Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Антоновские яблоки»: художественное своеобразие

Наталья Полякова
г. Пермь
Одной из главных особенностей прозы И.А.Бунина,обычно сразу отмечаемой учащимися, является, конечно же, отсутствие сюжета впривычном представлении, то есть отсутствие событийной динамики. Учащиеся, ужезнакомые с понятиями “эпический” и “лирический” сюжет, приходят к выводу, чтосюжет в “Антоновских яблоках” лирический, то есть основанный не на событиях, ана переживании героя.
Первыеже слова произведения: “… Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несутнемалую информацию и дают пищу для размышлений: произведение начинаетсямноготочием, то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словновыхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока. Первым словом“вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне”)воспоминаний. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных сними. Поскольку перед нами воспоминание, то, следовательно, речь идёт опрошлом. Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящеговремени (“пахнет яблоками”, “становится очень холодно...”, “долгоприслушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Для лирического герояБунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас. Подобнаяотносительность времени также является одной из характерных черт бунинскойпоэтики.
Воспоминаниепредставляет из себя некий комплекс физических ощущений. Окружающий мирвоспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием,обонянием, вкусом.
Однимиз главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха,сопровождающий всё повествование от начала и до конца. Помимо главноголейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха антоновских яблок – здесьприсутствуют и другие запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев”,“ржаной аромат новой соломы и мякины”, “запах яблок, а потом уже и другие:старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит наокнах...”, “славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги… Какой-топриятной кисловатой плесенью, старинными духами...”, “запах дыма, жилья”...
Бунинымвоссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, того, чтоназывают синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий аромат опавшей листы и – запахантоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко пахнет от овраговгрибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою”.
Особаяроль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течениемвремени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничныхприродных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятнымзапахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьейи четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах“дешёвого табаку” или “просто махорки”).
Меняютсязапахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладовпоказывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.
Зрительныеобразы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертятогнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела сприбрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло насевере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих тучмедленно выплывали хребты снеговых гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить нахолодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы… А поля уже резко чернеютпашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”. Подобная “кинематографичность”изображения, построенного на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия,происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: “В темноте, вглубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалашабагровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрногодерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от нихходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, точётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт сяблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...”
Оченьважную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он являетсясюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа. В первыхглавах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездиеСтожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветоваягамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках, передаётмногообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем. Но сизменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенноисчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь попустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”. Полутона иоттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии присутствующие в первыхчастях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “полярезко чернеют пашнями… забелеют поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фонБунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: “убитый матёрый волкокрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол”.
Но,пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет “золотой”:“большой, весь золотой… сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”,“золотистый свет солнца”.
Семантикаэтого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначениецвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя,торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок),некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя.
Привсём многообразии значений можно констатировать одно: эпитет “золотой”относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской,уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием:“золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия,основательности и прочности бытия.
Такимвидится И.А.Бунину век уходящий.
Cтихиюжизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки:“прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов… голоса дагулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго прислушиваемся иразличаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже засамым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётсяпоезд… ближе, ближе, всё громче и сердитее… И вдруг начинает стихать,глохнуть, точно уходя в землю...”, “на дворе трубит рог и завывают на разныеголоса собаки”, “слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливаяпечи, и как дрова трещат и стреляют”. Все эти бесконечно разнообразные звуки,сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.
Чувственноевосприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “снаслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершаваябумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком,фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий исладкий-пресладкий...”, “… холодное и мокрое яблоко… почему-то покажетсянеобыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.
Такимобразом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром,Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть вжизни” 1.
Смаксимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок”выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою вмолодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмкодышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать нагумне в омётах...”
Однако,как отмечают большинство исследователей, в художественном мире Бунина радостьжизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. Как пишетЕ.Максимова, “уже раннее творчество говорит о том, что воображениеБунина-человека и Бунина-писателя целиком занимает тайна жизни и смерти,непостижимость этой тайны” 2. Писатель постоянно помнит о том, что“всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели” 3. Ив “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою,является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьихусадеб… Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелилсяАрсений Семёныч...”
Умираетне просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянскаяэпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всёболее отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода.
Сособенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”,наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”,“почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которыхявляется найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”,которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, какдругие”.
Воттак, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунинпроисходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собойневосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься закниги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками насафьянных корешках… Хороши… заметки на их полях, крупно и с круглымимягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль,достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”… иневольно увлечёшься и самой книгой… И понемногу в сердце начинаетзакрадываться сладкая и странная тоска...
… Авот журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустьювспомнишь бабушку, её полонезы на клавикордах, её томное чтение стихов из“Евгения Онегина”. И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою...”
Поэтизируяпрошлое, её “век минувший”, автор не может не думать и об её будущем. Этотмотив появляется в конце рассказа в виде глаголов будущего времени:“Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок...” Приём повтораусиливает грустную лирическую ноту; образы голого леса, пустых полейподчёркивают тоскливую тональность концовки произведения.
Будущеенеясно, оно вызывает тревожные предчувствия. Символичен образ первого снега,покрывшего поля: при всей его многозначности он часто ассоциируется у учащихсяс новым чистым листом бумаги, а если учесть, что под произведением поставленадата “1900”, то невольно возникает вопрос: что напишет новый век на этом белом,незапятнанном листе, какие следы оставит на нём? Лирической доминантойпроизведения звучат эпитеты: “грустная, безнадёжная удаль”...
Словапесни, которой заканчивается произведение:
Широкимоиворотарастворял,
Белымснегомпуть-дорогузаметал… –
ещёраз передают ощущение неизвестности, неясности пути.
Многоточия,которыми начинается и заканчивается произведение, дают понять, что всёвыраженное в нём, как уже отмечалось, – лишь фрагмент, выхваченный избесконечного потока жизни.
Наматериале рассказа “Антоновские яблоки” учащиеся знакомятся с главнойособенностью бунинской поэтики: восприятием действительности как непрерывноготечения, выраженного на уровне человеческих ощущений, переживаний,чувствований, – и обогащают своё представление о жанре лирической прозы,особенно ярко представленном в творчестве И.А.Бунина. По наблюдению Ю.Мальцева,у Бунина “поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр”4.
Список литературы
1БунинИ.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1966. Т. 5. С. 180.
 2МаксимоваЕ. О миниатюрах И.А.Бунина // Русская литература. 1997. № 1.
 3БунинИ.А. Собр. соч.: В 9 т.… Т. 6. С. 44.
 4МальцевЮ. Иван Бунин: 1870–1953. Франкфурт-на-Майне–Москва: Посев, 1994. С.272.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 31 января 2011 года
Реферат Бідність - соціальне зло
Реферат Механизация доения крупного рогатого скота
Реферат 1. Реорганизация церковного управления Русской Православной Церкви. Создание “Духовной коллегии”, или Святейшего Правительствующего Синода. Включение церковного управления в государственную систему петровской империи
Реферат Новый аграрный поселок – главный центр первичной территориальной системы
Реферат Операционно-технологическая карта на операцию: перепашка пара
Реферат Теория надежности как наука и техническая дисциплина
Реферат Операционно-технологическая карта на операцию: междурядная культивация
Реферат Организация и функционирование маркетинговой (рекламной) фирмы
Реферат Минеральные удобрения и их применение
Реферат Таллар, Камиль д`Отен де ла Бом
Реферат Фізична реабілітація при ішемічній хворобі серця на лікарняному етапі
Реферат Рамсес II.
Реферат Incoterms, International commerce terms международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли
Реферат Интернет-опрос и индивидуальное анкетирование. Сравнительный анализ