ГЕРОИ РУССКОЙИСТОРИИ
(ПО РОМАНАМ В. ПИКУЛЯ «БАЯЗЕТ» И «БИТВА ЖЕЛЕЗНЫХКАНЦЛЕРОВ»)
ПроизведенияВалентина Пикуля, посвященные как известным, так и малоизвестным страницамрусской истории, читаются удивительно легко. Они захватывают остротой сюжетныхлиний, яркостью образов и каким-то особым чувством истории. Пикуля иногдасравнивают с популярным французским романистом Александром Дюма. Сходство,конечно, есть: оба, будучи авторами политико-исторических романов-хроник,выделяют в событиях приключенческое начало. Но у Пикуля не приключение радиприключения и не интрига ради интриги. Он смотрит на прошлое с позицийнастоящего, пытаясь уловить связь времен, найти то главное в характере русскогочеловека, что делает его героем. «Плох тот народ, который не помнит, не ценит ине любит своей истории!»—это высказывание живописца В. М. Васнецова писатель неслучайно выбрал в качестве эпиграфа к одному из своих произведений.
Своютворческую деятельность Пикуль начал с изучения «белых пятен» нашего прошлого.Так, материалом для первого исторического романа «Баязет» (1961) послужил одиниз важнейших, но неизученных эпизодов русско-турецкой войны 1877—1878 годов —так называемое «баязетское сидение». Небольшая крепость на территории Армении,вместившая в себя полторы тысячи солдат и офицеров, почти целый месяцвыдерживала осаду отборных вражеских сил и осталась непокоренной.
Раскинутыйна перепутье пограничных транзитов России, Персии и Турции, Баязет закрывалкурдской коннице путь на Кавказ. По всем расчетам турок цитадель должна былапасть и, распахнув ворота, дать выход «мусульманскому гневу»: не терпелосьустремиться па север, вытоптать плодородные земли армян и грузин. «Поскорее бывлететь в тесные ущелья Чечни и поднять над скалами зеленое знамя пророка!» Адело было только «за малым» — за Баязетом.
Ложкаводы и небольшой сухарь составляли дневную норму защитников крепости. Без пищи,без надежды на помощь извне, день за днем, час за часом — под пулями и саблями,в поту и крови, умирая от жажды, люди жили только одним желанием — выстоять! «Ивыстояли — как выстрадали».
Славное«баязетское сидение» — не единственный случай в нашей истории. Летом 1941 годаподобное видели раскаленные камни Брестской крепости. Желание связать воедино«лучшие традиции славного русского воинства» и побудило В. Пикуля к созданиюпервого исторического романа. За «Баязетом» же пошли «На задворках великойимперии», «Пером и шпагой», «Моозунд», «Слово и дело», «У последней черты»,«Фаворит», сборник исторических миниатюр «Из старой шкатулки» и другиепроизведения—вплоть до оборванного смертью повествования о Сталинградскойбитве. Все они как бы выстраиваются в один ряд, воспроизводящий хронику русскойжизни от XVII века до середины XX столетия.
Писателюбыла важна «точность исторической фактуры», которая заключалась не только вточности фактов, но в умении увидеть в будничном каждодневном труде моряка,воина, дипломата, сановника, ученого отражение явлений эпохального значения.
Пикульчасто сопровождает художественное изображение авторскими комментариями,отступлениями, необходимыми, на его взгляд, разъяснениями и дополнениями,которые усиливают интеллектуальный и эмоциональный заряд текста.
Так,«Битва железных канцлеров» (1977) определяется писателем как роман «сугубо»политический: «Без прикрас. Без вымысла. Без лирики. Роман из историиотечественной дипломатии». Как человека, прошедшего войну, Пикуля интересовалине только истоки героизма русских людей, но и причины германского милитаризма,развязавшего две мировые войны. Как избежать третьей? Писатель вспомнилрусского деятеля, который еще в 1874 году предложил европейским державам мирныйпроект, выработанный им лично. Это был светлейший князь Александр МихайловичГорчаков, знаменитый дипломат, «железный канцлер», тот последний из оставшихсяв живых лицеист, о котором с сочувствием писал Пушкин:
Комуж из нас под старость День Лицея
Торжествоватьпридется одному?
Аристократпо происхождению, философ по складу ума, патриот по убеждениям, Горчаков началжизнь дружбой с Пушкиным, а закончил ее дружбой с Тютчевым. К его словамприслушивались кабинеты Берлина и Вены, Парижа и Лондона. Он, конечно, могошибиться, но никогда не поступился бы интересами России. В дипломатическоммире это понимали все.
ВалентинПикуль — писатель-исследователь. В основе его творчества лежало тщательноеизучение специальной научной литературы, архивов, огромного документальногоматериала. Но главное — он художник и потому осмыслял прошлое страны преждевсего через судьбы конкретных людей, через характеры. Можно сказать, что Пикульнаписал историю России в лицах.
ПоручикКарабанов («Баязет»), граф Волынский («Слово и дело»), фельдмаршал Салтыков(«Пером и шпагой»), князь Потемкин, Екатерина Великая, Суворов («Фаворит») —это реальные лица и в то же время художественно осмысленные многомерныехарактеры.
Иеще одна важная черта. Романы Пикуля включают в себя, помимо героического,сатирическое начало. Оно очевидно, когда ведется речь о великосветскихинтригах, авантюрах, уловках и хитростях лукавых царедворцев. Но в целом взглядписателя на историю лишен отрицательной обличительности. И даже рисуя заведомонеприятные, неудобные фигуры, автор отдаст должное тому положительному, чтобыло в их натуре или деятельности.
Так,в романе «Битва железных канцлеров» русскому дипломату Горчакову в качестведостойного антипода противостоит немецкий рейхсканцлер Отто Бисмарк. Это,конечно, грубый солдафон, но он же и трезвый политик, осуществивший объединениеГермании и предостерегавший своих соотечественников от безумного намерения«упрятать Россию за Урал».
Историческиехроники Валентина Пикуля — широкие многоплановые повествования. И мимо нихнельзя пройти человеку, стремящемуся познать прошлое своей страны и гордящемусяэтим прошлым.