Реферат по предмету "Культура и искусство"


Связь искусства и религии в эстетических учениях ХХ века

Шемота В. М.
Восточно-украинский национальный университет им. В.Даля
Луганск
Еще совсем недавно в советской эстетической науке двефункции религиозного искусства — культовая и эстетическая — были резкопротивопоставлены друг другу. Господствующим было представление, что наивысшаяценность произведения религиозного искусства с эстетической точки зрения достигаетсятогда, когда эти произведения десакрализованы в смысле лишения своей культовойфункции. Изображение богов, которые уже «умерли», считались совершенными сэстетической точки зрения именно потому, что они уже не были предметами культа.С такой точкой зрения нельзя полностью согласиться, поскольку она предполагаетполный разрыв между содержанием и формой религиозного искусства. Скорее речьздесь может идти о перекодировке сакрального, связанного с культовой функцией,в эстетическое.
Проблема отношения человека и сферы сакрального внастоящее время, вследствие антропоцентрической мировоззренческой концепции,сводится исключительно к пери­ферийности сакрального в сознании современногочеловека. Этим настоящая эпоха — эпоха науки и техники — отличается от всехпредшествующих эпох, мировоззрение которых носило преимущественнотеоцентрический характер и, следовательно, сакральное рассматривалось какцентр, который организует мир в вертикальном направлении и благодаря которомувыстраивается иерархия религиозных, этических, эстетических ценностей. Несмотряна явный процесс десакрализации, проявляющийся в том числе в эстетическомпроцессе, плюрализме и многообразии художественных стилей, сакральное полностьюне утрачивается современной эстетикой.
Современные представления об искусстве предполагают,что мир искусства — это не только «мир вещей», но, прежде всего, «мир знаков».По словам французского философа-неотомиста Ж. Маритена, искусство представляетсимволизацию трансцендентного. Произведение искусства является как бы двойнымсимволом, посредством которого выражена и реальность окружающих человека вещей,и другая, идеальная реальность, которая стоит за ней. Иными словами, искусствоникогда не ограничивается просто изображением каких-либо объектов окружающего мира.Искус­ство — своего рода молитва, предполагающая отношение художника к сфересакрального. Такой подход в современной эстетической мысли выражен в концепцииискусства как религии современного человека. Её приверженцами являются А.Белый, Л. Флам, В. Воррингер, Ч. Кегли и другие. Сторонники подобныхвзглядов рассматривают категорию сакрального преимущественно в эстетическомплане как организующее начало художественного текста. Например, Л. Фламвысказывает идею о том, что на смену религиозному культу приходит«искусство-фетиш», «искусство-идол», которое сегодня становится объектомпоклонения так же, как в прошлые времена человек поклонялся богу. Хотя междурелигиозным и эстетическим чувствами имеются существенные различия, однако,само использование в современной речи таких выражений как «культовый фильм»,«культовый режиссёр» свидетельствует об определённом родстве между религией, содной стороны, и искусством, с другой. Разрушение структуры традиционныхрелигий под влиянием массы научно-технических, социальных, демографических,культурологических, интеллектуальных факторов способствует перекодировкесакрального как преимущественно религиозного, культового начала в эстетическое.Этому способствует сама многовекторность феномена сакрального, который способенразвертываться в различных смысловых полях. Вытеснение сакрального из сугуборелигиозной сферы в сферу эстетическую способствует тому, что в новом контекстесакральное принимает формы, существенно отличающиеся от сугубо религиозныхформ. Вместе с тем, даже обнаружив себя в новом пространственно-временномконтинууме, в космосе искусства, сакральное тем не менее стремится организоватьего по образцу религии, задав вертикальное направление развитию ценностныхориентиров. Преломляясь в эстетическом процессе, эта категория-гибридспособствует организации литературы и искусства как своего родаквазирелигиозной системы, ориентированной в будущее, в отличие от религии, взначительной степени сохраняющей связь с прошлым.
Сходной точки зрения придерживаются и русские поэты —символисты начала ХХ века В. Иванов и А. Белый. Соглашаясь с тем, чторазрушение традиционной религии — процесс объективный, они видят возможностьрелигиозного обновления лишь на путях возрождения искусства античности иСредневековья, искусства, которое представляется им именно искусством-религией,говорящим на языке мифа-символа. Обладая значительным потенциалом сакрального исохраняя себя в доступных понимающему разуму художественных формах, она можетвозродиться в новом историческом контексте гораздо в большей мере, нежелидревнегреческие боги и средневековая духовная атмосфера, которые воспринимаютсясовременным сознанием как десакрализованные. Именно сакральное в ролиэстетической категории является той основой, на которой сформировалось и развивалосьвеликое искусство европейского Возрождения. Древнегреческие боги уже не моглибыть реанимированы в религиозном смысле, но как недосягаемые образцы искусствапроизведения античности воплотили в себе сакральную основу, благодаря которойстало возможным сохранить уже исчерпывающуюся в религиозном смысле христианскуюсакральность. О таких метаморфозах сакрального говорит и Ч. Кегли, подчеркивая,что на современном этапе «литература выражает религиозные интересы внерелигиозном романе».
Эта же проблема затрагивается в одной изфундаментальных работ выдающегося представителя и теоретика абстрактногоискусства В. Кандинского «О духовном в искусстве». В ней излагаютсятеоретические установки в отношении абстрактного искус­ства — именно какискусства духовного, сакрального. В. Кандинский утверждает, что любоепроизведение искусства — одновременно «дитя своего времени и мать нашихчувств», подчеркивая преемственность представлений о сакральном, котороетрансформирует одни художественные формы в другие, сохраняя на высоком уровнедуховность искусства. Однако, если художники предшествовавших эпох, иконописцыА. Рублев и Ф. Грек, стремились в символической форме иконы передать «как Богвыглядит», то В. Кандинский «идёт к изображению не ока, но взгляда, самого присутствия,пребывания духовного просветления». Сакральное как духовное начало — стремитсясохраниться уже в новых формах, адекватных мировоззрению ХХ века.
Итак, сакральное, перекодированное из сугуборелигиозного в эстетическое и проявленное посредством новых художественныхформ, является той связью культур прошлого, настоящего и будущего, благодарякоторой ни один важнейший компонент культуры не исчезает, но существует взашифрованном виде в пространстве культуры-преемницы и, таким образом, на новомэтапе исторического развития возможна его новая декодировка и интерпретация.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта newacropolis.org.ua


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.