Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Христианские мотивы в трилогии "Властелин колец"

Содержание
Введение
1. БиографияДж. Р.Р. Толкиена
2. Христианскиемотивы в трилогии «Властелин колец»
Заключение

Введение
В 2012 году исполнится120 лет со дня рождения английского писателя, лингвиста, преподавателя ипереводчика Дж. Р. Р. Толкиена. Для многих он стал легендой при жизни. Малосказать, что его книги — «Хоббит», «Властелин Колец» и другие — всемирноизвестны. Толкиен стал властителем дум многих и многих людей на земном шаре, нограндиозный успех его книг — это еще не все; не исключено, что Толкиен вомногом повлиял на события второй половины двадцатого столетия. Часто говорят,что в его творениях заключена действенная проповедь антитоталитаризма. Ноодного этого было бы мало. «Властелин Колец» содержит в себе еще и мощноепротивоядие против тоталитаризма, дает надежду, помогает обрести веру — и вэтом главное отличие этой книги, скажем, от «1984» Дж. Оруэлла.
Но антитоталитаризм —лишь малая часть толкиеновского «спектра»… Увы — в России о Толкиене узналипоздно. У нас его книги заметили, когда сам автор уже покинул этот мир, где, пословам одного критика, «до сих пор не улеглась пыль от бури, которую вызвалакогда-то в мире публикация его трилогии» [8, С.68]. А ведь трилогия былаопубликована в Англии всего через два года после смерти Сталина — в 1955 году ивскоре переведена на многие языки, включая японский, еврейский исербохорватский — на все, кроме русского.
«Властелин Колец» — этоцелый мир, созданный воображением автора. В этом мире свои языки, история,легенды… В этой стране от ее основания заложены семена зла и добра, порчи иблагодати, и прорастают они по законам, общим для всех миров, — но по-своему.Здесь есть высокий эпос, есть священное предание, поэзия, и простой деревенскийюмор, и притча, и рыцарский роман. Жанр «Властелина» не определен до сих пор…Некоторые исследователи предлагают термин «лингвистическая эпопея» — известно,что закваской для воображения автора послужили изобретенные им эльфийскиенаречия, а также древнеанглийский, древнеисландский, финский и валлийскийязыки. Иногда «Властелина Колец» называют одним из первых романов в жанре «фэнтэзи»,который во времена Толкиена еще отнюдь не был широко распространен, в отличие отвремен наших. Ценители жанра «фэнтэзи», бесспорно, могли бы найти много общегомежду «Властелином Колец» и своими любимыми книгами. Многие из авторов«фэнтэзи» тоже создали целые миры — взять хотя бы Урсулу Ле Гуин или РоджераЗилазни… Однако вряд ли кто-нибудь возразит, если сказать, что ни один изэтих воображаемых миров не продуман так тщательно и любовно, не обоснован такпоследовательно. Толкиен создал мир, за который он берет на себя полнуюответственность перед Богом — как христианин-католик — и перед людьми; думается,вряд ли средний автор «фэнтэзи» задает себе вопрос о подобной ответственности.Философская подоплека у таких книг, как правило, или отсутствует вовсе, илирасползается по всем швам, да читатель, чего греха таить, и не ищет в нихникакой особой подоплеки. Именно установка читателя на развлекательное чтение ипорождает иногда иллюзию сходства книг Толкиена с бесконечным потокомлитературы «фэнтэзи». Но сходство это лишь кажущееся и при более близкомзнакомстве уходят все сомнения в более глубоком смысле его произведений, чемвидится на первый взгляд.
 

1. Биография Дж. Р.Р.Толкиена
Кем же был создательэтой уникальной книги в жизни? По мнению Толкиена — изучение биографии автора —самый пустой и ложный путь к познанию его работ, он говорил, что только Господьмог бы показать нам истинную связь между фактами личной жизни и произведениямиписателя. И все же такая связь есть, пусть ее и не постичь простому смертному.А поэтому о главных событиях жизни Толкиена упомянуть все же стоит.
ТОЛКИЕН (ТОЛКИН*)(Tolkien) Джон Рональд Руэл (1892-1973), родился 3 января 1892 года вБлумфонтейне, тогдашней столице Оранжевой Республики, Южная Африка, куда годомраньше к своему жениху Артуру Толкиену — банковскому служащему из Бирмингема,получившему место в Африканском банке, — переехала его мать Мейбл Саффилд. Когдаему исполнилось три года, он приехал с матерью в Англию и был на всю жизньпотрясен травой и деревьями, ведь в Африке он привык видеть совсем другуюприроду. Следы этого «открытия» видны в книгах Толкиена на каждой странице[19].
Обратно мать с детьмиуже не вернулась: отец, сравнительно молодой еще человек, скоропостижно скончался,и семья осталась в Англии. Первые несколько лет прошли в местечке Сархоул — тамбыли мельницы, озеро, лес и все прочие атрибуты сельской жизни. Исследователямвпоследствии не пришлось долго искать прототип сказочной страны, выдуманнойТолкиеном, — Залесья: это и есть Сархоул. Увы — со временем этот райский уголокстал жертвой индустриализации, что Толкиен пережил нелегко.
Через некоторое времямать Толкиена Мейбл Саффилд вынуждена была оставить Сархоул и перебраться впригород Бирмингема. Это было вызвано решающей переменой в ее мировоззрении:Мейбл обратилась в католичество, а в Сархоуле подходящей католической церкви небыло. К тому же дети подрастали, и пора было подумать об их образовании.
Смена вероисповедания,без сомнения, была для Мейбл Саффилд актом глубочайшей веры — и немалогомужества, так как это означало разрыв с родней, одиночество и нищету — вдова сдвумя детьми, Мейбл зависела от денежной поддержки близких людей, но спереходом в католичество вынуждена была от нее отказаться: в те времена междупротестантством и католичеством шла война не на жизнь, а на смерть иперебежчики считались чуть ли не военными преступниками. Позже Толкиен писал,что вражда родственников в буквальном смысле убила его мать — Мейбл провелапоследние годы в удручающей бедности, заболела диабетом и вскоре умерла.
Мальчиков опекалкатолический священник, отец Френсис Морган; до конца жизни он оставался имблизким другом. Джон и Хилари получили прекрасное классическое образование.Джон Толкиен рано начинает проявлять выдающиеся способности к языкам; болеетого — сам начинает изобретать языки, конструировать алфавиты и грамматики. Взвучании слов он находит особую красоту. После смерти матери — всего-то четырегода и побыла она католичкой — Джон Рональд принял эстафету католицизма иникогда не изменял ему. Католицизм для Толкиена был одной из двух важнейшихсоставляющих его интеллектуальной жизни, второй были языки.
С 1911-го по 1915-йТолкиен изучает английский язык и литературу в Оксфордском университете, гдеполучает специальную стипендию для особо одаренных студентов. Интересы Толкиенаопределились сразу — это англосаксонская литература, древнеисландский язык,древнескандинавская мифология.
Началась первая мироваявойна, полк, где служил Толкиен («Ланкаширские стрелки»), сражался необычайноуспешно и одержал ряд побед, прежде чем ранение уложило Толкиена в госпиталь —как бы преднамеренно давая ему передышку для осознания ужасного опыта войны. Завремя пребывания на больничной койке он выучил еще два-три языка и дажеперелистал учебник русского (дополняя это чтением романов Достоевского).Повыходе из госпиталя Толкиена встречает другой, изменившийся мир. Лучших друзейДжон Рональд потерял в битве при Сомме — и с тех пор сквозной нитью проходитчерез его творчество мотив горьких побед и счастливых концов без радости. Мирпосле войны в книгах Толкина всегда невосполнимо теряет слишком многопрекрасного, слишком непохож на прежний, чтобы ликование победителей осталосьнеомраченным. Многие упрекают Толкиена в том, что, дескать, в его книгах гибнуттолько второстепенные герои. Но в его собственной истории погибли главные, и, возможно,поэтому Толкиен в своих книгах спасает главных героев: «Хоббит вдруг осознал,что внимает безмолвному приказу остановиться.
— Вперед! Спасайся! –кричал ему Глорфиндел, а потом, видимо поняв, что до хоббита не докричаться,громко приказал коню по — эльфийски:
— Норо лим! Норо лим,Асфалот!
Белый конь сорвался сместа и вихрем помчался к реке»[14, С. 293].
Итак, новая жизнь.Толкиен женится на девушке, что ждала его без малого восемь лет; становитсяпреподавателем английского языка в университете в Лидсе; работает с другимиучеными над Оксфордским словарем английского языка. В 1925 году он возвращаетсяв Оксфорд, чтобы преподавать англосаксонский, в 1926-м знакомится с К. С.Льюисом (1898—1963), в будущем — писателем и богословом, автором множества книг.Вокруг Толкиена и Льюиса вскоре образуется небольшой кружок литераторов,студентов и преподавателей, увлеченных древними языками и мифами, — Инклинги.
Инклинги (англ.Inklings) — литературная дискуссионная группа в Оксфордском университете,существовавшая в 1930—1950-х годах. Они собирались по четвергам в пабе «Орёл идитя». Членами группы были в основном представители оксфордских академическихкругов, в том числе Дж. Р. Р. Толкиен, К. С. Льюис, Оуэн Барфилд, ЧарльзУильямс, Кристофер Толкиен (сын Дж. Р. Р. Толкиена), Адам Фокс и другие.Инклинги были литературными энтузиастами, поддерживающими и поощрявшиминаписание фэнтези. Большинство их работ содержит христианские ценности, хотягруппу нельзя назвать исключительно христианским образованием (в её составвходили также атеисты и антропософы). Основной целью встреч Инклингов былочтение и обсуждение неоконченных литературных произведений участников. Средипроизведений, впервые зачитанных именно на встречах Инклингов, был и «Властелинколец» Дж. Р. Р. Толкиена[19].
Толкиен ведет обширнуюнаучную работу, переводит англосаксонскую поэзию, усердно трудится, чтобыобеспечить семью, выросшую из двух человек до шести, а на досуге рассказываетдетям сказки и рисует (рисунки эти в Англии выдержали не одно издание). В 1936году, после публикации одной из таких «домашних» сказок — «Хоббит, или Туда иОбратно», — к Толкиену приходит литературный успех, издательство заказываетпродолжение… С той поры научная деятельность отходит на второй план и поночам Толкиен пишет «Властелина Колец».
В 1949 году «ВластелинКолец» был закончен, а в 1955 году вышел в свет. Издатели готовились понестиубытки, в итоге — ослепительное признание и вскоре — слава и богатство. Были,конечно, и ругательные отзывы на книгу; но теперь, по прошествии многих лет,можно смело сказать, что человечество делится на две части: одна, прочитав«Властелина», уже не мыслит себе жизни без Толкиена; другая, не дочитав первоготома, равнодушно откладывает книгу в сторону.
Итак, годам кшестидесяти Толкиен внезапно стал знаменит — особенно, когда вышло американскоеиздание «Властелина». Толкиен был польщен и удивлен. Успех книги скрасилпоследние годы писателя (он умер в 1973 году) материальным достатком — впервыеза всю жизнь, он получил возможность не вести мелочные списки расходов. Крометого, к радостям успеха присоединилась тревога — во многих местах земного шаракнигу приняли настолько серьезно, что она чуть ли не заменила некоторымувлекающимся личностям Священное Писание, стала их жизнью и верой. Легкодогадаться, как это обременяло совесть автора-христианина.
В последние годы жизниТолкиен готовил к печати «Сильмариллион», но так и не закончил этой работы — инекоторые предполагают, что сделано это было отчасти сознательно:«Сильмариллион» слишком трудно было закончить. Где поставить точку в живойВселенной? По-видимому, это невозможно. «Сильмариллион» был издан посмертносыном Толкиена Кристофером. К настоящему моменту в свет вышли, кроме«Сильмариллиона», «Письма», «Неоконченные Сказания», «Баллады Белерианда»,десять томов «Истории Средьземелья», сборники рассказов, стихов, статей,лекций… Что до «Властелина Колец», то он по-прежнему остается бестселлером, илюбовь к Толкиену в мире не гаснет.
Вот и вся история жизниДжона Рональда Руэла Толкиена. ученого и писателя, властителя дум миллионов итворца собственной Вселенной, поэта и христианина — и одновременно обычногоанглийского обывателя, обычного оксфордского профессора, погруженного в рутинусемейных дел и преподавательской «текучки». Так не чудо ли вся его жизнь и то,что ему удалось сделать? Не странно ли, что этот человек в одиночку создалВселенную с тысячелетней историей?
2. Христианские мотивыв трилогии «Властелин колец»
Эпопея «Властелин колец»писалась в 40-х годах нашего столетия. Как уже говорилось выше, на её сюжете,героях, содержании сказались первая и вторая мировые войны и многие события изжизни автора. Эта книга по праву считается главным произведением Толкиена.
Одной из центральныхидей эпопеи является идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души,Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокойкаре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такойудобный случай!» — говорит один из героев книги. Свой ответ даже на вполнеоправданный гнев Толкиен вкладывает в уста Гэндальфа, своеобразного голосаавтора в произведении: «Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала егоруку. Жалость и милосердие: без крайней нужды убивать нельзя. И за это была емунемалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всёпотому, что начал с жалости!»[14,С. 98]. «Без крайней нуждыубивать нельзя», — говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будетпрорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели — значит поступатьна руку мировому злу.
Толкиен придаётогромное значение созданию фантастического мира, имеющего «внутреннююлогичность реальности». Мир, созданный им в «Повелителе колец», — Срединнаяземля, утонувшая в неизмеримых глубинах прошлого, — имеет свою географию,климат, погоду, пейзажи, государства, историю. Даты и расстояния вычислены спедантичной тщательностью, карты позволяют проследить продвижение экспедициигероев, пейзажи — наглядно представить неведомую страну: «Третья ЭпохаСредиземья миновала давным-давно, с тех пор даже очертания земель изменились,но хоббиты, вне всякого сомнения, живут там, где и жили: на северо-западеСтарого Мира, к востоку от моря» [14, С. 16].
В эпопее у зла естьконкретное олицетворение — Чёрный Властелин Саурон. Каждый раз, идя на поводу устраха, злости, алчности, герои слабеют, навлекают на себя и окружающихневиданные бедствия. Саурон же на каждом шагу искушает их, предлагает лёгкийвыход из ситуации. Тем, кого он не может соблазнить полностью, предаться злу,Саурон предлагает совершить мелкое злодейство, ведущее, казалось бы, к добру.Однако в мире Толкиена нет компромиссов. Совершённое зло приведёт к ещёбольшему. На зле нельзя построить добро.
Оружие искушенияСаурона — могущественное Кольцо Всевластья, дарующие несокрушимую силу, получившийв свои руки эту силу и использовавший её хотя бы и во благо, неминуемо самстанет Чёрным Властелином. По Толкиену только отказавшись от власти можноохранить себя от скверны. Положительные герои выдерживают испытание, ведь «злонепрерывно порождает зло», а «добрый властелин не лучше» злого, «даже если рабыим довольны».
Кольцо, как и Саурон – этовоплощение зла. И Чёрный Властелин, и кольцо играют почти ту же роль, чтодьявол в Библии. Злые силы находят самую короткую дорожку к сердцу героев.Кольцо само выбирает «хозяина» — и вот маленький хоббит Фродо с друзьямиввергнут в пучину страшных событий, абсолютно меняющих их жизнь. Кольцо искушаетгероя воспользоваться им, но, послушав совет кольца, герой оказывается сразузамечен и почти смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшимсоблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежатьего пагубного влияния — даже не допускать мысль, о том, чтобы воспользоваться егосилой.
Эльфийские кольца (каки кольцо Тёмного Владыки Саурона) принадлежат к социальной области, но вхудожественном изображении Толкиен опирается на аристотелевские «элементы»,стихии, которые получили у средневековых алхимиков образные черты,закрепившиеся в традиции. Перстни Вилья, Нарья и Нения — это Кольца Воздуха,Огня и Воды, как явствует из их названий[14-16]. У двух первых алхимияпризнавала мужскую природу, и в «Повелителе колец» они принадлежатЭльронду и Гэндалфу. Вода и Земля традиционно представлялись женским началом, иКольцо Воды Толкиен отдал повелительнице эльфов Галадриэль.
Бросается в глаза,однако, отсутствие владыки четвёртого «элемента». На эту роль в «Повелителе Колец»может отчасти претендовать Тёмный Властелин Саурон, но равновесие мужских иженских «элементов» в этом случае не выдерживается, и, кроме того, кольцоСаурона — правящее кольцо, тогда как «элементы» равноправны. Одно место в«Повелителе колец» позволяет предположить, что Землю как «элемент» представляетТом Бомбадил: «- Деревья, травы и все здешние обитатели живут сами по себе исами же себе принадлежат. А Том Бомбадил – Хозяин! Ему ведомы все тайные тропы,все сокрытые броды. Днем и ночью разгуливает он по лесу и пляшет на вершинаххолмов, не встречая препон, не ведая страха. Он Хозяин, извечный Хозяин» [14,С.179]. Но, по замыслу Толкиена, он вообще не входит в социальную сферу — неимеет Кольца Власти.
Во многих эпизодахобозначена враждебность природы к человеку, стремящемуся к господству над нею.С природой связаны образы Дядьки — Ивы, жестокой горы Карадрас и др. «Сердца имысли» деревьев в Старом Лесу «были полны ненависти к существам, которыесвободно ходят по земле и гложут, кусают, ломают, рубят, жгут, — к разрушителями узурпаторам»[14, С. 167]. В реплике Арагорна представлена древняясамостоятельность природы по отношению к человеку, независимость её от егоцелей и намерений, от его понятий и морали: «В мире много злых и враждебныхсуществ, которые не питают любви к двуногим; и всё же они не в союзе сСауроном: у них свои цели. Иные были в этом мире ещё до него»[14, С.306]. Именнотакими являются в романе Балрог, Шелоб, энты. В их образах выражены природныезакономерности и силы, в чём-то соприкасающиеся с социальными (посколькуобщество состоит из живых существ), но независимые от них и стоящие вне морали.Однако, соответствия, хотя и достаточно отдалённые, могут быть установлены,например между Гэндальфом и Балрогом.
Огромную роль во «Властелинеколец» играет природа. Она, представляет собой неотъемлемою часть мира. ДляТолкиена это вечное, одухотворённое начало, недаром он вводит в свои произведенияособые существа – полулюди — полудеревья, охраняющие леса от людей. Толкиен,как человек XX-го века, не может не осознавать, что с течением времени природаразрушается, в основном — из-за воздействия человека. Древней гармонии междучеловеком и природой не существует. Лишь остаются грустные воспоминания опрошедших временах. По ходу эпопеи древняя природа нередко сравнивается ссовременной, и оказывается, что современная потеряла своё могущество изагадочность. Нелишне заметить, что злые силы в произведении всегда в первуюочередь искажают и уродуют природу. Тут видна философия человека XX века, разочаровавшегосяв промышленной цивилизации. Герой, в душу которого проникло зло, превращает «долину,некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж: «чёрные провалы шахт, плоскиекрыши оружейных мастерских и бурые дымки над горнами кузниц».
Другой важной идеейпроизведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешкивызывают большой обвал», — говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждоедействие любого самого незначительного героя может радикально изменить ходсюжета. И автору неважно силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы оноставался честным и преданным и тогда ему это непременно зачтётся. Избратьтернистый путь добра — сделать правильный, христианский выбор. Наградаобязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец»,а может и после смерти, как проповедуют христианские заповеди.
Как истый христианин,Толкиен отрицает всякое возмездие за неправедные дела. Стоит герою в порывеярости погнаться за уже побеждённым противником, и его спутник чуть не лишаетсяжизни. Фродо, один из главных персонажей книги, говорит: «…неужели вы пощадилиГорлума после всех его чёрных дел? Он заслужил смерть»[14, С.214]. НоГэндальф (а с ним и автор) отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, имногие другие, имя им — легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но онимертвы. Их ты можешь воскресить — чтобы уж всем было по заслугам? А нет — такне торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидетьвсё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что еёвовсе нет?» [14, С.215]. Таким образом, Толкиен утверждает, что не можетпростой смертный решать жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь даётсякаждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно.Никто не вправе отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишалкого-то жизни. Сюжет «Властелина Колец» подтверждает эту мысль Толкиена. Вконце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.
Показателен эпизод сописанием орков (или гоблинов). Они живут в лагере с «прямыми скучными улицамии низкими длинными серыми зданиями», имеют кроме имени личный номер, а такженачальников, именуемых «Назгул». За распространение пораженческих слухов «ясообщу твоё имя и номер Назгулу» [16, С.261], — грозит один из них другому, исозвучие этого имени с «наци» направляет читателя к недавнему прошлому.
Но в этом, же эпизодевозможны и другие ассоциации. Оба орка имеют узкую военную специализацию: одиниз них «малого роста, чернокожий, с широкими принюхивающимися ноздрями — явноследопыт", другой – «большой боевой ор»"[16, С.260]. Их функция,предназначение оказывается на первом плане, от неё зависит физический облик иинтересы однобоко развитых существ. Страна Мордор, где живут орки, выглядитчем-то вроде муравейника, где нет места личности и свободе, где господствуетжёсткая целесообразность.
Но каждый образ нарядус указанными включает в себя и другие ассоциации, ибо является не аллегорией, аполноценным изображением фантастической жизни. Поэтому Гэндалф, например,связан ещё и с хоббитами, чудесным конём, и т. д.; Эльронд переживает трагедиюотца. Наибольшей сложностью и богатством ассоциаций отличается образГаладриэль. За ним, как за образом феи, имеющим фольклорные корни, тянутсяобразы леса, ночи, опасности, но и света, красоты, мудрости, «иногомира». Поэтому образ Галадриэль связан и с чудесными деревьями маллорнами,одевающими её страну в золото и серебро, несущими на себе её воздушное жилище,и с прошлым, и с будущим. Персонажи, о которых идёт речь, образно выражаютявления социальной сферы, которая является основной в романе. Но за нейпроступают очертания божественных и биологических сил и закономерностей.
Толкиен создал целуюфантастическую «другую Землю». Попробуем рассмотреть, как он изобразилсоотношение сторон света и сторон зла и добра. Книга Толкиена имеетсимволический смысл – противопоставление добра и зла, в книге выраженопротивостоянием света и тьмы и выступает, как антагонизм жизни и смерти, природыи машин, свободы и авторитаризма, мира и войны. Связь со светом или мраком несетсоотношение с каждым из понятий.
Рассмотримхудожественное своеобразие фантастической действительности созданного мира.География Срединной Земли имеет моральную основу: восток здесь — область зла,запад — область добра. На востоке лежит Мордор, царство Темного ВладыкиСаурона, покрытое Тенью. Отсюда движется на запад тьма, восточный ветер несетзлое влияние: покровы, которыми окружает себя Темный Владыка, мешают видеть. Нарядус этими мотивированными «изнутри» чертами пейзажа и действия Толкиен большоевнимание уделяет созданию физически достоверного образа фантастической страны,ассоциативные возможности которого ведут уже не к моральной концепции, а ксовременному миру. Ландшафт плато Горгорот в Мордоре, изъязвленного кратерами сбегущими от них трещинами, «словно когда здесь еще была равнина, покрытаяжидкой грязью, по ней ударил ливень стрел и огромных камней»[16, С.269], — неземной, неприспособленный для жизни. Контраст жизни смерти выдвигается какмасштаб оценки, приобретая современную конкретность промышленного века, когдаизуродованная, но еще борющаяся за жизнь «грубая, корявая, сухая» растительностьпротивопоставляется «шахтам и кузницам», «полной дыма» атмосфере, где «былобольно дышать» [16, С.259, 275]. Видение атомного гриба возникает в воображениичитателя, когда перед ним развертывается пейзаж с центральным вулканом Мордора,как бы начиная новый круг ассоциаций: «… Ородруин по-прежнему изрыгал огромнуютучу дыма. Ветры, сшибаясь толкали ее ввысь, и там, в полосе спокойного воздухаона растекалась как необозримая крыша, опирающаяся на центральный столп,который вздымался из непроглядной тени на границе зрения» [16, С.255]. Мордорвыглядит как «сожженная и удушенная пустыня»[16, С.258], наполненная временнымии постоянными военными лагерями. Такой лагерь «всего в миле от края платокишел, как гигантское гнездо насекомых»[16, С.258]. Здесь Темный Владыка «передвигалсвои армии как фигуры на шахматной доске, собирал их воедино» [16, С.259].
Из других «злых» точекнаиболее развернут Изенгард, владение чародея-ренегата Сарумана. Ассоциативныепредставления возникают здесь вокруг замены живых деревьев мраморными, меднымии железными столбами [15, С.178] и вокруг голоса Сарумана, гипнотическиубедительного и у каждого слушателя будящего эгоистические интересы [15, С.101].Оценочные моменты в отношении технического прогресса здесь выдвинуты болееопределенно, чем в описании Мордора, но и политическая демагогия, инравственная коррупция технической интеллигенции входят в круг ассоциаций,связанных с Изенгардом.
Восток как область зла,тьмы путем внешних мотивировок представлен с убедительностью подлинногосуществования и многообразными возможностями «приложимости». Мотивировки«изнутри» и «извне» выступают как равноправные. Возможность их слиянияпредопределена тем, что метафорические образы добра и зла — свет и тьма — являются элементами внешнего мира и имеют не только переносное, но и прямоезначение. Художественные возможности, вытекающие отсюда, рассмотрим на примере,относящемся к области добра.
Запад как местолокализации добра в «Повелителе колец» представляют Гондор, Ривенделл, Шайр,ведущие борьбу против Саурона и в различных планах являющиеся антиподамиМордора. Лотлориэн, страна эльфов — одна из наиболее интересных и художественноудавшихся областей. Вид его представлен в восприятии героя романа хоббита Фродов формах и красках нашей земли, но в буквальном смысле, увиденных неожиданно ивпервые: с глаз путников, приведенных эльфами в сердце страны, сняли повязки. «Большойхолм, покрытый травой, зеленеющей как весна Давних Дней. На нем, словно двойнаякорона, двумя кольцами росли деревья. Деревья внешнего круга, со снежно-белойкорой, были без листвы, но прекрасны своею стройной наготой. Во внутреннемкруге вздымались высокие маллорны, еще одетые в бледное золото»[14,С.368-369]. В ветвях одного из деревьев-башен — чертог светлой, но опаснойГаладриэли, владычицы одного из эльфийских колец. Ее «мощь и свет»держат в своей власти всю страну, и эта власть заставляет хоббитов чувствоватьсебя «внутри песни», т.е. в мире, созданном воображением, новоплощенном в образах и формах материальной, хотя и фантастической,действительности. Время в этом месте, течет по другим законам, и спутникихоббита Фродо пробыв в гостях у Галадриэль несколько дней, покинув Лотлориэнобнаружили, что за его границами прошло не столько дней сколько онирассчитывали: «… Выходит будто мы у эльфов и не гостили! Потому как я точнопомню, что мы провели там три ночи… и ещё несколько, но не целый же месяц. Илиу них там время не считано?
— Может, и так, — задумчиво отозвался Фродо.- мне кажется, в Лотлориэне мы пребывали вне времени,или же в другом времени, не в том, к какому смертные привычны» [14, С. 533].
Изображения «изнутри» и«извне» сливаются в картинах Лотлориена, образуя глубину перспективы инеобычайность изображения. Вот, например, эпизод с Арагорном: «У подножия холманашел Фродо Арагорна, неподвижного и безмолвного подобно дереву; но в руке ондержал маленький золотистый цветок эланора, и глаза его лучились светом.Какое-то чудесное воспоминание окутывало Арагорна; и, глядя на него Фродопонял: Арагорн видит что-то, давным-давно случившееся на этом месте. Ибомрачные годы исчезли с его чела; он казался высокородным юношей, статным ипрекрасным, в белых одеждах; и на эльфийском языке говорил с кем-то невидимымдля Фродо. «Арвен ванимельда, намарие!», — воскликнул он, потом вздохнул и,возвращаясь из глубин раздумья, посмотрел на Фродо и улыбнулся» [14, С.370].
Выражения, которые мыпривыкли понимать метафорически, имеют здесь и прямое, и буквальное значения.Арагорн вспоминает происшедшее в Лотлориене свидание с его возлюбленной Арвен илес, каким он был тогда, и свет того дня, и это воспоминание окутывает его,отделяет его от окружающих, он не замечает Фродо. Свет, наполняющий глаза,освещает настоящее памятью о прошлом и тем самым изменяет настоящее, позволяетпонять его смысл: это самый дорогой для Арагорна клочок земли. Но в этот моментон и сам становится по-новому понятен для смотрящего на него Фродо: визмученном опасными странствиями бродяге и воине становится виден «высокородныйюноша» так как впервые увидено и ясно понято его прошлое.
Много места Толкиенуделяет идеи линейного развития истории. Однако развитие это линейно толькоесли рассматривать его в контексте всех произведений автора. Действительно,прекрасных перворожденных эльфов в своё время должны сменить люди, затем мирдолжен прийти к концу, когда праведные дети Творца отправятся к нему в небесныечертоги, а неправедные будут отторгнуты в вечную тьму. Но в самом «Властелинеколец» чётко вырисовывается историческая спираль, правда угасающая. Эльфийскихгероев-небожителей сменяют их ученики такие же герои люди. Времена героев уходятв прошлое, и вновь приходят эльфы, но уже не те, что были раньше. И так далее.Всё произведение пронизано грустными упоминаниями о славном прошлом, котороеушло без возврата. К концу книги мир окончательно теряет свою магию. Эльфысовсем уходят из Средиземья — главной арены действий всех книг Толкиена. Но миростаётся в надёжных руках людей. Они не так велики и не так прекрасны, но, вконечном счёте, именно они лучше всех обустроят жизнь Средиземья, ведь, какговорит Эльф, «людские свершения долговечнее наших». А объясняется это тем, чтов людях сидит вечная, непреодолимая тяга к действиям, преобразованиям. То, чтоне сделает отец, удастся сыну, и следующему поколению невдомёк разочарованиепредыдущего. Всегда человеку сопутствует разрушение построенного ранее, новсегда «вызревает нежданный посев». По Толкиену это великий человеческий дар,однако и его беда, т. к. «несбыточны людские мечтания».
 

Заключение
Можно смело утверждать,что писательский дар Толкиена помогает читателю проникнуться идеями добра,всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигатьпрогресс, однако автор не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоитради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цельникогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешьпонимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некотороемировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Такимобразом, «Властелин колец» — это глубочайшее, сложное произведение, интересноеи с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательнаякнига.
Книга Толкиена — сложное произведение, плод длительного развития жанровых традиций. В ней естьразличные разновидности художественного пространства. Одну из них можно условноназвать пространством военной героики или эпическим пространством, другуюпритчей, третью сказкой.
«Властелин Колец» – можноназвать сказкой, а сказка традиционно жанр нравоучительный. Добро и зло, белоеи черное разделяются в ней решительно и категорически. Джон Толкиен как бы даетнам философское обоснование высокой нравственности; разворачивая своеисторическое полотно, он говорит: мы должны быть ответственными, преданнымисвоим друзьям и своему делу, мы не должны трусить, ибо наши потомки неразрывносвязаны с нами, и от нас зависит их процветание или гибель. Но превыше всего нечесть и отвага, а милосердие и жалость, ибо без них добрые устремления невозымеют действия и даже могут стать опасными. Это абсолютный закон морали, поТолкиену, и как же он нам всем сегодня нужен...
Абсолютная ценность христианскойидеи подчеркивается всем строением «Властелина Колец» — жалость и милосердиестали темой параллельного сюжета, тесно сплетенного с основным, но все, же, какбы идущего рядом, поскольку в нем нарушается закон классической сказки: злоследует карать без малейшего сожаления. Герой этого сюжета (вернее сказать,антигерой) — отвратительное, злобное, беспощадное существо Горллум. Он теряетКольцо Власти в начале эпопеи, и в последний момент именно он, пусть противсвоего желания, уничтожает Кольцо и тем спасает мир от рабства и гибели.
Добро должно бытьнепреклонным, говорит нам Толкиен, и Горллума щадят не только кроткие хоббиты,его милуют Гэндальф, умеющий быть беспощадным, и великий воитель Арагорн, исуровые эльфы, обитатели Мрачного Леса, и командир разведчиков Фарамир, едвауспевший остыть после жестокой битвы. Они разят слуг Черного Властелина в бою,и они же — по формуле Гэндальфа — не наносят удара без необходимости. Мирспасают Жалость и Милосердие, а это основные христианские догматы, которыеневидимыми нитями проходят через все произведение.
Таким образом, анализсюжета и жанровой природы произведения позволяет рассматривать «ВластелинаКолец», как современную героико-мифологическую эпопею, созданную в традицияхсеверной мифологии, воплотившую в себе христианско-гуманистические идеи автораи основные принципы его эстетики.

Список литературы
 
1. Асмолов,К. В. «О Толкине, толкинизме и толкинутых»/ К. В. Асмолов. Статья.М.: 1997.- 145с.
2. Гопман,В.«Книги обязаны хорошо кончаться…»/ Гопман, В. Статья. М.: Риф,1991. — 198с.
3. Григорьев,Н.В. Джон Рональд Руэл Толкиен «Властелин колец» /. Перевод H.ВГригорьева, В.И. Грушецкий.- Ленинград «Северо-запад»., 1991.- 264с.
4. ГригорьеваН., Грушецкий В. Несколько слов вначале… // Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец.KH.I-III. — М.,1993. — С.3-7.
5. Жантеева,Л.Г. “Английский роман 20 века”/ Л.Г. Жантеева,- “Наука”, Москва, 1965.- 198с.
6. Зеркалов,А.ТРИ ЦВЕТА ДЖОНА ТОЛКИНА// «Знание-Сила» № 11, 1989 г.- С. 11-19
7. Изжизни невидимок.//Наука и религия. — 1985. — № 2. — С. 20-24
8. Кабаков,Р.И. «Повелитель колец» Дж. Р. Р. Толкина и проблема современного литературногомифотворчества //Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.-Ленинград., 1989.
9. Кошелев,С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р.Р. Толкина // Проблемыметода и жанра в зарубежной литературе, Вып.6, — 1981. — С. 81-96.
10. Кошелев,С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р.Р. Толкиена//сб. «Жанровоесвоеобразие литературы Англии и США ХХ в.», — 1985.- С. 125-127.
11. Кошелев,С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж. Р.Р. Толкина, У. Голдинга, К. Уилсона 50-60-х гг.) // Автореф. дис. на соиск.учен. степ. канд. филол. наук. — М., 1983.
12. Муравьев, В. Предыстория //Толкиен Дж. Р. Р. Хранители. -М.,1988. — С.5-27.
13. Толкиен,Дж. Р. Р. «О волшебных сказках»/Дж. Р.Р. Толкиен.- Перевод С.Кошелева под редакцией И. Тогоевой.; Статья. М.: Риф, 1991.- 264с.
14. Толкин,Дж. Дружество кольца: Летопись первая из эпопеи «Властелин колец»/ Дж. Толкин;Пер. с англ. В Волковского, Д. Афиногенова, В. Воседого.- М.: ООО «ИздательствоАСТ»; СПб.: Terra Fantastica,2002- 564,[2]с.: ил.
15. Толкин,Дж. Две твердыни: Летопись вторая из эпопеи «Властелин колец»/Дж. Толкин; Пер.с англ. В. Волковского, В. Воседого.-М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.:Terra Fantastica, 2002.-554, [6]с.
16. Толкин,Дж. Возвращение Государя: Летопись третья из эпопеи «Властелин колец»/Дж. Толкин;Пер. с англ. В. Волковского, В. Воседого.-М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.:Terra Fantastica, 2002.-552, [8]с.
17. Штейнман,М.А. Властелин колец // Энциклопедия литературных произведений [Сост. и науч.Ред С.В. Стахорский], «Вагриус», М., 1998.- С. 80-81
18. ЧернухинаТ. Б. Поэтика сказочно-мифологического эпоса Дж.Р. Р. Толкиена «Повелительколец» //Вопросы поэтики художественного творчества: Межвузовский сборникнаучных трудов. — Ростов-на-Дону, 1991. — С.46-51.
19. http://ru.wikipedia.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Територіальна автономія в Україні Соціально культурні права і свобо
Реферат Маркетинговые исследования продукции ОАО Брянский молочный комбинат
Реферат А. Ю. Шилкин, исполнительный директор Ставропольской региональной общественной организации «Центр социально-психологической помощи «Перекресток», руководитель проекта «Телефон доверия для детей и подростков»
Реферат Технология производства фарфоровой и фаянсовой посуды
Реферат Особенности иммунного статуса у больных ранними формами приобретенного сифилиса
Реферат На свой страх и риск
Реферат Things Fall Apart 3 Essay Research Paper
Реферат Динамика численности населения РФ
Реферат С.Ю.Витте
Реферат Общее развитие и освоение двигательных навыков детьми дошкольного возраста
Реферат Эффективное слушание
Реферат King Lear Play Essay Research Paper In
Реферат Animal Farm The Fable The Satire The
Реферат Дистанционное обучение иностранному языку
Реферат Сбережения и инвестиции