Содержание
Введение. 3
1. Творческий путь Иосифа Бродского. 4
2. Космогония И.Бродского. 6
3. Лирика. 13
Заключение. 15
Список литературы… 17
Введение
В каждомискусстве, помимо чувств и вдохновения, есть еще и большой труд, есть техникамастерства. Большому художнику надо владеть в совершенстве этой техникой,потому что она является той материальной основой, тем фундаментом, на которомстроится художественное произведение.
Самыйзамечательный замысел может не дойти до читателя, если автор не позаботилсяоблечь его в достойную форму. У истинного художника содержание и формасливаются воедино; они неразделимы. И потому, изучая творчество какого-либохудожника слова, погружаясь в мир его идей и образов, наша литературоведческаянаука не оставляет без внимания и форму его произведений.
Истиннопоэтическое произведение всегда имеет определенный адрес, всегда обращено кдействительному или воображаемому собеседнику. Поэт всегда хочет в чем-тоубедить, что-то доказать или, во всяком случае, передать волнующие его чувствасвоему слушателю или читателю; если он хорошо знает, что ему нужно сказать,если он сам глубоко пережил то, что его волнует, тогда речь его становитсядоходчивой, убедительной и зажигает наши сердца ответным чувством.
Но,конечно, при этом ему нужно хорошо владеть средствами своего искусства.Совершенно необходимо научиться облекать свои мысли в достойную литературнуюформу.
Цельданной работы – рассмотреть «космогонию как пространственную организацию».
Задачи:
рассмотретьтворчество И.Бродского;
рассмотретькосмогонию И.Бродского;
1. Творческий путьИосифа Бродского
Бродскийродился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского»подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизниБродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом«питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откудаони отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда училсяАльфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом. О детстве онвспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатленияиграют важную роль в дальнейшем развитии».
Вотрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, недоучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбравдля себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идетработать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме«Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовалбольше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа ит.д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервыепопробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника БорисаСлуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому былосемнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь. / А письма сожги, /как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост...
Нарубеже 1950–1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещаетлекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со сборникомстихотворений Е.А.Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желаниистать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее,тут-то я все понял, чем надо заниматься…».
Читательскиевпечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для развитияпоэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному призванию,возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практическилишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж.Глэдом).Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского подразумевалопрежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако и здесьБродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал»до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личногознакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского – спервых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути –творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но издесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим,растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративнопредпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинскимтрадициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательноотчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, ониначинают звучать откровенно иронично.
Творческиепредпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегатьбанальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музыбыла менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродскийвоспринял медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизммысли. Постепенно он уходит далее в прошлое поэзии, активно впитывая наследие18 в., – Ломоносова, Державина, Дмитриева. Освоение допушкинских пластоврусской словесности позволяет ему увидеть огромные области поэтического языка.Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новыхвыразительных возможностей русского классического стиха. 2. Космогония И.Бродского
С начала1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядомиздательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика ДжонаДонна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродскогоиз Донна часто неточны и не очень удачны. Но оригинальное творчество Бродскогостало уникальным опытом приобщения русского слова к доселе чуждому ему опытубарочной европейской поэзии «метафизической школы». Лирика Бродского впитаетосновные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживанийлирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность,драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто – с напряженнымощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической»лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построениетекста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения. НаследуетБродский у Донна и других поэтов-метафизиков и «визитную карточку» школы – т.н.«кончетти» (от итал. – «понятие») – особый вид метафоры, сближающий далекиедруг от друга понятия и образы, у которых между собой, на первый взгляд, нетничего общего. И поэты английского барокко в 17 в., и Бродский в 20 в.использовали такие метафоры, чтобы восстановить разрушенные связи в мире, которыйкажется им трагически распавшимся. Такие метафоры – в основе большинствапроизведений Бродского.
Метафизическиеполеты и метафорические изыски у Бродского соседствовали с боязнью высокихслов, ощущением нередкого в них безвкусия. Отсюда его стремление уравновешиватьпоэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы, или, как выражался сампоэт – «нацеленность на „нисходящую метафору"». Показательно, какописывает Бродский свои первые религиозные переживания, связанные с чтениемБиблии: «в возрасте лет 24-х или 23-х, уже не помню точно, я впервые прочиталВетхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильноевпечатление в жизни. Т.е. метафизические горизонты иудаизма и христианствапроизвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы –я сначала прочитал Бхагавад-гиту, Махабхарату, и уже после мне попалась в рукиБиблия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемыехристианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но ясовершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно… Я бы, надосказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что однонемыслимо без другого. И, в общем-то, это примерно та сфера или те параметры,которыми определяется моя, если не обязательно интеллектуальная, то, по крайнеймере, какая-то душевная деятельность».
Отнынепочти каждый год поэт создавал в канун либо в самый день праздника стихи оРождестве. Его «Рождественские стихи» сложились в некий цикл, работа надкоторым шла более четверти века.
В начале1960-х круг общения Бродского очень широк, но ближе всего он сходится с такимиже юными поэтами, студентами Технологического института Е.Рейном, А.Найманом иД.Бобышевым. Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которого она одариладружбой и предсказала ему блестящее поэтическое будущее. Она навсегда осталасьдля Бродского нравственным эталоном (ей посвящены стихотворения 1960-х Утренняяпочта для А.А.Ахматовой из г.Сестрорецка, Закричат и захлопочут петухи...,Сретенье, 1972, На столетие Анны Ахматовой, 1989 и эссе Муза плача, 1982).
Похолмам поднебесья,
подороге неблизкой,
возвращаясьбез песни
из землииталийской,
надстраной огородов,
надродными полями
пролетитзимородок
ипомашет крылами.
И свысот Олимпийских,
недоступныхдля галки,
там, насклонах альпийских,
гдежелтеют фиалки, -
хотьглаза ее зорки
ипростор не тревожит, -
видитптичка пригорки,
нопонять их не может.
Междусосен на кручах
птица скриком кружится
и,замешкавшись в тучах,
вновь вотчизну стремится.
Помняттолько вершины
дацветущие маки,
что наМонте-Кассино
это былиполяки.
1960 г.
Уже к1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинаютактивно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, уБродского была скандальная для того времени и известность поэта «самиздата».
29ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я.Лернера,М.Медведева был опубликовано письмо против Бродского Окололитературный трутень.В 1964 он был арестован.
Послепервого закрытого судебного разбирательства поэт был помещен в судебнуюпсихбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым итрудоспособным. Второй, открытый, суд по делу Бродского, обвиненному втунеядстве состоялся 13 марта 1964. Решение суда – высылка на 5 лет собязательным привлечением к физическому труду.
Ссылкуон отбывал в деревне Норинской Архангельской области. Свободного времени здесьбыло достаточно, и оно целиком заполняется творчеством. Здесь он создалнаиболее значительные произведения доэмигрантского периода: Одной поэтессе, Двачаса в резервуаре, Новые стансы к Августе, Северная почта, Письмо в бутылке идр.
Бродскийбыл досрочно освобожден. Вместо пяти, он провел в ссылке полтора года и затемполучил разрешение вернуться в Ленинград. «Какую биографию делают нашемурыжему!» – воскликнула А.Ахматова в разгар кампании против Бродского,предчувствуя, какую услугу окажут ему его гонители, наделив его мученическимореолом.
В 1965,на волне возмущений гонениями на поэта, в Нью-Йорке вышла первая книгаБродского – Стихотворения и поэмы.
В еготворчестве этих лет экспериментаторство на основе классической традиции даетвсе более интересные результаты. Так, в 1966 опыты с силлабическим стихом 18 в.облеклись в плотные по манере письма Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром.Классическую для русской поэзии силлабо-тоническую систему стихосложенияБродский трансформирует с двух сторон: не только через обращение к былому опытудвухсотлетней давности, но и посредством ультрасовременных по техникеупражнений на стыке белого стиха и ритмической прозы – к примеру, Остановка впустыне (1966), давшая позднее название поэтическому сборнику, вышедшему в 1972в США.
Основнымжанром в творчестве Бродского становится легко узнаваемая длинная элегия,своего рода полупоэма – афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, сломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка. Обновлятьязык, подобно поэтам-футуристам, Бродский может и через эксперименты сострофикой и «наборной графикой» (т.е. обыгрывать «внешний вид» напечатанноготекста и вызванные им ассоциации). Так, в стихотворении 1967 Фонтан благодаряособой строфике и распределению слов по пространству страницы напечатанныйтекст напоминает очертаниями многоярусный парковый фонтан.
Вдоэмигрантский период творчества Бродского трагическая ирония неизменнооттеняется щедрым восприятием мира и эмоциональной открытостью. В дальнейшемпропорции между этими началами будут существенно меняться. Эмоциональнаяоткрытость уйдет, ее место займет готовность стоически принять трагичность бытия.
В 1972Бродский покидает СССР. Он уезжает по израильской визе, но оседает в США, гдедо конца своих дней преподает русскую литературу в различных университетах.Отныне Бродский, по собственному выражению, обречен на «фиктивную ситуацию» –поэтическое существование в иноязычной среде, где узкий круг русскоязычныхчитателей уравновешен международным признанием.
ПокидаяРодину, Бродский пишет письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу:«Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам,может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которуюмне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 летлитературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры,ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить моесуществование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качествепереводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал». Однако егопросьба осталась без ответа.
Дажеродителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский,как сердечник, нуждался в особом уходе). Не разрешили ему самому приехать вЛенинград на похороны матери (1983) и отца (1985). Это в значительной степенисказалось на его позднем нежелании посещать родной город в 1990-х.
В СШАБродский начал писать на английском. Англоязычное творчество его выразилось, впервую очередь, в жанре эссе (сборники Less than one (Меньше единицы), 1986, Ongrief and reason (О печали и разуме), 1995). В основном, эссеистика Бродскогоскладывалась из статей, написанных по заказу в качестве предисловий к изданиямсочинений русских и западных классиков (А.Ахматова, М.Цветаева, У.Оден, К.Кавафиси т.д.). По своей инициативе, как он признавался, он написал только 2 или 3статьи. В 1980 Бродский получил гражданство США.
В 1977 виздательстве «Ardis» были опубликованы два сборника стихотворений БродскогоКонец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964–71 и Часть речи. Стихотворения1972–76. В этих книгах запечатлелся новый этап творческой зрелости поэта.
«Биографияпоэта – в покрое его языка». Этот постулат Бродского определяет эволюцию еголирики. К середине 1970-х лирика Бродского обогащается сложными синтаксическимиконструкциями, постоянными т.н. «анжамбеманами» (т.е. переносом мысли,продолжением фразы в следующую строку или строфу, несовпадением границпредложения и строки). Современники свидетельствовали о неизменном желаниипоэта читать свои стихи вслух, даже когда обстановка к тому не располагала.Простых предложений у поэта почти нет. Бесконечные сложные предложенияподразумевают бесконечное развитие мысли, ее испытание на истинность.Бродский-поэт ничего не принимает на веру. Каждое высказывание уточняет и«судит» себя. Отсюда неисчислимые «но», «хотя», «поэтому», «не столько…сколько» в его поэтическом языке.
Опыт«зрелого» Бродского – это опыт глубинного переживания трагедии существования.Бродский часто нарушает грамматику, прибегает к сдвинутой, неправильной речи,передавая трагизм не только в предмете изображения, но прежде всего в языке.
ПокинутоеОтечество постепенно возводится в поэтическом сознании Бродского в грандиозныйсюрреалистический образ империи. Этот образ шире реального Советского Союза. Онстановится глобальным символом заката мировой культуры. Отдавая ясный отчет вбессмысленности жизни (Мексиканский романсеро, 1976), лирический геройБродского, подобно древним стоикам, пытается найти опору в равнодушных кчеловеку высших началах мироздания. Таким высшим началом, в общем-то замещающимсобой Бога, выступает в поэзии Бродского Время. «Все мои стихи, более-менее, ободной и той же вещи: о Времени», – сказано поэтом в одном из интервью. Но в тоже время в его поэтическом мироздании есть еще одна универсальная категория,которая в состоянии обуздать Время, победить его. Это Язык, Слово (Пятаягодовщина, 1978). Процесс поэтического творчества становится единственнойвозможностью преодоления Времени, а значит – смерти, формой победы над смертью.Строки продлевают жизнь:… не знаю я, в какую землю лягу. / Скрипи, скрипиперо! Переводи бумагу (Пятая годовщина, 1977). Для Бродского «поэт – инструментязыка». Не поэт пользуется языком, а язык выражает себя через поэта, которомуостается лишь верно настроить свой слух. Но в то же время этот инструментспасителен, и до конца свободен.
Оставаясьодин на один с Языком и Временем, лирический герой Бродского теряет всякиеэмоциональные связи с миром вещей, как бы покидает тело и поднимается на почтибезвоздушную высоту (Осенний крик ястреба, 1975). Отсюда, впрочем, онпродолжает с четкостью и равнодушием различать детали оставленного внизу мира.
МногословиеБродского, его немыслимые длинноты обусловлены стремлением обуздать ЯзыкомВремя.
В 1978Бродский становится почетным членом Американской Академии искусств, из которойон, однако, вышел в знак протеста против избрания почетным членом в АкадемиюЕвгения Евтушенко.
В 1983 в«Ардисе» опубликован еще один сборник лирики Новые стансы к Августе. Стихи кМ.Б., 1962–82; в 1984 выходит пьеса Бродского Мрамор. В 1986 сборник Less thanone признан лучшей литературно-критической книгой года в США.
Вдекабре 1987 он становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе– «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины»,как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.
Нобелевскаяпремия принесла материальную независимость и новые хлопоты. Бродский многовремени посвящает устройству в Америке многочисленных иммигрантов из России.
С мая1991 по май 1992 Бродский получает звание Поэта-Лауреата Библиотеки КонгрессаСША.
С конца1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам оннеизменно отклоняет предложения даже на время приехать в Россию. В то же времяв эмиграции он активно поддерживает и пропагандирует русскую культуру. В 1995Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.3. Лирика
Перваякнижка стихов вышла в 1965 году, в Америке, когда Бродский был в ссылке, окоторой потом он скажет: «Это был один из лучших периодов в моей жизни. Бывалии не хуже, но лучше – пожалуй, не было».
Когда освободился, он принес Евтушенко стихотворения, из которых тот выбралшесть-семь, Бродский отказался печатать в таком «наборе» свои стихи… Но недоброжелателейвсегда прощал. Виктор Голышев, переводчик, вспоминал: «Когда русские поэтыприезжали (в Америку) – даже те, кто ему не нравился, — он всегда выступал наих вечерах и говорил, какие они прекрасные. В этом смысле Бродский былзамечательно беспринципиален: человеческое существование он ставил выше своихличных оценок».
Правотараздирает
Беспощаднейгреха…
10 мая1972 ему вдруг позвонили из ОВИРа – срочно придите. А потом сказали:
— Ну вотчто, Бродский, мы сейчас Вам выдадим анкеты. Вы из заполните. В течение самогоближайшего времени мы рассмотрим Ваше дело. И сообщим Вам о его исходе.
— А еслия откажусь эти анкеты заполнять?
— Тогда,Бродский, у вас в чрезвычайно обозримом будущем наступит весьма горячее время…
Это былов пятницу, а в понедельник ему сообщили о «благоприятном решении», в среду быливыданы все бумаги. И 4 июня 1972 года он улетел в Вену и навсегда покинулРоссию.
Впрочем,зачем биография…
«Биографияни черта не объясняет… Поэт сочиняет из-за языка, а не из-за того, что “она ушла”.
…Длятого, чтобы стишок написать, надо все время вариться в идиоматике языка. Тоесть слушать его все время – в гастрономе, в трамвае, в пивном ларьке, вочереди и так далее…»
Жухлаянезабудка
мозгакривит мой рот.
Кактридцать третья буква,
Я пячусьвсю жизнь вперед.
Знаешь,все, кто далече,
По комголосит тоска –
Жертвызаконов речи,
Запятых,языка…
Заключение
Лирическийрод раскрывает одну из сторон связи человека с окружающим его миром, в немполучают свое выражение переживания личности, вызванные взаимодействием ее стеми или иными явлениями действительности. Если в эпосе главное — развитиесобытия, судьба героя, то в лирике основное внимание уделяется динамикечувства.
Оченьчасто внешние явления, побудившие лирика взяться за перо, бываютнезначительными, но они вызывают в нем множество ассоциаций, чувств и мыслей,которые и становятся предметом поэтического выражения.
Изображаявнешний мир, лирик, по существу, растворяет его в своем переживании. Все, чтозанимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит,словом, все, что составляет содержание духовной жизни субъекта, все, что входитв него, возникает в нем, — все это приемлется лирикой как законное еедостояние.
Гегель ивслед за ним Белинский подчеркивали, что подлинная лирика несет в себеобщечеловеческое содержание, значительное с общественной точки зрения.Заключенные в ней переживания касаются не одного поэта, они типичны дляширокого круга лиц. Так, Кюхельбекер, Рылеев отразили в своей поэзиигражданственные, мятежные настроения и чувства, свойственные не только им, но иих современникам, находившимся под влиянием декабристской идеологии.
Нередкополагают, что только картинам внешней жизни (природы, общества) присущанеобходимая достоверность, а образы, раскрывающие внутренний, духовный мирличности, субъективны. Для подлинной лирики характерна объективность. Чувства,мысли человека — явление столь же объективное, как и события исторической,общественной жизни. Они дают художнику материал для объективной творческойдеятельности. Лирик столь же достоверен в своей области, как и романист илидраматург. Его поэзия — это незаменимый источник, по изучению тех настроений,исканий, стремлений, которые были — присущи людям, определенного социального крутав определенную историческую эпоху.
Лирическоестихотворение отличается внутренним единством. В нем недопустим перебойразличных психологических состояний. «В лирике, как и во всяком музыкальномсочинении, — замечает Шеллинг, — преобладает только один тон, одно основноечувство...». Белинский утверждал в качестве обязательной черты лирическогопроизведения лаконизм, который критик рассматривал как непосредственноеследствие господства в стихотворении одной тональности, одного эмоциональногонастроя. Поэт, полагает Белинский, «не может написать длинной лирической пьесы,которая, при длинноте своей, отличалась бы единством ощущения, а,следовательно, и единством мысли, и потому была бы полна, целостна ииндивидуальна...». Точно так и читатель не может долго находиться во властиоднообразных идей и образов.
Список литературы
1. Верхейль К. Тишина русской лирики// Иностранная литература. 1991. № 3. С. 249-253.
2. Иванов Вяч. Вс. О Джоне Донне иИосифе Бродском // Иностранная литература. 1988. № 9. С. 180-181.
3. Крепс М. О поэзии ИосифаБродского. — М, 1984.
4. Поэтика Бродского. / Сб. статейпод ред. проф. Л.Лосева.Tenafly, N.J.: Hermitage, 1986.
5. Эткинд Е. Процесс ИосифаБродского. London: OverseasPublications Interchange Ltd, 1988.
6. Иосиф Бродский размеромподлинника. [Сборник, посвященный 50-летию И.Бродского] / Сост. Г.Ф.Комаров.Ленинград-Таллинн, 1990.
7. Якимчук Н. Как судили поэта. (ДелоИ.Бродского). Л-д: Аквилон, 1990.
8. Волков С., Волкова М. ИосифБродский в Нью-Йорке [фотоальбом]. Нью-Йорк: Слово, 1990.