Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на рассказ А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Рецензия на рассказ А. И. Солженицына«Один день Ивана Денисовича»
«Одиндень Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автораЭкибастузским особым лагерем, где зимой 1950-51 г. на общих работах был созданэтот рассказ.
Главныйгерой рассказа Солженицына это Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинскоголагеря. В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном днеиз трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этогодня хватит чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какиесуществовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому.Лагерь это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсемдругие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему.Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о нейне понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своимреализмом. «Слава тебе, Господи, еще один день прошел !»заканчиваетсвое повествование Иван Денисович, «Прошел день, ничем не омраченный,почти счастливый». В этот день Шухову действительно повезло: бригаду невыгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе без обогрева, миновал карцер,отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порциюкаши, работа досталась знакомая стену класть на ТЭЦ, клал весело, миновалблагополучно шмон и пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купилу латыша два стакана самосаду, а самое главное то, что не заболел, перемогся.
ИванДенисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинилив том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием заданием, а какоеконкретно оно было так и не смог никто придумать. Шухова постигла та же судьба,что и миллионы других людей, воевавших за Родину, но по окончанию войны изпленников немецких лагерей оказались пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа.
Какчеловек он не может не вызывать уважения: несмотря на все условия он сумелсохранить доброту, благожелательное отношение к людям, не обозлился, не потерялчеловечности. Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком даже простодля того, чтобы доставить тому удовольствие. Иван Денисович угощает печеньемАлешку-баптиста чтобы хоть чем-то побаловать, поддержать его, ведь тот«всем угождает, а заработать не может». А как Иван Денисовичотносится к Гопчику! Для него Гопчик почти как родной сын. Это человек мнеглубоко симпатичен, в отличие, например, от шакала Фетюкова, бывшего высокогоначальника привыкшего командовать, который не брезгует даже доставать окурки изплевательницы. Это настоящий шакал, живущий за счет объедков других. Лизатьчужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудьоставят для него обычное дело. Он не может вызывать отвращения, даже зэкиотказываются с ним работать, называя его м-ом. В зоне у него не осталось дажекапли мужской гордости, он открыто плачет когда его бьют за лизание тарелок.Действительно, каждый выбирает для себя путь выживания, но наиболее недостойныйпуть это путь стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зэков. Подпредлогом болезни он остается в зоне и добровольно стучит оперу. В лагерененавидят таких людей, и тот факт, что было зарезано трое, никого не удивил.Смерть здесь это обычное дело, а жизнь превращается в ничто. Это пугает большевсего.
Вотличии от них Иван Денисович «не был шакал даже после восьми лет общихработ и чем дальше, тем крепче утверждался». Он не выпрашивает, неунижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подноситбригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честнозаработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому онникогда не скатиться до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а нестарается услужить, «подмазаться».
Каки любой крестьянин, Шухов человек на удивление хозяйственный: он не можетпросто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, аэто возможность дополнительно заработать. Уважения заслуживает и бывший капитанвторого ранга Буйновский, который «на лагерную работу как на морскуюслужбу смотрит: сказано делать значит делай». Он не старается увильнуть отобщих работ, привык все делать на совесть, а не для показухи. Шухов говорит,что «осунулся крепко за последний месяц, а упряжку тянет». Буйновскийне может смириться с произволом караула, поэтому заводит спор с Волковским остатье уголовного кодекса, за что и получил десять суток карцера… Симпатиченбригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак.Для бригады он как отец родной, всегда старается отстоять интересы бригады:получить больше хлеба, выгодную работу. Утром Тюрин дает кому надо чтобы еголюдей не выгнали на строительство Соцгородка. Слова Ивана Денисовича о том, что«хороший бригадир вторую жизнь даст» полностью подходят дляхарактеристики Тюрина как бригадира. Эти люди, несмотря на все, выживают засчет своего труда. Они бы никогда не смогли избрать для себя путь выживанияФетюкова или Пантелеева. Жалость вызывает Алешка-баптист. Он очень добрый, ноочень слабодушный «им не командует только тот, кто не хочет».Заключение для него это воля Бога, в своем заключении видит только хорошее, онсам говорит, что «здесь есть время о душе подумать». Но Алешка неможет приспособиться у лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долгоздесь не протянет. Хваткой, которой не хватает Алешке-баптисту, обладаетГопчик, шестнадцатилетний паренек, хитрый и не упускающий возможности урватькусок. Он был осужден за то, что носит молоко в лес бендеровцам. В лагере емупрочат большое будущее: «Из Гопчика правильный будет лагерник — меньше какхлеборезом ему судьбы не прочат ». На особом положении находится в лагере ЦезарьМаркович, бывший режиссер, который не успел снять своей первой картины когдапопал в лагерь. Он получает с воли посылки, поэтому может себе позволить многоеиз того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другиезапрещенные вещи, работает в конторе, избегает общих работ. Хоть Цезарьнаходится уже довольно долго в этом лагере, его душа все еще в Москве:обсуждает с другими москвичами премьеры в театрах, культурные новости столицы.Он сторонится остальных заключенных, придерживается только Буйновского,вспоминая о существовании других только тогда, когда он нуждается в их помощи.Во многом благодаря своей отрешенности от реального мира, на мой взгляд, ипосылкам с воли ему удается выживать в этих условиях. Лично у меня этот человекне вызывает никаких чувств. Он обладает деловой хваткой, знает кому и скольконадо дать.
РассказСолженицына написан простым языком, он не прибегает к каким-либо сложнымлитературным приемам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. Рассказнаписан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому используетсяочень много «блатных» слов и выражений. «Шмон, стучать куму,шестерка, придурни, падла», все это нередко можно встретить в повседневнойречи зэков. В рассказе в изобилии встречаются и непечатные слова. Некоторые изних изменены Солженицыным в написании, но смысл у них остается тотже:«Ебальник, Еяди, грёбаный». Особенно много их употребляетзавстоловой когда старается столкнуть напирающих зэков с крыльца столовой. Ядумаю, чтобы показать жизнь в лагере, царящие порядки и атмосферу, просто былонельзя это не использовать. Время уходит, а выражения остаются, имиблагополучно пользуются не только в современных зонах, но и обычном общениимежду собой многие люди.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обучение технике попеременного двухшажного хода
Реферат 1 7 Мероприятия по предупреждению и снижению ущерба от опасных природных и техногенных воздействий
Реферат Функциональная зависимость и регрессия 2
Реферат Анализ производства
Реферат Влияние коммуникативной политики туристского предприятия на его экономическую эффективность
Реферат Жилищный фонд муниципального образования
Реферат Нью-Йорк (english)
Реферат Практика применения стримеров
Реферат Art Improves Our Lives Essay Research Paper
Реферат Ревизия финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений
Реферат 7 кл. Повторити прислівник як частину мови
Реферат Проектування машини для перемішування сухих будівельних сумішей
Реферат Лікувально-профілактичні заходи при гельмінтозах свиней
Реферат Инвестиционная характеристика Республики Башкортостан
Реферат Анализ финансового состояния предприятия 43