СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление. Особенность развития русской культуры в 18в.
2. Основная часть
2.1 Просвещение и наука
2.2 Литература. Театр
2.3 Трансформация придворного быта
2.4 Живопись и архитектура
3. Заключение
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Особенность развитиярусской культуры в XVIII в.
18 век – время крупныхперемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадиюсвоего развития. Культура развивается под большим влиянием тех изменений,которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в областикультуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появлениекапиталистического уклада в экономике страны. Преодолевается локальность исословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры.Определяющим становится именно светское направление: создается светскоепросвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающуюстадия: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорномулитературный язык, появляется национальная русская литература, увеличиваетсячисло печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых четкопрослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись,скульптура. Важным является то, что во второй половине 18 века формируетсяпросветительская мысль, и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурногопроцесса.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Просвещение и наука
Настойчивая потребность вспециалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданиюсветского образования. Петр Iзаставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение. Первымипоявляются школы начального обучения. Прежде всего, это цифирные школы,первоначально предназначенные для дворянских, приказных, дьяческие иподьяческих детей 10-15 лет. К концу первой четверти 18 века открыто было 42таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже к 1727 г. Ихчисло сократилось до 27. ведало ими Адмиралтейство, а учились уже толькодьяческие и подьяческие дети. Сеть духовных учебных заведений также терялахарактер всесословности (епархиальные училища). По Духовному регламенту такиешколы стали в епархиях обязательными для подготовки «лучшего и исправногосвященства». К концу правление Петра 1 число таких школ достигло 46. Наиболеераспространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонныешколы для солдатских детей.
Наконец самым важным всистеме петровского просвещения были технические специальные учебные заведения.Самая известная из них открытая в 1701 г. Навигацкая школа, а с 1715 г. онастала приготовительным классом для создания Морской академии. В нее принималидетей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классахрусскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями вгеодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живописьи «рапирное дело». Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов,гидрографов, типографов, бомбардиров и т.п. вскоре подобные школы были открытыв Ревеле, Нарве и Новгороде.
В 1701 г. В Москве быловелено «построить деревянные школы». Это была Артиллерийская школа, а вПетербурге в 1719 г. – Инженерная рота, куда принимали окончивших Инженернуюшколу. В 1707 г. В Москве было открыто Медицинское училище.
В первой четверти 18 в. появилисьучебники: «Арифметика» Л.Магницкого (1707 г.), руководство по механикеСкорнякова-Писарева (1722 г.). была издана книга мирозрения Гюйгенса,пропагандирующая учение Коперника. В 1702 г. Начала выходить первая газета«Ведомости», тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров.Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работыпо астрономии, гидростроительству, кораблестроению, архитектуре. Появилиськниги и по гуманитарному знанию. Огромное значение в деле просвещения имелареформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцыбукв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) былсделан в 1710 г. самим Петром 1. столь радикальная реформа способствовала болеемассовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории («Синопсис»И.Гизеля, «Введение в историю европейскую» С. Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемилаи др.), переводы античных авторов печатались тиражом не 200-500 экземпляров, аво много раз больше
Особое значение приобрелиспециальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В1716 г. Появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. Была учрежденашкола для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева приуральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих (Уткусская иКунгурская школы). В начале 18 века при Посольском приказе была открыта школапереводчиков.
Особую группу учебныхзаведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства.Прежде всего, это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная еще в17 веке. Переданная в 1727 г. Синоду, она чаще именуется теперь «школами»,первая из которых Славяно-латинская. В 1727 г. В ней было 357 учеников. ВтораяСлавяно-российская (143 ученика), а третья – Эллино-греческая (41 ученик). Системасословных школ в последней четверти 18 в. Выглядела так: для дворян –шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский),благородные пансионы (Институт благородных девиц, 1764 г.); для духовенства –духовные академии, епархиальные училища; для купцов – коммерческие школы; дляразночинцев – Академия художеств, Горная, Медицинская, штурманская школы,ремесленная школа; для солдатских детей – солдатские школы. Сословные школы неудовлетворяли потребностей в грамотных и образованных людях, и с 80-х гг.правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные народные училища –4-классные (в губернских городах) и малые народные училища – 2-классные (вуездных городах). «Устав» также предусматривал создание единой системы светскойшколы от малых народных училищ до университета. Появление новых учебныхзаведений связано с деятельностью Бецкого И.И., считавшего, что поскольку«корень всему злу и добру» (воспитание), основной задачей государствастановится воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им былисозданы: училище при академии художеств, Коммерческое училище, мещанскоеотделение при Смольном университете благородных девиц. Продолжается развитиевысшего образования.
В первые десятилетия 18в. Развитие науки было связано в основном с практическими потребностями страны,что стимулировало развитие естественных знаний. Во второй половине 18 в.Активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н. Татищев, М.М.Щербатов, И.Н. Болотин создают первые труды по истории российского государства,чего не удавалось сделать историкам ранее. Истощение пушных богатств освоеннойв 17 в. Части Сибири заставило русских людей искать новые земли, новые пушные ирыбные запасы. Одновременно велись и поиски новых путей в далекие восточныестраны. Итогом многих экспедиций было составление географических карт (например«Большой чертеж» Сибири С. Ремизова). Составлялись карты Камчатки, Балтийскогоморя, Дона. Появился «Атлас Всероссийской империи» И.К. Кириллова. Соймонов иВерден составили карту Каспийского моря. 12 января 1755 года был открытМосковский университет с двумя гимназиями, который становится центром русскогопросвещения.
Небывалого размаха впетровский период достигли геологические разыскания. За 1700-1711 гг. вЕвропейской России было открыто 121 рудное месторождение. Среди них многоместорождений железа, меди, серебра, угля, серы, нефти и т.п.
Огромная работа былапроведена по созданию и собиранию научных коллекций по минералогии,металлургии, ботанике, биологии и т.п. Была организована астрономическаяобсерватория. Предпринимались попытки организации лингвистических иэтнографических экспедиций. Широко известен петровский указ 1720 г. о собираниипо монастырям древних рукописей, хронографов, летописцев и степенных книг. В1716 г. была сделана копия Радзивилловской (Кенигсбергской) летописи, сталисоздаваться и исторические труды (работы по истории Ф. Поликарпова,«Рассуждения о причинах Свейской войны» П. Шафирова, «Марсова книга» и др.)
Огромное значение дляразвития науки сыграла основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Вначальном варианте Академия как организация была синкретична (это инаучно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия). В Академиибыло три отделения: математическое, физическое и «гуманиора» (гуманитарных наук).Первые члены Академии (а их было 12 вместе с секретарем) должны были следить завсей новой литературой по специальности, делать «изобретения» и выступать сдокладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми вАкадемию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные (математик И.Герман, физиолог и математик Д. Бернулли, математик Н. Бернулли, астроном игеограф И. Делиль и др.). К академии были присоединены библиотека и музей(Кунсткамера), созданные в 1714 г. Из стен Академии вышли многие крупныеученые. Первые места среди них по праву занимают М.В. Ломоносов и его многиеученики, математик и астроном С.Я. Румовский, основоположник русскойминералогической школы В.М. Севергин, натуралист и этнограф И.И. Лепехин,философ Н.Н. Поповский и др.
2.2 Литература. Театр
Литература 18 в.представлена тремя направлениями:
1) классицизмом –творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии «Опекун»,«Лихоимец», основной задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства).
Для русского классицизмакак литературного направления были характерны пафос гражданственности, сильныепросветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеинеразрывности интересов дворянства и монархии;
2) художественно-реалистическим– становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедия«Бригадир» и «Недоросль» внешне схожи с сочинениями классицизма, но самосодержание отличается (в них выведены живые люди, художественно обобщенныехарактеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличаютпороки крепостничества);
3) результатом обострениясоциальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е гг.18 в. В конце века начинает развиваться сентиментализм, отмеченныйэмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом кчеловеческому чувству – Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Длясентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализациядействительности.
Во второй половине 18 в.,когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла рольхудожественной литературы, которая в первой четверти столетия служила восновном средством пропаганды правительственной деятельности.
Этот пласт российскойкультуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным, что было в полнеелогично, ибо отражал великую сложность внедрения иноземной культуры в толщуобщинного крестьянского мира, который за многие столетия не до конца усвоилдаже богатства византийского православного культурного наследия. Поэтому влитературе петровской эпохи пласт народного творчества мало соприкасался створчеством элиты.
Петровское времяосвободило крестьянство от мрачного и унылого преследования церковнымидогматиками сохранившихся компонентов архаичного славянского язычества. Сталоменьше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гудениями,плясками, хороводами и т.п. По мере отдаления от жгучих баталий великой войнынародная память запечатлевала эти события в традиционной форме «старин»(былин), исторических песен (преимущественно солдатских), в форме сказок,притчей и т.п. В них отражены и Полтавская баталия, и взятие Азова, и Нарва.Тема войны сохранилась в памяти народа, прежде всего как подвиг русскогосолдата и его героизм и жертвенность. Разумеется, в былинах, историческихпеснях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра 1(белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра», «Как на охотуПетр ездил» и др.). сохранился вфольклоре и «образ врага» («пропал как швед под Полтавой»), и образ изменникаМазепы (в цикле песен об украинском герое Семене Палие), и образы казнокрадов иугнетателей (князь Гагарин и др.).
Вместе с тем круг чтениярусского крестьянина сохранил и традиционную литературу. Этодуховно-учительская литература, «жития», включая и новейшие, полемическиесочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров,лечебники, календари и т.п.
В петровский периоддворянство и отчасти горожане были непосредственными свидетелями заметногоувеличения печатных книг нерелигиозного содержания. Причем это была не тольконаучная литература и словари, но и книги чисто житейского назначения. В 1708 г.вышли «Приклады, како пишутся комплименты…» Это был новейший вариантформулярника (образцов) писем различного содержания с употреблением новейшейлексики. А лексика петровского времени испытывала огромное влияние Запада.Правящий класс и особенно его верхушка говорили на удивительном языке, гдеизобиловали голландские, немецкие и т.п. слова, термины, выражения. И, конечно,это имело прямое влияние на литературу петровской эпохи.
В соотношениилитературных жанров наблюдались те же процессы. Наряду с религиозно-церковноймистикой и средневековой схоластикой, панегириками и кантонами зарождалсярусский классицизм. Видное место в литературе занимают теперь публицистическиеораторские произведения. Известнейшими среди них являются творения ФеофанаПрокоповича («Слова и речи», «Первое учение отрокам», трагикомедия «Владимир»,«Епиникион» и др.). Основная тема Прокоповича – прославление армии, реформ иРоссии.
В петровскую эпохуразвивался жанр художественной прозы, в частности, повести, раскрывающие реалииновой русской жизни («Повесть о Фроле Скобееве», «История о российском матросеВасилии Криотском» и др.). Наконец, большой популярностью пользоваласьзападноевропейская литература.
В 1702 г. на Краснойплощади Москвы был сооружен театр, открывший двери простой публике. Играли тамнемецкие актеры (труппы И. Кунста, О. Фюрста), и репертуар состоял из немецких,французских, испанских и т.п. пьес. Однако такой театр был еще редким явлением.Как и в 17 в. театры заводила знать для узкого круга зрителей (театры в с.Преображенском и Измайлове). В петровскую эпоху театром увлекались ученикиразличных академий, духовных семинарий и т.п. Хотя репертуар таких театров былбольшей частью возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах такого родаотражались события современности. Театры ставили и чисто исторические потематике пьесы (наиболее знаменита трагикомедия Ф. Прокоповича «Владимир» идр.). Основными центрами театральной деятельности были Киево-Могилянскаяакадемия, Славяно-греко-латинская академия в Москве, Московский «гофшпиталь» идр.
В петровскую эпохузарождался интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развиваетсяпрофессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурнаявоенно-строевая музыка.
2.3 Трансформацияпридворного быта
18 в. значительно изменилоблик русской культуры, особенно в дворянской и городской среде. Перемены вобщественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества былиочень значительными; вводилась новая одежда, новая иерархия чинов, утвержденановая система орденов, в 1721 г. Россия стала империей.
Новые бытовые формыкультуры властной рукою великого царя были жестоко внедрены в жизнь дворянскойэлиты. Все началось с новой одежды, с бритья бород и ношения париков. Правоносить бороду оставили за крестьянами и духовенством. В Москве новая мода «насилуустановилась за три года». Жители сибирских городов выпросили освобождение отновой одежды «по скудости» своей. Да и портным было много мороки. В 1700 г. уворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды(венгерской, саксонской и французской). В конечном счете дворянство воспринялонововведения: ведь реформы возбудили в первую очередь в дворянстве желание дажевнешне выделиться из общей массы.
Оригинальная фигура царя,соблюдавшего поначалу традиционные церемонии лишь на дипломатических приемах,внесла разительные перемены в дворцовый быт. Знаменитая дружеская «компания»,состоящая из ближайших сподвижников царя, практически не различала деловыесовещания и дружеские пирушки. Внешняя фамильярность обращения «компанейцев» сцарем вносила в придворный быт новые черты. Хотя придворному быту царя не чуждыбыли и забавы с карликами, и юмор шутов. Упрощались традиции, исчезаласкованность. С 1718 г. по указу царя введены были «ассамблеи», которыеузаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Вскоре«ассамблеи» получили довольно широкое распространение. На этих вечерах все былонеобычно: гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог иотсутствовать. Были игры, были танцы, был чай, лимонад, шоколад и т.д. Причемкаждый мог уйти в любое время. Конечно, в первые годы чувствовали себя скованноособенно женщины.
Наконец, нельзя невспомнить о народных гуляньях в столицах по торжественным датам, в честь тойили иной «виктории» в Северной войне (взятие Азова, победа под Полтавой,годовщина Ништадского мира и т.п.). Тогда устраивались торжественные процессии сомножеством украшений, макетами замков, кораблей. В моде были красочные фейерверки,грандиозные маскарады. На площадях выставлялись угощения (фонтаны из вина,жареные туши). Однако участниками всего этого была лишь ничтожная частьобщества. С это времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и«огненными потехами» (с января 1700 г. введено новое летоисчисление). Вотдельных направлениях (иконопись, летописание, портретная живопись,скульптура) русская культура выходит на уровень европейской культуры. В 19 в.русская культура становится уже частью мировой культуры, привнеся в нее своенациональное своеобразие, свое самостоятельное целое.
2.4 Живопись иархитектура
Наиболее близким кповседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведьочень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали винтерьеры домов и т.д. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большоераспространение получили гравюры с изображением во множестве вариантовПолтавского боя. По гравюрам того времени можно создать довольно полноепредставление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественнымиколоннами войск, толпами пленных. Популярностью пользовались изображенияизвестных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Срединаиболее искусных граверов можно назвать Л. Бунина, А. Зубова, Ф. Зубова, А.Ростовцева, И. Адольского, В. Киприанова и др.
С конца 17 в. интенсивнотрансформируется русское живописное искусство. Традиции иконописи имеюттенденцию перехода в реалистическое отображение мира и людей. Развивается такназываемый жанр парсуны – реалистического портрета, создаваемого в традиционнойплоскостной манере. Художники того жанра (Иван Безнин, Лука Смольянинов, ЕрофейЕлин, Михаил Челнаков и др.) находились под явным влиянием западноевропейскойживописи. Создаются интересные «парсуны» и в начале века (например портретНарышкиной с детьми, портрет Якова Тургенева).
В первые годы 18 в.издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников.Традиционным российским способом (царским волеизъявлением) большую группу«мастеровых людей разных художеств» переселили (депортировали) в новую столицу,где был обширный фронт работ (росписи церквей, плафонов новых дворцов,станковая живопись, мелкая пластика). За счет казны наиболее талантливыхпосылали в длительные командировки за границу (А. Матвеев, И. Никитин, Р.Никитин, гравер С. Коровин и др.)
Еще до поездки в ИталиюВан Никитин создает ряд интересных портретов (цесаревны Анны Петровны, царевенПрасковьи Ивановны и Натальи Алексеевны). Из работ более поздних заметновыделяется портрет канцлера Г.И. Головкина. Широко известна его работа «Портретнапольного гетмана» и, наконец, знаменитая работа «Петр 1 на смертном одре»(1725). Вторым виднейшим живописцем был Андрей Матвеев, становление которогопроисходило в Голландии. Им был создан ряд остро индивидуальных портретов (И.А.Голицына, А.П. Голицына), но особенно известен его «Автопортрет с женой».Последняя работа удивляет социальной смелостью, ибо, занимая как художникдовольно низкое положение в обществе, в автопортрете о использовал композицию,типичную для изображения знатных персон.
В Россию приглашали и рядиностранных художников, оставивших заметный след в истории искусства России.Это Луи Каравак, И. Таннауэр и др.
Архитектура переживала впетровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейскоевлияние. Наиболее заметно оно в становлении в конце 17- начале 18 в. такназываемого нарышкинского стиля, или стиля «московского барокко» церковнойархитектуры. Прежде всего здесь меняется конструкция храма. Появляются храмыцентрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Правда,нередко «запад» тонул в традиционном московском узорочье. Башнеобразные храмыдошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах. Это церкви в Троице-Лыкове,в Уборах (обе постройки архитектора Я. Бухвостова), это изящнейшая церковьПокрова в Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина. Шедевром храма башнеобразноготипа является церковь в Дубровицах. Блестящим образцом сочетания элементовордерной системы и новомосковского барокко являлась церковь архангела Гавриилаили так называемая Меньшикова башня (архитектор И.П. Зарудный). Не менееинтересны образцы «нарышкинского стиля» в виде традиционных пятиглавых храмовМосквы. Это, в частности, изумительная по изяществу церковь Воскресения вКадашах.
Появилась и принципиальноновая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны ит.п.). Скромные элементы этой системы свойственны церкви Ивана Воина в Москве(1708-1714). Новшеством были и компактные храмы в виде ротонды, свойственныеусадебным постройкам таких «западников», как Б.А. Голицын, князь Г.Ф.Долгоруков (храм в Подмоклове, 1714 г., церковь в Перово, 1715 г. и др.).
Интерьеры церковныххрамов стали украшаться многоярусными деревянными иконостасами со сложнейшейдекоративной резьбой, лучшими исполнителями которой были белорусские резчики подереву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и архитектор И.П. Зарудный.
В гражданской архитектурегосподствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертойрусского барокко является сплав европейских стилей (классицизма и рококо) иотечественных традиций. Петербург: крупнейшим зодчим этого направления Ф.Б.Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининскийдворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монатрыря). Одно извыдающихся достижение Растрелли – это создание комплексов парадных интерьеров(обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал). Архитектура ярко передающаяновые тенденции в архитектуре, может быть представлена Палатами дьяка АверкияКириллова, что на Берсеневской набережной в Москве. Новшества имели и зданияадминистративно-хозяйственного назначения (например, здание Арсенала начала 18в. в Кремле). В 60-е г. 18 в. на смену барокко приходит классицизм,использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавойпростотой. В развитии классицизма во второй половине 18 в. прослеживаются дваэтапа:
1) ранний классицизм(60-80 гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурныеформы которых определяли характер и всех других построек;
2) строгий классицизм(80-90 гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущейтрадиционной схемой. Крупнейшими зодчими классицизма являлись: в Петербурге – Кваренги(Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе,Александровский дворец в Царском Селе; Н.А. Львов (Главный почтамт вПетербурге); Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородахПетербурга); И.Е. Старов (Таврический дворец); в Москве – В.И. Баженов (проектКремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (стильпсевдоготика), Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената вМосковском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынскаябольница).
Принципиально новаяархитектура создала основу новой столицы России – Петербурга. Здесь с самогоначала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко сосдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной рациональности.Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый соборПетра и Павла (1712-1732). Трезини принял активное участие и в планировкеПетербурга, в частности, его Васильевской части. Временный деревянный Петербургбыстро сменился «мазанковым», а этот последний уступил место каменному городурегулярной планировки (для этого во всем государстве было запрещено каменноестроительство: Россия была бедна строительным камнем). Облик города создавалиобщественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровскиеколлегии 1723-1734 гг.). В облик Петербурга вложили труд такие архитекторы, какЖан-Батист Леблон, Варфоломей Растрелли, А.Д. Захаров, И. Коробов и др.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из историческизначимых аспектов петровских преобразований – крутые реформы в областикультуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельностиПетра 1. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однакопримитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому,буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлениюпотенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековойрусской культуры в 18 в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственноеприобщение к внешней культуре запада способствовало в дальнейшем ущербному длянации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурныхтрадиций русского и иных народов России. Ведь только в 19 столетии, посленациональных потрясений Отечественной войны 1812 г. господствующий класс странывновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.
В стране создаетсяобщество с высокими умственными интересами и духовными запросами. РусскаяПравославная Церковь постепенно утратила роль в просвещении и культуре.Светский характер, открытость к культурам западноевропейских народов, развитиерационализма, внимание к человеческой личности резко отличают культуру 18 в. откультуры предшествующего периода. Характерной чертой историко-культурногопроцесса становится его ускорение и усложнение, демократизация культуры,изменение знаковой системы Древней Руси. Создается новая знаковая системапередачи информации. К последней трети столетия сложилась система новых ценностей,требований к личности и обществу. Новая система ценностей повлияла на сменунаправлений в искусстве. Почти до конца века в российской культуре царитклассицизм культа разума, подчинения человека обществу и государству во имяпостроения идеальной системы общежития. В конце 18 в. классицизм не выдерживаетнатиска сентиментализма, культ разума сменяется культом чувства. Но российский18 в. хотя и был дилетантом, но не во всем. Он смог профессионально высказатьсяв архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Н.Сахаров, Л.В. Милов, П.Н.Зырянов, А.Н. Боханов «История России с начала 18 до конца 19 в.» ИнститутРоссийской истории РАН, Москва АСТ 2001г.
2. Очерки русской культуры 18 в. 4.1-4Москва 1986-1990 гг.
3. В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А.Щетинов «История России» Московский университет изд. ГИС 1996 г.