Реферат по предмету "Культура и искусство"


Японская гравюра Укиё-э

Введение
 
Каждый деньмир стремительно меняется, меняются и человеческие ценности… Понятьчеловечество как единое целое можно, только проследив его историю, – от первыхгосударств – так называемых восточных деспотий, возникших тысячелетия назад вдолинах великих рек, до первых правовых государств современного типа, отобщества, в котором рабство считалось нормальным явлением, до возникновениягражданского общества Нового времени с его признанием демократии прав личностикак высших цивилизационных ценностей. Одним из занимательных видов изображенияистории можно считать художественное творчество, а именно японскую гравюруукиё-э, о которой собственно и будет идти речь в моем реферате.
"… Жить лишьдарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишен,осенними листьями кленов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть незаботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваться потоку,подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё"- так говорили горожане новой столицы Эдо (с 1714 года) и старой — Киото.
Искусство этого мира — «укиё» и прежде всего гравюра — стало отражением всей жизни горожан,их вкусов, интересов, мод. В отличие от аристократической живописи среднихвеков гравюра на дереве была многотиражной, доступной по цене, воистинупопулярной. Она основывалась на традициях книжной графики, программизлюбленного театра горожан — Кабуки, но только с появлением станковой графики(то есть в понимании японцев — гравюр на отдельных листах) она сталаприобретать все большее значение как самостоятельный вид искусства.
 

I. Происхождение термина«укиё-э»
 
Укиё-э — это один изпопулярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо (нынеТокио), это жанр искусства, представленный, главным образом, отпечатками сдеревянных досок, развившийся на ранних этапах эпохи Эдо (1600 — 1868). Онпоявился в первой половине XVII века, во второй половине XIX в. пришел вупадок. Расцветом укиё-э считается XVIII век. Укиё-э пользовались успехом повсей Японии, причем наиболее характерные их формы утвердились в образцах,производившихся в Эдо примерно с 1680 г. по середину 50-х годов XIX в.
Термин «укиё», заимствованный избуддийской философии, означает буквально «мир скорби» — так именуется мирсансары, мир преходящих иллюзий, где удел человека — скорбь, страдания, болезнии смерть. Этот мир, с точки зрения традиционно мыслящих японцев, такой жеиллюзорный и преходящий, как сновидение, и его обитатели не более реальны, чемсущества из мира грез. В XVII веке представления об изменчивости и иллюзорностиэтого мира, будучи несколько переосмыслены, породили особого рода эстетику:непостоянство бытия воспринималось не только и не столько как источникстрадания, а, скорее, как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые даруетэто непостоянство. Мир преходящих наслаждений также стал именоваться укиё,только записывался он уже другим иероглифом с тем же звучанием, буквальноозначавшим «плывущий», «проплывающий мимо». Укиё-э и означает «картинкиплывущего мира». Есть и другой оттенок смысла: художники, работавшие в стилеукиё-э. были знакомы с принципами западного искусства и нередко использовали всвоих произведениях знание законов перспективы, что было нетипично для традиционнойяпонской живописи ямато-э («японская картина») или кара-э («китайскаякартина»). Поэтому для японских зрителей, привыкших к совершенно плоскимизображениям, мир на картинках укиё-э воспринимался как объемный, «всплывающий»на поверхности листа или, наоборот, «тонущий» в его глубине.
В конце ХVII в. укиёстало обозначать мир земных радостей и наслаждений. Укиё-э — картиныповседневной жизни городского сословия периода Эдо.

II. История развития укиё-э
 
2.1 Укиё-э как один изрезультатов развития японской живописи
 
В основе всех стилейяпонской живописи лежат континентальное направление, пришедшее из Китая иКореи, и чисто японское. До X века доминировало китайское направление, послечего появилась именно японская живопись – ямато-э, основные представители этогонаправления были выполнены в виде ширм и сдвижных экранов. Потом, чуть позжепоявляются длиннющие живописные свитки эмакимоно, а также картины на отдельныхлистах примерно альбомного формата. К XIV в. жанр эмакимоно угасает и еговытесняет живопись тушью в дзэнской манере – суми-э, которая далеко выходит зарамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светскогоискусства. К наиболее важным школам японской живописи эпохи Эдо относят школыТоса и Римпа, которые специализировались на рисовании картин в стиле ямато-э. Вэпоху Эдо процветали также и другие направления живописи: школыМаруяма-Сидзэёо, Акита, Итоо и др. Было популярно также направление намбан —буквально «южный варвар» — так японцы называли европейцев. Художники, работавшиев этом стиле, подражали западной живописи и по-своему использовали западныесюжеты и законы перспективы. С начала XVIII в. в моду входит стиль бундзинга(«просвещенная живопись») – художников, рисовавших в этом стиле, особенновдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Япониинанга.
Укиё-э — это один изпопулярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появилсяон в первой половине XVII века. Как правило, под укиё-э понимают жанровуюживопись и с особенности гравюру.

2.2 Мир, изображаемыйна «дереве»
 
Техника ксилографии, илипечати с деревянных досок, появилась в Японии еще в период Хэйан (794–1185)вместе с распространением буддизма. Техника печати с деревянных досок вначалеиспользовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображениями различныхбуддийских святых и при иллюстрировании текста сутр.
ЯПОНСКАЯ ЦВЕТНАЯКСИЛОГРАФИЯ (гравюра на дереве) — унциальное явление в истории мировогоискусства. Ее технику японцы заимствовали из Китая. Уже с XIII века в Япониипечатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носиларемесленный характер.
Начало ХVII в.характеризуется появлением иллюстрированных ксилографических книг, издававшихсямассовыми тиражами. В этих изданиях текст и иллюстрации печатались чернымцветом.
Первые станковые гравюрыбыли также черно-белыми, потом их начали слегка подкрашивать от руки киноварью(тан-э), позднее гравюры подкрашивались тёмно-красной краской (бэни-э) илиоттенялись черной плотной краской, что создавало эффект покрытия черным лаком(уруси-э). Первые оттиски с использованием красного цвета (бэнидзури-э)появились в середине XVIII в. Постепенно число досок для цветной печатиувеличивалось, и в 1765 г. появились первые многоцветные гравюры, получившиеназвание «парчовые картины» (нисики-э).
Как самостоятельный видискусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии- в период Токугава (1603-1868). Это время характеризуется формированием новойгородской культуры, отражавшей вкусы третьего и четвертого сословий — купцов иремесленничав, игравших все большую роль в экономической, а затем и окультурной жизни страны. В искусстве XVII- XIX веков сформировался новый стиль- укиё-э (дословно: картины плывущего мира) — направление городского искусствапериода Эдо (1613-1868), к которому относится и гравюра. Его главной темойстала повседневная жизнь самих горожан, их будни и праздники.
Цветная ксилография трудоемка итребует участия нескольких специалистов: художника, который пишет эскиз будущейгравюры; ремесленника, «доводящего» эскиз до такой степенидетализации, чтобы с него можно было резать доску для печати; резчика,переносящего изображение на доску продольного распила, причем для каждого цветавырезалась отдельная доска; и печатника, осуществляющего печать вручную, безприменения станка. Обычно очень важна была роль издателя, который не толькоосуществлял общее руководство и обеспечивал сбыт, но нередко бывал и авторомидеи произведения. Мог быть и еще один участник — поэт, сочинявший для гравюрысопровождающее ее стихотворение и в некоторых случаях выступавший каккаллиграф, когда он записывал свое творение на эскизе собственноручно.
Возникшая в XVII в. в среденабиравшего силу третьего сословия, менее скованная канонами, чем живопись,гравюра была наиболее массовым и доступным для горожан видом искусства.
Середина 1820-х — начало1830-х Японская гравюра на дереве — это обрезная ксилография. Клише для нееизготовлялись на продольном срезе грушевого или вишневого дерева. Эскизхудожника накладывался на доску, и все линии обрезались с двух сторон острымножом. При этом плавность рисунка древесных волокон не могла не сказываться наее линеарном строе. Первоначально гравюра была одноцветной, и весь сравнительнонебольшой тираж ее подкрашивался от руки, что придавало произведениям особоеочарование непосредственности и рукотворности. Ранний период развития гравюрыдатируется 1680-1760 годами.
В центревнимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящихудовольствий: прекрасные дамы, как правило, — знаменитые гейши и куртизанки(жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как«куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемыесюнга — «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями,праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга), а также знаменитые видыприродных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местамипаломничества. По мере развития направления укиё-э рамки отражаемого им срезабытия все время расширялись: появилось много картинок укиё-э, иллюстрировавшихизвестные литературные произведения, особенно Исэ-моногатари иГэндзи-моногатари, а также военные хроники гунки-моногатари; в конце концов ковремени расцвета жанра он охватил буквально все аспекты повседневной жизни всехслоев японского общества. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты:изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай,батальные сцены, сцены кровопролития, изображенные очень натуралистично, пожарыи борьба с огнем, а также мир призраков и демонов, фантастические гротески ит.д. Весьма широкое распространение получили прекрасные пародии-подражанияизысканному стилю ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позахбодхисатвы Каннон или знатных дам Хэйанской эпохи; дзэнский святой Дарума(Бодхидхарма) — в одеянии куртизанки; популярные в народе божества —предающиеся разного рода удовольствием.
 
2.3 Начало укиё-э и егомастера
 
Первые картинки в стилеукиё-э появились еще в начале века в лавках Киото; сначала это были не гравюры,а живописные работы, как правило, — анонимные, монохромные, с непритязательнойкомпозицией, а потому и недорогие. Эти картинки назывались сикоми-э, «быстроизготовленные картинки», их в огромных количествах писали художники-матиэси,объединенные в большие артели. Главной темой картинок были так называемые«банные девушки» из разряда дешевых проституток, а также известные куртизанки.Картинки сикоми-э были очень популярны среди горожан, однако как художественныйстиль быстро достигли предела своих творческих возможностей и пересталиудовлетворять художников.
Первыммастером укиё-э, начавшим подписывать свои работы, то есть относиться к ним какк произведениям высокого искусства, стал Хисикава Моронобу (1618-1694),объявивший себя мастером ямато-э и имевший огромный успех. Его первой известнойработой стала серия иллюстраций к поэтическому сборнику «Букэ хякунин иссю»,изданному в 1672 году в Эдо (нынешний Токио), ставшим к концу XVII века главнымцентром производства гравюр. Всего Моронобу стал автором серий иллюстрацийболее чем к 150 книгам. Также он считается создателем авторской гравюры такназываемой итшлаи-э, «отпечаток на одном листе» — то есть гравюры какотдельного, самодостаточного художественного произведения.
Его станковая графика налюбовно-лирические и жанровые темы отличалась каллиграфической выразительностьюлиний, прославлением земной красоты, декоративностью, подчеркнутым стремлениемк цветности. Большинство произведений Хисикава Моронобу имеют горизонтальныйформат, родственный формату книжного разворота. С книгой роднят их и виньетки вуглах листа.
Моронобу основал школуХисикава, ставшую одной из основных эдоских школ укиё-э. Моронобу был известенне только как мастер гравюры, но и как автор живописных произведений укиё-э, икак дизайнер декоративных орнаментов косодэ. У Моронобу было много учеников иэпигонов, например, его современник Сугимару Дзихэи, не принадлежавший к школеХисикава, однако творивший в очень похожей на Моронобу манере.
После смертиМоронобу жанр укиё-э, потеряв своего главного вдохновителя, некоторое времяпереживал творческий застой, выход из которого предложили Тории Киёнобу(1664—1729) и Кайгэцудо Андо, оба — ярые поклонники Моронобу, не принадлежавшиек числу его учеников, но ставшие основателями собственных школ  укиё-э.
У Окумура Масанобу,второго выдающегося (после Моронобу) мастера этого периода, наблюдается болеесамостоятельный подход к станковой гравюре. Хотя он еще предпочитает горизонтальныеформаты, но использует и вертикальные, уже никак не связанные с книгой. К1740-м годам в гравюре была выработана техника двух-трехцветной печати, иМасанобу охотно применяет ее, изображая изысканные наряды своих героинь иатрибуты внешнего вида героев. Линии у Масанобу стали тоньше, изящнее, художникупотребляет их целенаправленно: лица героев обрисованы тончайшей нежной линией,а, например, детали обстановки или контуры одежды даны более толстой и грубойчертой, что придает гравюре многообразие выразительных средств. ОкумураМасанобу работал также и в области театральной графики, но не был в ней такимноватором и энтузиастом, как Киёнобу. Масанобу предпочитал сюжеты, которыеближе к теме женской красоты. А надо сказать, что по традиции все роли в театреКабуки исполняли мужчины.
Окумура Масанобу избрал для себя темунежных, женственных актеров-юношей — исполнителей женских ролей. На то, что ониюноши, указывают только маленькие фиолетовые шапочки, закрывающие выбритый, каки подобает мужчине, лоб.
2.4 «Театральное» укиё-э
 
Тории Киёнобу (1644 — 1729) — театральный художник, изображавший актеров театра Кабуки в самыедраматические моменты представления. Он учился у своего отца, актера и графика,и стал основателем династии театральных художников Тории. В его работахоформился жанр «якуся-э» — портреты актеров, появлявшихся на афишах,программах, плакатах и в станковой гравюре. Плакатность, легкая читаемость,укрунненность черт сказываются во всех произведениях Киёнобу. Талантливый художник,он сумел передать в гравюре всю динамику и драматизм сцен Кабуки, найтиграфический эквивалент героическому исполнительскому стилю «арагото».
В 1780-е годы Киёнобузанимает ведущее положение. Этим он обязан издателю Нисимурая Ёхати. Серия«Образцы мод: модели новые как весенняя листва», начатая Нисимураяеще в 1770-е годы и порученная им Корюсаю, была прервана около 1779 года всвязи с тем, что Корюсай оставил гравюру и занялся живописью. Выпуск былвозобновлен в 1782 году, когда Нисимурая поручил завершение итого заказамолодому и малоизвестному мастеру — Тории Киёнобу. Гравюры этой серии принеслиуспех художнику. Следующая серия «Состязания модных красавиц веселыхкварталов» закрепила за ним славу одного из лучших мастеров гравюры.Изображенная сцена происходит в Минами — «веселом квартале»,располагавшемся в южной части Эдо. Обращает на себя внимание очень интереснаядеталь — подзорная труба — предмет, завезенный в Японию из Европы португальцамиили голландцами. японский гравюра монохромныйксилография
Располагая парныекомпозиции из двух борющихся актеров на вертикальном листе бумаги, ТорииКиёнобу вносит в композицию такое движение и страсть, каких до него гравюра незнала. Многие герои Киёнобу, как это было и в Кабуки, выступаютполуобнаженными, причем все тело их загримировано в красный цвет — цветсправедливой ярости и силы. Актеры запечатлены в момент наивысшего напряжения — так называемые кульминационные моменты «миэ», специальнопредназначенные для того, чтобы зритель зафиксировал на них взгляд. Что же можетбыть более привлекательным для художника, чем такая поза? Герои как бы говорят:посмотрите на нас, какие мы сильные и могучие, как непримирима наша решающаясхватка. И художник передает самое существо этой позы. Для этого он используетспециально им изобретенные мазки «мимидзугаки»(«червеобразные») в передаче напрягшихся мускулов, прием«хётан-аси» (уподобление мускулистых ног тыкве-горлянке), да и вселинейное решение гравюры свидетельствует о напряженности каждой линии и мазка.
В театральной гравюре ссамого начала широко использовались изображения монов — фамильных гербовактеров, которые в сильно увеличенном виде украшали их кимоно. Моны сами посебе шедевры миниатюрной графики, выполненные в контрастной манере. Применениев гравюре вдвойне подчеркнуло их красоту и графическую выразительность. Навтором этапе развития гравюры (середина 1760-1800-х годов) расширился круг еетематики, более ярким и глубоким стало раскрытие эмоционального мира человека,выявление характерных черт его внешнего облика. Это время нередко называют«золотым веком» японской гравюры. Оно ознаменовано деятельностьюкрупнейших художников, применявших листы разных размеров и развитую техникумногоцветной печати.
Гравюра XVII — первойполовины XVIII века в основном была черно-белой. Печать производилась с однойдоски — так называемого ключевого блока. Впрочем, уже с начала XVIII столетия,стремясь разнообразить колористическое решение листа, их стали раскрашивать отруки — сначала одним, затем двумя и тремя цветами. В это время (его принятоназывать ранним периодом, или периодом «примитивов») складываетсякруг сюжетов, формируются жанры, среди которых наиболее популярным напротяжении всей истории существования гравюры были бидзинга и якуся-э. Бидзингапереводится как изображение красавиц. Действительно, в них изображалисьпрекрасные обитательницы «зеленых кварталов», как принято было вЯпонии на китайский манер обозначать увеселительные заведения — кварталы«красных фонарей».
В жизни японцев этогопериода «зеленые кварталы» играли значительную роль, что было связанос особым политическим положением в стране. Япония XVII-XIX веков являлась вполном смысле полицейским государством, все стороны социальной и личной жизнияпонца строго регламентировались. В атмосфере «не свободы» своего рода«ничьей землей», местом, где характер общения, форма поведения небыли предписаны свыше, где горожанин, хоть на время, мог почувствовать себяраскованно и независимо, стали «зеленые кварталы». Сюда приходили напредставления театра-кабуки, для заключения сделок и, конечно, с цельюпосещения чайных домов, обитательницы которых славились не только своейкрасотой, но и образованностью, изысканностью вкуса, изяществом манер. Поэтомужанр бидзинга и стал основным в гравюре укиё-э. Однако в условиях отсутствия«средств массовой информации» гравюра, в том числе и бидзинга,выступала как своего рода масс-медиа, в несовершенной и, чаще всего, в непрямойформе.
Она информировала горожано некоторых сторонах жизни столицы, о модах, точнее о модных в текущем сезоне тканяхдля женского платья, о звездах «зеленых кварталов», иногда о дочеряхкупцов или ремесленников, красота которых становилась предметом городскихразговоров, и т.д. Бидзинга в подавляющем большинстве случаев выступала какреклама — не столько конкретной красавицы, сколько заведения, в котором онаслужила. Несмотря на то, что имя персонажа бидзинга обозначалось на листе, ононе было настоящим: имя «ведущей» куртизанки заведения переходило понаследству. Первые красавицы в крупных заведениях чаще всего имели одинаковыеимена. Оттенок индивидуальной рекламы более силен в другом жанре гравюры — якуся-э. Это преимущественно портреты актеров столичных театров, популярностькоторых у горожан была ни с чем не сравнима.
Оба жанра не утрачивалисвоего ведущего положения на протяжении всей истории гравюры. Стилистика ихменялась, что было связано с разнообразными обстоятельствами, чаще всегоимеющими отношение к культурной жизни города, к деятельности так называемых рэн- литературных или поэтических обществ горожан. С деятельностью одного из такихрэн связано событие чрезвычайной важности в истории гравюры. Это — «изобретение» цветной печати на рубеже 1765 и 1766 годов, традиционносвязываемое с именем Судзуки Харунобу (1724-1770). В действительности цветнаяпечать была известна значительно раньше — по меньшей мере, с начала XVII века.Однако в гравюре укиё-э эта техника впервые и массовым тиражом былаиспользована именно Харунобу.
2.5 КрасавицаО-Сэн
СудзукиХарунобу произвел революцию в укиё-э, в 1764 году впервые применивший техникуцветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки», или Эдо-э, эдоскиекартинки. Он не тольковнес в искусство ксилографии технические новшества, но и использовал еевозможности в передаче сложного эмоционального состояния своих героев игероинь. Харунобу применил и богатейшую цветовую гамму, получаемую припечатании с семи и более досок, и такой прием, как раскат, создающий плавныйпереход от темного к светлому. Главное, он употребил великое множество разныхпо характеру линий: и толстых черных, и цветных, и тисненых, дающих едвазаметную впадину на мягкой бумаге. Харунобу — создатель нового идеала красоты:юной девушки с изящной тонкой фигуркой и крошечными ручками и — ножками.Прототипом ее послужила реальная женщина — дочь зеленщика О-Сэн, в честькоторой современными городскими франтами слагались стихи и песни.
В одной из гравюрХарунобу показал О-Сэн, едущую буйвола, нагруженного двумя огромными плетенымикорзинами, а в корзинах — любовные признания и письма. Так в образной формеХарунобу дал понять зрителю, насколько славилась красота О-Сэн. Харунобупоказывает своих героинь и в интерьере, и — что не вполне привычно для болееранней гравюры — на лоне природы. Знаменитая гравюра Харунобу «Влюбленныев заснеженном саду свидетельствует о тонком лирическом начале, которое гравюрамогла выразить через пейзажные фоны. Параллельно с Харунобу трудились итеатральные графики, как прежней династии Тории, так и вытеснившие еепредставители семьи Кацукава. Произведения театральной графики в численномотношении составляют около половины всех японских гравюр. Велика и иххудожественная значимость. Разнообразие тем, драматизм, декоративные эффекты,заимствованные из театра Кабуки, свойственны этим гравюрам.
В конце 1764 годаХарунобу выпускает в свет эгоеми — иллюстрированные календари, напечатанные внесколько красок. Они предназначались для членов общества»Кикурэнся", которое возглавлял Окубо Дзинсиро — друг и воспитательХарунобу. Отличие этих гравюр от всего, что было выполнено художником раньше,заключалось не столько в технике печати, сколько в интерпретации сюжетов. Встилистике и выборе сопровождающих стихов ясно прослеживается стремлениепревратить «плебейское» искусство укиё-э в явление, сопоставимое склассическим искусством периода Хэйан (794-1185). Достичь этого не удалось, ноизысканность стилистики Харунобу задала тон развитию гравюры на протяжениивсего XVIII и начала XIX века. Во второй половине XVIII века в творчестве такихмастеров, как Китагава Утамаро (1754-1806), Тории Киёнага(1752-1815) и ТосюсайСяраку (работал в 1794-1795), рождаются новые варианты бидзинга и якуся-э,представляющие собой последовательное развитие идей Харунобу и его окружения, вкоторое входили Кацукава Сюнсё (1726-1792), Иппицусай Бунте (работал в 1765-1792)и Исода Корюсай (работал в 1764-1788).
2.6 «Золотойвек» укиё-э и «зеленые комнаты»
 
Около 1770года новый взлет пережил жанр якуся-э: выступившие новаторами Кацукава Сюнсё(1726—1793) и Иппицусай Бунте впервые стали изображать актеров как конкретныхличностей, исполняющих конкретные роли, добиваясь портретного сходства с самимактером, в то время как на более ранних гравюрах отличить изображенных на нихактеров можно было только по их личным гербам на одежде.
Основателем династииКацукава был Кацукава Сюнсё (1726- 1792), который почти всю жизнь посвятилтеатральной теме. Благодаря ему она и зазвучала в полную силу цвета, усвоив вседостижения полихромной гравюры. Каждый образ Сюнсё неповторим. Это ицентральные героические роли, и лирические женские, играемые лучшими актерами.В композициях Кацукава Сюнсё мы нередко встречаем новую форму — триптих,появление которого было связано с желанием показать не только одногоисполнителя, но и весь основной состав действующих лиц. Сюнсё вплотнуюприблизился к изучению исполнительского искусства, проник даже за кулисы, гдевыдающиеся актеры репетировали, одевались, гримировались, размышляли оспектаклях. Помещения, отведенные для этого, назывались «зеленымикомнатами», и Сюнсё создал специальную жанровую разновидность гравюры — «зеленые комнаты».
Ученики и последователи Сюнсёпродолжали творческие поиски учителя, стараясь все больше приблизиться кактеру, конкретнее передать его внешность. Кацукава Сюнко (1743-1812),например, сделал первые погрудные изображения актеров на веерах и плакатах, аКацукава Сюнэй (1762 — 1819) исполнил погрудные компо-зицил-портреты на листахбольшого размера. Китае Сигэмаса (1739-1820) был основателем школы Китао. Длянее характерно стремление передать сходство в портретах знаменитых красавиц.Произведения Китао Сигэмаса недаром считаются примером хорошего вкуса вискусстве «укиё-э». Его героини необычайно изысканны, их костюмыдрапируются благородными складками, общая композиция всегда«завязана» в прихотливый узел линий и контуров.
Стиль Кацукава Сюнсё взначительной степени определил творческую манеру его знаменитого ученика ипреемника — Кацукава Сюнэя (1762—1819), а также повлиял и на ранние работыдругого ученика, ставшего впоследствии великим мастером укиё-э, — КацусикаХокусая (1760—1849). Воспеванием женской красоты прославились такие художники,как Исода Корюсай и Китао Сигэмаса (1739—1820), избравшие прекрасныхобитательниц веселых кварталов, занятых повседневными бытовыми заботами. РаботыСигэмаса были выполнены, как правило, в форме обан (39 х 26 см). Конец XVIII— начала XIX вв., а именно эры Тэнмэй и Кансэй считается золотым «веком» укиё-э. Вэти годы творили такие фигуры, как Тории Киёнобу (1752-1815), Китагава Утамаро(1753-1806), Тосюсай Сяраку (г. ж. н.), Тёбунсай Эйси (1756—1815), Кубо Сюнман(1757—1820), Кацукава Сюите и др. В это же время дебютировал Утагава Тоёкуни(1769—1801), ведущий мастер укиё-э первой четверти XIX века. Первоетридцатилетие XIX в. стало эпохой наиболее массового распространения укиё-э, вэто время в Японии — не только в Эдо, но и в других городах (Киото, Осака,Нагоя и др.) — работали сотни художников, создававших десятки тысяч гравюр.Тогда же одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж. Непревзойденныммастером японской пейзажной гравюры считается Кацусика Хокусай. Такие работы,как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли емумировую славу. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творческивобрав самые разные стили: в его работах можно найти и отголоски классическогокитайского пейзажа, и влияние традиционных японских школ Тоса и Каноо, и приемыхудожественно-декоративной школы Римпа, и знание основ западноевропейской живописи.К поздним мастерам относятся также Кэйсай Эйсэн (1790—1848) и представителишколы Утагава, доминировавшие в этот период. Примерно половина всехсохранившихся к настоящему времени гравюр укиё-э были созданы именно ими.Основателем школы Утагава считается Утагава Тоёхару (1735—1845), живший вэдоском районе Утагава. Тоёхару прославился своими пейзажами в стиле «укиё-э».Его двумя наиболее известными учениками были Утагава Тоёхиро (1773—1830) иУтагава Тоёкуни (1769—1825), враждовавшие друг с другом. Учениками Тоёкуни былитакие блестящие и одаренные художники, как Утагава Кунимаса (1773—1810),Утагава Кунисада (1798—1861), создавший более 20 тысяч гравюр, и УтагаваКуниёси (1798—1861). Несколько особняком стоит Утагава Хиросигэ (1797—1858),второй великий мастер японского пейзажа, создавший свою собственную манеру,считающуюся наиболее близкой к традиционному японскому взгляду на свою природуи землю.
2.7 «Упадок» укиё-э
 
В 1830-х — 1840-х годахвсе чаще появляются безжизненные компилятивные произведения, в которых чистоформальная выразительность, пристрастие к внешним эффектам вытесняют тонкуюпередачу настроения модели, составляющую едва ли не главное достоинство гравюрывторой половины XVIII столетия. Явственно черты упадка обозначились позже, втак называемую эпоху Бакумацу (1853-1867), предшествовавшую революции Мейдзи1868 года. Поэтому распространение понятия «упадок» на всю гравюрупервой половины — середины XIX века вряд ли правомочно. И не только потому, чтов творчестве таких художников, как Утагава Кунисада (1786-1864), УтагаваКуниёси (1797-1861) и других, традиционные жанры переживают свой последнийрасцвет, но в первую очередь потому, что в это время бурное развитие получаетновый для укиё-э жанр — фукэйга (пейзаж).
Одно из них было связанос попыткой художника без изменений использовать в гравюре (черно-белой илираскрашенной от руки) схему и образный строй пейзажей традиционных школ Кано иТоса. Эта попытка окончилась неудачей: пейзажные листы с«классической» схемой — не более чем грубые реплики живописныхобразцов. Вскоре они исчезают из гравюры укиё-э. Второе — это«перспективные картины» – укиэ, то есть композиции, в которыхиспользовались линейная перспектива и кьяроскуро (светотеневая моделировка).Как правило, проникновение подобных приемов в японское искусство и,соответственно, возникновение укиэ связывают с влиянием европейскойхудожественной традиции. Однако не исключено, что первый импульс к созданиюукиэ шел не прямо от западных произведений, но опосредованно — от китайскихвидовых гравюр, созданных под влиянием европейских образцов. В частности,сильно было воздействие так называемых мэганэ-э — дословно: картина (через)очки, — в большом количестве создававшихся в провинции Сучжоу (Южный Китай).
Они пользовались огромнойпопулярностью в Японии и часто демонстрировались с помощью нодзоки-каракури(машина для разглядывания) — устройства, в котором картина сначала отражалась взеркале, а затем укрупнялась увеличительным стеклом для того, чтобы усугубитьперспективные сокращения и светотеневую моделировку и сообщить изображениютрехмерность. Многие известные живописцы и графики Японии в процессе освоениязаконов линейной перспективы и кьяроскуро создавали мэганэ-э. К их числупринадлежат и Маруяма Оке (1733-1795), и Сиба Кокан (1747-1818), и сам ОкумураМасанобу. Однако вскоре мастера-перспективисты, оставив подражание китайскиммэганэ-э, взяли за образец первоисточник — голландскую гравюру на металле.Обращение к художественным традициям Запада — важный момент в истории искусстваЯпонии, после которого, несмотря на все трудности, европейское влияниепоступательно усиливается. Многие явления периода Эдо (1613-1868), особеннохудожественные, формируются при очевидном и значительном участии европейскойхудожественной традиции.
Относится это и кгравюре. Так, новая концепция пейзажа как изображения конкретной местностискладывается в укиё-э под непосредственным влиянием европейских произведений, впервую очередь голландских офортов, которые, хотя и в ограниченном количестве,но проникали в страну в XVIII-XIX столетиях с Дэсима. Эта голландская факторияв Нагасаки являлась единственным источником распространения европейских знанийв период Эдо. Особую роль в этом сыграли рангакуся (ученые-голландоведы). После1720 года, когда запреты на все европейское, введенные в начале XVII века, былисмягчены и стало возможным изучение европейских наук и искусства, в Япониисформировалось особое направление — рангаку (голландоведение). В задачу еговходило овладение доступным комплексом европейских знаний, в том числе ирангаку-э (живопись западного толка). Лидер рангаку-э Сиба Кокан и егопоследователи занимались как живописью маслом, так и гравюрой на металле.
Большая «переспективнаягравюра» с изображением всех звезд театра Одной из основных тем последней былипейзажи, в которых художники-голландоведы с большим или меньшим успехомиспользовали новые для них приемы построения изображения: перспективу исветотеневую моделировку формы. Привлекательность живописи западного толка быланемалой: многие мастера укиё-э отдали дань увлечению европейским искусством, вих числе и молодой Хокусай, обучавшийся в мастерской Сиба Кокана, и УтагаваТоёхару (1735-1814) — основатель школы Утагава. Тоёхару еще более знаменит какпедагог, воспитавший плеяду одаренных учеников, возглавляемую Утагава Тоёхиро(1773-1828). В перспективных гравюрах Масанобу и его современников — НисимураСигэнага (16977-1756), Фуруя-ма Моромаса (около 1712 — 1772), Тории Киёмасу II(1706-1763) и других — изображение природы как таковой отсутствует. Чаще всегов них встречаются интерьеры театров или чайных домов, реже — уличные сцены, нои они трактованы так, что более похожи на интерьеры. Все укиэ отличаетиспользование гипертрофированной перспективы, причем дальний план проработанстоль же тщательно и детально, как и ближний. Такие гравюры можно было долгоразглядывать, их занимательность и информативность были очень велики, что иобусловило огромную популярность укиэ в первой половине — середине XVIII века.
Несмотря на то, чторанние укиэ нельзя считать пейзажами в полном смысле слова, деятельность Масанобу,Кокана и их последователей — это первый, но очень важный шаг в формированиипейзажа как самостоятельного жанра укиё-э. Следующий этап этого процесса связанс именем Утагава Тоёхару. Его перспективные гравюры заметно отличаются от укиэпредшествующего периода. Изучая законы перспективы и светотени, он первым средимастеров стал копировать голландские офорты, а также использовал их всамостоятельных композициях гораздо более уверенно, чем предшественники.Тоёхару первым стал создавать полихромные укиэ, что значительно обогатилохудожественное решение его работ. И наконец, в некоторых из них ему удаетсяпередать не только более или менее точный облик изображенной местности, но вкакой-то мере и состояние природы. Такие его гравюры типологически близки собственнопейзажу — укиё-э, окончательное оформление которого относится к более позднемувремени. Укиэ, популярность которых была чрезвычайно велика в 1770-х — 1790-хгодах, оказали заметное влияние на традиционную гравюру — укиё-э. Многиемастера, работавшие главным образом в жанрах бидзинга и якуся-э, эпизодическиобращались и к «перспективным картинам». К их числу принадлежат ТорииКиёнага, Китагава Утамаро, Кацукава Сюнсё, Китао Сигэмаса (1739-1820) и другие.В работах этих художников делается первая попытка сочетать приемы, характерныедля «перспективных картин», с декоративными качествами полихромнойгравюры.
2.8 Укиэ
 
Но, пожалуй, еще большеезначение для развития укиё-э имел тот факт, что в жанровой гравюре под влияниемукиэ стали использоваться пейзажные фоны. И хотя в композиционном отношениижанровые сцены и пейзаж, как правило, разобщены, в лучших произведениях такогорода (особенно принадлежащих кисти Киёнага) приемы западного искусства невыглядят чужеродными или подчеркнуто экзотическими (как в ранних укиё-э), новписываются в традиционную для укиё-э структуру листа. Таким образом,«перспективная гравюра» второй половины XVIII века и те явления вукиё-э, которые появились под ее воздействием, могут считатьсянепосредственными предшественниками собственно пейзажа укиё-э, который своеокончательное оформление приобретает в творчестве Хокусая. В течение своейдолгой жизни Хокусай обращался к разным жанрам гравюры и разным видамискусства. В частности, он не только, подобно другим мастерам гравюры, отдалдань увлечению «перспективными картинами», но и под руководством СибаКокана обучался искусству западного стиля.
Пейзажи Хокусая имеютнечто общее и с классической живописью Японии, и с укиэ XVIII века, но в то жевремя принципиально отличны от них. Классический дальневосточный пейзаж, посуществу, игнорировал реальный облик изображаемого, стремился посредствомприродных форм воплотить философские идеи о бытии Вселенной, в то время как уХокусая он всегда связан с конкретной местностью, топографические особенностикоторой нередко уточняются с помощью надписей. Конкретность пейзажей Хокусаяотличается от конкретности укиэ XVIII века, где изображение природы не выходилоза рамки добросовестных и несколько неуклюжих топографических штудий. Хокусайпостоянно делал наброски с натуры, но в процессе работы над произведениемперерабатывал их, создавая обобщенный образ природы, но не умозрительный, как вклассической живописи, а основанный на конкретном мотиве. Многие его пейзажисимволичны. Достаточно вспомнить один из самых знаменитых листов «КраснаяФудзи», который и до сих пор воспринимается как воплощение души: Японии.Впрочем, большинство работ Хокусая не являются чисто пейзажными: скорее, онистоят на грани пейзажа и жанровой картины. Сказывается это не столько вкомпозиционном решении, сколько в смысловых акцентах произведений. В гравюрахХокусая природа выступает как среда, в которой протекает активная, деятельнаяжизнь людей. Изображение природы не было самоценным, оно должно былоподчеркивать значимость реальной, повседневной жизни человека.
Современники видели вработах Хиросигэ напоминание о посещении тех или иных мест Японии, знаменитыхсвоей красотой. Однако нередко его упрекали в том, что он умышленно искажалреальный облик изображаемой местности. О причинах каждой из«неточностей» сложно спорить, но известно, что Хиросигэ вел путевыедневники, в которых фиксировал виды, привлекшие его внимание, как в случае ссериями, посвященными дороге Токайдо, а потому все отступления от ихдействительного облика продиктованы чисто художественными соображениями. И вего поздней серии «Сто знаменитых видов Эдо» немало листов с такимподходом к «портрету» конкретной местности. При всем том Хиросигэ нетолько изображал натуру, но и стремился передать ее эмоциональную доминанту,настроение природы. Возможно, вторая задача была для него главной, чем иобъясняется то, что он мог опускать или изменять отдельные детали или жедобавлять несуществующие.
В его работах характерныечерты пейзажа укиё-э получают наиболее яркое и совершенное воплощение. Уже вранних пейзажных сериях Хиросигэ, таких, как «Тото мэйсё»(«Знаменитые виды Восточной столицы», 1831-1835), «Токайдогодзюсан цуги-ноути» («Пятьдесят три станции дороги Токайдо»,1833-1834) и других, ясно видно то новое, что внес Хиросигэ в пейзаж укиё-э всравнении с его основоположником Хокусаем. Хокусай по характеру дарования — менее всего созерцатель. В своих работах он не довольствуется непосредственнойпередачей природного мотива, как его предшественники-перспективисты, ностилизует, обобщает пейзаж, достигая его символического звучания. Нередкоизображение природы отступает на второй план перед стремлением создатьэффектную, мастерски построенную композицию, обладающую философским подтекстом.Другими словами, многие пейзажи Хокусая представляют собой воплощениеумозрительных идей на основании комбинации стилизованных элементов изображаемойместности.
В отличие от Хокусая,пейзажи которого носят характер философского размышления о природе и человеке,Хиросигэ — в первую очередь лирик. В его пейзажных листах 1830-х — 1840-х годовотношение художника к природе непосредственно и эмоционально. Главное для него- создать такой образ природы, чтобы зритель мог почувствовать ее настроение.Мягкий лиризм, естественность и простота отличают пейзажи Хиросигэ тоговремени. Если считать, что пейзаж — это портрет местности, то пейзаж Хиросигэ — ее психологический портрет. К началу 1850-х Хиросигэ предстает перед нами какзрелый мастер, автор многих пейзажных серий, снискавших ему славу. После смертиХокусая в 1849 году он становится ведущим пейзажистом укиё-э. Но это имело исвою негативную сторону. У Хиросигэ появляется много заказов, что заставляетего спешить, подчас работать небрежно. Кое-что он начинает поручать своимученикам. Появляются и более или менее талантливые подражатели.
2.9 Гений пейзжаХиросигэ
 
В сериях 1850-х годов насмену передаче природы в ее частных проявлениях приходят попытки обобщитьмногочисленные наблюдения над ее жизнью. Однако это не аналитические обобщения,как у Хокусая, но, скорее, — обобщения эмоциональные: лейтмотив творчестваХиросигэ остается прежним. Наиболее ярко новые тенденции проявляются в сериигравюр «Мэйсё Эдо хяккэй» («Сто знаменитых видов Эдо»),которую сам мастер считал своим лучшим творением и по завершении которойнамеревался оставить карьеру художника гравюры. «Мэйсё Эдо хяккэй» — самая большая серия гравюр не только в творчестве Хиросигэ, но и в историиукиё-э в целом. Она состоит из 118 листов и выпускалась с 1856 года в течениенескольких лет издательством «Уоэй», возглавляемым Уоя Эйкити.Гравюры серии не были расположены в хронологическом порядке, но объединялись посезонам: весна — 42 листа, лето — 30, осень — 26, зима — 20. Неизвестно, был лиэто замысел самого Хиросигэ, или это инициатива издателя.
В дополнение к сериииздатель Уоя Эйкити выпустил еще один лист, в котором гравюры были перечисленыи сгруппированы. Каждый лист из «Ста знаменитых видов Эдо»сопровождается однотипными текстами. В верхнем правом углу, в красном илирозовом прямоугольнике, скорописными иероглифами обозначено название серии:«Мэйсё Эдо хяккэй»; рядом, в многоцветном квадратном картуше, — описание места, изображенного в данном листе, краткое, но емкое. В нижней частигравюры, справа или слева (иногда в середине), помещен еще один красный, режежелтый, прямоугольник, по размеру совпадающий с тем, в котором стоит названиесерии. Это — подпись художника: «Хиросигэга» («КартинаХиросигэ») или «Хиросигэ хицу» («Картина (кисти) Хиросигэ»).Слева внизу, на полях, стоит печать издателя: «Ситая Уоэй» («УояЭйкити из района Ситая»). Рядом с издательской печатью или на верхнихполях помещены две цензорские печати: «проверено» и печать с датой, вкоторой обозначен месяц и циклический знак года создания листа.
Цветовые акценты, несвязанные собственно с изображением, усиливают декоративное звучание листов.Это новое качество, которое развилось в творчестве Хиросигэ только в 1850-егоды. Восприятию многих пейзажей серии как декоративных произведенийспособствуют и яркое многоцветье красок, и, нередко, необычная композиция.Композиционная структура гравюр из «Ста знаменитых видов Эдо» несовсем характерна для творчества Хиросигэ. Среди листов этой серии мысталкиваемся с двумя главными типами пейзажей: непосредственные зарисовки снатуры и виды, в которых преобладают декоративные черты. В этой серии Хиросигэприходит к новому для японского искусства пониманию задач, стоящих передпейзажем, пониманию, не свойственному даже для Хокусая.
Не просто достоверноеизображение местности и даже не возвышение конкретного топографического мотивадо уровня символа (как было порой у Хокусая), но создание образа природы,преломленного через призму переживания ее человеком и в то же времявоздействующего на души людей, создающего у них особое настроение, зависимое отсостояния природы, — вот та неоднозначная и сложная цель, которую ставил передсобой Хиросигэ. Такие задачи новы для пейзажной гравюры укиё-э, но в то жевремя они полностью соответствуют ее принципам, соответствуют в гораздо большейстепени, чем монументальные и нередко отстраненные от человеческих эмоцийпейзажи Хокусая, в которых человек предстает как неодухотворенная деталь визвечных конструкциях природы. В соответствии с ориентацией укиё-э на мирповседневности, Хиросигэ не чуждается обыденности, для него не существует«вульгарных» предметов, в его работах любой пейзажный мотив,отраженный в восприятии человека, есть путь к постижению сущности природы, еедуши.
Поздние пейзажи Хиросигэне менее обобщенны и символичны, чем пейзажи Хокусая. Но, в отличие от них, онине порывают с одним из главных принципов укиё-э периода расцвета: передавать нетолько происходящее, но и его эмоциональную атмосферу. Конечно, пейзажиХиросигэ не столь монументальны, как у Хокусая, они более камерны, но в то жевремя и значительно более эмоционально сложны и насыщенны. Творчество Хокусая иХиросигэ — последнее крупное явление в истории японской гравюры. К этомувремени ее влияние выходит далеко за пределы страны, сказываясь на развитииевропейского искусства рубежа XIX — XX веков. И в самой Японии такие художники,как Тадасигэ Оно, Сазадзима Кихэй, Маэда Масао, плодотворно используют в своемтворчестве лучшие достижения ксилографии того периода, переосмысливая их вконтексте современной художественной культуры.
В заглавие гравюры входиттопоним: Лтакэ — просторечное название местности, на которую открывается вид вгравюре Хиросигэ. Этот дальний берег стал называться Атака по имени«Атакэ-мару», одного из больших гребных военных судов (атакэ-бупэ),появившихся во второй половине XVI столетия. Мост Син-Охаси запечатлен Хиросигэв проливной дождь, какие сличаются летом. Такой ливень называется«юдати» – «вечернее явление» считается, что его приносит ссобой Райдзин — бог грома, «являющийся» на землю. На исходе днявнезапно набегают черные тучи, поднимается ураганный ветер. С неба изливаютсяпотоки воды, однако дождь продолжается недолго, и небо вскоре проясняется.Именно такой момент и изобразил Хиросигэ. Помосту, спрятавшись под широкополымишляпами и соломенными накидками, спешат, ища укрытия, застигнутые бурейпешеходы. В период Эдо Камэйдомура представляла собой пригород столицы. Особойизвестностью пользовалось здесь необычное сливовое дерево Гарюбай (ЛежащийДракон). Дерево погибло после наводнения 13 года Мэйдзи (1880). На месте, гдеоно росло, стоит мемориальная стела, надпись на которой гласит: «На этомместе в период Эдо владелец земельного участка Киэмон разбил сливовый сад иназвал его „Умзясики“ или „Сэйкоан“ (»Благоуханное,Убежище Чистоты"). Сад приобрел известность как место развлечений исозерцания цветов сливы. Было в нем знаменитое сливовое дерево, ветви которогобыли подобны лежащему дракону: они свешивались вниз и уходили в землю, а затем,на значительном расстоянии, выходили наружу, образуя новый ствол...". Этойгравюре суждено было сыграть определенную роль в истории западной живописи.Винсент Ван Гог копировал ее, изучая изобразительные приемы, композиционнуюструктуру и эмоциональный строй гравюры укиё-э, которая в то время воспринималаськак самый характерный для Японии вид искусства.
Имя художникаХиросигэ для многих любителей японского изобразительного искусства являетсясинонимом наивысшего мастерства, достигнутого в ксилографии. Ни до, ни посленего искусство укиё-э не поднималось на столь головокружительную высоту, неполучало столь однозначного признания как внутри страны, так и за ее пределами.Хиросигэ считают гением пейзажа, хотя искусство этого мастера носит гораздоболее многоплановый характер. Из-под его кисти вышли великолепные портретыженщин, актеров, исторических деятелей, юморески, изображения птиц и цветов.Наряду со станковой гравюрой он создал немало рисунков для вееров, конвертов,игральных досок, театральных афиш. Одни лишь усилия по иллюстрированию книгмогли обеспечить Хиросигэ славу великого художника. Некоторые искусствоведысчитают, что творчество Хиросигэ стало одним из мощнейших стимулов, повлиявшихна формирование школы европейского импрессионизма. Итак, перелистаем страницыиз жизни и творчества этого гения.
Особое место в историияпонской ксилографии занимает творчество последнего яркого представителядинастии Тории — Тории Киёнага (1752–1815). Как и все художники династии Тории,Киёнага начинал с театральной гравюры, но лучшие и самые известные его работывыполнены в жанре бидзинга. Киёнага часто использует полиптихи (из трех и болеелистов), делая своеобразную попытку вернуться к традиционной длядальневосточной живописи форме горизонтальных свитков. Его излюбленныекомпозиционные схемы — многофигурные шествия куртизанок.
Самый знаменитыйпоследователь Киёнага, во многом определивший особенности японской классическойксилографии периода ее расцвета, — Китагава Утамаро (1753–1806). Главная тематворчества Утамаро — жизнь обитательниц «веселых кварталов». Не без основанийименуясь «певцом женской красоты», Китагава Утамаро вводит в укиё-э тип большихпогрудных портретов окуби-э, в которых старается передать различныеэмоциональные переживания своих героинь.
Особняком в историияпонской гравюры стоит творчество Тосюсая Сяраку (работал в 1794–1795 гг.). Втечение десяти месяцев выходит более 140 театральных гравюр этого художника —портретов актеров театра Кабуки в различных ролях. Все его работы отмеченывысоким мастерством. Острая характерность, граничащая с гротеском, сознательноеискажение пропорций фигур, жестов, черт лица придают его персонажам необычайнуювыразительность.
Одной из наиболееизвестных школ японской гравюры в XIX в. стала династия Утагава, основанная вконце XVIII в. мастером гравюры жанра уки-э Утагава Тоёхару (1735–1814). Этаразветвленная и многочисленная школа оставила после себя множество живописных играфических работ в различных жанрах, однако основными для нее были все жетеатральная гравюра и историко-героическая тема.
Утагава Тоёхиро (1773–1829),ученик Тоёхару, специализировался на изображениях красавиц. Утагава Тоёкуни(1769–1825) — один из ведущих мастеров школы Утагава — славился своимитеатральными гравюрами. Утагава Куниёси (1797–1861) — автор множества серийисторических и героических гравюр, изображавших самураев в батальных сценах.
Следует такжеотметить, что в токугавской Японии укиё-э долгое время считался «низким»жанром; поэтому огромное количество работ было утеряно. Примечательно, чтосамим японцам взглянуть на укиё-э как на полноправные художественныепроизведения помогли иностранцы. На западе японские гравюры вошли в моду,коллекционеры и любители искусства стали закупать их в большом количестве. Укиё-э было порождено становлениемнового городского сословия — ремесленников и торговцев.
 

III. Технологияискусства укиё
 
В процессе созданиягравюры укиё-э участвовали художник, резчик и печатник. Важную роль игрализдатель, изучавший спрос и определявший тираж. Зачастую именно он задавал темугравюры и влиял на характер издания.
Процесс создания гравюрывыглядел следующим образом. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой,прозрачной бумаге. Гравер, наклеив рисунок лицевой стороной на доску из вишни,груши или самшита, вырезал первую печатную форму. Затем делалось несколькочерно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчикизготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждаяиз которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив схудожником цветовую гамму, наносил краску растительного или минеральногопроисхождения и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Коллективный метод работыхудожника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховаяорганизация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии.
Развитие японскойксилографии определялось несколькими ведущими школами — династиями: ихоснователи как бы формировали свой стиль, в русле которого работали ученики ипоследователи (династии Тории, Кайгэцудо, Кацукава, Утагава).
В 1840-х гг.правительство Японии издает специальные эдикты против роскоши,распространявшиеся и на гравюру. В частности, запрещается использовать дорогиекраски при печати, тисненую бумагу и печатать с большого количества досок. Кэтому времени относится появление гравюр, выполненных в технике монохромнойпечати аодзури-э, в которой художники добивались множества градаций оттенковсинего цвета. Все готовые к печати листы должны были быть удостовереныцензорскими печатями. Художникам запрещалось указывать на гравюрах именакуртизанок и актеров, иллюстрировать исторические события и изображать сцены,содержащие намеки на современные события. Эти ограничения способствовалиразвитию пейзажного жанра.
С появлением первыхиностранцев в Японии возникает новый жанр — иокогама-э (изображениепредставителей различных стран, новых механизмов, домов европейского стиля ит.д.). В середине XIX в. в укиё-э начинают использовать, завезенные из-заграницы анилиновые красители, значительно удешевившие и упростившие процесс производствагравюр, но сильно ухудшившие их качество.

Заключение
 
Японская живопись стольже уникальна, как и вся японская культура в целом. Для неподготовленногочеловека традиционная японская живопись может показаться обычной «мазнёй»,которую способен нарисовать любой первоклассник или даже детсадовец. Но это,разумеется, не так: нужна твёрдая рука и отточенное мастерство, чтобынесколькими скупыми штрихами изобразить картину. Но не просто картину, аизображение, которое будет дополнено каждым наблюдателем своими собственнымидомыслами и переживаниями.
Укиё-э – это жизнь,перенесенная на плоскость со всеми ее прелестями и невзгодами, это обительпростого и одновременно многогранного быта Японии XVI-XIXвв. Это несложные сюжеты с полноценной передачей эмоций и переживанийизображаемых мотивов. 
Как это ни странно, но втокугавской Японии жанр укиё-э очень долгое время почитался как «низкий» жанр,в связи с чем огромное число работ было попросту утеряно. Забавным фактом можносчесть тот, что сами японцы обратили внимание на красоту и художественнуюценность укиё-э только после того, как работами японских художников сталивосхищаться иностранцы, закупая их для своих коллекций.
Эстетикаукиё-э оказала огромное влияние на становление импрессионизма, особенно натаких художников, как Эдгара Дэга, Клода Монэ и, особенно, на ВинсентаВан-Гога, который просто скопировал некоторые гравюры Утагава Хиросигэ —например, «Сливовый сад Камэйдо» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси нареке Атака». Когдаговорят «восточное искусство», первое, что вспоминается большинствулюдей, — это японская гравюра конца XVII — первой половины XIX века. Именно онапредставляет в глазах европейцев наиболее яркие черты искусства Востока.Красочная и вместе с тем изысканная, экзотическая и понятная по содержаниюгравюра впервые привлекла внимание художников и любителей искусства во второйполовине XIX столетия. Японской гравюрой увлекались Тулуз-Лотрек, Мане, Дега,Ван-Гог. Знакомство с ней повлияло на творчество русских и советских художников:Билибина, Сомова, Остроумовой-Лебедевой, Митрохина, Верейского. Сейчас японскаягравюра заняла достойное место в ряду значительнейших достижений мировогоискусства Гравюру этого периода в отличие от современной принято называтьклассической. В XVII- первой половине XIX века в японском искусстве развилосьнаправление «укиё-э» — «искусство быстротекущего мира».
К тому же древним японкамне было нужды показывать себя кому бы то ни было, кроме своего отца и мужа, такчто внешняя красота не считалась чем-то обязательным. Затем, когда сталипубликовать изображения прелестниц из «весёлых кварталов», можно было получитьпредставление о том, что считалось красивым в те времена. Именно считалось, ане было, т.к. картины в жанре «бидзинга» (изображения красавиц) скорееприукрашали тех, кто был на них изображён, нежели подчёркивали индивидуальностьженщины. В настоящий момент у японцев и японок наблюдается мода на европейскуювнешность – много кто красит волосы в светлые тона и загорает в солярии, дабыубрать естественную бледность. Выглядит, прямо скажем, жутковато.
Но при всей своей любви кевропейским вещам японцы по-прежнему ходят в синтоисткие и буддистские храмы,отправляют культы по древним традициям, читают свои сказки и легенды, а ещёсохраняют храмы и уголки природы посреди мегаполисов, и животных, и традиции. Иэто замечательно!

Список использованнойлитературы
 
1. Толковый словарь.- С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведева, М.: Азбуковник, 1999.
2. Материалы работы Кальчевой Анастасии, 2007.
3. Журнал “Schauwecker'sGuide to Japan”, перевод — Сергей Колчин,под редакцией Бориса Иванова.
4. Мироваяхудожественная культура: Учеб. пособие /Колл. авт.: Б.А. Эренгросс, В.Р.
Арсеньев,Н.Н. Воробьев и др.; Под. ред. Б.А. Эренгросс/ — М.: Высшая школа, 2001.
5. Анарина Н.Г.Японский театр Но. — М.: Наука, 1984.
6. Глускина А.Е.Заметки о японской литературе и театре: древность и средневековье. — М.: Наука,1979.
7. Художественнаяэнциклопедия зарубежного классического искусства. — М.: Коминфо, 1997.
8. www.japantoday.ru/japanaz/u3.shtml
9. www.ru.emb-japan.go.jp/ABOUT/CULTURE/ukijoje.html
10. www.japantoday.ru

Таблицатерминов.
Абуна-э Эротическая гравюра. Сцены с изображением пар любовников.
Айдзури-э Печать анилиновым красителем синего цвета. Также известна как техника «аи-э» или синяя печать. Гравюры печатались с нескольких досок различными оттенками основного цвета. Появление и широкое распространение этого типа гравюры укиё-э в конце периода Токугава связано с изданием указа об ограничении роскоши.
Арагото Сильный и грубый исполнительский стиль в театре Кабуки, для героико-исторических ролей, и соответствующий ему стиль театральной гравюры. Роль храброго и сильного героя в театре Кабуки первоначально (долгое время) принадлежала актерской семьей Итикава.
Атэнаси-бокаси Техника, при которой чернила смешивали с жидкостью, благодаря чему они свободно растекались по всей поверхности картины. Часто применялась для изображения облаков и водной глади, как, например, в серии гравюр Хиросигэ «Сто знаменитых видов Эдо».
/>Барэн Плоский круглый диск около 10-12 см в диаметре, оплетенный бамбуковыми волокнами, при помощи которого печатник, последовательно накладывая на каждый из выгравированных блоков чистый лист рисовой бумаги, печатал гравюру вручную.
Бэни-э Розовая гравюра. Тип гравюры укиё-э, раскрашенной от руки кистью, для которой вместо охристой минеральной краски тан применялась розовая растительная краска бэни с добавлением к ней желтого, оливкового и коричневого цветов.
Бэнигирай-э Синяя гравюра. Вид полихромной печати без использования красного цвета. Основные краски, применяющиеся в этой гравюре, — синяя, серая и фиолетовая. Её появление связано с выходом одного из указов Правительства в период эры Ансэй.
Бэнидзури-э Первые цветные гравюры, напечатанные в два цвета — розовым (бэни) и зеленым (аой). Техника многоцветной печати была изобретена китайцем по имени Сисэн и в Японии стала использоваться со времен эры Энкё (1744-1748).
Бэроай Синий пигмент, полученный из растения индиго, ввезенного в Японию с Запада в конце периода Эдо. Его называют «Берлинская лазурь». Бэроай был особенно популярен в годы эры Бунсэй (1818-1830) и эры Тэмпо (1830-1844). Яркий пример использования этой краски — серия гравюр Хокусая «36 видов Фудзи».
Бидзин-га Изображение красавиц — куртизанок и обычных горожанок. Жанр гравюры укиё-э.
Бокасидзури Плавная, мягкая градация цветовых оттенков и полутонов, достигаемая в процессе печати гравюры. Смотри фукибокаси.
Буси Воин, самурай. Представитель воинского сословия. В период Токугава (1603-1867) в Японии существовала упорядоченная четырех сословная система синокосё. Сословие самураев (си) считалось высшим и имело ряд соответствующих привилегий. Вторую ступень социальной лестницы занимали крестьяне (но), третью — ремесленники (ко) и четвертую — торговцы (сё).
/>Вака Буквально «японская песня». Традиционный жанр японской поэзии, построенный на чередовании стихов в 5-7-5-7-7 слогов.
Вакасюгата Актер, исполняющий роль юного самурая.
/>Гейша Девушка, обученная пению и танцам. Она должна была уметь принимать и развлекать гостей, иногда оказывала и сексуальные услуги. Вплоть до 16 века существовали также мужчины гейши.
Гохэй Ритуальный жезл синтоистского священника, к которому прикрепляются бумажные зигзагообразные полоски. Такие же полоски бумаги вывешивают у входа в синтоистский храм.
/>Дайкагура Танец, исполняемый в синтоистских святилищах.
Даймё Феодал, владетельный князь. В эпоху Токугава (1603-1867) даймё назывались непосредственно подчиненные правительству сёгуна феодалы. Самыми влиятельными и могущественными даймё в это время были феодалы Токугава.
Дза Театр.(Яп)
Дзицубуси «Заполненная цветом» гравюра. Техника, при которой оставшиеся белыми участки изображения заполняются цветными чернилами. Обычно применяются желтый, индиго и темно-красный оттенки. Как пример использования желтого цвета — гравюра Утамаро «Шитьё».
Дзёрури Жанр театрального искусства, получивший развитие в 17-18 веках, в период расцвета японской городской культуры. Драматическая поэма дзёрури развилась на основе народного эпического сказа. Первоначально написанная для театра кукол, действующих под напевное повествование рассказчика, сопровождаемое игрой на сямисэне, впоследствии она вошла в репертуар театра Кабуки.
/>Ёко-нага-эбан Картина особо широкого горизонтального формата.
Ёко-обан Разновидность пейзажного формата обан.
Ёко-тандзаку-бан Разновидность пейзажного формата тандзаку-бан.
Ёко-хадзама-бан Хадзама-бан, но горизонтальный.
/>Инари Лисица. Божество, образ которого часто связывают с богатым урожаем и хлебными злаками. Лису и ее помощников почитают во многих синтоистских святилищах.
Ита-бокаси Один из методов бокаси, использующийся в процессе печати гравюры. Участок изображения на печатной доске, который по замыслу художника должен быть затенен, вырезается немного шире, чем контуры. Затем эта часть стирается и гладко полируется остроконечными пластинами. Такой способ был особенно популярен при передаче теней на складках одеяний или при изображении гор. Например, Киёнага и Утамаро использовали эту технику для одежды, в то время как Хокусай и Куниёси применяли ее в своих гравюрах в западноевропейском стиле.
Итимондзи-бокаси Техника печати, при которой верхняя половина изображения заштриховывается тонкими отчетливыми линиями-полосами. Облака на большинстве гравюр Хиросигэ исполнены именно в этой технике. Итимондзи-бокаси применяется, главным образом, на первом этапе печати ксилографии.
/>Кабуки Один из жанров традиционного японского театра. Сложился в 17 веке в период расцвета городской культуры, соединяет в себе музыкальные, танцевальные и драматические элементы. Все роли в Кабуки исполняются мужчинами. Более важным, чем личность самого актера, было его сложившееся амплуа, его устоявшееся изображение какого-либо определенного характера. Именно поэтому лица актеров Кабуки были загримированы и указывали соответствующим образом на определенную роль.
Какэмоно Живописный или каллиграфический свиток, подвешенный в токонома. Какэмоно-эбан — название, данное гравюрам портретного формата.
Камуро Ученица и служанка куртизанки, выполняющая несложные повседневные поручения.
Карадзури Слепая печать. Техника, при которой бумага накладывается на вырезанный увлажненный печатный блок и усиленно отшлифовывается при помощи кабаньего клыка или какого-либо похожего инструмента. В результате декоративные узоры, выгравированные на доске, воспроизводятся на бумаге. Зачастую этот способ использовали для создания растительных мотивов на кимоно. Например, так получали рисунок фасолевых или конопляных листьев.
Кёгэн Японский традиционный фарс. Шуточная интермедия, исполняемая во время представления театра Но. Также термин для спектакля Кабуки.
Кимоно Верхняя японская одежда. Носят как женщины, так и мужчины. Кимоно подвязывается поясом оби, женское — на талии, мужское — на бедрах.
Кимэдаси или кимэкоми Техника печати многокрасочной ксилографии, при которой готовую гравюру плотно прижимали лицевой стороной вниз к первой контурной печатной доске и усиленно проглаживали. В результате проявлялись бесцветные рельефные линии контуров, а отпечатанные цветовые участки становились выпуклыми, и таким образом достигался эффект рельефной картины. Этот способ часто использовали для изображения мускулов на руках борцов или округлого женского тела. Харунобу и Бунтё были большими приверженцами техники кимэдаси.
Кира-э или киракакэ Слюдяная печать. Техника печати укиё-э с использованием в качестве пигмента слюдяного порошка, придающего изображению мерцающий серебряный фон. Для этого приготавливали две доски, одну из которых покрывали основным цветом, в то время как другую — клеем или пастой. Затем, слюдяной порошок посыпали на влажную бумагу, а остатки стряхивали. Техника кира-э была популярна у Утамаро и Сяраку.
Кисокайдо или Накасэндо Дорога, ведущая из Киото через горные районы центральной Японии — сегодняшние провинции Сига, Гифу, Нагано и Гумма. В Кусацу (префектура Сига) она ответвляется от Токайдо и заканчивается в центре Токио около Нихонбаси.
Кото Шестиструнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры, созданный непосредственно в Японии. Длина звучащей части струны регулируется подставками. При игре часто используется медиатор. Кото этого типа широко применялся во время синтоистских празднеств.
Кэнто Регистрационная отметка. Специальный термин в многоцветной печати укиё-э. Она указывала точное положение бумаги относительно доски на втором и последующих этапах двухцветной или полихромной печати и гарантировала, таким образом, идеальное выравнивание и соотношение различных цветовых зон. Две или большее количество таких меток вырезались в углу и по краю каждого печатного блока.
/>Майко Танцующая девушка. Юная гейша, чье обучение этому искусству еще не завершено.
Моцукоцухо Печать без контура. Техника монохромной и полихромной печати гравюры, при которой вокруг цветовых участков не наносятся контурные линии.
Муся-э Станковые гравюры с изображениями воинов или буси.
/>Нага-обан Длинный формат. Особо длинный обан
Наканомати Главная улица района Красных фонарей в Ёсиваре. Каждый вечер, надев свои самые великолепные наряды, куртизанки самого высшего ранга прогуливались вдоль по этой улице, зазывая мужчин.
Нисики-э Многокрасочная ксилография. Парчовые, то есть многоцветные картины, которые печатались с нескольких досок на самой лучшей по качеству, хорошо впитывающей краску бумаге хосо, украшались тиснением, золотым, серебряным и перламутровым порошком. Глубокие и мягкие водяные краски, покрывая всю поверхность листа, создавали эффект, подобный парче, что и дало им название «парчовые картины» или нисики-э. Они — дальнейшее развитие бэнидзури-э. Введение новой техники печати объясняется распространением во 2-й год Мэйва (1765) поздравительных гравюр «суримоно» и календарей, которые издавались малыми тиражами, и приобрести которые могли далеко не все, а лишь узкий круг ценителей искусства. Появление и дальнейшее развитие нисики-э связывают с именем величайшего мастера укиё-э Харунобу.
Но Японский традиционный театральный жанр, сложившийся в 14-15 вв. Сочетает в себе элементы лирической драмы и музыкального представления. Все пьесы играются в масках и роскошных театральных костюмах.
Нуномэ-дзури Тканевая печать. Техника, при которой доску обтягивали тонким как бумага шелком или газовой материей, а затем притирали по поверхности при помощи жесткого диска барэна. В результате структура ткани отпечатывалась на доске. Этот метод был очень популярен среди резчиков гравюры в конце периода Токугава (1603-1867).
/>Обан Большой формат. Приблизительный размер 39,5 х 26,8 см. Ообан Особо большой формат.
Оби Пояс для кимоно. Мужчины завязывают свои узкие оби сбоку. Женские оби, размером около 20 см в ширину и 4 м в длину, часто изготавливались из парчи. Обычно пояс искусно завязывается сложным бантом на спине. Куртизанки повязывают его спереди.
Окуби-э Тип больших погрудных портретов. Так называемые «большие головы». Яркий пример окуби-э — бидзин-га Утамаро (первый ввел этот тип гравюры в укиё-э) и якуся-э Сяраку.
Оннагата Актер, исполняющий женскую роль (амплуа оннагата). Актеры Кабуки, играющие женские роли. С 17 века все роли в театре Кабуки исполняются мужчинами.
О-тандзаку-бан Гравюра с поэтическими строками в формате обан.
/>Сёдзи Раздвижные перегородки в традиционном японском доме. Представляют собой деревянную раму, затянутую полупрозрачной бумагой, пропускающей мягкий рассеянный свет.
Сёдзури Первый этап изготовления ксилографии, во время которого гравером вырезалась первая печатная форма, так называемая ключевая доска. С нее потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал иероглифами задуманные цвета. На первом этапе больше внимания уделялось раскраске изображения, нежели каким-то признакам и предметам одежды, поэтому эти отпечатки сёдзури считаются наиболее ценными. Все последующие этапы называются «атодзури».
Сёмэн-дзури Глянцевая печать. Также известна как «цуя-дзури». Все нисики-э притираются с задней стороны изображения, но в данном случае притирание производится с лицевой стороны гравюры. Таким образом, использующаяся для этого доска становится как бы зеркальным отображением печатного блока, который притирают при обычном печатании. После того, как процесс цветной печати полностью завершен, поверхность гравюры отшлифовывается до блеска при помощи бамбукового диска барэна или чашечки для сакэ.
Сикиси-бан Традиционный формат плотного картона. Почти квадратный формат. Различают два стандартизированных размера: большой и маленький. Большой — приблизительно 19,4х17 см. Первоначально сикиси использовались для написания поэтических строф.
Сумидзури-хиссай Черно-белые гравюры сумидзури, впоследствии тонированные от руки.
Сумидзури-э Ранние черно-белые ксилографии, напечатанные с одной доски черной краской суми, получаемой из сажи и клея.
Суримоно Поздравительные благопожелательные гравюры. Обычно небольшие, квадратного формата, они печатались на дорогой и высококачественной бумаге. Издавались маленькими тиражами для частных заказчиков и были предметами коллекционирования.
Сюнга Весенние картины. Термин для эротических образов и иллюстраций.
Сямисэн Японский трехструнный щипковый музыкальный инструмент, на котором играли куртизанки и гейши. Также использовался как аккомпанемент в представлениях театра Кабуки.
/>Тандзаку-бан Печатный формат. Вертикальные листы наподобие узких полос бумаги, на которых писали стихи. Размер такого формата — приблизительно 44х7,6 см.
Тан-э Гравюры, раскрашенные от руки охристой минеральной краской «тан». Так как охра (тан) была самым распространенным и наиболее часто используемым пигментом, она и дала название этому типу гравюры. Иногда к охре добавляли оливковый и приглушенный желтый тона.
Татами Соломенный мат для настилки полов в традиционном японском доме, одновременно — мера площади (около 1,5 кв. м.).
Токайдо Восточная Морская Дорога. Средневековый тракт, связывавший императорскую столицу Киото с г. Эдо (ныне Токио).
Токонома Альков. Ниша для декоративных украшений интерьера. Обычно там помещался вертикальный свиток или икебана.
Токугава Период правления в Японии сёгунов династии Токугава, продолжавшийся с 1603 по 1867 года. Это время известно и как «эпоха Эдо» — по названию города, ставшего резиденцией правителей Токугава. Контакты страны с внешним миром были в то время сильно ограничены.
Тории Ворота перед входом в синтоистское святилище.
Тюбан Средний формат гравюры. Размер 29,3 х 19 см.
Тю-тандзаку-бан Ксилография среднего формата с рядами поэтических строк.
/>Укиё-э Картины «бренного мира». Особое направление в японской живописи, представленное цветной гравюрой на дереве. Формируется в 17 веке, в эпоху Токугава. Первоначально слово «укиё» обозначало одно из буддийских понятий и переводилось как «бренный и быстротекущий мир». В 17 веке оно уже стало обозначать современный суетный мир, мир любви и наслаждений. Слово «э» означает «картина, изображение». Поэтому название искусства «укиё-э» говорит о том, что оно отображает повседневную, современную жизнь периода Токугава. Основными объектами изображения становятся прекрасные обитательницы веселых кварталов (бидзин-га) и актеры театра (якуся-э). В процессе создания ксилографии принимали участие художник, резчик и печатник. Для многоцветных гравюр порой изготавливали свыше тридцати печатных форм. Пигменты наносили кистью или кончиком пальца. Картины печатались на японской мягкой, впитывающей влагу бумаге, а затем отшлифовывались при помощи бамбукового диска барэна.
Уки-э Перспективная печать. Вид гравюры укиё-э, в которой применялся заимствованный с Запада прием перспективы. В перспективе изображали интерьеры театров, комнат, а позднее и пейзажи. Первым, кто начал использовать эту технику, был Окумура Масанобу. Затем ее усовершенствовал Тоёхару.
Уруси-э Лаковые картины. Техника печати, при которой на самые заметные части гравюры наносили японский лак — уруси. Иногда лаком покрывались светлые плоскости гравюры, что придавало листам особый блеск и сходство с изделиями из лака. Но чаще тот же эффект получали путем смешивания черной краски (суми) с густым клеем.
Утива-эбан Картины в виде круглых вееров. Гравюра, на которой контур круглого веера образует своего рода обрамление для изображения.
Утикакэ Длинная просторная верхняя одежда, которую женщины одевали поверх платья. Утикакэ не подвязывали на талии поясом. С конца периода Муромати (16 век) женщины, принадлежащие к высшему воинскому сословию, носили утикакэ как официальный зимний наряд.
/>Фукибокаси Техника печати полуподцвеченной (подкрашенной) ксилографии. Такой тип гравюры создается сначала путем протирания нужной части печатной доски с помощью кусочка материи, предварительно смоченного в воде. Затем эта увлажненная поверхность слегка подцвечивается кистью от руки.
Фурисодэ Кимоно с длинными широкими рукавами, спускающимися почти до лодыжек. Обычно его надевают юные незамужние девушки.
/>Хайку Поэтическая форма с чередованием слов 5-7-5 слогов.
Хакама Широкие юбкообразные штаны.
Ханга Гравюра. Основной термин для обозначения гравюры.
Ханги Печатная доска. Обычно использовалась древесина вишни, иногда груши или самшита. Рисунок, сделанный художником на тонкой, прозрачной бумаге, гравер наклеивал лицевой стороной на доску продольного распила и вырезал первую печатную форму.
Хаори Короткая накидка японского покроя, надеваемая поверх кимоно.
Хасира-э Гравюра длинного и узкого формата, наклеивавшегося на столбы. Размер — приблизительно 70 х 20 см. Для хасира-э обычно использовали специальную плотную бумагу.
Хадзама-бан Портретный формат. Размер — приблизительно 33 х 23 см.
Хособан Узкий формат. Размер — приблизительно 30-35,5 х 15,5 см.
/>Эдо «Восточная столица». Местопребывание сёгуната Токугава с 1603 по 1867 года. Старое название современного Токио.
Эхон Книга в картинах почти без текста. Содержание и характер иллюстрируемых произведений предельно разнообразны.
/>Якуся-э Изображения актеров Кабуки.
Ямато-э Японская живопись. Изобразительный стиль, появившийся в 10 веке. Первоначальный смысл термина «ямато-э» указывал на японский характер тематики росписей в отличие от китайской живописи (кара-э), преобладавшей в 9 веке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пути сыскания смысла жизни главными героями романа "Война и мир"
Реферат The Awakening Public Controversy Essay Research Paper
Реферат Classroom Discipline Essay Research Paper Classroom DisciplineAt
Реферат Решение задач линейного программирования симплекс методом
Реферат Белые цапли
Реферат Народні традиції у вихованні учнів початкових класів
Реферат Fascisms In Germany And Italy Essay Research
Реферат Устав Интерпола и международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью
Реферат Пріоритети і напрямки вдосконалення чинної макроекономічної політики
Реферат «Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии» мгту им. Н. Э. Баумана
Реферат Проблемы реформы электроэнергетики в России
Реферат Сучасні засоби захисту органів дихання Правила їх використання
Реферат Анализ хозяйственной деятельности предприятия общественного питания
Реферат Политико-правовые отношения союза России и Беларуси
Реферат Personal Narrative Essay Research Paper Personal NarrativeThrough