Элегия В.А. Жуковского «Море»
(восприятие, истолкование, оценка)
В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечностьбезграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизньприобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированностиво времени и пространстве. Элегическая красота — это «прощальная кpaca»невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти обисчезнувшем.
Элегия «Mope» написана В.А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворениевыражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительноживописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря.Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, исвоей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн- морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютносвободного неба. Море томится в земной неволе, оно может лишь наслаждатьсявидом. «Далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своёродство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу — это высокий идеал,который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В тоже время море, небо и буря — это символические образы. У Жуковского небо — символ безмятежности, покоя,кpacoты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный» блесквозвращённых небес,», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу,летящую ввысь, — стремление. неземному совершенству. В свою очередь, море тожеявляется символом переменчивой человеческой души.
В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазамилирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительноточно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическоеобращение лирического героя к рекой стихии. Возможно, она напоминает ему егособственное душевное состояние:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты ...
Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни.
Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический геройговорит о собственных переживаниях и чувствах.
Важной особенностью стихотворения является соединение статики идинамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии сэлементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живомсуществе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу ...
Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концустихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешнейбезмятежности образ моря не достигает:
И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает ...
Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Неслучайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе.Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сраженииза любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над «тёмными тучами».Жизни может быть одержана только в напряженной борьбе. Видимая безмолвность ивнутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.
В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечнойтоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?...
Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря,Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворениялирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметеннойлюбовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять,что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, — основа жизни. Динамика развитияобраза моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический геройописывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогаетпоэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихийприменяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина»противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы,придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливаютмелодичность и музыкальность произведения.
Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части.
Первая часть (начало элегии) — лирическое обращение к морскойстихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Вовторой части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что,несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качествастиху придает рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием.Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтомуотсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шумволны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно,затем «свободная стихия» всё сильнее волнуется. Когда же небо зарывают тучи,море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу ...»Поэт использует такойсинтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,/ / Ты рвешь, терзаешь враждебную мглу ...» Это кульминация элегии. Затем мореуспокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежностьобманчива.
Элегия «Море» по праву считается манифестом Жуковского романтика.Главное в ней — изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращениек пейзажной лирике, точнее морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже иярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременнооно является символом тоски и несвободы. Морская стихия ассоциируется с безднойчеловеческого «Я».