1. Социокультурнаядинамика: соотношение внутреннего и внешнего в культуре
Важнейшее из человеческихусилий — стремление к нравственности. От чего зависят наша внутренняяустойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступкахпридаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясноосознать её значение—главная задача образования.
А. Эйнштейн
Само становлениеличности есть не что иное, как результат культурной эволюции индивида. Толькоусваивая и соединяя в себе определённую долю общественной культуры, человекстановится личностью и персонифицирует обретённый культурный потенциал как свойсобственный мир, как богатство своего «Я».
Разговор о культуреследует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского«cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А так как возделывать иобрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляют по самымразличным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культурологА. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определенийкультуры, употребляемых в самых разных контекстах (значениях). Отталкиваясь отэтимологии слова «культура» как возделывание, можно сделать первый вывод, чтовозделывать, т.е. создавать нечто новое, может, прежде всего, человек, а потомукультура связана с его существованием в мире.
Культура — это, преждевсего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образдействий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро — ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей вединую целостность — общество. Следовательно, культура — важнейшая субстанциячеловеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самыхразнообразных формах. В рамках нашей темы мы рассмотримсоотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного), в культуре.Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формахматериального и духовного производства. Соответственно материальное и духовноепроизводство предстают как две основные сферы развития культуры. На основанииэтого вся культура естественным образом подразделяется на материальную идуховную, внутреннюю и внешнюю.Материальнаякультура — совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности,включающая: — физические объекты, созданные человеком; и — природные объекты, используемыечеловеком (Свешников Б.Духовная культура России).Внешняякультура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процессих создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять такназываемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернееих удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимыеусловия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище,средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек(общество) производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другиесооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры,телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальнойкультуры.
Но эта сфера культурыне является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования иразвития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобыжить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амёбы.Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признакомчеловека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живыхсуществ, является разум (сознание) или иначе, как говорят, внутренний мир, тоотсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовнаякультура — это как бы гимн, всенародно пропетый в истории Творцу всего и всех.Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах истраданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого народа.Узнав в ней созвучность своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает внеё так, как врастает единичный голос в пение хора.
Внутренняякультура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания,распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворятьвнутренние потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию егодуховного мира (мира его сознания). Внутренняя культура —это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиесяфундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которыхчеловек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественнойжизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формированиивнешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способытакого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьмиприветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества,отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерахповедения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызываянареканий со стороны окружающих и так далее. И еслиматериальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки,механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовныеценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философскимсуждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две споловиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность, как и в момент, ихвысказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получитьинформацию через Интернет.
Внутренняяи внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют другдруга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна.Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторойскрытностью, обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться навашу просьбу, если нужно оказать помощь и т. д. В то же время существуют итакие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочнуюсущность. В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людейвнешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытиемдля достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведенияявляются лицемерие, ханжество, сознательный обман. Вопросы единства внутреннейи внешней культуры нравственного общения, определение их объективных критериеввесьма актуальны в современном обществе, когда резко обозначилась нивелировка виерархии моральных ценностей, происходит разрушение нравственных устоевличности и общества, а место устранившегося из воспитательной сферы государствазанимают СМИ и различного рода самозваные учреждения, выступающие зачастую ссомнительной моральной продукцией. Культура нравственного общения, взятая вединстве ее внутренних и внешних характеристик, является важнейшим способомсоциального бытия, показателем духовного здоровья и благополучия личности иобщества.
Заключение
Таким образом, человеккак разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу действийразумными, рациональными нормами поведения. Он сам для себя создаёт эти нормы исам — своей свободной волей — заставляет себя соблюдать их. Человек – неабстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека,государство, общество.
К. Маркс