Реферат
На тему:
«Письмо Батырши Алиева к Елизавете Петровне»
Преподаавтель: Искужина НакияДамировна
Выполнила: Каширина Кристина
Содержание
Введение
История составлениям «Гарзынаме»
Историография и уровень изучения
Основные мотивы в содержании письма Батырши Алиева кЕлизавете Петровне
Введение
Батыршародился в 1715 году в деревне Карышбашево, что на берегу реки Танып, почти всепобережье, которой было усеяно переселившимися в Башкортостан мишарскими итатарскими деревнями. Карышбашево входило тогда в Уфимскую волость (ныне вБалтасинский район Башкортостана). Батырша до 1743 года учился в Тайсугановском(в Альметьевском районе Татарстана), затем в Ташкичуевском (в Арском районе) медресе.После этого в течение 11 лет он обучал детей грамоте в родном крае. Ученого,прямолинейного, смелого Батыршу заметила и Уфимская администрация. Губернские иуфимские чиновники в 1754 году предложили ему стать ахуном (главным муллой и вкакой-то мере судьей) Сибирской до уже готовился поднять поволжских, приуральских,среднеазиатских мусульман на новое восстание за освобождение от российскогорабства. А у мусульманского народа чаша терпения была переполненной. Мусульманеуже и так со слезами на глазах терпели лашманский гнет, захват земель русскимиколонизаторами, истязания на заводах, разрушение мечетей. Но русские цари иправители и не думали хоть как-то смягчить угнетение мусульман. Наоборот,разбой и грабеж мусульман со стороны правительства усиливались с каждым годом. Батыршавзял эту задачу на свои плечи. «Русские стремятся подчинить себе казахскийнарод. А татар и башкир пытаются подстрекать к войне против казахов. Стремятсяпролить нашу кровь, уничтожить нашу дружбу и мир между мусульманскими народами»,- писал он ясновидяще в своих письмах.
Батырша былсхвачен в плен 8 августа 1756 года в деревне Сугушла (в Бугульминском районе). Старшина-предательСулейман Деваев отвез его в руки Неплюева, а тот спешно перепроводилпредводителя мятежников в Петербург. Пятнадцать самых близких соратниковБатырши были отправлены по той же дороге. Вот их имена: из татар — МаксудАскин, Рыскул Исламов, Мирахмет Акзигитов, Ибрай Тимергазин, Муслюм Ибрагимов,Ахмет Крюков, Мустафа Асянов, Акчура Ягутеев, Давлетбай Хузягулов, Исмаил Алкин;из башкир — Исхак Мурзалиев, Кучюкбай Имангулов, Нури Баскынов, ЧурагулМиннибаев, Сафар Ягфаров.
После долгихпыток и допросов Батыршу отправили в Шлиссельбургскую крепость на пожизненноезаточение. Там он затеял спор с православными священниками и даже дал согласиена добровольное крещение, если те сумеют доказать превосходство христианскойрелигии над исламом. Спор кончился тем, что тюремные палачи вырвали Батыршеязык. Он пять лет промучился в заточении, но закончить свою жизнь в рабстве незахотел. В июле 1762 года он схватил в свои закованные руки топор, забытый вего камере надзирателями, и бросился на охранников. Батырша зарубил четверыхсолдат, но и сам умер от разрыва сердца, стоя на ногах («Очерки по историиБашкирской АССР», «История Татарии в документах и материалах»; С.Алишев, В. Витебский, А. Чулошников).
ВосстаниеБатырши не прошло бесследно… Под его влиянием правительство в 1756 годуиздало Указ о разрешении строительства мечетей. Семена же, посеянные Батыршой,скоро дали всходы. Уже в 1760 году с призывом к мусульманам объединиться радиосвобождения от российского ига выступил Мурат-мулла. Однако народ не успел егоподдержать. Мурат-муллу и его соратниковИстория составлениям «Гарзынаме»
ПИСЬМОБАТЫРШИ — это историко-публицистический письменный памятник башкирской литературы18 века. Письмо-прошение написано идейным предводителем башкирского восстания в1755 году Батыршой Алиевым 4-24 ноября 1756 в Москве, где он находился подарестом. ПИСЬМО БАТЫРШИ написано на языке тюрки, дошло до нас в одном экземпляре,переписанном набело, и в 7 черновых набросках. Письмо состоит примерно из140-150 страниц. Все варианты рукописи в нескольких списках хранятся в фондахЦГАДА. По содержанию это историко-политический, социально-экономический,этико-философский трактат о Башкирии середины 18 века… Батырша — не имя, апсевдоним автора. Настоящее его имя — Абдулла Галиевич Алиев. Автор показываетпричины, приведшие башкир к восстанию, рассказывает о своей жизни и деятельности.Интерес представляют язык и стиль ПИСЬМО БАТЫРШИ, форма и прием изложения: бытовыекартины чередуются с лаконичными диалогами, драматические рассказы и новеллы — смонологами, рассуждениями автора. Являясь художественным произведением, пожанру напоминает исторчески-документальную повесть автобиографическогохарактера, считается образцом народной публицистики 18 века.
После началаодного из самых мощных башкирских восстаний 1735-1740 гг. правительство указомот 11 ноября 1736 г. было вынуждено даже пойти на ограничение количества высшихмусульманских священнослужителей — ахунов — до четырех по числу дорог, накоторые была поделена территория расселения мусульман на Южном Урале. Принятыемеры не уменьшили влияния мусульманского духовенства на жизнь общины, напротив,их роль продолжала возрастать, в конечном итоге приведя к триумфу ислама средибашкир, татар и мишарей. Показателен пример известной фигуры средимусульманского духовенства Волго-Уральского региона указного муллы из мишарей,в 1754 г. избранного ахуном Сибирской дороги, но отказавшегося вступить надолжность Габдуллы Алиева (Галиев), вошедшего в историю под именем Батырши. Снискававторитет в мусульманской умме региона своей ученостью и будучи свидетелемрепрессивной политики государства и православной церкви в отношении ислама,Батырша выступил одним из идейных вдохновителей восстания 1775 г., охватившеготерриторию всей Башкирии. В своем обращении к мусульманам он призвал их ксвященной войне (газават) против неверных и созданию независимогомусульманского государства. После своего ареста Батырша отказался от стольрадикальных форм борьбы за ислам и шариат и из Шлиссельбургской крепостинаписал объемное письмо императрице Елизавете Петровне, в котором предлагалприравнять в правах перед законом христиан и инородцев, а для управления деламимусульман создать специальный орган и легализовать их традиционные органысамоуправления.
Причины и цели этого неудавшегося восстания были изложены в объёмном«Гарызнаме» («Записки опротестования») Батырши,заключённого в Шлиссельбургскую крепость. Этот социально-публицистическийтрактат изобличал невыносимый произвол и насилие царских чиновников среди татари башкир. Он написан ярким и страстным языком. В нём сквозит вера всправедливость белого царя с налётом социального утопизма. В то же время автордерзко упрекает императрицу Елизавету Петровну за неведение того, чтопроисходит в её государстве.
Написано это письмо-прошение 4-24 ноября 1756 года в Москве узникомТайной Конторы — особо важным и секретным, доставленным из Оренбургскойгубернии с принятием строжайших предохранительных мер.
Сопровождающим были даны чёткие инструкции: следить, чтобы арестантне навредил себе чем-нибудь, никого к нему не допускать, ни о чём с ним неговорить; во время ночлега выставлять при нём часовых, высылать из избы нетолько посторонних, но и хозяев. … _На основании материалов, сохранившихся вделопроизводстве Тайной Канцелярии, и других сведений восстанавливается вдеталях история и общая обстановка написания письма. До Петербурга, куда егоследовало доставить, арестант не доехал: на подъезде к городу Владимиру «6октября он заболел опасной болезнью, что и вызвало временную и непредвиденнуюостановку в Москве. Здесь, по освидетельствованию состояния его здоровьяспециально призванным из Медицинской Конторы доктором Грифом, обнаружилось, чтоу него „под правою щекою опухоль железы, и показалось, материя и железыещё туги и надлежит медикаментами оное обмягчить, от того ж де делается временемжар и беспокойство, однако ж крайней опасности в нём не видно“. Помещённыйпервоначально на особливой квартире в Рогожской слободе, а потом переведённый внепосредственное соседство с Тайной Конторой, арестант с самого началанахождения в распоряжении этой комиссии был подвергнут расспросам черезпосредство приставленного к нему исправлявшего должность переводчика в местнойИностранной Конторе Ильи Муратова.
Первые вопросы, поставленные ему в порядке предварительногоследствия, касались преимущественно выяснения его чина, родины иместожительства; он на них сразу же коротко ответил, что „отроду ему более30 лет, а сколько подлинно, сказать не упомнит, природою же де он мещеряк (тоесть мишар — принадлежащий к тюркоязычному этносу, ассимилированному татарами ибашкирами, — Ред.) Уфимской провинции, деревни Карышевой, в которой он с женоюи с детьми и жительство имел, и у мещеряков и у Башкирцев по причине той, чтоон по их вере и закону учен, избран и по прошению тех народов был он у нихмуллою, то есть в их делах начальником, которые ему по его должности во всём ипослушны были“. Но на дальнейшие заданные ему уже по существу делаосновные вопросы о чинённом им в Оренбургской и Казанской губерниях бунте ивозмущении и о сообщниках его, и с чего такое злое намерение они восприняли,арестант категорически отказался отвечать, мотивируя подобное своё поведениенежеланием кому-либо, кроме самой императрицы, открывать все подробности дела иимеющиеся у него тайны.
На соответственное отношение Тайной Конторы по поводу этихобстоятельств последовал указ Канцелярии Тайных Розыскных Дел, которымпредписывалось сообщить арестанту, что „об его намерении было доложеноимператрице, но последней осуществление его было признано невозможным из-заболезни самого арестанта. Взамен отведённой таким образом личной аудиенции емупредлагалось о всех имеющихся за собою секретах, так ж и о возмущении, о чём онбыл в Тайной Конторе спрашивав, изложить письменно, написав обстоятельноепоношение на высочайшее имя, запечатав своей печатью“.
3 ноября обозначенный указ был получен Тайной Конторой и тогда жедоведён до сведения арестанта через актуариуса Илью Муратова при личномприсутствии также обер-секретаря Конторы Михаила Хрущова. При этом согласнополученному указу, арестант был заверен, что „всё написанное им будетдействительно всеподданнейше донесено ея и. в., а сам он, когда освободится отболезни, то взятьем сюда не оставится“.
На это предложение арестант выразил полное согласие, но при одномусловии, чтобы „всё им написанное никто другой не распечатывал, а прямо б,то доношение за печатью его поднесено было самой ея Елизавете Петровне“. Приэтом он выразил также желание, чтобы для памяти всё то, о чём он прежде был спрошен,ещё раз было истолковано и потом бы переводчик то всё написал ему по-татарски. Просимоебыло исполнено, и арестант выразил на это полное удовлетворение, прося отсрочкидля начала этого дела до следующего утра, когда объявленное доношение он будетписать охотно. На следующий день, утром 4 ноября его опять посетилиобер-секретарь Хрущов и переводчик Муратов, снова напомнившие ему онеобходимости написания доношения; но он со своей стороны потребовал отобер-секретаря клятвенного подтверждения: что, ни им и никем другим не будетраспечатано всё то, что в запечатанном виде будет предназначено лишь дляимператрицы.
Получив удовлетворительный ответ, арестант изъявил окончательноесогласие на составление доношения. Для исполнения намеченного ему былипредоставлены чернильница, 7 по-татарски начиненных перьев, белая бумага,связанная в 4 листа, и особый лист для черновых набросков, так как арестантзаявил, что „оное доношение прежде станет на особом листе писать начерно,а потом переписывать набело“...
Письмо до императрицы Елизаветы Петровны не дошло, да его и несобирались передавать ей. Узнал ли автор прошения, что его обманули, неизвестно.Историография и уровень изучения
В письме он официально называет себя Бахадур шах Али-улы, указывая,что в народе его знают как Батыршу. В исторической литературе его до наших днейименуют по-разноаму: Абдулла Алеев, Батырши Алиев, Абдулла Мязгялдин,Губайдулла Магзялтдин. „Его официальное имя было, надо полагать,Бахадиршах, как он и называл себя в своём письме, а в народе это имя сокращённоупотребляли как Батырша. Имя же, под которым он выступает в воззвании, — ГубайдуллаМягзалдин, — это его духовное прозвище или же, скорее всего, псевдоним“, — пишет академик АН Республики Башкортостан Гайса Батыргариевич Хусаинов (»ПисьмоБатырши императрице Елизавете Петровне". Уфа, 1993).
Автор «Истории России» С.М. Соловьёв назвал письмо Батырши«любопытным рассказом о своих похождениях» (Соловьёв С.М. ИсторияРоссии с древнейших времён. М., 1964. Кн.22. Т.23-24. С.386). И в самом деле: вэтом произведении можно найти живописные бытовые картины и лаконичные диалоги,монологи самого автора и народные изречения. Автор нередко обращается к приёмамаллегории, ведёт повествование в виде риторической речи, беседы и полемики. Г.Б.Хусаинов извлёк их письма ценные сведения о лексике и грамматическом строелитературного тюрки середины XVIII века.
Дореволюционные исследователи обычно ссылались на перевод письмаБатырши, сделанный ещё в XVIII веке переводчиком Коллегии иностранных дел А. Турчениновым,недостаточно полный и не совсем точный. Лишь при подготовке «Материалов поистории Башкирской АССР» был сделан новый русский перевод письма, полный иболее близкий к подлиннику. При этом на оригинал письма Батырши исследователидо последних лет не обращали должного внимания. Впервые он был рассмотрен вработе Г.Б. Хусаинова «Письмо Батырши императрице» («Агидель»,1970), затем была опубликована статья «Письмо Батырши императрицеЕлизавете Петровне как историко-литературный источник» («Южноуральскийархеографический сборник» — Уфа, 1973. Вып.1). Полностью письмо Батрышиопубликовано лишь в 1993 году («Письмо Батырши императрице ЕлизаветеПетровне». Составление, транскрибирование текста, глоссарий, введение,комментарии академика Г.Б. Хусаинова. — Уфа, 1993. — 250 с).
Семь черновых набросков письма написаны на белой европейской бумагедовольно разборчивым и чётким почерком, в них много перечёркнутых ипереписанных мест, они дошли до нас в очень ветхом состоянии. Окончательныйвариант письма Батырши сохранился в целом в хорошем виде.
…У каждого времени — свои герои, даже когда речь идёт об одном и томже историческом персонаже. Впрочем, свои они и у разных изданий и авторов.
В последнем, III издании Большой Советской Энциклопедии в томе 3 (1970год) почитаемый в народной памяти башкир, татар и других народов ПоволжьяБатырша предстаёт явно отрицательной фигурой. О том, что он боролся с царизмомза интересы угнетаемых российских народностей, — ни слова: «Батырша Алиев,Абдулла Алеев (около 1710 — 1762) — башкирский мулла, составивший в начале 1755года воззвание, призывавшее башкир, татар, казахов и узбеков к священной войнепротив „неверных“ — русских (а не российского правительства!). Батыршаучаствовал в начавшемся восстании, но не руководил им, и восстание шло не подего лозунгами. В решительный момент Батырша вместе со своими ближайшимипомощниками покинул повстанцев. В августе 1756 года Батырша был арестован,заключён в Шлиссельбуржскую крепость, где и умер». Словом, националист,сепаратист, спровоцировал восстание соплеменников, но не сумел повести их засобой и в самый ответственный момент, испугавшись за собственную участь, сбежал- жалкая, никчемная личность.
В «Татарском энциклопедическом словаре» (Казань, 1999) Батыршапредстаёт как автор воззвания, в котором выступил «противправительственных ограничений мусульманской обрядности и местногосамоуправления, чрезмерных налогов и повинностей; возглавил народное восстание».Как видим, довольно умеренный идеолог — на уровне русских либералов, судачившихв петербургских салонов о пользе «смягчений» и «просвещённыхпонятий об инородцах».
Однако в уфимском издании «Башкортостан. Краткая энциклопедия»(1996) Батырша предстаёт деятелем куда более радикальным: «Воззваниезаканчивалось требованием полного освобождения Башкирии от колониальнойзависимости от Русского государства и создания независимого мусульманскогогосударства». «Татарская энциклопедия», первый том которой вышелв Казани в 2003 году, так подправляет благость своего предшественника — «Татарскогоэнциклопедического словаря»: «Программа Батырши предполагала освобождениеот русского господства. Важное значение придавал (Батырша – Ред.) единствународа (мусульманских народов – Ред.) и помощи восставшим мусульманам другихстран». Совсем другой масштаб, конечно, и совсем другие струны в душахнекоторых нынешних соплеменников затрагиваются — созвучные началу 90-х годов идиссонирующие нашим дням...
В отношении Батырши нашенские «часовщики истории» суетнодвигают туда-сюда не только политические стрелки, но и нравственные: в однихнынешних публикациях его «оправдывают» тем, что, призывая народ коружию, он «альтернативу вооружённому восстанию видел в доведении доимператрицы Елизаветы Петровны сведений о бедственном положении мусульман ивосстановлении справедливости и законности» («Татарская энциклопедия»,стр.315); в других — восхищаются его лукавством, в иных — укоряют в нетвёрдостидуха и даже трусливом «цеплянии за жизнь». На самом деле Батырша — сложнаяфигура, и дело его жизни тоже.
Впрочем, читатель сам может судить о личности и деятельности Батырши- авторитетного в народе просвещённого религиозного деятеля, искусного публициста,ну и человека, которому ничто человеческое не было чуждо.Основные мотивы в содержании письма Батырши Алиевак Елизавете Петровне
На допросахв Оренбурге, Москве и Петербурге Батырша обычно твердил, что он будет держатьответ лишь перед царицей, что у него есть свои секреты, которые необходимопередать лично ее величеству. Именно при этих обстоятельствах царские чиновникиуговорили Батыршу написать «секреты» в виде письма ее величеству иобещали передать его императрице через обер-секретаря Сената. Так возниклописьмо-прошение Батырши.
Батырша,будучи известным муллой и негласным ахуном, много ездил по Башкирии. Своипоездки в 1754-1755 годах по Оренбургской, Казанской, Тобольской губерниям онобъяснял служебными делами шариата. На самом деле, как подтверждают последующиесобытия, эти поездки были связаны с организацией восстания.
РассказыБатырши об издевательствах царских слуг над башкирами и татарами, очевидцемкоторых он бывал, превращаются в своего рода художественные повествования отяжелой доле народа. Батырша, подробно живописуя отдельные события, частоиспользует форму диалога. Однажды, в очередной поездке по Башкирии, Батыршавстречается с башкирами-бурзянцами на территории нынешнего Баймакского района ивступает с ними в разговор:
«Из нихдвое пожилые, двое — средних лет, — пишет Батырша. — Поздоровавшись иобменявшись рукопожатиями, они спросили: „Вы кем будете?“ — Я ответил:- „Меня зовут Гали“. „В медресе какого мудариса учились?“ — спросили они. Я им ответил, в каких медресе учился.
»МуллаБатырша и ахун Муртаза в добром ли здоровье живут?" — спросили они.
«Живутв таком же добром здоровье, как и в то время, когда их вы сами видели», — ответиля.
«Мы ихобоих никогда не видели, знаем только по рассказам людей», — ответили они.Пожелав вместе со мной совершать намаз, они сошли с коней.
«Изкакой волости вы, — спросил я, — и по каким делам едете?» «Мы,бурзяне, ездим по старшинским делам», — ответили они.
«Мыслыхали, — сказал я, — что бурзяне все поголовно скрываются, каким образом выне убежали?». «Скрылись воры, — ответили они, — а мы, часть людей,остались».
«Почемувы говорите „воры“, — сказал я, — что же они у вас украли?».«Они ничего у нас не украли. Уехали, восстав против повелений падишаха исделались ему ворами».
«Противкакого повеления падишаха они восстали и какое они совершали воровство?» — спросил я.
«Убилиуправляющего заводом с его соратниками и скрылись», — ответили они.
«Почемуже убили?» — спросил я.
«Этотуправляющий заводом был жестоким злодеем. Он и его товарищи, запугивая нас,лишили наших земель и вод, насиловали на наших глазах жен и дочерей. Не стерпевподобных притеснений, они стали бунтовать, идя на смерть».
«Развепадишах дал повеление этому управляющему заводом совершать такие дела? Ваши башкирыразве ушли, не повинуясь подобным повелениям падишаха? А теперь вы, оставшиесябашкиры, согласны отдать своих жен и дочерей на блудодеяния?» — спросил я.
Те как-тоонемели и замолчали.
«Бородываши побелели, — продолжал я, — по наружности вы люди хорошие, а умы ваши всееще не просветлели, слова ваши неверны. Наверно, вы меня боитесь и скрываетесвои истинные слова. Всякий мусульманин является благодетелем другогомусульманина. Считайте меня за своего. Народ нашей земли хочет выступитьодновременно с населением всех четырех дорог; о ваших бурзянцах тоже говорили».
Они ответили:«О друг, мулла Гали! Говорить с тобой откровенно мы боялись. Теперь мыузнали, что ты истинный мусульманин, стало быть, не следует скрывать тайну. Поповоду притеснений этого проклятого управляющего заводом народ наш несколькораз ходил к мурзе Тевкелеву, но от него никакой пользы не было. Какая же можетбыть польза, когда они сами замучили людей, живущих ближе к Оренбургу, своимисверхповинностями. И мы предполагали выступить совместно с другими, но не моглитерпеть дальше. Мы не были в состоянии выдержать и полдня. И народ наш восстал».
«Вотэто верно. Весь народ так же, как и вы, намерен восстать, надеемся, что спомощью Аллаха мы достигнем своей цели», — сказал я, и мы с ними разошлись".
Вприведенном фрагменте письма речь идет об историческом факте, происходившем вдолине озера Талкас 15 мая 1755 года, когда бурзянцы убили заводчика Брагина иего помощников. Это событие явилось началом восстания 1755 года,предшествовавшего Крестьянской войне 1773-1775 гг. под руководством Е.И. Пугачева.
Руководиливыступлением жителей Бурзянской волости Джалан Ишкулла и Худайберды-мулла.
Начальникгорно-изыскательских работ с помощниками приехал из Петербурга «дляотыскания и разработки известных камней и глины для фарфорового завода» иобосновался около озера Талкас.
Причины егоубийства таковы:
«Впрошлом 1755 году… в Ногайской дороге Бурзянской волости каменотесца Брагинаубили… слышал от башкирцев, что он, Брагин, той волости башкирцам нестерпимыенаносил обиды побоями и взятками, а особливо, что у многих жен и хорошихдочерей отнимал и содержал при себе для блудодейства, за что и убили...» — говорится в сохранившемся старинном документе.
Темясовцы,известные своим свободолюбивым характером, приняли активное участие ввыступлении. Старшина Бикбулат Аликашев, услышав о выступлении, приказалнемедленно собрать всех жителей Темясово у озера Талкас.
B знаменитом московском Центральномгосударственном архиве древних актов (ЦГАДА) хранятся написанные арабикой наязыке тюрки черновые наброски и переписанное набело письмо российскойимператрице Елизавете Петровне. Точнее сказать, письмо-прошение — на тюркитенес хаты, яглыкау, а сам автор называл его по-арабски гарызнаме.
Учёные считают это письмо политическим, социально-экономическим иэтико-философским трактатом, ценным литературным памятником. Лично знавшийавтора письма-прошения историк и экономист XVIII века, член-корреспондентПетербургской Академии наук П.И. Рычков, историк, академик С.М. Соловьёв вфундаментальной «Истории России с древнейших имён», генерал иакадемик, военный историк Н.Ф. Дубровин, советский историк А.П. Чулашников идругие исследователи ссылаются на это письмо-прошение как на важныйдокументальный источник.
Письмо Батырши Алиева представляет огромное значение как длялитературы так и для истории. Для литературы это эпистолярный памятник 18 века.Для истории - это свидетельство о кровополитной Крестьянской войне и еепричинах.
Автор этого письма рассказывает о угнетении издевательствах надбашкирами о нереальных для уплаты налогах наложенных на нерусское население. Батыршане в силах стерпеть унижения испытуемые народом. Именно поэтому он вступает вкровопролитную унесшую немало человеческих жизней – Крестьянскую войну. Он вступаетне ради славы. Он защищает родной народ…