Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Библейские мотивы произведения Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тема:Библейские мотивы произведения Булгакова «Мастер и Маргарита»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. «МАСТЕР И МАРГАРИТА» — РОМАН, ВОПЛОЩАЮЩИЙ ВСЕ ГЛАВНЫЕ БУЛГАКОВСКИЕ МОТИВЫ
1.1 Основные мотивы творчестваМ.А.Булгакова
1.2 Мотивы романа «Мастер и Маргарита»
РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА
2.1 Иешуа Га –Ноцри и егопрообраз библейский ИисусХристос
2.2Образ Воланда какпереосмысление Булгаковым библейского представления о Сатане
2.3 ПонтийПилат в библейской традиции и трактовке Булгакова
2.4 Сходство и различие идейБулгакова с традиционными библейскими традициями
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
М.А.Булгаков – величайшийрусский писатель – считал свой роман «Мастер и Маргарита» итоговым.Это произведение тесно связано со всем предыдущим творчеством писателя ивоплощает все ведущие мотивы творчества писателя.
Мотивы произведений М. А.Булгакова образуют целую систему, повторяющуюся в том или ином преломлении вовсех его произведениях. Среди них важное значение занимают библейские мотивы. В«Мастере и Маргарите» библейские сюжеты получают оригинальнуюфилософскую трактовку.
Тем самым библейскиемотивы, переосмысленные Булгаковым, дают представление о мировоззрении писателя,его отношении к вере. К этой теме обращались в своих работах такиеисследователи, как Б. М. Гаспаров, М. О. Чудакова, Е. А. Яблоков, С. В.Никольский и другие. Но тем не менее, тема настолько обширна, что предполагаетеще достаточно длительное и глубинное исследование.
Этим объясняетсяактуальность данной работы.
Цель работы можноопределить следующим образом: проанализировать библейские мотивы в романе М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Для достижения данной цели необходимовыполнить ряд задач, среди которых:
— рассмотреть основныемотивы творчества М.А.Булгакова;
— определить мотивыромана «Мастер и Маргарита», воплотившего в себе все основныебулгаковские мотивы;
— проанализировать образГа-Ноцри в сравнении с его библейским прообразом библейским Иисусом Христом;
— обратиться крассмотрению образа Воланда как переосмыслению Булгаковым библейскогопредставления о Сатане;
— сравнить Понтия Пилатав библейской традиции и трактовке Булгакова;
— проанализироватьсходство и различие идей Булгакова с традиционными библейскими традициями.
 

РАЗДЕЛ 1. «МАСТЕРИ МАРГАРИТА» — РОМАН, ВОПЛОЩАЮЩИЙ ВСЕ ГЛАВНЫЕ БУЛГАКОВСКИЕ МОТИВЫ
 
1.1 Основные мотивытворчества М.А.Булгакова
 
Литературный мотив – это «смысловойустойчивый элемент художественного текста, который повторяется в пределах ряда произведений»[9.с. 36]. Мотивом может быть пронизано и отдельное произведение; может быть итак, что какой-то мотив, являющийся структуро- и смыслообразующим для одного изпроизведений конкретного автора, практически не встречается в других его жепроизведениях. Термин «мотив» был перенесен в литературоведение измузыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную[9.с. 96]. Содержание самого мотива, например, смерть героя, встреча, сон — неговорит о его значимости. Масштаб мотива зависит от его роли в фабуле.Соответственно выделяют основные и второстепенные мотивы. Мотив означает нестолько неразложимый далее элемент содержания, сколько некий исходный длятворчества момент, совокупность идей и чувств автора, выражение индивидуальногодуха.
В прозе М.А.Булгаковалегко найти богатую систему повторяющихся мотивов. Именно система мотивовобразует цельную основу и выражает концептуальное единство созданной авторомкартины мира, без анализа
которого трудно понять многиепроблемы и аспекты творчества.
Мотивная структурабулгаковских произведений занимает исключительно важное место в творчествеавтора, ибо она выявляется и наблюдается «как единый смыслообразующийпринцип, начиная с самой ранней прозы до последнего, итогового романа „Мастери Маргарита“. [5. с. 121]. Основные мотивы творчества Булгаковапроявляются уже в самых первых его произведениях и затем присутствуют иразвиваются в последующем творчестве.
Б. Гаспаров, анализируямотивную структуру произведений Булгакова, утверждал, что „некоторыймотив, возникнув в творчестве писателя, повторяется впоследствии много раз, нов каждом новом случае выступая в новом варианте, новых формах и новыхсочетаниях с различными другими мотивами. В качестве мотива при этом может бытьпредставлен любое смысловое “пятно», любой феномен будь то событие, предмет,черта характера, какое-любо произнесенное слово, цвет, звук, элемент пейзажа ит.д." [4. с. 73].
Мотивы творений Булгаковаразнообразны и соответствуют его внутреннему мироощущению. Мотивы добра,истины, веры, зла, власти, порядка, покоя, наказания, страха, света, болезни,театральности, биографичности, памяти прошлого, присутствия потусторонних сил идругие в той или иной мере характерны для большинства книг автора. Эти мотивычаще всего являются основными.
С самых раннихпроизведений вошли в творчество писателя гоголевские мотивы. Они прослеживаютсяв рассказе «Похождения Чичикова», инсценировке «Мертвых душ»,киносценарии «Ревизор», а также во многих произведениях, сюжетно несвязанных с гоголевским творчеством.
Гоголь был для Булгаковаписателем современным и злободневным. Общие мотивы прослеживаются и выделяются,например, в булгаковской повести «Записки на манжетах» и произведенияхГоголя «Нос» и «Записки сумасшедшего»: это мотивы внезапныхпоявлений и исчезновений, мотив взаимоотношений со властью и другие. Общиесатирические мотивы связывают ранние сатирические повести Булгакова «Дьяволиада»,«Роковые яйца» и «Собачье сердце» с гоголевскими «Вием»и «Шинелью» [6. с. 248].
Пушкинские мотивы такжепрослеживаются в булгаковском творчестве. Так, например, пушкинский мотиввьюги, метели как символа стихии прослеживается в романе «Белая гвардия».Мотив бури является основным в пьесе «Александр Пушкин».
В «Белой гвардии»получает активное развитие и тема статуи, памятника. Продолжая мотивы пушкинского«Медного всадника», писатель показал, что существующая в данныймомент культурная ситуация, которую гарантирует покровитель Города, взирающийна него сверху с крестом в руках, в действительности очень неустойчива, потомучто статуя «черного человека» — всего лишь хорошо замаскированныйидол. Здесь мы встречаем мотив «оборотничества» памятника в романе,который усилен еще и тем фактом, что, что «три чернейших тени», которыепережидают комендантский час у памятника, переговариваются, по определениюавтора, «волчьими голосами». Оборотничество в том, что вскоре эти «волки»примут на некоторое время человеческий облик, и предстанут бандитами.
Изменение облика главногогероя в повести «Собачье сердце» тоже связано с мотивомоборотничества. Мотив волка-оборотня у Булгакова есть и в других произведениях,например в «Батуме».
В булгаковской повести «Роковыеяйца» Е.А.Яблоков усматривает следующие мотивы:
1) фамилия «Рокк»вводит античную идею неотвратимости судьбы, рока;
2) подмена куриных яицзмеиными означает традиционное представление о близости петуха и змеи;
3) наполеоновские ассоциациисвязаны с тем, что змеи идут на Москву теми же дорогами, которыми шли французыв 1812 г. Судьба Москвы соотнесена в повести «Роковые яйца» не толькос «наполеоновским мифом», но прежде всего, как считает автормонографии, с «мифом змееборческим в его житийных, былинных и сказочныхвариациях». Мифопоэтические пародийные мотивы Е.А.Яблоков прослеживает вфинальных главах повести, где битва со змеями обретает значение последнего ирешительного боя – Армагеддона, причем от змей Москву спасает только «неслыханный,никем из старожилов никогда еще не отмеченный мороз» ;
4) «мотив кинематографа»,который распространяется на всю художественную реальность повести. Москва вповести оказывается освещенной тем же «страстным кинематографическим»светом, что и «змеиное царство» в оранжерее, ибо события в «Роковыхяйцах» разворачиваются по законам «дьявольского кинематографа»[11.с. 107].
Мотив «декапитации»(т.е. отделения головы от туловища) реализован в «Мастере и Маргарите»и «Дьяволиаде». Наряду с мотивом «декапитации» важен дляписателя мотив головы изуродованной, деформированной, окровавленной («Краснаякорона», «Собачье сердце», «Китайская история»). Мотив«потерянной головы» и мотив «черепа-чаши» также присущипроизведениям писателя.
Мотив Антихриста исвязанный с ним мотив дьявольской насмешки над человеческой историей,фиксируемый в «Дьяволиаде», станет у Булгакова сквозным, предсказываямосковскую дьяволиаду романа «Мастер и Маргарита»
Особое место занимают втворчестве Булгакова библейские мотивы, так как творчество Булгакова взначительной степени основано на осмыслении и переосмыслении евангельских ибиблейских идей и сюжетов.
При всем сюжетном ижанровом разнообразии булгаковского наследия можно говорить о нем как о «некоемедином метатексте, организованном прежде всего мотивно. Если на сюжетном уровнепроизведения Булгакова существуют традиционно как романы, повести, рассказы,пьесы, то на мотивном они складываются в целостное единство» [7. с. 263].
Таким образом, можносделать вывод о богатстве и смысловой насыщенности системы мотивов в творчествеМ.А.Булгакова.
1.2 Мотивы романа «Мастери Маргарита»
Судьба Булгаковаскладывалась так, что «ни в одном из своих крупных произведений он неуспевал полностью договорить о том, о чем хотел сказать» [12. с. 75].Исключение тут составляет роман «Мастер и Маргарита», в которомполучили свое конечное завершение все главные булгаковские мотивы — как прозы,так и драматургии. Роман подводит итог всем творческим ифилософским исканиям Булгакова и является объединением всех лейтмотивовтворчества писателя.
Текст «Мастера иМаргариты» как бы аккумулирует поиски писателя, концентрирует все важныедля Булгакова смыслополагающие мотивы добра, истины, веры, зла, власти,порядка, покоя, памяти о прошлом, знания, шутовства, театральности, возмездия,милосердия и многие другие. В «Мастере и Маргарите» Булгаковпереосмысливает один из основных мотивов – мотив Антихриста.
Одним из доминантныхмотивов в романе Мастера связан с образом дороги, ведущей к пониманию,искуплению и награде для познавших суть истины и осознавших суть власти. Этотмотив, возникнув в самом начале повествования, проходит через весь роман,трансформируясь во многие образы и символы: в конце повествования, онстановится создающим и одновременно завершающим элементом в спиральнойкомпозиции романа: «От постели к окну протягивается широкая лунная дорога,и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинаетидти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и собезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-тодоговориться» [2. с. 238].
В этом отрывкевстречается и другой распространенный булгаковский мотив – мотив луны, луннойдороги.
Еще одним из основныхцентральных мотивов романа Булгакова является мотив поиска — в первую очередь,поиска истины, которая должна искупить некую вину. «Поиск истины, врезультате которого наступает освобождение из материального плена черезсимволическую смерть» [3. с. 169], является важным для пониманиямировоззрения автора.
Мотив угнетения,преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует всудьбе Мастера, а также проявляется и в истории Иешуа и Пилата.
Развивается впроизведении мотив страха. В случае Мастера это безумящее душу чувство страхавызвано не только травлей из-за его романа о Понтии Пилате, травля – лишьпервая ступень в градации заболевания: «Но это не страх, вызванный травлейиз-за романа о Понтии Пилате. Я стал бояться темноты. Словом, наступила стадияпсихического заболевания» [2. с. 149].
В кризисных ситуациях,когда булгаковские герои совершают преступления, рядом с мотивом преступлениявозникает мотив невинной жертвы. Образ жертвы не покидает виновника, онпреследует его во всех типах реальности, и единственное желание, единственныйсмысл жизни совершившего преступление, – сделать так, как будто преступления небыло. Этот мотив отчетливо фиксируется в образе Понтия Пилата.
Мотив невинной жертвынеотделим от мотива казни. В «Мастере и
Маргарите» — этоглавное событие в романе Мастера, являющееся основным и в самом булгаковскомромане. В последнем предложении произведения: «Ни безносый убийца Гестаса,ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник понтийский Пилат» [2. с. 383],- прослеживается не только мотив виновности, но и мотив казни и жертвы, и в нёмони обретают свою завершённость
Еще один существенныймотив — мотив духовного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косномобществе считается разумом. Ведь именно в психиатрической больнице решаетсяИван Бездомный не писать более своих жалких стихов.
Мотив безумия в романесвязан с «домом скорби», психиатрической клиникой, которая являетсятем изолированным пространством, которое обеспечивает героям безопасность отокружающей жизни. Иван Бездомный попадает в больницу после пережитых событий,настолько сильно поразивших его психику и воображение, что в обычных условияхжизнь становится невозможной. Этот мотив связан и с другими героями. Желаяспасти Иешуа от мучительной смерти, Понтий Пилат решает, что бродячий философ душевнобольнойи вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, можнобудет не утверждать.
С мотивом безумия тесносвязан мотив света. В клинике Стравинского Иван переживает пугающее воздействиесвета: «В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, комнату больногозаливало трепетным, пугающим светом. Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядяна мутную кипящую в пузырьках руку. При каждом ударе он жалобно вскрикивал изакрывал лицо руками» [2. с. 154]. В судьбе героев романа воздействиесвета является переломным моментом, после которого наступает иная жизненнаяреальность.
Мотивы любви, активногоженского начала, милосердия связаны с образом Маргариты.
Мотив встречи в произведенияхБулгакова имеет сюжетообразующее значение. В Мастере и Маргарите все планы: иисторический, и лирический, и современный — начинают развиваться с моментавстречи: встреча Ивана с Воландом, встречи Понтия Пилата с Иешуа, встречаМастера и Маргариты, Маргариты с Воландом, встреча Ивана с Мастером – лишьосновные сюжетные линии, получившие свою значимость в хронотопе романа.
Жёлтый цвет являетсяпостоянным мотивом в творчестве Булгакова, и в нём всегда содержится тревожный,отрицательный для героев момент. Для
Мастера это «тревожный,нехороший цвет» [2. с. 152], а тревожное состояние приводит булгаковскихгероев к болезни и трагедии. Маргарита несёт в руках жёлтые цветы, знак,которому повинуется Мастер. Он идёт за ней (она выбрасывает жёлтые цветы послетого, как Мастер говорит ей, что он не любит эти цветы), затем Маргаритазаговаривает и эхо её голоса отражается от «жёлтой грязной стены»; восне Ивана Голгофа фигурирует, как «безлесый жёлтый холм» [2. с. 274].
Мотив желтого цветасвязан с мотивом солнца. Весь день 14 числа нисана ознаменован палящими лучамисолнца и его движением: "… и солнце, с какой-то необыкновенной яростьюсжигавшее в эти дни Ершалаим…"[2. с. 96]. Луч солнца мешает прокуратору вовремя допроса Иешуа, и он как бы заслоняется от него, приговор он выносит наплощади под палящими лучами солнца: «Прокуратор задрал голову и уткнул еёпрямо в солнце» [2. с. 36]. Продолжительность казни тоже маркируетсядвижением солнца: «солнце сжигало толпу», «солнце снижалось»,оно создаёт «невыносимый жар», «дьявольскую жару» [2 ].Гестас на столбе сходит с ума «от мук и от солнца» [2. с. 286].Подчёркивается необыкновенная интенсивность солнца во время катастрофы, послекоторой наступает безумие и одержимое желание Понтия Пилата искупить вину исделать так, как будто события не было.
В романе функционируетмотив печати, развивающийся во многих рассказах, а также и в «Мастере иМаргарите», как компонент крайне бюрократизованной действительности. Афраний,сорвав с пакета печать, сурово признается Пилату, что у него есть всесуществующие печати. Этот мотив прослеживается и в «московских»главах.
Пушкинские и гоголевскиемотивы, сопутствовавшие всему творчеству Булгакова, конечно, встречаются и висследуемом романе. Пушкин здесь – «чугунный человек», «металлическийчеловек», который «безразлично смотрит на бульвар»; аневрастеничный «идеологический оборотень» — Рюхин (воплощение мотиваоборотничества), глядя на него, недоумевает: "… Что он сделал? Я непостигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: «Буря мглою...»?Не понимаю!.." [2. с. 98]. Мотив сожженногоромана непосредственно связан с Гоголем.
Знаменателен в булгаковскомромане мотив покоя. Покой у Булгакова — не божественный мирный покой, а телеснодушевный. Любовь и творчество не могут служить основанием, чтобы войти вдействительный, истинный покой. Здесь важны мотивы свободы и бездны. И свободатут — не традиционная спутница божественного покоя, а абстрактная. «Свобода»связана не с покоем, а с «бездной». Она не может вместить абсолютноеблаго, она не знает света и покоя, «старый софист» и «повелительтеней» Воланд дает Мастеру место в своем царстве теней.
С образом Мастера связанмотив усталости. Мастер устал не от чего-то определённого, а от всей своейжизни. Никто не устаёт от удач и побед, устают от поражений, от напраснозатраченных усилий. «В обществе, где востребованы были латунские-берлиозы,естественным образом невостребованным оказался Мастер» [8. с. 192]. Вездеон натыкается на глухую стену, и в конце концов у него пропадает желание жить. Мотивомусталости, отчаяния пронизан не только образ Мастера, но в значительной мере ивесь роман.
Библейские мотивы также пронизываютвесь роман и являются предметом изучения многих исследователей. Эти мотивы будут рассмотрены во втором разделе работы.
Множество мотивов, какглавных, так и второстепенных, тесно переплетаются в главном творенииБулгакова, определяя содержательную глубину и философскую насыщенностьпроизведения.
Подводя итог сказанному,можно утверждать, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» являетсявоплощением всех мотивов, характерных для творчества Булгакова и определяющихсистему взглядов писателя.

РАЗДЕЛ 2.ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА
 
2.1 Иешуа Га –Ноцри иего прообраз библейский ИисусХристос
Роман Булгакова взначительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских ибиблейских идей и сюжетов.
В период написания романаБулгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные историческиеисточники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Авторсознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видениебиблейских мотивов.
Самый спорный с библейскойточки зрения образ – это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа:мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивыполучают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое оттрадиционной библейской традиции.
Иешуа буквально означаетСпаситель; Га-Ноцри означает «из Назарета», Назарет – город вГалилее, в котором жил святой Иосиф и где произошло Благовещение Пресвятой ДевеМарии о рождении у нее Сына Божия. Сюда же возвратились после своего пребыванияв Египте Иисус, Мария и Иосиф. Здесь прошло все детство и отрочество Иисуса.Таким образом, Булгаков глубоко забирается в библейские толкования.
Первое серьезное различиемежду библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой — это то, чтоИешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяетсвоей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит, напримерв беседе с фарисеями, что он не просто Мессия, а еще и Сын Божий: «Я и Отец– одно» [1. с. 312]. Но некоторые строки романа, связанные с образомИешуа, имеют прямую соотнесенность с Библией, например: "…возле тогостолбом загорелась пыль" [2. с. 53]. Возможно, это описание рассчитано на ассоциациюс тринадцатой главой Библейской книгипод названием «Исход», где рассказываетсяо выходе евреев из египетского плена, когда Бог двигался перед ними в видеоблачного либо огненного столпа: «Господь же шел перед ними днем в столпеоблачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти ими днем, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью отлица народа» [1. с. 282]. Тогда это место в романе служит единственнымуказанием на божественную сущность Иешуа.
В романе встречаетсятолько один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. «Чтотакое истина?» — спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другомнемного звучании встречается и в Евангелии от Иоанна: «Пилат сказал ему: „Итак,Ты царь?“ Иисус отвечал: „Ты говоришь, что я царь. Я на то родился ина то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины,слушает голоса моего“ [1. с. 407]. В булгаковском же романе Иешуа на этотвопрос отвечает: „Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Номучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…“[2. с. 38]. Исцеление ПонтияПилата – единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа.
У Иисуса были ученики. ЗаИешуа же следовал лишь один Левий Матвей. Некоторые исследователи считают, чтопрообразом Левия Матвея стал библейский апостол Матфей, написавший первоеЕвангелие.До того, как Матфей стал учеником Иисуса, он был мытарем, то естьсборщиком податей, как и Левий Матвей. Известно, что Иисус в сопровождениисвоих учеников въехал на осле в Иерусалим. А когда в романе Пилат спрашиваетИешуа верно ли то, что он „через Сузские ворота верхом на осле“въехал в город, тот отвечает, что у него „и осла-то никакого нет“ [2.с. 55]. Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, всопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никтоего тогда в Ершалаиме не знал.
Иешуа лишь немного былзнаком с Иудой из Кириафа, предавшим его, а Иуда из Кариота являлся ученикомИисуса. Очевидно. Что Булгакова не так сильно волновали эти отношения, гораздобольше его занимал вопрос отношений Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.
Во время суда над Иисусомлжесвидетели признавались перед Синедрионом: „…мы слышали, как он говорил:“Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный»[1. с. 186]. Булгаков делает попытку сделать своего героя пророком. Иешуапроизносит такую фразу: «Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры исоздастся новый храм истины…» [2. с. 41]
Серьезным отличиембулгаковского героя от библейского Иисуса Христа является и то, что Иисус неизбегает конфликтов. «Суть и тон его речей, — считает С.С.Аверинцев, — исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежностьтрагического конца» [см.10. с. 96]. А слова и поступки Иешуа Га-Ноцри совершеннолишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: «Правдуговорить легко и приятно» [2. с. 348]. Правда для Иешуа состоит в том, чтовсе люди добрые, но есть среди них несчастные. Он проповедует Любовь, а Иисуспредстает Мессией, утверждающим Истину.
Следовательно, булгаковскийИешуа – не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайноодинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует невсе христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, ноне составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущемЦарствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным игрешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. Вотличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей,поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшегонекую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образеИешуа претерпели серьезное преломление.
 
2.2 Образ Воланда какпереосмысление Булгаковым библейского представления о Сатане
 
Еще один центральныйобраз романа – Воланд — также очень далек от классического образа «духатьмы» Священного Писания. Если в христианском толковании сатана –олицетворение зла, то у Булгакова он «часть той силы, что вечно хочет злаи вечно совершает благо» [2. с. 4]. Здесь Булгаков явно следует гётевским оценкамМефистофеля. Однако более глубокое знакомство с богословием позволяет понять,что эпиграф к роману – не просто литературный образ, а «важнейшийтеологический постулат, заимствованный Булгаковым у иудейских религиозныхмыслителей и средневековых каббалистов» [3. с.142]. Согласно традициииудаизма, в мире не существует абсолютного зла, все в конечном счете естьдобро. Булгаков многократно подчеркивает значимость и очистительную силу зла.«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что делало бы твое добро,если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезлитени?» [2. с. 315]– спрашивает Воланд Левия Матвея.
В Евангелии от Матфеяупоминается имя Вельзевул. Библия связывает это имя с именем бога филистимлянБал-Зебуба — Повелителя мух [1. с. 56]. В романе Воланд предстал передМаргаритой в грязной рубахе, лежащий, с амулетом на шее в виде жука. В образеВоланда органически сплавлено множество литературных источников. Само имя взятоиз «Фауста» Гете, оно является одним из имен дьявола. Теперьобратимся к свите Воланда: Азазелло — его имя происходит от имени беса виудаизме, Абадонна — имя этого героя образовано от имени Авадон, что в переводес древнееврейского означает погибель, имя Бегемот, возможно, взято из ВетхогоЗавета, где это животное определяется как нечто могучее, несокрушимое, как уздадля гордого человека, и, наконец, единственный женский персонаж свиты Воланда —Гелла (в древнегерманской мифологии Гелла — богиня, обитавшая в преисподней)[8. с. 172]. Важно, что из этих характеристик нельзя вывести сколько-нибудьчеткого их подчинения друг другу, поскольку они взяты из различных мифологий.Члены свиты Воланда, как на подбор, обладают физическими недостатками, а вБиблии сказано, что «никто, у кого на теле есть недостаток, не долженприступать» к богослужению [1. с. 96].
Важно и то, где и когдапоявляется Воланд. Воланд появляется в час жаркого заката у Патриарших прудов.Патриаршие получили свое название от Патриаршей слободы, она еще называласьКозья [3. с. 87]. Патриаршая Козья в семантике булгаковского романапрочитывается как Богочертовское место. Воланд появляется в Москве у болота,ставшего прудом, из которого, к тому же, нельзя напиться. Болото, по народнымпреданиям, — место обитания нечистой силы. Важно, что действие в романепроисходит в канун Пасхи: начинается в Страстную среду, а заканчивается в ночьс Великой субботы на Воскресение. По Библии в среду произошло предание ИудойИисуса, в пятницу происходит распятие Иисуса, а в ночь с субботы на воскресениеЕго воскрешение. Можно предположить, что в эти дни страстной недели происходитборьба божественной силы.
Воланду и его свитетрудно дать однозначную характеристику. Образ Воланда амбивалентен: это вродебы и дьявол, но он в то же время выполняет функции Бога. Можно предположить,что уход Воланда символизирует торжество добра, но интересно, что с ним улетаютМастер с Маргаритой.
Воланд стоит во главесилы, осуществляющей мотив возмездия — суда. По существу, он — одна из главныхсюжетных «пружин», потому что мотив возмездия, суда, осуществлениясправедливой оценки является главным мотивом произведения. С образом Воландатакже связаны мотивы добра и зла, памяти, знания, театральности, шутовства,солнца и луны, мотив антихриста и другие.
Булгаков постепенно отходитименно от толкования библейских мотивов, представляющих сатану как Божьеговрага, искусителя человеческих душ, обвинителя человеческого рода в сторонудуалистических взглядов, признававших равенство добра и зла в мире, издавнасуществовавших в истории христианства и нашедших отражение в «Божественнойкомедии» Данте Алигьери. Причина такого отступления заключается в том, чтоБулгаков отдаляет Воланда от Мефистофеля (Сатаны) в поисках более точногоосмысления природы добра и зла и их соотношения между собой в реальной земнойжизни.
Переосмыслив библейскиемотивы, Булгаков представляет читателям Воланда не как воплощение абсолютногоЗла, а как карающий меч правосудия, прокладывающий дорогу к познанию истины.Именно поэтому, даже обладая бесконечной властью над людьми и событиями, онвнимательно прислушивается к Иешуа, выполняет его просьбы, в результате чегоМастер и Маргарита обретают долгожданный покой.
Прибыв со своей свитой вМоскву, Воланд совсем не имел целью беспрестанно совершать подлости и гадости,плести сети интриг, как наверняка поступил бы на его месте настоящий Сатана. Нет,Воланда интересует вопрос: изменились ли горожане внутренне за время егоотсутствия? И увидел, что зло, низменное начало по-прежнему слишком частоодерживает верх над добром, гуманизмом, порядочностью, а это значит, что ипонятия Веры, Надежды и Любви на земле искажены. И Воланд вершит правосудие,давая людям понять своими красноречивыми уроками, что они заблуждаются.
Воланд явно не врагИешуа, он, скорее, его помощник. Дьявол, обладая властью над Землей, не в силахрешать, когда обрываться человеческой жизни. И последнее слово в решении судьбыМастера и Маргариты тоже принадлежит не ему. Да и Пилату приносит свободуотнюдь не крик Маргариты, а заступничество того, с кем он так отчаянно хочетпоговорить, то есть Иешуа.
С образом Воланда связанважнейший мотив – мотив веры. Булгаковым высказывается прямое отрицаниеневерия, безбожия, атеизма. «Простите мою назойливость, но я так понял,что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? … Вы – атеисты?!» [2.с. 15]– с ужасом спрашивает Воланд Берлиоза и Бездомного. Дальнейшее развитиесобытий показывает, что даже с точки зрения сатаны безбожие – самый страшныйгрех: и Бездомный, и Берлиоз за него жестоко наказаны, первый – безумием,второй – небытием. Бездомного от небытия спасает то, что он, по-видимому, сдетства воспитан в православии, подсознательно верит в Бога. Об этомсвидетельствует и его поэма, где Христос получился живым и существующим, и тотфакт, что он первым понял, что столкнулся с дьяволом. Даже капли веры позволилиему спастись и очиститься. Вера в любых богов по Булгакову предпочтительнееатеизма. Рефреном по роману идет восклицание: «О боги, вы боги!»,свидетельствующие о множественности человеческих представлений о божественном,которая Булгаковым вовсе не осуждается. Для Булгакова христианство – лишь однаиз возможностей духовных исканий человечества. «Защищая веру в любой формеи ополчаясь против атеизма, он искажает евангелие, зато использует и идеииудаизма, и идеи буддизма, и идеи единой вселенской церкви В.Соловьева»[3. с. 44]. Однако писатель отчетливо осознает значимость христианства какпрекраснейшей этической доктрины, являющейся воплощением Любви и Всепрощения.
Таким образом, в образеВоланда серьезной трактовке подвергаются важнейшие библейские мотивы.
2.3 Понтий Пилат вбиблейской традиции и трактовке Булгакова
Важным мотивом романаявляется мотив трусости, несвободы, воплощенный в образе Понтия Пилата. ПонтийПилат известен нам как человек, приговоривший Иисуса Христа к распятию. Это знакомаямногим библейская история. Но Булгаков видит эти события по-другому. Имябиблейского персонажа Понтия Пилата, в отличие от Иешуа и Воланда, даже неизменено. Но и этот образ Булгаков сумел показать с неожиданной стороны.Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показывая этим, чтоснимает с себя ответственность за этот поступок, перекладывая вину на плечииудеев. Пилат булгаковский не смог снять со своей души ответственность засмерть Иешуа, потому что при жизни последнего, в беседах с ним увидел светистины и, потеряв его, мучается духовно. А ведь у него была возможность спастиГа-Ноцри, но он ею не воспользовался. И этого Пилата, несущего ответственностьза свой выбор, Булгаков наказывает бессмертием.
С самого начала переднами вырисовываются непривычно живой герой. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилатне «свирепое чудовище», а несчастный человек, ненавидящий город,которым он правит, и замученный страшной болезнью «гемикранией». ВсемогущийПилат втягивается в беседу сИешуа, и вот он уже проникается к нему симпатией ихочет спасти от страшной, мучительной смерти. Но Иуда, как и в Писании, предалсвоего учителя. Пилат слишком труслив, чтобы позволить Га-Ноцри вольные мысли оневечности власти кесаря. И здесь проявляются мотивы булгаковской дьяволиады: "…померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появиласьдругая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу былакруглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот сотвисшей нижней капризною губой.…" [2. с. 175]. Игемон чувствует своеприближающееся проклятие: «мысли понеслись короткие, бессвязные инеобыкновенные: „Погиб!“, потом: „Погибли!…“ [2. с. 177].Онощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но здесь слово „бессмертие“равносильно вечным страданиям. Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешаютстрах, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. ЗдесьБулгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцрине только потому, что он безвредный умалишенный, но и потому, что чувствует:если он не сделает этого, будет проклят навеки. Но его положение и боязньосуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести.
Пилат наказан страшнымимуками совести. „Двенадцать тысяч лун заодну луну когда-то“,бессонных ночей терзается Пилат тем, что „он чего-то не договорил тогда,давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана“, что он не пошел „навсе, чтобы спасти от казни решительно ни в чем невиноватого безумного мечтателяи врача“ [2. с. 356].
Следовательно, в изображенииПонтия Пилата Булгаков также предлагает свое видение библейских мотивов,связанных с этим персонажем.
2.4 Сходство иразличие идей Булгакова с традиционными библейскими традициями
Иешуа в „Мастере иМаргарите“ произносит: „Но однажды я заглянул в этот пергамент иужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил…Я вообщеначинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. Ивсе из-за того, что он неверно записывает за мной“ [2. с. 96]. В этихфразах и заключено булгаковское понимание Библии. Переосмысливая традиционныебиблейские традиции, булгаков приходит к выводу, что Христос действительно жилна этом свете, но его последователи видели в нем то, что хотели видеть, а нето, что он являл собой на самом деле. В этой путанице во многом виноват бывшийсборщик податей Левий Матвей, в котором читатели без труда узнают того самогоевангельского Матфея, от чьего лица и открывается Новый Завет.
Исследователи выделяютцелый ряд свидетельств (хотя в определенной степени и косвенных) неполногоотрыва Булгакова от христианской традиции [3. с. 131]. Главное из них лежит наповерхности: ведь очевидно, что именно Христос, именно Евангелие и егоинтерпретация были для художника все еще главной, мучившей его проблемой.Немаловажно также, что при всем увлечении нетрадиционными трактовками ЕвангелияБулгаков в своем романе вполне соблюдает меру художественной условности.Гуманизм Булгакова – это „просто гуманизм, то есть сильно секуляризованноехристианство; магия в романе – это в полной мере художественно-условная магия“[11. с. 84]. Магия, проделки нечистой силы играют у него все же подчиненнуюроль; магия как таковая не является здесь всеобщим принципом жизни. Весь разгулбесовщины в романе – ситуация исключительная, а не правило жизни. Москва отданав распоряжение Воланда и свиты не в какое-то случайное время, а во вполнеопределенное: начиная примерно с полудня Страстной Среды до вечера ВеликойСубботы, когда в преддверии Святой Пасхи, накануне Воскресения звучитзнаменитая фраза: „Мессир, солнце близится к закату, нам пора“.Бесовское воинство не в силах вынести света Христова Воскресения. Бал у Сатаныпроисходит в ночь с Великого Четверга на Великую Пятницу, когда Христос ужеумер, но еще не воскрес, и силы зла временно торжествуют. Таким образом, вполнеочевидно, что Булгаков, как все-таки достаточно традиционный художник,связанный рамками традиционной для европейской культуры христианской мифологии,не мог допустить у себя в романе, к примеру, разгула бесовщины на Пасху.
С евангельскими мотивамисовпадает главное: Пилат ощутил в бродячем философе потрясающую силу Целителя,Мудреца, Учителя. Ощутил, что только Иешуа способен излечить его, Пилата, отмучительной боли, ответить на роковой вопрос „Что есть истина?“ Га-Ноцри- истерзанный палачами, преданный мучительной казни арестант — вызывает вромане не жалость, как Мастер, но уважение и восхищение и у Пилата, и учитателя. Он предстает в финале романа тем же, чем предстает Христос в НовомЗавете: Носителем милосердия. Он призывает нас быть снисходительными к жалкимсуетным людям: „Злых людей нет на свете“ [2. с. 19].
Но все же в целомбиблейские мотивы в понимании Булгакова значительно расходятся с традиционнымипредставлениями. Автор уверен, что борьба света и тьмы закончится победойсвета, но видит залог будущего успеха в наличии у людей извечных нравственныхценностей. В понимании Бога Булгаков близок Достоевскому, понимавшему Бога некак чудотворца, а как проявление высшее нравственности, категорическогоимператива, как называл это И. Кант, имя которого вполне сознательно авторвводит в роман. Решающим доказательством существования Бога автор считалсуществование в сознании людей морального закона, идеи добра. Для Берлиоза,Каифы и Понтия Пилата в момент принятия последним решения о казни Иешуа нетнравственных законов. Все они руководствуются сиюминутными интересами, как,впрочем, и ряд других персонажей.
Доказательством вечностии незыблемости нравственных законов служат в романе образы Иешуа и Воланда. Приэтом эти два героя, в отличие от традиционных библейских персонажей, непротивостоят друг другу, и эта мысль прослеживается уже в эпиграфе. Иешуа иВоланд – всего лишь разные грани одного миропорядка, в котором ведущим остаетсясвет, добро. Идея равенства добра и зла, возможности определенного равновесия,взаимодополнительности их, необходимости зла для существования добра совсем несвойственна библейской традиции.
Таким образом,расхождение Булгакова с традиционными библейскими взглядами, несмотря нанекоторое сходство, достаточно велико и является отражением взглядов писателя.

ВЫВОД
Роман Булгакова „Мастери Маргарита“ — вершинное произведение Булгакова, над которым он работал доконца своей жизни. Роман аккумулирует все поиски писателя, концентрируя все существенныедля Булгакова мотивы веры, добра, зла, истины, власти, порядка, покоя. В романераскрываются все важнейшие мотивы, затронутые автором в ранних произведениях. Особоеместо для понимания смысла произведения имеют библейские мотивы, философскипереосмысленные Булгаковым.
На страницах романавстречается множество библейских персонажей, событий, фактов, сюжетов.Некоторые из них претерпевают серьезное переосмысление, некоторые приобретаютновое звучание, раскрываются новыми гранями. Писателю близки евангельские идеидобра, милосердия, всепрощения, но все же расхождение с традиционнымибиблейскими канонами достаточно серьезно .
Переосмысливая библейскиемотивы, Булгаков стремился найти ответы на важнейшие философские вопросы: в чемсмысл бытия, для чего существует человек, что такое любовь, предательство,добро и зло. Библейские мотивы, представленные в философском переосмысленииБулгакова дают читателю понятие о мировоззрении писателя, его пониманиибиблейских традиций, об отношении к людям и к жизни.
Булгаков выступает в ролисинтетического, а не христианского мыслителя, пытающегося обобщить взглядыразличных этических учений, и это неотъемлемое право любого творца. Как великий художник, Булгаков приходит к осознанию великойсилы нравственности, гармонии и справедливости, царящих в мире. Мысли о силедобра, о вторичности и подчиненности ему зла, о совершенстве жизни во всех ее звучат,а кричат со страниц романа: „Все будет правильно, на этом построен мир“.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия: КнигиСвященного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание МосковскойПатриархии, 2002.
2. Булгаков М.М.Мастер и Маргарита. – М.: Художественная литература, 1998.
3. Галинская И.Л.Загадки известных книг. — М.: АСТ — Пресс, 2005.
4. Гаспаров Б.М. Изнаблюдений над мотивной структурой романа М.Булгакова „Мастер и Маргарита“//Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ в. — М.: Знание,1993.
5. Никольский С.В. Взеркале иронии и сатиры: Скрытые мотивы и аллюзии в прозе М.Булгакова // Изв.Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995. Т. 54, №2.
6. Петелин В. ЖизньБулгакова: Дописать раньше, чем умереть. – М.: Лакдос, 2000.
7. Соколов Б.В.Булгаковская энциклопедия. — М.: Просвещение, 1999.
8. ТворчествоМихаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. – СПб.: ВЛАДОС, 2003.
9. Целкова Л.Н.Мотив//Введение в литературоведение: Под ред. Л.В. Чернец.-М.: Академия, 2004.
10. Чудакова М.О.Жизнеописание М. Булгакова. — М.: Астрель, 2002.
11. Яблоков Е. А.Мотивы прозы Михаила Булгакова — М.: РГГУ, 1999.
12. Яновская Л.М.Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Просвещение, 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Условия проведения аутогенной тренировки
Реферат Стратегія ввічливості в англійській мові та шляхи оволодіння нею на початковому етапі в середній школі
Реферат Святоотеческие корни русского консерватизма
Реферат Хуррамиты
Реферат Функциональная роль средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации
Реферат Территориальные социально-экономические системы и место города в этих системах
Реферат Бухгалтерский учет как источник данных для принятия управленческих решений
Реферат Производственные возможности и экономические ограничения
Реферат Acid Base Character Of Period 3 Oxides
Реферат Признание курсовых разниц в бухгалтерском учете
Реферат Великие стройки рабовладельческого Китая
Реферат Что мы знаем о финансах: шесть важнейших финансовых концепций
Реферат Алексей Николаевич Крылов
Реферат Четверть единица объёма
Реферат Венчурное финансирование