Реферат по предмету "Педагогика"


Методическая разработка занятия по иностранному языку

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Введение
Многогранная деятельностьучителя предполагает составление им сценария урока, опору его деятельности илирабочий план урока, который будет носить субъективный характер. В плане учительпрогнозирует свою деятельность в единстве с деятельностью учащихся, регулируяее. При этом он творчески подходит к рекомендациям книги для учителя, адаптируяих к своему классу и к собственной личности. В плане необходимо предусмотретьактуальный момент действительности, события, происходящие в нашем случае вшколе.
Учебно-воспитательный процесс вшколе начинается с урока. Все остальное в школе играет хотя и важную, новспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходеурока. Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебномпроцессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
План (методическая разработказанятия) — это плод внутренней потребности учителя. Он ему нужен дляэффективной реализации многообразных и сложных задач, решаемых на любом уроке.
Рабочий план учителя может бытьразной степени развернутости, что зависит от профессионального опыта работыучителя с подобным контингентом учащихся и от новизны приемов, которые онсобирается использовать.
Методическая разработка — это пособие,раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современныхпедагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитанияприменительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаваниюкурса в целом.
Методическая разработка можетбыть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена напрофессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастерапроизводственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
В связи с составлением рабочегоплана урока существуют различные точки зрения, которые касаются меры егоконкретизации, в частности, отражать ли в нем деятельность: а) только учителя; б)учителя и учащихся; в) только учащихся.
В данной работе мы рассмотримурок иностранного языка в школе по программе полного среднего образования. Продолжительностьзанятия 45 минут.
Тема занятия: «Путешествия»
Цели урока:
1. Практическая цель обучения: иностранныйязык служит средством общения и позволяет осуществлять взаимодействие людеймежду собой, поэтому в школе иностранному языку нужно обучать, прежде всего,как средству общения. Изучение иностранного языка дает учащимся возможностьовладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах,явлениях, их связях и отношениях. Эти средства выступают для них в устной иписьменной формах. Овладение этими формами общения и должно входить впрактическую цель изучения предмета «Иностранный язык».
2. Воспитательная цель обучения:изучение иностранного языка способствует формированию диалектико-материалистическогомышления, взглядов на окружающий мир, на место человека в природе и обществе, ксамому себе. Изучение иностранного языка помогает нравственному воспитанию,целью которого является воспитание личности. При обучении осуществляетсявоспитание важнейших моральных качеств личности: патриотизм, интернационализм,гуманизм. Изучение иностранного языка оказывает эстетическое воздействие. Воспитательнаяцель способствует формированию социально активной личности.
3. Образовательная цель: во всевремена иностранный язык относился к числу предметов большого образовательногопотенциала. Его образовательная функция заключается, прежде всего, в том, чтоучащийся овладевает вторым языком, следовательно, новым средством для выражениямыслей. Правильное употребление языковых средств обеспечивает возможностьпонимать друг друга, воспринимать и передавать мысли при общении. Все эторазвивает учащихся в языковом отношении. Изучение иностранного языка повышаетобщую языковую культуру выражения мыслей, как на иностранном, так и на родномязыке, а это благотворно влияет на развитие мыслительных и речевых способностейучащихся при изучении других гуманитарных и естественных предметов.
4. Развивающая цель обучения: дляболее эффективного осуществления развития учащихся иностранному языку,необходимо придавать специальную развивающую направленность и включать учащихсяв такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия,двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Формированиеучебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных икоммуникативных умений и навыков оказывает развивающее воздействие нашкольников.
 Задачи урока
1. Научить вести беседу по теме«Путешествия»
2. Провести работу над текстом«А» с целевой установкой на полное извлечение информации и надтекстом «Б» с использованием справочного материала учебника с общимохватом содержания прочитанного.Этап урока Задания, стимулирующие деятельность учеников Учебный материал время примечание Начало урока
Речевая зарядка.
Вчера ко мне прилетел родственник из города N. Он любит летать самолетом. Я не люблю. Я предпочитаю ездить поездом или на машине. А вы? Кто из вас летал на самолете? Понравилось? Кто путешествовал на машине? (на поезде)?
Сообщение задач урока. Слова и выражения, необходимые для беседы по теме «Путешествия» 3-4 минуты Включить слова, означающие средства передвижения Центральная часть урока
I
1. Ответьте на вопросы (по видам путешествия)
Упр. №…
Лексико-грам. материал для выполнения задания.
Географическая карта (открытки)
Вербальные опоры для выражения цели поездки, отношения к ней и т.п. 20 минут Фрагмент дом. задания. Работа выполняется в коллективных формах. Создается атмосфера общения: каждый называет место, способ, цель путешествия, которое ему предпочтительно.
II
1. Выполните упражнение, предваряющее текст.
2. Докажите, что…
3. Опровергните на основе текста, что…
4. Покажите, что …поступил правильно/неправильно.
5. Переведите абзац, в котором говорится о….
6. Процитируйте из текста место, относящееся к иллюстрации.
1. Прочитайте заголовок, просмотрите текст и предположите о чем он.
2. Выделите главное, прочитав текст.
3. Скажите, что вы узнали из текста, понравился ли он вам
Текст А
Упр. №…
Текст Б
Вербальные опоры.
Я полагаю, что текст о….
Главная мысль заключается в…
12 минут
8 минут
Текст прочитан дома и выполнены после текстовые задания. Идет контроль домашнего задания и интенсивная переработка содержания
Учащиеся читают текст Б в классе про себя. Обращается внимание на интересные слова и выражения Завершение урока Подведение итогов: куда и как мы ездили? Какие тексты мы читали? Что вам понравилось? Запишите задание на дом: написать письмо другу о проделанном тобой путешествии сегодня 2-3 минуты Учащимся выставляются оценки
Урок как организационная единицаобучения длится 45 минут. Структура урока должна быть гибкой. Она определяетсяэтапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. Вструктуре урока должны быть стабильные и вариативные моменты. Структура любогоурока включает: начало, центральную часть и завершение. Каждая из названныхчастей выполняет присущую ей функцию, отражающую специфику предмета.
Для успешного решения стоящихперед обучением иностранному языку образовательно-воспитательных задач важнознать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучениясостояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать напроцесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования. Здесь нам поможетТеория поэтапного формирования умственных действий Гальперина.
Теория, сформулированная иисследованная Петром Яковлевичем Гальпериным (1902-1988) в середине XX века. Основанана том, что организация внешней деятельности школьников, способствующаяпереходу внешних действий в умственные, является основой рациональногоуправления процессом усвоения знаний, навыков, умений.
Согласно этой теории,формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый — создание мотивацииобучаемого;
Второй — составление схемы, такназываемой ориентировочной основы действия;
Третий — выполнение реальныхдействий;
Четвертый — проговаривание вслухописаний того реального действия, которое совершается, в результате чегоотпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый — Действие сопровождаетсяпроговариванием «про себя»;
Шестой — Полный отказ отречевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутомвиде.
На каждом этапе действиевыполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
Практическое значение теориипоэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том,что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, беззаучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путемнепроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.
Кроме этого, немаловажную рольиграет форма проведения урока.
Формы проведения урока крайнеразнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога — егометодическими воззрениями, вкусами, привычками. Как бы ни были разнообразныформы занятий с учениками, все же можно высказать несколько общих соображенийотносительно принципов построения и ведения урока, памятуя, конечно, что на практикеони могут бесконечно варьироваться. Прежде всего, возникает вопрос опоследовательности работы над учебным материалом.
Организационную форму обученияможно определить как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемоеопределенным, заранее установленным порядком и режимом.
Инструментом педагогическойдеятельности, рассматриваемой в единстве трех аспектов — образования,воспитания и обучения, служит педагогическая технология. Они реализуются вметодах, практиках, программах обучения. Методы обучения представляют собойсистему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную ипрактическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержанияобразования и тем самым достижение целей обучения. В педагогической практикешироко используются личностно-ориентированные технологии, которые способствуютповышению у школьников мотивации к обучению.
Говоря о дисциплине «Иностранныйязык» следует заметить, что основным компонентом содержания обучения емуявляются не столько знания, сколько навыки и умения. При их формировании напервый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешноестановление навыка (а следовательно и умения) невозможно без того, чтобыучащийся не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информацииизвне (главным образом от учителя), он даёт оценку своим действиям сам, чтонередко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильныенавыки. При формировании речевых навыков и умений оценку действиям учащегосядолжен давать учитель. Оценка действий учащегося и есть подкрепление. Ноосуществить подкрепление нельзя без наблюдений за действиями учащегося или безознакомления с их результатами. Кроме того, для того чтобы оценка былаправильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое, собственноговоря, и представляет собой контроль. Из сказанного ясно, почему контроль вобучении приобретает особое значение и требует более полного теоретическогообоснования.
В нашем случае на уроке «Иностранногоязыка» мы применяли устную форму контроля. Контроль должен проходить в томже плане, что и обучение, поэтому для того чтобы проверить умения и навыкиустной речи, следует применять устные приёмы проверки. Это занимает меньшевремени, чем письменная проверка. Устная форма способствует выработке быстройреакции на вопрос, развитию памяти учащихся.
Достижение целей обученияиностранному языку в школе определяется содержанием, которым должны овладетьучащиеся, и технологией обучения. Само учение школьников осуществляется как подруководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Как отмечаютпсихологи и педагоги, самостоятельная работа активизирует мыслительнуюдеятельность учащихся, делая учение более результативным.
Самостоятельная работа можетосуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, внебольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создаватьи развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные икоммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижениеучащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики.
Принято выделять следующиеуровни самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.
Воспроизводящий уровеньсамостоятельной работы очень важен в изучении иностранного языка, так как онлежит в основе других ее уровней, и он является ответственным за формированиевербальной произносительно-лексико-грамматической базы. Фактически с этой базыначинается усвоение нового.
Полутворческий уровеньсамостоятельной работы — следующий по сложности выполнения и вытекающий извоспроизводящего уровня. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний,навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации.
Самостоятельная работа этогоуровня требует от выполняющего ее большей мыслительной активности и связана стакими операциями, как подстановка, расширение и трансформация.
Творческий уровеньсамостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлятьпоиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так ипри чтении.
В практике самостоятельнойработы по иностранному языку эти уровни существуют, и каждый из них может бытьпредставлен определенным набором конкретных подуровней.
Самостоятельную работу учащихсяпомогает осуществить гибкое руководство, то есть методический инструментарий. Враспоряжение учащихся предоставляются следующие дидактические средства,помогающие самостоятельному овладению языком и его методикой одновременно: заданияк упражнениям, памятки, наводящие вопросы и ключи. Все они в совокупностисоставляют методический инструментарий учащихся.
Задания к упражнениям: благодарятому, что задание носит узкоконкретный характер, оно жестко направляет вниманиеучащихся, концентрируя его на определенной трудности при овладении языковымматериалом; оно ограничивает предмет речи, темы/ситуации при развитии речевыхумений.
Памятки: в памятках вформе советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Неучитель поучает, а учащимся даются правила учебного труда в отношениииностранного языка. Они подсказывают учащимся верный способ овладения основнымивидами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Памятокне должно быть слишком много, но они должны охватывать все существенные стороныучебно-воспитательного процесса. Памятки рассчитаны на способность учащихсясознательно управлять своей волей и эмоциями, и одновременно они воспитываютэту способность.
Следующее дидактическое средстворуководства самостоятельной работой — наводящий вопрос, которыйконцентрирует внимание на важной стороне познаваемого явления. Если памяткадает информацию о готовом виде, то наводящий вопрос способствует обнаружениюответа в результате активного поиска его самим учащимся, поэтому его влияниесильнее. Наводящие вопросы обычно составляет учитель, адаптируя их всоответствии с языковым опытом данного класса. Они могут быть более или менееразвернутыми, важно, чтобы они охватили все функции усваиваемого самостоятельно.Наводящий вопрос можно рассматривать как «тактическое средство», оказывающеенепосредственное влияние на текущий учебный процесс.
Помогает управлятьсамостоятельной работой и такое средство, как опора. Учитель намечаеттолько ситуацию, в ходе самостоятельной работы учащиеся осмысливают еесодержательно-смысловой план в единстве со средствами выражения; они подбираютсебе опоры из разнообразных источников информации, будь то текст, упражненияили словарь. Опорам придается форма, определяемая речевой задачей. Пользованиюопорами следует специально учить, так как учащиеся не всегда видят их и поэтомуне могут ими пользоваться. Пользование опорами позволяет решать некоторыезадачи: обогащение речевых возможностей учащихся с одновременным расширением ихметодического арсенала, так как учащиеся овладевают способами построения своеговысказывания, его планированием, подбором правильных средств выражения мыслей,оформления их в соответствии с коммуникативным замыслом.
Таким образом, все средстваруководства самостоятельной работой способствуют как более прочному усвоениюязыка, так и формированию методики учащихся.
Следовательно, самостоятельнаяработа органично вписывается в учебный процесс.
Обычно в конце урока подводятсяего итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т.е. каждыйоценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, своюактивность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранныхформ работы.Эффективность (качество) урока
Это степень соответствиярезультатов и цели: чем ближе результат к цели, тем выше качество урока, тем онэффективнее.
Для определения качества урокацели и задачи должны быть прописаны в общих единицах, чтоб их можно былосопоставлять, либо должны быть прописаны механизмы и инструментарийсопоставления.
Комплексный результат урока можетбыть определен через сопоставление результата деятельности учителя (т.е. того,что учитель хотел дать) и результата деятельности учеников (т.е. того, чтоученики взяли)
Обсуждая в конце урокарезультаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активностьи качество работы.
Для того, чтобы закончить урокна положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении«Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам,Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок иблагодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончанияурока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностнойзначимости каждого.
В заключение хотелось быотметить, что методическая разработка любого занятия может направлятьдеятельность учителя и через нее — деятельность учащихся.
В работе делается попыткапоказать урок иностранного языка местом организованного целенаправленногообщения, которое подкрепляется новым языковым материалом, который несет в себеопределенный заряд мотивации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.