Реферат по предмету "Культура и искусство"


Проблемы воспитания развития личности в художественном коллективе

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие личности в отечественной и зарубежнойпсихологии
Глава 2. Проблемы воспитания развития личности вхудожественном коллективе
2.1. Проблема лидерства в художественных коллективах
2.2. Проблема индивидуально-психологических особенностейличности
2.3. Проблема соответствия эстетическоговосприятия и художественного  развития личности
2.4.Проблемы восприятия личностью культурно-досуговыхпрограмм    
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность темы моейкурсовой работы заключается в следующем: в настоящее время многиехудожественные коллективы не способны создать творческую атмосферу, в следствиичего коллективы просто распадаются, усилия педагогов оказываются тщетными вразрешении конфликтных ситуаций; личность в условиях художественного коллективане может развиваться из-за появления лидеров, причиной чему в наши дни являетсясоциальное неравенство.
Решением проблемвоспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишьправильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностямкаждого отдельного участника, а не коллектива в целом.
Цель курсовой работы –выявить существующие проблемы воспитания и развития личности в художественныхколлективах.
Задачи курсовой работы –раскрытие сути проблем и поиск пути их решения.
Предметом исследованияявляется изучение особенностей развития личности в условиях художественногоколлектива.
В написании курсовой работы использована следующая литература: ШведоваМ.Д. Русская культура. – СПб., 2001.; Якрушев В.М. Объятья тишины: как создатьблагоприятную атмосферу в коллективе. – М.: АСТ-Пресс, 2005.; ЯснополянскаяЗ.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.и др.

Глава 1. Понятие личности в отечественной и зарубежнойпсихологии
Изучением личностизанимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты ихтрудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихсялюбых отраслей знания.
Стоит выделитьнесколько основополагающих понятий, которые необходимы в пониманиииндивидуального подхода к изучению личности.
Личность – этосознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе ивыполняющий определенную общественную роль.
Индивидуальность –это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной,волевой сфере.
Индивид – конкретныйчеловек, со всеми присущими ему особенностями.
Проблема изученияличности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-историческойконцепции, согласно которой развитие психики человека обусловленосоциально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных –идей:
1. О целостномподходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психикичеловека развиваются не отдельные функции, психические процессы, апсихологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что вкаждом возрасте образуется система психологических функций, которая характернадля этого возраста и определяет развитие личности. Например: в раннем возрастедля развития психики характерна система познавательных и эмоциональных функций.В которой ведущее значение имеет восприятие. В дошкольном возрасте – другаясистема, где ведущее место память, в младшем школьном возрасте – мышление.
2. О развитии высшихпсихических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психическихфункций, которые он назвал высшими. –они полностью отсутствуют у животных,составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальныхвзаимодействий. В отличие от натуральных или природных, которые присущиживотным 9серсорные функции: обоняние и т.д.) ВПФ – высшие психические функцииимеют свое строение. Свойство, происхождение. Они произвольны, социальны, апосредованы.ВПФ: память и т.д. образуются при жизни в процессе воспитания и обучения.механизмом развития ВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначалавозникают, как распорядительные между людьми в процессе общения, деятельности,затем она изменяет свое содержание и строение по средством знака (слова),вступает в определенное отношение с мышлением, становится им управляемым и«вращивается» становится достижением человека. таким образом, ВПФ представляетту психологическую основу, которая составляет сущность человека, являетсясодержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, черезкоторую преломляются все внешние воздействия.[5]
2 важных понятия«социальная система развития» (ССР) и «психического новообразования». ССР – этоявляется характерным для каждого периода развития, своеобразное неповторимоеотношение человека к действительности, которая определяет развитие психики, развитиеличности на возрастном этапе и является источником психологическихновообразований. Например: центром ССР в дошкольном возрасте является взрослыйчеловек, именно он является носителем определенных норм, функций, правил.Овладение правилами и нормами через игру. В младшем школьном возрасте –взаимодействие с учителем, который является носителем умственной деятельности.«Возрастная ПС новообразований является системой образования, психологическиесвойства, которые являются итогом развития человека на данном этапе и предпосылкойразвития личности на следующем. Например: в дошкольном возрасте такиеновообразования: произвольное поведение, стремление соответствовать социальнымнормам.
Рефлексиярассматривается в 3 основных аспектах:
— при изучениитеоретического мышления, при решении разного рода мыслительных задач. Рефлексия– как направление мышления на самого себя.
— при изучениипроцессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью пониманияоснований совместимых действий и их координации  (при коллективном решениипроблемы).
— при изучениисамосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания подрастающегопоколения (устанавливают внутренние ориентиры, способов разграничения «я» и «нея», умение «вписываться», умение координировать свое автономное действие сдействиями других людей.
Выготский наиболееадекватно реализовал положение о соотнесении диалектического и историческогоматериализма, т.е. преодолел разрыв между диалогическим и историческим ходомпсихологического развития. При этом он не ограничивался теоретическим анализомпроблемы, а основывался на эксперименте добытых фактов.
Он подчинил единстводвух факторов развития: элементарные психологические функции больше обусловленынаследственно, а высшие – продукт исторического развития. Наследственныезадатки – только предпосылки развития. Единство наследства социальных факторовне постоянно, а дифференцировано, изменяется в процессе развития. Меняетсясреда, меняется отношение к ней. [8]
На основе его научныхтрудов были созданы самостоятельные направления изучения личности. Одно из нихдеятельностное направление. Основоположником его был Леонтьев, он исходил изположения Маркса о том, что деятельность воплощается в продукте. Происходит какбы (опредмечивание) тех представлений, которые побуждают и регулируютдеятельность. В процессе материального производства люди опредмечивают своиспособности, т.е. вкладывают в предмет определенный предмет действования с ним.В свою очередь присвоение общественно-исторического опыта связано с принципомраспредмечивания. Присвоение общественного опыта при наличии условий:
- Процесса общения со взрослым,
- Активность самого человека,
- Адекватная деятельность.
Категориядеятельности ведет к пониманию личности, как момента деятельности и еепродукта. Леонтьев в качестве предмета ПС вынес психику за пределы внутреннейжизни человека, превратил психику в реальность человеческой деятельности. Врамках деятельной теории Леонтьева его идеи тоже получают широкоераспространение положений о том, что высшая ПС функция является результатомперехода первоначальных практических «высших» человеческих форм деятельности.
Подлежание обучениюдолжно вести за собой развитие, что позволило понять процесс учения, какдеятельность, специально организованная и управляемая.
Изучение мотивовстановления и утраты личностного смысла продолжилась в трудах Бажович. Онаобобщая данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности вонтогенезе 9индивидуальном развитии человека). она характеризует личность, какцелостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющуюопределенную функцию в взаимоотношениях человека с окружающей средой.Становление личности рассматривает Бажович, как обретение индивидом свобды, какобращение его субъектом собственной деятельности.
Личность (по Бажович)– высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того,что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественногоопыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится кзнанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При которомнормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того, чтобыэтого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву»,на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности«внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новоепонятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутреннейпозиции ребенка». Внутренняя позиция – это отражение того объективногоположения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественныхотношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позицияотражает просто объект положительного человека. [11]
Психодинамическоенаправление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теорияиндивидуального изучения личности.
Считается, чтонеосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. егопсихоаналитическая теория.
Теория Фрейда:
Личность включает всебя структуру компонентов: ИД, ЭГО, СУПЕР ЭГО.
ИД – от латинскогослова «оно». По Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные ивраждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с цельюполучения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.
Эго – от латинского«Я». Представляет собой рациональную часть личности:
Принцип реальности.Его задача – разделение для человека собственного плана действий, чтобыудовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.
Направленностьличности – это система побуждений, определенно избирательных отношений иактивность человека. С давних времен человек пытался определить источникиактивности личности, смысл жизни. одни считали стремление к удовлетворению, основныммотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основноепобуждение и смысл жизни человека. третьи пытались выводить поведение личностииз биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство илиподчинение).
Личность вступает вмногообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферахпрактики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.
Мотив – осознанноепобуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуетсясознанием общественного долга, в других – личностными потребностями илиинтересами, в третьих – на основе чувств. При анализе поведения их деятельностинеобходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснитьморально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненнуюпозицию, ее отношение к различным сторонам действительности.
От мотивов, какосознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренниепробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественнуюзначимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивовчеловека имеет важное значение для понимания сущности личности.
Потребность – этоиспытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.Потребности осознанны, проявляются в форме мотивов поведения. Потребностипобуждают человека к активности. Все потребности человека социальнообусловлены, их развитие определяется характером социального производства иобщественных отношений (по отношению к физиологическим потребностям обществоопределяет форму удовлетворения). По отношению к социально-духовным определяеткак форму. Так и содержание. Потребности влияют на переживание, мышление и волючеловека. в связи с удовлетворением потребностей в зависимости от средств испособа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения, радости.Потребность – основная побудительная сила познавательной и практическойдеятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности человек долженнайти средства или иные, а затем решить определенные практические итеоретические задачи. Потребности многообразны, связаны между собой доминируютв данное время может подавлять все основные и может определять основное направлениедеятельности.
Широта потребностизависит от уровня развития человека и материальных условий. Потребностирегулируют поведение человека, учитывая внешние условия, поведения, морали. Вотличие от животных они разумно удовлетворяют свои потребности.
Виды потребностей:
- Материальные,
- Духовные: эстетические и познаний(общие, частные).
- Общественные (в основу такойклассификации положен принцип направленности на тот или иной отдел).
- На основании потребности всознании формируется потребность в творчестве.
- Общественные потребности: общение,перенимание опыта и т.д. Потребности в общении выражают социальную природучеловека. стимулирует развитие личности. Порождает любовь, взаимопонимание ит.д.
Интерес –избирательное отношение личности к объекту. В силу его жизненного значения иэмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, ноне сводятся к ним. Потребность выражает необходимость. А интерес – личнуюприязнь какой-либо деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес можетстать потребностью. Интерес может появляться стихийно и неосознанно, вследствии эмоциональной привлекательности объекта и уже потом осознается егожизненное значение. Которое определяется многими причинами.
Одни объекты отвечаютобщечеловеческой природе. Привлекают множество людей, другие отвечаютвозрастным особенностям. Третьи – социально-групповым особенностям, четвертые –индивидуальным. Различают в отношении к объекту зависимость от личного опытаобразованности, воспитанности, воспитанности, духовного склада личности и т.д.[3]
Виды интересов: ониразличаются по содержанию и направленности, выделяют материальные, общественныеи духовные интересы. Материальный интерес проявляется в стремлении к жилищнымудобствам, необычным изделиям обихода и т.д. Материальные интересы могут носитьискаженные формы: стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересыхарактеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всегопознавательные интересы, интересы к литературе и искусству. Общественныеинтересы включают интересы к общественной работе и организационнойдеятельности. Различают непосредственный и опосредованный интерес.
Непосредственныйинтерес – это интерес к самому процессу действительности. Например, к процессупознания, овладения знаниями.
 Опосредованныйинтерес – это интерес к результатам деятельности. Наиболее благоприятными дляактивной и продуктивной деятельности человека является правильное соответствиенепосредственного и опосредованного интересов. По уровню действенностиразличают пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательныеинтересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта.
Активные интересы –интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развитияличности, формирования знаний, способностей, характера человека. интересыразличают по объему, такое различие характеризует структуру личности. Могутбыть люди с широкими, разносторонними интересами и одновременно глубокимиинтересами, и люди с широкими, но поверхностными интересами. Положительнымявляется такой тип человека, у которого на фоне широких многостороннихинтересов есть основной центральный интерес, определяющий смысл жизни, основноенаправление деятельности. [9]
Под мировоззрениемпонимают систему взглядов на природу. Общество, мышление и т.д. В узком смыслеслова Мировоззрение – это система взглядов на общественную жизнь.
Мировоззрениеличности составляет ядро ее направленности, ее отношения к различным сторонамсоциальной жизни. мировоззрение служит регулятором поведения и действияличности.
Импульс к действию,возникающий под влиянием внутренних условий. Или внешних обстоятельствсоотносится со взглядами человека и стимулируется или затормаживается.
Убежденность – этоглубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует вжизни. убежденный человек тот, у которого цели совпали с чувством и волей, длякоторых невозможен поступок, противоречащий принципам. Это целеустремленныйчеловек, способный отстаивать свои взгляды, свои дела, готовый на жертвы во имядолга. Идеал – это образ. Которым руководствуется личность в настоящем икоторый определяет ее будущее. На основе мировоззрения складываетсянравственный идеал. В нравственном идеале отражается убежденность человека, егожизненная позиция. наличие высокого нравственного идеала определяет высокоеразвитие личности. Положительный идеал возникает в результате обобщения всеголучшего, может быть конкретный человек или собирательный образ. [7]
Выделяют 2 типа отношенияк идеалу: созерцательный (человек ограничивается восхищением своим идеалом) идеятельное (превращение созерцательного в реальные черты собственногохарактера, построения плана собственной жизни).
Идеал – тот образец,который предвосхищает будущее и опережает жизнь, отражая тенденции ее развития.Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установокличности, ее взглядов, интересов, вкусов и т.д.

Глава 2. Проблемы воспитания и развития личности вхудожественном коллективе
2.1. Проблема лидерства в художественных коллективах
Лидерство свойственнокаждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечетвыдвижение одних или отставание других.
Лидерство хорошоизучено в зарубежной психологии.
Лидерство – один изактивных способов проявления индивидуальности личности. На первый взглядказалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные илиформальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.
Но, с позициипсихологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации.Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участниковколлектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге кразрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушаетсяединство группы, в следствии чего каждый участник пытается все делать сам – этоотрицательная сторона.
Педагог илируководитель данного коллектива прибегает к таким методам, как возвышениеуспехов других и унижение достижений конкретного лидера.
Появление лидератакже может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельностиколлектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальныеучастники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.
Данная ситуация будетоценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе сней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к еголидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на ихнедостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясьсвоим умением.
Педагог в любомслучае не должен резко реагировать на появление формальных и потенциальныхлидеров. Что часто приводит в еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Ондолжен находиться на нейтральной позиции, но это не значит что все пустить насамотек.
Лишь применениесовременных методик позволит руководителю художественного коллектива найтинаиболее приемлемые способы разрушения конфликтной ситуации, или не позволитпоявлению в коллективе резко выросших лидеров, что спасет коллектив от распада.
Если рассматриватьпроблему лидерства обособленно от коллектива, то можно сказать, что лидер сампо себе одинок, у него нет поддержки в коллективе, а значит любая маленькаянеудача приведет его либо к агрессии, либо к пассивному отношению к своимдостижениям и в итоге к разрушению личности.[8]
2.2. Проблема индивидуально-психологическихособенностей личности
Проблемаиндивидуально-психологических особенностей личности является одной из важных впсихологии. Значение и учет ее особенно важен в тех случаях, когда психологиянепосредственно обращается к жизни, к практике. К индивидуальным особенностямотносятся особенности эмоциональной мыслительной личности, теп нервной деятельностиили темперамент, характер и другое, т.е. все то, чем множество участниковколлектива отличаются друг от друга. Сочетание всех компонентов сторон личностии индивидуальности всегда настолько своеобразны, что ни один из участников непохож на другого, каждый уникален, своеобразен и неповторим. Ко всем надо найтиподход, всех надо воспитывать, раскрывать потенциалы творчества, способности ихразвития как личности.
В личности выделяетсянесколько сфер:
- потребностно-мотивационная;
- познавательная;
- эмоционально-волевая.
Потребностно-мотивационнаяпредставляет ядро личности. Потребности – источники всякой активности личности.
Изучение и учетиндивидуальных особенностей личности следует начинать с выявленияналичествующих у него потребностей. Отсутствие у участников определенныхпотребностей подчас делает совершенно нерезультативным педагогическоевоздействие и обучение, в том числе и несформированность потребностей взанятиях хореографическим искусством.
Познавательныепотребности по мере осознания превращаются в мотивы. Мотивы – это побуждение кдеятельности. Важнейшими мотивами являются стремления, интересы, убеждения.[10]
Необходимо помочьучастникам развить у себя познавательные потребности в учебе и труде, а в нашемслучае, занятием танцевальным искусством, а потом опираться на них в процессевоспитания и обучения.
Проблема воспитанияразносторонне-познавательных интересов у участников весьма важна, этому могутсодействовать введение активных методов обучения игры, которые поднимаютзаинтересованность учващихся, дают им радость в познания принципиально сложныхэлементов классического танца.
Стремления,познавательная потребность – это важнейшие мотивы. Однако существуют еще ивнешние (это требования, наказание, награда, похвала, соревнование, давлениегруппы).
Действие их научастников следует обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.
Следует сформироватьнеобходимые познавательные потребности и связанные с ними мотивы.
2.3. Проблема соотношения эстетического восприятия ихудожественного развития личности
Одной из основныхявляется в педагогике проблема эстетического восприятия и художественногоразвития личности в условиях художественного коллектива. Данная проблемазаключается в том, что участники художественного коллектива обязательно должныполучать информацию эстетического характера для развития положительныхличностно-моральных установок.
Восприятие даннойинформации может проходить как целенаправленно, так и стихийно в процессеовладения участниками коллектива основ профессионального мастерства.
Каждый участник всилу своих индивидуальных особенностей воспринимает данную информациюпо-разному, но в том или ином случае он становится эстетически развитым.
Народно-художественноетворчество в своем арсенале накопило множество произведений, средств и методовпередачи информации эстетического характера. Каждый из методов рассматриватьсяв обособленности не может, так как только комплексный подход к данной проблемепозволит воспитать в сердцах участников художественных коллективов чувствопрекрасного. [11]
Еще в Древней Грециипытались связать воедино такие понятие, как эстетика, эстетическое развитие иискусство, художественное развитие личности.
Эстетическоевосприятие, т.е. умение воспринимать из всего потока информации ту, котораясоставляет ценность, несет то необходимое, что делает личность каждого человекаболее гуманной.
Ценностное восприятиедействительности не возможно без правильно подобранных методик преподаваниямастерства руководителем коллектива своим участникам. Ориентация на ценность, внастоящее время наиболее актуализируется, т.к. за множеством информации ненесущей ни положительного, ни отрицательного теряются истинные ценности,которые способен отыскать только эстетически развитый человек.
Невозможно винить внеправильности обучения руководителей художественных коллективов в том случае,если раньше (до вступления в коллектив) индивид попросту не имел понятия опрекрасном, прекрасное, ценностное видения действительности воспитывается вкаждом человеке с детства до старости.
Данной проблемойзанимаются в настоящее время не только педагоги конкретных коллективов, аискусствоведы, литературоведы, музыковеды и т.д. пытаясь найти наиболееоптимальный путь развития в личности эстетического видения искусства.
2.4. Проблемы восприятия личностью культурно-досуговыхпрограмм
Восприятие личностьюкультурно-досуговой программы – это восприятие опосредовано прошлым социальнымопытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами:в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленностипроисходит осуществление регуляции восприятия личностью всего происходящего.
В психологии различаются:восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие спреобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности. Соотношениепознавательной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может бытьмноговариантным. Преобладание эмоционально-оценочных моментов вкультурно-досуговой программе вызывается прежде всего ситуациями, связанными спреобладанием заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательствомпреимуществ одних духовных ценностей перед другими.
Интерес к содержаниюкультурно-досуговой программы реализуется через направленность чувств, встремлении познать глубже смысл происходящих событий, дать им оценку,выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.
Воздействие субъекта наобъект, на его восприятие захватывает одновременно область чувств и разума, аэффективность воздействия на эмоциональную и рациональную сферу познания вомногом определяется степенью и характером как самого воздействия, так иприсутствием объективных и субъективных факторов, конкретной ситуацией.
Уровни восприятиякультурно-досуговых программ зависят от личностных представлений иосуществляются при различных фазах протекаемого процесса. Каждая такая фазахарактерна своими особенностями взаимодействия личностных представлений,восприятием и мышлением. Выделяются три фазы формирования представлений. Перваяфаза характеризуется недостаточной расчлененностью и схематичностью отраженияцелостной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятиякультурно-досуговой программы ее можно охарактеризовать как психологическоесостояние, когда имеющиеся знания и возможности восприятия не позволяютпонимать информации в полном объеме, а улавливать лишь ее часть, бездостаточного понимания сущности. Представления второй фазы могут бытьадекватными и конкретными по отдельным признакам и неадекватными, схематичнымидля целостной ситуации и ее элементов. Представления третьей фазы отличаютсяосмысленностью, адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации и ееэлементов. Взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеют место вкаждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления характерныхпризнаков объекта и его конкретных элементов.
В ходе смыслового,интеллектуального и художественного воздействия культурно-досуговой программыучастники коллектива воспринимают идеи в виде образов и понятий, осуществляютмыслительную переработку информации. Усвоение информационного потока различнымигруппами участников художественных коллективов является необходимым первичнымусловием воспитания и развития личности. [11]
Практика исоциологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов уучастников, которые являются носителями и распространителями художественнойкультуры.
Наличие общих интересов уразных людей служит объективным условием формирования художественногоколлектива.
Существует два типаинтересов – социальные и коллективные. Первые характеризуют личность кактаковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако вступив в болееили менее постоянную связь с источником информации, он становится еепотребителем и в это своем качестве проявляется через коллективные (групповые)интересы. Специалисты и руководители художественных коллективов без овладениямастерством работы с коллективом не могут выполнить своей основной задачи –влиять на сознание участников.
Отношения художественногоколлектива с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретаютновые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для участниковхудожественного коллектива ценностное значение приобретает не только содержаниеинформации, но и ее носитель.
Коллектив, следовательно,не может рассматриваться как сумма разобщенных индивидов. Он живет своейжизнью, и, чтобы управлять им, нужно знать, какими качествами онхарактеризуется, каковы его отличительные черты.
Личность воспринимаетинформацию, основываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретногосодержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в жизни информация, атолько ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию.
Чтобы информация былавоспринята и усвоена, она должна представлять для коллектива определеннуюценность, затрагивать личные, порой эгоистичные интересы каждого. Коллективохотнее обсуждает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и покоторым личность может высказать свое суждение, касающееся ее непосредственно.Предрасположенность характеризует эмоциональное отношение коллектива к подачеинформации, как она будет затем оценена залом, аудиторией.
В то же время было быошибкой ставить предрасположение в прямую зависимость от осведомленностиколлектива. В силу тех или иных обстоятельств отдельные события приковывают ксебе внимание, даже если личность не готова к глубокому пониманию. Информацияприобретает ценностное значение лишь в том случае, если она затрагиваетинтересы данного коллектива. Личность сознательно или несознательно ищет туинформацию, которая отвечает ее ценностным представлениям и, напротив, склоннаизбегать такой информации, которая идет в разрез с ее интересами.
С подготовленностью ипредрасположенностью связано еще одно свойство личности – это ее активность.Она проявляется в волевых качествах коллектива, обладает определеннойсамостоятельностью, своим поведением коллектив выражает свою волю. Коллектив,таким образом, характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью,предрасположенностью, активностью. [16]
Коллектив может бытьспокойным и возбужденным, заинтересованным и равнодушным, благожелательным инеприветливым, доверчивым и настороженным. Нет состояния вообще – вне времени иместа, вне связи с конкретным процессом. Нельзя говорить о равнодушииучастников художественных коллективов безотносительно к чему-либо. Равнодушныек одному, они проявляют живейший интерес к другому. Не пользующаясяпопулярностью тема спектакля сегодня, завтра может привлечь к себе вниманиеколлектива. Переменчивость состояния коллектива обязывает учитыватьизменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание коллектива, каким быоно полным не было.
Состояние коллективаможно классифицировать по следующим типам:
- состояние готовности,то есть подготовленность или неподготовленность, слабая подготовленностьучастников; подразумевается не только уровень их знаний, но и степеньсознательности и т.д.;
- состояниезаинтересованности, которые связаны прежде всего с характером предрасположенийколлектива, при этом учитывается как интерес к содержанию информации, так иотношение к ее актуальности, способам ее подачи;
- состояниеактивности, отражающее разную степень поведенческих актов коллектива.
Умение руководителейхудожественных коллективов не только учитывать состояние коллектива, но иформировать его путем целенаправленного воздействия имеет решающее значение впроцессе воспитания и развития личности в условиях художественного коллектива.
Естественно, чторазличные коллективы требуют от руководителей и специалистов выбора различныхтактических и стратегических приемов.
Таким образом,оптимизация процесса восприятия культурно-досуговых программ возможна приусловии углубленного анализа содержания всех направлений культурно-досуговойдеятельности с учетом психологии восприятия их коллективом. Лишь в этом случаемеханизм восприятия культурно-досуговой информации участниками художественногоколлектива можно будет рассматривать как единый коммуникативный процесс,составляющий основу воспитания личности в условиях художественного коллектива.

Заключение
Проблемы воспитания иразвития личности в творческих коллективах настолько актуальны, что их изучениюпосвящены не только методические труды в сфере культурно-досуговойдеятельности, но а также в психологии и педагогике.
Многие зарубежные иотечественные специалисты занимались вопросами данной темы, по крупицам собираято необходимое, что в настоящее время позволяет изучать индивидуальныеособенности развития личности.
Существующие проблемывоспитания и развития личности в художественных коллективах настолькомногочисленны, что следует выделить лишь те, которые были отражены в даннойкурсовой работе:
- проблемаиндивидуально-психологических особенностей личности;
- проблемасоотношения эстетического восприятия и художественного развития личности;
- проблемалидерства и др.
Решение данныхпроблем позволит руководителям художественных коллективов добиваться высокихрезультатов, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение игуманное отношение к действительности.

Списокиспользованной литературы
1. Багданов Г.Т.Искусству жить… — СПб., 2004
2. Веселова Ю.Г.Духовно-нравственный потенциал русского народа. – М., 2003.
3. Викторов Е.А.Личность. Индивидуальность. Творчество. – СПб.: Искусство, 2005
4. Ефремов А.Л.Формирование личности в условиях любительского коллектива. – СПб., 2004.
5. Зимина Л.Т.Духовное возрождение России. – М., 2000.
6. Калинина С.А.Духовная культура России. – М., 2004.
7. Каргин А.С. Воспитательная работав самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 1984.
8. Куликова С.Т.Культура и личность. – М., 2002.
9. Кусков М.Н.Культурное возрождение, как перелом… — М., 2001.
10. Незнанский Е.И.Культура, которая живет… — М., 2000.
11. Немов М.Л. Общаяпсихология. – М., 1999
12. Островский И.К.Личность и коллектив. – М.: Просвещение, 2000
13. Петровский Е.Н.Культурное наследие. – М., 2001.
14. Прохоров Ю.Н.Российская культура на пороге XXIстолетия. – М., 2000.
15. Сергеев Л.В.Самодеятельные коллективы. – Киев, 2000.
16. Шведова М.Д.Русская культура. – СПб., 2001.
17. Якрушев В.М.Объятья тишины: как создать благоприятную атмосферу в коллективе. – М.:АСТ-Пресс, 2005.
18. ЯснополянскаяЗ.И. Культура личности. – М.: Просвещение, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Comparison Of Coleridge
Реферат Мягкие составляющие конкурентоспособности
Реферат Открытие наследственность и эволюция генетики.
Реферат Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России
Реферат Методологический смысл психологического схизиса
Реферат Финансовое право в системе права РБ состав доходов и расходов бюджета
Реферат Государственные инвестиции в общественные блага в регионе
Реферат 8 Avotu st., Riga,lv-1011
Реферат Исследование общественного мнения
Реферат Разработка стратегии управления прибылью крупного акционерного общества корпорации на основе бизнес
Реферат Стили управления. Концепции ситуационного менеджмента
Реферат Same Sex Marriages Essay Research Paper SameSex
Реферат Государственная экспертиза лекарственных средств экологические требования
Реферат Счастливы ли герои романа "Обломов" ?
Реферат The Effects Of Nuclear War Essay Research