Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русские народные праздники осеннего цикла

1.  Наиболее значимые народные праздникиосеннего цикла
Рождество Богородицы (8/21 сентября)
Народноеназвание двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии впамять рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавлялаот скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, былазаступницей детей и девушек на выданье. />
Семенов день (1/14 сентября)
Народноеназвание дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества,именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли«летопроводцем» и на протяжении 400 лет в этот день праздновалиначало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин — первой встречиосени и наступления бабьего лета. />
Воздвижение (14/27 сентября)
Народноеназвание великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и ЖивотворящегоКреста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольнойЕленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихсяхрамах и ставили кресты придорожные. />
Покров Богородицы (1/14 октября)
Народноеназвание церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явленияБогородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традициипраздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежнымпокровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого днямолодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотникиуходили на зимние промыслы.
Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшаяпри Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаясяблиз Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаясяв середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).
Народноеназвание дней памяти святых Параскев, которых в православной традициинасчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница,покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своейзаступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женскимзанятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесныхнедугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.
Кузьминки (1/14 ноября)
Девичийпраздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этотдень девушки — невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи«кузьминские вечеринки», готовились специальные ритуальные блюда,проводились смотрины невест. />
2. Краткаяхарактеристика событийности праздников (языческий и православный смыслпраздников)
РождествоБогородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая,Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосовдень, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) — народное название великого двунадесятого богородичного праздника православнойцеркви — Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии,который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой ДевыМарии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.
Сведенияо празднике Рождества Богородицы восходят к IV — V вв. Первое указание на этотпраздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св.Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св.Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI — IX вв. событие РождестваБогородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. АндреемКритским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. ИоанномДамаскином и Германом Константинопольским.
ДеньРождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания наутрени: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей ивсеславное славим рождество Твое». Церковные песнопения: стихиры, тропарии каноны в честь Богородицы носят название «Богородичны», они входятв состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяютсяБогородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому праздникуприурочены свои Богородичны.
В народеБогородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближенародному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, «вознесеннаяв мир божественный», с другой — она осталась связанной с обычными людьми,по-матерински переживающей и заступающейся за них.
Богородицасчиталась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ееобразе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологическойблизостью слов «Богородица» и «роды». Поэтому к Богородицебыли направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась нетолько Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. Вэтом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народана матерщину: она оскорбляет трех матерей человека — Богородицу, Мать-сыруземлю и родную мать.
Врусской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли,что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, аиногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.
В особойчести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбамио женихах.
Вфольклорной традиции Богородица — любимый персонаж духовных стихов — эпическихпесен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках,базарных площадях или у ворот монастырских церквей.
Посевернорусским легендам, Богородица на Пасху «ходит по земле». СБогородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легендарусского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал влесу рябчик, рассердившись, она превратила его в «малую птицу с большимшорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо(«рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и животными.
КРождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины — вторая встречаосени — Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день).Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречатьМатушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, которыйдержала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлебразламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.
Осенинысправлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднованиеРождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел деньпредпразднества — 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).
Воздвижение(Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) — народное название великого двунадесятого праздника православной церквиВоздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святоюравноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.
Особенностьюслужбы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол вовремя вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, насередину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней;отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.
Внародном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрываетсясмысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на«еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», которыйотказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. Онахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка,положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константинана Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которыхговорили апостолы.
Так каккрест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господнясчитался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, авсе на него — пятница-середа, постная еда»; «Кто не поститВоздвиженью — Кресту Христову, — на того семь грехов воздвигнутся»;«У кого на столе о Воздвиженье убоина — тот все свои молитвыубивает».
Влетописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). Сдавних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобызащитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходилобход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С вероюпомолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложаподымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливатьпридорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви — пообещанию, в честь праздника.
Внародных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом«движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значениепраздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню.Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна споля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье — хлебс поля двинулся».
КВоздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени:«Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за мореуносит» (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осеньзиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки — мужику не беда»;«На Воздвиженье зима с бела — гнезда снимается, к русскому мужику в гостисобирается, — сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серогомужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтомуговорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»;«Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».
ВВоздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что всеначатое в этот день будет неудачным и бесполезным.
КВоздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработкальна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать ее назиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье — чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье перваябарыня — капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженьепришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам.«У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «НаВоздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца».
СВоздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых«капустниками», «капустками», «капустницами»,«капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только вдеревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядныеодежды, ходили из дома в дом с песнями — рубить капусту. Приготовлялсяособенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривалиневест — «капустниц».
ПокровБогородицы (Покров день) — народное название богородичного праздникаправославной церкви — Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и ПриснодевыМарии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицыво Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. вцарствование византийского императора Льва VI Мудрого.
На Русипраздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.
Церковномубогослужению присвоено в этот день особое «величание»: «ВеличаемТя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова БожьейМатери существует акафист.
Внародном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далекооторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующейБогородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители былинаказаны Ильей — пророком, пославшим на них «громы-молнии»,«огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческуюголову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их,развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
ПокровБогородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы- Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрываетвсех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.
Длякрестьянина Покров день — один из самых важных осенних праздников,связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ иначалом зимы.
Пограничноеположение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его какдень, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьянвсегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима.Соответственно примечали: «Какова погода на Покров — такова и зима»;«Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы»(воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто — клегкому году, а не чисто — к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров- на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла),то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова невыбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характерпогоды в этот день: «Покров — первое зазимье»; «На Покров дообеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается,с зимних Матрен — 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетаютморозы»; «Покров не лето — Сретенье (Благовещенье) не зима»;«Покров кроет землю, то листом, то снегом».
ОколоПокрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознанииПокров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы:«На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег,выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемойбыло окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили:«Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будетнепременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шестьнедель» (Пинежье).
Но нетолько со снежным покровом соединялся в народном сознании день ПокроваБогородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою,головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. ДеньПокрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьимпраздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если наПокров ветрено — будет большой спрос на невест»; «Если на Покроввыпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет наПокров — счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землюснегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили проневест)».
Девушкиособенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приуроченыразличные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этогодня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржанойхлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин иставили на колосники — положенные горизонтально жерди, на которые ставили дляпросушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходисегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.).При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посрединегумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушкибоялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шлиспать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен изовина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушкатайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из«вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.
Послепраздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы — в избу(«Покров — конец хороводам, начало посиделкам»), при этом повоскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончивхозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу напосиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло — засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».
Покровбыл днем, по которому считали срок наймов и сделок — обычно рабочих нанимали нагод — от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочныхрабочих, нанимались новые на следующий год. Устанавливались различные сроки:«От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «ОтПокрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы,многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудьремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.
КПокрову заканчивалась уборка хлеба — увозились последние снопы и складывались вриге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать(Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покровпоследний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки:«Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»;«Подожди до Покрова: весь долг выплачу».
Кузьминки(Кузьмодемьянки) — девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками восенний день памяти Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.
В этотдень девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи иугощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером(реже — в течение трех дней) девушки устраивали «кузьминскуювечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снималиизбу, собирали по деревне продукты — картофель, масло, яйца, крупу, муку ит.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, вариликозьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколькокопеек, накладывая в разных размеров чашки, а полученные деньги делили междусобой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели вопределенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем соскоромным маслом, а в конце — блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).
Послеугощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые«поцелуйные». Так, играя в «Прялицу», играющие становилисьв круг, и во время исполнения песни: «Прялица кокорица моя, с горы выброшуна улицу тебя…» парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались иуступали место другой паре (печорск.).
Кузьминскаявечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парниотправлялись «на промысел» — воровали соседских кур для изготовленияновых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего весельевозобновлялось.
Девичийпраздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осеннийсвадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: «Подкузьмиладевка парня!»), знакомства молодежи (в народной терминологии — «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая прообразсвадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок — свадебные обрядовыеблюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образсвятых, как покровителей брака и «свадебных кузнецов».
3. Обрядность осеннихпраздников и основные элементы праздников осеннего цикла
Современная праздничнаяобрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новыепраздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжаются охраняться и некоторыетрадиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органически вплетаются вновые. Традиционные черты более отчетливо прослеживаются в современных календарно-трудовыхпраздниках, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью
Календарная обрядность,возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась всоответствии с развитием общества. Непреходящая ценность для жизни людейсельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарнойобрядности до наших дней. В настоящее время следует говорить не об обрядах, а опраздниках, посвященных отдельным моментам сельскохозяйственного года. Толькочасть из них развивалась на основе традиционных обрядов и впитала отдельныеобрядовые действия, утратившие уже прежнее религиозно-магическое значение.Вместе с тем наметились различные формы проведения праздников, проходящих вобщегосударственном масштабе, в общественной сфере или в семейном быту.
Народный календарь былкалендарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народныхприметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности временгода связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названиймесяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь,так и ноябрь. Более того, в книге А.Ф. Некрыловой «Круглый год» читаем:«Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая –примерно от Ильина дня (20 июля / 2 августа) до Покрова (1/14 октября)»
Славяне несоздали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у нихбыл свой способ предвидения будущего. Древние славяне занимались прогностикой,то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающейприроде. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждаяпримета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности.Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных толькодля данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единуюсистему примет и предсказаний по явлениям природы.
4. Проблемавозрождения традиций празднования народных календарных обрядов осеннего цикла
После установленияСоветской власти начали создаваться ритуалы новых общественных и гражданскихпраздников; многие ж религиозные обряды стали быстро уходить из жизни;население указывает, какие из них справляли «до коммун», «до колхозов», какиедожили до Отечественной войны. Трудные годы войны и послевоенноговосстановительного периода еще больше сократили традиционные празднества.
Но уже в 50-60 годыначалось возрождение и развитие новой обрядности. При этом большую инициативупроявляли многие местные общественные и производственные организации, учреждениякультуры, руководители сельских государственных и коллективных хозяйств.Публиковались инструкции, справочники, статьи, дающие рекомендации и отражающиеместный опыт. Создание ритуалов новой обрядности и сценариев празднества сталоделом общенародным, в котором приняли участие местные активисты, партийные исоветские органы, журналисты и ученые.
Большое внимание изучениюобрядности как одного из элементов современной народной культуры уделяютэтнографы: за последние годы опубликовано значительное число работ об обрядах ипраздниках русского населения различных регионов страны. Формирование иутверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей странырассмотрела Л. А. Тульцева. Подчеркнув социальную значимость этой задачи. Онаобратила внимание на существенную роль государства и общественности в еерешении, а также на значение исследований ученых.
Современные общественныйпраздники русского городского населения изучали М. Н. Шмелева и О. А. Будина,отметившие неоднородность их проведения в общественной сфере и в семейном бытугорожан.
Советские исследователинаблюдали современные праздники и обряды в первую очередь у русских сибиряковевропейской части страны. Обрядность русских сибиряков изучена весьма слабо.Она, главным образом, подвергалась ретроспективному анализу в целях реконструированияи выявления ее места в системе народной трудовой культуры.
В настоящее время практическиепотребности выдвинули задачу развития современных календарных праздниковрусских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В связи сэтим стало необходимым сравнение прежних традиционных календарных праздников ибытующих в настоящее время.
В настоящее времябольшинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью,ушло в прошлое. Лишь немногие из них сохранились. В советское время клубы идворцы культуры пытались стать новыми центрами, где организовывались вечера.Старинные традиции часто переносились в новоизобретенные праздники.
В некоторой мере прежниеобрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколениерассказывает об этом молодым.
Как массовое явлениебытует сейчас обрядовая еда. Традиционные блюда готовят не только пожилыеженщины, но и молодежь. Семейные рецепты блюд бережно сохраняются и передаютсяот поколения к поколению.

Список литературы
1. Алмазов С.,Питерский П. Праздники православной церкви. — М., 1962.
2. Громыко М.М. Миррусской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Климишин И.А.Календарь и хронология. — М.: Наука, 1990.
4. Костанян Н.Н.Русская народная словесность. — М.: Просвещение, 1994.
5. Кравцов, Лазутин.Русское устное народное творчество. — М., 1983.
6. Минц С. И.,Померанцева Э.В. Русская фольклористика: Хрестоматия. — М., 1971.
7. Некрылова А.Ф.Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1989.
8. Панкеев И.А.Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1, 2. — М.: ОЛМА-Пресс, 1998.
9. Ранович А.Происхождение христианских таинств. — М.-Л., 1931.
10.  Степанов Н.П. Народные праздники на СвятойРуси. — М.: Российский раритет, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.