СеменовАртемий
ТВОРЧЕСКАЯРАБОТА
Тема:«Доказать, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлоеи возвышенное»
В повести Бальзака«Гобсек» мы встречаем ростовщика, в честь которого автор переименовал повесть(вначале она называлась «Опасности беспутства»). Гобсек – не только крайнеколоритная фигура, вокруг которой крутятся все остальные герои, но и человек,обладающий таким характером, который можно встретить только в произведенииавтора – реалиста: он природно и в то же время ярко сочетает в себе редкостногоскупца и человека с незаурядной широтой мысли, два существа совершенно разных,но подходящих друг к другу.
Я хочу проанализироватьобе эти стороны сознания Гобсека и выяснить связи и различия между ними.
Первая его личина,бросавшаяся в глаза каждому, кто знал старика – Скупец с большой буквы –человек, для которого есть один бог – Золото. Этот человек дрожит над каждымгрошом, с величайшей неохотой отдавая Свои Деньги, пусть даже под огромныепроценты. Но его Скупость этим не измеряется: он не желал давать ничего, и дажелишнее движение или повышение голоса, казалось, были для него пустой тратойжизненных сил. Это был, согласно словам другого героя Бальзака,«человек-вексель», которого абсолютно не волновали ничьи чувства. К тому жеэтот скупец являлся, по сути дела, большим ребенком: достаточно вспомнить егодетскую радость, когда он получил бриллианты – это не радость коммерсанта,заключившего удачную сделку, а «злобное торжество дикаря, завладевшегоблестящими камешками». Также это подтверждается его последними годами жизни:чисто детское упрямство не давало ему уступить пару франков и в результателишало огромных барышей. Назовем это создание Ростовщиком.
В целом картина такова:жадный мелочный старик, наживающийся на чужой беде, существо жалкое, душевноскудное, если не сказать бездушное. Таково впечатление, которое получает любойклиент Гобсека.
Но человеку, знающемустарика ближе, видна и другая личность, заметная не всем и не сразу. Это Философ,много повидавший и много переосмысливший со времен своей бытности юнгой, когдаему было десять лет. Именно он в моменты благородства и честности являетсявысшей ступенью сознания Гобсека. Плавая из страны в страну, но часто натыкалсяна острые камни реальности в реке жизни, и понял, что она – не тот тихийромантичный ручеек, который описывали писатели минувшей эпохи. Будучи сильнойличностью, он построил на самой прочной скале – Рифе Денег крепость и сталдиктовать законы согласно своим убеждениям. Его философия груба, но, в то жевремя, невероятно жизненна: толкнув нищего лицом в грязь, ты заставишь еготрудиться; разоряя же беспутного дворянина, ты ведешь борьбу за нравственность.Давая подачку, ты поощряешь нищенство и оскорбляешь того, кому ее даешь, пустьдаже это твой единственный друг. Это – благороднейший человек, имеющийсобственные Убеждения и не собирающийся их нарушать. Оставляя графиню с детьмибез гроша, он сделал это для того, чтобы они научились жить и выживать, что ипроизошло; в противном же случае все закончилось бы так же, но без перспективыполучения имущества графа на совершеннолетие: оно было бы растрачено молодымбездельником и его матерью. Давая другу в долг под большие (по нашим меркам)проценты, ростовщик давал ему стимул развивать дело и не чувствоватьпризнательности или чувства «долга по гроб жизни».
Философ – высшее чувствосправедливости в душе Гобсека, его душа. Ростовщика же можно назвать непонятнымдля тех времен словом – автопилот.
Как же образовались водном человеке две столь разные личности? Я представляю это себе так: Гобсек –романтик с обломанными крыльями, но, в отличии от большинства своих собратьевпо несчастью, он не отбросил их и не погиб, а превратил в панцирь циника –Философа, оставшись внутри все тем же. Философ же, презирая слабых, попрошаек,разорившихся, но натурой Романтика сочувствуя им, выстроил крепость Ростовщика,снаружи которой видна была лишь бездушная личина. С годами эти личности таксплелись, что почти невозможно стало понять, где же «Я» Гобсека и разглядетьего.