Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Введение
В 1877 году А.А. Фет переезжает в купленную им стариннуюусадьбу в Щигровском уезде Курской области — Воробьевку, которая становитсяобителью фетовской лирики до конца жизни поэта. Об этом времени он пишет:"… Муза пробудилась от долгого сна и стала посещать меня также часто,как на заре моей жизни". В результате появились один за другим четыревыпуска его лирических стихотворений (1883, 1885, 1888, 1891) под общимназванием «Вечерние огни». "«Сумерки» есть уБаратынского; «На закате» недавно издал Полонский; «Вечерниетени» мне почему-то не вполне нравятся; не лучше ли «Вечерние огни»?А чудесная будет книга". (Из письма Н.Н. Страхова Фету от 25 сентября 1882года).
Мы приступаем к рассмотрению итогового поэтического сборникаА.А. Фета «Вечерние огни», главной задачей для нас является изучениепоэтики сборника.
Основная часть
Этот вариант названия нового сборника оказался навечносвязанным с именем Фета. Название было многосмысловым, многозначным, предметными символическим одновременно. Это был и «вечер жизни», но и тотпереходный час от дня к ночи, когда радостнее всего поэт чувствовал свою «легкость»,«освобожденность» от дневных, будничных забот. Огонь зажигалуединенный человек, «не занавесивший вечером своих освещенных окон», ноза каждым «окошечком» четырех лирических книжек горели бесконечныеживые огни природы, космоса.
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.
Мой дух, о ночь, как поздний серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И окрылен дыханием твоим
Готов лететь над этой тайной бездной.
После выхода 1 выпуска «Вечерних огней » Страхов вкоротком отзыве на него писал: «Вечерние огни» — чистая поэзия, — втом смысле, что тут ни в мысли, ни в образе, ни в самом звуке нет никакойпримеси прозы… Не всякому времени дается чувство поэзии. Фет, точно чужой срединас, и очень хорошо чувствует, что служит покинутому толпою божеству". Сколько-нибудьширокому читателю того времени стихи Фета были и чуждыми, и просто неизвестными.Критики либо замалчивали его стихи, либо отзывались о них в пренебрежительном идаже грубо — издевательском тоне. Известность фетовских «Вечерних огней»ограничивалась лишь кругом друзей, но это были Л. Толстой, Вл. Соловьев,Страхов, Полонский, Алексей Толстой, Чайковский.
Заглавие, несомненно, говорило о вечере жизни, ее закате. Но«вечерний» день Фета оказался необычным. В стихах, создававшихся наисходе шестого, на седьмом и даже на восьмом десятке лет жизни поэта, еготворческий дар достиг высшего расцвета, сохранив свежесть и юношескую силу.
Обычно лирику того или иного поэта разделяют потематическому признаку: вот любовная лирика, вот гражданская, вот стихи о поэтеи поэзии, о природе, о Родине и т.д. Творчество Фета не поддается такомудроблению. Причем, есть у Фета такая особенность: прожив долгую жизнь, оностался вне её поступательного движения. Конечно, его поздние стихи отличаютсяот ранних по пластике, по тонкости ремесла, но не случайно он смог собрать всестихи в один сборник «Вечерние огни». Ранние и поздние стихи Фетаневозможно столкнуть друг с другом, т.к. восприятие мира осталось прежним. Вэтом смысле Фет — поэт, не разрушенный временем, цельный от начала творчествадо конца.
Природа — любовь — творчество. Вот треугольник условноограничивающий и вбирающий в себя всё пространство фетовской лирики. В немприрода, обозреваемая влюбленным сердцем творящего человека. Еще точней: природавокруг нас — заодно и вместе с ней — природа души человеческой. Вот владенияФета. Они невелики, если судить о них тематически. Но они неоглядны, есливидеть за ними все сказочное богатство образов и мотивов, наполняющихпоэтический мир Фета. Здесь ничто не мелко, и все важно, т.к вошло в душучеловека: от розы до зари, от звезды до былинки.
Многие стихи «Вечерних огней» характеризуют такиеоценки: " Как это воздушно!" (Тютчев), «Каждый стих у него скрыльями » (Страхов), «Светло-голубой» (Толстой Л.) В стихах такмного синевы и лазури, так часто встречаются эпитеты: воздушный, крылатый; глаголы:лететь, парить, окрылиться, мчаться на воздушной ладье, подняться в жизнь иную.
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир создаваемыйискусством, от борьбы со злом — в эстетическую созерцательность — все это чертыпассивного романтизма. Однако в идеальном мире лирики Фета нет ничегомистически-потустороннего. Извечным объектом искусства — считает Фет — являетсякрасота." Красота разлита по всему мирозданию", — утверждает Фет.«Целый мир от красоты // От велика и до мала».
Часто в стихах поэт сетует на неполноценность языка каксредства общения между людьми, как орудия мысли, а значит, и материала искусстваслова. В период «Вечерних огней» этот мотив получает наиболееотчетливые формулировки. «Как беден наш язык? — Хочу и не могу. — // Непередать того ни другу, ни врагу, // Что буйствует в груди прозрачною волною.»(1887), «Людские так грубы слова, // Их даже нашептывать стыдно!» — начинаетон одно из стихотворений 1989 г. «Бедному» языку людей Фет любитпротивопоставлять язык цветов — их аромат, язык ночных — лунных и звездных — лучей,голос «так ясно говорящего „ночного безмолвия (“Благовоннаяночь, благодатная ночь»,1887), зов Млечного пути, шепот листвы. Поэт и самговорит на их языке: рассказывает о своей любовной тайне вечерней заре,дрожащим в ночи звездам, шепчет о ней ключу.
Чтобы передать все мельчайшие переходы человеческих чувств имыслей, Фет постоянно искал новые, невиданные доселе изобразительные средства. Иони производили впечатление необычности и странности на неискушенных читателейи критиков. Современников поражали такие эпитеты Фета, как звонкий сад, тающаяскрипка, румяная скромность, мертвые грезы, благовонные речи. У Фета эпитет нестолько характеризует предмет, сколько выражает настроение поэта. Необычныметафоры созданные поэтом. Такая метафора, как «пыл сердец» частая уФета, развертывается в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки…»(1887) в метафорическую картину пожара сердца поэта — пожара, бушующего в егостихах. Метафорический пожар сопоставляется с реальным, — но и этот реальныйпожар дается в метафорическом образе внезапной зари в полночной тьме. Стихотворениекончается вопросом, относящимся, по смыслу сопоставления, и к реальному и кдушевному пожару. «Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: // Там человексгорел!».
В стихах Фета теряется грань между прямым и переноснымзначением слова («Теплы были нежные руки, Теплы были звезды очей»).
Для стихов Фета характерны такие поэтические образы: заря,вьюга, сумрак, мгла, роза, соловей, ночь, качели, весна, сад, звезды.
Фетовская живопись словом близка к импрессионистическомувидению мира. Стихотворение «Купальщица» можно было бы иллюстрироватьэтюдами купальщиц, столь многочисленными в импрессионистской живописи. Переднами предстает живая женщина. Она выходила из воды и, «прорвав кристальныйплащ, вдавила в гладь песка младенческую ногу.»
Она предстала мне на миг во всей красе,
Вся дрожью легкою объята и пугливой.
Так пышут холодом на утренней росе
Упругие листы у лилии стыдливой.
Импрессионисты стремились передать то, что мимолетно,неуловимо и невыразимо ничем кроме ощущений, им присущ интерес к неповторимостикаждого отдельного мгновения, к тем изменчивым настроениям, которые внушаютчуткой душе восходы и закаты, ночное небо и свет луны. Эти черты несомненнородственны поэзии Фета. Гармонические мгновения его стихов — это именномгновения. Они живут единым днем, как бабочка в одноименном стихотворении Фета:«Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья // И улечу.»
Для впечатляющего слитного изображения пейзажа и душичеловеческой необходимо было обладать еще одним важным качеством. Без негоизобразительность не стала бы выразительностью. Речь идет о мелодике, омузыкальном даре Фета, об интонационном богатстве его лирики. Кто-то отмечает вФете живописное начало, стремление передавать в слове краски, линии, формывнешнего мира; другие слышат прежде всего напевность его стихов, ихмузыкальность. Обаяние Фета и заключается в том, что живопись у него растворенав музыке. Немалую роль в возникновении музыкального звучания стихов играетзвукопись.
Солнце садится, и ветер утихнул летучий,
Нет и следа тех огнями пронизанных туч;
Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,
Всю эту степь озаривший и гаснущий луч.
(«Солнце садится, и ветер утихнул».1883)
Образ догорающего заката превосходно создается сочетанием«горячих звуков» «ж», «щ», «ч», которыеподчеркиваются рифмой; летучий — нежгучий, туч — луч. Фет внес так женеобыкновенное разнообразие в ритмическую и строфическую организацию стиха. Унего трудно найти стихотворения, написанные в одном размере.
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они.
(«Осень».1883)
Спокойная размеренность строчки помогает создать образгрустного, сумрачного осеннего дня. А в стихотворении «В лунном сиянии»(1885) контрастом коротких и длинных строк Фет создает почти физическоеощущение переливающегося блеска лунного света, прозрачности и таинственностипроисходящего.
Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В темном молчании!
Многие композиторы обращались к творчеству Фета: Чайковскийи Танеев, Римский-Корсаков и Гречанинов, Балакирев и Рахманинов и многие другие.
Это также является признанием особой красоты звучания имелодики фетовской лирики.
Как мы уже отмечали, в стихах Фета на первый план выходитощущение, впечатление; при этом сюжетная линия так и остается не проясненной. Недосказанностьмы найдем во многих стихотворениях поэта. Например, «Я тебе ничего нескажу...» (1885) Часто о нем пишут, что, несмотря на кольцо-обещание фраз — первой и повторяющей её последней, — поэт в нем как раз обо всем говорит. Ноэто не совсем так. Читатель, конечно, все понимает, но, тем не менее, чувствоне названо, об отношении к героине нет ни слова, кроме нежелания ее тревожить. Отчегоже все-таки услышано признание? Все дело опять же в колдовской музыкальностиФета, той нежности интонаций и в той точности передачи состояния души, которойобладает поэт." И я слышу, как сердце цветет". Слышать цветение — значит, заметить тайное тайных. Умолчание в этом стихотворение становитсяважнее слов.
Обращаясь к любовной лирике «Вечерних огней» мызамечаем, что у автора речь ведется в настоящем времени, а в действительностиэто только живое воспоминание прошедшего, восстановление его по памяти в такомвиде, словно бы дело происходит вот именно сейчас. Это настоящее время, котороев действительности означает давнопрошедшее.
В шестидесятисемилетнем возрасте Фет писал:
Не нужно, не нужно мне проблесков счастья,
Не нужно мне слова и взора участья,
Оставь и позволь мне рыдать.
(1887)
Еще через год он писал:
И снова я люблю, и снова я любим,
Несусь во вслед мечтам любимым,
А сердце грешное томит меня своим
Неправосудьем нестерпимым.
В том же — 1889 г. в феврале сказано:
Когда из-под ресниц пушистых на меня
Блеснут глаза с просветом ласки,
Где кистью трепетной я наберу огни?
Где я возьму небесной краски?
В том же году в мае написано:
Так молчать нам обоим неловко,
Что ни стань говорить — невпопад;
За тяжелой косою головка
Словно хочет склониться назад.
На недоуменный вопрос одних, насмешку других, восторгитретьих по поводу запоздалого чувства Фет ответил стихами:
Полуразрушенный, полужилец могилы,
О таинствах любви зачем ты нам поешь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?
Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;
В напевах старческих твой юный дух живет.
Так в хоре молодом: Ах, слышишь, разумеешь! -
Цыганка старая поет.
Даже на последнем году жизни поэт не изменил себе. Всередине студеного февраля 1892 года он пишет стихи:
Мой поцелуй, и пламенный, и чистый,
Не вдруг спешит к устам или щеке;
Жужжанье пчел над яблонью душистой
Отрадней мне замолкнувших в цветке.
Больной, исстрадавшийся человек пишет жизнестойкие иозаренные жизнью стихи. Сочетание прошедшего с настоящим, воспоминания и нынчепереживаемого имеет у Фета свое продолжение, развивается в мотив философский. Этосвязь времен, соотношение мгновения и вечности:
Пора за будущность заране не пугаться,
Пора о счастии учиться вспоминать.
Для поздних стихов Фета характерна философская тематика. Фетговорит о грустной пошлости жизни и выходе из нее в мир красоты, о бедностичеловеческого познания и обычного прозаического слова, о богатстве искусства,преодолевающего время и о бедности искусства в сравнеии с естественной красотоймира. Но все же основной тон поэзии Фета — мажорный, а не минорный. Жизньпечальна, искусство радостно — такова обычная мысль Фета. Искусство для Фета — единственная прочная радость жизни, и чувством радости оно и должно бытьпроникнуто.
Заключение
Мы рассмотрели последний поэтический сборник А.А. Фета«Вечерние огни», его поэтику и основные символы. В заключении лишьещё раз отметим что до конца жизни поэт оставался верен эстетике чистогоискусства, в его лирике основными темами являются Любовь, Природа, Искусство. Также стоит ещё раз упомянуть о выдающейся мелодике его стихотворений и обимпрессионистическом восприятии мира.
Лирика Фета, достигшая наибольшего расцвета в период «Вечернихогней, не только доставляет огромное эстетическое наслаждение. На лучшихобразцах ее можно, как подчеркивали и Некрасов, и Чернышевский, и Л. Толстой, иСтрахов, учиться » чувству поэзии", восприятию и постижениюпрекрасного.