Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Оппозиция образов Том Джонс - Блайфил в "Истории Тома Джонса, найденыша" Генри Филдинга

Московскийгосударственный университет имени М. В. Ломоносов
факультетжурналистики
Реферат
тема: Оппозицияобразов Том Джонс — Блайфил в «Истории Тома Джонса, найденыша» Филдинга
Москва 2010

Биография
ФИЛДИНГГЕНРИ, английский романист и драматург, публицист. Родился 22 апреля 1707,предположительно в Шарпем-Парке (графство Сомерсетшир). Отец его был родовитымдворянином, служил в армии, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. Додвенадцати лет Генри по преимуществу жил в Ист-Стауре (графство Дорсетшир),богатом имении деда с материнской стороны, члена Суда королевской скамьи.
Филдингполучил среднее образование в Итоне (1719–1725), одной из наиболееаристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом ПиттомСтаршим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. Послелюбовной интрижки с молодой женщиной, обернувшийся для него проблемами сзаконом, Фильдинг отправился в Лондон, где началась его литературная карьера. В1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и правов университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средствзаставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728–1730), гдеон учился около двух лет, и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, впоисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургическойдеятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ, жестококритикуются правительством под руководством сэра Роберта Уолпола.
Закон отеатральной цензуре 1737года, как утверждается, является прямым результатом его деятельности. Вчастности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотоеохвостье» (The Golden Rump), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон отеатральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактическиневозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были подподозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру вобласти права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крадок и двоих детей, в1737 Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 получил звание адвоката. Кэтому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.
Емунедоставало денежного чутья, что означало, что он и его семья частопретерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен, богатыйблагодетель, который впоследствии послужил прототипом Сквайра Олверти в романе«Том Джонс». После смерти Филдинга, Аллен обеспечил его детей поддержкой и далим образование.
Филдингникогда не прекращал писать политические сатиры и сатиры на современное емуискусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой УильямХогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех,как для печатной пьесы. Он также печатал целый ряд работ вжурналах-ежедневниках. Филдинг пишет для периодических изданий Тори, какправило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain HerculesVinegar). В конце 1730-х гг и в начале 1740-х Филдинг продолжал излагать своилиберальные и анти-Якобитские взгляды в сатирических статьях и в газетах. Почтислучайно, позавидовав успеху романа Сэмюэля Ричардсона «Памела», в 1741 годуФилдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман«Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэля Ричардсона. Этасатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириковпредыдущего поколения (в частности, Джо́натана Свифта и Джона Гейя).
Дальшепоследовал роман «Джозеф Эндрус» (1742), оригинальное произведениепредположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение изадумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некойотправной точкой, дебютом Филдинга, как серьезного романиста. В 1743 годуФилдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies. Это был роман «Историяжизни покойного Джонатана Уайльда Великого». Этот роман иногда считаетсяего первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, преждечем написал романы «Шамела» и «Джозеф Эндрюс». Это сатира на Уолпола, котораяпроводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уальдом, печально известнымглаварем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов вПарламенте с бандой воров, коими руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать"«Великим Человеком»(распространенный эпитет для Уолпола) должнодостигнуть апогея только в антитезисе величия: будучи повешенным.
Его анонимноопубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг» (The Female Husband) являетсявыдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осужденаза принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что этатема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, онасогласуется с его постоянной занятостью мошенничеством, обманом, ипритворством. Лучшая работа Филдинга, Том Джонс (1749) — это тщательнопостроенный плутовской роман запутанно и забавно повествующий о том, какнайденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипомгероинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744году. Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением – женитьсяна бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.
Несмотря наэто, его последовательный анти-Якобизм и поддержка Английской Церквиспособствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёйЛондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своиммладшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году, подразделение«ищейки» с Боу-Стрит (The Bow Street Runners), называемое многимипервым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна,они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали дляулучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлетыи запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения. Это неозначает, однако, что Фильдинг выступал против смертной казни как таковой, очем свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751, на слушаниидела знаменитого преступника Джеймса Филда, он был признан виновным в грабеже иприговорен к виселице. Несмотря на то что Джон Филдинг был слепым, он сменилсвоего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak»с Боу-стрит за свою способность в одиночку распознавать преступников по ихголосам. В январе 1752 года, Генри Филдинг занялся периодикой — выходящим раз вдве недели журналомпод названием «Ковент-Гарден», который он публиковал подпсевдонимом «сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» доноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с ГрабСтрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этотконфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов (Paper Warof 1752–1753).
Горячая приверженностьФилдинга, как великого гуманиста к делу правосудия совпало с быстрым ухудшениемсостояния его здоровья, до такой степени, что в 1754 он уехал за границу вПортугалию в поисках лечения. Подагра, астма и другие недуги привели кнеобходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяцаспустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища(Cimeterio Инглес). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневникепутешествия в Лиссабон» — „Journal of a Voyage to Lisbon“, 1755.
О романе
Роман«История Тома Джонса, найденыша» был написан в 1749 году. В нём ярко выражаютсяноваторские принципы Филдинга. Вводные теоретико-эстетические главы «ТомаДжонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики. Задачахудожника — черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивоеподражание природе — единственный источник эстетического наслаждения.Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «закрайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтовявляется человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическоезначение литературы — с точки зрения Филдинга — огромно; борьба ссоциальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием —задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с еготочки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.
Проблемачеловеческой природы — основная проблема для всего просветительства XVIIвека — занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в«Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием.«Природа человека сама по себе далеко не плоха, — говорит один изперсонажей Филдинга. — Плохое воспитание, плохие привычки и обычаиразвращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мираответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн.IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницыбеседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где ТомДжонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничествусвоего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Однако,согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, какнедостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфиломраскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактнымПороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил всеправила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазногоблагоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к добромусердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критикубуржуазного общества в произведениях сентименталистов.
«Том Джонс»отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последнийпериод творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуетсяослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.
филдингнайденыш роман образ
Оппозиция образов
Том Джонс и Блайфилпредставляют собой практически две противоположности. И дело не только в том,что Том Джонс добрее, красивее, благороднее Блайфила. У этих героев абсолютнопротивоположные представление о счастье и добродетели, противоположные цели вжизни. Ведь даже, несмотря на все те ужасные поступки, которые совершаетБлайфил, мы не воспринимаем его как закоренелого злодея. Он не вызываетненависти. Скорее удивление. Этому человеку абсолютно чужды какие-либо мукисовести (например, сцена, когда Том Джонс обнаруживает его рыдающим после того,как сквайру Олверти открылась вся правда. Филдинг отчётливо пишет о том, чторыдал он потому что боялся за свою судьбу, но его нисколько не волновалиморальные аспекты произошедшего), и даже, на мой взгляд, многие человеческиечувства: преданность, любовь (он хотел жениться на Софье лишь из-за денег, аведь она – хороша собой, благородна, Филдинг рисует её так, что в девушкупросто невозможно не влюбиться), дружба. Его интересуют лишь деньги, да инекоторое тщеславие (автор говорит о том, что женитьба на Софье, помимо денег,доставила бы ему ещё одно удовольствие – унижение Тома Джонса). Вся жизньБлайфила построена на расчёте, в нём практически нет эмоций, кроме самыхнизменных, как то: страх за свою жизнь и благополучие, желание материальногоблага, желание самоутвердиться, нередко и за счёт других. На протяжении всегопроизведения Блайфил не совершил ни одного необдуманного поступка, предавшисьпорыву чувств, он лишь разыгрывал их перед Олверти, чтобы тот поверил в любовьБлайфила к Софье. И каким же действительно нужно быть уравновешенным ирасчётливым человеком, чтобы на протяжении стольких лет благородный и умныйсквайр не заподозрил в нём того ничтожного подлеца, каким он был на самом деле!
Том Джонс же наоборотпереполнен чувствами, эмоциями, он полон жизни. И, хотя Филдинг и рисует наммножество дурных поступков, вытекающих именно из этой юношеской горячности инеобдуманности, он не строго осуждает нашего героя за это. Во-первых, потомучто они заключены в человеческой природе, противостоять им очень сложномолодому человеку (например, измены Тома Джонса Софье), для этого нужно уметьбороться с захлёстывающими чувствами, во-вторых, Том каждый раз после проступкамучается невероятными угрызениями совести, в-третьих, автор подчёркивает, чтовсе они делались вовсе не со зла и не намеренно, просто эти переполняющие герояэмоции иногда захлёстывают его настолько, что заставляют забыться.
Но это гораздо лучше, чембыть бесчувственным расчётливым эгоистом, как Блайфил! Ведь проступки ТомаДжонса с лихвой искупаются его добродетельностью, благородством, способностьюлюбить и быть горячо благодарным, которыми не обладает Блайфил. Так же необладает он и способностью к угрызениям совести, он просто не может измениться,его жизненные идеалы и позиции абсолютно исключают любую возможность статьлучше или хуже. Единственный человек в мире, который его волнует – он сам.Филднг подчёркивает, что гораздо лучше быть живым юношей, который поройпоступает неверно, но не из-за дурных намерений, а из невоздержанности илинеумения контролировать себя. Такой человек научиться сдерживать свои страсти,и вырастет, возможно, в благородного сквайра Олверти. Но из такого, какБлайфил, никогда не получится достойный человек.
Том Джонс добр, красив,благороден, он ничего не боится, способен к состраданию, к великой любви, емучужда ненависть, излишняя самовлюблённость, злоба. Ни одного по- настоящемубесчестного поступка не совершил он за всю свою жизнь, а за все свои проступкион мучается невероятным осознанием собственной неправоты. И по окончаниипроизведения мы верим, что он больше не станет их совершать, ведь он обрёлистинное счастье и ему открыта дорога добродетели.
Так же замечание в концепро Блайфила о том, что он копит деньги, жертвуемые ему Олверти и даже Джонсом(в тайне от сквайра, Тому абсолютно чужда злопамятность и так поражает егосострадание и человеколюбие, ведь именно Блайфил виновник всех его страданий!),чтобы купить себе место судьи, показывает, что он-то точно не изменился и неизменится.
Но почему дваединоутробных брата настолько различны? Ведь воспитание у обоих былоодинаковое, но Джонсу удалось избежать влияния наставников, которые заботилисьтолько о себе, и внушали мальчикам ложные истины, а Блайфилу нет.
Противопоставление этихдвух героев – это противопоставление расчётливого разума доброму,чувствительному сердцу. И сердце одерживает победу, ведь, по мнению Филдинга,изначально человеческая природа создана добродетельной, но влияние обществапортит её, изменяет. Таким образом, Филдинг уже предвещает недовольствобуржуазными устоями, царившим в мире.

Список используемойлитературы
1. ru.wikipedia.org/wiki
2. История Тома Джонса, найдёныша. – М.: Правда, 1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистическое изучение затрат на производство и реализацию продукции и услуг
Реферат Basic Html Essay Research Paper There are
Реферат Равновесие в модели открытой экономики
Реферат Внутришкольный контроль как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе
Реферат «люби и знай свой родной край»
Реферат Первичное наблюдение и стоимостное измерение в бухгалтерском учете. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета
Реферат Stalin And The Ussr Essay Research Paper
Реферат Организация рекламной деятельности на фирме в условиях рыночных отношений
Реферат Анализ финансирования бюджетного учреждения здравоохранения
Реферат Чума в России
Реферат Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести «Посторонний»)
Реферат Descartes Essay Research Paper Ren Descartes is
Реферат Устройство импульсного управления исполнительным двигателем постоянного тока
Реферат ERRORS IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING
Реферат Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП "Витязь"