МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ:У истоков древней мифологии. “Глиняная поэзия” ДревнегоВостока. Наука и техника древнего Двуречья. Египет — культура “речной”цивилизации
Выполнила студентка 33 группы
Биланенко Людмила
Киев 2009
У истоков древней мифологии
Древнейшиемифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвелимногие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаныили перекликаются библейские истории. Отголоски миропонимания, характерного длягосударств Двуречья, можно найти в древнееврейских, египетских и арабскихмифологических и религиозных системах.
Жителипоклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: этобоги неба и земли, воды и различных стихий, божества луны, солнца и другихнебесных светил.
Представлениео мироустройстве у шумеров исходит из того, что первоначально все то, что составилосамые различные явления природы, было слито в единую огромную гору, котораяплавала в Мировом океане. Он имел персонифицированное начало и представлялся ввиде праматери всего сущего — Намму, которая произвела из самой себя Ана(“небо”) и Ки (“земля, низ”) и “поселила их раздельно: Ана — на вершине горы, аКи — внизу, у подножья” [212, с. 33]. Когда они стали мужем и женой, у нихпоявились дети: Энлиль — бог воздуха и еще “семь могучих стихий, без которых небыло бы света, тепла, влаги и процветания” [там же]. Когда же стало на горетесно от детей, внуков и правнуков Ана, он решил расширить жизненное пространстводля своих потомков. Для этого он вместе с Энлилем разделили гору на две части иразорвали ее. Ан поднял вершинугоры вверх, и стало небо в виде твердого свода, а Энлиль опустил плоскоеподножье вниз, и появилась земля — “плоский диск с неровностями, горами иущельями, ибо гора была разорвана, а не разрезана” [там же]. Затем Энлильсоорудил в центре земного диска город Ниппур (древнейший культовый центр и,вероятно, центр шумерского племенного союза), где он повстречал свою невестуНинлиль, от их брака родился бог луны — Наина (аккадское — Син). Поклонялисьшумеры и сыну. Наины — Уту, богу солнца (впоследствии его называли Шамаш),богине Инанне (в аккадской мифологии — Иштар, имя восходящее к древним формамсемитских наречий “астар”, “астарт”, “Астарта” — т. е. богиня) — богинеплодородия, плотской любви и распри, покровительнице войны, с которой связывалиприход весны и возрождение природы (праздновавшиеся как начало нового года).Под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество — “звездаутреннего восхода” (планета Венера). Цикл мифов посвящен любви Иннаны и Думузи,божества цветущей степи и одновременно пастуха со свирелью.
ВДвуречье каждая община имела свое главное божество, покровителя общины. Чащевсего это были божества плодородия: Адад — бог грома, ветра, бури,олицетворяющий как губительные, так и плодоносные силы природы, который частоизображался в образе быка — символа неукротимости и плодородия; Бау —покровительница города Лагаш, божество плодородия и врачевательница; Думузи,который должен был проводить в подземном царстве полгода, что связывалось сзасухой (он стал впоследствии всеобщим богом плодородия в Междуречье); Энки —владыка пресноводного подземного океана (естественно, что пресная вода былаособой ценностью для земледельцев Междуречья), ему приписывается началоземледелия.
Мифоб Энки говорит: “До него земля была покрыта непроходимыми чащами и болотами —не пройти через нее, не проскакать. Не было никакого спасения от змей искорпионов. Стаи свирепых зверей рыскали повсюду, загоняя смертных в мрачныепещеры. Став за плуг, Энки выкорчевал кустарник, провел по земле первые бороздыи засеял их зернами. Для хранения урожая он соорудил закрома. Он наполнил Тигри Евфрат животворной силой и сделал все, чтобы они служили плодородию. Берегаон засадил тростником, воды заполнил рыбой… Скот пасти поручил богу-пастухуДумузи, показав ему, как надо надаивать молоко и отстаивать сливки, как строитьовчарни и хлевы” [212, с. 37].
Сразвитием городов и появлением новых государств древние боги Двуречья обреталиновые имена, им возводили новые храмы, но сохранялась сущность этих богов —покровительство городам и ремеслам, человекоподобие, способность приниматьоблик и человека, и зверя. С возникновением Вавилонского государства центральнымбожеством, господствующим над всеми древними богами и над Вселенной, становитсябог Мардук, культ которого распространяется в Ассирии и иногда совпадает сместным ассирийским божеством Ашшуром.
Вчесть богов в каждом городе возводились зиккураты — культовые ступенчатыебашни, прямоугольные в плане, стоящие на высокой платформе, предохраняющей отнаводнений. Вокруг башни сооружались длинные лестницы и пандусы, по которым кее вершине, где располагалось святилище, поднималась процессия, состоявшая изжрецов и жителей города. Такого рода процессии нашли свое отражение вбиблейских текстах. Отголоском шумерских легенд стала и легенда о всемирномпотопе. Это самый древний вариант мифа о потопе, в котором ситуация удивительноузнаваема. Бог Энлиль, возмущенный людской мелочностью, суетой и шумом, решаетих уничтожить. Он посылает на людей разные беды и болезни, но с помощью богаЭнки люди избавляются от них, и человечество множится вновь. Поэтому Энлильнасылает потоп, который продолжается семь дней и ночей. Гибнут все, кромеодного человека — Атрахасиса, предупрежденного Энки. Он строит “ладью,сохраняющую жизнь”, на которую погружает свою семью, зерно, имущество, а такжеремесленников и животных, “тех, кто ест траву”.
“Глинянаяпоэзия” Древнего Востока
Междуречье— родина не только первых в истории человечества городов, государства, законови мифологии, но и одной из первых систем письменности (вторая почтиодновременно была изобретена в древнем Египте). Вначале появилась пиктография,а затем и клинопись (предположительно на рубеже IV и III тысячелетий до н. э.),знаки которой состояли из групп клинообразных черточек. В Междуречье не роспапирус, еще не было ни шелка, ни бумаги, зато под рукой в изобилии имелсяприродный продукт — глина. Первыми были хозяйственные документы: записи доходови расходов, долговые расписки, всякого рода списки, описи полученных иливыданных продуктов, которые можно было предъявить в случае возникновениякаких-либо споров и разногласий [101, с. 114]. Будучи расшифрованными лишь в XIX веке, письмена,увековеченные на обожженных глиняных табличках, рассказали об организации жизнив древних государствах и о событиях, которые писцы считали достойными упоминания.
В пиктографии было почтиполторы тысячи разных знаков-рисунков, каждый из них мог обозначать слово илисочетания слов. Постепенно количество знаков сокращалось, на закате вавилонскойцивилизации их остается 300. С переходом к клинописи появляется слоговоеписьмо. Изменение характера письменности расширяет и сферу ее применения:появляются тексты гимнов в честь богов, сборники пословиц и (специально дляшкольников) перечисления известных в то время гор, стран, минералов, растений,рыб, профессий и первые в мире словари [101, с. 114]. Клинопись получила большоераспространение: считается, что она повлияла на письменность многих языков“вавилонского столпотворения” и даже через них на формирование греческогоалфавита ранней эпохи. Во второй половине II тысячелетия до н. э.клинопись становится средством международного общения на Ближнем Востоке.
Существуетпредположение о том, что в древних цивилизациях Двуречья было довольно многограмотных людей, так как при раскопках практически во всех частных домах былинайдены таблички с текстами. Это были упражнения, которые писали ученикишумерской школы,— эдуббы, различные песни, поэмы, сказки, легенды и мифы. Ихгерои узнаваемы, поскольку многие произведения более позднего времени повторяютих сюжеты в той или иной форме. “Вот вождь, предводитель дружины, кличет в трудныйи опасный поход холостых одиноких молодцов, и “пятьдесят их, как один”, становятсярядом с ним… Находчивый… юноша-подросток… очутился один-одинешенек втемном лесу. Он находит орленка — птенца чудовищной птицы, исполинского орла,… кормит его лакомствами: в награду за это орел готов одарить хитреца всемиблагами мира...” [248, с. 120]. Эти и еще многие другие истории знакомы почтивсем народам Европы и Азии.
Материал— глина — позволял хранить текст как угодно долго, поэтому при школах, храмах,а также в дворцах царей собирались библиотеки из “глиняных книг”.
В библиотекеАшшурбанипала по его повелению писцы снимали копии с книг, собиравшихся ихранившихся в библиотеках древних городов в течение столетий, начиная со II тысячелетия до н. э. Егопервая в мире систематически подобранная библиотека содержала сотни глиняныхкниг, состоявших из многих “листов” — табличек одинакового размера ирасставленных в определенном порядке, по отраслям знаний. На каждой табличкебыло написано название книги и стоял номер листа. Поиски нужной книги облегчаликаталоги — списки, где указывались названия книг и число строк в каждойтабличке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах.
Наиболеевыдающимся памятником древней словесности считается поэма о Гильгамеше. Этоистория поисков бессмертия, смысла жизни, где говорится о бескорыстной дружбе,мужестве, подвигах, которые герой совершает и на земле, и на небе, и вподземном царстве. Подвиги Гильгамеша предшествуют подвигам Прометея. Впоэтической форме создан образ бескорыстного и благородного искателясправедливости и истины. Весь эпический цикл написан прекрасной ритмическойпрозой и, хотя и подвергся различным переосмыслениям в период становленияаккадской культуры, предстал перед нами как цельное произведение, авторкоторого, может быть, превосходит Гомера по степени проникновения в психологиюподвига и философскую сторону земного бытия людей.
Последовательнорасцветавшие на этой территории культуры создали также великолепноепластическое искусство, скульптура и рельефы которого поражают своим спокойнымдостоинством, изысканностью, строгой гармонией. Оно во многом предвосхитилогреческую скульптуру периода архаики, а может быть, и легло в ее основу.
Наукаи техника древнего Двуречья
Письменностьпозволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следуетзаметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этогослова: ее составляли различные сведения о мире, но в ней отсутствовали теории).Уже в шумерский период было известно деление круга на 360 градусов, часа — на60 минут, а минуты — на 60 секунд. Начало счета времени было положенонаблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет.Астрономы Вавилона (самые известные из них Набуриан и Киден) разработалисистему определения фаз луны, продолжительности солнечного года. Существовалиастрономические школы, распространявшие знания вавилонян на восток и на запад.Уже с XIII века до н. э. известны 12 созвездий зодиака, а их символическиеобозначения сохранились до нашего времени. Начиная с VIII века до н. э. в Месопотамиисоздается астрономическая служба наблюдения за светилами, которая рассчитывалаположение небесных тел.
Работы,связанные с постройками, измерениями полей, проведением каналов, подсчетомзапасов, привели к возникновению математики. В Месопотамии использовалисьсистемы уравнений с двумя неизвестными, был вычислен корень квадратный из 2 дошестого знака после запятой (1,414213), определено число “пи” как величина 3,125.В древнем Вавилоне знали свойства прямоугольных треугольников, умели вычислятьпроценты, измерять площадь и объем разных геометрических фигур и тел.
Особоеместо в мировой культуре занимает уровень развития технических знаний в Шумере,Вавилонии, Ассирии. Среди “чудес света” упоминаются “висячие сады” Семирамиды,построенные вавилонским царем Навуходоносором. При нем был возведен знаменитыйзиккурат — храм бога Мардука, известный как Вавилонская башня. Украшая столицусвоего царства, Навуходоносор приказал построить сады на непригодных для этогоскудных землях. На скальных уступах, выровненных, как ступени большой лестницы,укрепляли каменные балки, которые вначале покрывали тростником и составом,напоминающим асфальт, затем укладывали кирпичи, на них — завезенные издалекасвинцовые пластины, и уже сверху насыпали плодородную землю, постояннополиваемую при помощи системы каналов и различных способов подъема воды. Этобыло сложное инженерное сооружение. Уровень знаний о способах выращиваниярастений, которые привозились воинами царя из походов и торговцами изпутешествий, был высоким. По существу — это первый в мире ботанический сад,воспетый современниками, а затем греческими и римскими авторами.
ВI тысячелетии до н. э. вНиневии был пробит длинный тоннель в скалах на высоте 500 м над уровнем моря.Для переправ через реки сооружались мосты. Так, в Вавилоне в IV веке до н. э. черезканал был построен мост из кусков тесаного камня, скрепленных железом исвинцом. Греческий историк Геродот (490/480 — ок. 425 до н. э.) пишет: “… наэтом мосту… в начале дня клали настил из деревянных брусьев, по которому ипереходили вавилоняне. На ночь настил снимался, чтобы они не переходили черезреку и не обворовывали друг друга” [62, с. 83].
Поприродным условиям Междуречье нуждалось в сложной системе оросительных каналов:нужно было регулировать уровень воды в реках, чтобы избежать заболачивания изасоления почвы. Были созданы магистральные каналы, от которых в разные стороныотводились распределительные каналы и арыки, в них вода подавалась с помощьюшадуфа — шеста, на одном конце которого навешивалось кожаное ведро, а на другом— противовес. Для перекачивания воды из нижних каналов в верхние привлекалитысячи людей, которые фактически попадали в кабалу.
Ужев III тысячелетии до н. э.появилось стекло, сначала использовавшееся для бисерных украшений. Технологияизготовления стекла была примитивной: все компоненты смешивались на глаз,готовность стекла определялась так же.
Месопотамия— это начало человеческой культуры, ставшей основой всех форм и видов культурыболее поздних времен, вплоть до современности.Выделимосновные моменты
1.Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизнилюдей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные связи вобществе. Теперь человек является подданным не по родственным связям, а подругим основаниям. Среди них — проживание и деятельность на определеннойтерритории, подчинение законам, выработанным правителями этих государств.Вместе с государственностью возникает и развивается правовая и политическаякультура, появляются основы цивилизации.
2.На территории Месопотамии сложилось, расцвело и погибло несколько государств.Хотя в них в различной степени были развиты социальные, экономические иполитические отношения, их культурные институты во многом сходны между собой,поэтому можно говорить об общей культуре этого региона.
3.Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов,составлявших ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многихкультур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже икультуры Византии.
4.Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе многоудивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияниена дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и другихзнаний.
Египет— культура “речной” цивилизации
Египет— это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда небывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесьпротекает единственная река — Нил, берущий начало в тропиках Руанды, среди озери влажных земель. Время от времени, вобрав в себя обильные тропические дожди,он взбухает, заливает берега, затопляет сухие пески, подымается более чем на 8метров, а потом медленно возвращается в свое русло, оставив на берегахплодородный ил. На этих местах взрастают обильные урожаи. Если же вода стоитслишком низко или, наоборот, слишком высоко, то год может оказатьсянеурожайным, как нередко случалось [136, с 74].
Тамвздымаются ввысь пирамиды, там возлежат сфинксы, ставшие символами одной издревнейших культур мира. Построенные 5 тысяч лет тому назад, пирамиды выглядятмогучими хранительницами времени, как бы застывшими в их совершенстве инеизменности.
Говорят,что в 1798 году во время египетской кампании Наполеон, чтобы воодушевить своихсолдат на сражение с войском владыки Египта Мурадом, воскликнул, указывая напирамиды, возвышающиеся среди песков: “Солдаты! Сорок веков смотрят на вас свысоты этих пирамид!”
Всяегипетская культура выглядит миром остановленного времени, миром неизменности ипостоянства, но это обманчивое представление, ибо три периода истории Египта —Древнее царство, Среднее царство и Новое царство — были наполнены бурнымисобытиями, войнами, восстаниями, смутами и долгими годами процветания.Действительно, Древний Египет в своем культурном развитии стремился кпостоянству, фиксируя в искусстве, различных надписях и папирусах обычаи итрадиции всех прошлых поколений. Верность памяти предков и образует мощныймонолит культуры Древнего Египта [44].
Поселенияв долине Нила, самой длинной реки мира, существовали за 5 тысяч лет до н. э.Деятельность людей, живших здесь, была связана именно с нею. В своем нижнемтечении, на территории, где был расположен Древний Египет, Нил не имеетпритоков, и люди считали, что это единственная река мира (“Нил” — одно издревнейших географических названий, предположительно из семитско-самитского“нагал” — река). Он был для египтян святыней, ему поклонялись под именем Хапи,его воспевали в стихах, ему посвящались молитвы и приносились жертвы. Такзвучит текст молитвы:
«Славатебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту… твои волныразливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждетнебесной влаги; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипаютработы в мастерских. Ты — творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когдатвои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди гибнут,стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвыуслышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, всесмеется… Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты— царь, и приказы твои расходятся по всей земле» [61, с. 33].
Авот фрагменты этого же восхваления Нила в переводе А. Ахматовой [248, с. 105]:
Славатебе, Хапи!
Тыпришел на эту землю,
Явился,чтоб оживить Египет.
Бегего таится, подобно мраку
Средидня, когда слуги его воздают хвалу ему.
Онорошает поля, созданные Ра,
Чтобыдать жизнь каждой козе;
Онпоит пустыню и сушь,—
Ведьэто его роса падает с неба;
Онправит Непра[1],
Ондарует процветание ремеслам Пта...
Приносящийпишу, богатый едою,
Творящийпрекрасное,
Владыкасилы благоуханный,
Тот,кому радуются.
Ктородит траву стадам.
Ктосердцем помнит о жертвах богу,
Пребывающемупод его покровительством,
Гдебы ни был он: в преисподней, в небесах или на земле.
Ондержит в своей власти Обе Земли,
Оннаполняет житницы и насыпает груды зерна
Иотдает добро беднякам...
Изэтих донесшихся до нас из глубины веков славословий Нилу видно, какое значениепридавалось самому главному дару природы. Даже греки, путешествовавшие вЕгипет, называли эту страну “Даром Нила”. Другое название Египта — “Айгиптюс”мы находим у Геродота. Сами же египтяне называли свою страну “Та Каме” —“Черная земля”, в отличие от земли пустыни, которая называлась “Красная земля”.
Однаконе только плодородная черная земля давала блага египтянам: здесь плодоносилиполя, сады и виноградники, на берегах Нила в зарослях тростника в изобилииводилась дичь, а в реке — рыба. И Красная земля не была совершенно пуста: вглубинах песков добывали камни, которые считались в Египте драгоценными:гранаты, агаты, яшму, халцедон, горный хрусталь. В более поздние времена здесьнашли изумруды и берилл. Из пустынной части Верхнего Египта перевозили по рекеизвестняк и песчаник для строительства храмов, а из пустынной зоны ксеверо-востоку от современного Каира везли гранит, черный порфир, базальт дляизготовления статуй и саркофагов. И только медь, золото, свинец, цинк, сереброи железо завозили в Египет из прилегающих к нему областей.
Вэпоху неолита здесь появились каменные орудия труда, и почти вся многовековаяматериальная культура Египта связана именно с ними. Появление медных орудийтруда (примерно за 4 тысячи лет до н. э.) повысило производительность во всехсферах деятельности, хотя еще долго используются каменные орудия труда какболее привычные и распространенные. Бронза и железо вошли в производствопоздно: для выплавки бронзы не хватало олова, а железо приравнивалось кдрагоценным металлам.
Делениеегипетской истории на три указанных выше периода известно уже с XIII века до н. э. В периодНового царства, на излете существования египетской культуры в IV—III веках до н. э.,египетский жрец и историк Манефон создал (ок. 280 до н. э.) последовательноеописание истории Египта, начиная с образования единого государства. Он разделилисторию Египта по династиям правителей и насчитал 30 династий, каждая изкоторых имела особое значение в культуре и жизни общества.
Допоявления (около III тысячелетия до н. э.) единого государства на территории Египтасуществовали два государства: на юге — Верхний Египет и на севере — НижнийЕгипет. Необходимость объединения диктовалась условиями жизни возле реки, двараза в год дающей обильные разливы, при том что в остальное время года солнцеиссушало все живое. Нужны были ирригационные сооружения для обеспечениянормального водоснабжения в засушливый период и защиты от затопления во времяразливов. Строительство и эксплуатация такой сложной гидротехнической системытребовали наличия развитого управленческого аппарата, упорядоченного административногоделения и даже единого плана ремонтных работ. Все эти вопросы могло решить лишьцентрализованное государство, способное не допускать или устранять конфликтымежду интересами отдельных номов (греч. nomos “область, округ”) —административных округов (каждый из них имел политический и религиозный центры,войско, герб, богов-покровителей).
Быломного попыток объединить Египет, но не всегда они носили мирный характер. Обэтом свидетельствует изображение битвы и покорения северян (ок. 3000 до н. э.)фараоном Нармером, правителем Верхнего Египта.
Окончательно удалосьобъединить страну преемнику Нармера — Мени (Мену, греч. Менесу), как гласятмногие предания, хотя сохранившиеся надписи говорят о том, что у Нармера былипредшественники, которые носили “две короны”, т. е. что объединение Египтапроизошло гораздо раньше. Во всяком случае, Менес считается основателем I династии. Геродотсообщает, что он воздвиг плотину, чтобы защититься от наводнения, и построилстолицу на стыке Верхнего и Нижнего Египта — город Мемфис.
Египетскаякультура существует по тем же законам, что и любая “речная” цивилизация. Дело втом, что перед обществом, жизнеобеспечение которого связано с рекой, как вассиро-вавилонской культуре или культуре инков и майя, обязательно встают проблемыстроительства каналов, поскольку никакой пахарь в одиночку не имеетвозможностей заниматься орошением своих земель. Уровень знаний пока таков, чтосооружение, эксплуатация и управление оросительной системой могутосуществляться только централизованно. Для древнего общества централизациявыражается в создании государства во главе с обожествленным монархом. Такуювласть принято называть деспотической.
Божественнаяпринадлежность правителя отражена уже в его имени, которое говорит о том, чтоцарь — земное воплощение бога Гора (Хора), считавшегося первым мифическимвластелином Египта; кроме того, он — сын Солнца (бога Ра), правитель Верхнего иНижнего Египта, носящий имена богинь-покровительниц Юга (Нехбет) и Севера(Уаджит). Двойная принадлежность выражалась в бело-красной короне. Помимо этихтитулов царь имел и собственное имя, считавшееся священным и запрещенным дляповседневного употребления. Для египтян имя, как и любое произнесенное илинаписанное слово, обладало магической силой. Имя человека было не простообозначением, это была часть его самого, несшая частицу его сущности [194 с.175]. Название титула царя “фараон” (с XVI века до н. э.) произошлоот египетского “перо” (“большой дом”) — в первоначальном значении “царскийдворец”.
Особенностьюегипетской культуры являются два фактора: ее раннее возникновение, расцвет инеизменность на протяжении трех тысяч лет. С IV тысячелетия до н. э.здесь действовали сложнейшие водные сооружения, люди знали металлы иизготовляли из них различные предметы; за 3000 лет до н. э. строили из кирпичаи камня храмы и пирамиды, создавали разнообразные рисунки, богатые по цвету икомпозиции; ткали изумительной тонкости льняные ткани и расписывали их цветнымиузорами; знали письмо и счет. К. Керам пишет: “… Египет был стар уже тогда,когда первые собрания на Капитолии положили основание политике римской державы.Он был древен и занесен песками уже в те времена, когда германцы и кельтыохотились в лесах Северной Европы на медведей. Его замечательная культурасуществовала уже тогда, когда только начинала править первая египетскаядинастия,— с этого времени можно говорить о начале достоверной истории Египта,а когда вымерла двадцать шестая династия, до начала нашей эры оставалось ещеполтысячелетия. Еще должны были пройти времена господства Ливии, Эфиопии,Ассирии, Персии, Греции, Рима, и лишь тогда взошла звезда над Вифлеемом” [136,с, 731.
Уже в те добиблейскиевремена были созданы пирамиды, на сооружение которых использовали массивныемонолиты весом по пять тонн каждый, обработанные вручную так, что и до сих пормежду ними невозможно вставить лезвие бритвы; там стояли тонкие обелиски,высота некоторых из них достигала 28 метров. И на всех этих сооружениях былиросписи и надписи, состоявшие из загадочных знаков, рисунков, контуров,символических изображений “людей, зверей, легендарных существ, растений,плодов, различных орудий, утвари, одежды, оружия, геометрических фигур,волнистых линий и изображений пламени” [там же]. Это письмо греки назвалииероглифами (hieros “священный” + glypho “режу”). Кроме изобразительных форм, в написаниииспользовались еще и буквы — 24 согласных. Надписи разного рода не тольковырезались на стенах храмов и гробниц, но и наносились на домашнюю утварь припомощи чернил, известных уже с первой династии, и длинных тростинок-кисточек.
Египетскаяписьменность — одна из древнейших в мире, и в ней отразился практически весьначальный путь, который проделало человечество, чтобы передавать и сохранятьсвои мысли, чувства, знания, пользуясь специальными знаками.
Еслипропустить обычный этап передачи информации при помощи различных предметов,узелков, разноцветных шнурков и прочего, то одним из первых способов письма,как и в других культурах, была пиктография. В этом письме используются обычныерисунки, обозначающие именно те предметы, которые нарисованы. Единственныйнюанс — эти рисунки символичны. Например, плита фараона Нармера представляетсобой не просто рельеф, говорящий о победе Верхнего Египта над Нижним,— нарельефе изображен сокол, держащий в лапе веревку, которая продета через губу поверженногочеловека, под соколом шесть стеблей лотоса, внизу рельефа — волнистые линии.Ученые прочли эту надпись, поскольку здесь все символы довольно прозрачны:сокол — фараон, стебель лотоса — число “тысяча”, волнистые линии — вода. Текст,с точки зрения лингвистов, должен был звучать так: “Фараон Нармер вывел изозерной страны Ва 6 тысяч пленников” [213, с. 35].
Длятого, чтобы расшифровать пиктограмму (греч. gramma “черта, буква,написание”), совсем не обязательно знать язык тех, кто ее создал. Но усложнениежизни общества требует и более сложных записей, для которых недостаточнопиктографии. Нужно вести счета, составлять отчеты и донесения, письма и сводыразличных правил и многое другое. Поэтому в пиктографию постепенно вводятсязнаки, обозначающие слова или отдельные слоги. Довольно долго такие письменаеще переплетены с остатками пиктографии. В текстах египетских стел и пирамид мывидим не только иероглифы, но и различного рода рисунки: птицы, рыбы, волнистыелинии. Долгое время ученые не могли расшифровать эти записи, поскольку ихзатрудняло такое смешение. Французский ученый Жан Шамполном (1790—1832) былпервым, кому удалось понять египетские надписи.
ВЕгипте существовало несколько способов письма. На раннем этапе это былоидеографическое письмо (греч. idea “понятие, образ”). Им владели только хорошообученные писцы, поскольку каждый иероглиф соответствовал какому-либо слову илиего значащей части (корню слова, например). Постепенно начертания иероглифовупрощаются, изображения исчезают, но степень сложности письма остается прежней.Для того, чтобы писать иероглифами, нужно обладать не только мастерствомписьма, но и довольно широкими знаниями. Поэтому писцы обучались при храмахпочти 11 лет. Эту систему письма называют иератической (греч. hieratikos “священный, жреческий”).Дальнейшее развитие письма позволило выработать нечто вроде скорописи. Это былоеще более упрощенное изображение словесных символов. Такое письмо называетсядемотическим (греч. demos “народ”, demotikos “народный”).
Централизованноегосударство требовало хорошо поставленного делопроизводства. Богатомугосударству нужно было вести учет всему: своим средствам (доходам и расходам),объемам строительства, необходимым материалам и продуктам питания для работающихна строительстве. Поэтому развивался счет, и египетские счетчики оперировалигромадными цифрами вплоть до миллиона. Для обозначения этих чисел имелисьособые слова и значки. Система счисления была десятиричной.
Велосьи летоисчисление по годам, подразделенным на месяцы и дни. Хотя иногдасчитается, что твердого летоисчисления, которое начиналось бы с какого-нибудьопределенного события (К. Керам), не было, все же принципы отсчета времени вЕгипте существовали. Это, конечно же, разливы Нила, во время которых тщательноизмерялся уровень воды. Все события, произошедшие во время данного года, именацарей и уровень воды в Ниле увязывались вместе и записывались специально дляэтого назначенными чиновниками. Однако разливы Нила нужно было предвидеть ивычислять. Египтяне изучали движения светил и на этом основании имели свойкалендарь, который “послужил основой для введенного в Риме в 46 г. до н. э.Юлианского календаря”, доставшегося от римлян в наследство Западу и лишь в 1582году н. э. замененного Григорианским календарем [136].
Использованная литература
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное идополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “ИздательствоЮКЭА”, 2002. — 712 с.