Реферат по предмету "Культура и искусство"


Что такое элитарная и массовая культуры

Cодержание   :
1. Введение  
   Что такое культура?  
2. Основная часть
   Возникновение теории массовой иэлитарной культур.      
   Неоднородность культуры.
 «Человекмассы» как основной потребитель массовой культуры.
Особенностимассовой культуры.
Тематикапроизведений массовой культуры.
Значение массовойкультуры.
 Элитарная культуракак антипод массовой.
«Человекэлиты».
Особенностиэлитарной культуры.
3.Заключение
Постмодернистскиетенденции сближения массовой и элитарной культур.
4. Список литературы

                1.Введение   
  
            Что такое культура?  
        Культура как механизм адаптации человека к миру.
          Термин “культура” (отлатинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений. Можновыделить следующие  группы этих определений:
1. Описательные.Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя:язык, книги, картины, обычаи, религии. Следовательно, в музеях мы хранимобразцы деятельности человека.
2. Исторические.Культура — это все то, что люди произвели искусственно.
3. Нормативные.Культура — все то, что составляет ценности.
4. Идеологические.Культура — это поток идей, переходящих от поколения к поколению. В этом случаев музеях хранятся идеи, опредмеченные в вещах — носителях идей.
И так далее.
        Многочисленность определенийсвидетельствует о том, что культура сложное явление, и каждое определение подчеркиваеткакую-либо сторону культуры.
     В истории человечества культуравозникает в тот момент, когда человек утрачивает инстинктивную программуповедения. Чтобы выжить, он должен был создать новую, уже не природную средуобитания, новую экологическую нишу — культуру. Культура в этом случае выступаеткак механизм адаптации человека к миру. С этого момента культура противостоитприроде как искусственное создание человека. К выработке такого механизмаоказалась способной лишь та ветвь наших предков, которая смогла развитьсознание — разум.  Между деятельностью человека и культурой существуеторганическая связь. Человеческая деятельность преобразует окружающий мир,создает культуру. Вступая в жизнь, человек должен овладеть тем уровнемдеятельности, который достигнут обществом. А это и есть овладение культурой.Отдельный человек в своем индивидуальном развитии в свернутом виде проходит всеступени развития культуры, которое раньше прошло все человечество. Культурастала механизмом социальной наследственности, поскольку социальный опыт непередается биологическим путем. Она есть социальная память. В то же времякультура как часть природы обладает космическим значением. Она — закономерныйрезультат космического развития, положительное направление мирового процесса,противоположного росту энтропии.
       Культура как мир человека.Духовность и интеллигентность
    Овладение культурой означает длячеловека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества.Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности иповедения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект,но и объект культуры. Но личностная форма культуры никогда не была и не можетбыть простым слепком с ее общих форм. Личность проявляет свою индивидуальностьв освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру вдеятельности, он творит ее. Поэтому культура личности может опережать илиотставать от культуры общества. Культура есть показатель господства обществанад природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой.Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следоватьнормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека надсвоей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает З. Фрейд. Он называеткультуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательныхвлечений.
    Особое место в культуре человеказанимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания иобразования, то есть формирования человека. Духовная культура не можетсуществовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только какинтеллигентность — деятельностно-практическое проявление духовности. Культура —это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественногосущества.
      Единство, многообразие ивзаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре
    Поскольку культура — результатдеятельности общества, то существует определенное общее содержание культуры.Отсюда можно сделать вывод о том, что культуру творят массы. Но культура есть вто же время результат деятельности отдельных личностей. Отсюда можно сделатьвывод о том, что творцами  культуры являются отдельные личности — элита.Эти представления отражают реальные факты развития культуры. Отчуждение широкихмасс от высокой культуры — тоже реальный факт. Значительная часть населенияпользуется заменителями подлинных художественных ценностей, так называемой“массовой” культурой. На Западе ее превозносили как чудо современнойцивилизации. У нас считали ее недостойной советского человека и объявляли, чтоее в советском обществе нет. Но “массовая” и элитарная культура — этохарактеристики любой культуры, а прогресс общества сближает их.  Наличие“массовой” культуры — это показатель отставания масс, но в то же время неозначает, что массы вне высокой культуры. Высокая культура корнями уходит внародную. Отсюда культура несет на себе отпечаток особенностей развития данногонарода. Следовательно, она национальна.
    Развитие общества, взаимообмендостижениями культуры (наука, техника, искусство) взаимообогащают культурыразных наций, интернационализируют ее. Но этот процесс содержит в себепротиворечие. Утрата национального может привести к формированию бездуховности,если вместе с ней будут утрачены духовные ценности.
                                    Культура ицивилизация
    Подчеркиванием национального вкультуре явилось представление о том, что нет единой культуры, а есть культураотдельных народов или цивилизаций. Так считали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер,А. Тойнби. Понятие цивилизации стало употребляться как синоним понятиякультуры. Но цивилизация понималась по-разному. У Шпенглера цивилизация — этозавершающая стадия развития культуры. Ее признаки: развитие индустрии,возникновение громадных городов,  деградация общества, превращение людей вбезликие “массы”. Отсюда он предсказывал гибель европейской цивилизации. УТойнби цивилизация — это конкретное общество. Энгельс же считал, чтоцивилизация возникает с распадом первобытнообщинного строя, ее основнымипризнаками цивилизации являются:
— общественное разделение труда;
— возникновение товарно-денежных отношений;
— появление государства вследствие раскола общества наклассы;
— создание письменности, духовного производства.
     В современной литературе под цивилизацией понимается такая стадия вразвитии общества, когда социальные связи начинают доминировать над природнымии общество начинает функционировать на своей собственной основе. Культуравозникает раньше цивилизации. Духовную сферу общества обычно связывают c культурой.  В самом широком значениислова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека иобщества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что созданочеловечеством. Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где естьчеловек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, — там и есть культура.Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческиекачества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир,как богатство своего Я.
     Культура – это совокупность форми результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практикеи передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковыхсистем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собойбиологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существованияи самореализации, источник регулирования социального взаимодействия иповедения.
    Принято подразделять культуру наматериальную и духовную.
    Материальная культура – этопредметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком впроцессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование ит.д.) Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достиженияхнауки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении,религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром иносителем является система духовных ценностей.   Однако данное деление довольноусловно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметомматериальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектурыконструктивизма.  Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи,рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можноотнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальномпосреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературноепроизведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальнаякультура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя ит.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая ит.д.
    Поэтому духовная жизнь обществане тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью обществаобычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не вформе предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самомчеловеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.  Центром и ядромдуховной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиямиистины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство– то, что относится к прерогативе духовной культуры.
    Формы и разновидности культурыразличны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую инациональную. Кроме того, у каждой демографической, социальной,профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называютсубкультурой). Это например, городская субкультура, молодёжная субкультура ит.д. Однако ценности субкультуры, как правило, не противоречат доминирующей(господствующей) в обществе культуре. Если ценности субкультуры вступают впротиворечие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичныйпример– культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака,политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.
   В зависимости от того, кто создаёткультуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы– народную, элитарную и массовую культуру.
    Народная культура( англ.“фольклор”- народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируетсяна системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер.Еёпроизведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющимипрофессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться,изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества.Особенно это характерно для мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен,танцев. Интересным жанром современной народной культуры является анекдот (высами наблюдали, сколько разновидностей одного анекдота может существовать). Кнародной культуре можно отнести народный костюм, сценарий проведения различныхпразднеств и обрядов (свадьбы, крещение, похороны и т.д.). Народная культуратрадиционна, коллективна, глубока и инертна. К её истокам постоянно обращаютсяпредставители элитарной и массовой культуры.
    Элитарная культура– этотворческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые видыи формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитойобщества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящноеискусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культураопережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами.Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию.Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так,произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятиячеловеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами.Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре кэлитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картиныПикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятсяпопулярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения СальвадораДали и Шемякина).
     Массовая культура– это культураобщедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовныхпоисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когдасредства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство длякаждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платятсвоими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культураобладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Онабыстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В неймного подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты вэлитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если дляпредставителей элитарной культуры основным стремлением является полноесамовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовойкультуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иногопроизведения.

                          2. Основная часть
        Возникновение теории массовойи элитарной культур.     
        Неоднородность культуры .
    
      Особенности производства ипотребления современной культуры позволяют говорить о ее социальнойдифференциации. По мнению Х.Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусствомодернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравныхкласса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных поотношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите,последних – к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируетсяпроблема массовой и элитарной культуры. Справедливости ради следует заметить,что сама проблема не нова: искусство модернизма только лишь актуализировало ее,перевело из скрытой – в очевидную: неоднородность культуры является еенеотъемлемой особенностью.  С древних времен культура была дифференцированной инеоднородной. Так, жреческая культура была доступна только посвященным. Массыдовольствовались «разрешенными» мифами, тогда как избраннымадресовались сакральные. В эпоху раннего средневековья существовали упрощенныеварианты Библии, с большим количеством иллюстраций, рассчитанные на знакомствос Книгой тех верующих, кто не умел читать. Еще Бернард Клервосский возмущалсяпоявлением в храмах разнообразных монстров, драконов и василисков, служащих, поего мнению, лишь для развлечения зрителей. Уже тогда определились основныефункции массовой культуры: быть средством религиозно-морального наставления иразвлечения, удовольствия и поучения. В эпоху Нового времени в Европепоявляются приключенческие и авантюрные романы: их интригующее содержаниедополняется вполне доступным языком, что способствует нарастанию интереса кразвлекательной литературе. Принятый в Великобритании в 1870 году закон овсеобщей грамотности в еще большей степени подготовил потенциальныхпотребителей той культуры, которую Ницше назовет демократической.
     “ Культура иерархична,” — утверждал Н.А. Бердяев. Внутри нее существует строгий порядок ценностей, наосновании которого одни ее феномены стоят в этой своеобразной «табели орангах» выше, другие – ниже.
     Феномен массовой культуры всовременном значении этого слова принято связывать с эпохой становления крупногопромышленного производства, возникновением цивилизации (в шпенглеровской ибердяевском понимании) и всеобъемлющей «массовизацией» жизни.  Еслипонимать «элитарное» и «массовое» не только в аспектеискусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматьсякак субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого ипереход ее к иному качеству. Массовая же культура – субкультура,обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества ипротивостоящая элитарной. Для более точного и глубокого раскрытия сути такогоявления как  “элитарная” культура, необходимо достаточно подробно познакомитьсяс культурой “ массовой”.
    
     «Человек массы» какосновной потребитель массовой культуры
        В работе «Восстаниемасс» Х.Ортега-и-Гассет пишет о новой единице общества – «человекемассы»: «Общество всегда было подвижным единством меньшинства имассы. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особо, масса –невыделенных ничем. Таким образом, чисто количественное определение – многие –переходит в качественное».   Нашествие масс, безликих и агрессивных,Х.Ортега-и-Гассет объясняет демографическим взрывом XIX века. За одно лишьстолетие – с 1800 по 1914 год население Европы увеличилось со 180 миллионов человекдо 460 млн. Население только США за столетие достигло 100 млн. Три поколенияподряд человеческая масса росла как на дрожжах, не успевая пропитатьсятрадицией, культурой. Вследствие этого современный человек, не вошедший вконтекст культуры, порой напоминает дикаря, забредшего в мир цивилизации. Демографический взрыв сопровождался построением принципиально нового мира,фундаментом которого стал союз либеральной демократии, экспериментальной наукии техники. Эту триаду XIX век не изобрел, а только лишь внедрил, предпосылки кее возникновению были заложены еще в Новое время. Новое общество – цивилизация– создало более комфортные условия обитания человека, в которых и возникает«человек массы», освобожденный отныне от борьбы за существование, недобивающийся благ, но получающий их в уже готовом виде.
    Понятие «масса»означает у Ортеги-и-Гассета не социальную принадлежность, а тот человеческийтип, который господствует в ХХ веке во всех, в том числе, и аристократическихслоях общества. Это некая вертикаль, пронзившая общество сверху донизу. Человекмассы лишен морали, так как сама суть ее, состоящая в сознании служения идолга, ему непонятна. Он вполне доволен собственной неотличимостью от других,«одержимых идеей беспрепятственного роста жизненных запросов, уверенных всобственном совершенстве, насаждающих во всех сферах жизни – от политики доискусства – тиранию интеллектуальной пошлости; не приученных считаться ни скем, кроме самих себя (пока нужда не заставит)».  Прежде в европейскойистории человек наследовал обычаи, житейский опыт, умственные навыки и т.д. ине присваивал себе умозрительных суждений. Он имел некий свод идей, признанных«своими», и никогда не противопоставлял эти «свои» идеиидеям политика, философа, художника. В современном же мире массы не только неподчиняются никакому меньшинству, но и вытесняют его из всех сфер жизни,замещают его собой. Не зная законов развития общества, они пытаются правитьмиром, вовлекаются в активную социальную жизнь.
    Заурядный человек с его невысокимиэстетическими запросами способствует созданию такой же, как и он сам, зауряднойкультуры, которая теперь уже не просто существует рядом с культурой«высокой» в качестве дополнительной, но вытесняет последнюю напериферию, занимая ее место. В этом и состоит специфика функционированиямассовой культуры в ХХ веке: она более не довольствуется своей прежней скромнойроль, но стремится подменить собой всю культуру.
     Беспрецедентное по своиммасштабам и стремительности утверждение массовой культуры многие исследователисвязывают с развитием и неуклонным совершенствованием средств массовойкоммуникации. Канадский социолог Г.М. Маклюэн полагал, что все развитиеобщества, культуры, сознания людей самым непосредственным образом связано сразвитием технических средств массовой коммуникации. Изменение средствинформации влечет за собой изменение как характера информации, так и восприятиямира. На этом основании Маклюэн выделял в развитии цивилизации три этапа:
1. первобытнаядописьменная культура, основанная на принципах естественности и коллективностиобраза жизни, восприятия и понимания окружающего мира. Она складываетсяблагодаря устным формам связи и передачи информации.
2. культураписьменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившаявместо естественности и коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм. Сизобретением И. Гутенбергом печатного станка Европа вступает в новую фазуразвития – технологический прогресс.
3. современный,отходящий от принципов «Галактики Гутенберга» в сторону возрожденияестественного слуховизуального многомерного восприятия мира и коллективности,но на новой электронно-индустриальной основе с помощью замещениякнижно-печатных знаков общения радиотелевизионными средствами массовых коммуникаций.
      На современном этапеэлектронные средства массовой информации вновь возвращают нас к первому –дописьменному – этапу развития цивилизации, основанному на слуховизуальномвосприятии реальности, что придает новой культуре «слуховой характер».Из концепции Г.Маклюэна напрашивается вывод: в наши дни возрождаетсяпервобытная культура, чьи мифы (такие, как, например, «культ звезд»,наследовавший культу идолов) формируются теперь уже средствами массовойинформации, сужающими пространство, превращающими мир в «глобальнуюдеревню» и создающими нового «племенного человека».
      На становление массовойкультуры оказала влияние и коммерциализация всех общественных отношений. Онапривела к возникновению феномена, названного Т.Адорно«культуриндустрией». Кино и радио, пишет он, «сами себя называютиндустриями, и публикуемые цифры доходов их генеральных директоров устраняютвсякое сомнение в общественной необходимости подобного рода готовыхпродуктов»2. Сказанное относится практически ко всем видаммассовой культуры: шоу-бизнесу, рекламе и т.д. Неотвратимая стандартизация,наступающая вследствие серийного производства продуктов«культуриндустрии» приносит в жертву все то, что отличало логикупроизведения искусства от логики промышленного производства. Культуриндустрияпроизводит такой же товар, как и любая другая отрасль промышленности, и точнотак же этот товар стремится не только утвердиться на рынке, но и максимальноэтот рынок расширить.
     Но для того, чтобы бытьвостребованным, любой товар должен максимально соответствовать запросампотенциальных покупателей. Поэтому изначально массовая культура формируется,исходя из чаяний публики. Связь эта не является односторонней: чем болеепрочными становятся позиции массовой культуры, тем сильнее возрастает ее влияниена потребителей, которых она направляет и чьи потребности создает.  В этомсмысле массовая культура является мощным инструментом манипулированиячеловеческой психикой. Этим пользуются как политики, насаждающие через средствамассовой информации те или иные идеологии, так и производители разнообразныхтоваров, добивающиеся посредством рекламы желаемого результата — расширенияпроизводства. Произведение массовой культуры нередко рассматриваетсяпотребителем в качестве примера для подражания буквально во всем: от жизненнойстратегии героя, особенностей его речи, до его прически, марки машины, часов,одежды и т.д. Это вызывает очередной виток покупательского спроса на товарыопределенных фирм. Сегодня за право «одевать» популярного героямассовой культуры, к примеру, Джеймса Бонда, «поставлять» ему напиткии автомобили борются самые известные фирмы. Скрытая реклама дает такие жеплоды, как и явная.
     Как и всякий другой, продукт«индустрии культуры» выверяется принципом его реализации:прибыльность оказывается важнее собственно культурного содержания этогопродукта. Именно прибыль является определяющим моментом в «индустриикультуры». Если раньше произведение искусства было прежде всегопроизведением искусства и только потом рассматривалось автором как товар,источник дохода, то теперь оно является только товаром со всеми вытекающимиотсюда последствиями: стандартизацией, рационализацией техники распространения,включающей в себя рекламную компанию.   Таким образом, возникновение массовойкультуры является закономерным итогом развития западной культуры. Среди причин,приведших к стремительному ее распространению можно выделить:рост населения; всеобщее образование; развитие электронных средств массовой информации; возникновение «культуриндустрии», осуществляющей товарное производство развлекательно-досуговых благ.
                            Особенности массовой культуры
     Научно-технический прогрессспособствовал возникновению досуга не только у избранных, как это было прежде,а у самых широких слоев общества. Заполнение досуга становится прерогативоймассовой культуры.  Но слияние культуры с развлечением не может не подорвать ееустоев: развлечение не предполагает ни созерцания, ни размышления, ономимолетно, несерьезно и нацелено не на вечное, а на сиюминутное. Не глубинойидеи, но броскостью формы должен выделяться продукт массовой культуры для того,чтобы быть востребованным, рентабельным: только в этом случае ему удастсядобиться успеха у значительного количества потребителей.  Типичное произведениемассовой культуры должно быть занимательным по содержанию и эффектным, и в тоже время, незамысловатым по форме – изыски здесь не приветствуются. Массоваякультура отвергает любые эксперименты, она ориентируется на предельно простые,уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любаяновация может привести к тому, что произведение станет понятным не всем икаждому, а это неминуемо повлечет за собой утрату части потребителей.Произведение массовой культуры всегда имеет четкий сюжет, непременно синтригой, и оно всегда принадлежит конкретному жанру: любовный роман, детектив,приключения. По началу фильма легко угадать его конец, по тембру голоса актера– является он по сюжету героем или злодеем (для облегчения этой задачи в первыхамериканских вестернах дело доходило до того, что белую шляпу мог носить лишьположительный персонаж, а отрицательный – вынужден был довольствоватьсячерной).
    В произведении массовой культурыпотребителя волнует, прежде всего, внятная сюжетная канва без особыххудожественных излишеств, рассказ, наподобие мифа или сказки, в котором он, темне менее, ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Сюжетпозволяет радоваться вместе с героями, сострадать перипетиям их судеб.  Одна изособенностей восприятия массовой культуры состоит в том, что зритель иличитатель идентифицирует себя с героями художественного произведения. В основеподобной идентификации лежит стремление к идеалу, который и воплощает в себепроизведение массовой культуры, реализующее чьи-то несбывшиеся мечты. Массоваякультура не только развлекает, она выступает в качестве иллюзорной компенсацииза несправедливости жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха,признания и т.д. Потребитель получает возможность на время отвлечься от своихпроблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить, хотя бы ииллюзорно, эмоционально бедное или исполненное только отрицательных эмоцийсуществование.
       Сюжеты массовой культуры частоповторяются. «Описание драматической формулы… – „попасть в беду ивновь выпутаться из нее“ приложимо ко всей массовой культуре целиком,начиная со слабоумных дамских сериалов и кончая самыми высокимидостижениями»1, — писали Адорно и Хоркхаймер еще в начале1940-х гг. С тех пор в массовой культуре в содержательном плане мало чтоизменилось. Те же формулы, те же вечные истории, типа истории Золушки. В этомсмысле произведения массовой культуры являются своеобразным источникомсоциального оптимизма. Редкий голливудский фильм обходится без фразы: «Ясделал это!». Мультипликационный Дональд Дак, равно как и неудачники вреальности, получает свою порцию побоев не только для того, чтобы зрителисмогли свыкнуться с теми, которые ожидают их самих — писали Адорно иХоркхаймер, — но и для того, чтобы продемонстрировать зрителям возможностьблагополучного выхода из любой ситуации, внушить надежду, силы жить дальше.
                   Тематикапроизведений массовой культуры
    Произведение массовой культуры,как и всякий товар, за редким исключением, недолговечно. Нередко оноспекулирует на актуальных, злободневных темах: СПИД, наркотики, природныекатаклизмы, крупнейшие техногенные катастрофы, терроризм и т.д. (Трагедияатомной подводной лодки «Курск» оказалась в сфере внимания Голливудаспустя несколько недель после ее гибели). Особое внимание массовая культурауделяет теме агрессии. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображениекак количеством, так и своей натуралистичностью. Достоинства того или иногобоевика нередко оцениваются пропорционально количеству трупов — вымышленноенасилие влечет к себе, как наркотик. Объяснение этому факту дается на основаниифилософии З.Фрейда.   Поскольку культура подавляет в человеке природное начало,инстинкты, то в качестве иллюзорной реализации своих неудовлетворенных страстейон вынужден использовать искусство. Именно поэтому в массовой культуре такмного секса и агрессии. Еще одна излюбленная тема – страх: такие жанры массовойкультуры как триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и т.д. эксплуатируют этутему весьма активно. В итоге, психика человека, «закаленного»современной массовой культурой становится менее чувствительной к тому, чтопроисходит в реальности: он привыкает к убийству, насилию: душевная черствостьсегодня становится, скорее, правилом, нежели исключением.
                             Значение массовой культуры
      Массовую культуру однозначнооценить сложно. Дело в том, что, как и всякая другая, массовая культуранеоднородна. Продукция, построенная по пресловутому принципу «два притопа,три прихлопа», соседствуют здесь с вполне достойными с художественнойточки зрения произведениями (детективы А.Кристи и Б.Акунина, фильмы М.Скорсезе,Д.Кэмерона, мюзиклы Уэббера и т.д.).  С одной стороны, низкопробные поделкидействительно способствует снижению общего культурного уровня. Произведениемассовой культуры по определению адресовано самой широкой аудитории,следовательно, в силу интеллектуальной неоднородности этой аудитории, онодолжно ориентироваться на уровень чуть ниже среднего. Именно поэтому в немнередко используется минимум изобразительных средств.
     С другой стороны, впервыекультурой оказались охвачены те слои общества, которые прежде существовали какбы «вне культуры». Возможно, сегодняшнее состояние массовой культуры,это своеобразная «болезнь роста», а может быть, это болезнь, откоторой не выздоравливают.
                   Элитарная культуракак антипод массовой
    Элитарная культура (от франц.elite – лучшее, избранное) рассматривается в культурологии как антипод массовойкультуры. Х.Ортега-и-Гассет пишет: «Под поверхностью всей современнойжизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда – ложный постулатреального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься впротивоположном...»1.
    Идея была не нова – еще С.Кьеркегор утверждал, что историей должно руководить меньшинство. А. Шопенгауэрв работе «Мир как воля и представление» разделил человечество на двенеравные части: «людей пользы» и «людей гения», способных кчистому созерцанию, а не ориентированных только на утилитарную деятельность;равнодушных как к практике, так и к своему жизненному пути, который вбольшинстве случаев «проходят весьма неискусно», но способных приэтом к философско-художественной деятельности. «Людям гения» нелегкоприходится среди «людей пользы»: они имеют множество врагов.«Людей пользы» раздражает в них несомненное умственное превосходство.Массовая культура тоже относится к элитарной с крайним раздражением,неосознанно подозревая, что в свете последней все ее собственные достижениянесостоятельны и убоги.
    Одну из первых концепцийэлитарной культуры создал Ф.Ницше. В работе «Так говорил Заратустра»он пишет о «сверхчеловеке», обладающем уникальной эстетическойвосприимчивостью в сочетании с «волей к власти».
   Таким образом, в философиикультуры сложилась определенная традиция, интерпретирующая элиту в качестведуховной аристократии, наделенной высокими эстетическими и нравственнымиспособностями.
                                         Человек элиты
       Х.Ортега-и-Гассет, являющийсяодним из идеологов элитарной культуры, в работе «Дегуманизацияискусства» отнюдь не отождествляет элиту с родовой аристократией. В егопонимании элита не является правящим меньшинством или аристократией крови, этоаристократия духа, ее представителей можно найти в любом социальном слоеобщества. Элита – это наиболее одаренная в эстетическом и этическом смыслахчасть общества, способная к руководству этим обществом.
                          Особенностиэлитарной культуры
       Эта культура принципиальнообращается только к элите, это культура «аристократическогоинстинкта», касты, но не демоса. Она не стремится к тому, чтобы бытьпонятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. Умассы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которогонаходится человек и его страсти. Противопоставляя себя массе, стремясь создатьискусство, ориентированное на элиту, его творцы сегодня нередко вступают напуть дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве«человеческого, слишком человеческого». И если способом восприятияпрежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятиенового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, незамутненное чувством.
     Долгое время особенностиэлитарной культуры рассматривались «от противного», точкой отсчетабыла массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарнаякультура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новыххудожественных решений; простоте и доступности – закрытость и зашифрованностькультурных кодов; минимуму изобразительных средств – самый широкий спектрсредств выразительности и т.д.
Но главное отличие элитарной культурыот массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная:именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшегоразвития. Знаменитый «Улисс» Дж.Джойса, произведения Г.Гессе иХ.Л.Борхеса, французский «новый роман»; картины П.Пикассо,К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша,П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.
     В элитарной составляющейкультуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступнойклассикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которомуисследователи относят так называемую «поп-классику» — «Танецмаленьких лебедей» П.Чайковского, «Времена года» А.Вивальди,например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведениеискусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. Тоновое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будетпонятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать вкультуре общим местом.
                                  
                               
                                     3. Заключение
Постмодернистские тенденции сближениямассовой и элитарной культур
       К середине ХХ века элитарнаякультура в своем стремительном развитии уходит (в сопровождениинемногочисленных поклонников) так далеко вперед, что к массам вполне приложимымстановится эпитет «искусствооставленные». Вынужденныедовольствоваться поставленными на поток культурными суррогатами, массы неособенно беспокоятся по этому поводу, но представители элитарной культуры,обнаружив себя в своего рода «культурной изоляции», встревожились. Совторой половины столетия наблюдаются попытки сближения двух культур, вначалеробкие, потом все более и более решительные. Ярким примером такого родатворчества может служить произведение итальянского философа и писателя,специалиста по средневековой эстетике и семиотике У.Эко «Имя розы»,написанное в провокационном для высокой культуры жанре детектива. Авторпопытался удовлетворить чаяния всех без исключения реципиентов – от школьникови домохозяек до профессоров философии и богословов. Тот факт, что книгапродержалась в списке бестселлеров больше десятилетия, говорит о том, что емуэто удалось. Человечество вступило в новую культурную эпоху, имя которой –постмодернизм. Культурная парадигма постмодернизма пытается снять проблемупротивостояния культур: элементы массовой культуры включаются в контекстэлитарной и наоборот и обе они помещаются в иронический контекст. Насколькоудастся постмодернизму сгладить крайности обеих культур – покажет время.
         
                                         
                                     Список литературы:
 I.Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля ккультуре.// Слово. 1990. №1.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории (Приложение Воля к власти и воля к культуре).М.,1990.
3. Бердяев Н.А… Философия свободного духа. — М.: Республика,1994.
4. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) //Вопросы философии. 1989.
5. Введение вкультурологию.- М.:1995
6. КьеркегорС. Болезнь к смерти. — С.Кьеркегор. Страх и трепет. — М. Республика, 1993.
7. Коган Л.Н.Теория культуры. — Екатеринбург.:1993.
8. КрымскийС.Б., Парахонский В.С., Мейзерский В.М. Эпистемология культуры.- Киев.:1993.
9. СорокинП.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
10.Тойнби А. Постижение истории. М.,1992.
11.Философский энциклопедический словарь. — М.:1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.