Реферат по предмету "Культура и искусство"


Средневековое общество

Содержание
1. Средневековое общество
2. Роль христианской религии и церкви
3. Образование в Средние века
4. Литературные жанры и развлечения средневековья
5. Искусство и быт
Список использованной литературы
1. Средневековое общество
Средние века — понятие нестолько хронологическое, сколько содержательное. Принято вкладывать в негонекий ценностный смысл: «отсталое», «реакционное», «нецивилизованное»,«проникнутое духом клерикализма», или наоборот, романтизироватьСредневековье, искать в нем утраченные впоследствии доблести или красочнуюэкзотику. «Средний век» (medium aevum) представлялся некимбезвременьем, разделяющим две славные эпохи истории Европы, средостенье междуантичностью и ее возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, «темныестолетия». Средневековью были склонны приписывать все отрицательныепризнаки. Но именно в Средние века начали зарождаться европейские нации иформироваться современные государства складываться языки, на которых мы говорим.К Средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основунашей цивилизации. Необычность средневековой культуры в странности сочетания,единства полярных противоположностей, сублимированного и низменного, небесногои земного, духовного и грубо телесного, мрачного и комичного, жизни и смерти. Святостьможет выступать как сплав возвышенного благочестия и примитивной магии,бескорыстия и алчности, милосердия и жестокости. Мнение о том, что всредневековье считалось, что плоть заслуживает одного только презрения ипреодоления, что истинная родина человека — не на земле, а на небе — не вполнесоответствует действительности. Существовал как бы особый язык карнавальных,смеховых форм и символов средневековья, с присущими ему всенародностью иуниверсальностью. Средневековая культура вырисовывается в виде невозможногосочетания оппозиций. Теолог утверждает богоустановленную иерархию, для тогочтобы тут же обречь на вечную гибель стоящих у ее вершины и возвыситьподпирающих ее основание. Прославляется ученость и презрительно взирают наневежественных «идиотов», и в то же время вернейшим путем, который ведетк спасению души, провозглашаются неразумие, нищета духа, а то и вовсе безумие.
Началом эпохи Средневековьяпринято считать падение западной Римской империи в 476 г. Общественно-политическийстрой, свойственный Средним векам, принято называть феодализмом, характернойчертой которого является феодальная собственность на землю и сословность. Феодальноеобщество — общество сословное. Беднейший дворянин выше самого богатогогорожанина, ибо деньги и даже обладание земельной собственностью не даютофициального признания и широких прав, — необходимо благородное происхождениеили монаршья милость, для того, чтобы стать знатным и полноправным. Полноправие,родовитость, благородство — главнейшие критерии принадлежности к правящему слоюобщества, богатство практически сними обычно связано, но оно не конститутивныйпризнак господина. Земельное владение (феод) являлось основой и обеспечениемвассальных отношений: он давался за выполнение воинской службы вассалу (условноедержание) сеньором, но при этом являлся наследственным владением. Феод считалсяпривилегированным держанием, то есть, мог находиться только в рукахпредставителей господствующего класса. Собственником феода являлся не толькоего непосредственный держатель — вассал, но и сеньор, от которого вассал получилземлю. Оформлялось это в виде личных договорных отношений покровительства состороны сеньора и верности со стороны вассала.
Передача феода, ввод вовладение, называлась инвеститурой (помещением). Эта процедура былаторжественной и сопровождалась передачей некоего символа владения (пучоксоломы, ветка дерева, клок шерсти) сеньором вассалу, который публично признавалсебя его человеком и приносил клятву верности. Выстраивалась «феодальнаялестница» — каждый феодал считался чьим-то вассалом (король — герцоги играфы — бароны — рыцари), однако действовало правило «вассал моего вассала- не мой вассал, поскольку отношения вассалитета основывались на личныхдоговоренностях (правда, в Англии действовало иное правило — »вассал моеговассала — мой вассал"). Причем гипотетически все феодалы, как люди «благородногопроисхождения», считались равными между собой, а король — лишь «первымсреди равных». Феодалы низшего звена назывались всадниками — рыцарями. Преждечем стать рыцарем, юный феодал должен был быть пажем, затем оруженосцем урыцаря (своего рода обучение), и лишь после этого быть посвященным в рыцари. Рыцарьдолжен был владеть «семью рыцарскими добродетелями» — ездить верхом,плавать, владеть копьем, мечом, стрелять из лука, играть в шахматы и сочинятьстихи. Идеалом рыцарства считалось служение «Прекрасной Даме», котораямогла быть как конкретной личностью, так и вымышленным образом, в какой-то мереотождествлявшимся с Девой Марией (Мадонной). В честь дамы следовало совершатьразличные подвиги, прежде всего, на ниве борьбы за христианскую веру. Культивировалась«куртуазная» (от франц. учтивый) любовь, то есть, целомудренная,неплотская, антиматримониальная (не предполагавшая брака). Поэтому рыцарьдолжен был уметь вести себя в обществе, поддерживать разговор, слагать стихи вчесть своей дамы сердца, петь и играть на музыкальных инструментах, ухаживатьза дамой в соответствии со строго выработанным ритуалом, чтобы не оскорбить еечести и достоинства. Принадлежность к социальному разряду или слою определялаповедение индивида. Все стороны его жизни регламентированы, заранее известно,как он должен поступить в той или иной ситуации, — выбора почти не существовало.Любой поступок должен был соответствовать строгим предписаниям, вытекающим изсознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не стольколичный, столько сословный характер. Обычаем «запрограммирована» жизнькаждого члена коллектива, обязанного следовать образцам — богам, предкам,старшим, эпическим героям. Регламентация индивидуального поведения достигаластепени ритуализации: каждое важное жизненное отправление человека,затрагивавшее интересы группы, сопровождалось исполнением специальных обрядов,произнесением формул, отклонение от которых аннулировало весь акт, делало егонедействительным. Вследствие этого осуществление права тесно связано смагическими процедурами. Существовала культура жестов: все существенныесоглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами ивоплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их наБиблию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Часто реальностьмало соответствовала тем идеальным образам, которым должен был соответствоватьрыцарь. Нравы были довольно грубыми, о чем свидетельствует хотя бы обычайдержать в качестве шутов калек и уродов: несчастье вызывало насмешку, а несострадание.2. Роль христианской религии и церкви
Громадную роль в жизнисредневекового общества играли католическая церковь и христианская религия. Католическаяцерковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированнуюиерархическую структуру во главе с первосвященником — Папой Римским. Посколькуэто была надгосударственная организация, папа имел возможность через белоедуховенство, а также через монастыри проводить свою линию через указанныеполитические институты. В условиях нестабильности, до возникновенияцентрализованных абсолютистских государств церковь являлась единственнымстабилизирующим фактором, что еще более усиливало ее роль в мире. Поэтому всясредневековая культура до эпохи Возрождения носила исключительно религиозныйхарактер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ей (известновыражение: «Философия — служанка богословия!»). Церковь выступалапроповедником христианской морали, стремилась привить христианские нормыповедения всему обществу. Долгое время церкви принадлежала монополия в областиобразования и культуры. В специальных «мастерских письма» (скрипториях)при монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировалисьприменительно к потребностям теологии античные философы. По словам одного изцерковников, «монахи борются пером и чернилами против коварных кознейдьявола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают».3. Образование в Средние века
Первоначально школы имелисьтолько при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с цельюприспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го — начале 9-говв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъемфеодально-церковной культуры, получивший название «Каролингскоевозрождение». Для управления обширной державой нужны были кадрычиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной подготовкой. В товремя ее можно было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданныйКарлом Великим «Капитулярий о науках» 787 г. предписывал открыватьпри каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков; в этишколы стали допускаться и миряне. Эти мероприятия оживили культурную жизньФранкского государства, расширился круг образованных людей, в скрипторияхнаряду с христианской литературой стали переписываться произведения античныхавторов. Внецерковные школы начинают возникать в начале 12 в., когда развивающиесягорода начинают испытывать потребность в грамотных, образованных людях, дляоформления торгово-ремесленнических операций, работать в органах городскогоуправления, составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможныхпрошений, адресованных монархам, и кончая подробными, тщательно составленнымикоммунальными хартиями. Эти школы отличались от церковных, готовивших, преждевсего клириков, но не моги сразу же избавиться от их влияния. Большинствопреподавателей рассматривали свою работу в нецерковных городских школах каквременную, до получения прихода и дальнейшего продвижения по церковной иерархии.Специфической чертой нецерковных школ было то, что они были частными, а ихпреподаватели — магистры — жили за счет платы, взимаемой с учеников (иногда этоприносило приличный доход). Это осуждалось церковью, а папа Александр ІІІзаявлял, что знание есть дар божий, поэтому им нельзя торговать. Материальнаянезависимость от церкви делала их относительно свободными. В Париже былонесколько таких школ (пришли в упадок после возникновения парижскогоуниверситета, который возник на их основе) Выдающийся ученый и педагог ПьерАбеляр, будучи вынужденным, какое то время переезжать с места на место, сопровождаем,был частью своих учеников. Очевидно, так и зародились бродячие школяры,впоследствии обретшие имя вагантов. В стремлении уничтожить нецерковные школы церковь,прежде всего, противопоставляла им школы церковные, а также упорно отстаиваласвое «право» давать разрешения на преподавательскую деятельность. Онаподкупала магистров «свободных искусств» церковными бенефициями,боролась за сохранение церковной юрисдикции над всеми учащимися и жестокопреследовала тех магистров и школяров, которые нарушали церковную монополию вобласти образования и подрывали церковный авторитет. В начале 12-13 вв. церковныешколы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны вряде крупных монастырей и во многих епископальных городах — епископальные школы.Многие из них впоследствии были превращены в богословские семинарии.
В 12-13 вв. в западной Европеначинает формироваться высшая школа — университет. Так называлось объединение преподавателейи учащихся. Как правило, в университетах было четыре факультета: младший,«артистический», на котором изучали «семь свободных искусств»,а также медицинский, юридический и богословский, на которых учились те, ктозакончил артистический. Богословский факультет считался самым высоки, но до1400 г. из 46 западных университетов богословие преподавалось лишь в 18, а остальныеуниверситеты богословских факультетов вообще не имели.
4. Литературные жанры и развлечения средневековья
В 11-12 вв. с завершениемформирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства,нашедшая свое отражение в рыцарской литературе, которая утверждалапривилегированное положение рыцарей в обществе, прославляя их добродетели: военнуюдоблесть, честь, верность королю и христианской церкви. На Юге Франции (Лангедок,Прованс) возникла светская рыцарская лирическая поэзия, создателями ираспространителями которой были рыцари (чаще всего обедневшие) — трубадуры (илитруверы). Иногда их сопровождал музыкант-помощник из простолюдинов, которыйназывался менестрелем. В Германии поэты-феодалы назывались миннезингерами(«певцами любви»). Трубадуры появляются в 11-12 в. на юге Франции (представителитак называемой Провансальской культуры). Аристократическую часть трубадуров,творчество которых наиболее ярко отражало интересы и чаяния феодального класса,составляли богатые и знатные феодалы, занимавшиеся складыванием стихов в часыдосуга. Вторую часть провансальских трубадуров составляли выходцы из мелкогорыцарства, жившие при дворах и замках могущественных сеньоров. Для ниххарактерно откровенное преклонение перед радостями земной любви, отрицаниеаскетизма и «легкомысленное» отношение к церковным догматам.
У трубадуров, провансальцевособенно, любовь стремиться к супружеской неверности. Из 30 известных биографийтрубадуров 14 были рыцарями, 9 — представители феодальной знати и только 7 — выходцыиз других слоев общества.
Рыцарская литература быласветской, хотя находилась под влиянием церкви. Рыцарская поэзия выработалаособую форму «лэ» — стихотворную повесть с любовно-приключенческимсюжетом, заимствованным из кельтских преданий и легенд. Чаще всего главнымигероями были рыцари Круглого стола легендарного короля бриттов Артура. Впоследствииэти легенды стали источником для множества рыцарских романов. Влияниехристианской идеологии сказывалось и на сюжетах романов: нередко объектомпоиска ищущих приключений рыцарей является Святой Грааль — чаша, в которуюсобрали кровь распятого Христа. Героями поисков Грааля были Лоэнгрин иПарцифаль (Персиваль).
Развивалась также и народнаялитература, лучшие образцы которой представлены героическим эпосом. Герояминародных сказаний были воины — защитники своей страны и народа. В эпосевоспевались их храбрость, сила, воинская доблесть, верность. В идеализированныхобразах рыцарей находили свое воплощение народные чаяния и представления осправедливости, чести и доблести. Под влиянием христианства и феодального строягерои эпоса часто изображались как защитники христианства, преданные вассалысвоего короля.
В городском фольклоре возникаетжанр реалистической стихотворной новеллы («фаблио» (басни) воФранции, «шванки» (шуточные рассказы) в Германии), в которых всатирическом духе изображались представители высших классов, обличались порокии восхвалялись добродетели, а также находчивость, здравый смысл и смекалкапростонародья. Церковь относилась к музыкальному и поэтическому творчествународа отрицательно. Видя в нем проявление «языческой», «греховной»,«не соответствующей христианскому духу» деятельности. И добивалась еезапрещения и жестоко преследовала непосредственных выразителей и носителеймузыкальной культуры народа, так называемых жонглеров. Как правило, жонглерыбыли неграмотными, поэтому песни и сценки, разыгрываемые ими, до нас не дошли,только отдельные упоминания (например, о жонглере, который выучил двух обезьянсражаться друг с другом, сидя верхом на собаках — пародия на турниры).
Из студенческой среды вышливаганты — бродячие школяры, прообраз диссидентски настроенной интеллигенции. Неуживаясь с университетским начальством, они странствовали из одногоуниверситета в другой, нигде подолгу не задерживаясь, сочиняя сатирическиепесни и стихи, проповедуя жизнеутверждающее отношение к бытию, воспевая простыеземные радости, подвергая насмешкам духовенство, рыцарство, бюргеров. Термин«ваганты» происходит от латинского глагола vagari — бродить,бродяжничать. Изначально этот термин применялся к клирикам, не имевшимпостоянных приходов и бродившим в поисках места. Позднее так стали называтьбродячих школяров, целыми толпами кочевавших по всей Европе и переходившими изодной школы в другую. Еще позднее вагантами стали называть студентов,обучавшихся в различных университетах и посещавших для этого разные города. С12 в. ваганты получили еще и название голиардов (производят от именибиблейского Голиафа, олицетворявшего дьявола и антихристианскую силу). Постепенноэти наименования слились в одно, обозначавшее одновременно певца-шутника ибунтаря, антисоциального типа.
В 12 в. зародилась исвоеобразная голиардическая поэзия. Нередко ваганты примыкали к жонглерам. В ихпоэзия сочетались нападки на католическую церковь, а главное — отрицаниелицемерного церковного аскетизма и восхваление земных наслаждений. Вагантыпели, актерствовали, скоморошествовали, читали стихи, попрошайничали,занимались знахарством, иногда нанимались в учителя, нередко мошенничали. Жизньвагантов не была легкой. Поэтому многие, раскаявшись, возвращались почитаниюцеркви и получали от нее должности. Ваганты существовали до начала 16 в.,причем постепенно их творчество обратилось к национальному языку.5. Искусство и быт
Церковно-религиозноемировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Егозадачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих, поэтомухудожественное творчество регламентировалось: художнику диктовались образыХриста, Мадонны, святых, сюжеты, заимствованные из священного писания, причемтребовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идейбожественности, святости, совершенства. Да и применялась живопись главнымобразом при оформлении интерьеров храмов в виде фресок и витражей, икон. Приэтом она должна была быть еще и нравоучительной: жизнь деятельная и жизньсозерцательная, добродетели и пороки, все с человеческими лицами, располагалисьв определенном порядке на порталах соборов, обеспечивая проповедниковиллюстрациями к их нравственным поучениям.
Церковное строительствовыработало новый стиль — романский, опиравшийся на традиции римского ивизантийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостныхсооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания с толстымистенами в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями и высокорасположенными узкими окнами. Свод поддерживали полукруглые романские арки,главный фасад и капители колонн украшались скульптурой или резьбой, стеныпокрывались фресками. Возникнув в неспокойное время, этот стиль позволял храмулегко превратиться в крепость-убежище. Со второй половины 12 в. в СевернойФранции, а затем по всей Европе распространяется новый стиль — готический. Техническион был более совершенным, его характерной чертой является устремление всегоздания ввысь. Стрельчатые арки заменили полукруглые. В готике тяжестьконструкции несли колонны, а также расположенные вдоль всего зданияконтрофорсы, поэтому стены готических соборов утратили массивность, в нихпоявились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных башен ибашенок создавали впечатление легкости и пышности. Дома и даже замки до 10-говека строились из дерева. Крестьянский дом строился из самана, реже из дерева,если и использовался камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из однойкомнаты с печью, которая топилася «по черному». Камень служилпризнаком престижа и богатства; однако впоследствии дерево сделалось болеедорогим материалом. Архитектура каменных замков была бедной, так какпреобладала утилитарная функция защиты: только позже стали появлятьсяукрашения, больше жилых помещений. Вся жизнь замка концентрировалась в главномзале. Мебели было немного: столы обычно были разборными, и после трапезы ихубирали. Постоянную мебель составлял сундук, куда складывали одежду или посуду.Жизнь феодалов была бродячей, они переезжали из замка в замок, и надо былоиметь возможность легко уносить необходимое имущество. Функциональнымипредметами роскоши были ковры, которые вешали как ширмы, и они образовываликомнаты; ковры возили из замка в замок.
Одежда имела социальнуюзначимость, так как указывала на социальную категорию: носить не ту одежду,которая подобала человеку по его положению, означало совершать грех гордыни илипадения. Особое внимание уделялось аксессуарам — головным уборам. Перчаткам,которые могли точно указывать ранг. Например, доктора носили длинные замшевыеперчатки и береты, шпоры могли носить только рыцари. Среди богатых и простозажиточных горожан распространилась роскошь в одежде, так что в конце 13-говека во Франции и Италии появились законы против роскоши, которые предписывалиразницу в одежде, помогая поддерживать установленный общественный порядок. Несмотряна то, что уровень культурного развития в Средние века был односторонним и неслишком высоким, однако именно в средневековье коренятся многие культурные,научные и морально-этические достижения современной европейской культуры.
Список использованной литературы
1. КононенкоБ.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем и таблиц). Учебноепособие. — М., Щит-М, 2000.
2. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. — М.: Науки, 1992.
3. История Европы. Т.3. От средневековья к новому времени. — М.: Наука,1993.
4. Культурология: Учеб. пособие для вузов /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. — М.: Центр, 1998. — На обл.: Курс лекций. — (Alma mater)
5. Учебник по истории средних веков. Из-во «Просвещение», Москва,1984


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.