Реферат по предмету "Культура и искусство"


Происхождение и смысл термина "культура"

Содержание
 
Введение
1. Культура как мир артефактов
1.1Понятиекультура
1.2 Культуракак мир артефактов
2.Культура как мир смыслов. Виды смыслов
2.1Культура как мир смыслов
2.2Виды смыслов
3.Культура как информационный процесс
4.Функции культуры
Заключение
Литература

Введение
Тема реферата«Происхождение и смысл термина «Культура»» по дисциплине «Культурология».
Цель работы –ознакомится с происхождением и смыслом термина «культура», функциями культуры идр.

1. Культура как мирартефактов
 
1.1.Понятиекультура
 
Культура— центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностьюявляется чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами— полисемантичность.
Всовременном звучании и написании слово «культура» имеет несколько значений.Исторически первые из них:
1)возделывание, обработка, уход, земледелие;
3)воспитание, образование, развитие;
4)почитание, культ («культ Ора, Ура»);
Впервыепонятие «культура» в значении умственная, духовная деятельность употребилЦицерон в 45 г до н.э. Он назвал философию культурой души, т.е., воспитываясвой разум, обрабатывая его как крестьянин землю, человек развивает своиумственные способности, совершенствует духовную деятельность.
Всовременном языке под культурой понимают:
— Свойство человека в сфере социального поведения (культурный – хамский);
— Отождествление культуры с образованностью (культурный – необразованный);
— Культура как городской способ жизни (культурный – деревенский);
— Культура как болезнь человечества (христианско-православный взгляд);
В литературе можновстретить различные попытки упорядочить это множество определений. В немвыделяются, например, следующие виды определений культуры.
Антропологические —исходят из то, что культура есть совокупность продуктов человеческойдеятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком(«вторая природа»).
Ценностные — трактуюткультуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемыхлюдьми.
Нормативные —утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила,регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные — культуратрактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, какособый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природнымусловиям.
Исторические —подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путемпередачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональные —характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, ирассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.
Семиотические —рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
Символические —акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.
Герменевтические —относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются иосмысливаются людьми.
Идеационные — определяюткультуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктовдуховного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические —указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в нейсоциально обусловленные особенности человеческой психики.
Дидактические —рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовалгенетически).
Социологические —культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупностьидей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективнуюдеятельность людей.
Таким образом, функция,назначение термина «культура» в научном языке с самого начала заключается втом, что он служит средством, с помощью которого выражается идея культуры каксферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия»,«человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному,животному бытию.
 
1.2 Культура как мирартефактов
 
Когда мы дышим, едимили непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем неотличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельностьвключает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к ним.Что же есть в ней такого, чего нет в поведении животных?
— Во первых, ее отличительнойособенностью является сознательная постановка цели. Человек способен выбиратьсвои цели В своей деятельности он сам создает для себя нее новые и новые цели,выходя при этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Результатычеловеческой деятельности, конечно, далеко не всегда совпадают с целью: частомы оказываемся не в состоянии полностью и в точности осуществить то, чтозадумано.
— Во-вторых, человексам создает и совершенствует средства деятельности, тогда как животные длядостижения своих целей пользуются «готовыми», данными им природой средствами —зубами, когтями, крыльями и т. д. В качестве важнейших средств человеческойдеятельности выступают прежде всего орудия труда.
В основе культурногопрогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в еецели, а целей — в средства. В самом деле, чем более эффективны средствадеятельности, тем легче достигается цель. Поэтому в деятельности постояннопроисходит перемещение внимания от целей к средствам. Рано или поздно во всякойсфере деятельности создание и совершенствование ее средств (то естьпромежуточная цель) становятся особой самостоятельной целью и работа,направленная на эту цель, обособляется в самостоятельную область деятельности.В последней то, что было лишь промежуточной целью, превращается в конечнуюцель, а то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться какпромежуточная цель, достижение которой является условием для движения к новойконечной цели. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь онживет, чтобы действовать. Духовная деятельность, без которой немыслимосуществование культуры, возникает как средство, способствующеесовершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но сразвитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности,порождающую такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.
Из игры какдеятельности, целью которой является развитие физических и умственныхспособностей человека, рождается спорт, в котором развитие способностейрассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивныхрезультатов. То же самое происходит и с учебой: исторически она сначалаосуществляется в ходе практической деятельности, и приобретение знанийрассматривается как средство сделать труд более эффективным; но затем онаобособляется в особую сферу деятельности, а труд начинает служить в ней нецелью, а средством приобретения знаний.
Благодаря взаимному«оборачиванию» средств и целей в развитии культуры непрерывно идет дифференциациядеятельности, возникают новые ее виды. И это развитие не может остановиться,потому что его движущие силы лежат в самой природе человеческой деятельности.
Создавая культуру, людиотделяются от природы и строят новую, «сверхприродную» среду обитания.Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего независимо отнего мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходеисторического развития человеческого общества первый все больше заслоняетсявторым (хотя превратить материальную среду культуры в замкнутую сферу иполностью отгородиться ею от природы невозможно).
Продукты и результатычеловеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явленияназывают артефактами.
Артефактами —феноменами культуры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли,найденные и используемые им средства и способы действий. Итак, культура естьмир человеческой деятельности или мир артефактов — это ее первая важнейшаяхарактеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о «материальнойкультуре» — вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, чтообразует «вторую природу», которую создает человек собственными руками вокругсебя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущностикультуры.

2. Культура как мирсмыслов. Виды смыслов
2.1.Культура как мир смыслов
Явленияприроды, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии,обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками. Этихарактеристики составляют их объективную определённость, и, кроме нее, никакойдругой определенности они не имеют. Иначе обстоит дело с артефактами —предметами культуры. В отличие от явлений природы они обладают двойственнойопределенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже естьобъективная Определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность,которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуетсяобъективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще ииную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом»,«значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, чточеловек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д. Они-то(представления, цели, желания й т. д.) и есть та «человечность», которую вноситчеловек в продукты своей деятельности.
Культура— это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.Такова вторая важнейшая характеристика культуры.
Человекживет не только в материальном мире вещей — он живет и в духовном мире смыслов.В ходе своего исторического развития человечество постоянно расширяет иобогащает этот мир. Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — велик инеобъятен, это своего рода «вторая Вселенная», существующая наряду срасширяющейся космической Вселенной.

2.2. Виды смыслов
 
Видысмыслов: знания, ценности, регулятивы.
Смыслыобразуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностямипознает, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явленияи процессы.
Триосновных вида смыслов:
Знание(когнитивный смысл) — это информация о свойствах объекта. Знание — важнейшаячасть культуры. Оно занимает огромное место в ее содержании. С развитиемкультуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет. Далеконе все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеютсязнания, которые когда-то в прошлом считались несомненными истинами, но затемобнаружилось, что они были заблуждениями (например, языческие верования). Естьи такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, тогда, как вдругой культуре они оцениваются как ложные.
Ценность(ценностный смысл) — это фиксированная в человеческом сознании характеристикаотношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объектимеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либосвоей потребности (а если же объект представляется человеку не удовлетворяющимникаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценностилибо имеет отрицательную ценность — «антиценностъ»).
Регулятив(регулятивный смысл) — это правило или требование, в соответствии с которымлюди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивыопределяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т. е.указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», акакие — нет.

3. Культура какинформационный процесс
 
Культуракак мир знаков.
Выступаяв качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человекомвещи, процессы, явления становятся знаками. Знаки и системы знаков исследуютсяспециальной наукой — семиотикой. Знаковыми системами являются естественные(разговорные) языки — русский, английский и др., а также различного родаискусственные языки — язык математики, химическая символика, «машинные» языки ит. д.
Кзнаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языкиизобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозныесимволы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов,которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. Мы живемне только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая характеристикакультуры.
Явлениякультуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована»социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение,смысл.
Пониматькакое-либо явление культуры — значит видеть в нем не просто чувственновоспринимаемую вещь, но его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку,поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужноне только наблюдать, но и осмысливать, оно и становится фактом культуры.
Свозникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных,«надбиологическая» форма хранения и передачи информации. Это принципиальноновый и несравненно более богатый по своим возможностям тип информационногопроцесса. Она дает обществу языки — знаковые системы, Ее необходимымкомпонентом являемся социальная память, в которой хранятся духовные достижениячеловечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающиеопыт многих поколений предков. Таким образом, культура выступает как своегорода информационное обеспечение общества. Правда, тут надо учесть и однопринципиальное различие: в компьютер информационное обеспечение вкладываетсяизвне, а общество само создает свое информационное обеспечение.
Итак,феномены культуры — это любые артефакты (искусственно созданные людьми предметыи явления), которые несут в себе смыслы, т. е. выступают как знаки, обладающиезначениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержитсясоциальная информация.
Краткоеопределение культуры:
«Культура– это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе спомощью создаваемых людьми знаковых средств» (А.С.Кармин).
«Культура– совокупность жизненных смыслов человека, находящая выражение в его жизни идеятельности» (А.К.Бычко).

4. Функции культуры
Функциейв общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элементав социальной системе, или, иными словами, определенного рода работу, котораятребуется от него в интересах системы в целом. Можно по-разному выделять,классифицировать и описывать социальные функции культуры. Одна из них, самаяглавная — информационная функция — уже была охарактеризована в предыдущемразделе и положена в основу приведенного выше краткого определения культуры.Рассмотрим теперь некоторые другие важные ее функции.
Адаптивнаяфункция— культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.
Слово«адаптация» означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существадаптируется к среде своего обитания. Это происходит в процессе биологическойэволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору,посредством которых формируются и генетически передаются из поколения впоколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающихвыживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его «экологическойнише»). Однако адаптация человека совершается иначе. В природе живые организмыприспосабливаются к среде, то есть изменяются в соответствии с заданнымиусловиями своего существования; человек же приспосабливает среду к себе, тоесть изменяет ее в соответствии со своими потребностями.
Коммуникативнаяфункция— культура формирует условия и средства человеческого общения.
Отдельныйиндивид способен быть носителем и творцом культуры лишь постольку, поскольку он«погружен» в социально-культурную среду, обитает в ней. Какой-то«индивидуальной культуры», которая была бы полностью изолирована отобщественной, не бывает. Культура творится людьми сообща, совместными усилиями.Предметы культуры могут быть продуктами индивидуальной деятельности, они могутсоставлять собственность отдельных индивидов, но культура как таковая естьобщественное достояние.
Интегративнаяфункция — культура объединяет народы, социальные группы, государства.
Любаясоциальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этойкультурой. Потому что среди членов общности распространяется единаясовокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для даннойкультуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувствопринадлежности к одной культурной группе.
Функциясоциализации— включение индивидов в общественную жизнь, усвоение имисоциального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данномуобществу, социальной группе, социальной роли.
Процесссоциализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в немопределенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе стем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихсяв нём форм жизни. «Персональный состав» общества и социальных групп постояннообновляется, меняются исполнители социальных ролей, так как люди рождаются иумирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются кнакопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этомопыте образцам поведения.
Культурныйконтекст определяет как формы деятельности, с которыми связана занимаемаяличностью в обществе позиция, так и принятые в данной социальной среде формыотдыха, развлечения, психической разрядки (рекреативная или компенсаторнаяфункция культуры). В каждой культуре существуют свои традиции и обычаи,регламентирующие способы снятия напряжения, которое накапливается у людей впроцессе повседневной жизни. Такими способами являются игры, спорт, массовоеискусство (детективы, приключенческие фильмы, эстрада), вечеринки, выезды загород, разнообразные «хобби».

Заключение
В процессе выполненияработы мы ознакомились с основным понятием дисциплины «Культурология» — культура, в различных аспектах:
— как мир артефактов;
— как мир смыслов;
— как информационный процесс;
выяснилифункции культуры и виды смыслов.

Литература
культура смыслартефакт функция
1.  ХоруженкоК.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов –н/Д, Феникс, 1997 –640с.
2.  ГуревичВ.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.
3.  МатвєєваЛ.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К… Либідь, 2005 – 512с.
4.  Культурология.Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс,2004 – 352с.
5.  РозинВ.М. Введение в культурологию – М., Международная педагогическая академия, 1994– 104 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гражданско-правовое регулирование договора продажи жилого помещения
Реферат Угрозы чрезвычайных ситуаций, обусловленные изменением климата, на территории Российской Федерации
Реферат Рекультивация нарушенных земель
Реферат Применение математических методов при обновлении парка автотранспортного предприятия
Реферат Kosovo Conflict Essay Research Paper KosovoBackground of
Реферат Резервы повышения экономической эффективности свекольного производства
Реферат Разработка экологического паспорта сельскохозяйственного предприя
Реферат Разработка мероприятий по повышению эффективности отрасли растениеводства в СПК Перепелкино
Реферат Топливо. Его виды и характеристика. Области эффективного использования. Топливный баланс страны
Реферат Реконструкция пункта послеуборочной обработки зерна
Реферат Рост и развитие ремонтных телок герефордской породы казахской белоголовой
Реферат Роль биологического азота в азотном балансе почв
Реферат Ризики аграрного товаровиробника та управління ними
Реферат Проектирование производственных участков предприятия, работающего по индивидуальным заказам населения
Реферат Результаты реализации ПНП Развитие АПК на территории Приволжского федерального округа и в Саратовской