Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Особенности античной греческой литературы

Античная Греческая литература
 
Древнейший письменно зафиксированный памятник греческой литературы,Гомеровские поэмы, является результатом длительного развития. Оно может бытьвосстановлено лишь предположительно и в самых общих очертаниях. Известная частьэтого развития падает на «догреческий» период, предшествовавший образованиюгреческих племен, которые создались путем скрещения народов, вторгавшихся в течениевторого тысячелетия до Христовой эры на территорию Греции с севера, с местнымнаселением, носителями так наз. «эгейской» культуры.
Преемственная связь Г.л. с догреческими народами, обладавшими богатойматериальной культурой и развитой письменностью (письмена еще не расшифрованы),обнаруживается в негреческих наименованиях целого ряда литературных жанров и впоразительном совпадении многих сюжетов, мотивов и даже формул Г.л. слитературами народов восточного и южного Средиземноморья, находившихся вдлительном общении с народами эгейской культуры: подтверждается этапреемственность и аналогичной связью других элементов греческой культуры сдогреческим периодом. Таким образом, распространенный еще недавно тезис ополной «самобытности»
Г.л. нуждается в значительных ограничениях; историческое значение ее дляпозднейших литератур состоит в том, что зачатки словесного искусства, которые вгосударствах Востока при идеологическом господстве жречества подымались доуровня литературы лишь поскольку они могли служить интересам религии ипрактической «мудрости», в условиях греческой истории получили возможностьпреодолеть «табу», магическую и культовую связанность, и дать то многообразиелитературных форм, которое при посредстве литературы римской сумелооплодотворить литературу Новой Европы. С другой стороны, остатки связи скультом обеспечили греческой литературе консервативность форм, котораяпозволяет современному исследователю, несмотря на утрату огромного количествапамятников греческой литературы, восстановить основные линии ее развития. Воснове Г.л. лежат образования тех же типов, какие были известны и всем соседнимнародам: рабочие, военные и маршевые песни, заклинания, песни культовые иобрядовые. Во всех этих образованиях слово выступает в неразрывной связи смузыкой и ритмическими телодвижениями, будь то трудовые операции или ритуальнаяпляска, осуществляемая единичным лицом или коллективом («хоровод»), в интересахкоторого совершается ритуальное действие. Для праздников и обрядов, связанных сплодородием, характерны следы некогда господствовавшего полового разгула,перебранка, «ритуальное сквернословие», «насмешливые песни». Как показываютназвания большей части этих типов песен, они — догреческого происхождения.Обряды нередко представляли собой сложную систему магически-мимических действий— зачатки драмы. Для дальнейшего развития наибольшее значение имели культовые иобрядовые песни, так как консервативность ритуала создавала устойчивые традициии единый стиль. Наряду с песнями, греки знали, само собой разумеется, и другиевиды «устной словесности» — сказки, загадки, поговорки, — и в их составнепрерывно просачивались, перерабатывались и усваивались новые материалы избогатой сокровищницы Востока. Процесс слияния северных племен, в течение рядавеков вторгавшихся в Грецию, с местным населением был сложен и длителен. Кпервой половине II тысячелетия, уже после переселения первых северных групп,относится расцвет так называемой «микенской» культуры, которая к концутысячелетия оказалась уже уничтоженной.
Новые поселенцы принесли с собой религию Зевса (см.), верховногоблюстителя нового социального строя, и скрещение этой религии завоевателей смногочисленными местными культами различных областей Греции, установлениемногообразных связей между старыми и новыми божествами, между увеличившейсятаким образом семьей богов и феодальными родами, возводившими к богам своепроисхождение, дало сильный толчок развитию мифотворчества. Старинныемифические и сказочные сюжеты бесконечно варьировались на новых именах,переплетались между собой, вбирая в себя и реальный исторический материал.Локализация большинства мифов в основных центрах микенской культурысвидетельствует, что именно эта эпоха сыграла решающую роль в оформлениигреческой мифологии. Завоеватели были организованы по типу военных общин, ихранителями идеологических традиций являлись дружинные певцы, «аэды», сказителипесен о подвигах предков. Песни эти, первоначально связанные с культом героев,являлись идеологическим оправданием нового порядка, установившегося на развалинахмикенской культуры, и, распространяясь по всем областям Греции, отрывались отсвоей основы. Значительность социальной функции этих песен, широкие сюжетныевозможности многочисленных мифов и преемственность песенной техники аэдовпривели к тому, что преобладающим литературным жанром древнейшей Греции сталвозникший на основе дружинного песнетворчества эпос.Возникновение трагедии
В борьбе торгового капитала против аристократической идеологии играет вVI веке значительную роль использование религии Диониса, который в качествевладыки душ мог быть противопоставлен аристократическому культу героев. Вразработке ассимилированной Дионисом культовой песни — дифирамба — принимаютучастие выдающиеся поэты хоровой лирики — Арион, Симонид, Вакхилид, Пиндар,Лас. Оргиастические и миметические элементы культа Диониса, где маскированные участникисвященного действа воплощали бога и его спутников, где звучал плач по умершембоге и гимн радости по воскресшем, легко вовлекали в орбиту культа — пристремлении его к экспансии — родственные явления ритуала аграрных праздников,карнавальных обрядов, заплачек по умершим. Из сочетания хоровой лирики смиметическим элементом создалась аттическая трагедия, использованная в Афинахна празднике «Больших Дионисий». Основным элементом трагедии являются сообщениеактера о некоем происходящем за сценой «страдании» — обычно на героическийсюжет — и плач хора. Диалог хора с первоначально единственным актером являетсялишь мотивировкой смены лирических эмоций. Развитие трагедии идет по линииослабления хоровой лирики в пользу диалогических партий. Эсхил [525/24—456 дохрист. эры] вводит второго актера, открывая возможность драматической борьбы иновой проблематики мифологического сюжета, вытекающей из противопоставлениядействующих сил. Используя все достижения дорийской лирики в хоровых частях иионийской техники стиха в диалогических, — трагедия отличается широкимидеологическим захватом в постановке проблем, интересовавших культурноеобщество Афин V века. Софокл [497/96—406/05 до христиан. эры] вводит третьегоактера; его пьесы отличаются четкой структурой и монументальностью характеров.Творчество Еврипида [485/84—407/06 до христианской эры] знаменует уже кризистрагедии: индивидуалистическое чувство жизни с трудом умещается в рамкустаринных мифов, деформируя их по существу; героические характеры теряют своевеличие, высокий стиль снижается до уровня обыденной речи; взамен выдвигаетсятрагизм иррационального, страстей и резких душевных сдвигов; поэт стремится ксильным сценическим эффектам, нарочито меняя сюжетную линию; значительноусложняется музыкальный элемент, хор перестает играть роль в развитии действия.От послееврипидовской трагедии, где партии хора окончательно превратились винтерлюдии (см.) и значительное место занимала патетическая декламация,памятников почти не сохранилось. На трагических состязаниях V века каждый поэтставил по три трагедии, которые могли быть связаны сюжетным единством(трилогия), и в заключение так наз. драму сатиров — гротеск, хор которогосостоял из сатиров — лесных демонов; введение этого жанра в Афинахприписывалось Пратину [нач. V века до христ. эры].Возникновение комедии
Карнавальные обряды с их «ритуальным сквернословием» и «насмешливымипеснями» породили в различных местах Греции мимические представления с обычнымимасками народного балагана (хвастливый и трусливый воин, лекарь, шут и пр.);обращенное на богов «ритуальное сквернословие» создавало гротеск,мифологическую пародию.
Из этих элементов народной игры строил свои пьесы сицилиец Эпихарм[первая половина V века до христ. эры], и из сочетания дорийской техники мима саттическим карнавалом создалась, тоже как один из элементов дионисовыхпразднеств, аттическая комедия, в течение всего V в. сохранявшая всюжетостроении и композиции черты карнавальной обрядности. Обычно комедияраспадается на две части: герой, после сложного «состязания» с противником,устанавливает при содействии хора некоторый новый, чаще всего сказочный порядоквещей, затем изображаются последствия нового порядка, и пьеса заканчиваетсявеселой процессией. Карнавальная свобода давала простор и лично заостреннойнасмешке и резкой критике общественных порядков (для нее очень удобны былисцены «состязания»). «Древняя» комедия V века имела ярко выраженныйполитический характер и находилась в перманентной оппозиции к демократии,становясь в этом отношении рупором крупноземлевладельческих — а в конце V векаи крестьянских — настроений. Литературные и философские новшества также давалиобильный материал комедии. Самыми известными поэтами ее были Кратин, Евполид и Аристофан(сохранились лишь пьесы последнего). В начале IV в. тяжелое положениеразгромленной в пелопонесской войне демократии привело к отмене карнавальнойсвободы, и «средняя» комедия IV в. должна была питаться более невинными темами(мифологические пародии и т. п.).Новогреческая литература
Формирование Н.-Г. л. тесно связано с освободительным национальнымдвижением в Греции, стремившимся с конца XVIII в. к уничтожению турецкогогосподства. Господствующая в Греции XVIII в. торговая буржуазия строила своюкультуру на обломках культуры Византии и классической древности. Выразителемнастроений мятежных низов явилась устная поэзия клефтов — «разбойников», какназывали их иностранцы. Эта своеобразная реставрация византийской идревнегреческой литературы, с одной стороны, и народная устная поэзия — сдругой, легли в основу Н.-Г. литературы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.