Федеральноеагентство по образованию
ГосударственноеОбразовательное Учреждение
Высшегопрофессионального образования
ВятскийГосударственный Гуманитарный Университет
Филологическийфакультет
Курсоваяработа
«Новыеграни вечного образа Дон Жуана в одноименной комедии Мольера»
Выполнила:
студентка группы Р-21
Копанева Т.И.
Научный руководитель:
доцент, кандидат
филологических наук
Полякова О.А.
Киров, 2010
Содержание
Введение
Глава 1
1.1 Дон Жуан как«вечный образ»
1.2 Прототипы образа
Глава 2
2.1 Эпоха написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера
2.2 Дон Жуан в интерпретации Мольера
Заключение
Библиография
Введение
Комедия «Дон Жуан, илиКаменный гость» великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера и по сейдень остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляетвновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкийвызов небесам. Кто же этот Дон Жуан? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный встрасти обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом,религией, добродетелью, моралью, жизнью, смертью?.. Этот вопрос волнуетвоображение многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющихсобственные вариации мифа о Дон Жуане.
Вопрос о главном героесамой интересной, на мой взгляд, комедии Мольера заинтересовал и меня. Мнестало интересно понаблюдать за тем, чем образ мольеровского Дон Жуанаотличается от классического, легендарного образа.
Тема данной курсовой работы: «Новые гранивечного образа Дон Жуана в одноименной комедии Мольера».
Предметисследования:комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера.
Цель работы: рассмотреть какие новые чертыМольер внес в «вечный» образ Дон Жуана.
Задачи: 1. Изучить литературу, посвященнуюданной теме;
2. Охарактеризовать времянаписания комедии;
3. Определить основныетемы и проблемы;
4. Сравнить легендарныйобраз Дон Жуана с мольеровским.
Структура работы: работа состоит из введения,основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемойлитературы.
Актуальность темы: образ Дон Жуана является «вечным»образом в мировой литературе и до сих пор используется разными авторами. ПьесаМольера «Дон Жуан» и по сей день остается одной из самых популярных
пьес мирового репертуара.
Практическаязначимость:материал может использоваться на уроках литературы в школе при изучении даннойтемы.
Глава1.
1.1 ДонЖуан как «вечный» образ
В мировой литературесуществуют устойчивые (вековые) образы, олицетворяющие тот или иной типчеловека, которые носители разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своемувоссоздают в произведениях.
Вечный образ –литературный и мифический персонаж, имеющий всечеловеческое значение и нашедшиймногочисленное воплощение в литературе разных стран и эпох.
«Под вековыми образами подразумеваются образы искусства, которые в восприятиипоследующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое илиисторическое значение и из социальных категорий превратились в психологическиекатегории»[1]. Таковы напримерДон-Кихот и Гамлет, Тартюф и Хлестаков, Прометей и Фауст, Дон Жуан и Иуда,Отелло и Эдип.
И.М. Нусинов отмечал, чтовековые образы противопоставлялись так называемым «эпохальным» образам, которыебыли выражением настроений определенной исторической полосы или идеаловобщественного движения. Например, Онегин и Печорин как образы так называемых «лишнихлюдей» или Базаров как образ нигилиста.Терминами «Онегины», «Базаровы» характеризуют только русских интеллигентовопределенной эпохи.
Именно возможностьобразов изменяться относительно их первоначальной сущности, способность ихвоздействовать на людей различных классов привели к тому, что эти образы былиобъявлены вечными.
«Деформируясь, Хлестаков, Дон-Кихот и все другие так называемые «вечные»образы каждый раз оживают, когда создастся социальная ситуация, в некоторомотношении и в какой-то степени родственная той ситуации, которая их породила.Они соответствуют не вечной изначальной сущности человека, а определеннымсоциально-историческим явлениям; они являются категориями не вечными, аисторическими».[2]
Как я уже говорила, ДонЖуан относится к «вечным» образам мировой литературы. Этот образ не являетсястатическим, он постоянно меняется, каждый автор вкладывает в него что-тоновое. Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или Дон Джованни, но в любом случаеэто имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителемморальных и религиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новыхженских сердец.
В.В. Битнеров выделял 7типов вечных образов: Фауст, Сатана, Дон Жуан, Каин, Вечный Жид, Прометей иГамлет. Интересно то, что Дон Жуану отведено место между Сатаной и Каином…
Первый литературный ДонЖуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимомТирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость». У него ДонХуан выступает циничным обманщиком, для которого нет ничего святого. Оннасмехается над тем, что дороже всего для людей, что люди более всего уважают.В конце пьесы грешник умирает от пожатия каменной статуи.
Из Испании сюжетперебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан,или Каменный гость». Как пишет М.А. Булгаков: «Герой Мольера Дон Жуан оказалсяполным и законченным атеистом, причем этот атеист был самым остроумным, бесстрашными невыразимо привлекательным, не смотря на свои пороки, человеком»[3]Через образ Дон Жуана Мольер показывает все пороки аристократического класса,само общество породило такого грешника. В финале комедии Дон Жуан умирает отпожатия каменной руки.
После Мольера легенду о ДонЖуане обработали Корнель (1677), в переделке которого пьеса шла на французскихсценах до новейшего времени, и актёр Дюмениль (известный под псевдонимомРозимон), перенесший в своей пьесе «Каменный гость или испепеленный атеист»(1669) действие в языческие времена, чтобы герой мог безнаказаннобогохульствовать.
Затем в 1736 году вИталии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник».
Дон Жуан Д.Г. Байрона вбольшей мере путешественник, он совершенно пассивен. Развёртывается длиннаяцепь любовных похождений героя «с замужней доньей Юлией в Испании, сочаровательной Гаидэ на первобытном острове после кораблекрушения, с наложницейтурецкого султана в его гареме, с Екатериной II в России… наконец, в светскомобществе Лондона… Нигде и никогда он не является в любви агрессивным началом,не он преследует женщину и не он насилует женщину, а его — пассивного, непротиводействующего, женщина берет, если к тому представится случай»[4].В эпоху распада феодальной культуры и психики дон Жуан утерял свой хищныйоблик, стал любителем «мирных наслаждений».
Немецкий драматург Д.Граббе в драме «Дон Жуан и Фауст» показывает героев как соперников. Объектом ихсоперничества выступает донна Анна. Ее сердце принадлежит Дон Жуану, а ее любитФауст. Оба героя стремятся к одной цели, но погибают от руки Рыцаря. Причем ДонЖуана о смерти предупреждает каменная статуя убитого им отца Анны.
Герой трагедии А.С. Пушкина«Каменный гость» великодушный и умный. Все его стычки – это благородныйпоединки, вопрос чести. Дон Гуан не отождествляет себя с образом развратника ибезбожника, который был создан слухами. Он не спорит со своей порочной славой,но невольно разрушает ее. Он влюбляется в донну Анну. Вот-вот должно произойтиего преобразование, но приходит каменная статуя и убивает его. Дон Жуан Пушкина– трагический герой.
В новелле П. Мериме «ДушиЧистилища» отсутствует постоянный спутник Дон Жуана – его слуга, а также статуякомандора. Герой быстро зарабатывает порочную репутацию. В конце он принимаетмонашеский постриг, но в душе остается тем же.
Герой драматической поэмыА.К. Толстого «Дон Жуан» — поэт и философ. Любовь для него – не просто чувство,которое тянет его к женщине, а основа мироздания. Дон Жуан готов любитьискренне и глубоко, но каждая новая встреча приносит лишь разочарование. Онтеряет веру, но встречает донну Анну, в которую искренне влюбляется. Появляетсястатуя командора, которая извещает Дон Жуана о смерти Анны. Он не можетпримириться с Богом и умирает от руки статуи.
У Гумилева в пьесе «ДонЖуан в Египте» герой – неугомонный искатель приключений и вечныйпутешественник, неистовый романтик, который хочет небывалого, человек риска иотваги, галантный соблазнитель, поэт и философ.
В комедии М. Фриша «ДонЖуан, или Любовь к геометрии» герой влюблен в точную науку геометрию иограждает себя от представительниц прекрасного пола. Но его любит Миранда, онне в силах противостоять ей. Новый Дон Жуан – «подкаблучник» в счастливомбраке, влюблен в собственную жену, но не сознается себе в этом, ожидаетрождения желанного ребенка.
Образ Дон Жуанаиспользуется и в других произведениях. Библиографический указатель 1997 годазафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шестиглавных европейских языках и 1708 критических работ о нем.
Кроме того, образ ДонЖуана вдохновил Моцарта на создание его шедевра – оперы «Дон Джованни» (1787),Даргоыжского на оперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническуюпоэму «ДонЖуан». Знаменитый соблазнитель нашел место и на киноэкране. Наиболееизвестные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини,«Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.
1.2Прототипы образа Дон Жуана
дон жуанкомедия мольер
Корни сюжета о Дон Жуанележат в средневековых рассказах об обманщике-рыцаре, который был наказан засвою распущенность Богом и людьми. Это распространенный сюжет многих легенд:рыцарь обольщает беззащитную крестьянку, используя при этом уговоры и угрозы, апотом бросает её обесчещенной и несчастной.
Эта фабула отразилась взнаменитой истории о Робене и Марион, воплощенная в пьесе Адама де ла Аля «Играо Робене и Марион» (между 1283 и 1286 гг.). Рыцарь Обер, который добивалсяпрекрасную пастушку Марион, может рассматриваться как далёкий предок Дон Жуана.
В числе прапрадедовсевильского шалуна называют Роберта-Дьявола. Он является фигурой исторической:нормандский герцог Роберт, который жил в XI столетии, заслужил себе славу своей жестокостью на полебитвы и неукротимой страстью в любовных приключениях. Герой легенд, а такжеромана XIII столетия, мистерии XVI столетия и прозаической повести XV века, Роберт-Дьявол в конце своейжизни покаялся и заслужил прощение своим грехам подвигами благородства. Мотивпокаяния получит развитие в литературных версиях Дон Жуана эпохи романтизма.
Древнейшее происхождениеимеет связанная с Дон Жуаном легенда о каменном госте – статуе, котораянаказывает преступника или каким-либо образом разоблачает его. Так, например,Аристотель в «Поэтике» рассказывает историю о том, как в Аргосе статуя некогоМития упала и раздавила своего убийцу, когда тот смотрел на нее. СогласноПлутарху, статуя Юноны наклоном головы ответила на мольбу Камиллы взять под заступничествоРим, разгромленный галлами.
Мотив статуи, котораянаделена чудотворной силой, получил распространение в драматургиисредневековья, особенно в мираклях. Так, у Жана Боделя в «Игре о золотомНиколае» статуя разоблачает грабителей, которые ограбили царскую казну. Вантичные и средние века во многих вариантах была известна легенда о статуеВенеры, которая не желала расставаться с кольцом, случайно надетым на ее палец,и предъявила права на владение им. Таким образом, символика статуихарактеризовалась двойственным значением: она могла быть как воплощениемнебесного правосудия, так и орудием сатаны, наделенным демонической силой.
Еще одним прототипомбудущего Дон Жуана считают дона Мигеля, графа из Маньяры. История графа такая.Проведя развратную молодость, он покаялся, израсходовал свой огромный достатокна благодетельность, принял поострит и умер как праведник. Согласно завещанию,его похоронили под плитами входа в часовню госпиталя, который он сам основал,так. Что каждый, кто входил, топтал его гроб ногами. На плитах была высеченанадпись, которую он составил сам: «Тут похоронен самый худший человек, которыйкогда-либо жил на свете». В конце XVII столетия было написано житие дона Мигеля, в котором его порочное прошлоеобъяснялось соглашением с дьяволом. Кем бы ни был на самом деле дон Мигель, онпревратился в фигуру такую же мифическую, как и дон Хуан де Тенорио, о которомбудет сказано позже.
Есть предположение, чтопрототипом Дона Жуана был Дон Хуан Австрийский. Он был фигурой исторической.Незаконнорожденный сын короля Испании Карла V, известный как блестящий полководец, генералиссимус,триумфатор Лепанто и король Туниса. Постоянные разъезды и дуэли стали стилемего жизни. На «любовном фронте» он одерживал победу за победой; был участникоммногочисленных дуэлей. Этот любитель острых ощущений заколол десятки ревнивыхмужчин. Также отличался смелостью на поле битвы. Дон Хуан умер от чумы на 32-мгоду жизни.
Прямым прототипом ДонЖуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, жившийв XIV веке.
Дон ЖуанТенорио жил в XIV веке и принадлежал к одной из двадцати четырех самых знатныхфамилий Севильи. Его отец, Алонзо Тенорио, был боевым адмиралом, участвовал вборьбе с маврами и погиб в морском сражении близ Трафальгара, сжимая в однойруке меч, а в другой – знамя. Дон Жуан – младший сын отважного адмирала – былсверстником и другом детства сына короля Альфонса XII, Педро.
В 1350 годудон Педро вступил на престол и вскоре получил прозвание Педро Жестокий. ДонЖуан, по-прежнему остававшийся его другом, был возведен в званиеобер-келлермейстера. Отличаясь дерзким бесстрашием, презрением к общепринятойморали, сластолюбием и бессердечием, Дон Жуан по малейшему поводу, а иногда ибез него, затевал многочисленные дуэли, из которых всегда выходил победителем,обольщал женщин — девиц и замужних дам, навлекая на них позор и принося горемногим почтенным семьям. Благородные севильцы не раз жаловались на Дон Жуанакоролю, но Педро Жестокий неизменно пренебрегал этими жалобами. Однажды вниманиеДон Жуана привлекла дочь командора Гонсалес де Ульоа – донна Анна, и он решилпохитить девушку.
Ночью ДонЖуан тайно проник в дом командора. Однако Гонсалес де Ульоа в это время еще неспал, между хозяином и незваным гостем произошла схватка, и командор был убит.Король не мог оставить безнаказанным убийство столь знатного человека, и ДонЖуану пришлось покинуть Севилью. Командора похоронили в фамильном склепе вмонастыре Святого Франциска, а над его могилой поставили каменною статую.Родичи убитого поклялись отомстить убийце. Чтобы заманить Дон Жуана в Севилью,ему отправили ложное любовное письмо с приглашением на свидание в монастырьСвятого Франциска, и, когда Дон Жуан явился в назначенный час, убили его, атело тайно закопали. Предполагая, что тайна может быть раскрыта и, опасаясь вэтом случае королевского гнева, родичи Гонсалеса де Ульоа распустили слух отом, что Дон Жуан ночью пробрался в склеп и оскорбил статую убитого имкомандора. Но статуя вдруг ожила, схватила дерзкого нечестивца в свои каменныеобъятья и низвергла его в ад. Этот слух показался всем весьма правдоподобным, иистория жизни Дон Жуана вошла в легенду именно с таким окончанием.
В легендах,предшествующих литературным появлениям Дон Жуана, были определены основныесюжетные обстоятельства, в которых будет существовать и действовать герой.Место действия, чаще всего, Испания, время – эпоха «плаща и саги», обязательныеучастники – дочка командора и сам командор, убитый Дон Жуаном в предысториидействия или в самом начале. Что же касается развязки, то она, как правило,оказывается смертельной для Дона Жуана, хотя его гибель не всегда происходит от«пожатия каменной руки».
Глава2.
2.1Эпоха написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера
Комедия «Дон Жуан, иликаменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил вней в роли Сганареля) в 1665 году.
Мольер творил в эпохуклассицизма. В это время планетой завладел Абсолютный Разум – новый идол новыхлюдей. А, как известно, идол определяет героя. В произведениях стали появлятьсягерои-патриоты, подчинившие чувства долгу. Роль искусства также была определенаи сформулирована – дидактическая, нравоучительная: добродетели непременнодолжны были быть прославлены, а порок обличен и развенчан. Колоссальное влияниена классицизм оказала всеобщая увлеченность античностью, которая и была взятаза образец.
Драматургии приписывалосьтри единства: места, времени и действия. Художественные произведения из себятогда большой важности не представляли. Зато очень важна была роль театра,трибуны, посредством которых непосредственно можно было просвещать, учить ивоспитывать.
В основе любого искусствалежало подражание природе, но, однако, лишь той, которая отвечала вкусам итребованиям времени. Так, можно сказать, делалась установка не на идеал, но насовершенную абсолютную идеализацию. Искусство – средство, а не самоцель.
Ведущими жанрами эпохибыли трагедия и комедия, у каждой были свои задачи и художественные средства.Смешение низкого и высокого, ужасного и смешного не допускалось. Центральнымконфликтом трагедии, безусловно, должно было стать столкновение чувства идолга, герой должен быть сомневающимся. Причем симпатии автора могли бытьтолько на стороне положительных персонажей, которые делали трудный, нооднозначно правильный выбор в пользу личного долга. Комедия же разоблачалапороки и заканчивалась торжеством добродетели. Искусство классицизма, надозаметить, вовсе не подражание и не копирование
образцов, а вполнесамостоятельное направление.
И в то же время, как этони странно, самые яркие представители классицизма прославились своейпротиворечивостью, отходом от норм, стандартов, концепций и стереотипов, создавжизненные и правдивые образы и раскрыв противоречия между общим и частным,воспроизведя трагический диссонанс времени.
Мольер пришел влитературу в период расцвета классицистической трагедии. Комедии воспринималисьзрителями в то время как несерьезное зрелище, которое только развлекалопублику. Мольер предоставил комедии совсем другого содержания. Его пьесы былине только интересными, но и поучительными. Беря образы и ситуации изсовременной ему жизни, драматург показывал людям их недостатки, страсти иошибки. Мольер соединил правила классицизма с традициями народного театра.Произведения Мольера стали проявлениями самого духа народа, духа вольнодумства,непокорности и протеста против всего фальшивого, порочного. Мольер считал, чтокомедия может влиять на зрителя не меньше, а возможно, даже больше, чемтрагедия. Вместе с тем, художник был истинным новатором в области литературы итеатральной деятельности, потому что вышел за пределы классицизма и заложилновые принципы драматургии.
Жан БатистПоклен (сценическое имя Мольер) родился 15 января 1622 года в Париже. Он—французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценическогоискусства. Жан Мольер служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традициинародного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовойкомедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом иартистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченностьбуржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческойприроды («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666;«Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин водворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); Мольер сособой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа,— комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественнаяемкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч.русской, драматургии и театра.
СемьяПокленов принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 отец Мольераполучил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасноеобразование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитскомКлермонском коллеже в Париже, где воспитывались дети многих дворянских семей. Большоевлияние на Мольера оказали лекции П. Гассенди. Опираясь на его учение, писательпозднее будет глубоко исследовать человеческие характеры и жизнь, отдавая преимуществоне умозрительным схемам, а опыту. Поэтому образы Мольера такие живые и достоверные.Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родняпредназначала его к юридической карьере: в 1641 он был принят в коллегиюадвокатов.
Примерно вэто же время Жан Батист вошел в круг учеников философа-эпикурейца Гассенди и завелзнакомства в актерской среде: итальянский мим Фиорилли, по прозвищу Скарамуш,дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса МадленБежар стала его любовницей. В 1643 он решил окончательно связать свою судьбу сосценой и заключил с Мадлен Бежар договор о создании «Блистательного театра». В17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене никто невыступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован вдокументе от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды побывал втюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциямпродолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655),«Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду. Годы странствийсыграли значительную роль в жизни драматурга: став превосходным актером ирежиссером, он научился успешно вести дела с авторами, коллегами и властями.
В 1658 труппавернулась в Париж и устроила в Лувре представление для Людовика XIV, которомучрезвычайно понравилась пьеса Мольера «Влюбленный доктор». Первый успех упублики драматург снискал в 1659 году комедией «Смешные жеманницы», в которойвысмеял прециозную слащавость и вычурность манер. В 1661 провалиласьединственная «правильная» пьеса Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но затооказались чрезвычайно удачными постановки «Школы мужей» и «Докучных» в театреПале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (известная также под именем«Дом Мольера»). В следующем году разразилась «памфлетная война» в связи спредставлением «Школы жен»: святоши увидели в ней покушение на принципыхристианского воспитания. Пьеса имела колоссальный успех: по словамсовременника, «все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть». Это означалозарождение столь характерного для Франции «двойного вкуса» или «двойногостандарта»: либо популярность, либо точное следование «правилам».
Жану Мольеруставили в вину слабую интригу, которая и в самом деле почти примитивна: Арнольфпоместил в монастырь крестьянскую девочку Агнессу, чтобы дать ей благочестивоевоспитание и получить затем покорную жену, однако плутовка влюбилась в юногокрасавчика Ораса и обрела благородного отца, который освободил ее оттиранических притязаний старика. Как и во многих других комедиях Мольера,развязка здесь притянута за уши. Однако драматурга интересовал вовсе не финал(для Арнольфа почти трагический), а «общечеловеческий» тип: пожилой мужчина,влюбленный в юную девушку и воспитавший ее на радость молодому сопернику.Вызванная пьесой полемика по значению почти не уступала «Спору о «Сиде»». Нанападки своих врагов Мольер ответил «Критикой «Школы жен»», в которойсуммировал все уже высказанные суждения и вложил в уста одного из персонажейпримечательные слова: «На мой взгляд, самое важное правило – нравиться. Пьеса,которая достигла этой цели, хорошая пьеса. Таким образом, Мольер существеннораздвинул рамки классицистической эстетики, поставив мнение широкой публикивыше оценки «мудрецов».
В «Школе жен»усматривают иногда и отражение личной жизни драматурга. В 1622 сорокалетнийМольер женился на двадцатилетней Арманде Бежар, сестре Мадлен, и этот бракпослужил поводом для скандала: один из актеров Бургундского отеля(конкурирующего с театром Мольера) направил королю жалобу, в которой утверждал,будто Арманда вовсе не сестра Мадлен, а ее дочь от Мольера. Людовик XIV оставилэтот донос без внимания, а впоследствии согласился стать крестным отцом дляпервенца своего любимого автора и актера. Арманда родила Мольеру троих детей,однако супружеская жизнь драматурга была, по общему мнению, крайне несчастной.
В 1663появился «Тартюф», вызвавший грандиозный скандал. Противники Мольера добилисьзапрета пьесы через могущественного «Общества святых даров», и только послепримирения Людовика XIV с Церковью в 1669 комедию начали ставить с неизменнымуспехом у публики: за один лишь первый год пьеса выдержала более 60представлений. Первый вариант пьесы не сохранился. Во второй (смягченной)редакции «Тартюф» терпит сокрушительное поражение: его уводят в тюрьму поприказу короля. Но до благодетельного вмешательства власти Оргон и егосемейство оказываются в полной власти коварного ханжи, которому хозяин домаотписал все свое имущество и доверил крайне опасные бумаги. Тартюф пленилОргона тем, что обещал спасение души и открыл греховность мира – это,безусловно, можно считать пародией на янсенистов, хотя повадками своими Тартюфбольше напоминал воспитанника иезуитов. За реалиями конкретной эпохи скрываетсявечный тип лицемера, успешно обделывающего свои делишки под маской святости. Равнымобразом Оргон являет собой привычную для того времени фигуру дворянина, слегказатронутого янсенизмом, и одновременно — тип недалекого, но симпатичногочеловека, слепо доверяющего друзьям.
В 1665очередную бурю вызвала постановка «Дон Жуана»: на сей раз враги Мольера, недовольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательноизгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизнидраматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачными поставленный в 1666 году «Мизантроп». Это одна из самых «загадочных» имногозначных комедий Мольера. Альцест – честный человек, который не находитсвоего места в обществе. Он проигрывает тяжбу, ссорится с другом Филинтом,теряет любимую девушку Селимену и гордо удаляется «в пустыню» — прочь отпорочного света. Стремление Альцеста раскрыть истинный смысл социальныхусловностей, несомненно, совпадает с позицией самого Мольера.
Вместе с темАльцест показан не только как идеалист, но и как зрелый человек, упорно нежелающий взрослеть. Многие его претензии к Селимене и Филинту выглядятсмехотворными. Он демонстрирует крайнюю обидчивость в ситуациях совершеннобезобидных. Наконец, при очень жестких требованиях к другим он весьмаснисходителен к самому себе. 17 век отдавал безусловное предпочтение Филинту –именно этот персонаж считался воплощением «порядочного человека». В 18 векеФилинта порицали за конформизм, тогда как Альцест стал символомпринципиальности. В ранг одинокого гения, гонимого пошлым обществом, возвелиАльцеста романтики.
Денежныезатруднения вынудили Жана Мольера за один лишь сезон 1667-68 написать пятьпьес: в их число входят «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле» и«Скупой». В 1670 появилась одна из самых популярных комедий драматурга «Мещанинво дворянстве», которая представляет собой веселый фарс со вставным турецкимбалетом — возможно, эти сцены были заказаны королем, чтобы сбить спесь спосланника Оттоманской империи. Обессмертила пьесу фигура господина де Журдена– неправдоподобно глупого и очень смешного буржуа, помешавшегося на своемстремлении стать «своим» в кругу дворян.
Сценическаякарьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен «Мнимыйбольной», где Жан Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, унего был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении онпотерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходскойсвященник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась запомощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозноепогребение.
Пьесы Мольеравыдержали на сцене одной только Комеди Франсез более 30 тысяч представлений.Французская Академия, пренебрегавшая «комедиантом» при жизни, в 1769 объявилаконкурс на «Похвалу Мольеру» и установила у себя его бюст. Жан Мольер сталподлинным создателем жанра классицистической комедии, где коллективным героемявляются бесчисленные и безмерные человеческие заблуждения, которые иногдапереходят в манию.
2.2 Дон Жуан в интерпретации Мольера
«Дон Жуан, иликаменный гость» написан в 1665 году в период гонений на «Тартюфа». Ища выход,Мольер взял тему, которая неоднократно разрабатывалась во французском,итальянском и испанском театрах. Впервые в литературе появился образ, которыйнельзя оценить однозначно. Мольер поставил перед собой цель раскритиковатьразвратное общество, которое порождает таких героев, как Дон Жуан. Вместе с темхудожник утверждает многогранность людской натуры.
Мольерсохранил в своем герое многие традиционные черты. Его Дон Жуан – развратник,стремящийся овладеть каждой красивой женщиной, которую встречает на своем пути.Он обладает красотой и изящными манерами, но при этом лишен каких бы то ни быломоральных принципов.
Но вместе стем Мольер меняет и углубляет тему Дон Жуана. Его герой обладает многимисовершенно особенными чертами, выделяющими его из многовековой вереницы ДонЖуанов.
Дон Жуан,несомненно, отрицательный герой. Таким он представал всегда, таким, в первуюочередь, сделал его и Мольер.
Практически всамом начале пьесы Сганарель отзывается о своем хозяине следующим образом:«…мой господин Дон Жуан – величайший из всех злодеев, каких когда-либо носилаземля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, нив святых, ни в бога, ни в черта, который живет, как гнусный скот, какэпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианскиепоучения и считающим вздором все то, во что верим мы»[5].Действительно, все последующие действия главного героя только подтверждаюттакую характеристику. Он полностью лишен каких-то внутренних моральныхпринципов. Дон Жуану ничего не стоило соблазнить и похитить из монастыря доньюЭльвиру, обвенчаться с ней, а затем почти сразу же бросить. Он совершенно нескрывает причин, побудивших его на такой поступок: женщина надоела ему, какнадоедали и сотни других. «У меня есть глаза для того, чтобы оценить прелестивсех женщин, и каждой из них я приношу дань, налагаемую на нас природой»[6],- признается он Сганарелю. Совесть не пробуждается в Дон Жуане даже после того,как Эльвира, смирив в себе страсть и решив вернуться в монастырь, приходит кнему и молит лишь об одном – раскаяться и спасти свою душу, положить конецбеспутной жизни. «А знаешь ли, я опять что-то почувствовал к ней, в этомнеобычном ее виде я нашел особую прелесть: небрежность в уборе, томный взгляд,слезы – все это пробудило во мне остатки угасшего огня»[7],- вот все, что может сказать Дон Жуан после ее искренних слов, вызвавших слезыу Сганареля.
Дон Жуанлишен и чувства благодарности: крестьянину, спасшему его жизнь, он платит тем,что пытается увести у него невесту. Нет в главном герое и уважения к старшим, впервую очередь, к собственному отцу. Когда Дон Луис пытается вразумить сына,напоминая о его благородном происхождении, о дворянской чести, Дон Жуан неслушает его, а вслед бросает «Ах, да умирайте вы поскорее – это лучшее, что выможете сделать!»[8] Впрочем, как только онпопадает в сложное положение, резко меняется его манера разговаривать с отцом:Дон Жуан изображает раскаяние и сыновью почтительность (V,1).
Среди героевМольера Дон Жуан – самый привлекательный. Ему чужда назойливость, а ханжество,у артистичного дворянина выглядит грациозно. Радостное жизнелюбие герояособенного свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себяизбранником, которому ничего не стоит остановить время, сделать врага другом,покорить в миг любую красавицу. Поведение его может показаться противоречивым:он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слугеСганарелю, он безразличен к тому, о чем говорят о нем «в свете», но бросаетсяна помощь к незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может иудрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.
На «любовномфронте» Дон Жуан одерживает победу за победой, объясняя это так: «Сердце моё, ячувствую, способно любить всю землю. Подобно Александру Македонскому, я желалбы, чтобы существовали и другие миры, где бы мне можно было продолжить любовныепобеды»[9]. Его жена, донна Эльвира,уже не интересна ему, Дон Жуану нужны новые завоевания. Он ловко обольщает двухкрестьянок, одну из них нарочно разведя с ее женихом: «…любовь моя началась изревности… мне было невыносимо смотреть на то, как им хорошо вдвоем…какое этобудет для меня наслаждение, если я смогу нарушить их согласие и разорвать этиузы, оскорблявшие мою чувствительную душу…»[10]. Одна из девушекопасается обещаний Дон Жуана, так как «мне всегда твердили, что господам веритьнельзя и что вы, придворные, обманщики; у вас только одно на уме: как быдевушку обольстить»[11].
Отдельно стоит сказать оботношении Дон Жуана к религии. С одной стороны, в безбожии героя можно увидетьлишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за своюбеспутную жизнь и презрение к божественным заветам. Но у Мольера делаетсягораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызваларезкий протест со стороны церкви (комедия прошла 15 раз и была запрещена, аиздана уже после смерти драматурга).
На первый взгляд можетпоказаться, что Мольер обличает безбожие Дон Жуана, в первую очередь – устамиСганареля. Этому же способствует эпизод с нищим (III, 2), который отказывается богохульствовать за деньги.Да и в конце, как и положено, Дон Жуана поражает молния.
Но в то же времясуществует точка зрения, что Мольер не отрицает, а, напротив, косвенным образомреабилитирует атеизм, делая в этом плане главного героя проводником своихсобственных взглядов. Не случайно, антагонист Дон Жуана Сганарель – наивен иглуп. Он защищает религию, но не может привести более весомых аргументов, чем«не мог же мир, как гриб, вырасти сам в одну ночь». Дон Жуан же весьмапоследовательно защищает свою позицию, согласно которой он верит лишь в то, что«дважды два – четыре»[12].«Для Дон Жуана отрицание бога — не дерзкий вызов небу, брошенный легкомысленнымжуиром, — писал известный литературовед Г. Бояджиев, — а окончательный выводдавнишней и трезвой мысли философа. Такое понимание образа мольеровского ДонЖуана удивительно точно и глубоко»[13].
Вопрос религии в пьесенеоднозначен, но настолько же неоднозначен и образ самого Дон Жуана. Помимо ужеперечисленных отрицательных черт, он не лишен и вполне положительных качеств.
Он красив, умен,галантен, храбр, способен на благородные поступки. Так, очень показателенэпизод со спасением Дона Карлоса. «Но что я вижу! На одного напали трое! Силыслишком неравные, я такой низости не потерплю»[14], — восклицает Дон Жуан ибросается на помощь совершенно незнакомому человеку, не задумываясь рискуетсобственной жизнью. Также немалую храбрость Дон Жуан демонстрирует в эпизодах состатуей и в момент своей гибели, ни разу не проявляя страха перед Командором.
В спорах со Сганарелемгерой Мольера проявляет способность аргументировано отстаивать свою (хотя ипротиворечащую общепринятой морали) точку зрения, в разговоре с Диманшем – находчивостьи изворотливость.
Он галантно держится сдамами, даже с оскорбленной Эльвирой, пытаясь доказать последней, что оставилее исключительно из благих побуждений.
Одним словом, Дон ЖуанМольера – «настоящий, утонченный вельможа»[15]. Его внешняя красота иизящество составляют резкий контраст с истинной сутью его поступков.
Таким образом, несложно понять, чтообраз Дон Жуана весьма противоречив. Это объясняется тем, что Мольер, вопрекиканонам классицизма, создал объективный образ вместо исключительноотрицательного, каким он был раньше.
Дон Жуан Мольера – неабстрактный грешник, а человек со своими взглядами, несомненными недостатками,но и определенными достоинствами. Что особенно важно – это человекмольеровского времени, воплощение не безнравственности вообще, а пороков,которые Мольер видел у своих современников. Его Дон Жуан – «обычный светскийчеловек, а события с ним происходящие обусловлены и свойствами его натуры, ибытовыми традициями, и социальными отношениями»[16].
В частности, геройМольера, как и многие светские щеголи того времени, живет в долг, занимаяденьги у презираемого буржуа Диманша, которого, кстати говоря, он ловковыпроваживает за дверь, так и не уплатив долга (IV, 3).
Его отрицание религии иБога – в значительной мере отражение общих тенденций в дворянстве XVII века. «…Бывают на свете такиенаглецы, которые распутничают неизвестно для чего и строят из себявольнодумцев, потому что полагают, будто это им к лицу»[17],- говорит Сганарель, пытаясь сделать вид, будто говорит вовсе не о своемхозяине. Эта характеристика, несомненно, взята Мольером из жизни. О типичностисвоего поведения говорит и сам Дон Жуан: «Нынче этого уже не стыдятся:лицемерие – модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели»[18].
В пьесе проявляются иклассовые отношения того времени. Постоянно подчеркивается, что Дон Жуан –дворянин. В сцене спасения им Дона Карлоса оба ведут себя, согласно неписанымправилам дворянской чести: Дон Жуан спасает незнакомого человека, рискуяжизнью, а Дон Карлос, узнав, кто перед ним, благородно отпускает своегозаклятого врага. Этот эпизод составляет резкий контраст с тем моментом, когдаДон Жуан не проявляет ни малейшего уважения к спасшему его крестьянину Пьеро. Взаменблагодарности он пытается увести его невесту и затем дерется с ним.
Известный французскийлитератор XIX века Сент-Бев писал: «Любить Мольера– значит прежде всего ненавидеть то, что не соответствовало его светлойприроде, что ему было противно в его время и было бы невыносимо и в наше[19]».В «Дон Жуане» драматург правдиво отразил те пороки, которые он осуждал вмолодых дворянах своего времени, хотя, конечно, в преувеличенном виде, ведь ихпредставителем является не просто герой, а один из наиболее известных образовмировой литературы.
Заключение
Итак, Мольер, выбрав вкачестве героя одной из своих самых знаменитых комедий легендарного героя-соблазнителя,создал совершенно новый образ.
Новаторство Мольеразаключается в первую очередь в том, что он изобразил Дон Жуана как своегосовременника, со всеми характерными пороками молодого дворянина XVII века. «Гений художника – писал Г.Н.Бояджиев о Мольере — это способность глубоко, полно и художественно выразитьхарактерные черты своего века»[20].
Уверенный в своемпривилегированном положении, а вследствие этого – в безнаказанности, Дон Жуансоблазняет всех понравившихся женщин, губит чужие семьи, норовит развратитькаждого, с кем имеет дело: от собственного слуги Сганареля до встречногонищего. Он полностью лишен моральных принципов, причем он осознает и даже бравируетэтим, цинично рассуждая о женщинах, о своем отце и т.д. Герой Мольера лицемерени, опять же, не считает это чем-то неправильным, ведь «в наше время лицемериеимеет громадные преимущества». Как и многие молодые дворяне XVII века, Дон Жуан живет в долг, которыйон уже давно не платит и не собирается платить.
С другой стороны, геройне лишен и некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен наблагородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуяобразу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своимипоступками – не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминаетему о дворянской чести.
«У всех предшественниковМольера (кроме Тирсо де Молины) Дон-Жуан – либо чудовище, либо карикатура, либомарионетка; — писал А.А. Смирнов, — у Мольера он – живой, гибкий, глубокореалистичный образ»[21]. Действительно, сохраняявсе традиционные черты знаменитого героя, Мольер сумел создать разносторонний,выходящий за четкие рамки классицизма образ, которые отразил какобщечеловеческие пороки, так и характерные черты дворянского общества XVII века.
Библиография
1. Бордонов, Ж. Мольер.– М.: Искусство, 1983. – 415 с.
2. Бояджиев, Г.Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.
3. Булгаков, М.А.Жизнь господина де Мольера. – М.: Молодая гвардия, 1991.- 224 с.
4. Историязарубежной литературы XVII./ Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. с. 114-117.
5. Историяфранцузской литературы: \учебник для фил. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П.Козлова, Г.К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – с. 179-180.
6. Кисин Б. Дон-Жуан// Литературная энциклопедия в 11 т., т. 3. – М., 1929-1939.
7. Литературнаяэнциклопедия. Т. 2. — 1929.
8. Луков, В.А.,Черноземова Е.И. История зарубежной литературы XVII-XVIIIвеков. – М.: Наука, 2004.
9. Мокульский, С.С.Мольер // Литературная энциклопедия в 11т., т. 7. – М., 1929-1939.
10. Мольер «Дон Жуан,или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978
11. Нусинов, И. М.Вековые образы. М., 1937.
12. Нусинов, И.М.История литературного героя. – М., 1958.
13. Пронкевич, О. ДонХуан сквозь призму национального мифа // Слово и время. – 2003. — №4. – с.56-62.
14. Смирнов, А.А. Изистории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.:Художественная литература, 1965. с. 276-292.
15. Штейн, А.Л. Навершинах мировой литературы / А. Штейн – М.: Художественная литература, 1977.