Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой"

Министерствообразования Украины
Таврический Национальный Университет имени В.И. Вернадского
Кафедрарусского языка

Анализ  рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой».Особенности композиции, раскрытия темы произведения.Контрольнаяработа по литературоведению
студентки 1 курса заочногоотделения
Сырых Юлии Александровны
Симферополь, 2002 год.

 
 
Дама с собачкой.
Рассказ«Дама с собачкой»  был задуман в переломное время, как для России,так и для всего мира. Год написания — 1889-ый, то есть предпоследний год 19-говека. Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционныхнастроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей«Домостроя», уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, инасколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувстваи мысли. Всего через каких-то 19 лет Россия взорвется и неумолимо начнетменяться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря Чехову, предстает переднами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия — государство-тиран, пожирательница человеческих жизней.
Однако в товремя (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемоеавтором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее,вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибоповседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за нимине видишь ничего, кроме них самих. По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужьяизменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги. Ковсему прочему, все больше и больше становится так называемых«просвещенных» женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин«мыслящих», к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно,усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевиднуюженскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.
По-видимому,Чехов недолюбливал женщин, стремящихся искусственно  стать выше мужчин. Судя по«Даме с собачкой» и «Дому с мезонином» (где такой героинейбыла Лидия Волчанинова), такая нелюбовь возникла в результате понимания, чтообщего положения «мыслящие» женщины не спасут, а возможно и усугубят.
«Народопутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья- вот вам мое убеждение».(«Дом с мезонином»). Думается, что под этой фразой, кроме героя, еепроизнесшего, мог подписаться и сам автор.
Надосказать, что «Дама с собачкой» и «Дом с мезонином» оченьпохожи. Не по содержанию, но по ощущениям, которые эти два рассказа оставляютпосле их прочтения. Да и детали — мысли о просвещенных женщинах, о том, чтомешает двум любящим соединиться — довершают сходство.
Такимобразом, мы подходим непосредственно к тексту, к его тематике и проблематике.Тема проста, а для обывателей она еще и повод для довольно скользкой сплетни:курортный роман и его последствия. Но ведь, зная стиль повествования Чехова,нельзя даже предположить, что его целью было изобразить именно  пресловутыйкурортный роман. Копнуть надо гораздо глубже. На мой взгляд, главная цельпроизведения — показать читателю (особенно, конечно, читателю того времени) то,чего он не замечал раньше: это кажущаяся безвыходность ситуации, будто быдействительно героям лучше отказаться от своей любви, это боязнь самих героевперебороть взгляды общества, боязнь делать самим шаги к своему настоящему, неукраденному счастью, их связанность химерными цепями несуществующихобязанностей. И конечно, вполне ясно, что не только герои виноваты в своембездействии. Это бездействие породило нечто, подобное «темномуцарству» в «Грозе» Островского. Но это новое «темноецарство» лежит не на самодурстве одних и безгласности других, а навсеобщем равнодушии друг к другу и слепоте по отношению а настоящему положениювещей. Яркий пример тому — следующая сцена:
Однаждыночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он (Гуров)не удержался и сказал:
— Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!
Чиновниксел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:
-ДмитрийДмитрич!!
-Что?
-Адавеча вы были правы: осетрина-то с душком!
Как мывидим, этот чиновник, партнер Гурова по игре в карты, равнодушен, слеп и глух.Его интересует лишь состояние собственного желудка, а понятие такта, приналичии которого не будешь вот так отвечать на реплику об очаровательнойженщине, ему вовсе незнакомо.
Возвращаясь к теме рассказа – курортному роману, — нельзя незаметить, что тема разбивается на две отдельных подтемы, так или иначесвязанные между собой и образующие главную.
Первая, скоторой мы знакомимся в начале, – поведение мужчин и  женщин на курортах вдалиот семьи и привычного образа жизни. Мы видим, как Гуровым овладевает«соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестноюженщиной». Позже мы узнаем, что это ему удается осуществить. Теперь мы можемозадачиться: с какой же целью Чехов открывает эту тему? Мне кажется, даннаятема предназначена не только для завязки действия, но и служит определеннымцелям. В самом деле, не просто же так, от скуки, Гуров завязывает этознакомство! Не будь такой предпосылки, как нелюбимая жена, вряд ли бы Гуровизменял ей. Да и Анна Сергеевна не любила своего мужа. Итак, они сошлись отодиночества, инстинктивно ощущая нехватку любви, нуждаясь в ней.
В нашевремя многим непонятно, как соединяли свои судьбы люди, не испытывающие никакихположительных чувств друг к другу, однако еще в конце 19-го века это было также реально, как реален сегодняшний день. Вот, я думаю, в чем цель первойподтемы: показать людям, как неправилен семейный союз без любви и уважения, ккаким последствиям он может привести.
Вторая жеподтема – тема любви и перемен, которые она несет с собой. Встреча с АннойСергеевной переменила Гурова. Он полюбил ее, полюбил женщину впервые в жизни, испыталв зрелом возрасте все то, что чувствуют юноши: «И только теперь, когда  унего голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз вжизни».  И еще вместе с любовью к нему пришло понимание:
Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковыеночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство,пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все ободном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и, в концеконцов, остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти ибежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!
Сама любовь изменила Гурова, будто говорит Чехов, любовь можетвсе. И теперь его герой уже не прожигатель жизни, а настоящий человек, умеющийсострадать, быть искренним, нежным.
Разобравшисьс целью рассказа, ради чего он был написан, рассмотрим подробно сюжетпроизведения, его композицию. Среди гуляющих на набережной Ялты появляетсяновое лицо – дама с собачкой. Это событие – завязка действия. Кстати,экспозиция в данном случае следует за завязкой, а не наоборот. Через несколькодней в саду главный герой – Гуров – с этой дамой  знакомится. Так начинаетсяразвитие действия. Вместе они гуляют, проводят много времени. Постепенно нашигерои – а их двое – привязываются друг  к другу, но, как мы помним, у Гурова поотношению к Анне Сергеевне были свои планы. Он мечтал о курортном романе.
Посленедели знакомства действие внезапно приблизилось к первой наивысшей точкесвоего развития – первой кульминации. Гуров и Анна Сергеевна пошли в ее номер,и там, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.
Кажется,что Гуров добился того, чего хотел, и за этим что-то должно последовать. Пологике вещей, герои должны либо расстаться и при случайных встречах отводитьдруг от друга глаза, либо продолжить встречаться.
«Потомкаждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали,гуляли, восхищались морем».
Развязкой явилось пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо, вкотором он умолял жену вернуться домой. Вскоре и Гуров уехал домой, думая, чтобольше они никогда не увидятся.
Однакодействие все еще развивается. По приезде домой Гуров не может забыть даму ссобачкой, и воспоминание, очень реальное, как тень следует за ним. Он внутреннеменяется и, наконец, созревает для того, чтобы снова увидеть Анну Сергеевну. Вдекабре, на праздниках, он приезжает в С. и наводит справки о том, где живетАнна фон Дидериц. Не имея возможности повидаться с ней днем, Гуров вечером едетв театр в надежде, что она будет там.
Второй кульминацией явилась их встреча. Опять героистоят перед выбором – быть или не быть вместе и после короткого свидания онивновь расстаются, но теперь в твердой уверенности, что Анна Сергеевна приедет кГурову в Москву. Такова развязка.
Заключаетрассказ повествование о дальнейших встречах героев, однако в полном смыслезаключением это назвать нельзя: последний абзац допускает дальнейшее развитиедействия и дальнейшие переживания Анны Сергеевны и Гурова.
До сих пормы не говорили практически больше ни о ком, кроме Анны Сергеевны и Гурова,будто  бы  остальных героев не существует. Отчасти так оно и есть. Дело в том,что Чехов выделяет только двоих героев – тех, кто способен развиваться. Такимобразом, он подчеркивает разобщенность людей, будто они говорят на разныхязыках. Все вокруг обезличены; даже если их много – присутствия человека неувидишь. Нам даны только два портрета второстепенных персонажей: жены Гурова имужа Анны Сергеевны, причем даже внешне эти люди непривлекательны, не говоря обостальных их чертах. И роль, которую эти герои играют, всегда отрицательная:они – сила, разлучающая влюбленных.
Портретыглавных героев располагают к себе. Она: невысокого роста блондинка сугловатостью в смехе; тонкая, слабая шея, красивые серые глаза. В ней естьчто-то «жалкое» (по выражению Гурова), вернее, при взгляде на нее хочется бытьсильным и пожалеть ее. Он: «В его наружности, в характере, во всей его натуребыло что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин».
Как нистранно, но показан в развитии только один персонаж. Только Гуров кореннымобразом меняет свою жизненную позицию, а Анна Сергеевна остается практическинеизменна, разве что понимает, что она не падшая женщина, и находит в себе силыдля борьбы.
Рассказохватывает временной промежуток приблизительно от полугода до года, точноустановить невозможно. За это время действие переносилось из Ялты в Москву, изМосквы в город С. и обратно. По словам автора, герои точно «две перелетныептицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках».Однако даже на расстоянии друг от друга они продолжают мысленно быть вместе.
Итак, наосновании вышеизложенного, мы видим, что перед нами по жанру типичный рассказ –небольшое по объему изображенных явлений и событий, а отсюда и по объемутекста, прозаическое произведение, в котором действуют герои, представляющиесобой определенные индивидуальности. Нам они показаны в известном законченном(то есть, имеющем начало и конец) моменте своей жизни, наиболее полнораскрывающем  нам их характеры. Количество персонажей в рассказе невелико и онивсе, кроме главных, очерчены бегло.
Чеховпользуется литературным языком на протяжении всего рассказа, чтобы показать,что герои принадлежат к так называемому «порядочному обществу», однако из всегомногообразия художественных средств использует только портреты героев ипейзажи, точно отражающие душевное состояние героев, подчеркивающие их.
Мы рассмотрели лишь одно небольшое произведениеА.П.Чехова, однако видим, как мастерски автор показывает вроде бынезначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации,обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми ихнедостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа,а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь,верность могут совершить очень многое.
Список использованнойлитературы:
 
А.П. Чехов,Дом с мезонином. Повести и рассказы, М., «Художественная литература», 1983.
Л.И.Тимофеев, Основы теории литературы, М., учпедгиз, 1959.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.