Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественная резьба по дереву

Самосуществование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилищаи одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня иночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение впроизведениях народного искусства, составляющих целостное явление культурыкаждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым онработает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладногоискусства.
Деревои глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза — все эти природные материалы находяторганичное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются всоответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использоватьестественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в другихместностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются однимиз элементов культурно-географического образа той или иной территории.
Разные видынародных промыслов детерминированы той природной средой, темландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили своеразвитие.
Такхудожественная обработка дерева могла возникнуть только в лесныхрайонах, гончарство — в районах, где присутствует соответствующий типглины. Центры по производству художественных изделий из металлавозникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд,например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производствоизделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) — одно изтрадиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа илиАлтая. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т. к.этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. Напобережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны костии плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, чтожители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материаловизготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Так следствием развития овцеводстваи разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты)явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения,перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью.Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежныенароды (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитиесреди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны(калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместноразвиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорноеткачество, которые замечательно отражают своеобразие сответствующейместности.
Нарядность,художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности,вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являютсянепременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей,становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях.Костюмы в народных традициях — обязательные атрибуты фольклорных ансамблей,ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерамихудожественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию вжизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественныевещи — сувениры — знаки памяти о национальной культуре народа и даже целойстраны
Россия самаялесная страна в мире (45% территории покрыто лесом, в основном хвойным(тайга)). Неудивительно, что во многих районах нашей страны развитодекоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этотпромысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве,Казахстане, Киргизии.
/>
 
Географическиецентры резьбы по дереву. Россия:
· СелоБогородское(Московская обл., Сергиево-Посадский район).
· Скульптурнаярезьба.
· Специализация:деревянная игрушка. Промысел возник в конце 16 века.
· Используетсядревесина липы, ольхи и осины.
· Тематика:сельские жители и разные животные, особенно медведь.
· Самая популярнаяигрушка — «Кузнецы», изображающая мужика и медведя,
· поочередно бьющихпо наковальне. Эта игрушка стала символом промысла.
· Кадрымастеров готовятся в художественном училище в пос. Хотьково.
· Села:Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район).
· Плоскорельефнаярезьба. Возникла в конце 19 века. Тематика: растения и птицы. Основное изделие:шкатулка.
· ГородКиров — основной центр. Промысел возник в начале 19 века.Также в городе Уфн (Башкирия)
· Специализация:художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах икорнях березы,ореха и ильма. Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры длячасов.
· ВеликийУстюг(Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.),Архангельская,Томская области и Якутия: изделия из бересты.Основные изделия:корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Берестузаготавливают на рубеже весны и лета.
· СелоУнцукуль в Дагестане (проживают авары). Методом насечки из древесины ореха,кизила, абрикоса изготавливают трости, шкатулки, декоративные вазы, курительныетрубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях — вода и солнце.СелоХохлома (Нижегородская обл.). Роспись «Золотом» на цветномфоне деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесиналипы или березы
· Основные цвета:красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения,птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевыйпорошок, олифа.
· ГородГородец(Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дереваили цветному фону.Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративныетарелки, настенные панно.Часто применяется мореный дуб.Основные цвета: черный,синий, темно-красный, коричневый. Особенность: штриховка белой краской. Сюжеты:декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.
· СелаПолхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины(матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).Сюжеты:растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновымикрасками.
· СергиевПосад. Роспись подереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. Изделия:шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов«Золотого кольца» России.
· Киров,Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.
Различия: Сергиево-Посадскаяклассическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна порасцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешкаукрашена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются нескольковытянутыми пропорциями.
Украина.
Художественная обработкадерева развита в западной части Украины, особенно в Закарпатье,есть в Полтавской области. Основное изделие: посуда, например солонки. Изделияв Закарпатской области инкрустируют перламутром, бусинами и металлическими пластинами.Рисунок в основном представляет симметричную геометрическую композицию.Материал: древесина ореха, бука, явора, граба и груши.
Белоруссия.
В Белоруссии развитымногообразные виды обработки дерева, но изделия слабо декорированы. Основныецентры: Брест, Пинск, и Жлобин. Основные изделия: сундуки,столы, фигуры птиц и коней. Особенности: фон темнее росписи, часто черный.Многие изделия декорированы соломкой.
Литва.
Развита геометрическаярезьба по дереву. Основные изделия: лопасти прялок
На живописном холме наберегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское — родиназамечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.Богородское — село старинное.
В середине 15века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал егосвоему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своемусыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице — Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
Уже в XV — XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложилиосновы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева.Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладногоискусства.
В СергиевомПосаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посадавырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке.Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеевзаказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивныминструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образыокружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, изнародной жизни, басен и сказок.
Особенноинтересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Этинезамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делаютигрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Игрушке«Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символомБогородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкаяработа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во временаПушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идеяритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как встрогом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, нодействия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.
В 1923 годумастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открытапрофессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеровхудожественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождениянародного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
Заслуженныйхудожник РСФСР Н.Максимов создал замечательную игрушку — летит по дороге удалаятройка, а в резных санках медведь. Богородские игрушки можно встретить вмагазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но иза рубежом.
Далеко запределами Московской области известны православные мастера — чудодеи Н. И.Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К.Стулов и другие. Богородские мастера-художники — участники многочисленныхвыставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках вПариже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находитсяв Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» — вмузее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додони звездочка» — в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и вСергиево-Посадском музее-заповеднике.
Современная Богородскаярезьба — многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Онаорганически входит в художественную культуру, сохраняя древние традицииремесла.
Богородская резьба — народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева, существующийв деревне Богородское Московской области.
Село Богородскоенаходится неподалеку от Сергиева Посада. Известно, что богородской деревяннойигрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи, а сампромысел возник еще в XVI веке.
В основном игрушкиизображали представителей разных слоев населения: мастеровых, дам и гусаров,помещиков и чиновников. Причем фигурки изображались в действии. Позднее в XIXвеке кроме фигурок появились целые композиции: «Тройка»,«Крестьянское хозяйство», «Чаепитие» и др.
Материалом для резьбыслужила мягкая древесина: осина, ольха, липа. Для богородских изделийхарактерно сочетание орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью.Резчики выполняли резьбу без предварительных эскизов — смаху, отсюда возниклоназвание «маховая резьба». Другая особенность богородской резьбы:резьба из трехгранника — брусков древесины треугольного сечения, которыеполучали при раскалывании полена радиально. Работа мастера начиналась сзаготовки дерева, которое сушилось под навесом несколько лет. Стволраспиливали, затем поленья разрубали на бруски треугольного сечения. Мастерделал зарубку топориком, намечая самые общие контуры фигурки. После зарубки игрубой обработки объема приступали к работе специальным коротким и острым богородскимножом со скошенным лезвием. На этом процесс не заканчивался. Богородскиеигрушки почти никогда не окрашивались, для отделки использовался различныйинструмент (мелкие стамески), чтобы нанести на игрушку последние штрихи избороздок для передачи мягкой шкуры, птичьего оперения и т.д. Гладкие частискульптуры обрабатывали наждачной шкуркой до бархатистости. Кроме резьбыигрушки интересны своей движущейся конструкцией. Некоторые из них укрепляли надвижущихся плашках, например «Кузнецы» (кстати, Огюст Роден,увидевший «Кузнецов» на выставке в Париже, назвал их гениальнымпроизведением народного искусства), другие стояли на тумбочке с пружиной внутри— «Пряха», «Пляшущий мужичок» и др.
В 1923 году в селеБогородском Загорского района Московской области была организована артель«Богородский резчик», которая впоследствии (в 1960 году) превратиласьв Богородскую фабрику художественной резьбы. Навыками резьбы овладевают вместной профтехшколе, хотя в Богородском есть семьи, которые занимаются поделкойигрушки из поколения в поколение.
Продукция промысла —декоративная скульптура и оригинальная игрушка с движением — всегда былапопулярной, привлекая внимание своеобразием и тонкостью резьбы, а такжекрасотой белого неокрашенного дерева. Скульптуры мастеров создаются по мотивамрусских сказок: «Сказка о Золотом петушке», «Вершки икорешки», «Три богатыря» и др. Кроме того мастера вырезаютфигурки зверей, особенно они любят изображать медведя: медведь-фотограф,медведь-электросварщик, медведь-трубочист, медведь-плясун, медведь сбалалайкой. Используются и современные темы, кроме того мастера выполняютразные композиции на темы крестьянского труда и жанровые сцены:«Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин на охоте» идр. Мастера богородской резьбы: Ф.С. Балаев, А.Г. Чушкин, В.С. Зинин, И.К. Стулов,М.А. Пронин, М.Ф. Баринов и др.
Работы мастеровбогородского промысла хранятся в музеях Москвы, Подмосковья, Петербурга идругих городов. На Всемирной выставке в Брюсселе изделиям богородских резчиковбыли присуждены две медали — за скульптуру и за игрушку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :