Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича "Город в степи"

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Агентствообразования администрации Красноярского края
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Красноярскийгосударственный университет
Факультетфилологии и журналистики
Кафедраистории литературы и поэтики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Образыинтеллигентов в романе А.С. Серафимовича “Город в степи”
Выполнила: студентка 3-гокурса
ФФиЖ заочного отделенияЕ.П. Головань
Преподаватель: Г.М.Шленская
Красноярск2006

Содержание
Введение
1. Серафимович и егобессмертный роман
2. Образыинтеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи»
2.1. Николай Николаевич Полынов
2.2. Петя
2.3. Елена Ивановна Полынова
2.4. Катя Полынова
Заключение
Литература

Введение
Тема нашей контрольнойработы «Образы интеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».
Объект – роман А.С.Серафимовича «Город в степи».
Предмет – образыинтеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи».
Выбор темы не случаен. Ксожалению, в настоящее время творчество Серафимовича почти забыто. Нам неудалось найти ни одного современного исследования, касающегося, в частности,романа «Город в степи». Однако темы, затронутые в его произведениях, актуальныи по сей день.
Мы поставили перед собойследующую цель – проанализировать образы интеллигентов в романе А.С.Серафимовича «Город в степи».
Для ее реализации намнеобходимо было:
1.  изучить имеющуюся критическуюлитературу;
2.  проанализировать образы интеллигентовв романе.
Нами было изучено триисточника. Наибольший интерес вызвала работа А. Волкова «Серафимович», где данполный анализ творчества писателя. К сожалению, исследование А. Волкова былоиздано в 1969 году, поэтому в нем сильна идеологическая составляющая.

1. Серафимович и егобессмертный роман
Писательская судьбаСерафимовича, прожившего большую творческую жизнь, тесно связана с судьбойнарода на длительном отрезке его истории – начиная с той поры, когда рабочийкласс только пробуждался к борьбе, и кончая строительством социализма. Напримере творчества Серафимовича мы особенно отчетливо видим преемственностьнескольких литературных поколений. На произведения Серафимовича сочувственнооткликнулись Г. Успенский, В. Короленко и Л.Толстой. О Серафимовиче как обучителе с благоговением вспоминали многие писатели. Среди них – М. Шолохов.
Серафимович был певцомрабочего класса. Со страниц его произведений, начиная с самых ранних, встаютярко, выразительно очерченные живые образы тружеников – изнемогающих от тяжелойработы, создающих свободное общество.
В дни празднованиястолетнего юбилея Серафимовича М.А. Шолохов говорил: «Его творчество, наряду створчеством Горького, Маяковского, Алексея Толстого, Есенина… и другихписателей, не будет забыто в нашей стране и за ее рубежами и станет культурнымдостоянием грядущих поколений…» К сожалению, Шолохов ошибся: в настоящее времяочень трудно найти современные исследования по творчеству Серафимовича, анынешний школьник и совсем не знает этого писателя.
Многие темы и мотивы,которые писатель использовал в очерках, рассказах, пьесах, послужили емуматериалом для развертывания монументального полотна – романа «Город в степи».Обличая капиталистический строй, его устои и мораль, Серафимович все яснее сознавал,что в самом развитии капитализма заложены причины его гибели.
Над романом писательработал несколько лет: с 1906 по 1910 год. «Писал с большими перерывами, — говорил он, — иногда по полгода не брался за рукопись. Параллельно работал надмаленькими рассказами. Кое-как первую половину романа сколотил в Москве. Потом,в начале июня 1910 года, уехал с матерью из Москвы на Дон, в станицуРаздорскую, которая лежит на крутой горе, спадающей в Дон. Я нанял на этой горедвухэтажный казачий «курень» (деревянный дом). Крыльцо выходило на Дон. ЗаДоном – без границ луг. Обстановка очень располагала к работе. Не быломосковской суетни. Можно было уединиться. После работы здесь хорошо былоотдыхать…»
Впервые роман «Город встепи» напечатан в журнале «Современный мир», 1912, кн. 1, 2, 3, 4, 5; в 1913году вышел отдельным изданием в книгоиздательстве «Шиповник», с некоторыминезначительными изменениями, главным образом стилистического характера.
Как художественное целое«Город в степи» — роман эпического звучания. Писатель хотел запечатлеть в немте классовые столкновения, которые предвещали революционный взрыв. Романтематически относится к определенному историческому периоду – к концу XIX в. Та задача, которую Серафимовичпоставил перед собой, — послужила лишь трамплином для более широкого осмысленияи изображения жизни. Социальные события образы романа насыщены содержанием тоговремени, с которым хронологически связано содержание. Содержание же некоторыхобразов выходит за хронологические рамки, отражает социальные и политическиесдвиги, происшедшие позднее.

2. Образыинтеллигентов в романе А.С. Серафимовича «Город в степи»
 
2.1 Николай Николаевич Полынов
Центральные образы романа– кабатчик, а затем капиталист Захар Короедов и инженер Полынов. Художественноеразвитие их взаимоотношений и создает атмосферу расслоения города на классы исоциальные прослойки.
Полынов, его жена,студент Петя, Катя Полынова – все это представители интеллигенции. Они занимаютколеблющуюся позицию между вырастающим в капиталиста Короедовым и рабочимипоселка.
В начале романа Полыновконфликтует с рабочими как представитель железнодорожной компании, лишьвпоследствии начинается его сложное и мучительное сближение с ЗахаромКороедовым. Сам Серафимович отмечал: «В лице другого основного героя романа,инженера Полынова, я хотел показать тоже чистый, но, по возможности, неутрированный тип буржуазного специалиста, не смазывая ни положительных, ниотрицательных черт. Я считал необходимым показать, что на деле он являетсяпоследовательным служителем буржуазного строя. Вопреки своим намерениям. Онделает то, что в конечном счете нужно буржуазии. Отношение его к окружающейдействительности – отношение классовое, а не личное…»
Развитие Полынова идетименно от этой борьбы его самим собой, от желания искренне и хорошо относитьсяк рабочим, защищая, однако, интересы своих хозяев, к полному разрыву с первымии окончательному подчинению капиталу. Весьма характерна сцена конфликтаПолынова с рабочими. В ней дается начало сползания Полынова с позиций отвлеченногогуманизма на позицию защиты собственных интересов.
В начале столкновения сжелезнодорожными рабочими Полынов искренне, не понимая существа вопроса, невступая еще в разлад с самим собой, пытается их вразумить. И, как быотмежевываясь от свои хозяев, он, подавив раздражение, говорит: «Вы непонимаете… Вы должны понять, что это зависит не от меня». [1; с. 116] Тут же кнему приходит осознание своего положения слуги: «Я простой исполнитель».Полынов не может понять, что рабочих интересует не его положение, а ихсобственная трагическая судьба. Продолжая и далее не понимать, что надоговорить не о себе, а о сути дела, Полынов все более сползает к защитесобственного «я», все более отдаляется от рабочих.
Это происходит не просто.Внутренние колебания и переживания Полынова воссоздаются Серафимовичем глубокоаналитически. «Кто виноват?» — задает себе вопрос Полынов. И сам отвечает нанего: «Никто!» Хоть он вначале и предполагает искренне. Что можно и нужно найтикомпромиссное решение, верх над отвлеченным человеколюбием берут социальныемотивы поведения. Сначала это чувство собственного интеллектуального икультурного превосходства над рабочими, затем это мысль. Что другой на егоместе уже вызвал бы роту солдат. И, наконец, мелькает мысль: «Нет, с нимитолько плетью разговаривать». [1; с.117]
В последующей сценеприезда высшего железнодорожного начальства Полынов изображен писателем уже вдругом ракурсе: в отношениях с хозяевами, в стремлении сохранить независимость,сберечь собственное достоинство. При встрече начальства и в беседе с нимПолынов все время пытается подчеркнуть, что понимает, какая дистанция отделяетего от хозяев, и тем не менее он не позволит унизить себя, оскорбить егодостоинство: «Один Полынов спокоен, одет, как всегда, — он всегда одет безукоризненно,- отдает приказания обычного порядка или работает в канцелярии. И только когдаприбежали в впопыхах и объявили, что поезд подходит, Полынов неторопливо вышелна платформу, как бы говоря: «Хорошо, я выхожу, но это – простой актвежливости».
« — Здравствуйте, НиколайНиколаевич! Эта часть пути у вас в прекрасном состоянии.
Полынов слегка наклонилголову, точно говоря:
«Разумеется, иначе и бытьне могло…»
И так же сдержанно, точноподчеркивая разделяющую их черту, проговорил:
 - Быть может, угодноотдохнуть с дороги?»
Это, считает А. Волков,уже, по сути дела, мысли лакея, готового к обиде, заранее обижающегося.
Рассказывая, как былзадуман образ Полынова, Серафимович подчеркивал, что «отношение его кокружающей действительности – отношение классовое, а не личное». Серафимовичразвивал эти социальные мотивы поведения своего героя в двух планах: в личном –в отношениях Полынова с женой; в общественном – в связях Полынова с ЗахаромКороедовым, связях очень сложных, ибо и сам Короедов совершает определенную эволюциюкак социальный тип.
Встреча Полынова ссобственником железной дороги и высшим ее высшим персоналом предваряет егопоследующее падение – положение слуги Короедова, создающего свой капиталгрязными махинациями. Взаимоотношения Захара Короедова и Полынова образуют однуиз главных линий в романе, развивающих его сюжет.
Еще будучи кабатчиком,Короедов заманивает Полынова, пытается приручить его любым путем, компрометируяего и в то же время подчиняя своей власти. Такое отношение Короедова к Полыновупроходит сквозь весь роман, пока не заканчивается падением Полынова.
Выстрел Полынова вКороедова – начало полного поражения Полынова, создающее резкий перелом и вповедении Короедова. Поправившись от ранения, Короедов постепенно забирает вруки Полынова с помощью «немого» шантажа. Встречая Полынова, он всякий раз емунизко кланяется, произносит слова уважения и добавляет в спину не отвечающемуна приветствие Полынову: «Никому не сказывал, не токмо что доносить… будьтеблагонадежны». [1; с. 176] Но эти слова для Полынова подобны удару бича пообнаженному телу. Он чувствует себя во власти Короедова, но нет в нем воли,чтобы разрубить этот гордиев узел, пойти и донести на себя.
2.2 Петя
Хронологические рамкиромана охватывают примерно два десятилетия. Подрастает младшее поколение –Сергей Короедов и Катя Полынова, старятся Захар Короедов, Полынов и его жена.Подъем освободительной борьбы, относящийся, видимо, к концу 90-хт – началу900-х годов, сменяется общественным упадком и ренегатством интеллигенции послепоражения революции 1905 г. Естественно, что уложить широкое социальноесодержание в рамки большого по объему романа было необычайно трудно ипотребовало от писателя некоторых художественных жертв. Масштабы задуманного Серафимовичемпроизведения вынудили его прибегать к хронологическим паузам в обрисовке своихперсонажей.
События, заключенные вромане, как бы «распирают» его временные рамки. И, тем не менее,сюжетно-композиционная основа романа свидетельствует о блестящей писательскойтехнике Серафимовича. Стремление писателя дать сложный переплет классовыхотношений в знаменательную эпоху привело к композиционной «многослойности»романа «Город в степи». При таком построении особенно затрудняется развитиесюжета, становятся необходимыми и многочисленные сюжетные узлы, воединосвязывающие судьбы героев, действующих в различных социальных планах романа.
Образ студента Пети, азатем интеллигентного мещанина Петра Ивановича написан с великолепным знаниемпсихологии либерального интеллигента.
В первом портретестудента Пети Серафимович показывает раздвоенность его мироощущения, котораяявляется зародышем последующей противоречивости его социальных взглядов.
Пете присуща сменанастроений, различные движения разума и души – все это очень характерныекачества для рефлексирующего интеллигента, еще не вышедшего за пределыотвлеченного мироощущения, хотя он и проповедует поверхностно усвоенныесоциальные взгляды. В соответствии с неоформившимся отношением кдействительности и индивидуальными свойствами своего характера Петя колеблетсямежду трезвой, приземленной оценкой жизни («Было два Пети. Один Петя видел всепросто и ясно – так, как оно было на самом деле, или, лучше, как оно казалосьвсем… И все это было скучно, давно всем известно, и, казалось, все на этоглазели, зевая и крестя рот. У этого Пети были насмешливые глаза. Онподтрунивал над всеми, словно бес в нем сидел, и ни с того, ни с сего вдругзаводил козловатым, не в тон, голосом: То-ре-а-дор!.. То-ре-а-дор!..
Другой Петя часто одинокоуходил в степь, не оглядываясь. Он идет, а над степью – неумолимо палящеесолнце и стоит тонкий неумирающий звон неподвижно-слепящего зноя».).
Выступая перед рабочеймассой, Петя искренен и даже находит нужные и просты слова. И тут же возникаетмысль индивидуалиста, для которого главное – собственное «я». Он мечтает о том,что имя его «засветится для истории отблеском идеи народного вождя».
Идейный путьинтеллигентов в романе – это путь к омещаниванию и окончательному отказу отборьбы, под который подводится некая «философская» база. Студент Петя,кратковременный участник освободительного движения, побывав в ссылке, быстроомещанивается. Он, как Полынов, идет на службу к тому же Короедову,благоустраивает свое мещанское гнездышко.

2.3 Елена ИвановнаПолынова
Елена Ивановна –образованная девушка, ныне жена инженера Полынова и жительница глубокойпровинции. Она воспитывает дочь и заботится о порядке в доме. Весь ее деньзаполнен маленькими хлопотами, которые временами для нее теряют какое-либо значение.Тогда она начинает думать о деле брата или о каком-то занятии вне дома: «Зачемже я училась? Зачем было все? Ведь двенадцать лет! Все детство, все девичествоушло на это. Сидела зачем-то по лабораториям, сдавала экзамены, месяцами,бывало, не спала, надрывалась, и вот!»
Желание что-то делать,как муж, как брат, настолько сильно, что Лена просто не задумывается надпрактической стороной этого дела. Как она будет это делать? Что она умеет?Попытка оказывать медицинскую помощь жителям поселка ни к чему не приводит.«Больным» нужны не лекарства, а деньги: на еду, постройку дома… «Ну, что она… — с тоской думала Елена Ивановна, глядя на ее сухую кланяющуюся спину. – Ужскорей бы говорила, сколько… Теперь Коля и Петя меня засмеют… И как это всеглупо, нелепо…» В итоге «народ набился, как сельди в бочку, не только вприемной, но густо, давя друг друга, толклись в коридоре, на крыльце, полестнице, с потными, красными лицами, с неотрывающимися от запертой двериглазами». Елена Ивановна даже и не предполагала, что все будет именно так. Онаведь хотела помочь. «Вовсе не твоя попытка смешна, — успокаивают ее муж илибрат, — а я вспоминаю алчные рожи и разгоревшиеся глаза этого сброда…» Да,люди, жители поселка не такие, какими представляла их себе Лена. Они не понимаюти не хотят понять.
И ревнует барыня мужасовсем по-другому: сложнее, изматывающее, страшно. Ее любовь превращается ввечную подозрительность. Считая, что обманута, Елена Ивановна, сама того нежелая, стремится к самоуничтожению. А своего мужа «заставляет» пить. «И онаметалась от окна к окну именно так, как представляла себе раньше: с безумнойтревогой, с надеждой, с неподавимым отчаянием». «Точно молнией осветилось передней, что это уж давно и что это в страшной форме – один запирается в комнате ипьет систематически и понемногу, чтоб не заметили».
Некогда счастливоесемейное гнездышко превратилось в поле боя, «взаимное поедание». «Ну, кто жвиноват?»
Но уйти невозможно. ЕленаИвановна доживает свои дни с мужем-алкоголиком и дочкой, «делающей революцию».Она не понимает, как так получилось. Она «не оправдала надежд» и «оченьнесчастна».
 
3.4 Катя Полынова
Катя, на наш взгляд, данасхематически. Она воплощает дух времени: стремиться «освободить» рабочих, кормядетей из поселка и поддерживая выступления железнодорожников. Идя по стопамсвоего «великого» дяди, девушка организовывает своеобразный кружок. Тольковходят в него не одни интеллигенты, обремененные воспитанием и образованием, нои дети тех самых рабочих, сын бывшего накопителя Захара Короедова Сергей.
Она легко загорается, всяв порыве, в ожидании. Однако кончит она, «как все кончают» — уверен ПетрИванович – выйдет замуж. И домик у нее свой будет…

Заключение
А. Луначарский писал:«Город в степи» — это роман, достойный Бальзака. Перед нами громадный организмгорода, возникшего около железной дороги и быстро растущего, так что меняетсяне только его облик, но и характер его жителей и их взаимоотношений. Процесс капиталистическогонабухания города, процесс расслоения его на классы показан на десятках людей,из которых каждый представляет собой замечательный тип».
Ведущая сила в романе –рабочие. Это их самосознание просыпается, это они стремятся к переменам. Интеллигентыже играют роль фона: им кажется, что они делают очень многое, почти главное,что все это для того, чтобы другим было хорошо. Но на самом деле все длясобственного «благоудовлетворения». Не больше…

Литература
1. А.С. Серафимович.Избранные сочинения. Т. 2. Романы и повести. – М., Государственное издательствохудожественной литературы, 1950. – 504 с.
2. АлександрСерафимович Серафимович: Памятка читателю/Сост. Н.П. Ждановский; Редактор Л.Е.Белозерская. – М., 1953. – 32 с.
3. Волков А. А.С.Серафимович. Очерк жизни и творчества. – М., «Просвещение», 1968. – 239 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :