«Очеловечить» человека!
«Преступлениеи наказание» Достоевского, как и большинство работ автора, можно отнести кнаиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование романанеспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя его вникатьв скрупулезные психологические изыскания автора.
Достоевскийописывает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Вэто время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и подавленнымисобственным бессилием и бесправием. В раскрытие переживаний одной из такихугнетенных душ и углубляется автор.
Онсоздает книгу о разорившихся дворянах, обитателях темных углов. До него никтоне писал таких книг, но для Достоевского содержание романа было продиктованосамой действительностью. Именно в этой среде он нашел сильные, яркие и богатыеобразы людей, способных переживать болезненные спады и световые подъемысознания.
Главныйгерой романа видит, что несправедливость царит вокруг. Достойные люди живут внищете и бедствиях, а глупые и мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Онпытается разделить человечество на сильных и слабых и хочет понять, является лион «тварью дрожащей» или «право имеет» встать выше других ивершить суд.
Холоднооценив все. Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступитьморальные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает цельюпомочь обездоленным.Но все изменяется в нем, когда к голосу рассудкапримешиваются чувства. Раскольников не учел главного — склада собственногохарактера, и того, что убийство противно самой природе человека. С момента,когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, нона-стойчивое развенчивание раскольниковской идеи. Это происходит черезстрадания несчастного.
Авторпоказывает нам состояние души Родиона Раскольникова в разные моменты времени.Мы видим, что вместе с изменением настроения героя, изменяются и его отношенияс окружающими, сама атмосфера вокруг него. Более подробно мы узнаем о чувствахгероя через его сны. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрываетчитателю истинное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становитсясвидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Такое, казалось бы,обыкновенное уличное событие Достоевский превращает в из ряда вон выходящее. Оннастолько сгущает и обостряет эмоции, что происшествие не может остатьсянезамеченным. Здесь показаны те противоречия, которые раздирают душунесчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве.Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержитэтого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочетсяподняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановитьсправедливость.
Почтиотказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговорстудента и офицера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собственныхмыслей с мыслями студента, и особенное впечатление оставляют слова о количествестрадающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщицу. И тогдаРаскольников берется за топор. Наказание за это следует немедленно. Он, поднявсвое оружие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастнойже. Ли-завета — как раз та обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобызащитить лицо, за счастье которой он борется.
Непомня себя, Родион возвращается домой, а не идет в полицию, и тем обрекает себяна дополнительные страдания. Начинается новый этап в его жизни — этапотчуждения от людей. Переступив моральные законы. Раскольников остро ощущаетневозможность оставаться с людьми; он как бы выключается из жизни человеческогообщества. Эта способность души Раскольникова импонирует автору, поскольку онатребует от героя особенных моральных качеств. Тяжелое положение Раскольникова,его страшное одиночество усугубляется еще и тем, что ему начинает открыватьсяошибочность его теории. Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, ното, что герой только чувствует, нам открыто говорит писатель.
Процессразвенчивания теории Раскольникова ускоряется необходимостью общения соследователем, который уже понял, что произошло и психологически вычислилубийцу. Здесь студенту приходится впервые защищать свою идею. Задача эта дляРаскольникова осложнена тем, что его уверенность в собственной правоте ужезаметно пошатнулась. Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и ироничновысмеивает, в то же время сочувствуя и понимая его. Он убеждает его, что длятого, чтобы прославиться, не надо принижать других, "… дело в вас самих.Станьте солнцем, вас все и увидят". Иначе говоря, достижение целейсправедливости должно основываться лишь на высоком, светлом, добром,человечном. Страдание для Порфирия является главным источником искупления. Лишьвыстрадав многое, можно загладить свою вину.
Воплощениемидей следователя в романе стала Соня, которая пережила все то, о чем онговорил. Она задела сердце Раскольникова, как только он услышал о ней. Потом,пройдя через отчуждение и одиночество, Родион начинает чувствоватьнеобходимость в общении с теми, кто пережил нечто подобное. Он изливает своюмуку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавленной душе находит утешение. Соня нев состоянии охватить философ- ские изыскания героя, но она видит главное — оннесчастен, и она нужна ему. Раскольников видит в Соне святую и целует ей ногу,говоря, что кланяется всему страданию человеческому. Раскольников чувствуетблагодарность и глубокое уважение к Соне и со временем начинает смотреть на мирее глазами. Он просит принести Евангелие и, не прочтя его, принимает верутакой, какой ее видит Соня.
Ихединственное спасение — в любви друг к другу, к Богу, к ближним. Переболевбонапартизмом, он возвращается к людям, чувствуя, что нужен им. Это тольконачало того счастья, которое ждет их с Соней. Писатель говорит, что за него ещенадо будет заплатить большую цену, и обещает посвятить рождению нового человекадругую книгу.
Роман,рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый конец.Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, принявший за основусвоего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережилсильное потрясение и пришел к необходимости сменить свое мировоззрение. Дажемаленькая бесчеловечность непременно ведет к бесчеловечности в большем, а,может быть, и в глобальном масштабе. Во главу жизни каждого должна бытьпоставлена любовь. Лишь тогда люди смогут «очеловечиться » и статьсчастливыми. Мне бы хотелось закончить словами Валентина Распутина: «Безлюбви к ближнему никто из нас обходиться не может».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/