план
ВВЕДЕНИЕ. 2
Язычество древней руси и его роль в русской культуре. 4
Заключение. 10
Список литературы… 11
ВВЕДЕНИЕ
По даннымархеологии на территории нашей страны первобытный человек появился в периодраннего палеолита — древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселениешло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районеЖитомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500 — 300 тыс. летназад. Стоянки людей среднего палеолита (100 — 35 тыс. лет до н. э) обнаруженына территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах.
В древностидоминантными этносами на нашей территории являлись индоевропейцы и угро-финны. Ксередине II тысячелетия до н.э. археологи относят выделение из индоевропейскихплемен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежащие импамятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.
Сам термин«славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со«словом», и так наши предки могли себя именовать в отличие от иных народов,речь которых они не понимали (немцы). Очевидно, термин «славяне» возник несразу и не вдруг стал обще употребительным.
У устныхпреданий совсем другая жизнь, нежели у письменных. Как отмечал академик БорисДмитриевич Греков (1882-1953), «в легендах могут быть зерна истиннойправды». Поэтому непременным условием аналитического и смысловогоисследования исторических сказаний является отделение «зерен отплевел». Легенды о происхождении любого народа всегда хранились как величайшаядуховная ценность и бережно передавались из уст в уста на протяжении веков итысячелетий. Рано или поздно появлялся какой-нибудь подвижник, которыйзаписывал «преданья старины глубокой» или включал их вподредактированном виде в летопись.
Большинствоиз дошедших до наших дней древнейших летописей (и уж, во всяком случае, все те,которые были возведены в ранг официальных) имеют киевскую ориентацию, то естьписались, редактировались и исправлялись в угоду правящим киевским князьямРюриковичам, а в дальнейшем — в угоду их правопреемникам московским великимкнязьям и царям. Новгородские же летописи, имеющие совсем иную политическуюнаправленность и раскрывающие подлинные исторические корни, как самого русскогонарода, так и правивших на Руси задолго до Рюрика князей, нередко замалчивалисьили попросту уничтожались. О том, что там было раньше, можно судить по летописиновгородского епископа Иоакима (дата рождения неизвестна, умер в 1030 году),которая дошла лишь в пересказе Василия Никитича Татищева (1686-1750).
Другойпрославленный историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) безапелляционноотвергал любые отклонения от своей абсолютизированной схемы начальной русскойистории и не колеблясь, объявлял ложной или поддельной любую точку зрения, несовпадающую с его собственной. Что касается хронологии, то Древнейший (?!) периодотечественной истории, как о том черным по белому написано в предисловии к12-томному Карамзинскому труду, начинается с 862 года (?!).
Именно сэтой даты и принято было долгое время вести отсчет русской истории.
Язычество древней руси и его роль в русскойкультуре
Древнейшиепоселения восточных славян, из которых позже образовались первые русскиегорода, все без единого исключения обосновались на реках. Река в значительнойстепени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду дляприготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей,предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду — зимой; рекаобразовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах… Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитанииславянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э.Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера,источники.
Словацкийлингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что впраславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: «Это коренноеславянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблениитолько у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь,вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ нихлежащих, употребляется почти у всех славян».
Знаменитыйрусский историк прошлого века Д.И. Иловайский писал: Народное имя Рось илиРусь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи сназваниями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-тоносили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из егорукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел названиеРусна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, притокНарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах;Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Распринадлежало нашей Волге".
От того жепраславянского корня «рус» образовано слово русалка, с древнимкультом ее связано множество языческих поверий и языческие обряды русалии.
В.И. Дальзафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от тогоже исходного корня «рус»: руслень — приполок за бортом, за которыйкрепятся ванты; руслина — быстрина, стрежень; руст — «вода идетрустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус — «сказочноечудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинскойпоэме.
Главным жепутеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскомуязыку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией,очень распространенной в нашем языке: весло, ветрило, тягло, сусло, мыло, масло,коромысло, точило и так далее.
Великоемножество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественногообитания. Самоназвание приморских чукчей — ан калын («морские жители»),бедуины — «жители пустынь», селькупы — шеш куль («таежныйчеловек»), индейцы сенека — нунда-вэ-о-но («великий народхолмов»).
Приступим косновному выводу: Если «руса» — это «река» — извечное местопоселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни иверования, «рус» — праславянский корень, образовавший такое большоегнездо слов только в русском языке, Рус — уже полузабытое мифическоеднепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы»- издревле значило «живущие на реках», «жители рек»,«речной народ».
В«Авесте», священной книге древних персов, говорится о реке Ranha, гдеживут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже уперсов это река Raha, отделяющая Европу от Азии.
Скрупулезнымфилологическим анализом Ф. Кнауэр доказывает этимологическое тождество этихназваний с древним именем Волги — Ра, которое обрело впоследствии такие формы,как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян.
Таким образом,Ф. Кнауэр считает, что "… имя народа русь чисто славяно-русскогопроисхождения" и в точной передаче слова означает не что иное, какприволжский народ.
По мнениюбольшинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина IIтысячелетия до н. э) являлась Центральная и Восточная Европа. Историявосточного славянства и русского этноса как самостоятельной ветви славянначинается в I тысячелетии до н.э., когда славянские племена СреднегоПоднепровья борются за свою независимость, строят первые крепости, впервыесталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят изсражений. К этому времени ученые относят создание первичных форм славянскогогероического эпоса. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи (VII век до н.э) славяне прошли уже большой исторический путь, отраженный как вархеологических материалах, так и в мифах. Социальный строй среднеднепровскихславян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на порогегосударственности. Об этом говорят упоминания Геродотом славянских «царей»,всаднические черты погребенных воинов, огромные «царские» курганы на Киевщине иимпортная роскошь славянской знати.
В конце V — серединеVI века началось великое переселение славян на юг, за Дунай, на Балканскийполуостров, когда славянские дружины отвоевали и заселили почти половинуВизантийской империи. Грандиозное по своим масштабам движение славян перекроиловсю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы. Освоеннаяславянами территория представляла собой так называемые «ворота народов» — открытоепространство между Уральскими горами и Каспийским морем, — через которыенепрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов. Периодс VIII по конец XVII в. — самый беспокойный в истории нашей страны. В это времярусские земли подвергались опустошительным набегам.
«Воротанародов», южнорусская степь, манили к себе многих. В I тысячелетии до н.э. здесьвозникли Боспорское и Скифское государства. В VII-VI вв. до н.э. берегаСредиземного, Черного и Азовского морей колонизировали греки. Во II столетии дон.э. южнорусские степи заняли иранские племена сарматов, затем аланы. В III-IIвеках до н.э. сюда вторглись германские племена готов, образовавшие большоецарство от Дуная до Дона. В 375 году н.э. готов оттеснили монгольские ордыгуннов заняв своими кочевьями пространство между Волгой и Дунаем. На сменугуннам в VI веке явилось в южнорусские степи новое монгольское племя аваров,господство которого было также непродолжительным. Ему на смену в VII-VIII векахявились новые азиатские орды — угров (венгров), болгар и хазар. Угры, недолгозадержавшись, прошли в долину Дуная, где и основали свое национальноегосударство. Хазары образовали в VIII-IX вв. обширное государство (каганат).
Такимобразом, на роль хозяев Великой русской степи претендовали многие народы, нотолько древним русам, отразившим многочисленные набеги превосходящих по силеврагов, удалось не только закрепиться, но со временем создать одно из самыхмогучих из когда-либо существовавших государств. На его основе сформировалсяособый цивилизационный тип — евразийский, о сущности, особенностях ипредназначении которого специалисты продолжают дискутировать до сих пор.
О культуреславян того периода нам известно очень мало. Сохранившиеся памятникихарактеризуют уклад жизни наших предков следующим образом. До образованиягосударства жизнь славян была организована по законам патриархального илиродового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичнойформой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора.Несколько поселков объединились в союзы («верви» «Русской Правды»). Религиозныеверования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонениеявлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особогосословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителямибогов и толкователями их воли.
Главныеязыческие боги славянского Олимпа были следующие: Дождь-бог (у других племен — Хоре)был богом солнца; Перун — бог грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Волосили Белее был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (ипотому Даждь-бог был «Сварожичем», т.е. сыном неба); мать-земля тоже почиталаськак некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенноймножеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умершихпредставлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.
Местамиязыческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления ижертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям,как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах илинасыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное илидеревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богамприносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения.
Вера взагробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло емупригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащихк социальной верхушке, сжигали их наложниц.
У славянсуществовала оригинальная система письма — так называемая узелковаяписьменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков,завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки. В древностиузелковая письменность была распространена у многих народов. Узелковым письмомпользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало уфиннов, угров и карелов. На многих предметах, поднятых из захороненийязыческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложнойконфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.
Заключение
Определяющуюроль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Лес шел настроительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства,создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей. В лесу сосредотачивалисьосновные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курилисмолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лесслужил самым надежным убежищем от врагов, он заменял руcскому человеку горы изамки. Само государство славян укреплялось не в степях, где его постоянногромили степняки, а на далеком Севере, под прикрытием дремучих лесов. Леснымимотивами пропитаны фольклор, религия и мораль русского народа. Лешие, водяные,бабы-яги так же, как святые и отшельники обитали именно в лесах: «В тяжелыевремена татарского ига, в эпоху политического гнета извне и морального упадкавнутри общества благочестивые люди, стремившиеся уйти от мирских соблазнов,суеты и грехов, уходили в лесную «пустыню», строили себе там кельи и скиты ижили долгие годы в уединении и безмолвии; впоследствии к ним присоединялисьдругие ревнители «пустынножительства» и устраивали обители, которые потомстановились центрами и опорными пунктами русской колонизации.
Историческоезначение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных магистралей, хотяпо рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими странами. Нопо берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьихижины, реки кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал впеснях. Волга — матушка стала символом России.
Третьястихия русской природы — степь, широкая, раздольная и величавая, — в течениедолгих веков была для русского народа не только символом свободы (в нейукрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий иразорения.
Список литературы
1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд. — М.:Академический проект, 2001
2. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред.Н.Г. Багдасарьян).- М.: Высш. школа, 1999.
3. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992. С.430.
4. Сорокин П. Кризис нашего времени. С.431.
5. См.: Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.
6. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994