Реферат по предмету "Экономическая теория"


Постиндустриальные тенденции в развитых странах

--PAGE_BREAK--
Количественным выражением уровня экономического развития страны служит отношение национального дохода к численности ее населения.

Можно с уверенностью сказать, что в межстрановых различиях показате­лей среднедушевого производства национального дохода имеют место раз­личия в уровнях производительности общественного труда, эффективности производства, в темпах и эффективности реализации мировых достижений научно-технического прогресса, образовании и профессиональной подготов­ке рабочей силы, развитии сферы социальных услуг и т.п.

Исключительно быстрое в 70-е годы обогащение восточных стран на экспорте нефти способствовало образованию разрыва между количествен­ной и качественной характеристиками показателя «уровень экономического развития». Учитывая это, ООН было принято решение при определении уровня экономического развития страны дополнять показатель среднедуше­вого производства национального дохода данными о доле промышленности (в том числе обрабатывающей) в национальном доходе страны, грамотности населения и численности квалифицированных кадров.

Маленькая по территории и численности населения страна может зани­мать в таблице стран мира по уровню экономического развития первые строки, если она достигает благодаря высокому уровню общественной про­изводительности труда и среднедушевого производства национального до­хода высоких показателей в доходах и потреблении населения.

Одновременно огромные страны, обладая большой экономической мо­щью, в силу экономической отсталости занимают последние строки в табли­це стран мира по уровню экономического развития. Огромная территория этих стран, их природные богатства, как и большая численность населения, составляют лишь потенциальные возможности для экономического и соци­ального прогресса, которые могут быть практически реализованы или не реализованы в зависимости от внутренних усилий страны.

В соответствии с названными количественными и качественными крите­риями современная экономическая наука выделяет по уровню экономиче­ского развития три подсистемы стран в общей системе мирового хозяйства:

1.  Экономически развитые страны постиндустриального развития с вы­сокой долей занятости в сфере социальных и деловых услуг.

2.  Страны со средним уровнем экономического развития, находящиеся на стадии индустриального развития.

3. Периферийные страны.

Между тремя подсистемами стран мирового сообщества существует раз­рыв в уровнях экономического развития. Этот разрыв имеет количественное и качественное выражение. Количественно разрыв выражается в разных вели­чинах среднедушевого производства валового внутреннего продукта. В сопос­тавимых ценах валовой внутренний продукт на душу в промышленно разви­тых странах увеличился с 10 тыс. долл. в 1970 г. до 15 тыс. долл. в 2002 г. Во всех развивающихся странах этот показатель составлял соответственно 680 и 880 долл., а в наименее слаборазвитых странах – 609 и 227 долл.

За количественными показателями скрываются огромные качественные различия в жизни населения стран с высоким и низким уровнем экономиче­ского развития. Если промышленно развитые страны достигли насыщения базисных потребностей и перестраивают свою технологическую и социаль­ную структуру для нового качества экономического роста, то страны «третьего мира» при слабой экономике ведут борьбу за удовлетворение са­мых элементарных потребностей растущего населения, стремятся обеспе­чить людей работой, обеспечить потребности в энергии и чистой воде, раз­вить транспорт и инфраструктуру.

В группе постиндустриальных стран верхнюю строку по среднедушево­му производству национального дохода занимают США. В то же время по­сле Второй мировой войны уровни экономического развития многих стран Западной Европы значительно сблизились с соответствующими показателя­ми США. Высокие темпы роста национального дохода Японии в послевоен­ные годы обеспечили ей 2-е (после США) место в мире по уровню экономи­ческого развития. Если учесть, что в 1950 г. среднедушевое производство национального дохода Японии было в 5 раз ниже американского, то не слу­чайно темпы развития японской экономики и ее достижения в послевоенный период называют «японским чудом».

Конечно, каждая страна, достигшая экономических успехов, заслуживает пристального внимания и объективного экономического исследования. Мы же дадим общие выводы, применимые к любой стране.

Итак, каждая страна добивается эффективного экономического роста по-своему, мобилизацией собственных усилий, умелым использованием как внутренних, так и внешних факторов. Значение этого вывода в конечном счете понято Россией и другими странами бывшей социалистической систе­мы хозяйства, правительства которых осознали бесперспективность исполь­зования конкретной модели рыночного механизма какого-либо государства для ее практической реализации в своей стране, так как универсальной модели экономического успеха не существует.

В последние годы в отдельную группу выделяются страны с переходной экономикой.

Несмотря на уникальность экономического «прорыва» каждой из стран, можно выделить и общие факторы, свойственные для всех стран, добивших­ся существенных экономических успехов после Второй мировой войны.

Во-первых, эффективная реализация мировых достижении послевоенного этапа научно-технической революции; во-вторых, экономиче­ски и социально обоснованное государственное регулирование развития страны; в-третьих, увеличение степени участия в международном разделе­нии труда и превращение экспорта товаров и услуг в существенный фактор внутреннего развития.
3.1. Понятие разрыва в уровнях развития

Пять тысяч лет тому назад, когда на территории современной России ее обитатели занимались преимущественно охотой и ры­боловством, в Шумере и Египте уже существовали орошаемое зем­леделие и развитое животноводство, изготавливались самые раз­нообразные орудия труда, была письменность. Наследовавшие этим цивилизациям  Греция и  Рим, древние Вавилон,  Иран, Индия, Китай также демонстрировали более высокий уровень со­циально-экономического развития по сравнению с остальными регионами мира. В средние века уровень развития Китая и других восточных цивилизаций превосходил уровень развития Европы и России. Наконец, в наше время сравнительно небольшая группа развитых стран (около 30) существенно превышает по уровню социально-экономического развития остальные полторы сотни стран мира. Таким образом, разрыв в уровнях социально-эконо­мического развития – это, прежде всего, разница в уровнях разви­тия между развитыми странами и всеми остальными странами (хотя и внутри группы развитых стран разрыв доходит до двух с лишним раз, например, между США и Грецией, если судить по их ВВП на душу населения).

Вероятно, разрыв в уровнях социально-экономического раз­вития между странами и регионами мира будет существовать и в будущем. Если до сих пор в средних и крупных по размеру странах сохраняется (а по прогнозам, будет сохраняться и далее) сильный разрыв в уровнях развития между областями, штатами, землями, то тем более он будет существовать между странами мира.
3.2. Размеры разрыва в уровнях развития
Нынешняя картина в уровнях социально-экономического раз­вития, если судить только по одному показателю – размеру ВВП/ВНП на душу населения – такова. В 1997 г. среднемировое производство ВНП на душу населения составило 5130 долл., в том числе в 25 странах-лидерах по этому показателю его величина в среднем достигла 25 700 долл., а средневзвешенный показатель для всех остальных стран (это почти все развивающиеся и пост­социалистические страны) равнялся 1250 долл., т.е. страны-лидеры опережали остальной мир по этому показателю почти в 21 раз. Если пересчитать производство ВНП на душу населения по ППС, то среднемировой показатель составит6330 долл., в стра­нах-лидерах – 22 770 долл., а в остальных странах – 3230 долл., т.е. разрыв уменьшится до 7р.


 Таким образом, разрыв хотя и велик, но в реальной жизни он меньше, чем следует из обменных курсов, так как в ряде развитых стран они завышены (прежде всего в Японии, Германии, Фран­ции), а в большинстве остальных стран мира, наоборот, занижены (в Китае и Индии, например, в 4 раза). Еще меньше этот разрыв будет, если оценивать его по индексу человеческого развития:между первыми пятью странами по этому показателю и послед­ними пятью он составляет 5 раз, так как разница между ними в продолжительности жизни и охвате образованием населе­ния меньше, чем по ВВП/ВНП на душу населения. Ведь меж­ду наиболее богатой страной мира — Люксембургом (34 460 долл. на душу населения) и наиболее бедной страной — Эфиопией (510 долл. на душу населения) разрыв по этому показателю со­ставляет, как нетрудно убедиться, почти 68 раз.

Состав лидирующих и отстающих по уровню социально-эко­номического развития стран медленно, но меняется. С одной сто­роны, одна из наиболее развитых стран мира в древности и сре­дневековье, Индия, сейчас является фактически одной из наиме­нее развитых стран (из-за ее гигантских размеров Индию не вклю­чают в эту группу стран, хотя ее бывшая часть — Бангладеш, уро­вень развития которой сейчас близок к Индии, включена в эту подгруппу). С другой стороны, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия, несколько сотен лет назад являвшиеся одними из наиболее отсталых регионов мира, сейчас относятся к наиболее передовым.
3.3. Позиции развитых стран

Эти страны оказались потесненными и во второй половине XX в. На протяжении большей части послевоенного времени груп­па развивающихся стран имела более высокие темпы прироста ВВП по сравнению с развитыми странами. Такие же темпы демонстрировала в целом и группа стран с переходной экономикой: даже огромный спад производства в большинстве из них в 90-е гг. был перекрыт рекордными тем­пами прироста ВВП в Китае и Вьетнаме. В результате вес этих двух групп стран в мировой экономике вырос, а развитых стран – упал до 52,7% (по данным МВФ на 1998 г. – до 55%).

Не менее радикальные изменения произошли и внутри самой группы развитых стран. Высокие темпы экономического роста Японии в 50 — 70-е гг. увеличили долю этой страны в мировом ВВП до 7%, а не менее высокие темпы Южной Кореи, Сингапура, Тай­ваня превратили их в развитые страны. В группе развитых стран сложились как бы три полюса: Европейский союз (20% мирового ВВП по ППС), НАФТА (24%) и Япония (7%). У каждого члена этой триады есть своя экономическая периферия, которая ори­ентируется на экономические связи именно с этим экономичес­ким центром. Для ЕС это остальные страны Европы и всего Сре­диземноморья, а также бывшие европейские колонии (в первую очередь это 69 стран АКТ – Азии, Карибского моря и Тихого океана, заключивших особые соглашения с ЕС). Для НАФТА — это, прежде всего, все остальные страны Америки, для Японии – страны Восточной и Юго-Восточной Азии, но прекратившийся бы­стрый рост Японии усилил соперничество со стороны Китая за сферы влияния в этом регионе.
4. Общая характеристика промышленно развитых стран
Подсистема развитых капиталистических стран занимает господствующее положение в мировом хозяйстве. К ним отно­сятся 28 государств, входящих в ОЭСР. Все они, за исключени­ем Японии и Южной Кореи, являются европейскими или про­изводными от Западной Европы. Их отличают единый в соци­ально-экономическом плане воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств, интенсивный тип развития эко­номики, высокий уровень развития производительных сил. В странах этой подсистемы проживает 15,6% населения мира, но она сосредоточивает подавляющую часть экономического и на­учно-технического потенциала мира. Хозяйственное развитие стран Запада, их внутриэкономическая и внешнеэкономическая политика предопределяют основные направления научно-технических сдвигов и структурной перестройки в мировом хо­зяйстве, состояние мирового рынка.
4.1.Основные признаки развитых стран
Промышленно развитые страны Запада имеют много общего в своем историческом развитии.

 В общественно-экономическом плане развитие их хозяй­ства базируется на капиталистическом способе производства, т.е. на определенном единстве и взаимодействии производительных сил (факторов производства) и производственных отношений, определяемых собственностью на средства производства. В дан­ном случае в основе выделения подсистемы лежат отношения собственности и связанные с ними формы распределения про­изведенного продукта, его обмена и потребления. При этом внутри данной подсистемы уживаются, соседствуют различные образования, отличающиеся по структуре, временному фактору и характеру преобразований.

Развитие капиталистических отношений связано с товарным производством, когда товары и услуги производятся для обмена. Товарные отношения распространяются и на рабочую силу. От­ношения между рабочей силой и капиталистами формально вы­ступают как отношения между равноправными товаровладель­цами — покупателями и продавцами.

Для докапиталистических отношений было типично непо­средственное, внеэкономическое принуждение к труду. Раб, крепостной были лишены личной свободы и принадлежали сво­ему хозяину-рабовладельцу, феодалу.

Личное и экономическое подчинение работников, крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, но лишенных права сво­бодно владеть и распоряжаться результатами своего труда, сво­им наделом, сковывало развитие производительных сил. Под внеэкономическим принуждением они вынуждены были отда­вать не только прибавочный, но и часть необходимого продукта в виде феодальной ренты – отработочной, продуктовой, денеж­ной. Правда, в отличие от раба, феодально зависимый крестья­нин, обладающий орудиями труда и домашним хозяйством, отчасти был заинтересован в интенсификации своего производст­ва в рамках собственного потребления.

Границы общего производства определялись потреблением феодала. Поэтому феодализм в основном характеризовался на­туральным производством, которое жестко замыкало все эконо­мические процессы в рамках локальных единиц. Оно соответст­вовало такому уровню развития производительных сил и произ­водственных отношений, которые предопределяли ограничен­ную цель производства.

Капиталистический способ производства отрицает внеэко­номическое принуждение и утверждает формально равноправ­ные товарно-денежные отношения. Не владеющая средствами производства рабочая сила продает свою способность к труду собственнику средств производства, обеспечивая ему в процессе ее использования (труда) прибавочную стоимость. Получение прибыли является основной целью производства, что создает возможности для его расширения. Отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами на основе получения при­были, носят конкурентный характер.

Гражданское общество возникло в результате преодоления общинного типа взаимоотношений (родство, соседство, обычаи, традиции), когда на смену ему пришел вещный тип отношений людей. Связанность людей с социальной группой, без которой они не могли бы выжить, обычаями, обязательными для всех нормами, которые предписывали каждому человеку одну из ро­лей, принадлежащих к весьма ограниченному набору, разруши­лась. При этом происходило обособление индивида в обществе. Начиная с XVIII в. «различные формы общественной связи вы­ступают по отношению к отдельной личности как всего лишь средство для ее частных целей, как внешняя необходимость» (К. Маркс). Человек при таком стереотипе стал выступать сам по себе, а не как ячейка общества.

На уровне индивида происходило облегчение условий соци­ального продвижения, расширение социальной мобильности. В политической области формировались организации, построен­ные на демократической базе и ведущие борьбу на основе осознанных классовых, профессиональных и других интересов.

В итоге развитые капиталистические страны характеризуют­ся трехслойной общественной структурой, в основе которой на­ходится всеохватывающая товарно-капиталистическая экономи­ка. Политическую надстройку составляют государственные ин­ституты представительной демократии, а между ними существу­ет структура самодеятельной организации добровольного член­ства. Они связаны с государством, прежде всего, через политиче­ские партии. Государство в буржуазном обществе реализует по­литическое господство ведущего класса, а институты граждан­ского общества – его идейное и нравственное руководство.

Развитые капиталистические страны как подсистема миро­вого хозяйства являются самоорганизующимися образованиями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внеш­ней средой.
4.2. Темпы и факторы роста.
После окончания наполеоновских войн ныне промышленно развитые страны переживали процесс устойчивого экономического роста. За 1820 – 1980 гг. среднего­довой темп прироста ВВП составил 2,5%, а прирост ВВП на душу населения достиг почти 1,6%, что в 10 раз выше, чем в доиндустриальную эпоху.

Основу экономического развития западных стран и приумно­жение их богатства составлял труд основной части населения этих стран – наёмной рабочей силы. Первый этап развития капи­тализма характеризовался экстенсивным использованием рабо­чей силы. В конце XIX века в Британии максимальный рабочий день в ряде отраслей доходил до 14 – 16 и более часов в сутки. Только с ростом организованности рабочего класса ему удалось добиться издания законов, ограничивающих рабочий день. При­сущее капиталу стремление поддерживать цену рабочей силы ниже стоимости вступало в противоречие с факторами, понуж­дающими его к техническому и организационному совершенст­вованию производства, новые технологии которого предъявляли более высокие требования к физическому состоянию и профес­сиональной подготовке используемой рабочей силы.

Экономическое развитие обеспечивалось увеличением нормы производительного накопления: с 7,5 – 11,5% в 70-е годы XIX в. до 0,4 – 15,7% в первые десятилетия XX в.

Развитие производства сопровождалось ростом внешней торговли. Если с 1720 по 1820 гг. объем экспорта увеличился в 2,4 раза, то с 1820 по 1913 гг. – в 30,9 раза. Темпы прироста внешней торговли опережали соответствующие показатели ВВП. С расширением колониальных империй, развитием внешне­торговых обменов экономика западных стран становилась более открытой. Успехи в продвижении товаров на внешние рынки обычно достигались с помощью политики разорения соседа. Внешнеэкономические связи оказывали возрастающее влияние на экономическое развитие, о чем свидетельствует рост экс­портной квоты. Она увеличилась с 18,2% в 1900 годы  до 21,2% в 1913 г.
5. Современные тенденции мирового развития
Современная мировая экономика является закономерным резуль­татом развития производства и международного разделения труда, вовлечения в мировой процесс воспроизводства все большего чис­ла стран.

В течение всего XX в. шло расширение и углубление междуна­родного разделения труда на всех уровнях – от регионального, межрегионального до мирового. Международное разделение труда представляет собой специализацию стран на производстве опреде­ленных товаров, которыми государства торгуют друг с другом. Возрастает специализация и укрепляется кооперация. Эти процессы перерастают национальные границы. Международная специализа­ция и кооперация производства превращают производительные силы в общемировые – страны становятся не просто торговыми партне­рами, но взаимосвязанными участниками мирового воспроизводственного процесса. В ходе углубления процессов международной специализации и кооперации производства возрастает взаимозависи­мость, переплетение национальных экономик, которые образуют целостную систему.

Примерно с середины 1980-х гг. ускоряются процессы интерна­ционализации экономической жизни, процессы обновления техни­ки и технологии производства, получают бурное развитие новей­шие отрасли производства, растет доля наукоемкой продукции в общем объеме производства, получают развитие информатики и коммуникации.

Происходит ускоренное развитие транспортных технологий. Сейчас доля транспорта в создаваемом мировом валовом продукте составляет около 6%, а в мировых основных фондах  — около 20%. Новые транспортные технологии позволили снизить транспортные тарифы более чем в 10 раз. Развитие транспорта обеспечивает пе­ревозку грузов весом около 10 т. на каждого жителя Земли.

Развитие любой экономической системы выражается взаимосвязанными процессами, протекающими, с одной стороны, в производительных силах общества, а с другой, – в системе производственных отношений.

Для производительных сил современного общества характерны следующие основные тенденции, выражающие развитие машинного производства и впервые установленные К. Марксом:

1)замена человека машинами при выполнении разнообразных трудовых операций, – как операций физического, так и умственного труда;

2)развитие в машинных системах управляющих устройств и переход работников от непосредственного управления машинами к их проектированию, наладке, контролю над их деятельностью;

3)повышение роли сферы услуг, – прежде всего науки и образования, – в формировании результатов материального производства; повышение доли труда, занятого в сфере услуг, в совокупном труде общества;

4)углубление разделения труда и усиление взаимосвязи между всеми участниками общественного производства (в том числе – в сфере материального производства и сфере услуг), слияние их в единый производительный процесс, когда миллионы и десятки миллионов людей прямо или косвенно участвуют в изготовлении одного конечного продукта.

Вместе взятые, эти процессы называются обобществлением производства, или усилением общественного характера производства.

Перечисленные тенденции были присущи развитию производительных сил еще в 19 веке, но со второй половины 20 века в них появились качественно новые моменты, получившие название постиндустриальных тенденций:

а)Бурное развитие информатики. Превращение науки, знаний (информации, технологии) в главный фактор, определяющий уровень эффективности материального производства. Быстрое повышение роли интеллектуальной собственности (собственности на знания) в системе собственности.

б)Неуклонный рост доли информационной экономики, – т.е. сферы трудовой деятельности, результатом которой являются знания (к ней относятся прежде всего наука, образование, средства информации), – в численности занятых в экономике, в создаваемой стоимости, в объеме производимых и потребляемых благ.

в)Сокращение удельного веса работников, традиционно относимых к рабочим, т.е. занятых непосредственным управлением машинами. Увеличение численности людей, занятых  творческим, научным трудом. Повышение роли человеческого фактора (навыков, знаний, творческой активности) в формировании результатов трудовой деятельности. Рост эффективности «вложений капитала» в человека (затраты на образование, повышение квалификации, развитие способностей) по сравнению с капиталовложениями в материальные факторы производства.

Указанные тенденции ведут к превращению информационной экономики в отрасль, играющую наиболее важную роль в экономике и превосходящую промышленность по таким показателям, как численность занятых, доля в совокупной стоимости товаров, объем капиталовложений.

Использование для их названия термина «постиндустриальные» связано с концепцией постиндустриального общества (Д. Белл), согласно которой в развитии общества выделяются три стадии:
    продолжение
--PAGE_BREAK--
1)доиндустриальное общество, когда главной отраслью является сельское хозяйство;

2)индустриальное общество (ведущая отрасль – промышленность);
3)постиндустриальное общество (приобретение информационной экономикой решающей роли в развитии общества).

Постиндустриальные тенденции, явления неоэкономики суть лишь формы дальнейшего развития процесса обобществления производства.

Важной формой процесса обобществления производства является также  углубление международного разделения труда и развитие на его основеинтернационализации производства.

Углубление международного разделения труда выражается в развитии специализации производителей разных стран на производстве не только от­дельных продуктов, но отдельных узлов, деталей, частей продукта, выполне­нии определенных операций по обработке предмета труда. Интернационали­зация производства, как следствие углубления международного разделения труда, означает усиление взаимосвязи производителей разных стран, сращи­вание их в единый производительный процесс, результатом которого явля­ется продукт, в создании которого прямо или косвенно, на той или иной ста­дии участвовали производители из разных стран. Она выражает выход процесса обобществления производства за национальные рамки.

Другой стороной развития экономических систем, как уже говорилось, являются изменения в системе производственных отношений.

В этом плане для современных экономических систем характерны следующие явления.

Наблюдается тенденция к повышению роли государства в экономике. Формы участия государства в экономических отношениях многоплановы: государственный сектор, перераспределение доходов, финансирование государственных программ, предоставление социальных гарантий, регулирование экономических процессов, государственные заказы и закупки товаров, продажа продукции и услуг государственного сектора и др.

Повышение роли государства в экономике, в конечном счете, является следствием того, что усиление общественного характера производительных сил общества требует развития их общественного регулирования. Иначе говоря, оно также выражает развитие процесса обобществления производства.

Главными тенденциямив экономике становятся индивидуализация и дестандартизация труда, его условий и результатов, усиление творческого характера; развитие мелкого бизнеса; рассредоточение на базе интернационализации производства происходит развитие процессов глобализации экономики.
6. Тенденции развития мирового хозяйства в конце
XX
в.

Анализ тенденций, которые появились в конце XX в., позволя­ет заглянуть в будущее, увидеть некоторые возможные черты гря­дущего XXI столетия, хотя и надо отдавать себе отчет в том, что предвидение – это область, где делается больше всего ошибок.

Начавшаяся в середине XX века в развитых странах постинду­стриализация набирает силу и, вероятно, будет оставаться главной тенденцией в мировой экономике начала XXI в., распространяясь на все страны. Постиндустриализацией называется переход от ин­дустриального общества к постиндустриальному.

Основная часть истории человечества приходится на доиндустриальное (традиционное) общество, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство). Первичный сектор до сих пор доминирует в экономике многих наименее развитых стран.

Процесс активной индустриализации, начавшийся в XVIII в., закончился в развитых странах примерно в первой половине XX века, в большинстве постсоциалистических и некоторых разви­вающихся странах – ближе к концу XX века. Главным сектором ин­дустриальной экономики стал вторичный (промышленность и строительство).
6.1. Сущность постиндустриализации

Хотя во многих развивающихся странах еще продолжается ак­тивная индустриализация, для современного мира характерно бы­строе увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторе пере­стала расти еще в 70 – 80-е гг. (в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих.

Причем быстрый рост этого сектора происходит, прежде всего, за счет науки и научного обслуживания, образования, культурыи искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, социального обеспечения, индустрии отдыха. В России в этих отраслях (у нас они часто называются научными и социально-культурными от­раслями) занято уже 1/2 работающих (в 1970 г. – около 1/5). Общим для данной группы отраслей третичного сектора является то, что по сравнению со многими другими отраслями сферы услуг, (транспорт и связь, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки, кредитование, финансы и страхование) они больше ориентированы на производство и распространение знаний, об­служивание людей, чем на обслуживание отраслей материального производства. Крупными отраслями сферы услуг остаются и те, что традиционно ориентировались преимущественно на обслужи­вание людей – это торговля и общественное питание, государст­венное управление (включая «силовые» ведомства).

В доиндустриальном (традиционном) обществе главным эко­номическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные угодья (земля).

 Экономические отноше­ния строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Эко­номические отношения здесь строятся во многом на базе владения и использования этого капитала.
6.2. Особенности будущей экономики

Важнейшими чертами постиндустриальной экономики явля­ются:


• изменение структуры производства и потребления (преиму­щественно за счет возрастания ролиуслуг). Так, в России уже в начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуги стали пре­обладать над товарами, а в структуре потребительских расходов населения доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тен­денцию к дальнейшему росту. Растет доля услуг и во внешнетор­говом обороте: в России она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце 90-х гг. Одновременно идет изменение структуры секторов экономики, причем это изменение происходит не только внутри сферы услуг (см. выше), но и в сфере материального про­изводства. Это, прежде всего, рост в первичном и вторичном сек­торах тех отраслей, которые относятся к наукоемким (в них доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5 – 4% от объема про­даж, а доля занятых в НИОКР – не менее 2,5-3% от всех занятых в отрасли). Увеличивается и доля их продукции в мировой тор­говле;

• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. В середине 90 – х годов доля молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее развитых странах несколько процентов, в развитых – десятки процентов (в Японии – 30%, Германии – 36%). В некоторых бывших советских республиках этот показатель доходит до 42 – 46% (в России, Украине, Белоруссии, Казахстане), ставя эти стра­ны на весьма высокое место в мире по охвату молодого поколения высшим и средним профессиональным образованием. Однако, первое место, бесспорно, делят США и Канада. В результате, население, в том числе работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работа­ющих имеет высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населения, так как высокий уровень образова­ния обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США работник с высшим образованием имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним образованием;

• новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко дляних это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работ­ников уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных нужд (полноценное питание, жилье, транспорт, медицинское обслуживание, отдых и т.д.). Иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы работа была не только высокооплачиваемой, но и интерес­ной, а обстановка на работе – демократической и гуманной. Это часто совпадает со стремлением их работодателей получать более высокую отдачу от своих главных и все более дорогих экономи­ческих ресурсов (удельный вес затрат на оплату труда и НИОКР в издержках производства возрастает). В результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудо­вой демократией. Она основана на идее соучастия каждого работ­ника в капитале компании, ее прибылях, ее управлении. Так, соучастие в управлении идет через представителей трудового кол­лектива в руководящих органах компании, регулярное распро­странение в трудовом коллективе информации о положении ком­пании, широкую автономию подразделений компании;

• повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное об­щество стремится перейти к такому экономическому росту, ко­торый опирался бы не на природные ресурсы, а прежде всего на использование знаний и трудовых ресурсов.Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений. Обычно мень­шую нагрузку на Окружающую среду оказывают наукоемкие от­расли сферы материального производства. Следствием этого яв­ляется постепенное оздоровление окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государствах, где идет активная индустриализация, нагрузка на природные ресурсы возрастает, экологическая ситуация ухудша­ется;

• гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе инду­стриализации огромные производственные мощности в матери­альной сфере, современное общество теперь вкладывает средства в развитие ставших главными для него экономических ресурсов – знаний и особенно человека. Основным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становятся социально-культурные отрасли. Так, если в нашей стране в годы довоенных пятилеток в эти отрасли направлялось около 30% всех капиталовложений, то в 60-е гг. – более 1/3 и в 90-е гг. – около 40%. Образно говоря, главными становятся вложения в человеческий, а не в основной и оборотный капитал;


• информатизация общества.   Если  знания   (информация) приобретают все большую силу, то вложения в получение и при­менение их становятся все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растет. В результате в современной эконо­мике постоянно увеличивается численность производителей зна­ний (занятых в науке и научном обслуживании), их распростра­нителей (информационных сетей, учебных заведений, инноваци­онных фирм) и потребителей (все общество). Благодаря развитию современных средств связи, электроники современное потребле­ние информации облегчается, становясь доступным рядовым по­требителям. Общество становится все более насыщенным знания­ми и тягой к ним, превращаясь в информационное, компьютеризированное общество;

• ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых зна­ний и еще более быстрое распространение новых, высокий уро­вень доходов значительной части общества ведут к быстрому об­новлению и высокой дифференциации выпускаемой продукции. Засилье стандартизированной массовой продукции, характерное для индустриального общества, ослабевает, так как зажиточный высокообразованный покупатель требует все более приспособ­ленной к его вкусам продукции, а современная экономика позво­ляет это делать лучше. В этих условиях более жизнеспособными становятся малые предприятия, причем не только в сфере услуг, но и в сфере материального производства. К тому же в обществе, где главные лимитирующие ресурсы – знания и труд, а не земля и капитал, квалифицированные и предприимчивые люди имеют больше шансов на ведение собственного бизнеса. Отчасти это от­носится и к предприятиям среднего размера. В результате доля малых и средних предприятий в ВВП ведущих развитых стран пре­вышает 50% (в России – пока около 10%). Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях. Примером может быть так называемая неорганизованная внеш­няя торговля, достигающая в российском импорте около 20 млрд. долл. в год и во многом обеспечиваемая «челноками», т.е. инди­видуальными и мелкими предпринимателями;

• глобализация. Современные средства транспорта и связи де­лают любую страну, потенциально более доступной для иностран­ных товаров и услуг и факторов производства (экономических ре­сурсов). Хотя на большей части земного шара и сохраняются существенные барьеры на пути движения иностранной продукции, иностранного капитала, рабочей силы, знаний и предпринима­тельства, в конце XX в. они ниже, чем в середине века (правда, в начале века они также были невысоки). Продолжающееся уг­лубление международного разделения труда увеличивает потребности почти всех стран в вывозе и ввозе продукции (товаров и услуг) и факторов производства. В результате для заметного числа компаний мир стал единым рынком, для многих фирм им стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экс­порт и импорт продукции и факторов производства стал не эпи­зодической, а систематической операцией. Национальные эконо­мики все теснее переплетаются (прежде всего, на региональном уровне) и мировое хозяйство становится все более единым ком­плексом. В этом заключается экономическая суть глобализации, не говоря о ее политических и социокультурных аспектах.
6.3. Проблемы постиндустриализации

Несмотря на то, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу идет эволюционно, он, тем не менее, по­рождает серьезные конфликты внутри стран. Это усиление струк­турной и квалификационной безработицы, порожденное падаю­щим спросом на продукцию многих отраслей сферы материального производства (особенно на сырье и мате­риалы) и на малоквалифицированную рабочую силу в большин­стве отраслей, включая сферу услуг. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обла­дает знаниями и образованием, и той частью, которая малоквалифицированна.

 России переход к постиндустриальному обществу осложня­ется экономическим кризисом, который привел не только к чрез­мерному сокращению производства во многих отраслях первич­ного и вторичного секторов, но и к ухудшению состояния таких отраслей третичного сектора, как наука и научное обслуживание, здравоохранение и физическая культура, жилищно-коммуналь­ное хозяйство, социальное обеспечение. В результате Россия по некоторым показателям не продвигается вперед к постиндустри­альному обществу, а отдаляется от него. В то же время по другим показателям (образование, компьютеризация) продвижение впе­ред продолжается.
6.4. Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство

Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям не толь­ко внутри отдельных стран, но и в мировом хозяйстве, в частности:

• изменяется структура производства и потребления мирово­го ВВП, постепенно сдвигаясь в сторону сферы услуг, которая в10-е гг. росла темпами, составлявшими 3,4% в год, а в 90-е гг. – 1,6% (весь мировой ВВП соответственно 3,1 и 2,0%), в результате чего доля сферы услуг возросла с 53 до 63% в мировом ВВП;

• все больший упор развитые страны делают на использование знаний, трудовых, а не природных ресурсов; переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природные ресурсы. Продолжается снижение в мировой торговле доли продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности (хотя доля энергоресурсов в отдельные периоды повышалась). В 1937 году на эту продукцию приходился 61% мирового экспорта товаров, в 1960 г. – 45%, в 1996 г. – 23% (остальное составляли изделия обрабатывающей промышленности, т.е. готовые изделия);

• быстро растет международная торговля знаниями (между­народная передача технологии). Так, у США, крупнейшего в мире экспортера знаний, экспорт товаров за 1989-1996 гг. вырос в 1,8 раза, экспорт услуг – в 1,8 раза (со 128 до 235 млрд. долл.), а такая составная часть экспорта услуг, как поступления от продажи патентов, лицензий и авторских прав, возросла в 2,2 раза (с 14 до млрд. долл.) и одновременно в 3 раза возрос их импорт (с 2,5 ко 7,5 млрд. долл.);

• обилие и доступность экономической информации в соче­тании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощнымстимулом для международного движения капитала. Так, ТНК, рас­полагая свежей информацией о положении дел во всех странах мира, имеют возможность создавать в них свои филиалы, а совре­менная связь позволяет этим филиалам посылать свою отчетность в штаб-квартиры ТНК даже ежедневно, если это необходимо.

7. Глобализация
В структуре международной торговли наблюдается прогрессирующее увеличение сектора услуг (транспорт, туризм и т.д.) конце 1990-х гг., по данным МВФ, в мировом экспорте услуги составляли около трети. Росту международной торговли товарами услугами способствует распространение информации о них Интернет. По оценкам специалистов, сейчас более половины приятий в мире находят выгодных партнеров, предлагая свои про­дукты в Интернете.

Распространение сведений о товарах и услугах через Интернет повышает рентабельность бизнеса, так как это самый экономичный способ информирования потенциальных покупателей. Причем Интернет позволяет получить обратную связь, передавать самую сложнейшую и детальную информацию. Интернет дополняет и совершенствует традиционные торговые и транспортные технологии, позволяет формировать на биржах и в электронных торговых системах мировые цены на основные товары и услуги. Мировые цены очень чутко реагируют на различные события в экономике и поли­тике ведущих стран мира.

Высокие темпы роста международного обмена товарами, услуга­ми, информацией, капиталом свидетельствует о том, что значитель­но возросла взаимозависимость национальных экономик, причем темпы роста международного обмена намного опережают экономи­ческий рост даже самых динамично развивающихся стран. Это зна­чит, что мировая экономика приобретает не просто торговую, но в большей мере производственную целостность.

Процессы нарастания уровня взаимодействия, взаимозависимо­сти национальных экономик, небывалое увеличение и ускорение торговли товарами и услугами, обмена капиталами и укрепление транснационального капитала, образование единого финансового рынка, появление принципиально новых сетевых компьютерных технологий, образование и укрепление транснациональных бан­ков и корпораций получили названия глобализации мировой эко­номики.

Глобализация представляет собой всемирный процесс, взаи­мосвязывающий национальные социально-экономические образова­ния в единую мировую экономическую и общественную систему.Главное в процессе современной глобализации – это становление сис­темы глобального управления, во-первых, ресурсами планеты; во-вторых, перераспределением мирового дохода и всей экономической деятельностью системы; в-третьих, формированием сложноподчиненной геоэкономической конструкции.

Глобализация касается, пожалуй, всех процессов, протекающих в экономике, идеологии, праве, научной деятельности, экологии. Процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств (конвергенции) поддерживаются и подкрепляются процессом сближения законодательств, нормативов, а возможно неформальных социальных институтов (правил поведения, традиций и т.д.)

Большое влияние на процесс глобализации оказывают ООН и международные экономические и финансовые организации: международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и другие.

Телевидение и Интернет также оказывают тошное воздействие на жизнь и сознание людей, создавая, порой незаметно, единые стереотипы мышления, поведения. Средства мас­совой информации делают известной практически мгновенно лю­бую информацию, подавая ее тем или иным образом, формируют определенное отношение к событиям, известным людям, политиче­ским деятелям.

Главным фактором глобализации воспроизводственных процессов стали транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ). Большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК. ТНК называются компании, в кото­рых главная часть принадлежит одной стране, а филиалы и прямые портфельные инвестиции осуществляются во многих странах мира. В настоящее время в мировой экономике насчитывается около 60 тыс. основных компаний ТНК и более 500 их зарубежных филиалов. ТНК осуществляют контроль над, примерно, половиной мирового промышленного производства и над более чем половиной внешней торговли. Они контролируют четыре пятых всех мировых патентов и лицензий на новейшую технику и технологию. ТНК практически полностью контролируют мировой рынок большей части (от 75% до 90%) сельскохозяйственных товаров (кофе, пшеница, кукуруза, табак, чай, бананы и др.).

В экономически развитых государствах ТНК осуществляют ос­новную долю экспортных поставок страны. Например, в США доля ТНК в экспорте — около 50%, в Великобритании — 80%. В целом доля ТНК составляет 25% мирового объема продаж, из них около трети продукции ТНК производят их зарубежные филиалы. В ТНК 70% международных платежей по кредитам и лицензиям проходят между главной организацией корпорации и её зарубежными фи­лиалами.

В числе 100 крупнейших ТНК ведущая роль принадлежит аме­риканским: 27 ТНК базируются в США (на их долю приходится более 30% совокупных зарубежных активов). Конкуренцию северо­американским корпорациям составляют 17 японских компаний: их совокупные зарубежные активы составляют 15,7% от показателей первой сотни. Западноевропейских, корпораций в конце 1990-х гг. насчитывалось более 45.

В условиях происходящей глобализации конкуренция между ТНК усиливается. В конце 1990-х гг. число западноевропейских корпо­раций увеличилось, а североамериканских и японских — уменьшилось. Но доминируют все же североамериканские. Общий объем их зарубежных активов в два раза больше японских и более чем в два раза превышает показатель немецких ТНК.

Конкуренция между крупнейшими корпорациями ведет не толь­ко к слиянию и взаимному приобретению ранее самостоятель­ных компаний. В последнее время складываются совершенно новые транснациональные структуры. Слияния и поглощения охватывают новейшие отрасли экономики: связь и телекоммуникации (например, слияние крупнейшей «интернетовской» компании «Америка Онлайн» и телекоммуникационной компании «Тайм Усрнер»).

8. Процесс интеграции
Интеграция представляет со­бой одну из современных форм интернационализации международ­ной экономической жизни.

В экономической интеграции участвуют от двух и более госу­дарств. Страны, участвующие в экономической интеграции, осуще­ствляют согласованную политику по взаимодействию и взаимопро­никновению национальных воспроизводственных процессов.

 Участ­ники интеграционного процесса формируют взаимно устойчивые связи не только в форме торговли, но и прочное техническое, техно­логическое и финансовое взаимодействие. Высшей стадией интег­рационного процесса станет создание единого экономического орга­низма, проводящего единую политику.

В настоящее время процесс интеграции проходит на всех конти­нентах. Сложились различные по прочности и степени зрелости торгово-экономические блоки. Сейчас функционируют с различной эффективностью около 90 региональных торговых и экономиче­ских соглашений и договоренностей.

Участники интеграции объединяют свои усилия в производствен­ной и финансовой кооперации, что дает им возможность снижать издержки производства и проводить единую экономическую поли­тику на мировом рынке.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.