Реферат по предмету "Культура и искусство"


Формирование современной библиотечной статистики

Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯУПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА… 5
1.1. Основные задачи библиотечной статистики. 8
1.2. Статистика и оценка эффективности работы библиотек. 8
2. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА И ЗАКОН… 10
3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯСТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ… 14
3.1. Основные статистические показатели. 14
3.2. Статистическое исследование библиотечной деятельности. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 26

ВВЕДЕНИЕ
Особенность статистики заключается втом, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е.библиотечная статистика говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь вовсем ее многообразии.
Без количественных характеристикневозможно проанализировать процессы, происходящие в библиотечном деле.Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться дляпрактических нужд еще в глубокой древности. Подсчет числа книг в фонде существуетне одну сотню лет. Постепенно простые учетные операции усложнились, сталивключать в себя элементы тех или иных явлений с целью установления в нихопределенных закономерностей. Так постепенно стало формироваться важное направлениев библиотековедении – библиотечная статистика.
Актуальностьданного вопроса определяется востребованностью знания о формированиибиблиотечной статистики в существующей организации библиотечного дела. Насовременном этапе развития библиотечной теории и практики появилосьпротиворечие между объективными нуждами библиотек на основе осмысления ихсущности как современного информационного пространства и существующимиподходами в организации этого процесса.
Цель настоящей работы –изложить и проанализировать особенности и основные проблемы формированиябиблиотечной статистики в России на современном этапе.
В связи с этимвыдвигаются следующие исследовательские задачи:
1.  Подобрать, изучить, систематизироватьи подготовить к изложению литературу по проблеме.
2.  Рассмотреть библиотечную статистикукак составляющую часть управленческого учета.
3.  Изложить основные задачи библиотечнойстатистики, в том числе в части касающейся ее отличий от оценки эффективностиработы библиотек
4.  Рассмотреть законодательную инормативно-правовую базу современного этапа формирования библиотечнойстатистики.
5.  Охарактеризовать основныестатистические показатели.
6.  Рассмотреть особенности, задачи,формы и методы проведения статистического исследованиякак наиболееперспективного направления библиотечной статистики.
3.  Проанализировать основные проблемы изадачи формирования библиотечной статистики российских библиотек на современномэтапе.
Работасостоит из введения, трех частей и заключения. Ведение раскрывает актуальностьвыбранной темы, а так же включает постановку проблемы, цель и структуру работы.В первой части излагаются особенности, сущность и задачи библиотечнойстатистики как составляющей управленческого учета. Вторая часть представляетсобой обзор законодательная и нормативно-правовая базы по вопросамбиблиотечного дела и статистики в частности. Третья часть представляет собойтеоретическое изложение материала, касающегося основных статистическихпоказателей и особенностей проведения статистического исследования. Взаключении излагаются основные проблемы и особенности подхода к формированиюбиблиотечной статистики, возможные перспективы и решения развития данногонаправления деятельности российских библиотек на основании изложенного в настоящейработы.

1. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯУПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Статистикаи учет – традиционные направления библиотечной деятельности, которым в прежнихусловиях централизованного руководства придавалось фундаментальное значение.
Вусловиях командно-административной системы библиотеки были нацелены навыполнение показателей, устанавливаемых вышестоящими управленческимиструктурами. Такой практике была подчинена вся информационная системабиблиотеки, ориентированная на удовлетворение требований центральных органов истатистического учета, контроля за выполнением плана. Она лишь отслеживаланепосредственный процесс библиотечной работы, фиксировала события и фактыбиблиотечной действительности. Даже аналитическая функция принадлежала не самойбиблиотеке, а методическому центру, который сводил отчетные данные в сводки,передаваемые «наверх». Эта система не предоставляла результативную информацию,необходимую для оперативного и эффективного управления библиотекой. [1]
Помнению И.И. Макаровой[2],библиотечная статистика получила новый импульс развития с конца 80-х годовпрошлого века, когда произошло переосмысление её значения, роли и содержания всоответствии с реалиями действительности. В эти и последующие годы признавалисьпроблемы методологического и организационного характера: неполнота инедостоверность статистики, неразработанность вопросов использования статистикив реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научнообоснованной системы показателей, методики статистической работы, отрывбиблиотечной статистики от базовых положений статистической науки, недостаточноевнимание статистической подготовке библиотечных кадров и др.
В системе управленческого учета статистике принадлежитопределяющее место, так как именно она, абстрагируясь от случайного, выявляеттипичное, характерное, закономерное. Особенность статистики заключается в том,что она говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всеммногообразии ее проявлений. При этом руководителя должны интересовать преждевсего выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образомсобранных и обработанных цифровых данных.
Статистикаисследует количественную сторону явлений библиотечной действительности(комплектование фонда, библиотечное обслуживание, справочно-библиографическаяработа, поиск информации и т. п.) в неразрывной связи с их качественнымсодержанием в конкретных условиях места и времени. [3]
Хотелосьбы напомнить, что в 2000 г. вышел ГОСТ 7.20-2000 Библиотечная статистика[4],в соответствии с которым ведется учет всех показателей работы библиотеки.
Какуже упоминалось, и в условиях командно-административной системы признавалисьпроблемы библиотечной статистики как методологического, так и организационногохарактера: неполнота и недостоверность некоторых данных, слабое использованиеих в реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научно обоснованнойсистемы показателей, методики статистической работы и т. п.
Однаков прежней системе управленческих воззрений дело ограничивалось лишьконстатацией существующего положения, нереальными или дилетантскимипредложениями отказаться от планирования, нормативов, бороться с приписками,как с преступлениями.
В новые времена эти моменты, отождествляющие статистику сдругими идеологическими канонами прежней административно-командной системы, привелик тому, что статистика отошла на задний план. А на фоне новых понятийбиблиотечного менеджмента и маркетинга, открывших огромные возможности в управлении,статистика и вовсе стала казаться чем-то архаичным.
Прогрессивнымявлением последних лет стало переосмысление значения, роли и содержаниябиблиотечной статистики в соответствии с реалиями сегодняшней действительности.Методологическую основу современных воззрений составляет принципиальноеположение о статистике как важнейшем информационном ресурсе управления.[5]Другими словами, и библиотечный менеджмент, и столь популярный сейчасмаркетинг, во всех своих инновационных проявлениях опираются на традиционнуюстатистику, из формально-обезличенного и скучного занятия она превратилась в престижныйи очень востребованный вид управленческой деятельности.
Новыйподход модифицирует статистику из атрибута командно- административной системыуправления в действенный инструмент анализа реального состояния библиотечногодела в целом или в регионе, и как основу для принятия управленческих решений науровне отдельной библиотеки. По словам Е. И. Кузьмин: «Жизнь диктует иное отношениек статистике, к формам ее анализа и представления. Они должны стать ярче,интереснее, нагляднее, доступнее к профессионалам, и к тем, кто далек отбиблиотечных проблем».[6]

1.1. Основные задачи библиотечной статистики
Основнымизадачами библиотечной статистики являются:
· разработка системыпоказателей, характеризующих масштабы, темпы,
· пропорцииразвития библиотечной деятельности;
· создание методоврасчета и взаимной увязки показателей;
· анализ факторов,обусловливающих основные тенденции развития;
· обеспечениенаблюдения и контроля за библиотечной деятельностью в целях своевременноговыявления проблем развития;
· исследованиефактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений иситуаций.
1.2. Статистика и оценка эффективности работыбиблиотек
Широкоераспространение статистических показателей и их активное использование неозначает, что этого достаточно для решения проблемы оценки библиотечнойдеятельности. Такой оценке характерна ограниченность и односторонность.
Большинствобиблиотек регулярно собирают статистические данные о своих ресурсах и своейработе. Многие страны имеют национальную библиотечную статистику, в рядеслучаев она достаточно детальна и четко определена. Однако существующаястатистика отличается от измерения эффективности работы по следующимпараметрам:[7]
· Библиотечнаястатистика концентрируется на позитивных данных: она учитывает числокниговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы. Она не дает информации олюдях, не являющихся пользователями библиотеки, о неиспользуемой части фонда,об изданиях, «затерявшихся» на книжных полках.
· Статистикарегулярно собирается в областях, где легко получить точные данные: ресурсы(персонал, фонды, коллекции), обслуживание (книговыдача, ответы на запросы).Измерение эффективности работы требует дополнительных данных, которые болеесложно получить: достаточно ли персонала на справочной службе? Получают липользователи релевантные ответы? Соответствует ли создаваемая коллекцияпотребностям пользователей?
· Оценкаэффективности позволяет сравнивать данные и преобразовывать их с учетом,например, числа книговыдач на группу студентов или книговыдач по определеннойтематике по сравнению с комплектованием (фонды, тома) той же предметнойобласти.
· Измерениеэффективности работы добавляет «субъективные» данные, в первую очередь, мнениепользователей об обслуживании, к «объективным» данным.
· Оносвязывает результаты измерений с целями библиотеки.

2. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА И ЗАКОН
Библиотека на протяжениистолетий постоянно развивалась, содержание ее функций менялось в зависимости отполитических, экономических и социальных преобразований в стране, от задач,которые стояли перед обществом. Современнаябиблиотека, являясь уникальным феноменом культуры, аккумулирует в себе какисторические традиции, так и достижения новых информационных технологий. Впереходный период правовые аспекты регулирования деятельности библиотекприобрели особую значимость, так как новая социально-экономическая реальностьтребует пересмотра ранее сложившихся правил регулирования библиотечного дела иучета, определения места библиотеки в культурно-историческом и информационномпространстве России, направления интеграции в мировое библиотечное сообщество.[8]
Формирование и развитие нормативно-правовой базы библиотечного делапроисходит в условиях радикального изменения экономических отношений,становления принципиально нового законодательства в области как собственнобиблиотечного дела, так и бухгалтерского учета, финансовой отчетности,налогообложения и других сфер экономики, что не может не накладывать отпечатокна характер и направления научного поиска оптимальных механизмов правовогорегулирования данной сферы.[9]В контексте формирования новых экономических отношений в культурепересматриваются государственная политика в библиотечном деле, принципыуправления культурной сферой на всех уровнях: от федерального довнутриорганизационного с учетом динамики как рыночных процессов, так и изменений в законодательстве.
Формальновыработка и реализация государственной политики в библиотечном деле возложенана Министерство культуры Российской Федерации. Однако, на практике, оно неимеет официальных и эффективных рычагов воздействия на деятельность другихминистерств и ведомств в этой сфере. Тем не менее, Минкультуры Россиитрадиционно играет консолидирующую роль в библиотечной жизни страны. Средипартнеров Минкультуры России в осуществлении государственной библиотечнойполитики почти все центральные субъекты российской библиотечной жизни — Российская библиотечная ассоциация, ГПНТБ, ГЦНМБ, ЦНСХБ, Российская книжная палата,Российский фонд правовых реформ, Центральный коллектор научных библиотек, НТЦ «Информрегистр»,ведущие издательства и книготорговые организации, компьютерные компании, высшиеучебные заведения, органы культуры и центральные библиотеки субъектовРоссийской Федерации, общественные организации и объединения, а в последниегоды все вопросы развития библиотеки становятся объектом внимания Министерствапо делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Современное законодательство о библиотечном деле представлено значительныммассивом законодательных и правовых актов, принятых на федеральном ирегиональном уровнях. Оно включает в себя «Основы законодательства РоссийскойФедерации о культуре»[10],Федеральный закон «О библиотечном деле»[11],Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»[12], принимаемые в соответствиис ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе актысубъектов Российской Федерации. Некоторые законы и нормативные акты не имеют подействующему законодательству прямого отношения к библиотечному делу, однако сучетом нового понимания библиотеки как информационного, культурного,образовательного учреждения, располагающего организованным фондом тиражированныхдокументов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическимлица, данным в ст. 1 Закона о библиотечном деле, эти нормативные акты можнорассматривать в качестве документов, распространяющих свое действие, в томчисле, на отношения между библиотеками и пользователями, а также междубиблиотеками различных организационно-правовых форм, ведомственнойпринадлежности и форм собственности. Среди таких актов можно назвать, например:Федеральный закон от 20.2.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защитеинформации (с изменениями на 10 января 2003 года)», Указ Президента РФ от12.5.2004 № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РоссийскойФедерации в сфере международного информационного обмена (с изменениями на 22 марта 2005 года)», Постановление Правительства РФ от 28.1.2002 № 65 «О федеральнойцелевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 26 июля 2004 года)» и ряд других.[13]
В числе важнейших национальных правовых актов, регулирующих вопросыстандартизации библиотечного дела, следует отметить: Постановление ГосстандартаРоссии от 30.1.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации»,Постановление Правительства РФ от 25.9.2003 № 594 «Об опубликованиинациональных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономическойи социальной информации (с изменениями на 2 августа 2005 года)», ПостановлениеРосстата от 27.7.2005 № 48 «Об утверждении статистического инструментария дляорганизации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностьюорганизаций культуры, искусства и кинематографии», направленных на формированиеправового поля стандартизации деятельности российских библиотек винформационном обществе.[14]
С 01.01.2002 введен в действие ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика.Основные положения». Данный стандарт устанавливает единые правила и требованияк сбору и предоставлению статистических данных библиотеками. Он позволяетунифицировать статистическую отчетность на разных уровнях. Стандартустанавливает единые сроки, определения и единицы учета, единый минимумстатистических данных для библиотек всех ведомств.
Стремительное развитие и распространение электронных библиотек (ЭБ) какинформационных систем, в которых документы хранятся и используются вмашиночитаемой форме, вызвало радикальное изменение всей практики работысовременных российских библиотек. В этой ситуации особую актуальностьприобретают вопросы правового обеспечения функционирования ЭБ, поиска новыхподходов к планированию и управлению их деятельностью. И здесь большое значениеимеют положения, содержащиеся в международных документах, регулирующихотношения в сфере информации.[15]
Завершая краткий обзор проблемы правового обеспечения библиотечного делаи проблем формирования новых стандартов библиотечной статистики, хотелось быподчеркнуть следующее. Вопросы библиотечной статистики требуют дальнейшегосовершенствования как на международном, так и национальном уровне. Существующееположение, при котором библиотечное законодательство отнесено только к сферезаконодательства о культуре представляется устаревшим и требует пересмотра. Всвоей деятельности библиотека вступает сегодня в большое количествоправоотношений, регулируемых актами различных отраслей законодательства, в томчисле информационным правом. И это — новая тенденция правового регулированиябиблиотечного дела еще не получившая должного осмысления в научной литературе.

3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯСТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Библиотечная статистикаизучает количественную и качественную сторону процессов связанных, с работойбиблиотеки.[16] Для всех типов библиотекединые единицы учёта документов фондов и обслуживания пользователей установленыГОСТом 7.20-2000 «Библиотечная статистика», введенным в действие с 01.01.2002.
Статистическиепоказатели, рассчитанные на длительный период, позволяют определить тенденциюих развития в будущем, что является основой составления перспективных плановбиблиотеки.
3.1. Основные статистические показатели
1. Учет читателей. Показывает количество человек,которые пользуются документами библиотеки. Единицей учета служит формуляр читателя.
2. Учет книговыдачи. Показывает количество документов (поотраслям знаний), использованных читателями во всех структурных подразделенияхбиблиотеки. Учёт выдачи изданий производится по числу выданных экземпляров,зарегистрированных в формуляре читателя, листке читательского требования,книжном формуляре, бланке-заказе по МБА или иной документации, принятой вбиблиотеке, а также в электронной базе данных (БД).
За единицу выдачипринимается:
· Для книг, брошюр,отдельных номеров журналов и газет — экземпляр;
· Для изданий,объединённых в подшивку, в зависимости от запроса пользователя – подшивка иличисло экземпляров документов, которые соответствуют запросу пользователя;
· Для грампластинок– диск;
· Длякомпакт-дисков — диск;
· Для магнитафонныхлент — катушка, кассета ;
· Для диафильмов — рулон;
· Для диапозитивов,в зависимости от запроса пользователя – комплект или количество экземпляроввыданных кадров, которые соответствуют запросу пользователя;
· Для кинофильмов — бобина;
· Для видеофильмов- кассета;
· Для электронныхизданий – дискета, оптический диск (CD –ROM и мультимедиа).
2.1. Особенности учётавыдачи отдельных видов изданий:
· Учет выдачиизданий, в том числе материалов групповой обработки, объединенных илихранящихся в папках, коробках, подшивках, переплетах производится по числуэкземпляров, полученных читателем в соответствии с его запросом.
· Учёт выдачиизоизданий — плакатов, художественных репродукций, изобразительных открыток,объединенных общей обложкой или папкой, производится по числу папок (обложек);не объединённых издательской обложкой или папкой – как отдельный экземпляр(плакат, открытка, репродукция и т.п.).
· Выдачакартографических изданий (карт и атласов), объединенных общей папкой илиобложкой, учитывается по числу папок, а не карт или атласов, выданных читателю.
· Учет учебников,выданных читателям из библиотечного фонда, осуществляется на общих основаниях.
· Продление срокапользований изданиями по просьбе читателя допускается не более 2-х раз иучитывается как новая книговыдача. В формуляре читателя в этом случае ставитсядата продления.
· При выдачеизданий по МБА учет выдачи производится библиотекой-фондодержателем изданий ибиблиотекой, осуществляющей выдачу изданий читателю.
· Выдача копийдокументов учитывается также как и выдача самих документов.
· Учёт выдачи копийи документов с выставки входит в общее число выданных документов.
3. Учет посещений иобращений
· Единицей учётапосещений является одно посещение, зарегистрированное в документации или БД,принятых в библиотеке.
· Единицей учётапосетителей мероприятий является лицо, присутствующее на мероприятии изарегистрированное в документах, принятых в библиотеке.
· Учет посещенийпроизводится путем суммирования посещений, учтённых каждым структурным подразделениембиблиотеки.
· Единицей учетаобращений к электронной библиотечно-информационной сети является одно обращениена сервер библиотеки.
4. Учет мероприятий
· Единицей учетамероприятий является одно мероприятие — выставка, устный журнал, обзор, день информациии т.д., зарегистрированное в дневнике работы библиотеки.
· Мероприятие комплексного характера, включающее одновременно проведениеразличных форм (например, выставку и устный библиографический обзор)учитывается как одно мероприятие. Дополнительный учет отдельных форм массовойработы, его составляющих, не допускается.
· При проведениициклов мероприятий (недели, декадники, месячники) учитывается каждое входящее вцикл мероприятие.
· Дополнительно припроведении массовых мероприятий учитывается число их участников, количествоэкспонируемых и выданных во время мероприятий изданий.
· Посещение массовых мероприятий включается в общее число посещений.
5. Учет запросов иответов на справочно-информационное обслуживание
Единицей учета разовыхзапросов на справочно-информационное обслуживание (СИО) является запрос.
Учёт разовых запросовпроводится по числу:
· затребованных тем(для тематических библиографических запросов);
· библиографическихзаписей, требующих уточнения (для запросов на библиографическое уточнение);
· документов,наличие которых в фонде библиотеки требуется установить (дляадресно-библиографических запросов);
· затребованныхфактов (для фактографических запросов);
· тем, требующиханалитико-синтетического преобразования документальной информации (для аналитическихзапросов);
· методическихконсультаций по разъяснению правил пользования библиотекой,справочно-библиографическим аппаратом, документом (для запросов ориентационногохарактера).
Единицей учёта отказов надокументы, их копии и СИО является невыполненный запрос пользователя,зарегистрированный в документации, принятой в библиотеке.
Единицей учёта выполненияразовых запросов является устная или письменная справка, содержащая сведения ободной теме, об одной уточненной библиографической записи, об одномустановленном издании, об одном установленном факте, а также уст ная илиписьменная методическая консультация по одному вопросу.
Учет общего числавыполненных запросов на справочно –информационное обслуживание проводитсясуммированием справок, консультации, зарегистрированных в документации,принятой в библиотеке.
6. Средние показателиработы библиотеки
6.1. Читаемость (Ч) Показатель характеризуетинтенсивность чтения.
Среднее число книг,выданных одному читателю в год, исчисляется путем деления количества выданныхза год документов(В) на число читателей, зарегистрированных за год (А)
Ч=В: А
6.2. Посещаемость (Пос.) Показатель характеризует активностьпосещения читателями библиотеки.
Исчисляется путем делениячисла посещений за год (П), на число читателей.
Пос.= П: А
6.3. Обращаемостькнижного фонда. (Об)Характеризует степень использования книжного фонда.
Исчисляется путем деленияколичества книговыдач за год (В) на количество книжного фонда библиотеки (Ф).
Об=В: Ф
6.4. Книгообеспеченность(К) Показательхарактеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т. е. егодостаточность.
Исчисляется путем деленияколичества документов имеющихся в библиотеке на конец года (Ф) на числозарегистрированных читателей (А)
К=Ф: А
3.2. Статистическое исследование библиотечнойдеятельности
Рассмотримстатистическое исследованиекак наиболее перспективноенаправление статистики.
Статистическим исследованием называется процесс изучения явленийбиблиотечной действительности на основе совокупности общих правил (принципов),анализа и синтеза, специальных статистических приемов и методов.
Статистическоеисследование делится на три этапа:
· статистическоенаблюдение – массовое научно организованное наблюдение для получения информацииоб отдельных фактах изучаемого явления, оно представляет исходный материал длястатистических обобщений, для получения объективных выводов об изучаемомявлении;
· группировка исводка материала – разделение всей массы полученных сведений на однородныегруппы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и оформление полученныхрезультатов в виде таблиц, графиков, диаграмм;
· обработкастатистических показателей, полученных по сводке;
· анализрезультатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления изакономерностях его развития.
Статистическоенаблюдение представляет собой планомерное систематическое получение данныхпутем регистрации существенных признаков явлений и процессов библиотечнойдеятельности.
Статистическиеданные, полученные в процессе наблюдения, представляют собой составную частьуправленческой информационной системы библиотеки. Владея такой информацией,руководство может эффективно решать поставленные задачи. Статистическиенаблюдения позволяют полнее реализовать маркетинговую стратегию библиотечного обслуживания,гибко реагировать на динамично изменяющуюся внешнюю среду, занять уверенную позициюна рынке библиотечных услуг.
Требованияк результатам статистического наблюдения:
· достоверность – соответствие данных наблюдения реальной действительности,это важнейшее требование, достоверность обеспечивается компетентностьюбиблиотекаря, осуществляющего наблюдение, совершенством инструкций, бланков идругого инструментария наблюдения;
· полнота – онаобеспечивается охватом достаточного количества единиц наблюдения, охватомнаиболее существенных сторон явления (например, при исследовании системы библиотечногообслуживания нельзя выпускать из виду объем библиотечных фондов каждойбиблиотеки), получением данных за максимально длительные периоды;
· сопоставимостьданных (единообразие) – обеспечивается унификацией и стандартизацией методовоценки данных, едиными формами учета;
· своевременность –данные статистического наблюдения могут быть достоверными, полными,единообразно оформленными, но запаздывание поступления информации сделает еепрактически ненужной.
Существуетбольшое разнообразие видов, организационных форм и способов проведениястатистического наблюдения. Это позволяет выбрать наблюдение, котороесоответствует поставленным целям и задачам, учитывает особенности изучаемогообъекта или явления, соотносится с реальными условиями места и времени,обеспечивается имеющимися ресурсами.
Статистическоенаблюдение подразделяется:
1. Поспособу организации – на отчетность и специально организованное наблюдение.
Отчетность– важнейшийметод статистической работы, обеспечивающий управление статистическимисведениями по установленным формам и в установленные сроки. Значимымиособенностями отчетности являются:
· обязательность – каждаябиблиотека представляет отчетные данные о строго определенном круге показателейпо утвержденным формам, в определенные адреса и сроки;
· юридическая сила– формы отчетности являются официальным документом, отчеты подписываютсяруководителем библиотеки, который несет полную ответственность по закону задостоверность содержащихся в отчете показателей;
· документальнаяобоснованность – данные отчетности формируются на основе первичной документации(книге учета фонда, учетного каталога, регистрационной картотеки, а такжечитательского формуляра, дневников работы различных отделов библиотеки).
Специальноорганизованное статистическое наблюдениеприменяется для исследовательскихнужд или в тех случаях, когда данных отчетности для руководства недостаточно. Оноподразделяется на переписи и обследования (единовременные, периодические,текущие).
2. Поохвату единиц совокупности статистическое наблюдение делится на сплошное ивыборочное. Если статистическое наблюдение охватывает все единицы изучаемойсовокупности, оно называется сплошным. На сплошном наблюдении основаны такие показателиработы библиотеки, как учет фонда (когда отмечается каждое издание, поступившеев фонд или выбывшее из него), регистрация читателей, учет книговыдачи,посещений. Однако в некоторых ситуациях сплошное наблюдение или невозможно, илинеэффективно, тогда используют один из видов несплошного (частичного)наблюдения: наблюдение основного массива, анкетное, выборочное,монографическое.
Наблюдениеосновного массиваосновывается на изучении основной (значимой) частисовокупности и исключении малозначимых единиц.
Анкетноенаблюдение при сборестатистических данных использует специальные вопросники (анкеты), раздаваемыечитателям или сотрудникам библиотеки в зависимости от целей исследования.
Разрабатываютсяанкеты для читателей по самым разным направлениям работы библиотеки. Однако прианализе анкет необходимо учитывать, что читатели конечно знают, что они хотят,но не могут знать возможности библиотеки для выполнения их пожеланий.
Ещеодним видом статистического наблюдения является выборочное наблюдение, котороеосновано на процедуре отбора определенного числа единиц (выборочнаясовокупность) по случайному признаку – лотерея, жеребьевка, таблица случайныхчисел, механическая выборка, способ моментного наблюдения. Характеристикивыборочной совокупности с некоторой вероятностью и поддающейся учету погрешностьюраспространяются на всю совокупность, называемую генеральной.
Монографическое наблюдениепредставляетсобой изучение отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц исследуемойсовокупности. Монографическоенаблюдение используется для изучения инновационного факта или явления,требующего тщательного изучения для распространения.
3. Повремени проведения статистическое наблюдение делится на непрерывное (текущее),единовременное и периодическое.
4. Поисточникам сведений подразделяется на непосредственное наблюдение,документальное наблюдение и опрос.
Вторым этапом статистического исследования (послепроведения статистического наблюдения) является группировка статистических данных– проверка, систематизация, обработка и подсчет данных, полученных пристатистическом наблюдении. Сводка отражает групповые и итоговые показатели,упорядочивает статистический материал, классифицирует и систематизирует его.Группировка решает задачи изучения типов явлений, структуры и структурныхсдвигов, взаимосвязей и взаимозависимости явлений. Например, группировкакниговыдачи по отраслям знаний позволяет выявить наиболее популярные издания и скорректироватьполитику комплектования фонда.
Статистическийанализ–заключительный этап статистического исследования, предполагает изучениестатистических данных для выявления характерных черт и закономерностейизучаемых явлений. Статистический анализ решает задачи получения руководствомполной и всесторонней картины развития библиотеки, в определенной связи ивзаимоотношении различных сторон ее деятельности и форм развития.
В библиотечной статистикевсегда представлены связи изучаемых объектов, когда величине одного свойствасоответствует более или менее широкий спектр возможных значений другого, икоторые проявляются лишь в больших совокупностях. Например, величинакниговыдачи как анализируемое явление зависит не только от числа читателейбиблиотеки и числа посещений, но и от таких факторов, как наличие необходимой литературыв фонде, уровня спроса на определенные издания, удобного режима работы и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насовременном этапе переосмысливаются многие традиционные вопросы статистической работы.Это:
· пересмотр задач изначения библиотечной статистики;
· формированиеметодологических основ статистики как важнейшего информационного ресурсауправления библиотекой;
· усилениеаналитической функции статистики, выдвижение на первый план статистическогоисследования;
· разработкасистемного подхода к перечню статистических показателей.
Проблема совершенствования библиотечнойстатистики как важнейшего источника точных и достоверных сведений о состояниибиблиотечного дела приобрела особую значимость на современном этапе развитиянашего общества, когда возникла объективная необходимость реформирования всейбиблиотечной сферы.
Реализация этой задачи немыслима безпредставления органам управления различных уровней и направлений, широкимкругам общественности объективной статистической информации о состояниибиблиотечного дела. Однако анализ современной практики свидетельствует о явномпротиворечии между потребностями общества в статистической информации и еереальным содержанием. Сведения, которыми располагает современная отечественнаябиблиотечная статистика, объективно не отражают реальное положение дел вотрасли. В статистических материалах отсутствует ряд крайне необходимыхсведений при одновременном избытке второстепенных и третьестепенных данных. Значительнаячасть имеющейся статистической информации о состоянии библиотек нашей страны несовместима с зарубежными показателями, что лишает нас возможности реальнооценить уровень развития отечественного библиотечного дела. Радикальноепреобразование отечественной библиотечной статистики, превращение ее в рычагэффективного управления библиотечным делом страны требует разработкитеоретических проблем библиотечной статистики, стандартизации ее основныхположений в соответствии с международными нормами, традициями и задачамибиблиотечного дела нашей страны.
Сравнительная статистика успешнообслуживает все виды человеческой деятельности. Однако в библиотечном делеколичественные методы используются по сравнению с другими отраслями достаточнослабо.
Статистикой можно играть, ее можноиспользовать на добрые дела и во зло. Известно высказывание о том, что на светесуществует ложь, гнусная ложь и статистика.
Статистика ради статистики никому ненужна. Статистический учет, т.е. сбор исходных данных, производится для того,чтобы использовать собранный материал для выработки каких-либо оценок иуправленческих решений. Без использования статистических показателей невозможносоздание научно-обоснованных методик оценки деятельности библиотек. Статистикепринадлежит определяющее место в системе управленческого учета, поскольку онавыявляет «типичное, характерное, закономерное»[17]

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  РоссийскаяФедерация. Законы. О библиотечном деле [Текст]: [федер. Закон: принят Гос.Думой 23 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 1. — Ст.1.
2.  Российская Федерация. Законы. Обобязательном экземпляре документов [Текст]: [федер. Закон: принят Гос. Думой23 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 1. — Ст. 2.
3.  РоссийскаяФедерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Обобязательном экземпляре документов» [Текст]: [федер. Закон: принят Гос. Думой23 янв. 2002 г., одобрен Советом Федерации 30 янв. 2002 г. // Собрание законодательстваРФ. – 2002. — № 4. – Ст.4.
4.  Российская Федерация. Законы. Основызаконодательства Российской Федерации о культуре [Текст]: [федер. Закон: принят Гос. Думой 23 июня 1999 г. // Российская газета.- № 124 от 02.07.1999.
5.  ГОСТ 7.20-2000. Система стандартов поинформации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечная статистика [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.20-80, ГОСТ7.41-82; введен 2002-01-01. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. – 11 с.
6.  Библиотека в эпоху перемен:философско-культурологические и информационные аспекты [Текст]. — М.: НИЦ «Информкультура», 2005.
7.  Воройский, Ф. О необходимостиразвития законодательства Российской Федерации в сфере информации иинформатизации в связи с реализацией межведомственной программы «Электронныебиблиотеки России» [Текст] / Ф.Воройский, Я. Шрайберг // Информационные ресурсы России. — 2000. — № 2. — С. 26-28.
8.  Законодательство и библиотечнаястатистика [Электронный ресурс]. — dissertations.ru/EXAMPLES/Art_6.doc
9.  Карташов, Н.С. Основные направления иобъекты анализа системы библиотечного управления. Тезисы [Текст] / Н.С.Карташов // Национальная библиотека в современном социокультурном процессе.Докл. и сообщ. — Вып. 1. — М., 2002. — С. 133-137.
10.  Кузьмин, Е.И. Библиотечная Россия нарубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом:смена парадигмы [Текст]. — М.:Либерея, 1999. — 224 с.
11.  Макарова, И.И. Библиотечнаястатистика как информационный ресурс управления библиотекой [Электронныйресурс] / И.И. Макарова. — rumchten.rsl.ru/2006/ru/upload/doc/1135244390.doc
12.  Маркова, А.А. Роль библиотечнойстатистики в работе методиста [Электронный ресурс] / А.А. Маркова // Информационныйбюллетень РНТБ. — 2004. — №1. — vitebsk.rlst.org.by/bulletin104_9.htm
13.  Митрофанова, С.В. Учет библиотечныхфондов – 2005: Практ. пособие [Текст] / С.В. Митрофанова. — М.: Межрегион.центр библ. сотрудничества, 2005. – 160 с.
14.  Самохина, Н. В. Библиотечнаястатистика в России: национальная библиотечная статистика [Текст] / Н. В.Самохина // Новая библиотека. — 2006. — № 6. — С. 14-16.
15.  Суслова, И. М. Управленческий учет вбиблиотеке. (Библиотечная статистика: современное состояние, проблемы): Учеб.пособие для вузов и колледжей культуры [Текст] / Суслова И. М., Манилова Т. Л.;Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — 2-е изд., дораб. и значит. доп. — М.:Профиздат: Изд-во МГУКИ, 2001. — 121 с. — (Серия «Современная библиотека»:Вып. 7).
16.  Уварова, Т. Статистика знает все: длячего она нужна? [Текст] / Т. Уварова // Независимый библиотечный адвокат. — 2004. — № 2. — С. 14-22.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.