Реферат по предмету "Культура и искусство"


Собор Святого Петра в Риме: история строительства

Собор Святого Петра в Риме: история строительства
/>Собор св. Петра, в том виде, в котором мы егосейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков.Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию былпогребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одногоримского христианского священника, Гайя. Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей«Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешьв Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь»(2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «ТрофейГайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшойпамятник, который и является центром собора.
Последующие столетия вносилисвои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника.Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь,засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построенабазилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.
Мы опустим рассказ о болеечем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело,когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.
Нужно заметить, что вся историистроительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций- собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческийкрест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест– в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском крестепродольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково,что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемыхгоризонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.].Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, котороевелось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигурыкреста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке. И конечно,такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперьсказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на этипланы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепеннымдля всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясностипредставления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой частиполосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.
Когда в началеXVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решилпостроить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектораБраманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мыможем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).
Официальная датазакладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазарив биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству,выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошелвсе сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусствоми талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундаменти до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карнизапод арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу,именуемую капеллой французского короля».  Сорок лет спустя Микеланджело в одномиз писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложныечувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другойсо времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанныйи простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце немешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтомувсякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло,отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к немуниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).
Браманте руководилстроительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари,хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков онтеперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглосьмножеству перестроек.   В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен- уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становитсяглавным архитектором собора. В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти(1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественнуюзавершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длиннымцентральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительнойс художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической),ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, осталсятолько на бумаге.
После смерти Рафаэляработами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехалв Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почтивсе сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци,но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительствуСобора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.
При папе ПавлеIII (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антониода Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468смв высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики).Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).
Здесь уместнопродолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло«благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Брамантевсех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакогоисточника света. У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющихвеликие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательствалюдей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворениямонахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалосьбы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, даи найти их можно было бы с трудом».
В 1546 Антониода Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Онвсячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, они живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за росписьпотолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографииМикеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самойсвоей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческогокреста.
Но на Микеланджелоколебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться приходаКарло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик.В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики,снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опятьоказался латинский крест.
Теперешний фасадо и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа УрбанVIII освятил собор.
Но вернемся кМикеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчалСобор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были толькопилястры и соединяющие их арки.
Все восемнадцатьлет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджелоостановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом онукрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частичнорасширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками,по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и людимогут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь,хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этогоуникального по своим масштабам здания. Хотя Микеланджело и спроектировал купол,но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабандля купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемомглазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификатакоторого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушкикреста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.
Можно подвестиитог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармониюпервоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста большесоответствовала римской традиции.
Когда-то натом месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (отнего, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площадиСв. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианскогоимператора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго векасчитаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в циркеНерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим ИмператоромЗапада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться,и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопросЮлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, которыйдолжен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви,способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияниякатолицизма.
Купол базилики.Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектированиии строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора ДонатоБраманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в формегреческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавилРафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртойстороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении,и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководствоработами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения,но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточнойстороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился свосточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделалболее массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центральногокупола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта,придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренныхпроектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степениархитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранилисьс алтарной, западной стороны.
Площадьсв. Петра. Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указаниюПавла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическомузданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинскогокреста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратилсвоё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.
Требоваласьплощадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору,чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах.Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадьперед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительнойпрактики.
Святыеворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина— 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителяи одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут всобор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходятиз старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленнаямозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».
Рельефы крайнеголевого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором ДжакомоМанцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.
Внутри соборпоражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления— здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Общая длинабазилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размерыдругих крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, соборомсв. Петра.
В конце центральногонефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемаяАрнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленныепаломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.
Купол, шедеврархитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощныхстолба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини.Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работалздесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространственад главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий)на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра наверхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу длякивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции,которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральнойапсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемоечетырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символСвятого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева— надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учениковМикеланджело.
Правыйнеф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная«Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. Послетого как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранитсявеликолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое ПьетроКаваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работыБернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённойв этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император СвященнойРимской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливалпрощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисункуБорромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленнойпапой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находитсявыполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие КлиментаXIII.
НадгробиеАлександра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-хгг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногихсохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входавы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителейшотландской королевской семьи Стюарт.
 
Интересныефакты
В 2007 годув архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненнаянезадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена детальодной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.
Алтарь соборасв. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианскиххрамов.
Крупнейшаяв мире христианская церковь — базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро — возведенапо образцу Собора Святого Петра.
При СобореСвятого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой ПиемVII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.
В фильме 2012показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским,Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в томчисле итальянского премьер-министра с его семьёй.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Маркетингові посередники
Реферат Titanium 2 Essay Research Paper TitaniumTitanium is
Реферат Анотація до дисципліни «проектне фінансування» для спеціальності 0105 магістри
Реферат Современные методы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости
Реферат О Конт и Г Спенсер создатели социологии
Реферат Структура та зміст родового циклу в бойків (XIX - поч. XX ст.)
Реферат Використання методу бесіди як засобу удосконалення навичок естетичного сприймання мистецьких творів
Реферат Our Lives Are Wasted By Detail Essay
Реферат Рационализация перевозок грузов различными видами транспорта
Реферат Расчет и проектирование прямозубого редуктора
Реферат Greeks In Art Essay Research Paper Aphrodite
Реферат Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики 2
Реферат Понятие и система показателей банкротства предприятия
Реферат Трансактный анализ, как метод психотерапии