Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Военная лирика в творчестве Твардовского

Новогеоргиевская средняя школа РЕФЕРАТ
на тему
«Военная тема в лирике А.Т.Твардовского»
выполнил:
ученик 11 кл.
Муминов Р.
Проверила:
с.Новогеоргиевск-2004 год Содержание
I.         Введение…………………………………………………………3
II.        Понимание иописание Великой Отечественной                войны в творчестве А.Т.Твардовского.………………………5
1.   Биографическиесведения…………………………………..5
2.   Тема войны в стихотворныхпроизведениях А.Т.Твардовского……………………………………………7
3.   «Василий Теркин»- поэма осолдате………………………13
III.      Заключение…………………………………………………….14
IV.      Списокиспользованной литературы…………………………17
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет. А. Т. Твардовский
/>
I. В любое неспокойноевремя в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы историческоговремени. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческихлюдей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь их вдохновить на новыератные подвиги, воспевали героев. Война оставила значительный пласт военныхочерков, зарисовок и репортажей, то есть в этот период расцвёл публицистическийжанр. Но и стихи в любое военное время играли важную роль, так как поэзия могланастроить бойца, поднять его боевой дух. Писатели и поэты присутствовали нафронте, поэтому могли получить самое яркое впечатление от военной жизни людей.Надо сказать, что традиции описания военных действий в русской классике былидовольно мощными. Многие писатели пытались осмыслить войну как социальное иобщечеловеческое явление. Конечно, первое, что вспоминается по этому поводу –развёрнутые размышления Толстого на страницах «Войны и мира» и «Севастопольскихрассказов». Писатель отметил бесчеловечность этого явления в целом, но указална справедливость войны отечественной.
«Каждыйсоветский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю своюкровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против враговнашей Родины!» — эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и былиоправданы делом и жизнью.
ВеликаяОтечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа.Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого  события.
Общеечисло писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакойисторической аналогии такому массовому участию писателей в непосредственнойлитературной боевой работе, которую развернули советские мастера слова в дниборьбы с гитлеризмом.
Болеетрехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них — Е. Петров, Ю.Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль… Фашизм занес руку и на будущеесоветской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых писателей, людейталантливых, ярких — В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н. Майорова, Г. Суворова, П.Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.
И,что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы,стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественнаявойна подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано всоветском человеке.
Важностьи действенность слова писателей во время войны засвидетельствована и тем, чтопроизведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее место в газетах.Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро идругими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий»,«Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не толькопесни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы,пьесы.
Военнымикорреспондентами центральных и фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро,ТАСС стали в те дни М. Шолохов,
А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,
Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А.Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто агитационныйхарактер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».
В лирике Твардовского военная тематика занимаетодно из главных мест. Как уже говорилось, многие поэты хотели показать своёотношение и отношение народа к происходящей трагедии. Твардовский не былисключением из общего правила. Он написал небольшое стихотворение, которое вполной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
II.  Александ Трифонович Твардовскийродился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца,человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью.Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома,когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано.Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылатьнебольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогдаон отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты«Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему не только напечататься,но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.
После окончания сельскойшколы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу,но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлосьсуществовать «на грошовый литературный заработок и обивать порогиредакций». Когда в московском журнале «Октябрь» Светловнапечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но «получилосьпримерно то же самое, что со Смоленском».
Зимой 1930 он опять вернулсяв Смоленск, где провел шесть лет. «Именно этим годам я обязан своимпоэтическим рождением», — сказал впоследствии Твардовский. В это время онпоступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже вМосковском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступилосенью 1936.
Произведения Твардовскогопечатались в 1931 — 1933, но сам он считал, что только с поэмы околлективизации «Страна Муравия» (1936) он начался как литератор.Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта:он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов«Сельская хроника».
В 1939 поэт был призван вряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началомвойны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондентавоенной газеты.
Bo время ВеликойОтечественной войны была создана поэма «Василий Теркин» (1941 — 45) —яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. Попризнанию Твардовского, "«Теркин» был… моей лирикой, моейпублицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душами репликой к случаю".
Почти одновременно с«Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт началзаконченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946).
В 1950 — 60 была написанапоэма «За далью — даль» и в 1967 — 1969 — поэма «По правупамяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвойколлективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987.
Наряду со стихамиТвардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войнепод общим заглавием «Родина и чужбина».
Проявил себя и какглубокий, проницательный критик: книги «Статьи и заметки олитературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), статьио творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).
Многие годы Твардовский был главным редакторомжурнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикациюкаждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь иподдержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов,Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.
18 декабря 1971 А.Твардовский скончался после тяжелой болезни.
В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии иучаствовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией,уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
С июня 1941 годаАлександр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта«Красная Армия». Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни,заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работыпропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, — самого страшногои горестного периода Великой Отечественной.
То былапечаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
Многие помимо Твардовского говорили о святостиотечественной войны. Но в чём она (святость) заключается для народа? Дело втом, что народ осознавал свой великий долг перед будущими поколениями,чувствовал себя причастным к тому историческому процессу, который происходил вэто время в России, и старался повернуть его на пользу своей стране.
Каждый человек, борясь засвободу своей родины, боролся и за тот небольшой кусочек земли, на которомвырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны»- Смоленщины, которую захватил враг:
Ветром, что ли, подунуло
С тех печальных полей, -
Что там с ней, как подумаю,
Стороною моей!
Общая тревога порождает конкретные сюжеты иобращения, например, у Твардовского есть стихотворение «Партизанам Смоленщины»,которое призывает покарать пришедшего грозного врага. Поэт поднимает боевой духбойцов, заявляя: «Нет, твой враг не похвалится тыловой тишиной!» В стихах нетконкретных образов партизан, они все обобщены, названы «весёлым народом» и даже«зоркой местью». Поэт убеждён, что победа близка, о чём говорит в финале. Но нетолько партизаны принесут победу России. В лирике Твардовского встречается образтанка, который значит для поэта гораздо большее, нежели просто гусеничнаямашина. Известно его стихотворение, которое так и называется – «Танк»:
И, как будто первопуток
Открывая за собой,
В сталь одетый и обутый,
Танк идёт с исходной в бой.
В этих строчках слышатся какие-то былинные мотивы:богатыри на Руси тоже обладали такой огромной мощью, что могли одним пальцемпроложить «первопуток», а слова «одетый» и «обутый» также явно указывают насходство танка с богатырём. Таким образом, танк – это символ скорой победыРоссии в войне.
И всё же не вся военнаялирика Твардовского состоит из обобщённых образов и пространных размышлений.Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные людирассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например,«Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшегообнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведениерассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркиваетнеобходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взоручитателя явлена такая картина:
Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём…
Картинка эта запечатлевается в памяти танкистанавсегда, и, хотя он не знает имени мальчика, он уверен, что узнает его средитысяч лиц. Поэтом подчёркнута сплочённость народа – каждый хорошо помнит своегобоевого товарища, с которым вместе они боролись против общего врага. И, насамом деле, все люди сами хотят помочь бойцам в военные будни. Сказанное вышеможно охарактеризовать так: крепкая связь фронта и тыла. На самом деле, этатема красной нитью пронизывает всю военную лирику поэта. Есть среди его стиховобращение к далёкой невесте («Песенка»), послание Украине с её «землёй золотой»и воспоминания о «хрупком жеребёнке», юмористический рассказ со слов некойстарушки о петухе, который не давался в руки врагу.
Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своёпродолжение и в послевоенное время.
Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым,неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокаяпамять». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которуюпринесла война людям. Жестокость же её заключается как раз в том, чтоневозможно жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину:«Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга».
Война оставила в жизнилюдей глубокие, заметные следы. У поэта есть зарисовка на эту тему:
Полным-полно, народ в проходе
Бочком с котомками стоит.
И о лихой морской пехоте
Поёт нетрезвый инвалид.
И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит также остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновьзатрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большимдраматизмом.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
Финальные слова означаютнедоговорённость. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет(действительно, он полностью выполнил свой долг, пройдя всю войну в роливоенного корреспондента), всё же он её ощущает. Эта вина выражает мысль онеоплаченном долге перед погибшими защитниками России.
Чувство обязательства живых перед павшими,невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А.Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько янедосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить,а их нет в живых. Это была часть меня”, — писал поэт.
  “Я убит подо Ржевом” — стихотворение, написанное отпервого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идеестихотворения — единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь“частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”,все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится словоклятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьейземли”, настал долгожданный День Победы.

 Он был от плеча до плеча награжден,
 Но есть ли такая награда,
 Что выслужил, выходил, выстрадал он? —
 Пожалуй, что нет. И не надо!
   «Я убит подо Ржевом…»  — это самоеяркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта.  Необычная формапроизведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия,стремление жить и увидеть мирное время:
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме.
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.
Но не только о себе грустит погибший солдат.Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сможет ли оно уберечьвсе великие завоевания военного времени. Несмотря на собственную смерть, онговорит: «завещаю в той жизни вам счастливыми быть».
Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” —лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, гденастроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждаетсебя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественнойвойны, с другой же — в последней строке пробивается то покаянное ощущение своейвины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы“все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство неутихающей со временем боли. “Я” — живой и “другие” — мертвые — вот основнойконфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает ещеи то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический геройбудет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличаетлексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.
Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении —свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”),которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы.Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”,“Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.
  В основе поэмы — образглавного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Этособирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика ихарактера обыкновенного русского солдата.
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
 Да и в каждом взводе.
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это“богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзиейпростоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувствосыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг влюбой момент.
Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневныйи тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе илипрямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. Агерой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски…
То серьезный, то потешный,
 … Он идет — святой и грешный…
В образе ТеркинаТвардовский изображает лучшие черты русского характера — смелость, упорство,находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет…
Именно взащите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественнойвойны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы — ради жизни наземле”.
И последнее, что можно сказать: вся поэзияТвардовского — это служение высокому долгу, включающего в себя вечное служениевоенной теме.
III. Как  неоднократно   отмечено критиками,   Твардовский  первый  из  поэтов  затронул  тему ответственности живых перед павшими,  той  высокой  ответственности,  без  которой  жизньвообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия,если знать, что потомки никак не  оценят сделанное им и  его поколением  и не только предадут  их забвению, но  могут даже  растоптать все  их завоевания, как это, увы, не  раз бывало  за многовековую  историю человечества… Нет,погибающий должен хотя бы за  мгновение до  смерти увидеть, пусть мысленно,тех, «кто из рук наших  знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще  в1946  году («Я  убит подо Ржевом»). «А иначе даже мертвому — как?»                    
Проходили  годы,  война все  дальше  отодвигалась  в  прошлое, но боль от ощущения потерь не уходила.Чем  краше становилась жизнь, тем все острее чувствовал поэт необходимостьнапоминать о тех, кто заплатил за это своей  кровью. Знаменательные  даты  и  события  нередко   служили  Твардовскому поводом  для  того,  чтобы  лишний раз   заставить  читателя вспомнить о тех, кто погиб, отстаивая будущее своего,народа. В 1957  году страна  праздновала сорокалетие  Великого Октября.  Среди многих произведений,  появившихся к  юбилею, стихотворение  Твардовского  «Та кровь,  что  пролита  недаром» стоит  особняком.  Кровь  миллионов,  пролитая в «сорокалетний этот срок», встает перед его взором пламенной зарей,
Cтучит в сердца, владеет нами,
Не отпуская ни на час, Чтоб наших жертв святая память
В пути не покидала нас.
Чтоб нам, внимая славословью,
И в праздник нынешних побед
Не забывать, что этой кровью
Дымится наш вчерашний след.
«Святая» память опогибших постоянно стучит в сердце поэта. И даже полёт Гагарина в космос вызвалу Твардовского особые и довольно неожиданные ассоциации. В февральской книжке«Нового мира» за 1962 год было опубликовано его стихотворение «Космонавту»,суть которого такова: каким бы ты, Гагарин, ни был героем из героев, незабывай о тех ребятах, что погибли в своих «фанерных драндулетах» в 1941 году«под Ельней, Вязьмой и самой Москвой» и знай:
                           
Они горды, они своейпричастны
Особой славе, добытой вбою,
И той одной, суровой ибезгласной,
Не променяли б на твою.
Разумеется у поэта и вмыслях не было как-то принизить этими словами подвиг «разведчика мирозданья» — наоборот, ставя его рядом с теми, кто ценой своей жизни спас родную страну отфашизма, автор оказывает ему величайшую честь:
                                     
… кровь одна, и вы — родные братья,
И не в долгу у старшихмладший брат.
         Тех, фронтовиков, и погибших, и уцелевших,было великое множество; имена большинства из них известны лишь узкому кругуоднополчан и родных.
         Празднуя деньпобеды, нельзя забывать, «во что нам стала та страда», забывать, «каких искольких сыновей недосчитались мы, рыдая под гром победных батарей».Твардовский именно в тот самый вечер думал и писал о погибших:
Сколько их на свете нету,
Что прочли тебя, поэт...  Список использованной литературы
 
1.  Шанский Н. М. «Олирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980
2.  Паперный З.«Поэтическое слово у Твардовского», Вопросы Литературы №7, 1979
3.  Кондратович А.«Уроки Твардовского», Молодая гвардия №2, 1979
4.  Твардовский А.Т.Сборник произведений, Детгиз, 1978 г.
5.  История русскойсоветской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с испр.
6.  Советскаялитература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шпаргалка по Зарубежной литературе 16-18вв
Реферат Казимир Валишевский и русская историческая наука
Реферат Урбанизм
Реферат Качество обслуживания долга в определении категории качества ссуды
Реферат Мифологические и библейские мотивы в романе Тургенева "Отцы и дети"
Реферат Проект пункта технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с разработкой технологического процесса ТР сцепления автомобиля ГАЗ - 3110
Реферат Общая характеристика научного стиля в английском языке
Реферат Социальные традиции в русской культуре Корни традиции
Реферат Взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками и дру
Реферат Карибский кризис 1962 года Мир на грани войны
Реферат Нормативные кризисы периода взрослости
Реферат Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина 4
Реферат Горькая жизнь нимфоманок
Реферат Оновлення системи підготовки майбутнього вчителя початкової школи у процесі викладання освітньої галузі "Математика"
Реферат ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ