Министерствообразования и науки РФ
Гуманитарныйуниверситет
г.Екатеринбург
Факультет социальнойпсихологии
Специальность«Социально-культурный сервис и туризм»
Форма обучения заочная
Курс 2 (2006 г.н.)
Ф.И.О. студента: ВяткинаСветлана Владимировна
Дисциплина
МИРОВАЯКУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Контрольнаяработа
ЛирикаПетрарки
Преподаватель: ДроздоваА.В.
Дата сдачи:
Результат к\р
Дата возврата
Екатеринбург– 2007
Содержание
Введение
Вехи биографии
Лирика Петрарки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На XIV в. в Италии приходится РаннееВозрождение. К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, какпереход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формированиебольших государств и наций; становление национальных языков и национальныхкультур. Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культурыформулирует новые ценности – идеи гуманизма. Гуманисты в поисках опоры длянового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античныхмыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Длягуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть меравсех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеейравенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»).Уникальной чертой итальянского Ренессанса является выдвижение наиболеезначительных писателей именно на ранней стадии, в XIV в., называемое по-итальянски Треченто. Одним из нихбыл Франческо Петрарка (1304-1374).
Колоссальный авторитетПетрарки был основан, прежде всего, на его деятельности ученого-гуманиста.Петрарка был создателем гуманистической культуры в Европе, основателем науки,получившей наименование классической филологии. Персональная модель Петраркипородила такое влиятельное явление, как петраркизм. Всю свою жизнь он занималсяразысканием и изучением древних рукописей и сделал в этом отношении ряд важныхоткрытий; так, им были найдены две речи Цицерона и его письма, а также основнойтруд Квинтилиана «Об образовании оратора». Больше других авторов древности Петраркапочитал Цицерона и Вергилия, называя первого своим «отцом», а второго –«братом». Ввиду слабого знакомства с греческим языком познания Петрарки вобласти античной литературы ограничивались главным образом римской литературой.В греческой литературе он видел первоисточник римской. Не будучи в состояниипрочесть Гомера в оригинале, он пользовался латинским переводом его поэм.
Вехибиографии
Франческо Петрарка былсыном флорентийского нотариуса Петракко, друга и политического единомышленникаДанте. Он родился в городе Ареццо. В 1312 г. нотариус Петракко переехал ссемьей в город Авиньон на юге Франции, он занял должность в папскомсекретариате, семью же поселил в местечке Карпентра. Здесь маленький Петрарканачал ученье у латиниста-начетчика Конвеневоле да Прато, привившего ему вкус кримской литературе. По настоянию отца он изучал юриспруденцию сначала вМонпелье, затем в знаменитом Болонском университете, но оставил ненавистные емузанятия в 1326г., когда потерял отца и мать. Возвратившись в Авиньон, он принялдуховное звание, открывшее ему доступ к папскому двору. Здесь царили роскошь,симония (продажа церковных должностей) и другие пороки, вызывавшие у многихглубокое негодование и впоследствии сурово заклейменные великим гуманистом вего «Письмах без адреса» и в ряде обличительных сонетов.
В 1327 г. он встретил вцеркви Св. Клары красивую молодую женщину, которую в течении многих летвоспевал в стихах под именем Лауры. Слава «певца Лауры» сыграла немалую роль вличной судьбе Петрарки. В 1330 г. он поступил на службу к Джованни Колонна,просвещенному меценату, который предоставил ему возможность заниматьсяизучением античных писателей. В 1337 г. Петрарка поселяется в местечке Воклюзпод Авиньоном, где занимается литературным трудом, пишет стихи о Лауре, поэму«Африка», которая принесла ему славу великого поэта и венчание лаврами наКапитолии, прозаическое сочинение «О преславных мужах», поэму «Триумф Любви» идругие произведения.
Томимый внутреннимбеспокойством и любознательностью, Петрарка много путешествовал. Он жил вМилане у тамошних правителей Висконти, в Венеции, в Падуе, Риме, Павии, даже вПраге.
Последние годы поэтпровел в местечке Арква около Падуи, где выстроил себе маленький домик. Здесьон тихо скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., склоняясь над древнимманускриптом.
ЛирикаПетрарки
Преклонение Петраркиперед античным миром имело характер настоящей страсти. Он стремился целикомперенестись в обожаемый им античный мир, усвоил не только язык, слог, но иобраз мыслей римских авторов, писал письма Ливию, Вергилию, Сенеке, Цицерону,Гомеру, как своим личным друзьям, постоянно цитировал их и искал в ихпроизведениях ответа на современные ему вопросы. Самого себя он считал потомкомдревних римлян, Италию – наследницей римской славы, итальянскую литературу –продолжением латинской. В отличие от Данте, Петрарка предпочитал писать непо-итальянски, а на латыни, которую считал подлинным литературным языкомИталии, причем стремился очистить латынь от средневековых наслоений, приблизивее к языку древних классиков. Но, поступая таким образом, Петрарка, в сущности,двигался назад, ибо отдалял литературу от народных масс, делая ее доступнойтолько узкому кругу образованных людей. В этом отношении деятельность Петраркиявилась подготовкой к позднейшему академическому перерождению гуманизма,имевшему место в XV веке.
Латинские произведенияПетрарки могут быть разделены на две группы: произведения поэтические иморально-философские. Из поэтических произведений Петрарки, написанныхпо-латыни, первое место занимает поэма «Африка» (1338-1342), созданная вподражание «Энеиде» Вергилия. Она состоит из девяти песен (поэма осталасьнезаконченной). Это патриотический национальный эпос, воспевающий подвигиСципиона, завоевателя Африки. У римского историка Тита Ливия заимствованПетраркой сюжетный материал; из «Республики» Цицерона – рассказ о сне Сципиона,во время которого тень отца полководца предсказывает ему падение Карфагена,повествует о загробной жизни и пророчествует о грядущем упадке Рима. Культантичности сочетается у Петрарки с утверждением национальной независимостиИталии, с ненавистью к чужеземцам и к феодальным насильникам, хозяйничающим в«вечном городе». В последней песне поэмы выводится римский поэт Энний, которыйпредсказывает, что через много веков появится поэт, который прославит Сципионаи получит венец в Риме. Этот намек на себя, вставленный в поэму из античнойжизни, является ярким проявлением самосознания Петрарки, его жажды личнойславы. Культ античности давал опору этому индивидуализму, характерного длямироощущения ренессансного человека.
Современники Петраркивысоко ценили «Африку», считая ее шедевром. Позднейшая критика отметила в поэмедлинноты, недостаток действия, слабую композицию. Сильнее всего в поэме неэпическое начало, а лирические места, в частности пламенные гимны родине.
Помимо «Африки», Петрарканаписал латинскими стихами еще двенадцать эклог (1346-1356) в подражание«Буколикам» Вергилия. Однако Петрарка вложил в пасторальную форму совершенночуждое ей содержание. Некоторые эклоги носят остро обличительный характер,порицают неаполитанский двор, римскую знать, испорченность папской курии.Другие эклоги носят глубоко личный, интимный характер; эклога XI выражает скорбь поэта над могилойЛауры.
Латинскими стихаминаписаны также «Послания» Петрарки, примыкающие к его прозаическим письмам, откоторых они отличаются только своей стихотворной формой. Петрарка являетсясоздателем эпистолярного жанра в новоевропейской литературе. Следуя примеруЦицерона и Сенеки, он превращает свои частные письма в чисто литературныепроизведения, написанные мастерским слогом и знакомящие читателя с разнымипроисшествиями из личной жизни поэта, с его мыслями, чувствами, переживаниями,с его оценкой литературных произведений и откликами на события общественно –политической жизни. Форма письма ил послания привлекала Петрарку своейнепринужденностью, способностью вместить любое содержание. Некоторые письмаПетрарки совсем не имеют адресатов; эти «Письма без адреса» переполнены резкимисатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы – «новогоВавилона». Частные письма ярко рисуют внимание поэта к своей личности.
Среди прозаическихлатинских сочинений Петрарки необходимо выделить его исторические труды, вкоторых он пытался суммировать отрывочные знания своих современников обантичной древности. В книге «О знаменитых мужах» Петрарка изложил биографиивыдающихся римлян, а также Александра Македонского, Пирра и Ганнибала. Образцомдля Петрарки при написании этой книги явился известный труд Плутарха о герояхдревности, фактические же сведения были почерпнуты им у Тита Ливия. Задачакниги «О знаменитых мужах» совпадает с задачей «Африки»: она должна былапрославить Древний Рим, оживив память о доблести его лучших сынов. Книга имелабольшое значение для формирования того культа античного героизма, которыйорганически входил в миросозерцание людей Ренессанса. Кроме того, это былашкола патриотизма, общественной активности и гражданского долга.
Другой исторический трудПетрарки – «О достопамятных вещах» — представляет собой собрание выписок,изречений и примеров, извлеченных из сочинений древних авторов, а также рядпреданий о видных итальянских деятелях, в том числе о Данте. Книга имелабольшое культурно-воспитательное значение для своего времени. Особый интереспредставляет во II книге этоготруда раздел об остротах и шутках с многочисленными примерами, которыепозволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота налатинском языке, впоследствии разработанного гуманистом Поджо в его «Фацетиях».
Важное место средилатинских сочинений Петрарки занимают морально-философские трактаты, яркоотражающие глубокие противоречия его сознания. С одной стороны, Петрарка былиндивидуалистом, всегда выдвигавшим на первый план свою личность, он обладалпытливым, критическим умом, жаждой славы, любовью к жизни и природе ивосторженно приклонялся перед языческой античностью. С другой стороны, онвлачил тяжелый груз аскетических воззрений и был бессилен порвать связи состарой, религиозной культурой. В итоге – мучительный разлад в сознании Петраркимежду языческим и христианским идеалами, между жизнелюбием и жизнеотрицанием.На этой почве у Петрарки создался своеобразный психический недуг, который онназывает accidia; это слово, заимствованное Петраркойиз практики христианских отшельников, означает недовольство и удрученностьсердце, гнетущую печаль, отбивающую охоту ко всякой деятельности.
Но самым ярким выражениемидеологической борьбы, переживаемой Петраркой, является его книга «О презрениик миру» (1343), которую он называл своей «тайной», ибо написал он ее не длядругих, а для себя, стремясь разобраться в противоречиях своего сердца. Книгаэто представляет первую в новой литературе исповедь мятущейся личности. Онанаписана в форме диалога Петрарки с Блаженным Августином, одним изосновоположников средневекового мировоззрения, который сам в молодости пережилсходные колебания, запечатленные в его знаменитой «Исповеди».
Диалог Петрарки иАвгустина, по существу, изображает внутреннюю борьбу в сознании самогоПетрарки. Это как бы диалог его раздвоившейся души. Августин в трактатеявляется выразителем ортодоксальной, христианско-аскетической точки зрения; онпризывает поэта подавлять все мирские помыслы и желания, в том числе занятиепоэзией, искание славы, любовь к Лауре, ибо все это – тлен, а думать следуетлишь о неизбежной смерти. Петрарка спорит с Августином горячо и страстно. Онзаявляет ему, что не может отказаться от любви и славы. При этом он утверждает,что любовь к Лауре поднимает его ввысь, ибо он любит в ней не плоть, абессмертную душу. В конце концов, Августин берет верх: он убеждает Петрарку втом, что его любовь к Лауре – все же земное чувство. Он готов согласится с ним,готов отдаться заботе о вечности, но раньше он должен завершить свои земныедела. Таким образом, хотя Петрарка и признает моральное превосходствоАвгустина, однако гуманистическая сторона его сознания не даетхристианско-аскетической морали подавить себя.
Идеологическиепротиворечия Петрарки выразились не только в его морально-философскихтрактатах, но и в его лирических стихотворениях, написанных, в отличие отрассмотренных произведений, на итальянском языке. Сам Петрарка не очень высокоценил свои итальянские стихи, называя их «пустяками», «безделками», ибо, по егомнению, полноценной литературой являются лишь произведения, написанные налатыни. Но время показало, что Петрарка велик именно своими итальянскимистихами, в которых он выступил подлинным пролагателем новых путей в области нетолько итальянской, но и европейской лирики.
Петрарка начал писатьитальянские стихи уже в ранней молодости. Подобно своим предшественникам,провансальским и итальянским, включая Данте, он разрабатывал по преимуществужанр любовной лирики. Свою возлюбленную Петрарка называл Лаурой и сообщил о нейтолько то, что впервые увидел ее 6 апреля 1327 г. И что ровно через 21 год онаскончалась. После ее смерти Петрарка воспевал ее еще десять лет и в дальнейшемразделил сборник посвященных ей стихов, обычно называемый «Канцоньере», на двечасти, озаглавленные «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры».Состав «Канцоньере» несколько расходится с названием сборника, канцонысоставляют далеко не самую значительную его часть, уступая первое местосонетам. Помимо 317 сонетов и 29 канцон, в сборнике имеются также образы другихлирических жанров – секстин, баллад, мадригалов. Кроме любовных стихотворенийбыли включены сонеты и канцоны философского и политического содержания. Средипоследних особенно знамениты канцоны «Моя Италия» и «Высокий дух», а также триантиватиканских сонета (136, 137 и 138), содержащих острейшее обличениепапского двора и царившей там чудовищной распущенности.
Имя Лаура казалось многимбиографам Петрарки вымышленным, под каким трубадуры любили скрывать имена своихдам. Петрарка постоянно играет этими словами, утверждая, что любовь к Лауреприносит ему лавры, иногда даже называя свою возлюбленную лавром.
Биографам Петраркиудалось собрать о ней небольшое количество данных. Установлено, что Лаурародилась около 1307 г. в знатной авиньонской семье Нов, в 1325 г. она вышлазамуж за местного дворянина Гюга де Сад, стала матерью 11 детей и скончалась вчумный, 1348-й год. Замужнее положение Лауры не противоречит ее образу в стихахПетрарки: поэт изображал ее женщиной, а не девушкой, что опиралось на старуютрадицию куртуазной лирики. В стихотворениях Петрарки нет намека не только наответное чувство Лауры к поэту, но даже на близкое знакомство с нею.
До нас дошли далеко невсе стихи в честь Лауры, ибо поэт уничтожил свои ранние опыты, в которых он ещенедостаточно овладел поэтическим мастерством. Первое из дошедших до насстихотворений (Канцона 1) не старше 1330 г. Оно написано в манерепровансальских трубадуров, песни которых еще были живы в Авиньоне. Петраркадалек здесь от присущей итальянским поэтам «сладостного нового стиля»спиритуализации любви, ее превращения в символ добродетели, в отражение«божественного блага». Любовь здесь – властная сила, берущая себе в союзницывозлюбленную поэта, они обращают поэта в вечнозеленый лавр. Отзвуки поэзиитрубадуров сочетаются в ранней лирике Петрарки с реминисценциями из римскихпоэтов, главным образом из Овидия.
Поэтические аллегории,олицетворения, мифологические параллели остаются в поэзии Петрарки и дальше. Ноони не мешают поэту стремиться к тому, чтобы говорить о своем чувстве безвсяких философских абстракций. Правда, он не смог избежать влияния лирики Дантеи его школы. Подобно Данте, он изображает свою возлюбленную образомдобродетели, делает ее средоточием всех совершенств. Но в то же время он неотождествляет красоту с добродетелью, не превращает Лауру в некий бесплотныйсимвол. Она остается, прежде всего, прекрасной женщиной, которой поэт любуется,находя все новые краски для описания ее красоты, фиксируя то своеобразное инеповторимое, что имеется в данной ее позе, в данной ситуации. Петраркаописывает локоны Лауры, ее глаза, ее слезы, о которых написано четыре сонета;он рисует Лауру в лодке или в коляске, на лугу под деревом, показывает ееосыпаемой дождем цветов.
Но любование прекрасноймоделью не имеет у Петрарки самодовлеющего характера. Описание красоты Лауры –только повод для выражения переживаний влюбленного поэта. Она остается всегдасуровой повелительницей; любовь к ней безнадежна, она питается только грезами,заставляет его желать смерти и искать облегчения в слезах. Эти переживания,«порывы скорбного сердца», составляют основное поэтическое содержание«Канцоньере». Подобно трактату «О презрении к миру», книга стихов Петраркивскрывает его душевные противоречия, она рисует мучительное раздвоение поэтамежду возвышенным платонизмом и чувственной земной любовью, греховность которойон сознает. Он говорит: «С одной стороны, меня уязвляют стыд и скорбь, влекущиеменя назад, а с другой стороны, меня не отпускает страсть, которая в силупривычки так усилилась во мне, что дерзает спорить с самой смертью».Идеологический конфликт, владеющий сознанием Петрарки, сообщает драматизм еголюбовной лирике; он рождает динамику образов и настроений, нарастающих,сталкивающихся, переходящих в собственную противоположность. Внутренняя борьбазавершается сознанием неразрешимости конфликта. Он ощущает ущербность своейпсихики, фиксируя ее в знаменитых словах: «Ни да, ни нет полностью не звучат вмоем сердце». Невозможность подавить свое «греховное» чувство вызываетгорестное восклицание Петрарки: «И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!»
Во второй части«Канцоньере», посвященной умершей Лауре, жалобы на суровость возлюбленнойсменяются скорбью об ее утрате. Образ ее освящается в воспоминаниях; онстановиться более живым и трогательным. Лаура шепчет утешения поэту, дает емусоветы, осушает слезы, присев на край его ложа, и внимательно выслушиваетисторию его сердечных мук. Подобно Данте, Петрарка превращает свою умершуювозлюбленную в святую. При этом, находясь в райской обители, Лаура все времядумает о нем и оборачивается назад, стремясь убедиться, что поэт следует заней. После смерти Лауры кончается страстная борьба поэта против своего чувства,потому что оно теряет земной характер. Однако и здесь временами возникают у Петраркисомнения в допустимости любви. «Канцоньере» заканчивается канцоной, обращеннойк Деве Марии, — поэт просит вымолить для него прощение у Бога за любовь, откоторой он не в сила отказаться.
Но Петрарка неостановился на «Канцоньере». Продолжая стремиться к примирению противоречий всвоем сознании, поэт в конце жизни возвращается к старой культурной ипоэтической традиции. Он обращается от «низменного» жанра любовной лирики к«высокому» жанру аллегорической поэмы-видения в манере Данте и его школы. В1352 г. он начинает поэму в терцинах «Триумфы», над которой работал еще в годсвоей смерти. Петрарка показывает здесь, что в жизни над человеком торжествуетЛюбовь, от которой его освобождает Целомудрие; над Целомудрием торжествуетСмерть, над нею – Слава, над Славой – Время, над Временем – Вечность.Соответственно этому поэма распадается на шесть «триумфов», построенных постарой схеме «видений». Петрарка пытается связать апофеоз Лауры с изображениемсудеб человечества, для чего вводит в поэму большое количество исторического илегендарного материала. Но для итальянского общества второй половины XIV в. такая ученая аллегорическаяпоэзия была пройденным этапом, и искомого Петраркой синтеза не получилось.
Заключение
Историческое значениелирики Петрарки заключается в освобождении им итальянской поэзии от мистики,аллегоризма от отвлеченности. Впервые у Петрарки любовная лирика стала служитьпрославлению реальной земной страсти. Она сыграла огромную роль в укреплениигуманистического мировоззрения с его индивидуализмом и реабилитацией земныхсвязей. Созданный Петраркой индивидуалистический стиль стал каноническим длялирической поэзии.
Характерная особенностьпоэтического стиля Петрарки по сравнению с Данте в том, что Петрарка придает поэтическойформе самостоятельное значение, тогда как для Данте поэтическая форма являласьтолько орудием мысли. Лирика Петрарки всегда артистична, она отличаетсяизяществом, беспрестанным стремлением к внешней красоте. Этот момент вносит вего поэзию зачатки эстетизма и даже манерности. Исследователь итальянскойлитературы Н. Томашевский, опираясь на длительную традицию анализа текстовПетрарки, писал: «Единицей Петрарковской поэзии является не слово, но стих или,вернее, ритмико-синтаксический отрезок, в котором отдельное слово растворяется,делается незаметным. Единице этой Петрарка уделял преимущественное внимание,тщательно ее обрабатывал. Чаще всего у него ритмико-синтаксическая единицазаключает в себе какое-нибудь законченное суждение, целостный образ. Показательнои то, что Петрарка относится к малому числу тех итальянских поэтов, чьиотдельные стихи стали пословичными».
Петрарка оставил внаследие европейской поэзии огромный запас поэтических образов, форм и мотивов,довел до совершенства разработанный уже его предшественниками жанр сонета,ставший отныне достоянием всех европейских литератур. Все это позволяет видетьв нем подлинного отца новой европейской лирики, учителя всех великих поэтовевропейского Возрождения – Тассо, Ронсара, Спенсера, Шекспира (как лирическогопоэта).
Списокиспользуемой литературы
1. Алексеев М.П.,Жирмуский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История западноевропейскойлитературы. Средние века и возрождение. — М.: Академия, 2000. – 5-е изд., испр.и доп. С 172-180.
2. Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000. – с90-92.
3. Луков В.А.История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.:Академия, 2003. — с 94-99.