Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество С.А. Есенина

Реферат
по литературе
на тему:
«Жизненный и творческий путь С.А. Есенина»
Ученика 11 класса
МОУ Нижнешибряйская СОШ
Уваровского района
Тамбовской области
Медведева Дмитрия
2007 год

План
Введение
Биография
Автобиография
Хронологическая таблица
Природа и лирический герой
Анализ стихотворения
История России и поэт
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Русская классическая поэзия формирует в человеке любовь кродной природе, уважение к родному дому. И именно Сергей Есенин посвятил своетворчество природе, Родине и любви. Мне захотелось подробнее узнать о еготворчестве и о жизни, о том как он писал стихи, какие трудности переживал всвоей жизни. Современники считали Сергея Александровича достойным приемникомпушкинской славы, но в отличие от А.С. Пушкина у Есенина была короткая жизнь изагадочная смерть.
Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашимсегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы,не противостоящая, а зависящая от него. Проникнув в мир поэтических образовЕсенина, мы начинаем ощущать себя в природе, как дома. Эти чувства помогут намсохранить человечность, а значит, и человечество.
Биография
Родился Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селеКонстантиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Матьбудущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоревместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработкив Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова),знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признаниюсамого поэта, именно она давала «толчки» к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновскоеземское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этихлет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина«Радуница» вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших вкнигу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народнымпесням и частушкам, — свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта сдеревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песеннымскладом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница — это день поминовения усопших;с другой — это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которыеиздавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и непротиворечит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная чертакоторых — потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному,обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришлопроцвести и умереть… Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен итонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует,воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки…Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализалоил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенинвместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновьотправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографиюИ.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет:«Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет этого понять,редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надоработать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальнуюлитературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все своежалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить… ». Вдекабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдаетсявесь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете „Новь“,»Парус", «Заря»..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальнойлитературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружкекрестьянского поэта И. Сурикова — собрании весьма пестром, как в эстетическом,так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, ибольшевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народногоуниверситета Шанявского — первого в стране учебного заведения, которое можнобыло бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основыгуманитарного образования — слушает лекции о западноевропейской литературе, орусских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее,самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия идр.). А поэмы тех лет — Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке — одновременнои стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, вкоторой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну«естественности человеческих отношений». Тема же обреченнойскоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
(1914)
Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилеваи А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевнусвоим пророческим характером. И она не ошиблась — жизнь Есенина действительнооказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению,все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома,он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Запискасохранилась с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые… ».Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во всесамые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желаннымгостем. Стихи его говорили сами за себя — их особая простота в совокупности с«прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенскогопаренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языкаоказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Однивидели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенногонедюжинным поэтическим даром. Другие — например, Мережковский и Гиппиус, готовыбыли его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистическогонародного православия, человека из древнего затонувшего «Града Китежа»,всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец.,Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 — начале 1917 годов стихи Есенина появляются настраницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт ис Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступаетв салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку,препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое — тоскапо патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Нопри этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, амятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение инарочито-нравоучительная елейность своего «друга-врага». Неслучайнонесколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: «Брось тыпеть эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучшезастывшего рисунка старообрядчества...»
И эта «настоящая жизнь Руси» несла Есенина и егопопутчиков на «корабле современности» все дальше. В разгаре. Перваямировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнутлюди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале,читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, передимператрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературныхпокровителей. В том «глухом чаду пожара», о котором писала А. Ахматова,все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и«грядущий хам» (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чемблагоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревалнадежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось,преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь,взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь…(1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая наземле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это времяпереплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, свосхищенными возгласами в адрес новой власти:
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.
(Иорданская голубица, 1918).
Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь,Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально,шокировали современников:
Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.
Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:
Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода итеррора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит вфольклоре, в древнерусском искусстве, в «узловой завязи природы ссущностью человека», в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статьеКлючи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древнейжизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этомполагаясь, все на тот же деревенский уклад: «Единственным расточительным инеряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промысломи заводами деревня».
Очень скоро Есенин понимает, что большевики — вовсе не те,за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа ииздателя, Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем,жалостью своей: что произошла не „великая бескровная“, а началосьвремя темное и беспощадное… ». И вот настроение приподнятости и надеждсменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянскийбыт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаямбывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходитвесьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеровновой литературной группы — имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image — образ]- направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны1914-1918 (основатели его — Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся отфутуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русскиеимажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах «Сирена»(Воронеж) и «Советская страна» (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич,А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационноони объединялись вокруг издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи»,книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе «СтойлоПегаса». Позднее имажинистами выпускался журнал «Гостиница дляпутешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскорепосле этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашаетпримат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечнымколичеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), неслово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значениемявляется основой И. «Единственным законом искусства, единственным инесравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов»(«Декларация» имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципасводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка черезметафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл «внутреннейформой слова». «Рождение слова речи и языка из чрева образа, — говоритМариенгоф, — предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии».«Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова». Если впрактической речи «понятийность» слова вытесняет его «образность»,то в поэзии образ исключает смысл, содержание: «поедание образом смысла — вотпуть развития поэтического слова» (Шершеневич). В связи с этим происходитломка грамматики, призыв к аграмматичности: «смысл слова заложен не тольков корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломаяграмматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силуобраза» (Шершеневич, 2×2=5). Стихотворение, являющеесяаграмматическим «каталогом образов», естественно не укладывается и вправильные метрические формы: «vers libre образов» требует «verslibre’a» ритмического: «Свободный стих составляет неотъемлемуюсущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образныхпереходов» (Мариенгоф). «Стихотворение — не организм, а толпаобразов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять» (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина,его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова изДекларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании… должнобыло погибнуть от истерики». В имажинизме Есенина привлекало пристальноевнимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла иобщая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционноговремени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить итворить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе сразочарованием обрести «новый град — Инонию» придают лирике Есенинатрагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже «по-осеннему»,свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды.Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни — пишет Есенин в стихотворении (1920),посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежнийдеревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природномуприходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался:«Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпохуумерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, окотором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый,ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. ФигуройПугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал отеатральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно — руководителяПовстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотивбунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорнымразбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест противсовременной Есенину действительности, в которой он не видел и намека насправедливость. Так «страна негодяев» для Номаха — и тот край, вкотором он живет, и вообще любое государство, где… если преступно здесь бытьбандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица АйседораДункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалуевропейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбилнищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинаютказаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство,и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяногоразгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихис жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первыестихи из цикла Москва кабацкая:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался вМоскве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, томог страшно „крыть“ советскую власть. Но его не трогали и, продержавнекоторое время в милиции, вскоре отпускали — к тому времени Есенин былзнаменит в обществе как народный, „крестьянский“ поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенинпродолжает писать — еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет — Письмо к женщине,Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращениена Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходимпонемногу в ту страну, где тишь и благодать…
И, наконец, стихотворение „Отговорила роща золотая“,в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого,много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любилилюди, вовсе далекие от изящной словесности:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...
В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград.В ночь на 28 декабря в гостинице „Англетер“ Сергея Есенина убилиспецслужбы инсценировав самоубийство.
Посмертная судьба произведений Есенина в советской России вомногом связана с большевистской идеологией и ее вождями. Особенно заметную рольв унижении и практически запрещении произведений поэта сыграли Злые заметки Н. Бухарина,где он, в частности, писал: „Идейно Есенин представляет самыеотрицательные черты русской деревни, так называемого “национальногохарактера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность,обожествление самых отсталых форм общественной жизни..."
Так вплоть до периода «оттепели» середины 50-хгодов Есенина издавали крайне редко и в основном одно и то же. Зато многие егопроизведения распространялись в списках, ходили по рукам, на стихи Есенинасоздавали песни, которые были горячо любимы и хорошо известны в самых широкихслоях общества.
Автобиография
Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября вРязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости.
С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства,был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого былотрое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядьямои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня налошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепкодержался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня влодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Янеумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал:«Эх, стерва! Ну, куда ты годишься?» «Стерва» у него былослово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничьюсобаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выученлазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, комуграчи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, погривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо иживот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном иходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушкаиногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня,дура, его не тронь. Он так будет крепче».
Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не былограниц. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову,потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегдая орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобыпроверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору идве за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делална ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбищеиграть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня оченьзахотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскуюшколу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московскийучительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мненастолько осточертели, что я и слушать не захотел.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательноетворчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи пожурналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меняприняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когдая смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живогопоэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. СКлюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба,которая продолжается и посейчас, несмотря на то, что мы шесть лет друг друга невидели.
Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб смякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.
За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны всторону. Россию, я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана доЧерного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии.
Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зимупрожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена.
В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздолевее.
Любимый мой писатель — Гоголь.
Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень»,«Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница»,«Исповедь хулигана» и «Пугачев».
Сейчас работаю над большой вещью под названием «Странанегодяев».
В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихивместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читалпросто где-нибудь на бульваре.
Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. Сними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению.
За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькоевнимание к вывеске: «Просят не стрелять!»
 Хронологическая таблица
 
21 сентября (4 октября) 1895г. — родился СергейЕсенин.
1904г. — Есенина отдают на обучение вКонстантиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городеСпас-Клепики.
1912г. — Есенин переехал в Москву.
Осень 1913г. — знакомство с Анной РомановнойИзрядновой.
21 декабря 1914г. — рождение первого сына СергеяЕсенина Юрия.
1914г. — первая публикация стихотворений в газете«Новь» и журналах «Парус», «Заря».
Весной 1915г. — Есенин переезжает в Петроград, гдезнакомится с Н.А. Клюевым, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком.
1916г. — первый сборник стихов «Радуница»
1916г. — Есенин призывается в армию.
Весной 1917г. — знакомство с Зинаидой Райх.
1918г. — в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина«Голубень», затем «Преображение».
1919г. — Есенин оказывается одним из организаторов илидеров новой литературной группы — имажинистов.
1920г. — знакомство с Надеждой Вольпин.
1920г. — поэмы «Русь уходящая», «Песньо великом походе», «Русь советская», «Анна Снегина»,«Черный человек»; драматические поэмы «Пугачев» и «Странанегодяев».
1920г. — выходит сборник стихов «Москва кабацкая».
19 сентября 1920г. — встреча с Галиной Бениславской.
3 октября 1921г. — знакомство с Айседорой Дункан.
1922г. — Есенин и Дункан сочетались браком.
1922-1923гг. — Есенин и Айседора совершают длительнуюпоездку по Западной Европе и США.
1923г. — они разошлись.
1924 — 1925гг. — Есенин путешествует по Закавказью. Вто же время выходит сборник «Персидские мотивы», стихотворения «Русьуходящая», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Стансы».
1925г. — знакомство с Софьей Толстой.
27 февраля 1925г. — Есенин пишет свое последнеестихотворение «До свиданья друг мой, до свиданья… ».
28 февраля 1925г. — в гостинице «Англетер» СергеяЕсенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство.Природа и лирический герой
Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир,который близок и понятен всем, Есенин — истинный поэт России; поэт, который квершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — Рязанскаяземля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружаетвсех нас.
Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всюкрасоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах.
Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен исказаний:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились чертынарода — его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевнаянеуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана снародом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являютсяпростые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годамисвязь поэта и человека — Есенина с русскими крестьянами.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве ярос, дыша атмосферой народной жизни", — вспоминал поэт. Уже современникамиЕсенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”. Его стихи похожи наплавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелесттростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красотародного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и еенароду:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...
“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовьюк Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В стихах Есенина нетолько “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, нои выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родногонарода. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любвик Родине:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенинкартины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, поройнеожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, пословам А. Толстого, слышится “певучий дар славянской души, мечтательной,беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы". Все у Есенинамногоцветно и многокрасочно. Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегосявесною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца идолго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо,покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами изеленью. С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных — “братьях нашихменьших". В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и егостихотворении “Песнь о собаке” прозвучали такие слова:. “… и, когда произнеспоследние строки:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег -
на его глазах тоже сверкнули слезы".
После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин нестолько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии,для выражения неисчерпаемой “печали полей, любви ко всему живому в мире имилосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком".
Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет,действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она — любимыйгерой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красотавосточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
 
Стихотворение
«Отговорила роща золотая…»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
 Анализ стихотворения
Это стихотворение великого русского поэта СергеяАлександровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь,трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны сприродой и человеком.
В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный мирприроды. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем надголубым прудом», костром «рябины красной». Он ощущает себянеотъемлемой частью природы. Лирический герой — уже не молодой человек. На егоглазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «журавлипечально улетают», что «отговорила роща», голые равнины. Такоесостояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, емугрустно, вспоминает веселую юность и «души сиреневую цветь». Емуникого и «ничего в прошедшем не жаль». Лирический герой понимает, чтовсе в мире проходит, и нет ничего вечного. Природа тоже “умирает", но онаспособна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти итоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным.
Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма.Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы иизысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью,мелодичностью.
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт используетразличные художественные средства. Например, Есенин часто употребляетолицетворение (журавли не жалеют, грезит конопляник). Это оживляет мирстихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафору(костер рябины красной) и эпитеты (березовый язык, ненужный ком) придаютстихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как дерево роняет тихолистья, так я роняю грустные слова). Эти изобразительные средства придаютхудожественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный,почти осязаемый характер.
Сергей Александрович Есенин действительно — поэт гениальныйи удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческиечувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести иочаровании. История России и поэт
Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своейРодиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:
Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли...
Мы радугу тебе — дугой,
Полярный круг — на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

В автобиографии Есенин пишет: “В годы революции был всецелона стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Онпринял революцию с неописуемым восторгом:
Да здравствует революция
На земле и на небесах!
В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденныереволюционной действительностью.
Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периодастановления советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов,когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическиминастроениями, которые отразились в цикле “Москва кабацкая".
Поэт не может определить своего места в жизни, чувствуетрастерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушьи пенья, песий лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы.
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы.
Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта омеждоусобном раздоре, который рвет “страну родную в край из края", тревогаза будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: “Куда несет нас роксобытий?”
Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда ипроисходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули егоутопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чащепоявляются строки, полные душевного смятения и тревоги:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается вего раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта ккрестьянству.
В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряетцивилизация.
Незабываем есенинский “красногривый жеребенок”:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
У Есенина противопоставление города и деревни приобретаетособенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает каккритик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействиекапиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовноеубожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияниена творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности “тоскубесконечных равнин”, но теперь, однако, его уже не радует “тележная песняколес”:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления роднойдеревни:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особеннодорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?
Сергей Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и этоспособствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.
О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладежизни — он все равно возвращается к теме родины. Родина для него являетсячем-то светлым и писать о ней — смысл всей его жизни:
Я люблю родину,
Я очень люблю родину!.. .
Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирическихпроизведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь".
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровносвязанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины.По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею",и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.
Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского,он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутными неопределенным словом “обаяние”… Любой собеседник находил в Есенине что-тосвое, привычное и любимое, — ив этом тайна такого могучего воздействия егостихов".
Сколько людей согревали свои души у чудодейственного кострапоэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они былиневнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряливеликого русского поэта… ” — писал М. Горький, потрясенный трагическимизвестием.
Заключение
Лишь в последнее десятилетие в печати появились новые версиио причине гибели С.А. Есенина. Все они сводятся в основном к тому, что поэт непокончил жизнь самоубийством, а был убит. Основой для них служат воспоминаниясовременников, изучение политической обстановки в стране, сопоставление событийпоследних дней жизни Сергея Есенина, анализ документов, фотографий и посмертныхмасок поэта.
Расследовать это дело непросто. Сколько людей, знавшиххорошо Сергея Есенина и намеревавшихся опубликовать о нем воспоминания,трагически погибло. Юрий Изряднов, сын поэта, был расстрелян в 1937 году. Убитаи вторая жена Есенина Зинаида Райх, собиравшаяся написать о нем воспоминания.
Остаются лишь документы, которые были составлены на местесобытия.
«Акт о самоубийстве Есенина» составил приехавший вгостиницу участковый надзиратель второго отделения Ленинградской милиции Н. Горбов(орфография и пунктуация сохранены):
«Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубецентрального отопления мужчина в следующем виде, шея затянута была не мертвойпетлей, а только одной правой стороной шеи, лицо обращено к трубе и кистьюправой руки схватился за трубу, труп висел под самым потолком и ноги от полабыли около 1,5 метров, около места, где обнаружен был повесившийся лежалаопрокинутая тумба, а канделябр, стоящий на ней, лежал на полу. При снятии трупас веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя сладонной стороны порез, на левой руке на кисти царапины, под левым глазомсиняк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черныелакированные туфли. По представленным документам повесившийся оказался ЕсенинСергей Александрович писатель...»
Картина, по мнению современных исследователей, получиласьдовольно странная. Синяк под левым глазом, петля, предназначенная, кажется,лишь для того, чтобы удержать тело в висячем положении, рука, обхватившая трубуцентрального отопления, — все это должно было породить определенные сомнения. Ктому же, при росте Есенина примерно 168 см и высоте потолков в «Англетере»пять метров поэт должен был совершить огромный прыжок в высоту и успетьобернуть ремень от чемодана вокруг трубы. Если же предположить, что он сначалавстал на тумбу, высота которой не превышает полутора метров и которую нашлиопрокинутой, то и тогда он должен был подпрыгнуть вверх на 1,5 метра, закрепитьремень, потом обмотать его вокруг шеи и соскочить вниз, причем тумба должнабыла упасть где-то рядом. Но ее нашли поодаль прислоненной к шкафу.
Несмотря на эти и другие вызывающие вопросы моменты,участковый надзиратель выводит: «Акт о самоубийстве»...
Когда в 4 часа дня тело отправляли в Обуховскую больницу длявскрытия, оказалось, что поэта нечем укрыть: исчез его пиджак. Когда и куда — неизвестно.Устинова достала откуда-то кимоно, а «Борису Лавреневу пришлось написатьрасписку от правления Союза писателей на взятую для тела простыню». Вскрытиетела С. Есенина было произведено судмедэкспертом Александром ГригорьевичемГиляревским 29 декабря 1925 г. Результаты вскрытия были изложены в «Акте».
Пиджак, считается, на самом деле был, но исчез из номераЕсенина. Его так и не нашли. Что касается «багровой полосы», то, поданным акта эксперта, это была «вдавленная борозда длиной около 4 см ишириной 1,5 см на лбу» и появилась она «от давления при повешении».Исследователь жизни и творчества Есенина Н. Сидорина считает, что на лбу поэтабыла «не „вдавленная борозда“, а глубочайшая рана… Нафотографиях зияет абсолютно круглая дыра под правой бровью как продолжениеборозды… Поскольку след от удара или от пули почти сливается с бороздой, нанего и не обращали внимания в течение 60 лет. Годы репрессий, застоя. Нопосмертная маска Есенина ужасает всех, кто ее видел».
После гибели поэта со слов очевидцев в печать проникливесьма интересные сведения. О том, что на правой руке Есенина был кровавыйслед, что в комнате стоял полнейший разгром, и особенно важно упоминание овосковом, бледном цвете лица предполагаемого самоубийцы, совершенно несвойственном для тех, кто лишает себя жизни через повешение. В одну из газетпроникло сообщение о лезвии бритвы и воротничке, аккуратно положенных на столев номере гостиницы. Журналисты предположили, что Есенин сначала вскрыл вену, ноне хватило мужества, и он повесился. Но тогда Есенин с разрезанной веной долженбыл искать веревку, привязывать ее высоко над головой, так что кровь должнабыла залить и его, и веревку. Однако об этой детали в акте Н. Горбова — нислова.
Что касается веревки, точнее, ремня от чемодана, то петля,как следует из акта судмедэкспертизы, не захватила шею. И участковыйнадзиратель Н. Горбов засвидетельствовал, что «шея была затянута немертвой петлей». По мнению исследователей, это указывает на то, что смертьнаступила не от того, что Есенин задохнулся в петле. Подтверждением для нихэтому служит и то, что никто из очевидцев не сказал о том, была ли на шее поэтастрангуляционная борозда, которая очень ярко должна была выделяться на шееповесившегося. Остается гадать, была ли причиной смерти пресловутая «вдавленнаяборозда» на лбу, или Есенин был подвешен к трубе отопления уже вполубессознательном состоянии, сжимая рукой трубу инстинктивно. Или что-то еще...
Медики и исследователи творчества поэта С. Демиденко и Ф. Мороховсчитают, что С. Есенин был избит, серьезно ранен, а затем задушен подушкой, асамоубийство — только инсценировка.
Версия Хлыстова.
В 1985 году по всем этим фактам, документам за дело взялсяследователь Хлыстов. Ему анонимно прислали фотографию, Сделанную после смертипоэта. По всем выше перечисленным фактам Хлыстов составил сою версию смертиЕсенина.
По мнению следователя, версия самоубийства, не имеет подсобой никаких очевидных доказательств, а одни опровержения — рука, сжимавшаятрубу, напряженные мышцы шеи, и «неудачная» первая попытка с надрезомвен, причем он порезал себе правую руку, являясь правшой, не говоря уже осиняках, якобы «незамеченных» до этого. Есть даже свидетельство отом, как двое мужчин выходили из его номера.
По, мнению следователя, на самом деле следующее, двоемужчин, скорее всего знакомые поэту, беседовали с ним, причем один сиделнапротив стола, за которым сидел Есенин, а второй подошел к Есенину сзади, инакинул ему на шею удавку. И синяки на лице Есенина объясняются тем, что поэт,сопротивляясь, «сдвинул» удавку с шеи на губу. Видя такоесопротивление, второй человек ударил поэта тяжелым предметом по голове, и, покаон был без сознания, его задушили и повесили.
Есенин ушел из жизни, но живет неповторимое песенноеесенинское слово. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, онрассказывает о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас. За личнойсудьбой поэта встает его время, его эпоха. Из далеких двадцатых годов поэтнезримо шагнул в наше время и дальше в будущее.
Время не властно над поэзией Есенина. Давно ушли в прошлоемногие события, волновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи. Нокаждое новое поколение открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое,потому что его поэзия рождена любовью к человеку, сочувствием к нему, высокимигуманистическими идеалами.
Список используемой литературы
1.        С.А. Есенин Сочинения. // Художественная литература 1988 г.
2.        Э. Хлыстаков. Неизвестный С. Есенин. // Москва 1990 г.
3.        А.Л. Казаков. Как жил Есенин. // 1991 г.
4.        И. Лысцов. Убийство С. Есенина. // Молодая гвардия 1990 г.
5.        И. Эренбург. Смерть Есенина // Лит. Россия 1990 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.