Введение.
Тема любви в творчествемногих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовьвозвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства. На рубеже прошлого столетия,накануне революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в Россиивозникла и сложилась «женская поэзия» — поэзия Анны Андреевной Ахматовой.Пожалуй, тема любви в творчестве замечательного поэта была одной из главныхтем.
Эта тема очень важна вначале двадцатого века потому что, в это время великих потрясений, человекпродолжал любить, быть высоким, благородным, страстным.
Очень много критиков изучалитворчество Ахматовой. Среди них хотелось бы выделить Н.В.Недоброво, который былодним из первых, кто оценил творчество Ахматовой. Он писал, что любовная тема впроизведениях Ахматовой намного шире и значительнее своих традиционных рамок.
О том, что «великогопоэта в той или иной общественной ситуации или глазами того или иного поколенияможно прочитывать по–разному» писал в своей статье «Жизнь и творчество АнныАхматовой» А.И.Павловский. Ахматова повествовала о горестях и блужданиях,обидах и власти, бурях и пустынях своей любви – своей и только».
В.Виноградов же подходилк стихам Ахматовой как к некой «индивидуально – замкнутой системе языковыхсредств».
Будучи другом самой АнныАндреевны, критик А.Найман писал о том, что «её основное и поэтическое ощущение– ощущение крайней непрочности бытия, близости неотвратимо надвигающейсякатастрофы».
Также все писавшие обАнне Ахматовой отмечали её трагичность интонации, с которой повествуются еёпроизведения. Любовный роман, выразившийся в стихе, является отражениемреальной жизненной истории, которая была трагичной. Несмотря на то что всекритики по-разному оценивали творчество Ахматовой, они были едины в том, что онабыла великим поэтом, большим и глубоким художником. Анна Андреевна прошлабольшой жизненный путь, поняв бесперспективность того круга жизни и людей, изкоторого вышла, но это далось ей с большим трудом, ценой мучений и крови. Оначеловек большой воли и непреклонного мужества.
Все эти статьи,посвящённые теме любви в творчестве Анны Ахматовой, позволяют определить кругпроблем:
1. Разгадать загадку популярностилюбовной лирики Ахматовой.
2. Найти различия ранней лирики и лирикив 20 – 30 годы.
3. Что нового привнесла лирика Ахматовойв русскую литературу.
Целью моего рефератастало решение исследовать тему любви в творчестве Анны Ахматовой, познакомитьсяс мнениями критиков и сделать свои выводы.
Мир глубокихи драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личностизапечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно,занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность в сочетании сострогой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворенийАхматовой позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же послевыхода первых поэтических сборников.
Ранняя любовнаялирика поэта воспринимается как своеобразный лирический дневник. Она говорит опростом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене,одиночестве, отчаянии — обо всем, что близко многим, что способен испытать ипонять каждый. (стихотворение «Песня последней встречи»).
Такбеспомощно грудь холодела,
Ношаги мои были легки.
Яна правую руку надела
Перчаткус левой руки.
Показалось,что много ступеней,
Ая знала – их только три!
Междуклёнов шёпот осенний
Попросил:«Со мною умри!
Яобманут моей унылой,
Переменчивой,злой судьбой».
Яответила: «Милый, милый!
Ия тоже умру с тобой…»
Этопесня последней встречи.
Явзглянула на тёмный дом.
Тольков спальне горели свечи
Равнодушнымжёлтым огнём.
29сентября 1911
Царскоесело.
Любовь влирике А. Ахматовой предстает как «поединок роковой», она почтиникогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот, в предельнокризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первогобурного ослепления страстью. Обычно ее стихи — начало драмы или ее кульминация.«Мукой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Сочетаниелиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы,драмы, лирического дневника. Одна из тайн ее поэтического дара заключается вумении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающеммире.
В ее стихах поражает«струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого ихвыражения. В этом сила Ахматовой...» (Н. В. Недоброво).
Едва ли несразу после появления её первой книги, а после «Четок» и «Белойстаи» в особенности, заговорили о «загадке Ахматовой». Самталант был очевидным, но непривычна и неясна была его суть. «Романность»,подмеченная критиками, далеко не все объясняла. Как объяснить, например,пленительное сочетание женственности и хрупкости с той твердостью иотчетливостью рисунка, что свидетельствуют о властности и незаурядной, почтижесткой воле? Сначала хотели эту волю не замечать, потому что она противоречила«эталону женственности». Вызывало недоуменное восхищение и странноенемногословие ее любовной лирики, в которой страсть походила на тишинупредгрозья и выражала себя обычно лишь двумя — тремя словами, похожими назарницы, вспыхивающие за грозно потемневшим горизонтом.
В сложноймузыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глазмгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая,пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову. Она писала впоследствии в«Поэме без героя», что постоянно слышала непонятный гул, как бы некоеподземное клокотание, сдвиги и трение тех первоначальных твердых пород, накоторых извечно и надежно зиждилась жизнь, но которые стали терять устойчивостьи равновесие.
Былисвятки кострами согреты,
Ивалились с мостов кареты,
Ивесь траурный город плыл
Поневедомому назначенью,
ПоНеве иль против течения, —
Толькопрочь от своих могил.
Нагалерной чернела арка,
ВЛетнем тонко пела флюгарка,
Исеребряный месяц ярко
Надсеребряным веком стыл.
Оттого,что по всем дорогам,
Оттого,что ко всем порогам
Приближаласьмедленно тень,
Ветеррвал со стены афиши,
Дымплясал вприсядку на крыше,
Икладбищем пахла сирень.
Ицарицей Авдотьей заклятый,
Достоевскийи бесноватый
Городв свой уходил туман,
Ивыглядывал вновь из мрака
Старыйпитерщик и гуляка!
Какперед казнью бил барабан…
Ивсегда в духоте морозной,
Предвоенной,блудной и грозной,
Жилкакой – то будущий гул,
Нотогда он был слышен глуше,
Онпочти не тревожил души
Ив сугробах невских тонул…
Самым первымпредвестием такого тревожного ощущения было стихотворение «Первоевозвращение» с его образами смертельного сна, савана и погребального звонаи с общим ощущением резкой и бесповоротной перемены.
В любовныйроман Ахматовой входила эпоха — она по-своему озвучивала и переиначивала стихи,вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чемсобственная судьба.
Именно поэтой причине любовная лирика Ахматовой с течением времени, в предреволюционные,а затем и в первые послереволюционные годы, завоевывала все новые и новыечитательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенноговнимания тонких ценителей, явно выходила из казалось бы предназначенного ейузкого круга читателей.
А.И.Павловскийв своей книге «Анна Ахматова — жизнь и творчество» говорил, что Ахматовадействительно самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечномразнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей иоставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала «целую книгу женскойдуши». Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женскогохарактера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.
Есть центр,который как бы сводит к себе весь остальной мир ее поэзии, оказывается ееосновным нервом, ее идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской душинеизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Герцен сказалоднажды как о великой несправедливости в истории человечества о том, чтоженщина «загнана в любовь». В известном смысле вся лирика (особенноранняя) Анны Ахматовой «загнана в любовь». Именно здесь рождалисьподлинно поэтические открытия, такой взгляд на мир, что позволяет говорить опоэзии Ахматовой как о новом явлении в развитии русской лирики двадцатого века.В ее поэзии есть и «божество», и «вдохновение». Сохраняявысокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ейживой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер. Душа оживает «Не длястрасти, не для забавы, // Для великой земной любви»:
Эта встреча никем невоспета,
И без песен печальулеглась.
Наступило прохладноелето,
Словно новая жизньначалась.
Сводом каменным кажетсянебо,
Уязвлённое желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.
Ты, росой окропляющийтравы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не длязабавы,
Для великой земной любви.
«Великаяземная любовь» — вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно оназаставила по-иному — уже не по — символистски и не по — акмеистски, а, есливоспользоваться привычным определением, реалистически — увидеть мир:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это — любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
Вэтом стихотворении Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Изэтого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. Всостоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. Иоткрывается необычность обычного. Человек начинает воспринимать мир судесятеренной силой, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Мироткрывается в дополнительной реальности: Ведь звезды были крупнее,
Ведьпахли иначе травы.
Стихотворение«Любовь покоряет обманно»:
Любовьпокоряет обманно,
Мотивомпростым, неискусным
Ещётак недавно – странно
Тыне был седым и грустным.
Икогда она улыбалась
Всадах твоих, в доме, в поле,
Повсюдутебе казалось,
Чтовольный ты и на воле.
Былсветел ты взятый ею
Ипивший её отравы.
Ведьзвёзды были крупнее,
Ведьпахли иначе травы,
Осенниетравы.
Осень1911
Царскоесело.
Поэтому стихАхматовой так предметен: он возвращает вещам первозданный смысл, оностанавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройтиравнодушно, не оценить, не почувствовать.
И еще однаособенность. В любовных стихах Ахматовой много эпитетов рождаются изцелостного, нераздельного, слитного восприятия мира.
У Ахматовойвстречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейскогонемудреного быта — вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играетбледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой встарости, о том, что стихи «растут из сора», что предметомпоэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени насырой стене.
Недаром,говоря об Ахматовой, о ее любовной лирике, критики (А.И.Павловский, А. Найман,А. Баталов) впоследствии замечали, что ее любовные драмы, развертывающиеся встихах, происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется,слов так мало, что каждое из них несет огромную психологическую нагрузку. «Предполагается,что читатель или должен догадаться, или же, что скорее всего, постараетсяобратиться к собственному опыту, и тогда окажется, что стихотворение оченьшироко по своему смыслу: его тайная драма, его скрытый сюжет относится комногим и многим людям», — писал А.Найман (рассказы о Анне Ахматовой).
Молюсьоконному лучу –
Онбледен, тонок, прям.
Сегодняя с утра молчу,
Асердце – пополам.
Нарукомойнике моём
Позеленеламедь.
Нотак играет луч на нём,
Чтовесело глядеть.
Такойневинный и простой
Ввечерней тишине,
Нов этой храмине пустой
Онсловно праздник золотой
Иутешенье мне.
3ноября 1910
Киев.
Так и в этомраннем стихотворении. Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини?Ведь самое главное — боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы привзгляде на солнечный луч, — все это нам ясно, понятно и едва ли не каждомузнакомо. Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японскуюхоку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы.Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающийи зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром,этого удивительного стихотворения.
Это ранняялирика Ахматовой Анны Андреевны.
Заметноменяется лирика Ахматовой в 20-30-е годы.
Оттого чтолирика Ахматовой на протяжении всего послереволюционного двадцатилетияпостоянно расширялась, вбирая в себя все новые и новые, раньше не свойственныеей области, теперь в ней одну из главных поэтических территорий занял любовныйроман.
Разумеется,расширение диапазона поэзии, явившееся следствием перемен в миропонимании имироощущении поэта, не могло, в свою очередь, не повлиять на тональность ихарактер собственно любовной лирики. Правда, некоторые характерные еёособенности, остались прежними. Любовный эпизод, например, как и раньше,выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: он, в частности,никогда последовательно не развернут, в нем обычно нет ни конца, ни начала;любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегдакажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора.(стихотворение «А, ты думал – я тоже такая»).
А,ты думал – я тоже такая,
Чтоможно забыть меня.
Ичто брошусь, моля и рыдая,
Подкопыта гнедого коня.
Илистану просить у знахарок
Внаговорной воде корешок
Ипришлю тебе страшный подарок –
Мойзаветный душистый платок.
Будьже проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаяннойдуши не коснусь,
Ноклянусь тебе ангельским садом,
Чудотворнойиконой клянусь
Иночей наших пламенным чадом –
Як тебе никогда не вернусь.
Героиняахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состояниипорыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не можетдополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишьосновные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех — поторопливой азбуке любви. Отсюда — впечатление крайней интимности, предельнойоткровенности этой лирики. (стихотворение «Кое – как удалось разлучиться»).
Кое– как удалось разлучиться
Ипостылый огонь потушить.
Врагмой вечный, пора научиться
Вамкого–нибудь вправду любить.
Я– то вольная. Всё мне забава,
Ночьюмуза слетит утешать,
Ана утро притащится слава
Погремушкойнад ухом трещать.
Обомне и молиться не стоит
И,уйдя, оглянуться назад…
Чёрныйветер меня успокоит.
Веселитзолотой листопад.
Какподарок, приму я разлуку
Изабвение, как благодать.
Но,скажи мне, на крестную муку
Тыдругую посмеешь послать?
СтихиАхматовой о любви — все! – патетичны. Но — так или иначе – любовная лирикаАхматовой 20 – 30 х годов в большей степени обращена к внутренней, потаённо –духовной жизни. Стихи этого периода более психологичны. Если в«Вечере» и «Четках» любовное чувство изображалось, какправило, с помощью крайне немногих вещных деталей то сейчас, ни в малейшейстепени не отказываясь от использования выразительного предметного штриха, АннаАхматова, при всей своей экспрессивности, все же более пластична внепосредственном изображении психологического содержания. Перед намипо-прежнему — взрыв, катастрофа, но зато теперь это затмившее все горизонтыгрозовое облако, мечущее громы и молнии:
Ноесли встретимся глазами
Тебеклянусь я небесами,
Вогне расплавится гранит.
Сама Ахматовамного раз ассоциировала волнения своей любви с великой «Песнью Песней» изБиблии – писал знаменитый критик А.И.Павловский.
Начиная уже с«Белой стаи», но особенно в «Подорожнике», «AnnoDomini» и в позднейших циклах любовное чувство приобретает у нее болееширокий и более духовный характер. Стихи 20-х и 30-х годов идут по самымвершинам человеческого духа. Они не подчиняют себе всей жизни, всегосуществования, как это было прежде, но зато все существование, вся жизнь вносятв любовные переживания всю массу присущих им оттенков. Наполнившись этимогромным содержанием, любовь стала не только более богатой и многоцветной, но — и по-настоящему трагедийной – писал А.Баталов. (литературная критика «Рядом с Ахматовой).
Еслирасположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построитьцелую повесть со множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных инеслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины,разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость,несбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть — в каких толькогранях и изломах мы не видим любовь на страницах ахматовских книг.
В лирическойгероине стихов Ахматовой, в душе самого поэта постоянно жила жгучая,требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной. Любовь уАхматовой — грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство,заставляющее вспомнить библейскую строку: «Сильна, как смерть, любовь — истрелы ее — стрелы огненные».
Вывод.
Еслирасположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно заметить,что в самом начале лирических стихов героиня гордая, трепетная, нежная. А уже вконце лирических стихотворений это многопознавшая женщина, прошедшая большойпуть. Но на протяжении всего творчества лирическая героиня сильная, гордая. Этоявляется одной из ярких особенностей её любовной лирики.
Второйнемаловажной особенностью лирических произведений Ахматовой является рольбытовой детали.
У Ахматовойвстречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского,немудрёного быта. Невольно вспоминаются слова самой Анны Андреевны о том, чтостихи «растут из сора», что предметом изображения может стать даже пятноплесени на сырой стене, и лопух, и крапива.
По мнениюкритика А.И.Павловского, «самое важное в её ремесле – жизненность иреалистичность, способность увидеть поэзию в обычной жизни». Её «вещные»детали, скупо поданные, но отчётливые бытовые интерьеры, смело введённыепрозаизмы, а главное, та внутренняя связь, какая всегда прослеживается у неёмежду внешней средой и бурной жизнью сердца, всё напоминает, не толькопрозаическую, но и стихотворную классику.
Третьяособенность произведений Анны Ахматовой это стихотворения, написанные в виделирического дневника. Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательномурассказу. Фрагмент придавал документальность произведению: ведь перед нами нето отрывок из услышанного разговора, не то обронённая записка:
Онлюбил три вещи на свете:
Завечерней пенье, белых павлинов
Истёртые карты Америки.
Нелюбил, когда плачут дети,
Нелюбил чая с малиной
Иженской истерики.
…Ая была его женой.
«Онлюбил…»
И четвёртаяособенность – это «романность». Впервые мысль о «романности» в творчествеАхматовой высказал Эйхенбаум. Он писал: «Поэзия Ахматовой – сложный лирическийроман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий,можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей».
О «романности»лирики Анны Андреевны интересно писал и В.Гиппиус. Он видел разгадку успеха ивлияния Ахматовой в том, что лирика пришла на смену задремавшей в то времяформе романа».
Все писавшиеоб Ахматовой отмечали трагичность интонации, с которой повествуются сюжеты еёкниг. Та особая, названная ими ахматовская, интонация намекала о большем, чемвсего лишь ещё одна история из великой и нескончаемой любви.
Мне оченьблизка позиция критика Н.В.Недоброво, который заметил, что «любовная тема ипоэзия в целом Ахматовой намного шире и значительнее своих традиционных рамок.Он указал, что отличительной чертой личности поэта является не слабость инадломленность, а, наоборот, исключительная сила воли. В стихах он усмотрел«лирическую душу скорее жёсткую, чем слишком мягкую, скорее жёсткую, чемслезливую, и явно господствующую, а не угнетённую».
Недаромвысокую оценку его анализу дал другой критик А.И.Павловский: «Он, по сути, былединственным, кто понял раньше всех подлинную масштабность поэзии Ахматовой,указав, что отличительной чертой личности поэта является не слабость инадломленность, а наоборот, исключительная сила воли». Да и сама Анна Ахматовасчитала, что именно Н.В.Недоброво угадал и понял весь её дальнейший творческийпуть.
Существуетсвязь между поэтом и тем временем, в котором она жила. С одной стороны, еёлирика, творчество – взгляд как бы через «призму поэзии», который дал ейвозможность преодолеть все трудности.
С другойстороны, её сила воли, духа не дала потерять себя, дала возможность выжить иостаться поэтом.
Главное втеме любви у Анны Ахматовой — это настойчивые искания духа, поиски смысла ивысоты жизни, которые сопровождаются жестами волнения, совести, веры:
Итолько совесть с каждым днём страшней
Беснуется:великой хочет дани.
Закрывлицо, я отвечала ей…
Нобольше нет ни слёз, ни оправданий.
Ахматова небоится быть откровенной в своих признаниях, мольбах. Её может понять лишь тот,кто обладает тем же «шифром любви».
«Не чувствуяориентиров, не видя маяков, едва удерживая равновесие», Анна Ахматова руководствоваласьтайной и могучей «интуитивной силой» художественного творчества:
Ипечальная Муза моя,
Какслепую, водила меня.
Великогопоэта, в той или иной общественной ситуации, можно прочитывать по-разному.Таково свойство всякого подлинного искусства, если оно глубоко и верно доноситдо современников хотя бы одну из мелодий своего времени.
Библиография.
1. ПавловскийА.И. «Анна Ахматова: Жизнь и творчество». Просвещение, 1991.
2. НайманА. «Рассказы об Анне Ахматовой». Журнал «новый мир». 1989г.
3. БаталовА. «Литературная критика: Рядом с Ахматовой». 1984г.
4. СушилинаИ.К. «Анна Ахматова избранное». 1993г.
5. ГорловскийА.С. «Песнь о любви: Русская любовная лирика». 1986г.