Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сравнительный анализ портрета М.И.Лопухиной В.Л. Боровиковского (1797) и портрета Е.П. Ростопчиной О.А. Кипренского (1809)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет истории искусства
Кафедра Всеобщей истории искусств
 
 
 
 
 
 
Сравнительный анализ портрета М.И.Лопухиной В. Л. Боровиковского(1797) и портрета Е.П. Ростопчиной О.А.Кипренского (1809)
научная работа
студентки 1 курса
дневного отделения
факультета истории искусства РГГУ
Тараненко Марианны Владимировны
Научный руководитель:
Кандидат искусствоведения,
доцент Якимович Е.А.
Москва 2010

Я хочу посвятить свою работу сравнительному анализу двух работ: портрету М.И.Лопухиной В. Л. Боровиковского (1797) и портрета Е.П. Ростопчиной О.А.Кипренского (1809). Мне хотелось быописать каждую из работ по очереди и сопоставить их между собой. А именно:указать на важные моменты в работах — как написаны картины, их сюжет, идеи,которые пытались донести до зрителя художники, и соотнести эти особенности сэпохой создания картин.
Как я уже упомянула, картина Владимира Лукича Боровиковского быланаписана в 1797 году, техника — холст, масло. Это типичная картина тоговремени, связанная с особым направлением в живописи — «сентиментальными»портретами. В России сентиментализм, берет начало отанглийского, его особенностью является некая связь с рококо. Он углубил интереск внутреннему миру человека, к «изгибам» его души. При этом, параллельно вРоссии происходит развитие классицизма, поэтому русский сентиментализм плотносвязан и с этим стилем. Портреты Боровиковского начала 19 века прямоперекликаются с сентименталистскими настроениями. Его портреты 90-х годов всвою очередь близки во многом руссоистской идее «естественности»,«естественного человека», характерной для программы классицизма. Эти черты очень проявлены на описываемой работе.
На картине изображена Лопухина МарияИвановна- молодая девушка, облокотившаясяна еле заметный парапет, что придает ее позе некую расслабленность изадумчивость. Несложно проследить глазами за контуром ее фигуры — линия еесилуэта гибкая, мягкая. Мы можем здесь провести параллель с античнымискульптурами, и способствует даже мода того времени, платье девушки. Складки ееодеяния напоминают нам одежды античных богинь. Свободный покрой платьядобавляет девушке раскованности и расслабленности. Сентиментальный образЛопухиной дополняют ее мягкие черты лица. Ее внешность не соответствуетидеальным канонам красоты, но вся ее нежность и чувственность пленяет зрителя.
Картина имеет прямоугольный формат,вытянутый вертикально, что помогает нам последовательно рассматривать все частиизображения. Взгляд следит за тонкими, изящными восходящими линиями фигурыЛопухиной. Первое, на что обращает внимание зритель- естественно, лицо модели,а далее взгляд опускается к самому низу картины. Практически весь первый иосновной план занимает сама девушка, ее фигура так мастерски вписана впрямоугольный формат холста, что, хотя ее силуэт и изгибается, у зрителя всеравно остается чувство гармоничности и завершенности. Эта гармония передается соподчиненностьювсех частей портрета, тем, как построена сама картина. Улавливается соотношениедеталей композиции, их связь с образом в целом. Ее мягкость подобна мягкостилежащей рядом розы, чуть кудрявые волосы напоминают курчавость кроны стоящегопозади дерева, наклон фигуры Лопухиной, одетой в белое платье, в точностипараллелен наклону молодой березки, виднеющейся вдали, а треугольная формавыреза ее платья повторяет форму лица Лопухиной.
Создается ощущение, что художникстоит довольно близко и будто чуть ниже модели. Чувствуется контакт междудевушкой и зрителем. Лопухина смотрит прямо на нас, за счет расположения еефигуры даже будто немного свысока. Фигура выделена светом, поэтому картинанаполняется глубиной за счет затененности окружающей ее части парка, и светлогопятна вдали на втором плане. Этот контраст белого освещенного платья и тени,которая даже захватывает часть вьющихся волос девушки, подчеркивает общеенастроение картины. Более всего освещено лицо модели и ее грудь. Свет скользитсверху вниз, но совершенно непонятно, где находится его источник, художник самвыбирает акценты, куда должно быть направлено освещение. Определенно картина небыла написана на пленере, а пейзаж Боровиковский моделировал сам. Догадаться обэтом не сложно, ведь окружающая Лопухину природа будто «собрана» по частям. Мыне можем сказать, что это парк, ведь на заднем плане отчетливо виднеютсяколосья ржи. Но это и не поле, тогда откуда бы появилось стоящее позади девушкидерево и растущие в его тени дикие лилии… Весь пейзаж создан искусственно,будто бы специально для портретируемой, для того, чтобы подчеркнутьразнообразие качеств Лопухиной — внешних и внутренних.
Художник дает колористическиесоотношения в изображении модели и пейзажа. Плавный изгиб фигуры Лопухинойточно повторяет изгиб дерева на втором плане, и так же склоняются колосья ржи ичуть поникший бутону розы справа. Цвет платья соотносится с цветом белыхстволов берез, пояс девушки- с голубыми васильками, а ее шаль вторит цветамрозы. Создается ощущение, что некая мягкая воздушная дымказаполняет все пространство. Колорит картины можно скорее описатькак холодный, потому что преобладают именно такие оттенки: холодный белый,голубой, сиреневый, зеленый. Но есть и теплые акценты: розовый и золотистый.Здесь можно говорить об исключительно «живописном» характере письма, картинунаполняет множество оттенков и цветовых переходов.
Мазокимеет гладкую фактуру, он небольшой и одно направление. Это опять жеподчеркивает общий характер картины — без резких контрастов и грубых переходов.В этом портрете мы видим и нежность кисти, и тонкий рисунок,и правильность форм, и выражение мысли на изображаемом художником лице. ПортретМарии Ивановны Лопухиной очень поэтичен и женственен. Он отражает эстетическийидеал художника. Главная тема этого портрета — это гармоничное слияние внутреннегомира человека и мира природы.
Другая картина, которую я хотела бы проанализировать- этопортрет Е.П. Ростопчиной Ореста Кипренского,написанный в 1809 году.
В начале 19 века русские художники выработали свой особыйпринцип написания портрета, создания образа человека. Накартинах Ореста Адамовича Кипренского отражено внутреннее движение человека-его мыслей, переживаний. Каждый его портрет отличается живописным строем,грамотно подобранными светом и тенью. Вего работах всегда ощутимы черты его эпохи.
На картине (1809 год. холст, масло) изображена молодаяженщина, сидящая в кресле. На ней закрытое серое платье и чепец, покрывающийвьющиеся темные волосы, ее отстраненный взгляд устремлен куда-то вдаль, внепространства картины. Ростопчина, хоть и не красавица, создает впечатлениеличности глубокой и одухотворенной. Кипренский в своей манере очень точноотображает внутреннее состояние женщины. Евдокия Ростопчина, будучи оченьталантливым и образованным человеком, была очень несчастлива. Причиной томубыл, главным образом, ее брак с графом Андреем Ростопчиным. Будучи талантливойпоэтессой, Ростопчина, сыграв свадьбу, 3 года не появлялась на светских приемахи только изредка писала. Но вернувшись в Петербург, снова появилась в свете,где ее ценили за умственные качества и глубину внутреннего мира. Лишеннаятеплоты и любви в своем доме, она «выливала» все свои переживания в творчество.И именно этот надрыв, тоску и одиночество Ростопчиной так точно отобразилКипренский в своей картине.
Картина имеет прямоугольный, вертикально вытянутый формат.Так как фигура изображена на глубоком черном фоне, она играет главенствующуюроль на картине, зритель не отвлекается ни на что, кроме портретируемой. Фигуразаключена в устойчивую треугольную форму, удачно вписанную в прямоугольныйформат картины. Это придает образу равновесия, устойчивости. Практически равнобедренныйтреугольник создается самой фигурой и спинкой кресла, на которое облокачиваетсяРостопчина. Взгляд зрителя сразу падает на лицо Ростопчиной, которое является самойакцентированной точкой на картине из всех выделенных светом частей. Затемвнимание зрителя на мгновенье перемещается чуть выше -на белоснежный чепец женщины,а после уже скользит вниз, вдоль всей фигуры, по серому платью, и лишь затемглазом улавливается край бордовой спинки кресла, находящейся в тени. ЛицоРостопчиной вписано в треугольник, и ему вторят отдельно взятые части платья тойже формы; мотив складок на чепце подобен оборкам на наряде. Также как и накартине Боровиковского, здесь очевидно тонкое соотношение деталей.
Как я уже упомянула, фон за моделью- глубокое черноепространство, которое позволяет нам сконцентрироваться на образе Ростопчиной. Наблюдательнаходится очень близко к модели, как будто он сидит на соседнем кресле, однакополного ощущения его присутствия на картине нет, из-за направления взглядаРостопчиной. Мы не чувствуем визуального контакта с девушкой, и, даже если бызритель находился рядом с ней, он все равно остался бы незамеченным для нее. Линиясилуэта очень мягкая- почти такая же, как на портрете Лопухиной, однако за счетоборки платья и чепца она считывается как более «ребристая», и сами черты лицаРостопчиной не такие «текучие» и расслабленные, нежели на картинеБоровиковского. Но это сделано намеренно, для того, чтобы подчеркнутьособенность образа Ростопчиной. Зато мы можем практически ощутить всю тонкостьфактуры материала головного убора дамы, которая контрастирует с более плотным игрубым материалом платья. Будто серая, не очень притягательная оболочкаскрывает за собой тонкость души дамы. Здесь можно упомянуть, как нарядЛопухиной — свободный, легкий, полупрозрачный — подчеркивал ее образ, мягкий, томный,мечтательный.
Основной световой акцент делается на лицо модели, чепец,обрамляющий ее голову, и белоснежную ткань, закрывающую грудь. Платьепортретируемой освещено менее интенсивно, выделяются лишь отдельные частинаряда. Особенно ощущается здесь контраст между светлой кожей Ростопчиной,белоснежными акцентами ее одеяния и плотным глубоким темным фоном. Художниксветом будто « вытаскивает» модель из черноты заднего плана. Такой прием подчеркиваетхудожественную выразительность всего образа — ясный образ Ростопчиной резкоотгораживается от окружающей ее «темноты».
Картина выполнена в довольно темных тонах, оттенков не такмного. Основные цвета – это холодные серый и белый, черный или темно-коричневый (глаза и волосы) и небольшой бордовый акцент. Колорит можно назватьскорее холодным, только тон кожи девушки и спинка кресла компенсируют общийнабор цветов своими теплыми оттенками, также и фону свойственны теплые оттенки.Так же, как и картина Боровиковского, эта работа написана небольшим однонаправленныммазком. Фактура будто «выглажена», что в принципе характерно для всех портретовтого времени.
Я считаю, что обе работы, хоть и разные по стилю однатяготеет к сентиментализму, а другая скорее к романтизму, имеют общее свойство.И Боровиковский, и Кипренский разнообразными художественными приемами (цвет,свет, одежда, детали, композиция) пытались подчеркнуть все особенности образамоделей. Их внутренний мир очень точно дополняется окружающим фоном картины. Водном случае это пейзаж, навевающий спокойствие и гармонию, в другом — темныйглубокий фон, подчеркивающий все переживания и невзгоды, окружавшие Ростопчинуна тот период жизни.

Список литературы
1.Барламова Е.Н./Портрет в русской живописи 18-19 веков.Издательство: М.: «Изобразительное искусство» Годиздания: 1988 Страниц: 70 с.
2. Петрова Е.Н./ Орест Кипренский Издательство: М.: «Арт-родник» Год издания: 2000 Страниц72 с.
3. Зименко В.М./ Орест Адамович КипренскийИздательство: М.: «Искусство» Год: 1988 Страниц:360 с.
4. В.Л.Боровиковский. Живопись. Икона. Рисунок. МиниатюраАвтор: статей- Л.А.Маркина, Е.И.Столбова, А.А.Карев, А.В.Максимова, Н.Л.Приймак; аннотаций — Т.Г.Александрова,И.Г.Басова, В.Н.Биберин Издательство: М.: Государственная Третьяковскаягалерея Год издания:2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.