Реферат по предмету "Административное право"


Инструкция по обеспечению сохранности документов

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.А.Н. ТУПОЛЕВА
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНИЧЕСКОЙКИБЕРНЕТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА СИСТЕМИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПОДИСЦИПЛИНЕ
«Защита и обработка конфиденциальных документов»
на тему
«Инструкция по обеспечениюсохранности документов»
                                                                                         Выполнил:
                                                                                                               студентгруппы
                                                                                                               Денис
                                                                                                               Проверил:
                                                                                                              доцент каф. СИБ
                                                                                                              Л.А
 Дата:  ____________
  Подпись: _________
, 2008

Содержание
 TOC o «1-3» h z u ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc196491053 h 3
1.   Организацияхранения конфиденциальных документов.PAGEREF _Toc196491054 h 4
2.   Системадоступа к конфиденциальным документам.PAGEREF _Toc196491055 h 7
3.   Сверканаличия конфиденциальных документов.PAGEREF _Toc196491056 h 9
Список литературы:PAGEREF _Toc196491057 h 14
Приложение 1. Инструкция по обеспечению сохранности документов.PAGEREF _Toc196491058 h 15
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка и конкуренции и коммерческая тайна выступает как элементмаркетинга и  предприимчивости, какспособ максимизации прибыли предприятия. Утечка коммерческих секретов можетпривести к снижению доходов предприятия или к его банкротству. Работник обязанстрого хранить в тайне сведения, отнесенные к коммерческой тайне предприятия,ставшие ему известны по службе или иным путем. Разглашение коммерческой тайныпредприятия, утрата ее носителей, передача третьим лицам, публикация безсогласия предприятия, а также использование для занятия любой деятельностью,которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб предприятию,влечет  ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Прираспределении информации, с одной стороны, необходимо обеспечить предоставлениекаждому конкретному сотруднику полного объема данных для качественноговыполнения порученных ему функций, а с другой стороны — исключить ознакомлениес излишними ненужными ему для работы сведениями.
     В целях обеспечения правомерного доступасотрудников фирмы к конфиденциальным сведениям, содержащимся в грифованныхдокументах, необходимо внедрить соответствующую систему доступа. Для этоговначале составляется перечень сведений, содержащих коммерческую тайну,определяется ценность того или иного документа и присваивается соответствующийгриф. Работник обязан работать только с теми сведениями идокументами предприятия, к которым он получил  доступ в силу служебныхобязанностей, знать, какие конкретно  сведения подлежат защите, а такжестрого соблюдать правила пользования ими.     
1.     Организацияхранения конфиденциальных документов.
·       Организация хранения конфиденциальных документов должнаисключать  возможностьнесанкционированного доступа к ним.
·       Все документы, дела и издания, имеющие грифконфиденциальности,   должны храниться вслужебных помещениях в надежно запираемых и опечатываемых шкафах.
·       Помещения, в которых хранятся конфиденциальные документыдолжны отвечать требованиям внутри объектного режима, обеспечивающегофизическую сохранность находящейся в них документации.
·       Основной принцип хранения конфиденциальных документов –персональная ответственность сотрудника предприятия, ответственного за работу сконфиденциальными документами, а также исполнителей за их сохранность.
·        Дела, выдаваемыеисполнителю, подлежат возврату в подразделение делопроизводства службыбезопасности (СБ) в тот же день. При необходимости, с разрешения начальникаподразделения делопроизводства СБ или уполномоченного СБ они могут находиться уисполнителя в течении срока, необходимого для выполнения задания, при условииполного обеспечения их сохранности и соблюдения правил хранения.
·       За каждым исполнителем закрепляется сейф, в которомисполнитель хранит   числящиеся за нимдокументы. Конфиденциальные документы до завершения исполнения хранятся всейфах исполнителей.
·       Сейфы должны иметь надежные индивидуальные запоры иопечатываться.
·       Ко всем сейфам необходимо иметь по два экземпляра ключей. Руководительструктурного подразделения хранит ключи исполнителей в своем сейфе. Ключ отсейфа в опечатанном пенале руководитель в конце рабочего дня сдает сотрудникуохраны. Запасные ключи от всех сейфов хранятся у сотрудника предприятия.
·       Выносить ключ за пределы служебного помещения не разрешается.
·       При вскрытии сейфов должно присутствовать то лицо, котороеотвечает за хранение документов. При его отсутствии сейф вскрывается комиссиейс составлением акта.
·       При отсутствии возможности обеспечить каждого исполнителясейфом, может применяться сейф на нескольких исполнителей. В этом случае каждаяполка сейфа должна быть снабжена дверцей с замком, а общий ключ находится уруководителя структурного подразделения.
·       Работа с конфиденциальными документами выполняется только вслужебных помещениях.
·        При работе сдокументами исполнитель должен иметь на рабочем столе только те документы,которые необходимы в данное время. Остальные документы необходимо хранить всейфе, которые должны быть закрыты, ключи от них убраны.
·       Для работы вне служебных помещений необходимо разрешениеруководителя предприятия или структурного подразделения.
·       Запрещается хранение конфиденциальных документов скакими-либо другими документами, хранение конфиденциальных документов, в томчисле и во время работы с ними, в ящиках стола, шкафах и т.п. непредназначенных для хранения подобного рода документов.
·       При временном выходе из рабочей комнаты работник долженубрать все документы в сейф и закрыть его. При выходе из комнаты всехисполнителей дверь закрывается на замок.
·       Открывать окна во время работы с конфиденциальнымидокументами возможно, если они оборудованы сетками и, если исключаетсявозможность просмотра документов с улицы.
·       Каждый исполнитель прежде, чем закончить работу обязан:
проверить и удостовериться в наличии всех документов,числящихся за ним по описи документов, находящихся у исполнителя.
убрать документы в сейф, опечатать его и сдать ключ подрасписку руководителю структурного подразделения.
·       Документы, дела и издания могут передаваться другим сотрудникам,допущенным к этим документам, только через делопроизводство СБ или уполномоченногоСБ.
·       Запрещается изъятия из дел или перемещение документов изодного дела в другое без санкции руководителя делопроизводства СБ илиуполномоченного СБ, осуществляющего их учет.
·       Уничтожение документов производится комиссией в составе не менее трех человек с составлениемакта.
2.    Система доступа к конфиденциальнымдокументам.
Система доступа к конфиденциальным документам – этосовокупность установленных положений, обеспечивающих обоснованный и правомерныйдоступ исполнителей к необходимому им для производственной деятельности объемудокументов, сведений, содержащих конфиденциальную информацию.
·       Целямисистемы доступа к конфиденциальным документам являются:
обеспечениеисполнителей всеми необходимыми для работы конфиденциальными сведениями;
ограничениекруга лиц, допускаемых к конфиденциальным документам;
исключениеизлишнего или несанкционированного ознакомления с конфиденциальными сведениями;
повышениеответственности руководителей и исполнителей всех категорий за обеспечениесохранности сведений, составляющих конфиденциальную информацию;
усилениеконтроля со стороны сотрудника предприятия заобоснованностьюдоступа к конфиденциальным документам и изделиям.
·       Разрешениена доступ исполнителя к сведениям, составляющим конфиденциальную информацию,дается соответствующими должностными лицами при выполнении следующих условий:
приналичии приказа о приеме на работу или назначении на должность;
приоформлении обязательства о сохранении и неразглашении работником сведений,составляющих конфиденциальную информацию;
приизучении вновь принятым (назначенным на должность) работником требованийнормативных документов по обеспечению сохранения конфиденциальной информации.
·       Послеизучения указанных требований, руководитель подразделения с вновь принятым(назначенным на должность) работником проводит собеседование.
·       Любоеразрешение на ознакомление с конфиденциальными документами и любое фактическоеознакомление с ними необходимо оформить в письменном виде.
·       Ознакомлениес документом фиксируется распиской исполнителя на самом документе (приоперативном ознакомлении исполнителя), и на карточке разрешении (при постоянномили длительном пользовании).
·       Работникипредприятия могут получать разрешение на доступ к сведениям, составляющимконфиденциальную информацию, только в пределах своих должностных обязанностях ив объеме действительно необходимом им для выполнения своих обязанностей.
·       Руководителипредприятия, его структурных подразделений несут персональную ответственностьза правомерность выдаваемых ими разрешений на доступ исполнителей к сведениям,составляющим конфиденциальную информацию, а также исполнители, работающими сконфиденциальными документами, при нарушении порядка обращения и хранения сними.
3.   Сверка наличияконфиденциальных документов.
·       Основныезадачи сверки наличия документов с грифом «Конфиденциально»:
-      своевременноевыявление фактов возможных недостач, неучтенных документов и их безучетногодвижения,
-      осуществлениепостоянного контроля за наличием и движением документов.
-      сверканаличия всех полученных и подготовленных документов,
-      правильностиоформления учетных данных,
-      проверканаличия оправдательных документов, на отсутствующие документы (отправленные,уничтоженные и др.),  с целью устраненияошибок, нарушений, излишних операций при ведении учета.
·       Сверкина наличие проводятся в плановом порядке (квартальные проверки документов сгрифом «Конфиденциально» и исполнителей, годовые проверки), и по меренеобходимости (при смене руководителей и сотрудников, отвечающих за учет,обработку и хранение конфиденциальных документов).
·       Результатысверок оформляются актом, в котором указывается:
-      видсверки;
-      основаниедля ее проведения;
-      составкомиссии и сроки проведения;
-      названиеподразделения, где она проводилась;
-      общееколичество, взятых на учет документов за проверяемый период по видам учета;
-      количестводокументов, не состоящих на учете, и фамилии лиц, у которых они были обнаруженыи по какой причине не учтены;
-       количество и учетные номерадокументов, не предъявленных в ходе проверки, за кем они числятся и причины непредъявления;
-      другиевыявленные нарушения с указанием фамилий, должностей и конкретных фактовнарушений;
-      выводыи предложения по результатам проверки и мероприятия по устранению выявленныхнарушений.
·       Актпроверки подписывается членами комиссии и утверждается руководством.
·       Организациявсех видов сверок и контроль за их проведением осуществляется сотрудникомпредприятия.
·       Квартальнаясверка наличия документов с грифом «Конфиденциально» проводится сотрудникомпредприятия, а также дополнительно привлекаемым сотрудником, допущенным ко всемдокументам с грифом «Конфиденциально». Квартальная сверка проводится в первуюдекаду первого месяца следующего квартала.
·       Ежеквартальнопроверяются все документы с грифом «Конфиденциально» независимо от времени ихполучения или создания, а также наличие конфиденциальных документов уисполнителей.
·       Припроведении сверки документов с грифом «Конфиденциально» проводятся следующиеоперации:
-      Проверяютсясоответствие учетных данных документа и данных на него в учетной карточке;
-      Проверяютсяналичие номеров и дат оправдательных документов за отправление или уничтожениедокумента или его частей (экземпляров, листов);
-      Просчитываютсяколичество экземпляров и листов документа;
-      Проверяютсясоответствие фактического количества экземпляров и листов документа количеству,числящемуся по учету.
-      Выявляютсяпозиции по контрольному журналу, по которым документы не были предъявлены кпроверке;
-      Разыскиваютсядокументы, не предъявленные при проверке, и проводят проверку соответствия ихучетных данных данным на них в учетных карточках;
-      Производятсяустановленные отметки о произведенной проверке в контрольных журналах.
-      Просчитываютпоединично дела с грифом «Конфиденциально», учтенные по номенклатуре, сверив ихколичество с количеством дел по номенклатуре;
-      Проверяютналичие отметок в номенклатуре и оправдательных документов на отсутствующиедела.
-      Выборочнопроверяются полистно дела, наиболее часто выдаваемые исполнителям, а такжеаккуратность оформления и ведения всех дел с грифом «Конфиденциально»,числящиеся по номенклатуре. Против каждой проверяемой позиции в номенклатуре делаетсяусловная отметка карандашом.
-      Результатыквартальной проверки наличия документов с грифом «Конфиденциально» оформляютсяактом.
·       Исполнители,работающие с конфиденциальными документами, на рабочих местах, проверяются нереже одного раза в квартал. При этом проверяется наличие всех числящихся заисполнителем документов, порядок хранения и работы с ними на рабочих местах.
·       Сверкадокументов у исполнителей производиться сотрудником предприятия. Сверкапроводится в присутствии исполнителя, в случае его отсутствия – в присутствиируководителя структурного подразделения.
·       Припроверке исполнителей проверяются:
-      наличиев сейфе документов, числящихся за исполнителем по всем видам учета, независимоот сроков регистрации документов;
-      соответствиеданных документа данным в учетной форме (учетный номер, гриф ограничениядоступа, заголовок, количество листов и экземпляров, номера экземпляров);
-      правильностьведения описи документов, находящихся у исполнителя;
-      наличиесейфа и ключей от  него;
-      соблюдениеисполнителем требований к подготовке, изданию и хранению документов.
·       Приотсутствии у исполнителя, числящегося за ним документа, проверяется наличиеоправдательных документов или подписи лица, получившего документ, в описидокументов, находящихся у исполнителя, и обоснованность передачи документа безучастия сотрудника предприятия.
·       Орезультатах сверки на наличие документов у исполнителя делается запись в описидокументов, находящихся у исполнителя. Если имеются отдельные нарушения введении описи, хранении документов, то они перечисляются после указаннойзаписи, которая заверяется подписью проверяющего и датируется.
·       Орезультатах сверок информируются руководители и при нарушениях принимаютсясоответствующие меры.
·       Принеобходимости могут проводиться внеплановые сверки наличия документов уисполнителей при уходе в отпуск или при увольнении по изложенной выше методике.
·       Датапроведения сверки наличия документов назначается заранее. Сотрудники о датепроведения сверки не оповещаются.
·       Годоваясверка наличия документов проводится 1-2 раза в год. Годовая сверка проводитсякомиссией, назначаемой приказом генерального директора. Председателем комиссииназначается один из его заместителей. В комиссию обязательно включаетсясотрудник предприятия. В годовую проверку проверяется наличие всех безисключения документов, содержащих конфиденциальную информацию (гриф«Конфиденциально»).
·       Припроведении годовой сверки наличия документов проверяется:
-      Наличиеи правильность записей о проведении квартальных проверок наличия документов сгрифом «Конфиденциально» в контрольных журналах. Незакрытые в квартальнуюпроверку позиции перепроверяются;
-      Наличиевсех документов с грифом «Конфиденциально», созданных или полученных в течениегода.
-      Деласверяются поединично с номенклатурой дел. При этом проверяется: соответствиииндекса дела, количества листов на обложке записям в номенклатуре; грифа наобложке и в номенклатуре содержанию дела (при не соответствии гриф изменяется);правильность оформления перерегистрации переходящих дел в номенклатуруследующего года. Результаты годовой проверки наличия конфиденциальныхдокументов оформляются актом.
-      Приналичии грубых нарушений и ошибок, выявленных проверкой, издается приказ оналожении дисциплинарных взысканий на соответствующих должностных лиц.
Список литературы:
1.     http://www.sec4all.net
2.     www.security.ukrnet.net
3.     http://www.itsecurity.groteck.ru/
4.     www.on-security.org
5.     www.krossvord.org
Приложение 1.  Инструкция по обеспечению сохранностидокументов.

1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.   Настоящая Инструкция определяетосновные требования по обеспечению сохранности документов
1.2.  Выполнение требований Инструкцииявляется обязательным для всех исполнителей,допущенных к КИ.
1.3.   Настоящая инструкция разработана наоснове нормативных актов, нормативно-методических документов поделопроизводству и архивному делу Российской Федерации, а также на основе  организационно-распорядительныхдокументов  по обеспечению сохранностиконфиденциальной информации предприятия.
1.4.   Сотрудники предприятия обязаны:
-      выполнять требования приказов, инструкций и положений пообеспечению сохранности документов;
-      работать только с теми сведениями и документами, содержащимиконфиденциальную информацию, к которым они получили доступ в силу своих должностныхи функциональных обязанностей;
-      не использовать документы в своих личных целях, не заниматьсябез разрешения руководства  любойдеятельностью, которая может нанести ущерб предприятию.
-      в случае попытки посторонних лиц получить от сотрудникадокументы с конфиденциальной информацией немедленно сообщить об этом в отдел позащите конфиденциальной информации;
-      в случае увольнения все документы с  конфиденциальной информации предприятия, которыенаходились в распоряжении сотрудника в связи с выполнением им служебныхобязанностей, передать соответствующему должностному лицу или руководителюподразделения;
-      об утрате или недостаче документов, а также о причинах иусловиях возможной утечки сведений, немедленно сообщать руководителюподразделения  и в отдел по защитеконфиденциальной информации.
1.5.   Руководство предприятия вправезнакомиться в полном объеме со всеми сведениями, составляющими конфиденциальнуюинформацию, руководители структурных подразделений — по всему кругу задач,возложенных на них лично и на руководимые подразделения, остальные сотрудники — в рамках их функциональных обязанностей, а также данных руководством поручений.
1.6.    Руководители предприятия и его структурных подразделений принимают меры по максимальномуограничению возможности ознакомления с конфиденциальной документамисотрудников, которым по роду выполняемых обязанностей она  не требуется.
2.     ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХДОКУМЕНТОВ
2.1.     Все конфиденциальные документы должныхраниться в служебных помещениях в надежно запираемых и опечатываемых шкафах.Помещения должны отвечать требованиям внутри объектного режима, обеспечивающегофизическую сохранность находящейся в них документации.
2.2.     Дела, выдаваемые исполнителю,подлежат возврату в подразделение делопроизводства службы безопасности (СБ) втот же день. При необходимости, с разрешения начальника подразделенияделопроизводства СБ или уполномоченного СБ они могут находиться у исполнителя втечение срока, необходимого для выполнения задания, при условии полногообеспечения их сохранности и соблюдения правил хранения.
2.3.     С конфиденциальной документациейразрешается работать только в служебных помещениях. Для работы вне служебныхпомещений необходимо разрешение руководителя предприятия или структурногоподразделения.
2.4.     Конфиденциальные документы могутпередаваться другим сотрудникам, допущенным к этим документам, только черезделопроизводство СБ или уполномоченного СБ.
2.5.     Изъятия из дел или перемещениеконфиденциальных документов из одного дела в другое без санкции руководителяделопроизводства СБ или уполномоченного СБ, осуществляющего их учет,запрещается.
2.6.     Смена сотрудников, ответственных заучет и хранение конфиденциальных документов, дел и изданий оформляетсяраспоряжением начальника подразделения. При этом составляется по произвольнойформе акт приема-передачи этих материалов, утверждаемый указанным руководителем.
2.7.     Уничтожение конфиденциальныхдокументов производится комиссией в составе не менее трех человек ссоставлением акта.
3.     ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА СОТРУДНИКОВ К КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМДОКУМЕНТАМ
3.1.      Разрешение на доступ кдокументам с грифом «Конфиденциально» дает только руководитель предприятия.
3.2.     Работникипредприятия могут получать разрешение на доступ к сведениям, составляющимконфиденциальную информацию, только в пределах своих должностных обязанностях ив объеме действительно необходимом им для выполнения своих обязанностей.
3.3.       Доступ к конфиденциальным документам производится только наоснове письменного разрешения соответствующего руководителя.
3.4.       Разрешение на доступ к конфиденциальным документамоформляется в следующем виде:
-         резолюция руководителя на документе;
-         указание об исполнении документа и фамилия исполнителя всодержании распорядительных документов (приказов, распоряжений, указаний);
-         карточка-разрешение выдачи документа (дела);
-         требование на выдачу документов (для архивных дел).
-         Исполнитель документа (если он продолжает работать по той жетематике) и лица, визировавшие и подписавшие документ, допускаются к нему безспециального разрешения.
3.5.       Если исполнитель допускается только к части документа, котдельным документам дела, в разрешении должны указываться пункты, учетныеномера документов или листы дела, к которым допускается исполнитель, а лицо,ответственное за учет, обработку и хранение конфиденциальных документов(сотрудник предприятия)  принимаетнеобходимые меры, исключающие ознакомление с другими частями документа (дела).
3.6.       В случае отсутствия исполнителя (командировка, отпуск,болезнь) его документами имеют право пользоваться руководитель структурногоподразделения, в котором он работает, или по письменному разрешению последнего– другие исполнители того же подразделения, имеющие отношение к указаннымдокументам. Из сейфа документы в отсутствии исполнителя изымаются вустановленном порядке комиссией с составлением акта.
3.7.       Доступ к поступившим конфиденциальным документамосуществляется на основе резолюции соответствующего руководителя на самомдокументе или на сопроводительном письме. С сопроводительного письма резолюцияпереносится на документ и заверяется подписью лица, ответственного за учет,обработку и хранение конфиденциальных документов (сотрудника) с указанием даты.
3.8.       Доступ к изданным конфиденциальным документам осуществляетсяв соответствии с резолюцией на документе, указанием об исполнении документа, ав необходимых случаях в соответствии с карточкой-разрешением.
3.9.       Доступ исполнителей к делам осуществляется согласно спискам вноменклатуре дел с грифом «Конфиденциально», утвержденным руководителем предприятия. Изноменклатуры списки переносятся на внутреннюю сторону обложки дела и заверяютсялицом, ответственным за учет, обработку и хранение конфиденциальных документов(сотрудником предприятия). Списки составляются руководителями подразделений доутверждения номенклатуры дел.
3.10.   Изменения в утвержденнуюноменклатуру, связанные с расширением круга лиц, допускаемых к делам, вносятсяс письменного разрешения руководителя предприятия на основании докладныхзаписок руководителей структурных подразделений. Изменения в номенклатуре делзаверяются подписью сотрудника или делается в ней ссылка на документ –основание, если разрешение написано на докладной записке.
3.11.   В случае увольнениядопущенных к делу лиц или изменения их должностных обязанностей производитьсякорректировка списков за подписью сотрудника.
3.12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.