Тех,которые, мало заботясь о славе.
Былипервыми в каждом бою. Знали мы…
Ю.Друнина
“Каждыйхудожник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственнымпониманием и объяснением мира”, — писал Василий Владимирович Быков. Великойшколой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсеммолодым и достойно прошел ее испытания. Оставшись живым, Быков хочет рассказатьмиру об увиденном, пережитом и выстраданном. Военная тема стала почтиединственной в его творчестве.
Всвоих военных повестях Василий Владимирович создает широкую галереючеловеческих характеров, через которые раскрывает многогранность народногоподвига в годы Великой Отечественной войны. Писатель показывает незаметных,рядовых участников войны, которые своим героизмом и самоотверженностьюприближали Великую Победу.
Быковуинтересны люди с несгибаемой волей, стойкие и сильные духом. Не всегда этокрепкие физически, богатырского сложения герои. Скорее наоборот: маленькая иладная Зося Норейко (“Пойти и не вернуться”), больной, простуженный, страдающийот сильного кашля Сотников (“Сотников”), прихрамывающий на одну ногу АлесьИванович Мороз (“Обелиск”) — обычные люди, волей судьбы оказавшиеся передвыбором: или — или. И постепенно писатель дает психологическое обоснование ихгероическим поступкам. Они живут по законам установленного ими порядка, гденельзя лгать, подличать, идти на компромисс с совестью. Они прекрасно знают,что потом уже трудно будет оставаться человеком. А для лучших героев Быковажить — это значит не поступаться главным, во что верил, что ставил во главуугла, чему учил других. Именно поэтому выбирает смерть Сотников, идет внемецкий плен к своим ученикам Мороз, не соглашается на “счастье с Антоном”Зоська Норейко.
Писателюинтересна психология подвига: как человек, превозмогая природу самосохранения,“добровольно” соглашается на смерть, отстаивая свои принципы. Как правило,герои Быкова немногословны. Буднично и обреченно, стойко и без колебаний онивыбирают единственно возможный для них путь — смерть, если невозможна жизнь “поих законам правды”.
НоБыков не был бы до конца честным, если бы не показал другую сторону войны —малодушие и предательство. Разными путями приходят к нему его герои: Рыбак(“Сотников”) и Антон (“Пойти и не вернуться”), Каин (“Обелиск”) и Колонденок(“Знак беды”), но всегда этот путь заканчивается тупиком. Антон чувствовал, что“война загоняла его в тупик, из которого не было выхода”.
Иесли лучшие герои писателя как бы восходят к вершинам своего духа, умирают воимя будущего, торжества правды и свободы, то предатели, все больше погрязая вубийствах и грабежах, стараются заглушить жалкие угрызения совести.
Ужес петлей на шее Сотников видит глаза мальчонки, который непременно доживет доконца войны, запомнит все увиденное, не допустит его повторения.
АРыбак бесславно, не выдержав своей подлости, гибнет в собственной петле. Этоего не спасет. Все видели, как он вешал товарища. Это мальчонка тоже запомнит:кровь предателя не смывает его греха.
Прочитаводнажды, повести В. Быкова невозможно забыть. Они правдивы и своеобразны,показывают войну без прикрас, обнажая ее страшную суть. Его повести, какправило, не имеют “счастливых концов”, герои гибнут, но такова логика войны.Невозможно быть счастливым и безмятежным, когда кругом льется кровь твоихсоотечественников.
ПовестиВ. Быкова, к сожалению, стали актуальными. Сколько новых “горячих точек”появилось на карте мира! Писатель-гуманист призывает задуматься над ценностьючеловеческой жизни, над невосполнимостью людских потерь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/