Реферат по предмету "Разное"


А. И. Антонова кафедра топогеодезического обеспечения андреев А. А., Андреев В. А., Гаврилов А. В., Шмотов В. В., Хиленко В. В. Правила оформления и ведения боевых документов Учебно-методическое пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ А.И. АНТОНОВА КАФЕДРА ТОПОГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯАндреев А.А., Андреев В.А., Гаврилов А.В., Шмотов В.В., Хиленко В.В.Правила оформления и ведения боевых документовУчебно-методическое пособиеУтверждено Начальником Топографической службы Вооруженных Сил Российской ФедерацииСанкт-Петербург2006 г. Андреев А.А., Андреев В.А., Гаврилов А.В., Шмотов В.В., Хиленко В.В. Правила оформления и ведения боевых документов. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: СПВТИ, 2006.Данное учебно-методическое пособие подготовлено с целью оказать помощь курсантам и слушателям офицерских курсов в приобретении определённых навыков работы при оформлении и ведении боевых документов. Учебно-методическое пособие рекомендуется использовать при изучении дисциплин «Тактика», «Топогеодезическое обеспечение войск», «Управление подразделениями в мирное время», «Управление производством» и «Военная топография», а также при проведении командно-штабных игр, командно-штабных учений и при разработке дипломных работ. Пособие опирается на Боевые уставы Сухопутных войск и Наставление по службе оперативных штабов, соединений и частей Сухопутных войск и раскрывает основные способы работы по оформлению боевых графических и текстовых документов.ВВЕДЕНИЕ Все документы, отрабатываемые при организации боя и управлении войсками, а также при организации разведки, передвижения и расположения войск на месте, являются боевыми документами. В зависимости от назначения и содержания они подразделяются на следующие виды: документы по управлению войсками (оформленные решения, предварительные боевые распоряжения, боевые распоряжения, распоряжения по видам обеспечения, планы, рабочие карты); отчётно-информационные документы (боевые донесения, донесения, сводки, отчёты, схемы, информации, сообщения и другие документы); справочные документы (различные тактические расчёты, ведомости, схемы, таблицы, справки, описания и другие документы). Боевые документы по форме исполнения могут быть текстовыми (письменными), графическими или табличными. Они изготовляются вручную или с помощью технических средств и оформляются на бумаге, кальке, топографических, специальных картах (планах, схемах), фотоснимках, а также фиксируются на промежуточных носителях (магнитных и лазерных дисках, магнитных лентах и др.) и т. п.^ Боевой графический документ - это боевой документ, отработанный графически на карте, схеме, чертеже, фотосхеме, с использованием тактических условных знаков и топографических условных обозначений элементов местности. В зависимости от используемой топографической основы боевые графические документы подразделяются на группы: карты, схемы, карточки. В группу карт входят рабочие карты, карты обстановки и др. Основным боевым графическим документом является рабочая карта командира, которая ведется им непрерывно в ходе выполнения боевой задачи.^ Рабочая карта командира - это топографическая карта, на которой командир (начальник) графически при помощи условных тактических и специальных знаков и пояснительных надписей отображает тактическую или специальную обстановку и её изменения в ходе боевых действий. К схемам относятся графические документы, топографической основой которых является схематичное изображение местности, составленное обычно по карте или аэрофотоснимкам местности, при этом масштаб схемы крупнее используемой карты (фотоснимка). В случае необходимости схемы уточняются непосредственно на местности. На них отображаются только те местные предметы и формы рельефа, которые необходимы для правильного восприятия, помещенных на схеме разведывательных и других сведений (схема опорного пункта роты, взвода; схема маршрута; схемы участка реки, переправы и др.).Карточки - это простейшие чертежи небольших участков местности, составленные глазомерно непосредственно на местности с одной - двух точек стояния без точного соблюдения масштаба. Содержание и степень подробности карточек определяется их назначением. В боевой практике карточки являются основными графическими документами мелких воинских подразделений.^ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ РАЗРАБОТКЕ БОЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ1.1. Основные правила при разработке, передаче и обращении с боевыми документамиПри разработке боевых документов необходимо соблюдать следующие правила: разрабатывать только документы, необходимые для практического применения при боевом управлении подразделениями и частями; по содержанию боевые документы должны быть лаконичными, наглядными, соответствовать требованиям системы автоматизированной обработки, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) до исполнителей, отображаемая на них обстановка и все элементы решения должны наноситься четко, без излишней раскраски и детализации, не забивая топографической основы карты. Каждый боевой документ должен иметь служебный заголовок и подпись с указанием должности, воинского звания и фамилии лица, подписавшего документ. Служебный заголовок боевого документа пишется от поля (без красной строки) в одну или несколько сплошных строк. В нём последовательно указываются: название документа; наименование части, в которой он разработан; его порядковый номер по журналу учёта боевых документов; место расположения пункта управления; масштаб и год издания карты, по которой он разработан. Если использовались морские карты, указываются их номера и года издания. Название боевого документа и пункта управления пишутся прописными буквами. Боевой документ, направляемый в воинскую часть или представляемый в вышестоящий штаб, кроме того, должен иметь: категорию срочности; наименование адресата (кроме боевого приказа); отметки о времени (часы, минуты, дата) отправки и получения документа адресатом. Категория срочности и гриф секретности документа определяются исполнителем и окончательно устанавливаются лицом, его подписывающим. В правом верхнем углу документа указывается категория срочности, ниже - гриф секретности, затем - номер экземпляра. На учебно-боевом документе делается отметка «По учению». Адресат пишется прописными буквами над служебным заголовком. Если документ отправляется нескольким адресатам, пишется общий адрес, а ниже, после слова «только», указывается адресат, которому направляется данный экземпляр. Издаваемые боевые документы нумеруются в возрастающем порядке отдельно по их видам. Все документы по управлению воинскими частями и подразделениями, а также представляемые в вышестоящий штаб, должны иметь подлинные подписи соответствующих должностных лиц с указанием должности, звания и фамилии. В боевых документах, издаваемых за подписью начальника штаба от имени командира воинской части, задачи подразделениям излагаются после слов: «командир ... приказал». Каждый лист на боевых приказах и боевых распоряжениях, а также подписи командира и начальника штаба заверяются гербовой печатью с действительным наименованием воинской части. По степени срочности боевые документы подразделяются на пять основных категорий: «Монолит», «Воздух», «Ракета», «Самолёт» и «Обыкновенная». Категорией срочности документов определяется их очерёдность передачи (доставки). При передаче боевого приказа (распоряжения) устно текст его записывается в секретной рабочей тетради адресата, заверяется офицером штаба (связи), передающим приказ (распоряжение), и лицом, записавшим его. Отдельные листы с записями оформляются и учитываются как секретные. Время и дата получения документа проставляются немедленно самим адресатом или лицом, вскрывшим пакет. Отправитель регистрирует время и дату получения документа адресатом после подтверждения его получения. Обращение с боевыми документами осуществляется в соответствии с требованиями Наставления по защите государственных секретов. Образец составления боевого документа дается в прил. 1. Полученные и отданные боевые приказы и распоряжения записываются, как правило, в рабочих тетрадях.^ 1.2. Основные требования, предъявляемые к боевым графическим документамВ батальоне (роте) разрабатываются обычно боевые графические документы на топографических картах, бумаге или кальке. Основными требованиями, предъявляемыми к боевым графическим документам, являются: своевременность, достоверность (современность), наглядность, полнота и точность нанесения обстановки.Своевременность заключается в изготовлении боевого графического документа и его передаче адресату в установленный срок.Достоверность заключается в том, что сведения о противнике и местности должны соответствовать их действительному положению на определенную дату (время) и показу соответствующими условными обозначениями (непроверенные и предположительные сведения должны быть отмечены вопросительным знаком или оговорены на полях документа).Наглядность заключается в ясном и четком отображении боевой обстановки, с выделением её главных элементов. Это достигается: правильным применением и четким вычерчиванием тактических условных знаков; выделением положения войск, относящихся к разному времени; правильным расположением служебных и пояснительных надписей; правильным подъёмом топографической обстановки; выборе соотношения размеров условных знаков и различных обозначений.^ Полнота нанесения обстановки определяется тем объёмом сведений, который необходим командиру для управления подчинёнными подразделениями в бою. Это означает, что на боевой графический документ должны наносится только данные обстановки и с такой детализацией, которая действительно необходима командиру для решения поставленных задач.^ Точность нанесения обстановки имеет исключительное значение. Нанесенная на боевой графический документ обстановка должна точно соответствовать действительному положению войск на местности.Так, например, неточное нанесение на рабочую карту положения своих подразделений может привести к тому, что они будут поражены своими огневыми средствами, ведущими огонь с закрытых огневых позиций. Ошибки в нанесении положения противника могут снизить эффективность огневых ударов по его объектам.Достаточно, например, по карте 1:50 000 ошибиться при нанесении обстановки на 1 см (500 м на местности), как уже возникает опасность поражения своих войск при ведении огня по противнику, находящемуся в непосредственном соприкосновении с ними. При нанесении обстановки на рабочую карту следует иметь в виду предельную точность топографических карт. Топографические карты позволяют определять местоположение объектов в пределах практической точности их масштаба, например, 1:50 000 - до 50 м, 1:100 000 - до 100 м.^ Выполнение надписей на боевых графических документахНадписи - составная, исключительно важная часть боевого графического документа. Надписи отвечают на вопросы о назначении документа, степени его секретности, срочности, времени изготовления, адресате и т.п. Без надписей документ лишается конкретности содержания. Внешний вид надписей определяется шрифтом, т.е. характером начертания букв и цифр. Шрифт, применяемый для графических документов, должен быть чётким, ясным, просто и быстро выполняемым и хорошо воспроизводимым в печати или при передаче по техническим средствам связи. Наиболее удовлетворяет этим требованиям так называемый нормальный шрифт.Нормальный шрифт предельно упрощен и приближен к скорописному. Он легко усваивается и очень быстро выполняется. Буквы в слове и цифры в числе пишутся без связок, раздельно. По положению букв относительно вертикали этот шрифт делят на прямой (рис. 1) и наклонный под углом 75° вправо (рис. 2). Первый из них используется для названий топографических объектов и некоторых служебных надписей.Тактические объекты всегда подписываются наклонным шрифтом. Размер надписи определяется высотой ее строчной буквы. Прописная буква или цифровая величина перед некоторыми надписями (например, 45 мсп) делается на 1/3 выше строчной. По ширине буквы русского алфавита делят на одинарные и полуторные. К последним относятся буквы Жж, Мм, Фф, Шш, Щщ, Ыы, Юю, а также строчная т. Соотношение ширины букв к их высоте существенно сказывается на читаемости слова. С увеличением высоты это соотношение можно уменьшать от 3/4 до 1/4. Для одинарных букв высотой до 6 мм целесообразно отношение около 3/4, до 10 мм - 2/3, до 20 мм - 1/2. Толщина элементов буквы (цифры) берется равной 1/6 - 1/8 её высоты. Расстояние между буквами в слове устанавливается не менее 1/4 и не более 1/2, а интервал между словами - не менее ширины одинарной буквы. Выбор высоты букв надписи обуславливается масштабом топографической основы документа, значимостью и размером подписываемого объекта, а также предвидением возможного уменьшения документа. С учетом сказанного минимальная высота букв надписи младшего по значимости объекта (например, рота) на картах 1:50 000 - 1:200 000 принимается равной 2 - 3 мм. При повышении значимости объекта на одну ступень размер надписей увеличивается на 1,5 - 2 мм; с укрупнением масштаба основы документа размер надписи увеличивается также на 1,5 - 2 мм. Таким образом, надписи для разных по значимости объектов, наносимых на документы различных масштабов, будут иметь различные размеры. Размеры надписей, помещаемых внутри фигурных знаков (пункты управления и т.п.), лимитируются размерами этих знаков и обычно уменьшаются сравнительно с приведенными в 2 - 4 раза. Все надписи тактических объектов выполняются в пределах контура параллельно верхнему (нижнему) обрезу документа. Они не должны закрывать собой объектов карты и нанесенной обстановки. При составлении боевых документов используются установленные условные сокращения, применяемые в боевых документах (прил. 2).^ 2. ПОДГОТОВКА КАРТ К РАБОТЕ2.1. Подбор и оценка картВ качестве рабочей карты командира подразделения используются топографические карты 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, 1:200 000. Выбор масштаба зависит от предстоящих действий, характера и содержания боевых задач, возлагаемых на подразделение. Основной рабочей картой является топографическая карта 1:100 000, которая обеспечивает решение задач по организации и ведению всех видов боевых действий на любой местности днем и ночью. При необходимости детального изучения местности, уверенного ориентирования на ней, более эффективного применения оружия и боевой техники на участке прорыва подготовленной обороны противника, форсирования крупных водных преград, в обороне, разведке, при наступлении в районах со сложными условиями ориентирования и топогеодезической привязки элементов боевых порядков войск применяются карты более крупного масштаба (1:50 000 или 1:25 000) или специальные карты, а в крупных населенных пунктах — планы городов 1:10 000 или 1:25 000, при совершении марша на большие расстояния используется карта 1:200 000. Номенклатуры листов карт определяются по сборной таблице. Командиры взводов, рот и им равные получают карты в штабе батальона (дивизиона). Подбор карт надо проводить с учетом полного и надежного размещения необходимого графического материала (крайние элементы обстановки должны быть примерно на одинаковом расстоянии от краев по западу и востоку). По северу и югу необходимо учитывать возможную кривизну в карте-склейке (вследствие особенности проекции), которая будет устранена в ходе обрезки, а также необходимой площади для размещения служебных заголовков, подписей утверждающих лиц и других данных. С юга резервируется место для подписей должностных лиц, масштаба карты, условных обозначений и др. Правильный подбор необходимого количества листов - гарантия надежной и уверенной работы на карте-склейке. Следует всегда помнить, что карта со времени ее создания «стареет». Поэтому на местности могут произойти изменения, которые не отражены на карте, то есть содержание карты не в полной мере будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. В связи с этим изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой (оценкой карты) и подготовки ее к работе. Оценка карты заключается в изучении каждого листа карты-склейки, в ходе которого уточняются: масштаб и год съемки или обновления; год и вид издания (бланковые, основные, полетные и т. п.); система координат, поправка направления и тип проекции; характеристика элементов содержания (высота основного сечения, крутизна скатов, заложение горизонталей и т. д.); • наличие впечатанной обстановки по результатам воздушного фотографирования и другим данным. При использовании карт, расположенных на стыке координатных зон, устанавливают, какой сеткой из этих зон надлежит пользоваться, а если требуется, наносят дополнительную километровую сетку смежной зоны.^ 2.2. Склеивание и обрезка картПри склеивании большого количества листов карт составляют схему их расположения на основе знаний о системе разграфки листов топографических карт различных масштабов. Предварительная обрезка выполняется острым ножом (ланцетом, лезвием) по западным (левым) и северным (верхним) полям карты на расстоянии 1 см от внешней рамки листа карты (рис. 3). Эти действия выполняются для того, чтобы склейка имела аккуратный вид и склеиваемые участки не топорщились. Далее, в соответствии со схемой, соприкасающиеся листы обрезаются по восточной (правой) и южной (нижней) рамкам точно по внутренней рамке листа. У правого нижнего листа карты в склейке обрезка не производится. Во избежание разрывов бумаги обрезку рекомендуется производить на гладкой, твердой поверхности (стекло, пластик, линолеум и т.п.), не пользуйтесь картоном - лезвие быстро тупится. Нож (лезвие) в процессе резания следует держать под острым углом, в наклонном по направлению линии обреза положении, рука должна полностью опираться на стол. Склеивание листов по рядам или колоннам делается сначала в том направлении, где склейка получится короче. Для быстроты и надежности работы пользуются прижимной планкой. Каждый верхний лист колонны накладывают на нижний и смазывают склеиваемые края обоих листов тонким ровным слоем клея. Затем, перевернув верхний лист, аккуратно накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом их рамки, а также выходы линий координатной сетки и контуров (рис. 4). Полосу склейки осторожно разглаживают чистой тряпкой, удаляя пузырьки воздуха. Готовую склейку необходимо обрезать до нужного размера. Большинство исполнителей делают эту работу в коридорах, залах и тому подобное, ползая на коленках по полу соединяют линиями крайние точки склейки карт с помощью длинной рейки. Это не лучшая и не совсем чистая работа. Для быстрой и качественной подготовки карты-склейки к работе необходимо иметь большой, широкий стол, с ровной и гладкой поверхностью, высотой 100 - 110 см, имеющий определенные удобства при длительной работе исполнителя в наклонном положении. И вот карта-склейка на столе. Работу начнем с определения середины, если склейка из четного количества колонн, середина проходит по склейке; если нечетное количество - середина проходит по центральной части и по центральному меридиану. В зависимости от срочности обрезка карт может быть «грубой» или «точной». В полевых условиях, когда время ограничено, чаще всего выполняется «грубая» обрезка.^ Порядок работы: находим середину склейки; выбираем две точки на внутренней рамке карт, которые расположены на одинаковом расстоянии от середины (углы листов, выходы меридианов, километровая сетка и т.п.); соединяем точки линейкой, проводим карандашом линию, наращиваем линию в обе стороны, до краев склейки; по линии делаем обрезку; откладываем по серединной линии расстояние, равное высоте карты; перегибаем склейку и соединяем точки; совмещаем точки по серединной линии и разглаживаем верхнюю часть склейки; по верхнему обрезу проводим линию влево и вправо от середины, затем обрезаем; не меняя положения склейки, перегибаем её 2 - 3 раза, совмещаем с верхними углами склейки и обрезаем строго по перпендикуляру с правой и левой стороны. При «точной» обрезке необходимо иметь лист стандартного картона (100 × 180 см), где работа проводится, в целом, в том же порядке: на верхней линии, от середины откладываем отрезки равные 1/2 ширины, в крайних точках размещаем лист картона; опираясь на верхнюю линию, проводим боковые линии слева и справа; по центру откладываем высоту карты, с помощью перпендикулярных линий находим нужный размер, соединяем все углы линиями; • делаем обрезку карты. Карта-склейка готова к работе.^ 2.3. Складывание картСкладывание карты производится с целью обеспечения удобства работы с ней, особенно в полевых условиях, и лучшей сохранности. В зависимости от предназначения карты складывание можно сделать в начале или в конце работы. Если карта не демонстрационная, то её желательно сразу сложить, чем облегчаем себе работу на карте в дальнейшем. Как правило, при срочной обрезке нужно также быстро сложить карту, в этом случае обрезаем только восточную сторону, расправляем карту и с помощью стандартной картонки (21 × 30 см) складываем вдоль через 21 см, затем поперёк - 30 см, с таким расчетом, чтобы вся склейка сложилась в равные части, а затем подгибаем остаток карты. Складывая по стандарту, мы должны иметь определенный запас по ширине. Не надо оставлять «хвостов», которые мешают в работе. Как правило, карту-склейку всегда можно сложить без остатка, сделав предварительный расчет (30 см ± 1 - 2 см). При складывании склейки карт вдоль обращайте внимание на швы, как правило, они пропитаны клеем, имеют заусеницы, при разглаживании есть риск порезать пальцы или ладонь руки. Чтобы этого не произошло, приложите картонку 2 - 3 раза от верхнего края склейки и посмотрите, где произойдет пересечение с ближайшим швом. Если шов совпадает с краем картонки, начинайте работу, предварительно согнув на 1/2 ширины картонки, а далее - в полную ширину. При подготовке карты для работы на местности ее складывают «гармошкой» вдоль полосы действий подразделения или маршрута движения (рис. 5). Ненужные части карты предварительно подворачивают. После того как склейка карт будет сложена, оформляют титульный лист, на котором указывают наименование воинской части, название документа (заголовок), масштаб, количество листов карт в склейке и их номенклатуры, звание и фамилию исполнителя, дату. Титульный лист оформляется на стандартном листе (прил. 3) и потом наклеивается на обратной стороне в верхнем правом углу склейки карт, где находится надпись «СЕКРЕТНО», как показано на рис. 6. После этого склейку карт обязательно регистрируют в секретном делопроизводстве как один документ.^ 2.4. Подъём элементов картыПодъем карты выполняется в целях более отчетливого выделения отдельных местных предметов, форм и деталей рельефа, представляющих интерес при выполнении задачи. Хорошо поднятая карта облегчает работу с ней на местности, особенно при разведке и изучении маршрута движения. Элементы местности поднимают на карте цветными карандашами путем раскраски, увеличением условного знака, подчеркиванием или увеличением подписи названия. Поднятию подлежат населенные пункты, инженерно-технические сооружения, элементы местности с их географическими названиями, которые имеют особое значение для ориентирования на местности, жизнеобеспечения подразделения, его передислокации и т. п. Для подъема карты применяют карандаши следующих цветов: зеленый - для древесной и кустарниковой растительности; синий - для гидрографии и болот; светло-коричневый - для рельефа; оранжевый (желтый) - для дорог; черный - для остальных объектов и подписей. Населённые пункты поднимают, обводя чёрным карандашом их внешний контур и подчёркивая их названия жёлтым цветом. В крупных населённых пунктах, если требуется по задаче, обводят чёрным карандашом отдельные кварталы и выдающиеся строения. Леса, сады и кустарники обводят по их контуру зелёным карандашом. Обсадки у дорог поднимают, прочерчивая зелёную линию по условному знаку. Озёра и реки выделяют, обводя их береговые линии, синим карандашом, а реки, изображаемые одной линией, - утолщая их условный знак. Болота покрывают вторичной синей штриховкой - параллельно нижней стороне рамки карты. Дороги, выделяющиеся своей окраской, поднимать обычно не требуется. Исключением являются бланковые карты, на которых дороги затушёвываются оранжевым или жёлтым цветом в зависимости от их технического совершенства: оранжевым цветом дороги с покрытием; жёлтым цветом улучшенные грунтовые дороги. Мосты и гати поднимают, увеличивая их условный знак в 2 раза. Ориентиры, изображаемые внемасштабными условными знаками, обводят черными кружками диаметром 0,5 - 1 см. Рельеф обычно поднимают, оттеняя (утолщая) светло - коричневым карандашом одну или несколько характерных горизонталей. Вершины командных высот заштриховывают, подписи отметок высот и горизонталей укрупняют. Чтобы удобнее было пользоваться координатной сеткой, полезно поднять оцифровку километровых линий на рабочей части карты, переписав её с соответствующих сторон рамки. После выполнения работ на склейке карт, она может быть обклеена багетом (бумажной лентой).^ 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ3.1. Оформление боевых графических документовДля нанесения обстановки на карту и оформления боевых графических документов используются условные тактические знаки. Практика показывает, что линии, изображающие тактические знаки, должны иметь толщину 0,25; 0,5 и 1 - 2 мм. Злоупотреблять излишним увеличением толщины знака или его элементов для усиления наглядности не следует. С этой целью лучше пользоваться карандашами большей цветовой насыщенности, более «мягкими», тушью и плакатными перьями различных номеров и, как исключение, фломастерами. Цветовая насыщенность и мягкость (твердость) любого карандаша определяется буквами М (В) или Т (Н), которые отмечаются на самом карандаше. Буква М (В) обозначает, что карандаш относится к группе мягких, а буква Т (Н) - твердых. Обычно впереди этих букв стоит коэффициент М, 2М, 3М ... или Т, 2Т, 3Т и так далее, показывающий степень мягкости (твердости) и цветовой насыщенности. Наиболее «мягким» и насыщенным является карандаш 6М, более твердым и менее ярким - 6Т. При оформлении боевых графических документов наиболее часто пользуют карандаши марки 2М-4М. Чем суше и жарче погода, тем «тверже» должен быть карандаш. При влажной и холодной погоде используют более «мягкие» карандаши. Существенное значение для удобочитаемости обстановки на боевом графическом документе имеет правильный выбор размеров условных знаков. Размеры условных знаков обычно определяются значимостью объекта, то есть ступенью войскового звена и характером действий частей и подразделений, а также масштабом топографической основы (карты, схемы) и общей нагрузкой документа тактической обстановкой. При этом учитывается возможность уменьшения документа при фотографировании или при передаче с использованием технических средств связи. Значительная часть фигурных и комбинированных знаков выполняется, как правило, с помощью трафаретов, выбиваемых обычно на стандартной офицерской линейке в трех (иногда двух) размерных вариантах. Наибольший по размерам знак используется для обозначения на крупномасштабной основе (1:50 000) высшего по значимости объекта. Наименьший - для нанесения на карты 1:100 000 и мельче менее значительных элементов обстановки. Наиболее целесообразная толщина линий, составляющих эту группу знаков, в зависимости от цветовой насыщенности фломастера, карандаша - 0,25 - 0,5 мм. Размеры линейных знаков, изображаемых в масштабе, определяются площадью района или протяженностью объекта. Разграничительные линии выполняются толщиной 0,5 мм. Длина звеньев прерывистых линий - 1 см, интервал - 0,5 см. Траншеи (окопы) имеют толщину линий собственно рва 0,5 мм. Штрихи проводятся в направлении линии рва длиной 1,5 - 2 мм с интервалом в 2 мм. Считается целесообразным штрихи давать только на первых траншеях позиций своих войск. Обозначение наступающих (отходящих) частей и подразделений, а также рубежей производится линиями толщиной 0,5 - 1,5 мм, сообразуясь по длине с размером их по фронту. Походные колонны вычерчиваются линиями толщиной 1,0 мм, а по длине - в масштабе, соответствующем глубине колонны в походном порядке. Замкнутые линии, обозначающие районы, должны иметь толщину 0,5 - 1,0 мм (в зависимости от размера района и масштаба основы); площадь района должна ограничиваться названными ориентирами или соответствовать емкости, необходимой для расположения показываемой группировки.^ 3.2. Правила нанесения тактической обстановкиПри нанесении на боевые графические документы тактической обстановки необходимо соблюдать следующие правила: 1. Тактическая обстановка наносится без затемнения топографической основы. Отметки высот, ориентиры, названия населенных пунктов, рек, урочищ и цифровые характеристики местных предметов должны хорошо читаться при нанесенной тактической обстановке. При определении размера условного обозначения учитывают масштаб карты (чем мельче масштаб, тем меньше размеры условных обозначений). 2. Данные обстановки наносятся установленными условными знаками определенного цвета:* красным цветом наносятся положение пунктов управления, задачи и действия своих войск (кроме указанных в следующем пункте), разграничительные линии, тыловые границы, ядерные удары и границы зон поражения зенитных войск;* черным цветом наносятся положение и действия ракетных войск и артиллерии, зенитных ракетных войск и зенитной артиллерии (кроме пунктов управления и границ зон поражения), соединений и частей инженерных и химических войск, войск связи, радиотехнических, железнодорожных, дорожных и трубопроводных войск, соединений и частей радиоэлектронной борьбы и радиоразведки, технического обеспечения, инженерно-аэродромных, топогеодезических, гидрометеорологических частей и подразделений военно-строительных организаций и частей, их пункты управления, удары своих войск ракетами в обычном снаряжении, огонь артиллерии, рубежи досягаемости ракет, все пояснительные надписи за свои войска;* синим цветом наносятся положение и действия войск и противника и все пояснительные надписи с применением условных знаков и сокращений, принятых в ВС РФ;* жёлтым цветом показываются участки местности, зараженные отравляющими веществами;* зелёным цветом наносятся демонстративные (имитационные) действия своих войск, мероприятия по дезинформации и ложные районы, рубежи, сооружения и объекты с обозначением буквой «Л» (рис. 9);* коричневым цветом - маршрут движения подразделения (в 2 - 3 мм от условного знака дороги с южной и восточной стороны), а также участки местности, зараженные бактериологическими средствами. Условные знаки для обозначения положения, задач и действий войск, огневых средств, боевой и другой техники (рис. 7) наносятся на карту (схему) в соответствии с действительным положением их на местности и ориентируются по направлению действий войск или ведения огня. При этом определяющей точкой условного знака является его «центральная точка».4. Пункты управления наносятся на карту так, чтобы основание флагштока соответствовало точке его нахождения на местности, а фигура знака располагалась горизонтально в сторону, противоположную фронту своих войск (при действиях в западном или восточном направлениях). При действиях в южных направлениях фигура знака своих войск располагается справа от вертикальной линии, а в северных - слева от нее (рис. 8). 5. Фактическое положение и действия войск изображаются условнымизнаками сплошной линией, а планируемое - прерывистой (рис. 9). Обстановку,отнесенную к различным моментам времени, разрешается выделятьштриховкой, точками и другими специальными обозначениями или оттенятькарандашами различных цветов с указанием времени, к которому относитсяданное условное обозначение (рис. 10). 6. Время, к которому относится положение, указывается поднаименованием, подразделения внутри основного знака или рядом с ним.7. Пояснительные надписи располагаются внутри условного знака, рядом с ним (с противоположной фронту стороны), под знаком или на свободном месте, но с указательной линией. Направление движения войск обозначается стрелкой с соответствующим условным знаком. Острие стрелки указывает на местонахождение головы колонны основных сил (рис. 8). Наименования аэродромам присваиваются по названию ближайшего населенного пункта. Число и типы самолетов на аэродромах пишутся рядом со значком. Уничтожение цели, объекта обозначается зачеркиванием его двумя линиями (×), повреждение, подавление - одной (\); планируемое уничтожение, повреждение, подавление - штрихами. Цвет линий по цвету поражающей стороны. Сведения о противнике, полученные из разведывательных данных, подписываются на карте черным цветом: в числителе - наименование источника, в знаменателе - время и дата, к которым относятся сведения о противнике. Сведения, требующие проверки, отмечаются знаком вопроса красного цвета справа от объекта (цели). Источники сведений о противнике, время и дата их получения указываются черным цветом. Источник обозначается: наблюдение - Н; показания пленного - П; документы противника - ДП; войсковая разведка - ВР; наземная разведка - НзР; воздушная разведка - ВзР; космическая разведка - КсР; радиолокационная разведка - РЛР; радиоэлектронная разведка - РЭР; оптико-электронная разведка - ОЭР; артиллерийская разведка - АР; артиллерийская инструментальная разведка - АИР; инженерная разведка - ИР; химическая разведка - ХР; радиационная и химическая разведка - РХР, биологическая (бактериологическая) разведка - БР (БкР); агентурная разведка - АгР; показания местных жителей - МЖ; воздушное фотографирование - ВзФ; наземное фотографирование - НзФ. При получении сведений из нескольких источников дают обозначения всех источников, перечисляя их через запятую, а время указывают по первому источнику. В тех случаях, когда наблюдение за объектом производится продолжительное время, на карту наносят моменты начала и конца наблюдения (через тире). Сведения, требующие подтверждения, отмечаются вопросительным знаком красного цвета. При одноцветном исполнении графических документов все условные знаки и надписи наносятся черным цветом, знаки условных обозначений противника - двойной линией. Графический документ, выполненный на прозрачной основе по карте, должен иметь не менее трех пунктов (для последующего совмещения), расположенных, как правило, по углам внутренней рамки листа карты или в пересечении координатной сетки, масштаб, номенклатуру и год издания карты, по которой он изготовлен, а выполненный в произвольном масштабе и не имеющий координатной сетки - стрелку для обозначения направления север - юг.^ 3.3. Порядок ведения рабочей картыПри ведении рабочей карты главным требованием является полное соответствие нанесенной на неё обстановки действительному положению. На рабочую карту наносятся данные о своих войсках с подробностью на две ступени ниже войскового звена, где она ведется (в дивизии - до ба


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.