Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русский героический эпос в работах В.Я. Проппа

Реферат студента 244 группы ф-та (ЕНФ)
Новикова Бориса Юрьевича
Министерствообразования Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургскийгосударственный институт точной механики и оптики
(Техническийуниверситет)
Гуманитарныйфакультет
Кафедракультурологии
Санкт-Петербург
2000
I. Введение
Работыизвестного профессора Ленинградского университета, специалиста по русскомуфольклору Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970), созданные им в первойполовине и середине ХХ века, считаются одними из наиболее значительных повкладу в развитие отечественной фольклористики. Я немного интересуюсь русскимфольклором и мне давно хотелось ознакомится с ними. Эти фундаментальныеисследования доступны даже читателям не имеющим специальной филологическойподготовки. Они исследуют не только фольклор, его жанры и проявления в обрядахи ритуалах, но и его значение для народа, его поэтику, его влияние насовременную культуру. Книга В.Я. Проппа «Русский героический эпос» – первая иостающаяся до сих пор единственной монография, посвящённая русским былинам. Онавпервые появилась в 1955 г., второе исправленное издание вышло в 1958 г. Ужеувидели свет труды ученого «Морфология сказки» (1928 г.) и «Исторические корниволшебной сказки» (1946 г.), повлиявшие на характер этого исследования. Авторомрассмотрены все многообразные сюжеты, так что возможно использовать книгу вкачестве справочника по эпосу. Каждая мысль сначала формулируется, а затемразвивается и доказывается. Наиболее важные суждения дублируются.Педагогический опыт позволил В.Я. Проппу наиболее четко организовать разделы итемы, изложить факты и их анализ доступным и живым языком. Читатель неутомляется излишними подробностями, но и не остаётся без многочисленных ссылоки пояснений. Упорядоченный материал и описание методов его обработки убеждают вправильности сделанных автором выводов. Монография «Русский героический эпос»получила первую университетскую премию. В дальнейшем рассматриваться будетименно она, все ссылки, кроме специально оговоренных, будут относится куказанному в списке литературы изданию.
II. Главная часть
II-1. ВЗГЛЯДЫ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕНЫХ НА РАБОТЫВ.Я. ПРОППА
Послевыхода труда «Русский героический эпос» возник импульс к полемике по многимвопросам эпосоведения. Главный спор у В.Я. Проппа развернулся с Б.А. Рыбаковым,влиятельным в фольклороведческой среде сторонником исторической школы (РыбаковБ.А. Исторический взгляд на русские былины // История СССР. 1961. № 5. Стр.141-166; № 6. Стр. 80-96; Пропп В.Я. Об историзме русского эпоса (ответ акад.Б.А. Рыбакову) // Русская литература. 1962. № 11. Стр. 98-111; см. также: Обисторизме русского фольклора и методах его изучения // Пропп В.Я. Поэтикафольклора. М., 1998. Стр. 185-208). Учёные Б.Н. Путилов, Ю.И. Юдин и И.Я.Фроянов развивали и дополняли идеи В.Я. Проппа. В дальнейшем возникла тенденциякак применять в анализе былинного сюжета методику учёного, так и выявлятьисторическую основу былины. При исследовании былин современные фольклористыведут научный поиск, неизменно используя достижения В.Я Проппа.
II-2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА
Всвоём труде «Русский героический эпос» В.Я. Пропп проявляет талантисследователя и навыки педагога. Прежде чем приступить к рассмотрению материалаавтор определяется с самим предметом изучения. Наиболее решающими признакамиэпоса он считает, конечно, героический характер его содержания, а такжемузыкальную форму исполнения, стихотворную и особую метрическую структуры.Важным для него здесь является отделить собственно героический эпос как отнекоторых прозаических жанров, например, сказки и некоторых видов стариннойповести, так и вообще от произведений былинного стихотворного размера, такихкак эпические духовные стихи, песни балладного и скоморошного характера. Такжеот былины отделяются тесно связанные с ней исторические песни, причем авторвстаёт здесь в оппозицию господствующим в то время исторической инеоисторической школам [см.: стр. 6-12]. Сторонники этого направлениястремились обнаружить в былине отражение конкретного исторического события иотыскать для её героев исторические прототипы. При этом общий замысел песни иеё основная идея не принимались во внимание. Отсюда следовали неправомерные иразвенчанные попытки вывести былинных персонажей из летописных, соотнестипоявление эпоса с образованием Киевской Руси, приписать авторство былин ненароду, а дружинной верхушке. Автор против этого решительно возражает. Он самстоит на том, что эпос, часть фольклора, является исключительно народнымтворением, выражает народные идеалы и потому хранится в народной памяти. С этойточки зрения учёный удачно объясняет практически все былинные сюжеты, лишь вредких случаях прибегая к ссылкам на идеологическое либо авторское влияние.
Послеустановления области рассмотрения В.Я. Пропп исследует вопросы эпическойметодологии в дореволюционной и советской науке. Он показываетнесостоятельность большинства из направлений, пытается акцентировать вниманиена необходимости изучения эпоса без отрыва от исторической либо художественнойсторон. Большое внимание уделено заслугам русских революционных демократов(Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и, особенно,  В.Г. Беллинского, авторамногих статей о народной поэзии), а также А.М. Горького. Это, несомненно,связано с обстановкой борьбы против космополитизма и шовинистическимраспространением идей превосходства и самобытности всего русского, характернымидля времени создания монографии. Конечно, непререкаемые и упоминаемые при любойвозможности мнения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. социальныхдемократов также обусловлены не ориентацией В.Я. Проппа, а господствовавшейидеологией. Сам автор настаивает на определении идей былин, для чего нужноправильно понять их, вникнуть во все детали. Он изучает и сопоставляетразличные записи для выдачи полной картины сюжета. Здесь он не составляетсводный вариант и не выявляет наиболее часто встречающиеся варианты, не ищетрайонных отличий, а анализируя авторские добавления и переделки, вносимые стечением времени, старается проявить тот смысл, который был вложен первоначально.Получившаяся картина может быть не подтверждена ни одним из конкретных вариантовбылины, но всегда позволяет выявить коллективный замысел народа. Многообразныезаписи по отношению к этому замыслу – лишь частные художественные случаи еговоплощения. В.Я. Пропп видит былину, отражающей вековые идеалы народа, еёсоздание относится ко всем столетиям, в течении которых она шлифовалась иприобретала новые либо теряла старые черты. Он отрицает мифологизацию эпосомистории народа, ведь напротив, эпос в своём развитии отбрасывает пережиткимифологии. Процесс взаимоотношения эпоса и истории мыслится им зависимым не отсобытий, а от различных эпох. Именно в этом направлении он и ведёт своёисследование [см.: стр. 12-28].
Несомненнымплюсом является вынесенная в приложения краткая справка об анализе каждой израссматриваемых былин другими исследователями [см.: стр. 558-591]. В томслучае, когда литературы по данной песне слишком много, чтобы упомянуть её всю,автор отбирает наиболее значительные работы. Он выделяет работы, с которымиполностью не согласен, оставляя остальные без комментариев.
II-3. ОСОБЕННОСТИ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСАРАЗЛИЧНЫХ ЭПОХ
Первобытно-общинныйстрой. В.Я. Пропп убеждён, что героический эпос начал формироваться задолго доначала феодальных отношений. Поскольку прямых следов существования такогоявления нет, он приводит в пример многочисленные народы, населявшие территориюСССР, которые задержались в развитии на уровне разложения первобытно-общинногостроя. Все они имеют героический эпос. Применяя метод сравнения учёный выявляетв эпических песнях народов Сибири и Крайнего Севера развитие эпоса измифологии; переход героических деяний от борьбы за семейную ячейку (лиричныечувства не играют роли) до защиты родного народа или сражений противугнетателей; преображение стихийных хозяев во враждебных чудовищ; общий длявсех героев высокий моральный дух и готовность забыть свои интересы для общегоблага (часто они являются вождями); гиперболизированность внешнего вида идействий героев и их врагов. Эпос свидетельствует о начавшейся борьбе за новоеобщественное устройство: так семья есть фактор, разрушающий родовые отношения,а рыцарство героя это не признак прошлого, где поддержка подразумевалась самасобой, а реакция на возникновение классового неравенства и эксплуатации. Врусском же эпосе коллизии героя в различных мирах заняли место в волшебных сказках,не сохранившись в былинах. Героические тексты отражают идеалы, которые лежат вбудущем, стремления эпохи. В этом залог их долголетия. Сделанные выводыприменяются автором в изучении русского эпоса, давая возможность выделитьнаиболее древние его элементы, что облегчает возможность рассмотреть егоразвитие. Автор выявляет весьма интересную особенность русских эпических песен.В то время как внешняя форма песен других народов многосоставна и сюжетразвивается не за счёт усложнения, а присоединением новых, одинаковых звеньев,русские былины по существу односоставны и монолитны. Лишь песни о Садко и оПотыке сохранили черты былой многосоставности. Возможное слияние двух сюжетов водин (контаминация), по мнению В.Я. Проппа, это вторичное явление, а простота,краткость и неделимость есть результат длительного совершенствования эпоса [см.подроб.: стр. 29-58].
КиевскаяРусь и период феодальной раздробленности. Эпос Киевской Руси не рассматриваетсякак продолжение эпоса, сложившегося в эпоху родового строя. Государственныеотношения потребовали не развития прежних идей, а утверждения новых, поэтому вэпосе прослеживаются не остатки старого в новом, а конфликт мировоззрений,принадлежащих этим двум всегда противоборствующим временам. Зародившись ещё вобщинном строе, традиции не прерывались. Старые сюжеты сохранялись, нонаполнялись новым содержанием. Часть из них была использована и переработана сцелью утверждения идеалов молодого государства, часть приобрела полусказочныйхарактер. Такое столкновение идеалов прослеживается в древнейших русскихбылинах, былинах эпохи Киевской Руси [см. подроб.: стр. 59-61].
Весьрусский эпос В.Я. Пропп рассматривает как один Владимиров или киевский цикл, ане областные эпосы. Однако к Владимирову циклу принадлежат далеко не всебылины. Часть былин сформировалась ещё до образования Киевской Руси, асодержание их не поддавалось процессу циклизации. Таковы, например, былины оВолхе и Святогоре. Другие создавались уже после того, как образование циклазакончилось. Это, например, былины о набеге литовцев или о Хотене Блудовиче,появившиеся в московский период. Некоторые, носят полусказочный характер иотражают более узкие идеалы, чем интересы государства. Среди них, например,былина о Глебе Володьевиче или о Соломане и Василии Окуловиче. Наконец, в циклне входят былины ярко местного характера, как новгородские. Автором отрицаетсяконцепция разделения былин на два цикла: на киевский и на новгородский. Картинабытования и распространения былин на современном ему Севере показывает всеобщуюизвестность основных героев и сюжетов, да и отражаемые в былинахобщенациональные идеи вряд ли могли волновать только жителей какой-либоконкретной области. Остальные же являются местными образованиями, неполучившими широкого распространения [см. подроб.: стр. 66-69].
Развитиеранне-государственного русского эпоса автор делит на два периода: киевский ифеодальной раздробленности, когда значение Киева стушевалось среди множестваместных центров. В новых и переработанных старых песнях народ отразил напряжённуюборьбу с иноземными захватчиками, создал образы героев-защитников отчизны.Былины Киевского или Владимирова цикла объединяются общим центром-Киевом, главекоторого, князю Владимиру («Красно Солнышко»), служат богатыри. Образ Владимирадвояк. От периода прогрессивного развития государства ему досталась рольнародного вождя, классовое же расслоение позднее создаёт социальный конфликтмежду богатырями и князем, превратившемся в главу своего класса. Несколькоиначе меняется второстепенный образ жены Владимира, княгини Евпраксии(Опраксы). От родового строя ей как женщине может достаться роль сподручницыврага, как, например, в былине об Алёше и Тугарине, в дальнейшем она наделяетсячертами героической женщины, в частности, спасающей Илью Муромца от гнева мужа.Эпический Киев служил народу знаменем единства, хотя таковым не являлся.Богатыри из самых различных областей становятся героями эпоса только с моментаприезда в Киев. Они служат Родине и всегда являются к стольно-киевскому князюдобровольно. Удельные войны совершенно не отражены в русском эпосе, ведь они небыли народными. Также не отражена и служба богатырей удельным князьям [см.подроб.: стр. 61-70].
Периодцентрализованного государства. С созданием в Х в. нового мощного государствачаяния народа об объединении и национальной независимости сбылись. Прежниебылины стали получать названия «старин», но они не забываются, а относятся кобласти героического прошлого. Воинские функции переходят к исторической песне.С нарастанием классового антагонизма на первый план выходят былины о социальнойборьбе. Такие песни мы встречали и раньше, но теперь они теряютмонументальность, выигрывая с тем в реалистичности, шире описывают быт исословия, классовые конфликты становятся основной темой. Новую роль начинают игратьженщины, возникают их новые положительные образы. Типы могучих богатырейостанавливаются в своём развития, переставая входить в новые песни. Былинаначинает сближаться с балладой, но дух её остаётся героическим [см. подроб.:стр. 369-374].
Новоевремя (капитализм). При капитализме активное развитие эпоса прекращается. Егогеографический ареал сокращается от некогда повсеместного распространения доглухих районов Севера. В.Я. Пропп спорит с многочисленными теориями, ищущимипричины этого вымирания, везде отстаивая творческую самостоятельность народа.Угасание эпоса он объясняет общественными отношениями и противоречиями,сложившимися в новое время, а его сохранность частными причинами,встречающимися на Севере: замедленным проникновением эксплуатации, специфическимтрудом крестьянства и природными особенностями [см. подроб.: стр. 505-510]. Ссередины ХIХ в. наука заинтересовалась былинами.Только от тех пор можно судить об исполнительстве былин. Автор деликатноподходит к определению роли исполнителя при пении былины. Исследуя степень ихарактер талантливости певца можно установить роль отдельных певцов и рольвсего народа в создании эпоса [см. подроб.: стр. 510-516]. Большое вниманиеуделено и поэтическому языку былин: его богатству, выразительности, точностиописаний, ритму. В былинах отразились ласковые отношения народа кзащитникам-богатырям, ненависть к захватчикам, восхищение красотой роднойземли, представления об очень многих актуальных для народа вещах [см. подроб.:стр. 516-540]. Вообще говоря, умирание эпоса В.Я. Пропп связывает с историческизакономерным переходом к новым формам народного творчества [см. подроб.: стр.540-545].
Советскоевремя. Экспедиции советских учёных показывали не только существование эпоса впоследнем его оплоте, русском Севере, но и постепенное прекращение эпическойтрадиции [см. подроб.: стр. 546-548]. Тем не менее можно говорить о новомбылинном эпосе. Эту проблему автор обсуждает на примере знаменитой певицы М.С.Крюковой. Её талант был обнаружен в 1934 г. В советское время она фактическиявлялась единственным исполнителем сознательно посвятившим себя не толькосохранению уже имеющегося наследия, но и созданию песен с качественно новымсодержанием. Новые темы Крюкова создаёт сама на материале старых былин исказок, черпает из художественной, научно-популярной литературы и СМИ. Онапреодолела замкнутость старого эпоса, но предметом воспевания так и не сталажизнь её современников. Новое содержание плохо укладывалось в старые формы,зачастую влияющие на передаваемую информацию. Былинная форма эпоса отжила своё,она вошла в наследие национальной культуры. Эпос продолжает своё существованиев другом виде, его лучшие достижения оказывают влияние на героические поэзию илитературу традиции [см. подроб.: стр. 549-557].
II-4. АНАЛИЗ БЫЛИН
Всерассматриваемые В.Я. Проппом былины разбиты им по тематическим группам наоснове как эпохи, идеалы которой она отражает, так и главной темы. Внутригруппы они располагаются в условно-хронологическом порядке, начиная с тех,которые содержат наиболее древние элементы или прослойки.
Былиныпериода Киевской Руси и феодальной раздробленности. Прежде чем приступить ккиевскому циклу автор исследует сохранившихся древнейших героев [см.: ч. 2, гл.II], образы которых сложились столь задолгодо образования государства, что притянуть их к новой идеологии оказалосьзатруднительно. В их число он помещает Волха (или Вольгу Всеславлавича илиСвятославовича) и Святогора, несущих на себе не только первобытные воззрения,но и отвергаемые новым временем художественные приёмы. В рассказах о Волхесохранились древнейшие тотемистические и магические представления. За егозаграничным походом для обороны Киева проглядывает воспеваемый хищническийнабег первоначально в поисках охотничьих угодий, а позднее с целью угона скота.Сочетание старого и нового, фантастичного и мнимо-историчного тем не менее непомогли эпической песне о нём сохраниться и она принадлежит к наиболее редким врусском эпосе. Впоследствии образ Вольги используется как чисто отрицательный ипротивопоставляется Микуле Селяниновичу [см. подроб.: стр. 70-76].
Вотличии от Волха, образ Святогора очень популярен, хотя также заметно стёрт.Его основные черты – громадные сила и величина – характерные для первобытногоэпоса, не так важны в новое время как способ применения этой силы. Он не можетсовершить подвиг, сила Святогору в тягость, и не только ему. Оба связанных сним эпических сюжета – о сумочке Микулы и о приготовленном гробе – связаны сгибелью героя. Смерть Святогор несёт в себе. Время хтонического мироупорядоченияпрошло, нужен упорный труд освоения и судьба посылает ему если не гибель, товечный сон [см. подроб.: стр. 76-87].
Сватовствогероя представлено в русском эпосе в разнообразных вариантах [см.: ч. 2, гл. III]. В таких былинах сталкиваются героизациясамого сватовства и отвергание такой героизации государством. Интересно, чтоженщина в них если не богатырка, то практически всегда колдунья либо существонечистой силы. Гибелью последних народ поддерживает здоровые семейные устои. Вдошедшей до нас былине о Садко главным мотивом является конфликт человека изнизов и не принимающими его социальными верхами. Песня есть новгородскоетворение, она полна ярких жизненных реалий, но вместе с темсказочно-фантастична. Её уникальная особенность – многосоставность. В первойчасти бедному гусляру Садко морской царь, стихийный хозяин, помогаетразбогатеть, перейти в более высокие социальные слои. Вторая – уже полностьюреалистична. Садко пытается утвердить себя на равных в среде высшегокупечества, вступает с ней в конфликт, но понятно, что он конфликтует с великимНовгородом и победителем остаётся город. В наиболее архаической третьей частигерой преодолевает соблазн брака с морской царевной ради родного Новгорода.Реальный мир одерживает победу над мифическим [см. подроб.: стр. 87-111].
Другаямногозвеньевая и местами ещё более архаичная былина – песнь о Михайло Потыке.По сюжету она одна из самых сложных, а для меня и одна из самых интересных.Марья лебедь белая, явившись отлучившемуся из Киева Потыку, предлагает себя вжены и запросто вступает с ним брак, ставя условие: по смерти одного изсупругов похоронены будут оба. Вскоре Михайло ложится с ней в могилу, нонаходит способ её оживить и вернуться сам. Обман позволяет Марье совершать ещёнесколько попыток его убить, причём тогда, когда она уже изменила ему.Нечестивый брак на чужой всеми осуждается, но тем не менее именно благодарялюдской и высшей помощи Потык после всех перипетий остаётся в живых. Борясь засвою жену, он совершает не подвиг, а доходит до позорного падения. Очарованныйколдовской страстью, один Михайло не в состоянии понять инфернальную природуизбранницы. Для русского эпоса мотив женитьбы перестаёт быть героичным, противнего ведётся борьба [см. подроб.: стр. 111-128]. Лично мне в этой былине вобразе Марьи видится развитие понятия о нечистой силе, слившегося спротивопоставлением русского иноземному, а не просто враг. Она избирает мужемПотыка, чтобы использовать его как шанс ожить, но когда потом Марья пытаетсяизбавиться от Михайло, он не умирает. Время таких как она кончилось. Нечистаясила имеет на человека влияние, но не может построить его судьбу как ей угодно.
ИванГодинович сознательно ищет себе невесту-иноземку. Она же при первой возможностипредпочитает предать киевского богатыря чтобы вернуться в языческий мир. Народне позволяет погибнуть русскому богатырю от рук чужаков, даёт ему возможностьотомстить, уничтожив тем враждебную нечисть, но вместе с тем насмехается надним [см. подроб.: стр. 128-136].
Драматичнаяи высоко художественная былина о Дунае и Настасье недаром считается одной излучших в русском эпосе. В этой песне источником всех зол является гордый иотбившийся от Киева богатырь, а не его чужеродная супруга, и он в своём позорене достоин народной жалости. Дунай, ранее находившийся на службе у зарубежногокороля, едет к нему за его дочерью, невестой для князя Владимира, которуюзабирает силой. На пути обратно, он сталкивается в бою с воительницей,побеждает её, но в последний момент узнаёт в богатырке другую дочь своего прежнегохозяина, с которой долго находился в близких отношениях. Двойная свадьба позаконам эпоса омрачается конфликтом. Хвастовство Дуная своей силой (настоящийбогатырь скромен) приводит к состязанию в стрельбе между ним и Настасьей,указавшей ему допустимую степень вежливости и настоящую цену богатырю.Обозлённый неудачами Дунай убивает жену, зная, что она беременна, а когда,распластав её чрево, видит чудесного младенца-будущего великого богатыря, тобросается на копьё рядом с трупом [см. подроб.: стр. 136-156].
Эпическаяпеснь о Козарине носит полубалладный характер и лишь по мотиву спасения женщиныможет быть отнесена к былинам о сватовстве. Благородный по характеру иотвергаемый родной семьёй герой спасает из рук татар, играющих здесь рольпохитителей, а не завоевателей, девушку, которая оказывается его сестрой.Вернув в семью её он вновь отправляется в чисто поле. Русский герой не ищетподвигам одобрения, а совершает их потому, что он не может поступить иначе [см.подроб.: стр. 156-169].
Идиллическаябылина полностью балладного характера о Соловье Будимировиче тоже относится кобласти эпоса. После постепенного снижения чуждости невесты от представителянечистой силы до русской колдуньи (см. ниже былину о Добрыне и Маринке)закономерно появилась песня о счастливом замужестве героя. Счастливая былина,тесно связанная с обрядовой свадебной поэзией, завершает большую ступеньрусского эпоса, давая дорогу для развития других форм героических песен [см.подроб.: стр. 169-181].
Группабылин о борьбе героя с чудовищами (см.: ч. 2, гл. IV) объединяет имена любимых народных богатырей. Облик врага менялсяв зависимости от реальной исторической борьбы русского народа. Самаяраспространённая в русском эпосе былина о Добрыне и Змее сталкивает наиболеекультурного и дипломатичного богатыря с ярким художественным воплощениемприродных стихий. Первый бой со Змеем у Пучай-реки лежит вне киевского цикла ине может быть доведён до конца, чтобы, освобождая Забаву Путятишну по приказуеё дяди Владимира, герой мог, сразившись со Змеем во второй раз, вывести из егологова на волю множество русских людей. Древний мотив похищения людей помогаетпревратить подвиг, совершённый по приказу князя, в подвиг по защите Руси.Отвергание Добрыней руки Забавы и особенности некоторых вариантов песниобращают внимание на скрытый антагонизм богатырей, народных героев, и высшихслоёв [см. подроб.: стр. 181-208]. Эта конфликтность подчёркивается в русскомэпосе неоднократно, а автор ввиду господствующих идеологических установокуделяет социальному противостоянию большое внимание.
Песняоб Алёше и Тугарине очень близка к былине о змееборстве Добрыни. Однако, здесьжизнерадостный, остроумный и иногда не очень сильный герой при помощи смекалкирасправляется с неуклюжим, грубым и невоспитанным противником, в которомфантастические черты частично вытеснены близкими к реальности. Враг наглорасположился в палатах Владимира, он вызывающе ведёт себя и вольно держится скнягиней Евпраксией, демонстрируя их близкие отношения. Однако, никто непротестует (богатыри в это время отсутствуют). Это застаёт скромно пришедшийАлёша. Он насмехается над непорядочным поведением Тугарина, вызывает его на бойи уничтожает позор пресмыкательства русского князя перед захватчиками [см.подроб.: стр. 208-227].
Центральнаяфигура русского героического эпоса – Илья Муромец. В нём народ сочеталбеззаветную любовь к Родине, высшие моральные качества и уважительно выделяющуюбогатыря зрелость. В былине об Идолище, скорее всего происходящей от былины обАлёше и Тугарине, почти антропоморфное чудовище, несущее некоторые татарскиечерты, обкладывает Киев войсками, а само отправляется в княжеский дворец, гдетакже безобразничает. Узнав о том от «калики перехожего», Илья спешит навыручку. Пришедший в одежде гонимых новым хозяином города нищих он без лишнихпрелюдий убивает врага. В другой существующей версии, когда Идолищеобосновывается в Царьграде и запрещает там православие, ясно чувствуется болеепозднее церковное влияние. Хранящий эту былину народ сам насмехается надкаликой-вестником и паломническим образом Ильи [см. подроб.: стр. 227-239].
Историиоб исцелении Ильи Муромца и покорении им Соловья-Разбойника часто объединяютсяв эпическую песнь о первой поездке Ильи. В первом повествовании неизменныупоминания о крестьянском происхождении, долгой болезни Ильи от юношеских дозрелых лет и дарованная ему чудесными странниками богатырская мощь. Архаичныйсюжет здесь приобретает реалистические черты. Народ приближает своего любимогогероя не только к мыслимому идеалу, но и к самому себе, к реальности. Во втором– Илья, едущий служить Родине в Киев, уничтожает враждебное войско подЧерниговом, пленяет Соловья-Разбойника, перегораживавшего своей заставойпрямоезжий путь, и уничтожает его нечистый выводок. По пути он мостит болота ирасчищает от леса заброшенную дорогу. Его главная заслуга в прокладывании путина Киев. Раздробленная Русь начинает объединятся. Уже при первой встрече виднаконфликтность между Ильёй и Владимиром, которая в дальнейшем будет тольконарастать. Князь и боярство выставляются в смешной вид, когда пытаются отдатьприказания гордому, но более чем Владимир понимающему роль Муромца Соловью [см.подроб.: стр. 239-260].
Сказкаболее древний жанр чем былина, она сохраняет в себе многое из доисторическойстарины. Эпос усложняется и отбрасывает либо преображает то, что несоответствует повышающимся требованиям. Однако, существует группа былин,которые очень близки к сказке. Они не типичны для героического эпоса, частоносят личностный и развлекательный характер, но тем не менее из-за наличиягероических мотивов В.Я. Пропп исследует и их [см.: ч. 2, гл. IV]. Один из наиболее интересных сюжетов –битва Ильи Муромца со своим сыном. Временный брак Ильи с побеждённой им«поленицей» и покидание им беременной жены наиболее архаичны. Вместе с тем ихсына дразнят сверстники и он отправляется мстить за бесчестье матери. Муромецсталкивается с сыном как с нарушителем границы, узнаёт его и вводит в кругбогатырей. Но когда тот вновь пытается убить отца ночью, Илья без колебанийубивает вдвойне изменника [см. подроб.: стр. 263-266].
Вбылине о трёх поездках Ильи герой от распутья трёх дорог следует внаправлениях, где согласно подорожному камню его ожидают смерть, женитьба ибогатство. Спокойное избрание им первой дороги и уничтожение подстерегающей тамопасности близки к героическому эпосу, остальные же приключения носят сказочныйи церковный характер [см. подроб.: стр. 260-270].
Песняо Добрыне и Маринке мне нравится. И так имеющий высокие моральные качествабогатырь предстаёт нравственно совершенно чистым, а вредящая ему колдунья –соблазнительной чаровницей. Маринка, пытающаяся соблазнить героя, вызывает вего целомудренной душе только отвращение. Тогда злая волшебница привораживаетего, а когда тот, измученный колдовскими силами, против воли приходит к ней,превращает его в тура. Мать Добрыни, которая сама иногда чистая чародейка,способствует спасению сына, а он, согласившись на символический брак сМаринкой, на правах мужа жестоко расправляется с врагиней [см. подроб.: стр.270-279].
Былинаоб отъезде Добрыни и неудавшейся женитьбе Алёши относится к самымраспространённым в русском эпосе. Ввиду долгого отсутствия Добрыни его женасобирается выйти замуж за Алёшу, принесшего весть о смерти её мужа, когдаДобрыня возвращается невредимым и Алёша остаётся в неудобном положении.Интригующий конфликт двух очень различных по темпераменту героев, объединённыхзащитой Родины, не может приобрести характерную для эпоса мрачную кровавуюразвязку. Древний сюжет приобретает в финале шуточную окраску, богатыри мирятся,а женщина прощается. Эта песня давала многим учёным возможность пытатьсяизобразить Алёшу Поповича в отрицательном и безнравственном виде, в качествепрельстителя честных женщин, хотя единственное в чём можно обвинить его здесь –ложная весть. Вообще говоря, в эпосе Алёша предстаёт темпераментным и озорным,но не никак аморальным. Князь Владимир же, в некоторых вариантах принуждавшийжену Добрыни к браку, резко осуждается [см. подроб.: стр. 279-288].
Былиныоб отражении татар. Тяжёлоё иго монгольских завоевателей, затруднившее развитиеРуси, одновременно способствовало новой ступени развития русского эпоса,появлению ряда патриотических былин, воспевавших военное свержение гнёта. Песнинаполнились новым идейным содержанием, приобрели новые художественные черты ипорвали-таки со старинными традициями. Единственным содержанием былин надолгостала тема борьбы за независимость, честь и свободу Родины [см.: ч. 3]. В песнео бунте Ильи против Владимира мы видим как будто противоречие основной идеерусского эпоса, служению Киеву, однако, здесь социальная разность богатыря изнарода и богатого князя окончательно выливается в столкновение. Неприглашённыйна пир Муромец приходит туда самовольно. Князь не узнаёт его, в очередной раздемонстрируя сколь мало он ценит все заслуги богатыря. Оскорблённый Ильядемонстративно уходит и устраивает свой пир для всех бедняков. По навету боярВладимир сажает его тут в погреб на голодную смерть. Иногда, это указаниевыполняется, в других вариантах Владимир вынужден примирится с героем иустроить пир специально для него или Илья и все богатыри покидают Киев. В любомслучае в дальнейшем срамится князь, богатырь же торжествует. Былина этадемонстрирует как между народом и классовой властью перед нашествием татарраскрылась непреодолимая пропасть [см. подроб.: стр. 291-303].
Практическиво всех былинах об отражении татар поётся о появлении татар под Киевом иразгоне их русскими войсками. Круг песен об Илье Муромце и царе Калине,органически связанных одна с другой, В.Я. Пропп рассматривает в совокупности[см.: ч. 3, гл. II, п. 2]. Это позволяет получить рисуемуюнародом картину нашествия шаг за шагом и выяснить глубокие народные устремленияв каждой песне. Поэтический запев, открывающий одну из былин рассматриваемогоцикла, повествует о знамение, предвещающем Киеву гибель. Так как этоединственный случай встречи веры в знамения в эпосе, Киев отнюдь не погибает, аспасается и существует отдельная старина с аналогичным сюжетом на полностьюрелигиозную тему, то автор со всеми основаниями видит здесь мотив необоснованноприкрепившийся к воинскому эпосу [см. подроб.: стр. 306-310]. Появление татарописывается с большой степенью историчности: громадные вражеские полчища,чёткая организация войска, единовластное командование, осадная тактика татар[см. подроб.: стр. 310-314]. Татарский посол, прибывший в Киев с ханскимярлыком, всегда ведёт себя вызывающе, подчёркивая ультиматумные условия сдачи ипрезрение к русским [см. подроб.: стр. 314-316]. Также историчны многиежестокие требования и угрозы татар [см. подроб.: стр. 316-318]. Владимир передлицом надвигающейся опасности не предпринимает ничего для активной обороныгорода. Он молится, думает о сдаче города, о принятии татарских условий [см.подроб.: стр. 318-321]. Богатырей в это время в Киеве нет. Иногда ониразъехались по делам, но чаще они в княжеской опале, о чём тот сожалеет [см.подроб.: стр. 321-322]. Главный защитник города, Илья Муромец, осуждённый наголодную смерть в погребе, стараниями княгини Евпраксии тайно снабжался пищей итеперь Владимир пытается уговорить его стать на защиту не властей, ноОтечества. Богатырь соглашается, часто после расправы с боярами, виноватыми внаговорах [см. подроб.: стр. 322-326]. Трезво оценив силы врага [см. подроб.:стр. 326-327], Илья сам отправляется в стан к Калинину, где просит отсрочки иполучает её [см. подроб.: стр. 327-328]. Поручив кому-либо укрепление города[см. подроб.: стр. 328-329], Муромец берётся разыскивать богатырей. Он находитих в ставке Самсона, новом лагере, где войны проводят свое время в праздностисо времён опалы. Как ни странно для эпоса богатыри отказываются ехать. Но этожелание возникает из-за близости к народной, а не княжеско-боярской Руси. Онинанесут удар в решающий момент [см. подроб.: стр. 329-331]. В опустевшем Киевек Владимиру является молодой богатырь Ермак (не историческое лицо, а введённыйв эпос за заслуги одноимённый персонаж) и просит разрешения сразиться сврагами. Не выполнив княжеские поручения, Ермак отправляется в богатырскуюставку. Муромец посылает его считать вражескую силу, но горячий Ермак бросаетсяв бой и погибает. Этот исключительный в русском эпосе случай гибели богатыряесть следствие нарушения приказа Ильи [см. подроб.: стр. 332-334]. Бой всегдаописывается кратко. Если богатырской поддержки нет, то Муромец бросается в бойодин. Если она есть, он толково руководит распределением сил [см. подроб.: стр.334-337]. Иногда Илью хитростью берут в плен и приводят к Калину, которыйпытается переманить богатыря на свою сторону [см. подроб.: стр. 337-338].Вражеское предложение приводит Муромца в такую ярость, что он рвёт свои цепи и,размахивая первым попавшимся татарином и призвав наговорённой стрелой Самсона идругих богатырей, окончательно добивает татар. Уходя, враг даёт клятву никогдане возвращаться [см. подроб.: стр. 338-339]. Наряду с окончательным разгромомврага бытует другой финал данной песни, называемый былиной о Камском (Мамаевом)побоище, или о том, с каких пор на Руси перевелись витязи. В одном еговарианте, двое не участвовавших бою братьев начинают пустохвалиться и татарыоживают, причём порубить живых мертвецов не представляется возможным, их числотолько увеличивается. Нездешнюю силу губит молитва, богатыри же расходятся помонастырям. Эта песня носит религиозно-церковную направленность, онаобусловлена проповедями о смирении. В другом варианте, гордые своей победойбогатыри сами бросают вызов «небесным силам». Ожившую силу они безбоязненноуничтожают. Характер этой былины, напротив, богоборческий, и он выражаетнародные мысли [см. подроб.: стр. 339-344]. Кроме этой песни о борьбе статарами повествуют и основывавшиеся на ней многие позднейшие, например, былинао Василии Игнатьевиче и Батыге. Перед надвигающимся нашествием Владимир идёт вкабак просить помощи у единственного оставшегося богатыря Василия, который ужене первый год пьянствует и прогулял абсолютно всё добро. Опохмелившись, тотубивает наговорёнными стрелами приближённых Батыя, который шлёт требованиевыдать виноватого. В одном случае, богатырь сам едет во вражеский стан и, обманомзаведя татарское войско в глушь, уничтожает его. В другом, совет бояр тут жевыдаёт Василия. Теперь он действительно заключает договор с врагом, чтобы вестиего против городских богачей, щадя всё-таки князя Владимира. Татары грабятгород, не соблюдая договор, и Василий лично изгоняет их. Так или иначе врагистребляется, а бунтарские устремления крестьян ищут пути избавления отвраждебных, хоть и опирающихся на народ верхов [см. подроб.: стр. 344-355].
Былинао Добрыне и Василии Казимировиче демонстрирует нам освободительную борьбу вдругих формах, когда нашествие завершилось длительным игом. Владимир посылаетБатыю дань. За её доставку, недостойное богатыря дело, берётся верный слугаВасилий, его сопровождает Добрыня, который и есть главный герой. Когда Батыйиспытывает героев, чтобы в качестве неудачи казнить их, Добрыня оказываетсяискусней татар. Войдя в раж при борьбе, он расправляется с татарским войском.Народ верит в победу даже под сильнейшим гнётом [см. подроб.: стр. 355-368].
Эпосэпохи образования централизованного русского государства. В былине о Вольге иМикуле главный герой – земледелец, что для русского эпоса необычно, хотяхранителем песен является именно крестьянство. Воин Вольга по пути кпожалованным ему в собственность князем городам встречает пахаря Микулу иприглашает его с собой. Вскоре выясняется, что оратай (пахарь, орать – пахать,орало – плуг) во всём превосходит богатыря: в богатстве одежды, в силе, вудали, даже его неприметная кобылка оказывается лучше, чем великолепный вольгинконь. Микула горд своей классовой принадлежностью и своим трудом. Такая песнямогла сложится только тогда, когда крестьянство осознало своё значение. В лицеМикулы оно возвеличивает себя [см. подроб.: стр. 374-387].
Вданный исторический период Киев и Владимир теряют своё значение как символыединой Руси. Образ бывшего Красна Солнышка, главного представителя феодальной исоциальной верхушки, окончательно развенчивается, причём социальнаянесправедливость изображается в эпосе как моральное зло, что помогало народусоответственно воспитывать себя [см.: ч. 4, гл. III]. Скрытая оппозиция богатыря и князя в былине о Сухмане кончаетсясамоубийством героя, оскорблённого деспотичным поведением Владимира. Витязьотправляется на охоту за лебедью для княжеского стола. Такое поручение длябогатыря есть добровольное изгнание или опала, если его посылает князь. Охотанеудачна, как невозможны мирные отношения между антагонистами. На обратном путиу Днепра Сухман сталкивается с надвигающимися татарами и уничтожает всё войско.В бою он получает рану, что подготавливает трагическую развязку песни, которуюзакладывает маковым листочком. Рассказ богатыря о своём подвиге невоспринимается Владимиром всерьёз и героя ждёт наказание. Когда выясняетсяистина, Сухман гордо отвергает попытки примирения и, выдернув листочки из раны,истекает кровью, показывая, что для него лучше [см. подроб.: стр. 387-397].
Впесне о Данило Ловчанине князь представлен прямым негодяем и преступником.Владимир ищет себе жену, а народу – государыню. Мишата Путятин подсказывает емузавладеть женой Данило Ловчанина Василисой, а того отослать на смертельноезадание. Воин справляется с поручением, но на обратном пути сталкивается свойском, присланным из Киева для его убийства. Хотя Данило со слезами побивает всюрусскую рать, он всё равно погибает от предательской руки Мишаты. Не медля,князь шлёт к Василисе сватов. Верная женщина, с тревогой отпускавшая мужа,просит прежде отвести её к телу Данилы и убивает себя над его трупом. Как и впредыдущей былине победа врага временна, будущее принадлежит героям [см.подроб.: стр. 397-407].
Хотяс новой тактикой войн, сложившейся после свержения ига, воинский эпос и уступалместо исторической песне, тем не менее его затухание шло постепенно. В основепоследней былины воинского содержания, былины о наезде литовцев, первоначальнолежал характерный для эпоса мотив похищения женщины, но он впоследствиивытеснился патриотическими идеями. Племянники литовского короля, братья Ливики,вторгаются в пределы России с грабительско-разорительными целями. Также онипохищают сестру князя Романа Дмитриевича. Князь гонится за ними со своей армиейи разбивает иноземное войско. Хотя песня и полна архаических деталей, тем неменее речь в эпосе ведётся уже не об идеальных героях, а о живых людях [см.подроб.: стр. 407-418].
Вэто время ещё возникают позднейшие былины о сватовстве [см.: ч. 4, гл. IV], но борьба за невесту в них носитхарактер борьбы социальной. Песнь об Алёше Поповиче и Елене Петровичне оченьрастрогала меня. Братья Петровичи по прозвищу Збродовичи хвастают на пиру тем,что содержат в затворничестве свою сестру Елену. Алёша дразнит их, намекая, чтовидится с Еленой и она давно принадлежит ему. Гнев братьев обращается насестру, которую они приговаривают к публичной казни. В их лице осуждается самстрой, позволявший такое угнетение. В последний момент появляется Алёша иувозит девушку, часто прямо в церковь. Здесь герой борется уже не смифическими, а с человеческими чудовищами [см. подроб.: стр. 418-426].
Вбогатой разнообразными деталями былине о Хотене Блудовиче жених и невестаразъединены исключительно классовыми различиями. На пиру бедная Блудова вдовасватает у зажиточной Часовой вдовы, иногда даже родственницы Владимира, её дочьЧайну для своего сына-богатыря Хотена, часто об этом и не знающего. Часоваявдова только жестоко оскорбляет весь Блудов род. Хотен в ответ крушит дворЧасовых, с угрозами повторяет сватовство столь же крутой нравом, как и её матьЧайне и вызывает на бой её братьев. После того как богатырь расправляется ссыновьями Часовой вдовы и с высланным против него войском, гордая мать Чайнысама предлагает свою дочь. Хотен отказывается, но по просьбе удовлетворённойунижением соперницы Блудовой вдовы соглашается, и песня заканчивается весёлойсвадьбой [см. подроб.: стр. 426-441].
Вершинойэпических песен о социальной борьбе можно считать былины о бунте ВасилияБуслаевича против Новгорода и о его смерти [см.: ч. 4, гл. VI]. Я не совсем согласен с В.Я. Проппом,который считает, что Василий при всех его действиях не ушкуйник. По-моему,герой именно таков, хотя, конечно, на значении его образа это никак несказывается. Василий с детства задирал детей богатых родителей, причёмбогатырская сила уже позволяла калечить их. Выросши, Василий набирает себедружину, как и было разумней при жестокой внутриполитической борьбе Новгородатого времени. Его отборный отряд состоит из людей низших слоёв, ремесленноготруда. Когда на братчине (пир, устраиваемый в складчину по церковнымпраздникам)разгорается драка и в неё втягивается вся дружина, Василийвызывает на бой весь Новгород. Мать запирает богатыря и пытается остановитьконфликт, упрашивая противников сына отменить кровопролитие, на что те несоглашаются. Пока Василий прибегает на сражение его дружина успевает сильнопострадать. Отпустив её, он в одиночку защищается, разрушает дома богачей ипобеждает старище-пилигримище, символизирующего старую систему. Идея «господинавеликого Новгорода» давно рухнула в народном сознании. Лишь мать останавливаетразошедшегося богатыря [см. подроб.: стр. 441-464].
Незавершив конфликт, Василий не смиряется, а переводит его в новые формы. Онвыпрашивает у матери благословение на поездку в Иерусалим на покаяние, а насамом деле, хотя и выполняет на месте внешние религиозные обряды, полон вызовапотусторонним силам. Он пренебрегает пророчеством пнутого им черепа,иронизирует над предрекаемым за купание нагим в Иордане несчастьем и, когданаходит камень, не рекомендующий прыгать через него, начинает развлекаться,нарушая запрет. Гибель его вызвана несвоевременностью борьбы. Трагизм восознании разрушения старого уклада, но невозможностью пока это осуществить[см. подроб.: стр. 464-475].
Несмотряна резко сатирический характер былина О Дюке Степановиче и его состязании сЧурилой свободна от скоморошьего влияния, её действие подсказано высмеиваниемзажиточного боярского сословия. Невероятно богатый щёголь Дюк прибывает в Киевпоказать себя. После того как посланный Владимиром на проверку Добрыняподтверждает громадное состояние хвастливого щапа (щёголь, пижон) начинаетсясоперничество Дюка с главным пижоном Киева Чурилой в красоте одежды, в которомДюк побеждает, но соперника всегда милует. Подобно всем героям эпоса ДюкСтепанович наделяется наикачественнейшими вещами, однако, в отличии отбогатырей, для которых качество служило признаком идеализированности и величия,у Дюка мы видим ненужную пышность и пижонскую демонстративность. Кольчуга истрелы из дорогих материалов служат не ратному делу, а щёгольству. УтончённостьДюка даёт тому повод ругать недостаточность изысканности и простоту, богатствопозволяет гордится и хвастаться. Киеву он самодовольно противоставляет своюстрану и собственное хозяйство [см. подроб.: стр. 475-504].
III. Заключение
Главнымсодержанием песен В.Я. Пропп определяет борьбу за самые высокие идеалы народа ипобеду во имя их осуществления. Былины пропитаны патриотичностью ивоспитательным духом. Народ вкладывает в эпос свои стремления, содержание песеннастраивает его на высокий моральный уровень. Эпос отражает развитие исамоосознание народа. Учёный отвергает теорию об иноземном происхождении былин,подчёркивает связь эпоса с русской историей, с русской действительностью ибытом. Описания и реалии эпических песен историчны. Народ понимает эпос какчасть своей истории. Былины есть признак гармоничной внутренней жизни иосвободительных устремлений народа, борьбы за возможность жить независимо ибыть счастливым.
Знакомствос монографией В.Я. Проппа «Русский героический эпос» доставило мне большоеудовольствие. Я смог ознакомится с развитием эпоса с древнейших пор до нашихдней, встречая ценные и очень подробные объяснения. Былинные сюжеты окрасилисьдля меня высоким смыслом, позволяя почувствовать гордость за патриотичность инравственность моего народа. Жаль, что автором не рассмотрена подробномифологическая основа эпоса, вероятно, это вызвано нападками на предыдущиеработы учёного, но приведённые им данные очень интересны сами по себе, а такженеобходимы при желании понять творческие устремления и идейные воззрениярусского народа.
Список литературы
1)В.Я. Пропп «Русский героический эпос» (Собрание трудов В.Я. Проппа).Комментирующая статья Н.А. Кричниной. Составление, научная редакция, именнойуказатель С.П. Бушкевич. – М., 1999. – 640 стр.
2)Пропп В.Я. «Об историзме русского эпоса» // Русская литература. 1962. № 11.Стр. 98-111.
3)Пропп В.Я. «Поэтика фольклора» (статья «Об историзме русского фольклора иметодах его изучения»). Стр. 185-208. – М., 1998.
4)Путилов Б.Н. «Перечитывая и передумывая Проппа» // Живая старина. 1995. № 3.Стр. 2-7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.