Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева«Последний катаклизм»
Основныеподходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показатьна примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»(1830).
Когдапробьет последний час природы,
Составчастей разрушится земных:
Всезримое опять покроют воды,
Ибожий лик изобразится в них!
Анализначинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ,скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, названиеотражает авторское понимание текста. Прилагательное «последний»обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.
Самослово «катаклизм» (не «превращение» или«изменение», близкие по смыслу) подчеркивает философский смыслстихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будетразвернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. ОднакоТютчев — оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первымднем нового творения.
Стихотворениесостоит из одной строфы (монострофы) — катрена (четверостишия). Однакокомпозиционно эта строфа делится на две части — первые два стиха (стихотворныестроки) и последние два.
Этоделение содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения исозидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах«разрушится» и «изобразится».
Встихотворении присутствуют две стихии — земли и воды. Рисуя гибель земли подводой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе («Все зримоеопять покроют воды»). В самом этом обращении есть одновременное указаниена гибель и спасение.
Философскийхарактер стиха подчеркивается внесубъектным построением — отсутствиемместоимений «я», «ты», «мы» и т д., которыевоплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философскоеобобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики — не эмпирической, апредельно отвлеченной («последний час природы», «всезримое», «божий лик»).
Процессразрушения «закреплен» в синтаксисе стиха: для первых двух строкхарактерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов впредложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение синверсией) и прямой:
«Когдапробьет последний час природы...»;
«Когдапоследний час природы пробьет ...»
Впервом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стиховогопостроения, во втором — оно логическое.
Инверсияисчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняястрока стиха выделяется не только отсутствием инверсии («И божий ликизобразится в них!»), не только восклицательной интонацией, отражающейособую патетичность фразы, но и фонетически звук «и», многократноповторенный, по-особому инструментирует концовку стиха «И божий ликизобразится в них!»
Стихотворение«Последний катаклизм» написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными-- «земных», «них») и женскими (безударными — «природы», «воды») окончаниями. Рифмы в стихе какграмматические (природы — воды), так и неграмматические (земных — них).Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиесяна согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности,«бинарности», что отражается прежде всего на содержательном уровне.
Нарядус первой строкой («Когда пробьет последний час природы»), где нет ниодного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимостьи неотвратимость наступления «последнего часа», все остальные строкисодержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы«разрушится», «изобразится»). Отсутствие ударенияназывается пиррихий. Представим вторую строку стиха «Состав частейразрушится земных» как метрическую схему (сочетание ударных и безударныхслогов, обозначив U — безударный, I — ударный):
UI/UI/UI/UU/UI.
Четвертаястопа, приходящаяся на глагол «разрушится», окажется«облегченной», пиррихиической.
Особенномного отступлений возникает в третьей строке («Все зримое опять покроютводы»):
II/UU/UI/UI/UI/U.
Впервой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложенииспондеем (II — два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропускомударения.
Вцелом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд,тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизмразрушит не только «состав земных частей», но и обернетсячеловеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет местачеловеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громаднымфилософским обобщением. Однако выражение «все зримое» (отстарославянского слова «зрак» — «глаз») включает в себя ичеловеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией,нарушающей привычный ритм стиха.
Предложенныйанализ, как уже отмечалось выше, не является «ключом», с помощьюкоторого можно «открыть» любой поэтический текст.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.repetitor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.