Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Се повести давно минувших лет..."

"..."
Карпов А. Ю.
Стихотворноепереложение начальной части «Повести временных лет», древнейшейрусской летописи из дошедших до нашего времени, вышло у меня, можно сказать,случайно. Я историк, а не поэт, так что в моих планах не было ничего подобного.Не знаю, есть ли смысл продолжать начатое и можно ли вообще довести до концасей труд. Во всяком случае, предлагаю на суд читателей начальную,недатированную часть «Повести...», предшествующую погодному изложениюсобытий, которое начинается с летописной статьи 6360 (852) года, а такженесколько первых погодных статей.
Нельзясказать, чтобы рифма совсем уж была чужда древнерусской словесности, но для«Повести временных лет» в целом она, конечно, не характерна. Тем неменее, я стремился по возможности следовать лексике и, главное, логикелетописца — даже тогда, когда несколько отступал от собственно летописногоповествования.
СЕПОВЕСТИ ДАВНО МИНУВШИХ ЛЕТ:
ОТКУДАСТАЛА РУССКАЯ ДЕРЖАВА,
КАКВ КИЕВ-ГРАД ПРИШЛА С КНЯЗЬЯМИ СЛАВА
ИС КОИХ ПОР РУСИ НЕ МЕРКНЕТ СВЕТ.
Начнёмже так: когда-то, в оны лета,
ПотомствоСима, Хама и Афета
Металожребий. Каждому удел
Досталсясвой. И мир установился,
Посколькукаждый с каждым сговорился
Непреступать родительский предел (1).
Афетувыпал Север — край зимы,
Суровыеполунощные страны.
Ивышло так, что от Афета мы
Родныевнуки Севера — славяны.
Подолгому прошествию времён
Пришлиславяне на брега Дуная.
Ивот от тех до нынешних племён -
Языкродной и грамота родная.
Прозвавшиськаждый именем своим -
Моравы,чехи, сербы иль хорваты,
Другперед другом мы не виноваты,
Мына одном наречье говорим.
Учителемнам всем апостол Павел.
(Сейфакт нам летописец предоставил (2).)
Играмота от Бога нам — одна.
Святыхдвух братьев подвигом смиренным,
Молитвойи постом уединенным
Онабыла для нас обретена.
Ноэто после. А пока пришли
Славянек ближним, нам знакомым рекам
Иразбрелись по ложеснам земли,
Какподобает грешным человекам.
Полянесели особь — на горах
Днепровских.Из Варягов в Греки
Здесьс давних пор шёл кружный водный шлях -
Черезозёра, волоки и реки.
Рассказывают,будто по нему
ОтКорсуня до самого до Рима
Плылна челне, днепровской кручи мимо,
СвятойАндрей. И вздумалось ему
Заночевать.А утром, пред отплытьем,
Андреяпосетило вдруг открытье:
Онпонял назначенье этих мест.
«Здесьбудет град исполнен благодати!» -
Такмолвил он и предсказанья ради
Насих горах воздвигнул честный крест.
Языксловенский на Руси лишь есть
Поляне,новгородцы, северяне,
Дреговичи,древляне, волыняне,
Радимичии вятичи, бужане,
Дакривичи, да с ними полочане.
Аостальное: меря, чудь, да весь,
Дамурома с печорой и мордвою,
Дачеремисы с дикою литвою,
Даемь, да земьгола — а всех не счесть.
Аих язык они да Бог лишь весть.
Всеплемена обычай держат свой.
Поляненравом кротки и стыдливы,
Визбрании невесты терпеливы:
Лишьвыкуп дав, ведут её с собой.
Древлянеж по-звериному живут:
Девицсебе на реках умыкают,
Дана колодах мертвецов сжигают,
Апосле кости у дорог кладут (3).
Полянеж жили особь (4). Годом год
Сменялся.И нарядом справедливым
Здесьжили братья — Кий да Щек с Хоривом -
ДаЛыбедь, их сестра, и весь их род.
Былбор вокруг, и зверь в бору водился,
Ирод их зверя бил и тем кормился,
Ине впадал в унынье или грусть.
Ивот на месте том во имя Кия
Построенград был, наречён же — Киев,
Иэтот град доселе славит Русь.
Иныепо невежеству считают,
Чтобыл-де перевозчик Кий; болтают
ПроКия, что держал-де перевоз.
Ното всё ложь. Не славы ль княжьей ради
Ончесть велику принимал в Царьграде
Иот царей не славу ль к нам привёз?! (5)
Потомон умер. Начал власть держать
Вполянах род рекомого же Кия.
Нотолько вскоре стали обижать
Поляндревляне и роды другие.
Таких, в горах сидящих над Днепром,
Нашлиоднажды грозные козаре
И,угрожая ратью, приказали
Платитьим дань — иль мехом, иль сребром (6).
Новздумали поляне поберечь
Себяот дани, и от дыма меч
Какдань им дали. Те — к кагану сразу:
«Вотдань у нас! Гляди ж и ты, каган,
Такуюдань от покорённых стран
Намне случалось собирать ни разу!»
«Да,видно эта дань нам не к добру!
Двестороны имеет меч славянской.
Ис нашею ли саблей басурманской
Путьотыскать к славянскому сребру?»
О,правы вы, козаре-мудрецы!
Такненароком тайны приоткрылись.
Вамдань платили некогда отцы,
Аныне их сынам вы покорились! (7)
Влето 852
Сейгод мы потрудились отыскать
Влетописанье греческом: ходила
НаВизантию из России рать.
Топервый год был царства Михаила.
Ис той поры мы счёт годам вели.
Сеесть начало Русския земли (8).
Влето 859
Варягииз заморья брали дань
Ссловен и с чуди, с кривичей и с мери.
Ас вятичей, полян и северян
Козаревеверицей (9) дань имели. 
Влето 862
Новскорости подобное терпеть
Словенамнадоело и владеть
Онисобою захотели сами.
Ивсё бы хорошо, да с этих пор
Средьних настали свары и раздор,
Исами на себя они восстали.
Итак решили: видно, нам нельзя
Житьпо себе. Поищем князя рядом.
Ивновь послали за море, к варягам:
«Придитек нам, варяжские князья!
Земляу нас обильна и богата,
Датолько в ней наряда маловато!»
Ивышло трое братьев из Варяг -
СтарейшийРюрик, Трувор с Синеусом.
(Посколькубратья назывались русью,
Тос той поры и мы зовёмся так (10).)
Потомдва брата Рюрика скончались,
Аволости их Рюрику достались.
Истал он княжить в Новгороде Старом
Играды раздавать своим боярам.
Средьтех бояр два мужа обрелись -
Аскольди Дир — не Рюрикова рода.
Впредвосхищенье славного похода
Онив поход к Царьграду собрались.
ИмРюрик дал добро. Так по Днепру
Онипоплыли — и на возвышенье
Узрелиград. К добру иль не к добру
Ихприняли в том граде на княженье.
Тотград был Киев. Так сама собой
Имвласть далась над Русскою (11) землёй. 
Влето 866
Вту пору царь пошёл на агарян (12).
Новесть его ко времени нагнала,
Что-дек Царьграду Русь плывёт на брань -
Аскольди Дир и с ними сил немало.
Едвауспел царь в город свой вбежать,
Какподступила вражеская рать…
Всюночь молился в храме патриарх (13).
Аутром с песнопеньями оттуда
Изнёсон Ризу — и случилось чудо,
Вселившеев безбожных Божий страх:
Едвакрай Ризы в море окунули -
Насталабуря, волны захлестнули
Иизломали в щепы корабли
Русибезбожной. В этой круговерти
Немногиелишь избежали смерти
Ивозвратиться ко своим смогли.
Влето 879
Умрекнязь Рюрик. Власть он передал
Смладенцем сыном родичу Олегу.
Влето 882
Готовяськ предстоящему набегу,
Олегсвою дружину набирал
Изтех племён, что жили по-соседски.
Онвзял Смоленск и посадил в Смоленске
Своихмужей. А после Любеч взял
Ик Киеву пришёл, и здесь ему
Известностало про Аскольда с Диром:
Что-десидят себе и правят с миром
Идань при том не платят никому.
Олегукрыл мужей своих в ладьях.
Асам с младенцем Игорем, без войска,
Ступилна берег и послал по-свойски
КАскольду с Диром: «Дескать, в сих краях
Мыоказались по делам торговым,
Плывёмиз Новаграда и готовы
Вампередать от родичей поклон.
Придитеж к нам». И тем словам поверив,
Аскольди Дир спустились к ним на берег.
Нов тот же миг был берег окружён
ЛюдьмиОлега. И перед народом
СказалОлег им: «Вы не княжа рода!
Яж рода княжа». И при сих словах
ОнИгоря-младенца на руках
Вознёснад всеми: «Се есть князь по праву,
СынРюриков, и Рюрикову славу
Онутвердит на этих берегах!»
Таксмерть свою Аскольд и Дир нашли.
Ихна Угорском, здесь же, схоронили.
Апосле на Аскольдовой могиле
Вих память люди церковь возвели. 
Примечания
1.«Сим же, Хам и Афет, разделивше землю, жребьи метавше, не преступатиникому же в жребий братень...» Летописец подробно описывает эти«жребьи», перечисляя страны и народы, доставшиеся каждому. (Этоперечисление опущено в переводе.) «Афетови же (сынове) прияша запад иполунощныя страны. От сих же… бысть язык словенеск, от племениАфетова...»
2.Об этом летописец пишет чуть ниже — в летописной статье 6406 (898) года, вСказании об изобретении славянской грамоты: «Темже и словеньску языкуучитель есть Павел, от него же языка и мы есмо, Русь, тем же и нам, Руси,учитель есть Павел...»
3.«Поляне бо своих отець обычай имуть кроток и тих… А древляне живяхузвериньским образом… и радимичи, и вятичи, и север (северяне. — А. К.)… Иаще кто умряше, творяху тризну над ним, и посемь творяху кладу велику, ивъзложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху и посемь собравше кости, вложаху всудину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне».Эти строки киевский (полянский) летописец писал, вероятно, в 70-е годы XI века.
4.Повторение летописца, а не переводчика. Оно свидетельствует о неоднократныхвставках в первоначальный летописный текст.
5.«Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевозник был… Аще бо быперевозник Кий, то не бы ходил Царюгороду; но се Кий княжаше в роде своемь,приходившю ему ко царю, якоже сказають, яко велику честь приял от царя...»
6.Это неточность: своего серебра у славян не было, и дань они платили, главнымобразом, мехами. (См., например, ниже: «Козари… имаху [дань] по белейвеверице от дыма»; статья 859 года.) Однако неточность вполнесознательная: мерой измерения хазарской дани служила именно серебряная монета.Например, в статье 885 года: "… И вдаша (радимичи. — А. К.) Ольгови пощьлягу, яко же и козарам даяху". Почему именно «щьляг»(очевидно, видоизмененное немецкое «шиллинг») назван здесь какединица обложения данью, неизвестно, но именно по «щьлягу» взимали срадимичей и «вещий» Олег, и, прежде него, хазары.
7.«Яко же и бысть: володеють бо козары русьскии князи и до днешнегодне». Этими словами летописец заключает свой знаменитый рассказ о«хазарской дани».
8.6360 (852) год как первый год царствования византийского императора Михаилавысчитан летописцем неверно: на самом деле Михаил III вступил на престол в 842году, а самостоятельно начал править с 856 года. «Летописаньегреческое», на которое ссылается летописец, — византийская Хроника ГеоргияАмартола с продолжением, составленным анонимным автором, в котором рассказываетсяо первом нашествии Руси на Царьград (случившемся в 860 году). С этого первогоупоминания Руси в византийских источниках летописец и начинает изложениерусской истории по отдельным годам: «нача ся прозывати Руска земля».
9.Веверица — белка, беличий мех.
10.«Сице бо тии звахуся варязи русь… И от тех варяг прозвася Рускааземля». Так пишет летописец в знаменитом Сказании о призвании варягов,помещенном в летописи под 862 годом. Есть в «Повести временных лет» идругое представление о том, что такое русь: в Сказании об изобретенииславянской грамоты (статья 898 года) летописец упоминает среди прочихславянских народов киевских полян и делает такое примечание: «поляне, яженыне зовомая Русь». Это противоречие внутри летописного текста вызвалоострую полемику по поводу происхождения и первоначального содержания названияРусь, в которую мы, разумеется, не собираемся вдаваться.
11.В оригинале — Польскою землёй, то есть полянскою. Употребляю слово«Русскою», имея в виду его узкое значение: «Русская земля»,прежде всего, как Поднепровье.
12.Царь — византийский император Михаил III; агаряне — арабы, с которымивизантийцы в то время постоянно воевали. Как уже отмечалось, первый поход Русина Царьград на самом деле имел место в 860 году. Летописный рассказ о немполностью заимствован из византийских источников: отсюда отрицательноеотношение к «безбожной Руси».
13.Патриарх — знаменитый Фотий, патриарх Константинопольский. Об осаде русскимиКонстантинополя и о чуде с ризой Пресвятой Богородицы патриарх Фотий подробнорассказал сам в своих знаменитых проповедях, произнесенных во время самой осадыи сразу же после ее завершения; однако о морской буре и разгроме русского флотав них ничего не говорится.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Atutory acts the problem of legal regulation of activity of higher educational institutions in Petrovsky and postpetrovsky epoch is generalized and investigated
Реферат Дуалізм «конфуціанство – даосизм» у китайському культурному світогляді.
Реферат Анри Барбюс. Огонь
Реферат Инструменты государственной социальной политики
Реферат Роль субстантивированных прилагательных в сатирической сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов». ( исследовательская работа )
Реферат Персоналии философии
Реферат Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конк
Реферат Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика
Реферат Корейский конфликт в контексте Корейской войны
Реферат Финансовый и управленческий учет, сравнительный анализ. Международные стандарты бухгалтерского учета
Реферат Протей чи Янус (про різновиди перекладу)
Реферат Зависть - ключ к просветлению
Реферат Сюжет и композиция Мертвых душ Почему автор назвал свое произведение поэмой
Реферат Пенсионный фонд. Камеральные проверки
Реферат Никола Тесла - чернокнижник ХХ века