Реферат по предмету "Психология"


Нормативные кризисы периода взрослости

Пермскийгуманитарно-технологический институт
Гуманитарныйфакультет
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине «возрастнаяпсихология»
Тема: «Нормативные кризисыпериода взрослости»
Выполнил студент группы П-07-2з
Сырых Дмитрий Валерьевич
Проверила: Самбикина О.С.
Пермь, 2009

Содержание
Введение
Взрослость и кризисы
Модели поведения женщин
Модели поведения мужчин
Заключение
Список литературы

Введение
Взрослость – это периодонтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет ихарактеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,интеллектуальных и физических способностей человека.
В молодостичеловек стремится к достижению социальной зрелости – к выполнению социальныхобязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения ипоступки, и можно сказать, что задача молодости – нахождение своего пути всоциуме, активное освоение внешнего мира.
В среднем возрастекак мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том,выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. Здесь и возникает рядкризисов, называемых кризисами взрослости.
В известномсмысле, качество и оригинальность личного опыта может не беспокоить взрослого,ему просто важно быть услышанным, принятым, оцененным потомками.
Совзрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1)умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к властии организаторские способности; 3) способность к эмоциональной иинтеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность;5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципови жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности спомощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8)стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опытмолодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство«сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к серединепериода — 40 годам — устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременнов этот, казалось бы стабильный, надежный и спланированный взрослый мирпрокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, спониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниямиотсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в нейчто-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткостижизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явнонедостижимых целей. Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой жепротиворечивый период, как и другие.
Взрослый человекодновременно переживает и чувство стабильности и душевное смятение по поводутого, действительно ли он верно понял и реализовал настоящее предназначениесвоей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае негативныхоценок, данных самой личностью своей предшествующей жизни и необходимостивыработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку еще,Еще и ЕЩЕ раз «сделать жизнь» по собственному усмотрению, развернутьее в ту сторону, которую человек считает целесообразной (метафорическивыражаясь, жизнь в это время, как при игре в прятки, считает: «два… два счетвертью… два с половиной… два с тремя четвертями…».
Одновременно в задачи взрослости входит совладание, преодоление переживаниятого, что жизнь уже не во всем реализовалась так, как хотелось, как виделось впредыдущих возрастах, и создает философское отношение и личностную терпимость кпросчетам и жизненным неудачам, принятие своей жизни такой, как онаскладывается. Совершая индивидуальные экскурсы «внутрь своеговозраста», человек учится находить в нем положительное, правильное,достойное, ценностное, он начинает лучше понимать себя, возвращаясь рефлексивнов собственное прошлое.
Переживаякризис тридцати лет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослойжизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу,он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, чтовозможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усерднотрудится для этого.
В концеюности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, апредстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «чернойдыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.
По мнениюлиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются,когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придетсяраспрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношениипрофессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость –это надежды, то середина жизни – это застой и страхи, связанные с потерейздоровья и возможностью реализоваться в этой жизни.
Убываниефизических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которымисталкивается человек и в годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, ктов молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может статьпериодом тяжелой депрессии.
Второйглавный вопрос среднего возраста – это сексуальность. У человека среднеговозраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности,особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, скольбольшую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.
Удачноедостижение зрелости в среднем возрасте требует значительной «эмоциональнойгибкости» – способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разнымилюдьми и разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любомвозрасте, но в среднем возрасте, по мере того как умирают родители, подрастают ипокидают дом дети, она становится особенно важной.
Другой, тоже необходимый,вид гибкости – это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существуеттенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделатьсвои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следуетпреодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того,жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческиерешения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировкуидей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознаниеограниченности времени жизни каждого человека.
Взрослый человек ужехорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя, да и ненужно, еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от накопленного негативногоопыта («забыть» о потерях, неудачах, нерешенных проблемах,нереализованных целях) и груза совершенных ошибок, ни при каких условиях нельзяв один миг сменить свои устоявшиеся ценности на другие, вообще нельзя мгновенностать другим. Но взрослость дает возможность даже уже привычное сделатьпо-другому, самому вносить новые смыслы в то, что, кажется, стабильноинтересует в жизни, в то, что уже умеешь и, главное, хочешь делать хорошо (и вто, что надо делать именно тебе). Во взрослом возрасте отчетливо видно, как ужедостигнутый уровень развития может стать источником, своеобразным трамплиномдля новых витков развития, новых самоизменений.
В серединепериода взрослости человек переживает кризисное состояние, некий перелом вразвитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся междудвадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь,свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся ивнешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и силпотрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, ит. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотрсвоего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своейжизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя наданном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, всущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новыхобстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений,не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости«что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новуювозрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название.Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисногосостояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и вдетстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, неостанавливаясь.
Для мужчин вэто время характерна смена работы или изменение образа жизни, но ихсосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивомдобровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данномместе. При этом главное значение имеет неудовлетворенность именно работой:производственной обстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т. д.Если неудовлетворенность работой возникает вследствие стремления добитьсялучшего результата, то это только способствует совершенствованию самогоработника.
У женщин вовремя кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в началеранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей,теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то жевремя те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их влоно семьи и брака.
Людиотличаются друг от друга моделями поведения в зависимости от того, какой выборони делают в двадцатилетнем возрасте. В зависимости от различных моделейповедения, каждый по-своему развивает свою роль в жизни, поэтому важно оценитьбудущие перспективы. Сами модели поведения меняются, становясь разнообразнее,отражают влияние изменяющегося миpa. Шихи считает, что каждой модели поведениясоответствует определенный набор психологических проблем, связанных с тем, какэффективно человек решает свои задачи развития – глубокий кризис и«застревание» на предыдущих стадиях или более благополучное вхождение вовзрослость.

Модели поведения женщин
 
«Заботливые».Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже ещераньше и в это время не собираются выходить за пределы роли домохозяйки. Им неудается разрешить задачи, которые стоят перед человеком в этом возрасте:обретение автономии и независимости, формирование идентичности, целостногообраза «Я», сочетающего различные элементы личности. Женщина может оторватьсяот родителей, от родительской семьи, но все равно не может стать независимой исамостоятельной: родительские функции (экономические и контроля) берет на себямуж.
Существуетнесколько возможностей патологической идентификации при такой модели развития.Б. Фридан выделяет следующие: через мужа и его достижения, детей, секс,накопительство.
Приидентификации через мужа женщине грозит потеря собственной индивидуальности.Статус приобретается через достижения мужа и обладание вещами, которые являютсясимволами этого статуса. Другая возможность идентификации – стать матерью.Рождение ребенка придает смысл существованию, служит «доказательством» женскойсущности. Поэтому многие неработающие женщины продолжают рожать вновь и вновь,не зная, чем себя занять. Потом, когда дети вырастут и покинут дом, решениепроблемы поиска себя и смысла жизни будет еще более трудным. Секс может статьлекарством от скуки и обыденности жизни, но не может быть полноценным средствомсамоидентификации. Пытаясь утвердиться с помощью секса и не найдя в немудовлетворения, домохозяйка попадает в замкнутый круг. Часто это приводит кпоиску удовольствий на стороне и уходу в мир сексуальных грез. Американскиепсихологи утверждают, что домохозяйки более склонны к изменам, чем работающиеженщины.
Часто брак –попытка проверить собственную идентичность с помощью другого человека. Поданным статистики, юношеские браки не так продолжительны, как у тех, ктоженится после двадцати. Э. Эриксон усматривает в этом факте доказательствотого, что невозможно достичь интимности, стремясь к идентичности таким путем.
Кризистридцатилетия, когда большинство женщин проходит ситуацию перевыбора, застаетженщину с такой моделью поведения совершенно неподготовленной и уязвимой дляударов судьбы: она лишена самостоятельности, пассивна, экономически зависима,не имеет образования, профессии, идентичность ее неопределенна, т. е. не решенапредыдущая задача развития. Ожидание возможности создать отношения, приносящиеудовлетворение, становится все более тягостным, в основном по внутреннимпричинам: из-за растущей неуверенности в себе, замедления общего развития,также обременяет экономическая зависимость. И наконец, все больше ощущаетсяпустота в сфере достижений, так как с годами на достижениях фиксируется всебольше внимания. Ей кажется, что жизнь потеряла смысл, развиваетсяозлобленность.
Задачаразвития (идентичность, самостоятельность) осложнена семейными проблемами иотставанием в профессиональной сфере от сверстников. При негативном разрешениикризиса возможна регрессия на предыдущую стадию развития, возрастает рискневротизации.
«Или –или». Эти женщины вдвадцать лет должны сделать выбор между любовью и детьми или работой иобразованием. Различают два типа таких женщин: одни откладывают мысли о карьерена более поздний срок, но, в отличие от «заботливых», через какое-то времянамереваются сделать карьеру; другие стремятся сначала закончить своепрофессиональное образование, перенеся материнство, а часто и брачный союз, наболее поздний период.
В первомслучае преимуществом является то, что женщина получает возможность проделатьбольшую внутреннюю работу, которая поможет ей в дальнейшем точно определитьсвои приоритеты. В отличие от «заботливых» у таких женщин преодолен кризисперехода от юности к ранней взрослости, определены жизненные цели (семья,работа), заложен фундамент для будущей карьеры. Опасность этой модели развитиясостоит в том, что при откладывании разрешения кризиса на более поздний сроквозможны утеря профессиональных навыков и возросшая конкуренция со сторонысверстников. Содержание кризиса: подавление той части своего «Я», котораяжаждет получить профессиональное признание в мире, то есть сделать карьеру.Субъективные ощущения: тревога, смутные опасения; недовольство своей рольюдомохозяйки, сопротивление со стороны мужа, который часто не поощряет желаниеработать.
Исследованиягруппы женщин, выбравших второй тип модели «или – или» (сначала – карьера,потом – роль жены и матери), достаточно малочисленны. Обычно такие женщиныявляются первенцами в семье, матери не имеют на них влияния. Отцы поддерживаютсамооценку своих дочерей и становятся ее главным источником. Все респонденткиполучили высшее образование и в возрасте 25 лет решили отложить материнство изамужество. Типичное содержание кризиса – внезапное осознание того, что у них осталосьмало времени, чтобы завести ребенка, ощущение своего одиночества. Женщиныначинают посещать врачей, менять партнеров, могут «выскочить» замуж. Проблема втом, что независимой, достигшей определенного положения женщине трудно найтиравного партнера, мужчины обычно «опасаются» их. Поиски могут затянуться нанеопределенное время, и женщина может не создать семью. Среди не вышедших замужможно выделить группу, которая выбрала новые задачи развития, и ту, котораязадачи кризиса не разрешила.
Выделяется такжегруппа женщин, которым удается сбалансировать взаимность с индивидуальностью.Они сначала делают карьеру, затем вступают в брак и становятся матерью ктридцати годам. Г. Шихи называет такой вариант наиболее эффективным.Преимущество такой модели в том, что она позволяет планировать события иженщина более подготовлена к переходу тридцатилетия: созданы «интимныеотношения» – семья, есть карьерные достижения. Все большее количество женщиноткладывают материнство на поздний срок. По данным американской статистики, впериод с 1980 по 1988 г. число женщин, выбравших такую модель развития, вырослов два раза. Кризис в этом случае обычно состоит в том, что «биологические часы»говорят женщине, что она может не успеть стать матерью, она начинает давить намужа, который может быть не готов стать отцом. Задача стать матерью становитсяосновной. Проблемой может стать и то, что женщине трудно родить ребенка – часы«пробили» слишком поздно. Многие находят выход, взяв приемных детей, в заботахо племянниках и племянницах.
«Интеграторы».Пытаются сочетать брак и материнство с карьерой.Содержание кризиса: женщина чувствует усталость, подавленность задачами, винуперед мужем и детьми, ей постоянно приходится жертвовать то семьей, то карьерой,чтобы все успеть. По мнению некоторых исследователей, женщина может совместитьобе эти роли только к тридцати пяти годам. Часто женщины не выдерживают такихнагрузок и в результате или на какое-то время, пока не подрастут дети,отказываются от работы, или отказываются от брака, воспитания детей. Другиенаходят более позитивный выход: перераспределяют домашние обязанности смужьями, работают на дому, используя современные средства связи, неполныйрабочий день, прибегают к помощи няни. Современные модели семьи и прогресс вовзглядах общества предполагают много возможных вариантов позитивных выходов притакой модели. Новая структура жизни – временно неработающий или работающийнеполный рабочий день отец, «воскресный» отец, заботящийся о детях в выходные ипраздники, позволяющий женщине стать зрелой личностью: дать ей возможность«любить и работать». Подобные отношения в брачных союзах могут дать женщиневозможность соединить все стороны своего существа.
«Женщины,которые никогда не выходят замуж»,включаянянь, воспитателей и «офисных жен». Некоторые женщины из этой группыгетеросексуальны, другие являются лесбиянками, а третьи отказываются от половойжизни. Некоторые незамужние женщины становятся общественными работниками,нянями-гувернантками, воспитателями для сирот и детей с замедленным развитием.Они направляют свои созидательные способности на заботу о детях всего мира.Однако есть и такие женщины, которые становятся «офисными женами», готовымиисключить любые другие привязанности, чтобы посвятить свою жизнь известнымлюдям.
«Неустойчивые».Вдвадцатилетнем возрасте выбираютнепостоянство, путешествуют по жизни, меняя место жительства, занятия исексуальных партнеров. Женщина, выбравшая такую модель поведения, предпочитаетникак не определяться в жизни: не имеет постоянного заработка, семьи,профессии, часто бродяжничает и обладает, как правило, незрелой личностью, неготова «любить и работать», имеет низкую самооценку, живет сегодняшним днем, незадумываясь о будущем. Содержание кризиса: к тридцати годам женщина устает от«вольной жизни», перед ней встает проблема дальнейшего самоопределения, поисксебя в мире взрослых и приобретение профессии. По сути, она должна решитьпроблемы и юношеского, и тридцатилетнего периода. Если задачи, связанные спредыдущим периодом развития, не решены, они могут усложнить или наложиться назадачи следующих периодов. В крайних случаях развитие может задержаться дотакой степени, что человек окажется не в состоянии войти в следующий период. Ончувствует, что его задавили новые задачи, в то время как он борется со старыми,могут появиться психические заболевания, человек потеряет свою дорогу в жизниили будет искать смерти. Часто женщины этой категории входят в группу риска:ведут асоциальный образ жизни, для них характерно деструктивное поведение,употребление алкоголя и наркотиков. При негативном исходе эти проблемыобостряются, женщина «застревает» на юношеской стадии.

Модели поведения мужчин
Моделиповедения мужчин могут быть разделены на три основные группы:
Неустойчивые.Не желают или не способны наметить твердые внутренниеориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости. Этолюди, способные только на ограниченные эмоциональные переживания. Они хватаютсято за одно, то за другое дело, ничего не доводя до конца. У них нет четкогопредставления о том, какая профессия их привлекает. Они не стремятся кпостоянству – по крайней мере, в двадцатилетнем возрасте.
Содержаниекризиса: люди, принявшие такую модель поведения, плывут вниз по течению иразрушают себя. Они как бы путешествуют автостопом по дороге жизни, не разрешаясебе узнать, что же они на самом деле чувствуют. Внутренний опыт этого периодаразвития хаотичен, а внешняя структура неустойчивости, вероятно, будетсохраняться на протяжении шести-семи лет.
У некоторыхлюдей, следующих такой модели поведения, продолжение экспериментов юности носитпозитивный характер – в том случае, если это помогает формировать основу длядальнейшего выбора. В целом люди, которые начинают с неустойчивой моделиповедения, около тридцати лет ощущают сильное желание установить личные цели ипривязанности (хотя вовсе не обязательно женятся). Некоторые мужчины к серединежизни остаются в периоде моратория, все еще нащупывая пути отождествления своейличности и ощущая внутреннюю неясную потребность определиться в своих целях.
Замкнутые. Это наиболее распространеннаякатегория. Они мирно, без кризисов и самоанализа, намечают твердые ориентиры вдвадцатилетнем возрасте. Люди, которые придерживаются такой модели поведения,надежны, но легко подавляемы. В поисках ранней стабильности они часто неподвергают серьезной оценке систему ценностей, которая находится в основе ихцелей.
Содержаниекризиса:в тридцать лет они могут начатьсожалеть о том, что не использовали свои ранние годы для исследований. Те же,кто имеет смелые взгляды, может использовать переход к тридцатилетнему возрастудля разрушения шаблонного «чувства долга», если карьера, которой онидобивались, их уже не устраивает
Вундеркинды.Подвергают себяриску и играют на выигрыш, часто веря, что, как только они достигнут вершины,их неуверенность в себе исчезнет. Вундеркинд обычно рано добивается успеха.Примечательна его реакция на все другие представления о развитии взрослогочеловека. Он поверит в них только в том случае, если они позволят ему пройтинаверх. Он действительно раньше, чем его сверстники, преодолевает тяжелыепрофессиональные испытания, хотя не всегда достигает вершины или остается навершине, достигнув ее. Он думает только о деле, и у него очень рано стираетсяграница между работой и личной жизнью.
Содержаниекризиса: они боятся признаться себе, что не все знают. Они боятся подпускатького-нибудь слишком близко к себе. Боятся остановиться и потратить время наборьбу с внешними трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Они боятся,что кто-нибудь может посмеяться над ними, повлиять на них, использовать ихслабости и ограничить их до беспомощности маленького ребенка. На самом деле онибоятся своего «внутреннего сторожа» – внутреннего образа родителей и другихзначимых взрослых из их детства. Каждый мужчина-вундеркинд в своихвоспоминаниях о юношестве находит человека, который застанлял его чувствоватьсебя беспомощным и не уверенным в себе.
Четыре другиемодели поведения являются дополнительными, так как встречаются достаточноредко.
Старыехолостяки. Посколькуслишком мало мужчин старше сорока лет никогда не были женаты, по стольмалочисленной группе трудно сделать точное заключение.
Воспитатели. Видят смысл жизни в том, чтобызаботиться об общине (священники, врачи-миссионеры), или посвящают себя заботамо семье, хотя обычно это делают жены.
Скрытыедети. Избегаютпроцесса взросления и остаются привязанными к своим матерям, даже ставвзрослыми.
Интеграторы. Пытаются сбалансировать своиамбиции с искренними обязательствами по отношению к семье, включая разделениеобязанностей в заботе о детях и сознательную работу, направленную на сочетаниематериальной независимости с моралью и полезностью для общества. Подобнаявнутренняя борьба естественна для людей, находящихся в переходе ктридцатилетнему возрасту. Наверное, нельзя достичь интеграции в жизни дотридцати пяти лет. Такую модель поведения можно выбрать только в том случае,если сильно этого желаешь. Будущий интегратор часто не в силах совладать спротивоположно направленными силами. В тот момент, когда обычный мужчинаначинает искать новые возможности расширения своего внутреннего мира,интегратору необходимо еще освобождаться от старого багажа. С раннего детстваон привык решать задачи на основе математической модели. Он приспособлен кжизни в такой среде, где чувствам предпочитают факты, а компетентность ценитсявыше человеческих взаимоотношений, и хорошо адаптируется в современномпостиндустриальном обществе, в котором следует выполнять правила, подчиняться системеи твердо стоять на ногах, нужно быть безразличным и рационалистичным.
Как считал К. Юнг, чемближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильныеидеалы, принципы поведения. Однако слишком часто социальное утверждениепроисходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развитиятой или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазымолодости через порог зрелости.

Заключение
Стиль прохожденияжизненных кризисов, в том числе и нормативных возрастных, непосредственнозависит от структуры характера человека. Структура характера определяет способ,каким человек справляется со своей потребностью в любви, с достижениеминтимности и близости и со своим стремлением достигнуть удовольствия. Каждая структурахарактера содержит присущий ей конфликт, потому что внутри личностиодновременно существуют потребность в интимности, близости и самовыражении истрах, что эти запросы несовместимы. Структура характера является наилучшимкомпромиссом, к которому пришел человек в ранней жизненной ситуации. Ксожалению, он продолжает держаться за этот компромисс, хотя с годами окружающаяситуация изменилась.
Жизнь сложна и непредсказуема, но не смотря ни на что прожить её нужно так, что б потом не былостыдно за прожитые годы.

Списоклитературы
1. Абульханова-Славская К.А.Диалектика человеческой жизни. — М., 1977.
2. Головаха Е.И., Кроник А.А.Психологическое время личности. — М., 1984.
3. Жизнь как творчество(социально-психологический анализ). — Киев, 1985.
4. Лабиринты одиночества. Пер. сангл. / Сост. Н.Е. Покровский. — М.: Прогресс, 1989.
5. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансыжизни. — Калуга, 1994.
6. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб: Фонд «Университетская книга», 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.