Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Если ж женщину я повстречаю…»: женские образы в стихах-песнях В.Высоцкого

Ничипоров И. Б.
Восмыслении песенно-поэтического творчества В.Высоцкого значительное местозанимает изучение персонажного мира его произведений, которое выводит куяснению многоплановых соотношений лирического «я» и ролевых героев, а такжеобщих закономерностей воплотившейся здесь художественной концепции личности[i].При этом вне поля зрения исследователей остаются как правило достаточнораспространенные в стихах-песнях Высоцкого женские образы, имеющие, с однойстороны, самостоятельное значение, а с другой – играющие определенную роль вуглубленном раскрытии личности лирического героя в его эволюции.
Многочисленныеженские образы встречаются уже начиная с ранних «блатных» песен, где, при общейтенденции к их снижению, рассыпаны и оригинальные психологические штрихи. Одиниз первых примеров – песня «Татуировка» (1961), эта «построенная по принципубаллады пародия на лирическое послание»[ii], где исповедь перед женщинойпредстает в обрамлении «блатной» тематики и стилистики. Образный мир основан навзаимопроникновении душевного пространства и сферы явленного, материального,что приводит к обыгрыванию иносказательного потенциала слова («профиль выколот»– «душа исколота»[iii]). Область прекрасного проступает вопреки сниженнойреальности уголовного мира – в ощущении просветляющей, ослабляющейразрушительное соперничество силы женственности: «Я ношу в душе твой светлыйобраз, Валя, // А Леша выколол твой образ на груди». Стихия женственностиоказывается сопричастной миру творчества («татуировка… красивше» – «ты мнеближе») и привносит в произведение мотив высокой поэзии: «Он беду моюискусством поборол».
Виных ранних песнях в сниженной, вульгаризованной модальности отношения кженщине в душевных устремлениях лирического «я» обозначается внутренне конфликтноеналожение грубости и надрывного в своей искренности чувства. Это и имеющаясоциоисторический подтекст песня «Что же ты, зараза, бровь себе подбрила…»(1961)[iv], и «Позабыв про дела и тревоги…» (1961 или 62), где герой, надеваяна себя маску грабителя-«джентльмена», обнаруживает «возвышенное» в сугубосниженных обстоятельствах («Если ж женщину я повстречаю… // Спокойно ей такзамечаю, // Что ей некуда больше спешить»). Показательны и песни «У тебя глаза– как нож…» (1962), в которой выведена гибельная и в то же время жертвеннаялюбовь («Как по сердцу полоснешь // Ты холодным, острым серым тесаком»), «Яженщин не бил до семнадцати лет…» (1963), где противоречивое поведение героя поотношению к женщине («основательно врезал» за измену, «к гортани присохнепослушный язык») выдает его внутреннюю надломленность, болезненнуюдеструктивность. Встреча с женщиной для героя Высоцкого порой приобретаетсудьбоносное значение, открывает неожиданные пути его самораскрытия. Так, впесне «Тот, кто раньше с нею был…» (1962) запечатленная лишь отрывистымштрихом, но подчеркнутая в рефрене гибкость и душевная чуткость героини («Онасказала: «Не спеши, // Ведь слишком рано!»») ведет к пробуждению «детской»непосредственности в чувствах и поведении самого героя («вовсю глядел, каксмотрят дети»), его последующего благородства и внутреннего бескорыстия: «Но япрощаю, ее – прощаю».
Всамозабвенной страсти, продиктованной подспудным стремлением к обожествлениюженщины, герой Высоцкого нередко предстает как влюбленный «чудак», ставящийсердечную привязанность выше рациональных доводов и формальной правды – как,например, в «Наводчице» (1964), утверждающей возвышенную женственность Нинки вупрямом споре как с внешними, уличающими ее голосами, так и с самойочевидностью («и глаз подбит, и ноги разные», «всегда одета как уборщица»),сближающей героиню с Кривой из «Двух судеб» (1976)[v]. В песне «О нашейвстрече» (1964) надрациональное чувство героя направлено на превозмоганиетягостного знания про «длиннющий хвост твоих коротких связей», онообуславливает его поэтический порыв «каждый час… сделать ночью брачной» ивозвышенный, хотя и выражаемый средствами преступного мира, максимализм: «Я бдля тебя украл весь небосвод // И две звезды Кремлевские в придачу». Сквозной ураннего Высоцкого становится сюжетная ситуация обмана сокровенных чаянийлирического «я» обрести просветляющую женственность в текущей, доступной емуповседневности. На мучительном несовпадении ожидаемого и реального основанаантитетическая композиция «Городского романса» (1964) («молодая, красивая,белая», «увидел ее – и погиб», «такие ей песни заказывал» – «отдамся по сходнойцене»), предопределяющая неразрешимую двойственность даже в итоговойхарактеристике: «Я ударил ее, птицу белую…».
Пообщей тональности в рассматриваемом ряду особенно выделяется стихотворение«Давно я понял: жить мы не смогли бы…» (1964), построенное в жанре письмазаключенного к бывшей, но остающейся душевно близкой жене. За внешней бодростьюв последней строке через немногие слова прорывается подлинное, пронизанноеболью сокровенное чувство к Маше: «А знаешь, Маша, знаешь, – приезжай!».Адресатом же лирического послания «Все позади – и КПЗ, и суд…» (1963)становится мать героя. Играющие роль рефренов горестные воззвания к родной душе(«Давай думать и гадать, // Куда, куда меня пошлют») неожиданно оборачиваютсяпредчувствием рокового поворота судьбы, обрывающим заданную линию разговора:«Мать моя, кончай рыдать, // Давай думать и гадать, // Когда меня обратнопривезут!».
Вболее поздних произведениях женские образы прорисовываются у Высоцкого в руслесоциально-бытовой проблемно-тематической линии. В «Двух письмах» (1967), гдевоссоздается «точный портрет народного сознания»[vi], характер героинивоплощается в сказовом самораскрытии. Серьезное, драматичное в ее письме мужуКоле – «другу… ненаглядному» накладывается на элементы комического, искреннеечувство пребывает во взаимопроникновении с неловким лукавством:
Тыприснился мне во сне – пьяный, злой, угрюмый, –
Еслидумаешь чего – так не мучь себя:
Сагрономом я прошлась, – только ты не думай –
Говорилимы весь час только про тебя.
Примечательнав социально-психологическом плане и речь Зины в «Диалоге у телевизора» (1973).Хотя сама она «намазана, прокурена» и обнаруживает наивно-восторженное,некритичное восприятие телевизионных впечатлений, в то же время в нейсохраняется доля объективного, трезво-рассудительного отношения к реальности: к«друзьям» Вани, его собственному поведению («поешь – и сразу на диван»), ккачеству продукции «нашей Пятой швейной фабрики». В пронзительном восклицании«обидно, Вань!» проступает подспудное переживание дефицита искренности,душевности в семейных отношениях и окружающей действительности, подсознательноеже «представление о жизни полной, интересной, осмысленной»[vii] рождаетсвоеобразный вариант русского правдоискательства («Кто мне писал на службужалобы?»). А в «Балладе о детстве» (1975), этой лирической «автобиографии»Высоцкого[viii] и в то же время «энциклопедии» народного бытия военной ипослевоенной поры, посредством рельефно выведенных сцен, штриховых зарисовокпостигается антиномизм женской судьбы. Вольное и невольное растворение всниженной повседневности («соседушка с соседочкою // Баловались водочкой»;«спекулянтка» «Пересветова тетя Маруся» «втихую пила», жила, «ни соседей, ниБога не труся») сочетается здесь с невысказанным переживанием героинями явных искрытых драм (Гися Моисеевна – «вы тоже пострадавшие»; тетя Маруся «некрасивотак, зло умерла») и даже с их не по-женски твердым устоянием в личных иисторических катастрофах: «Не боялась сирены соседка, // И привыкла к ней матьпонемногу».
Присоздании женских образов сопряженный с ними бытовой план подчас обнаруживает всебе бытийное содержание. В песне «Ноль семь» (1969) эпизодический персонаж – телефонисткаТома, обеспечивающая связь героя с возлюбленной, ассоциируется для него свозвышенным женственным началом («вы теперь как ангел», «стала телефонисткамадонной»), способным уврачевать страдание от глубинной «невстречи» близкихдуш, которая передается через бытовые подробности («опять поврежденье натрассе») и композиционную форму прерванного диалога. В написанной же для фильма«Вертикаль» песне «Скалолазка» (1966) диалогическая композиция знаменуетсоприкосновение героя с возвышающим, спасительным началом, которое являетдиалектику утонченно-женственного («близкая и ласковая» скалолазка) истоически-мужественного: «А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой… // Каждый разменя из пропасти вытаскивая…». Сугубо предметное и ситуативное приобретает в преображенномвосприятии лирического «я» судьбоносные черты: «Мы теперь с тобою однойверевкой связаны – // Стали оба мы скалолазами».
Женскиеобразы возникают и в юмористических песнях Высоцкого, которые подчас несут всебе черты политической сатиры. Последнее начало особенно ощутимо в песне «МаоЦзедун – большой шалун…» (1967), где выведен образ жены вождя – «артистки»,«бабы-зверя», что «вершит делами революции культурной». В песне «Про любовь вэпоху Возрождения» (1969) тема не ослабевающей в веках женской власти «надпростодушьем мужей» также раскрывается в модальности юмора, но обогащаетсяэлементами философской рефлексии о загадке искусства, высшей, ускользающейкрасоты, веления которой предопределили женитьбу Леонардо на Моне Лизе радисоздания шедевра: «Все улыбалась Джоконда: // Мол, дурачок, дурачок!». Долямудрого юмора растворена и в раздумьях о вещей Кассандре («Песня о вещейКассандре, 1967), парадоксальным образом совместившей незаурядное, имеющеетрагедийный отсвет дарование («ясновидцев… во все века сжигали люди накострах») с женской беспомощностью и уязвимостью: «какой-то грек… началпользоваться ей… как простой и ненасытный победитель». В песне «У нее все свое– и белье, и жилье…» (1968) происходит ироническое, пародийное обыгрываниетрадиционных мотивов любовной поэзии. Принимая комическую маску влюбленногоконъюнктурщика, герой поэтизирует возлюбленную, нагнетая при этом множествобытовых, сиюминутных подробностей, резко контрастирующих с дискурсом любовныхпризнаний:
Пронее
яузнал очень много ньюансов:
Унее
старшийбрат – футболист «Спартака»,
Аотец –
референтв Министерстве финансов.
Оригинальныйракурс изображения женского характера найден Высоцким в стихотворении«Здравствуй, «Юность», это я…» (до 1977). Оно построено в виде безыскусной,предельно искренней исповеди еще незрелой женской души. В сказовомсамораскрытии пишущей в редакцию «Юности» Ани Чепурной переплетаются подлинныедушевные струны и черты наивного мировосприятия, привносящие в текст комическиеобертоны. В этом артистичном, интонационно многоплановом и насыщенномэкспрессией живой разговорной речи ролевом монологе приоткрывается глубокоеодиночество героини во внешне полной, казалось бы, семье, что побуждает ееискать прибежища в «Юности»: «Не бросай меня одну // И откликнись, «Юность»!».В коллизиях любовных отношений Ани Чепурной «с Митей-комбайнером»обнаруживаются не только ее индивидуальные душевные искания («Вот люблю ли яего?»), но и осознанное, внутренне выстраданное противостояние доминирующим вокружающей героиню среде осмеянию и профанации всего интимного и сокровенного.
Взрелой любовно-исповедальной лирике Высоцкого образ возвышенной женственностистановится одним из ключевых. Справедливым представляется тезис о том, что «всвоей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него предметпоклонения и ответственной заботы. Ей великодушно прощаются любые слабости»[ix].
Песня«Она была в Париже» (1966) проникнута ощущением неуловимости, надмирностилюбимой женщины по отношению к тому измерению, в котором существует лирическийгерой. Присутствующими в тексте автореминисценциями («Я спел тогда еще – ядумал, это ближе – // «Про счетчик», «Про того, кто раньше с нею был»…»)подчеркивается автобиографическая основа образа героя-художника, пытающегося спомощью песен обрести контактоустанавливающую силу в общении с возлюбленной.Драматизм его душевного состояния сочетается здесь с отказом от соперничества,что позволяет подняться на более высокий уровень любовного переживания:
Онасегодня здесь, а завтра будет в Осле, –
Да,я попал впросак, да, я попал в беду!..
Ктораньше с нею был, и тот, кто будет после, –
Пустьпробуют они – я лучше пережду!
Впесне «Мне каждый вечер зажигают свечи…» (1968) пронзительное исповедальноеслово высвечивает интенсивность внутренней жизни лирического «я» («что было надуше» – «не ведая, она взяла с собою») и обогащается ассоциациями с рыцарскойпоэзией: «Мне каждый вечер зажигают свечи, // И образ твой окуривает дым».
Глубокосозвучны традициям классической любовной лирики поэтические послания к М.Влади(«Дом хрустальный», 1967; «Маринка, слушай, милая Маринка…», 1969; «Нет рядомникого, как ни дыши…», 1969 и др.). Возвышенный женский образ актуализируетздесь сказочные, волшебные ассоциации («дом хрустальный на горе – для нее», «ты– птица моя синяя вдали», «загадочная как жилище инка»), порождая в героенравственную потребность в самоотвержении: «Я для тебя могу пойти в тюрьму – //Пусть это будет для тебя награда». Заметное место занимает в этом рядустихотворение «Люблю тебя сейчас…» (1973), раскрывающее напряженный драматизмлюбовного чувства, которое заключено в ускользающее мгновение настоящего: «Непосле и не до в лучах твоих сгораю…»[x]. Здесь возникает полемика склассической элегической поэзией, сконцентрированной прежде всего на осмыслениипрошедшего – того, что герою Высоцкого представляется «печальнее могил».Настойчивое стремление постичь ритмы подлинного, здесь и теперь пульсирующегочувства вызывает у героя недоверие к неизбежным условностям прошлого и будущеговременных планов («Я прошлым не дышу и будущим не брежу»). Оказывается, что и влюбовном опыте личность в аксиологическом пространстве поэзии Высоцкого не всостоянии избежать крайних испытаний – «позорных столбов», «сгораний»,«барьеров», самоощущения «с цепями на ногах и с гирями по пуду».
Сгодами индивидуализированные женские образы нередко обретают в стихах и песняхВысоцкого собирательное качество, вступая во взаимодействие с фольклорнымиархетипами, как это происходит в песне «Я несла свою Беду…» (1970). В «Беломвальсе» (1978) ключевой лейтмотив («сегодня дамы приглашали кавалеров»),символика белого цвета («И ты был бел – бледнее стен, белее вальса») воплощаютпротивопоставленную большим и малым тревогам спасительную силу женственности,онтологически предназначенную для того, чтобы «пригласить тебя на жизнь».Личностный опыт лирического героя-воина, которому «вечно надо… спешить напомощь, собираться на войну», приоткрывается в его доверительном обращении ксобеседнику («И кровь в виски твои стучится в ритме вальса») и предстает внеобъятной пространственно-временной перспективе: «Спешили женщины прийти напомощь к нам, – // Их бальный зал – величиной во всю страну». Поэтическаясимволизация женского начала осуществляется и в «Песне о Земле» (1969), гдепостигается женственная, материнская ипостась Земли, страждущей вкатастрофических испытаниях и являющей при этом мудрую диалектику боли,уязвимости – и силы устояния: «Она вынесет все, переждет, – // Не записывайЗемлю в калеки!». В многовековой фольклорной традиции укоренен «собирательныйобраз женщин, ожидающих мужчин с войны»[xi] в песне «Так случилось – мужчиныушли…» (1972), которая выстроена в форме ролевого монолога и наинтонационно-стилевом уровне сочетает «вековечный надрыв причитаний»,«отголосок старинных молитв» и заложенную в рефрене заклинательную, призваннуювоздействовать на ход действительности энергию слова:
Мывас ждем – торопите коней!
Вдобрый час, в добрый час, в добрый час!
Пустьпопутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…
Апотом возвращайтесь скорей,
Ибоплачут по вас,
Ибез ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
Стихияженственности раскрывается в поэтическом мире В.Высоцкого в своих антиномичныхипостасях – от сниженного, бытового измерений до проникновения в ее сокровенную,надвременную сущность. Художественное постижение этой стихии предопределилоширокий диапазон образных, композиционно-стилевых, жанровых решений,взаимодействие различных проблемно-тематических уровней, высветило пересечениекомического и серьезного, бытового и бытийного, а также полярные,претерпевающие эволюцию грани мироощущения лирического «я».
Список литературы
 [i]Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: мир и слово. 2-е изд., испр. идоп. Уфа, 2001; Свиридов С.В. Званье человека. Художественный мир В.Высоцкого вконтексте русской культуры // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. IV. М.,2000. С.248 – 279; Шилина О.Ю. Человек в поэтическом мире Владимира Высоцкого// Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. III. Т. 2. М., 1999. С.37 – 49; Ничипоров И.Б. «На сгибе бытия»: Владимир Высоцкий // Ничипоров И.Б.Авторская песня в русской поэзии 1950 – 1970-х гг.: творческиеиндивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М., 2006 С.276 –335 и др.
[ii]Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии В.С.Высоцкого. Курск, 1995. С.68.
[iii]Тексты произведений В.С.Высоцкого приведены по изд.: Высоцкий В.С. Сочинения вдвух томах. Екатеринбург, 1999.
[iv]Скобелев А.В. «Много неясного в странной стране…». Литературоведение.Ярославль, 2007. С.43 – 44.
[v]Там же. С.76.
[vi]Аннинский Л.А. Барды. М., 1999. С.82.
[vii]Новиков В.И. В Союзе писателей не состоял. М., 1990. С.132.
[viii]Ничипоров И.Б. «О времени и о себе». Лирические «автобиографии» В.Маяковского иВ.Высоцкого // Ничипоров И.Б. Указ. соч. С.311 – 321.
[ix]Новиков В.И. Владимир Высоцкий // Авторская песня. М., 2002. С.107.
[x]Выделено В.Высоцким.
[xi]Шилина О.Ю. Указ. соч. С.44.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Реферат Возникновение жизни на Земле
Реферат Развитие конкурентоспособности личности как фактор повышения конкурентоспособности России
Реферат Проект планування території Шевченківської сільської ради Звенигородського району Черкаської області
Реферат Концепции управления персоналом
Реферат Биологические особенности и технология возделывания моркови столовой в Омской области
Реферат язык смс
Реферат Корпоративная мифология как инструмент управления
Реферат Методи регулювання трудової діяльності працівників. Коучінг
Реферат Виборча система України
Реферат Международный стандарт ISO 9001
Реферат 1. Понятие гпп (предмет, метод, система, значение)
Реферат Анализ применения различных видов рекламы в зависимости от жизненного цикла товара 2
Реферат Логистические системы в управлении предприятием
Реферат Менеджмент как наука и искусство, проблемы интеграции