СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1 Цветовая палитра 1 части
2 Изменение окружающего мира 2 части
3 Яркие краски сна «смешного человека» 3 часть
4 Цвета счастья «смешного человека» 4 часть
5 Светлая истина 5 часть
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Впервые фантастический рассказ«Сон смешного человека» был опубликован в «Дневнике писателя» в апреле 1877года (ранний набросок датируется приблизительно первой половиной апреля, второй- концом апреля).
«Что касается жанра, тоДостоевский «наполнил рассказ глубоким философским смыслом, придал емупсихологическую выразительность и серьезное идеологическое значение. Ондоказал, что рассказ способен решать такие проблемы высоких жанров (поэмы,трагедии, романы, повести), как проблема нравственного выбора, совести, истины,смысла жизни и судьбы человека».[1]
«Сон смешного человека» — это рассказ о нравственном прозрении героя посредством сна, об обретении имистины. Герой рассматриваемого нами рассказа решил застрелиться. Он потерялверу в Бога и в собственные силы, ему было всё равно, он устал быть посмешищемв глазах других. Случись что-нибудь ужасное, рухни весь мир, ему было бы всёравно. Поистине самое худшее состояние человека- это когда ему всё равно. Унего нет цели в жизни, нет веры в себя, у него, попросту говоря, нет ничего.
Болезнь времени — болезньдуха и души: отсутствие высшей идеи существования. Это характерно длявсеевропейского кризиса традиционной религиозности. А из неё, из этой самой«высшей идеи», из веры выходит весь высший смысл и значение жизни, само желаниежить. Федор Михайлович Достоевский утверждал, что человек не в состоянии жить,если у него нет веры в Бога и в бессмертие души. Именно эту мысль показалчитателю Достоевский в рассказе «Сон смешного человека». Все поступки,рассуждения смешного человека говорят нам о его отчаявшемся положении. До тогомомента, как он узнает истину, он — «мертвец» (человек без цели, без чувств,без желания жить), узнав же истину, он словно оживает, мир больше не видитсяему в темных красках, теперь человек самое яркое, светлое и чистое в этоммире, он знает истину и хочет рассказать ее миру.
Произведение Достоевского«Сон смешного человека» очень хорошо изучено. Например, В.Я. Кирпотин писал:
«Смешной человек»отличается от других самоубийц Достоевского: Кирилов застрелился, чтобыдоказать, что он – Бог; Крафт покончил собой от неверия в Россию; Ипполитпытался лишить себя жизни от ненависти к «слепой и наглой» природе;Свидригайлов не мог вынести собственной мерзости; «смешной человек» же не можетвыдержать психологической и моральной тяжести солипсизма».[2]
Лосский Н.О. выяснил:«Есть у Достоевского сны, которые остаются снами и только. На первый план в нихвыступает психологическое содержание, они имеют важное композиционное значение,но не создают «второго плана». В рассказе «Сон смешного человека» сон вводитсяименно как возможность совсем другой жизни, организованной по совсем другимзаконам, чем обычная жизнь (иногда прямо как «мир наизнанку»)».[3]
«Мучительнопереживая свою вину в развращении и уничтожении «золотого века» на планете,«смешной человек» хочет искупить ее. Вопрос об искуплении своей вины, о мукахсовести ставил перед собой и пытался решить не только «смешной человек». Мукисовести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного закона. Ичеловек, пораженный муками совести, ждет наказания, как облегчения своеймуки»[4],- делился своим мнением О.Н. Осломовский.
После своегофантастического путешествия «смешной человек» убежден: «золотой век» возможен –возможно царство добра и счастья. Путеводной звездой на этом сложном,извилистом и мучительном пути становится вера в человека, в необходимостьсчастья человеческого. А путь к нему, как указывает Достоевский, прост доневероятности – « возлюби ближнего своего как самого себя».
Переверзев В.Р. писал:«Любовь наполнила душу «смешного человека», вытеснив оттуда тоску и равнодушие.Вера и надежда поселились в ней: «судьба не фатум, а свобода выбора междудобром и злом, являющаяся сущностью человека».[5]Очищаются не душа, а дух, «изживаются» не страсти, а идеи – через деонисийскуюпоглощенность или, через утерю в них человеческого лица – утверждается в нихчеловек, любовью соединенный с миром, взявший на себя всю полнотуответственности и вину за зло этого мира».
В произведенияхДостоевского всегда большое значение уделено цвету и его психологическимсвойствам. Именно поэтому целью данной работы является рассмотреть символикуцвета в фантастическом рассказе «Сон смешного человека». При всей изученностипроизведения, этот вопрос по нашим данным нигде и никогда не рассматривался, возможно,у нас было недостаточно литературы, но как бы то ни было, мы решили поставитьсебе такую цель. Задачей является проследить, как по мере развития действия врассказе происходит изменение цветового фона.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1Цветовая палитра 1 части
Действия рассказа начинаются вноябре, а именно третьего ноября. Число три – символизирует обновление,решение. Также является христианским числом (Бог-отец, Бог-сын, Бог-святойдух).
«Это было в мрачный,самый мрачный вечер, какой только может быть…»[6].Даже дождь, и тот был холодным и мрачным. Мы видим, что повсюду черный мрачныйцвет. Все пространство вокруг героя, да и сам внутренний мир его черный.
Черный цвет почтиповсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Онсимволизирует тьму смерти, отчаяние, горе. Смешной человек не видит всех красоки радостей жизни, для него мир- это огромное черное пятно, которое постояннодавит на него своей темной силой. «… ото всего шел какой-то пар, от каждогокамня на улице…»(с. 426). Пар, как известно, полупрозрачный, почти белый, но всочетании с черным цветом становится серым.
Серый цвет обозначаетотречение, смирение, безразличие. Это цвет, который наиболее часто означаетбесцветность. Как цвет праха, он иногда ассоциируется со смертью, трауром,душой. «…что если б потух везде газ, то стало бы отраднее, а с газом грустнеесердцу…» (с. 426-427). Ко всей этой картине добавляются газовые светильники,газ в них горит голубым цветом.
Голубой — символ чистоты.Герой хочет, чтоб везде потух свет, и стало бы отраднее. Это еще раз показываетнам, что весь душевный мир героя составляют одни лишь черные и серые цвета. Ион не хочет, чтобы в его «черном» мире, где он страдает от насмешек окружающих,был хоть один намек на чистоту. Все вокруг героя черно, даже небо и то ужаснотемное с разорванными облаками, между ними бездонные черные пятна. И вдруг,среди всей этой жуткой черноты герой видит звездочку (желтый). «Вдруг я заметилсреди этих пятен звездочку и стал пристально глядеть на нее» (с. 427).
Желтый самыйпротиворечивый по своей символике – от позитивного до негативного, взависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечнуюсимволику золота (свет, тепло, радость). Холодный желтый означаетпредательство, смирение и трусость.
Можно предположить, чтоименно из-за того, что звезда светила холодным светом, смешной человек и решил,в конце концов, застрелиться. Звезда обозначает превосходство,предводительство, устремленность. Поняв, что даже звезды, которые находятся такдалеко от земли, превосходят «смешного человека», он решается на самоубийство.
На улице смешной человеквстретил девочку, которая молила о помощи, но он прогнал ее. В последствииименно эта девочка «спасет» его от смерти.
Герой пришел домой,поднялся на пятый этаж. Комната «смешного человека» полностью соответствуетдушевному миру героя — она маленькая, бедная и такая же темная, как и миргероя. В ней очень мало света, так как единственный его источник — эточердачное окно и свечи. «Комната у меня бедная и маленькая, а окно чердачноеполукруглое» (с. 428).
Свеча – как образдуховного света в руках невежества. В более частном смысле, свеча краткостьюсвоего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу.
«Смешной человек» сел застол и зажег свою свечу…». Огонь – очищение, откровение, возрождение, духовныйпорыв. «… Свечка сгорает в ночь вся…» (с. 428). Таким образом, видно, что геройживет только ночью, когда рядом с ним свеча.
Именно в эту ночьтретьего ноября он положил себе застрелиться. Почему ночью и в полномодиночестве? Наверно потому, что «смешной человек» всю жизнь погружается во тьмуи захотел умереть там же, а в одиночестве, потому что боялся, что своимпоступком он еще больше всех рассмешит, да и, в конце концов, он был простоодинок по жизни. Даже ту девочку он отогнал, оттого что не привык быть кем-тозначимым и важным в жизни.2Изменение окружающего мира 2 части
Мысли «смешного человека»полны красок, он рассуждает о мире и понимает, что никакого мира не будет, еслион застрелится по крайне мере для него. Угаснет его сознание, угаснет и мир.Здесь «смешной человек» уже представляет мир, как нечто светлое, но он еще всеравно думает о своем угасании — тьме. «Например, мне вдруг представилось одностранное соображение, что если б я жил прежде на луне или на Марсе» (с. 430)
В его рассуждения входитвсе больше и больше красок. Вновь появляется желтый цвет (луна) и вдруг красный(Марс). Красный цвет – активное мужское начало, цвет жизни, огня, энергии,опасности, революции, эмоций. Красный – эмблематический цвет как богов солнца,та и богов войны и власти в целом.
«Смешной человек»постепенно выходит из своего темного царства, в нем пробуждаются краски жизни.Он думает о Земле, как о месте своего изгнания, как об очередной каторге,которую ему приготовила судьба. Хотя зеленый цвет в основном позитивный символ,здесь он ассоциируется у героя, как ужасное, неродное место. «Я заснулсовершенно мне неприметно» (с. 430). И это действительно так, ведь до этого дня«смешной человек» не спал вовсе. Уже только поэтому для него данный сонявляется святым и неприкосновенным, негасимым. Свою жизнь он хотел погасить,словно свечку, а сон для него является жизнью. Поэтому он не сразу осознает,что пересек границу между реальностью и сном.
3Яркие краски сна «смешного человека» 3 часть
«Вдруг приснилось мне,что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце» (с. 431). Возможно,во сне это сделано для того чтоб разом лишить себя и жизни и души. Всезашаталось, огонь свечи затрепетал. Свечка у «смешного человека» символизируетего душу и вообще всю его жизнь. Испугавшись, что все это сейчас рухнет, онвыстрелил. «… и стало кругом меня ужасно черно» (с. 431). Чернота — онапоявляется и в жизни и во сне «смешного человека», она — его жизненный спутник.
Он лежит на полу (чем-тотвердом), рядом басит капитан, визжит хозяйка. С выстрелом «смешного человека»все в нем сотряслось, все потухло. И снова черный цвет, он не покидает героя нипри жизни, ни при «смерти». Затем герой оказывается в гробу, а там все такжечерно, как и вне его. Вся беда смешного человека заключается в том, что онмирится со всем, что бы ни случилось, он принимает действительность без спору,что бы ни произошло, он покорен своей судьбе.
«И вот меня зарывают вземлю» (с. 432) – тьма во тьме. Он все это принял, так как не в силах бороться.Вдруг на левый его глаз начала капать вода – это означает то, что ангелыотвернулись от «смешного человека» (так как ангел сидит на левом плече, а чертна правом) и Бог тем самым казнит его за самоубийство.
И тут впервые герой началпротивится своей судьбе, он воззвал к Властителю и смолк. Он знал, что сейчасвсе непременно изменится! Его могила неожиданно разверзлась, и он был взятоттуда каким-то темным существом и они очутились в пространстве. «Была глубокаяночь, и никогда, никогда еще не было такой темноты!» (с. 432). Нельзя неотметить того, что, как и в первой части, героя снова окутывает одна лишьтемнота. Черный цвет снова главенствует над «смешным человеком».
Затем повторяются те жесобытия, что и в первой части рассказа. «… вдруг я увидал в темноте однузвездочку…» (с. 432) Увидев символ, который ранее натолкнул его на мысль осамоубийстве, герой решает, что существо несущее его куда-то презирает его(желтый – цвет предательства, презрения). Герой не понимает, что это самоетемное существо не враг ему, оно является спутником всей его жизни. «Смешнойчеловек» ошибся, существо не презирало и даже не жалело его. Страх нарастал всердце «смешного человека», и его снова окутывал черный цвет. Они неслись ссуществом в неведомых черных пространствах. Он давно уже перестал видетьзнакомые глазу созвездия (незнакомые — чуждые). Здесь звезды светят холоднымжелтым светом, и поэтому они настораживают «смешного человека».
«Я увидал вдруг нашесолнце!» (с. 433). Появляется резкий контраст из ярко-желтого, огненно-красногои оранжевого цветов. «Смешной человек» видит солнце. Оранжевый цветсимволизирует свет, солнце, жизнь и радость. Родная сила света проникла всердце «смешного человека». Он ощутил восторг, и теплота чувств охватила его,она буквально воскресила смешного человека, и он ощутил жизнь, и не толькопосле могилы, но и вообще в жизни. Здесь можно заметить, что герою не всеравно, как мы видели в первой части, теперь он видит всю палитру красок жизни.
Затем спутник «смешногочеловека» указывает ему на звездочку. «Звездочку сверкавшую в темнотеизумрудным блеском» (с. 434). Изумрудный цвет означает омоложение, смирение иплодовитость. Образ Земли, которую покинул герой, ассоциируется в его сознаниисо страданием, грустью и печалью, там для него все черно, но, не смотря на это,он все же любит ту землю и не желает видеть на ее месте какую-либо другую. Носпутник оставляет героя на новой Земле. И эта Земля встречает человека бурейкрасок, ярким светом, солнцем и прелестным как рай днем. «… всюду сиялокаким-то праздником и великим, святым и достигнутым, наконец, торжеством» (с.434). Внешние очертания этой земли ничем не отличаются от той, которую покинулсмешной человек, но все здесь светилось и сияло каким-то праздником и великимсвятым светом.
Все было здесь в своейкрасе: изумрудное море плескало о берега, высокие деревья были в роскоши своегоцвета. Трава горела яркими цветами. Все здесь буквально сияло любовью, лучисолнца проникали везде. Глаза, лица, улыбки людей, живущих на этой земле, сияликаким-то чистым и ясным светом. Это был рай – земля, не оскверненнаягрехопадением пропитанная любовью, причем взаимной любовью человека и природы.«Смешной человек» отмечает, что на его земле не было и отблеска красоты этой.
4 Цветасчастья «смешного человека»
«Видите личто, опять- таки: ну, пусть это был только сон! Но ощущение любви этих невинныхи прекрасных людей осталось во мне навеки, и я чувствую, что их любовьизливается на меня и теперь оттуда.» (с. 435).
К хорошему быстропривыкаешь! «Смешной человек» нашел истинное счастье. Он наконец-то осознал,что счастье не найдешь, его надо добиваться, а самое главное понимать, что длятебя счастье. Не стоит изучать жизнь и пытаться найти ключи ко всем замкам,самое главное верить в то, что ты можешь быть счастлив и дарить счастье илюбовь ближнему своему.
Я не знаю, каким цветомсчастье, ведь у каждого оно совершенно разное. У кого-то синее, у кого-токрасное. Каким бы оно ни было, оно все рано прекрасное!
Счастье смешного человекане имеет определенного цвета, оно является целой радугой. Всю свою жизнь«смешной человек» прожил во тьме. На безгрешной же земле его встретили бурейкрасок. И он буквально переродился из темноты в прекрасную радугу.
Мы стремимся знать все,даже не задумываясь, зачем нам это. Может быть, не зная науки и не гоняясьпостоянно за открытиями, повернув свои силы в душевное русло, человек, в концеконцов, обретет счастье? Ответ на этот вопрос находит «смешной человек» в своемсне. Он познает истину. Именно истину, а не правду, ведь правда от истиныотличается тем, что истину знают единицы, а правду знают все, причем у каждогоона своя.
Но все хорошеекогда-нибудь кончается. «Смешной человек» никогда не стал бы таким, как люди,живущие на безгрешной планете.
5 Светлаяистина
«Они научились лгатьполюбили ложь и познали красоту лжи» (с. 439). Все начинается с малого, иногдаи одна капля может вызвать потоп. Пространство вокруг героя нагнетается,начинает блекнуть и, в конце концов, снова появляется серый цвет (отречение) засерым на очень ярком контрасте идет красный – кровь (опасность). «…очень скоробрызнула первая кровь…»(с. 439).
Люди ужаснулись и сталирасходиться, разъединяться. Они познали и полюбили скорбь и мучение. «Смешнойчеловек», как атом чумы, породил ненависть и ложь. Он заразил эту землючернотой. Мучение было воздвигнуто на первое место. Земля, где живет «смешнойчеловек» становится страдальческой и обретает черный цвет.
Святая кровь лилась вездеи всюду (красный), люди объединялись в группы и воевали между собой. «Смешнойчеловек» полюбил эту теперь оскверненную землю еще больше, чем тогда, когда онабыла раем. Он хотел взять все их муки на себя и словно святой очистить Землю отгрехов — благородный поступок, людям свойственно то, что они сначала натворят,а потом уже подумают и начинают раскаиваться в своих поступках, но «разбитуючашу уже не склеешь», и всегда оказывается слишком поздно.
От безысходности ситуации«смешной человек» чувствует невероятную скорбь и боль. От этой боли онпросыпается. Просыпается он, когда было еще темно и не рассвело, но, однако онзнает, что уже утро. «Было уже утро, то есть еще не рассвело, но было околошестого часу» (с. 441). Ночь переходит в день, и природа просыпается (начинаюткукарекать петухи). Свечка догорела вся – можно предположить, что этосимволизирует конец страданий «смешного человека», конец его прошлой имучительной жизни. Мир больше не предстает перед ним огромным черным пятном,теперь он знает истину – это луч света, самый яркий и святой. «Смешной человек»бодр, свеж и радостен, и весь мир преображается с ним. Весь мир приобретаетяркие краски. Мир героя становится чистым и белым, словно белые облака.
Белый цвет – самыйглавный цвет, так как он образуется при слиянии всех цветов радуги.Символизирует чистоту и душевное равновесие. Тем самым мы видим, что геройполностью переродился. Ведь в начале рассказа его мир был чернее ночи, а послепознания истины мир героя белый и яркий как день. ««Сознание жизни выше жизни,знание законов счастья – выше счастья» — вот с чем бороться надо! И буду! Еслитолько все захотят, то сейчас все устроиться» (с. 442).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первый взгляд рассказ«Сон смешного человека» не красочный, а в буквальном смысле просто серый. Ноэто только на первый взгляд. Проанализировав художественный мир рассказа, мывидим, что пространство, герой и мысли героя пестрят красками.
Например, еслирассмотреть подробнее изменения цвета в первой части, где, казалось бы, нетвовсе ничего кроме черной жизни, да черных мыслей «смешного человека».
ЧЕРНЫЙ-СЕРЫЙ-ГОЛУБОЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ОГНЕННЫЙ-ЧЕРНЫЙ.Пусть эта часть возможно и самая мрачная в рассказе, так как в ней доминируетчерный цвет, но уже здесь видно, что «смешной человек» сам не осознавая того,пытается выбраться из этого черного омута.
На протяжении 2 и 3 частивидно бурное развитие действия, они буквально пестрят красками.
СВЕТЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-КРАСНЫЙ-ОРАНЖЕВЫЙ-ИЗУМРУДНЫЙ.
В 4 части хоть и нетстрогих границ цветов, но все события, происходившие со «смешным человеком»будто светятся каким-то прекрасным и неповторимым цветом, это тоже указывает наразвитие действия в рассказе.
В 5 части основнымиявляются 4 цвета.
СЕРЫЙ-КРАСНЫЙ-ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ.Серый – смерть, красный – кровь, жизнь; черный – тьма, белый – возрождение.События в этой главе развиваются очень стремительно, сменяя друг друга сфантастической скоростью. В конце концов, мир для героя становится белым ичистым, полностью уничтожая черноту в душе «смешного человека».
Символика цвета оченьважна в произведениях Достоевского.
Развитие сюжета рассказаизменяется вместе с цветом и поэтому можно предположить, что и цвет, и егоизменения составляют главное развитие действия в фантастическом рассказе Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека».
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Бачинин В.А.Достоевский: метафизика преступления. – СПб, 2001.
2. Бахтин М.М.Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.
3. Гроссман Л.П.Достоевский. – М., 1965.
4. Достоевский Ф.М.Повести и рассказы. – М., «Худож.лит-ра», 1979.
5. Захаров В.Н.Система жанров Достоевского. – Л., 1985.
6. Захаров В.Н. Статья«Фантастическое» // Достоевский. Эстетика и поэтика.Словарь-Справочник под ред.Г.К. Щенникова. – Челябинск, 1997.
7. Захаров В.Н.Статья «Фантастическое» // Достоевский. Эстетика и поэтика.
8. Касаткина Т.Характерология Достоевского. – М., 1983.
9. Кирпотин В.Я.Достоевский-художник: этюды и исследования. – М., 1972.
10. Лоссский Н.О. Боги мировое зло. – М., 1994.
11. Осломовский О.Н.Достоевский и русский психологический роман. – Кишинев, 1981.
12. Переверзев В.Р.Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982.
13. Поспелов Г.Н.Творчество Достоевского. – М., 1971.
14. Соловьев С.М.Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. – М., 1979.