могла не волновать аура мелодрамы, окутывавшаяроман: идеализированные герои, жестокие злодеи, хороший конец? Поэтому жанрромана существовал в Греции до самого конца античности, а потом перешел вдругие эпохи.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/