Реферат по предмету "Культура и искусство"


Основы композиции на плоскости. Основные принципы построения композиции

Основыкомпозиции на плоскости. Основныепринципы построения композиции

Введение
Изобразительные средства— форма, текстура материала, освещение, цвет — составляющие части, “кирпичики”дизайна. Для того чтобы ваша работа приобрела необходимую выразительность ивоздействовала на людей определенным образом, необходимо подать все этисредства единым аккордом, создать композицию.
Композиция (от лат. compositio) — составление, соединение,сочетание различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей.Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначениемхудожественного изображения или объекта. Принимаясь за любую работу — будь тооформление витрины, разработка Web — cайта, рекламного буклета, создание логотипа илипроектирование корпуса прибора, — следует заранее представить конечныйрезультат и создать образ темы. Художественный образ, в свою очередь, непременнодолжен сочетать:
• индивидуальные, характерные черты;
• обобщенные, типические свойства;
• элементы творческого выражения,фантазии дизайнера.
Композиция — наиболееяркий показатель художественного воображения. Она делает произведение цельным,выразительным и гармоничным, задает тон всему творению, формирует единоекомпозиционное пространство. Следует обращать внимание на логику композиции,наличие смыслового и изобразительного центров. Необходимо также определитьосновную идею произведения, порядок рассмотрения и восприятия. Внимание должнофиксироваться в определенных местах: пусть зритель выделяет главное, находитвзаимосвязь между отдельными частями. Строгой теории составления композиции несуществует, есть лишь некоторые принципы, правила и приемы. Огромное значениеимеет интуиция. Прислушивайтесь к своим ощущениям, изменяйте,экспериментируйте, не ленитесь перебирать варианты.
Работая над одной и тойже темой, используя один и тот же материал, художники непременно создадутразные композиции, ибо каждый из них “видит” по-своему (рис. 1). И наоборот, вкомпозиции на заданную тему разные мастера используют разные наборы элементов — все зависит от фантазии, воображения, даже от чувства юмора дизайнера.
/>
Рис. 1. Различные композиции из одинаковых объектов

1. Виды композиции
В соответствии споставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К нимотносятся:
• плоскостная - композиция,состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка,аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.). Элементы располагаются в однойплоскости в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном;
• объемно-фронтальная -композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости(оформление фасадов зданий, резьба на поверхности мебели, декоративные изделияиз пластичных материалов). Композиция развивается в трех направлениях. Эффектусиления глубины достигается барельефной перспективой;
• объемно-пространственная -композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях иплоскостях (старинные бюро, оформление прилавков и стеллажей с полками разнойглубины, выставочные стенды). Рассчитана на восприятие с одной, двух или трехсторон. Выразительность объемной композиции зависит от угла зрения: при низкорасположенной линии горизонта возникает ощущение монументальности;
• глубинно-пространственная -композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены(интерьеры, парковые площади, глубокие витрины). Может рассматриваться со всехсторон, элементы располагаются в разных плоскостях. Большую роль в композицииэтого вида играет пространство, интервалы между элементами. Если компоновкойпредусмотрено членение пространства на ряд последовательных планов, ощущениеглубины усилится.

2. Компьютер — неоценимый помощникв работе над композицией
Примеры, подобныевышеприведенным, несложно создать, сидя за компьютером. В зависимости отэлементов, составляющих композицию, в качестве базовой программы выбираетсявекторный или растровый графический редактор.
Изменять цвет,многократно преобразовывать форму объектов, экспериментировать с различнымиэффектами без компьютера очень трудно, практически невозможно. Кроме того,ручной графический или апплика-торный поиск композиционных решений требуетналичия карандашей, цветной бумаги, пластилина или гипса для объемныхзаготовок, клея и т.д. Дополнительные возможности, улучшение качества, экономиясил и времени при использовании компьютера в дизайне очевидны.
Создание композициитребует опыта, большой практики. Компьютер позволит вам за короткий срокперепробовать огромное количество различных комбинаций, ускорить процесс поискаоптимального расположения элементов. Комбинаторика изучает приемынахождения различных соединений, перестановок, сочетаний, размещения данныхэлементов. Компьютерные технологии успешно используются для решениякомбинаторных задач, в том числе и графических. Даже начинающий программист безтруда напишет программу построения различных типов орнаментов. При созданиисложной многоплановой композиции строгий математический расчет неприменим, этотворческая работа, но основные операции над графическими изображениями (сдвиг,поворот, зеркальное отражение, модификация размеров, изменение цвета и т.д.),выполняемые с помощью компьютера, позволяют значительно облегчить и ускоритьрутинную работу. При оформлении листовок и буклетов, а также в рекламныхработах используется текст. Текстовое оформление — это тоже элемент композиции,поэтому компьютерные пакеты незаменимы и в этом случае. Они позволяют совмещатьтекст с рисунком, использовать разнообразные типы шрифтов, располагатьтекстовые строки по направляющим, формировать блоки текстов произвольной формыи многое другое. Для того, чтобы построить композицию из оцифрованных растровыхизображений, полученных с помощью сканера, цифровых фотоаппаратов, видеокамерили фотодисков (Photo CD), целесообразно применять пакетрастровой графики, например Photoshop. Растровым изображениям зачастую требуется предварительная обработка илиизменения в соответствии с требованиями композиции. Нужного композиционногорешения можно достичь модернизацией изображения, изменением цвета,ретушированием, применением различных эффектов, то есть по-настоящемупрофессиональной работой.
Большая выразительностьдостигается стилизацией природных форм листьев, цветов, животных, насекомых ит.д. В первой главе мы уже говорили о совершенстве форм в природе. Изучение итрансформация природного аналога с учетом особенностей зрительного восприятия,поиск общего характера формы, закономерностей и пропорций, упрощение иобобщение изображения — интересная творческая работа. Компьютерные библиотекисодержат много фотографий природных объектов: цветов, птиц, животных, листьев ит.д. Приведем последовательность работ по стилизации природных объектов:
1. Выбрать изображение в соответствии стребованиями поставленной задачи.
2. Вывести его на экран графическогоредактора.
3. Определить конструктивную основу.
4. Выбрать формы, которые легкоподдаются геометризации.
5. Обвести контуры, разъединитьрастровое и контурное изображения.
6. Трансформировать контуры дляпридания графическому изображению большей выразительности.
Из полученных графическихзаготовок можно создать интересные композиции, комбинаторные декоративныеорнаменты (рис. 2). Трансформация формы природного аналога широко используетсяв технической эстетике.
/>
Рис.2. Комбинаторный орнамент
3. Характеристики композиции
Можно грамотно построитьтени и перспективу, подобрать цветовые сочетания, шрифтовое оформление, норабота не станет своеобразной и выразительной. Для того чтобы сформироватьхудожественный образ, придать ему эмоциональность и создать настроение,необходимо чувство формы, ритма, контраста, цвета. Рассмотрим теперь другиехарактеристики композиции, ведь изобразительные средства — это блестящие, но“безработные” специалисты, а композиция — сплоченная команда единомышленников,способная творить чудеса.
4.Форма
Формы элементовкомпозиции и форма композиции в целом могут оказывать огромное эмоциональноевоздействие. Мягкие размытые пятна, четкие жесткие границы прямоугольников,острые углы, круги могут создавать ощущение покоя и агрессии, строгости ихаотичности. Например, форма рекламного плаката — это не только размер иориентация листа, но и форма текстовых блоков, и контуры иллюстрации, ирасположение текстовых строк, и размещение на листе всего материала. Следуетстремиться к такой структуре произведения, чтобы его части выгляделигармонично, не казались слишком мелкими или крупными, чтобы количество деталейи частей было оптимальным. Композицию следует ограничить общей формой, но приэтом должна ясно просматриваться система внутренних связей.
Одно из наиболее важныхсредств организации формы — симметрия. Симметрия с древних временсчиталась условием красоты. Нарушение этого условия влечет за собой ощущениебеспокойства, динамики, сложности. Поэтому для усиления выразительности формызачастую используется такое сильное средство, как асимметрия.
5.Равновесие
Условие зрительнойустойчивости композиции — уравновешенность. Композиционное равновесиеобеспечивается сочетанием форм деталей, цветом и пластикой.
Равновесие формы - состояние, при котором все элементысбалансированы между собой, — вызывает ощущение покоя и уверенности. Равновесиеявляется безусловным в композициях с вертикальной осью симметрии. Более сложными интересным способом оно достигается при асимметричной компоновке элементов.Композиционное равновесие может быть устойчивым, статичным (рис. 3, а) илиотличается внутренней динамикой (рис. 3, б).

/>
а)                                                     б)
Рис. 3. Устойчивыекомпозиции
Поиск равновесия в композициизначительно облегчается, если вы работаете за компьютером. В качестветренировки полезно выполнить несколько условных композиций из простыхгеометрических фигур. Скопируйте и сохраните наиболее удачные по вашему мнениюварианты, в результате можно будет выбрать лучший. Выше приведены примерыдостижения равновесия в симметричных и асимметричных композициях (рис. 4).
Рис. 4. Равновесие в симметричных и асимметричныхкомпозициях/> />


5.Контраст
 
Контраст - резкое различие элементов композиции- мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположныххарактеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного исветлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражаетэнергию и силу произведения. Умение использовать контрасты – показательхудожественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу жеобращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастныхрешений в интерьере способствует переключению внимания при рутинной работе; наконтрастном фоне текст заметнее. Контраст — проявление всеобщегодиалектического закона единства и борьбы противоположностей; он подчеркиваетсяне только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, отраженной в композиции.Мужчина и женщина в скульптуре В. Мухиной “Рабочий и колхозница” смотрятсяособенно устойчиво и убедительно потому, что преодолевают напор ветра.
Важную роль в композициииграет нюанс, сущность которого составляет плавный переходхарактеристики элементов композиции. При нюансе нет четко выраженныхпротиворечий: он призван выявить оттенки, помогая избежать монотонности.
6.Ритм
Форма, текстура, цветотдельных объектов, взаимодействуя, дополняют и в то же время подчеркиваютиндивидуальность друг друга. Это взаимодействие создает определенный ритм —темп, напряжение дизайнерской работы. Он связывает отдельные линии, плоскости,формы, настраивает движение глаз зрителя по объекту или изображению. Ритм — элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи — все вприроде ритмизовано.
Ритму подчинен порядок,связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает кпреодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться. Ритмможет быть явным, динамичным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома,геометрический орнамент) или приглушенным, сдержанным (горная цепь, складкиодежды, повороты голов людей, стоящих группой). Ритмическое развитие композицииможет идти по горизонтали или вертикали, по квадрату, кругу, реже — по овалу.
7.Гармония и центр композиции
Все средствавыразительности при объединении следует подчинять гармонии. Гармония -соразмерность всех частей целого. Гармония фона и переднего плана, цвета играфических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции.Цельность произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом иодновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются не стользначимые, но тем не менее необходимые элементы композиции. Главный смысловойэлемент является центром композиции. Заметим, что центр в данном случае — понятие условное. Форма и место размещения центра могут быть любыми, но главнаячасть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительнокоторой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.
8.Форматы плоской композиции
Огромное значение дляплоской композиции имеет “рама”, граница поля изображения. Элементы композиции,расположенные у центра, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровноеплоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородномполе близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости “рамы”.
Наиболее распространенныеформаты изображения — прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный,вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх.Горизонтальный формат выглядит “распахнутым”: ослабляется чувство замкнутости,уменьшается значение композиционного центра. Он удобен для сложныхмногоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотогосечения. Он наиболее уравновешен и замкнут. Круглый и квадратные форматыслишком статичны, в них трудно компоновать изображение. Очень выразительнаовальная “рама”, но она требует тщательно продуманной компоновки.
9. Основные принципы построения композиции
1. Существуют два типа композиции — замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости большевсего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для неехарактерны устремленные к центру основные направления линий, построение поформе круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутойкомпозиции — четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
Ощущение просторапередается открытой композицией. Основные направления линий — от центра.Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. Нижеприведены примеры замкнутой и открытой композиций.
2. Для передачи движения (динамики)используются:
— диагональные линии;
— свободное пространство переддвижущимся объектом;
— момент кульминации движения.
3. Условия для выражения покоя(статики):
— нет диагоналей;
— нет свободного пространства;
— статичные позы;
— симметрия, уравновешенность;
— вся композиция вписана в простуюгеометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
4. Характерные элементы композицииобъединяются по однород-ным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.
5. Построение всей композиции наконтрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляютсяхрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белыхрулонов и листов бумаги.
6. Необходимо соблюдать ограничения (небольше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты идробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.Пестрые, перенасыщенные изображе-нием композиции утомляют, вызываютотрицательные эмоции.
7. Если в композиции много элементов,их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своейзначимости, используют несколько композиционных центров.
8. Следует обеспечить свободноепространство между группами, чтобы, не “потерялись” отдельные части композиции.
9. Особо подчеркивается субординация(соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением,размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем — на менее важные детали.
10. В соответствии с правилом золотогосечения наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно нарасстоянии 1/3 от края экспозиции.
11. Объемность, глубина изображениядостигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
12. Необходимо соблюдать оптическоеравновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных формотносительно малых, легких, светлых.
Эксперимент — залогуспеха в творчестве. Создав композицию, не останавливайтесь на достигнутом,пробуйте что-либо изменить. Ставьте задачу нахождения взаимосвязи частей композиции.Убедитесь, что:
— ни одна частькомпозиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
— части композиции нельзяпоменять местами без ущерба для целого;
— ни один новый элементнельзя присоединить без ущерба для целого.
10.Некоторые композиционные приемы
Совсем необязательностроить многоэлементную композицию — можно использовать минимум деталей, и чемих меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность.
Можно выразить тему черезотдельные характерные ассоциации с помощью предметов или комбинаций предметов,способных эти ассоциации вызвать.
Правильное построениекомпозиции усиливает впечатление динамики: сравните предлагаемые примеры. Когдаперед автомобилем или фигурой бегущего человека оставлено свободное место (пространство),компоновка смотрится лучше. Ощущение динамики может вызвать и форма объекта.
Выразительные образыреальных объектов можно создавать композицией абстрактных геометрических форм.
Выразительность образаусиливается за счет преднамеренного искажения, трансформации формы.
В монохромной композициисмелее экспериментируйте с тоном. Кроме черного и белого цветов можно широкоиспользовать промежуточный, серый, тем более, что он до бесконечностиразнообразен.
Цвет делает изображениебогаче, усложняет его структуру модуляциями теплых и холодных тонов, с помощьюкоторых хорошо передается гармоничный контраст. В рекламном искусствеприменяется также метод сознательного отказа от гармоничных сочетаний, чтообусловлено назначением рекламы: привлекать зрителя.
Часто в качестведекоративного элемента используется орнамент — особый вид композиции, состоящийиз ритмически упорядоченных элементов. Орнаментальное украшение — самое простоехудожественное построение, которое тоже подчиняется законам композиции (ряд примеровбыл приведен выше). Типичными элементами орнамента являются сочетаниягеометрических фигур, стилизованных форм живой природы, произвольныхграфических элементов. Повторяющаяся часть орнамента называется раппорт.Один раппорт порождает практически неограниченное число орнаментов за счетсдвигов, зеркальной или угловой симметрии, наложений.
Подведем итог. Композицияпроизведения — показатель художественной культуры дизайнера, чувства меры истиля. Следуя всем правилам и приемам композиции, нельзя, тем не менее, терятьнепосредственности, свежести подхода к работе. “Самые неожиданные по новизнекомпозиции, самые экспрессивные углы и точки зрения рассыпаны в живых картинахжизни в щедром изобилии” (К. Ф. Юон).
11. Форма и общие вопросыформообразования. Термины и определения
Форма в технической эстетике может бытьопределена как средство выражения внутреннего содержания и предназначенияизделия через его внешний вид (стайлинг). Форма — понятие материальное; рядсвойств материи формирует ее внешнюю выразительность. К ним относятсягеометрические характеристики, ориентация в пространстве, цвет, фактура,членение и др. Члененные формы, в свою очередь, обладают такими свойствами, какметр, ритм, пропорции, равновесие.
Геометрическаяхарактеристика формывключает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение (наличиеребер, граней, характер линии контура видимости и др.), вес, плотность,прочность.
Визуальное сравнениеколичества одного и того же свойства в разных формах выражается тремя эмоциональнымикатегориями: тождеством, нюансом и контрастом.
Тождество - это равенство, одинаковость илисовпадение свойств различных форм.
Нюанс - незначительное различие свойствсравниваемых форм при Нительном преобладании их сходства. Нюанс — самое изящноеи тонкое средство в палитре дизайнера; тольков совершенстве овладев им, можно создаватьизделия высшего эстетического уровня. Нюансировка — основной процесс, в результате которого вещь при всехпрочих достоинствах обретаетизысканность.
Контраст - резкое качественное различиеодинаковых свойств разных формвплоть до их полного противопоставления. Например, объемные формы — шар и куб, одинаковые погабаритным размерам, — вызывают ощущение,близкое ощущению контраста между черным и белым Контрастное восприятие вызывают“тяжелая” часть формы рядом с “легкой”,широкая — рядом с узкой и т.д.
12. Психологическое воздействие формы объекта начеловека
Геометрическая формапсихологически воздействует на человека и когда представляет собой единоецелое, и когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.
Сочетания бывают трехвидов:
• пассивные соединения — связьосуществляется посредством дополнительного элемента. Например, шары гантелисоединяются с помощью третьего элемента — ручки;
• активные соединения — двасочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одногоиз них является продолжением другого (например, коробка и ее крышка);
• агрессивные соединения — взаимопроникновение форм элементов, когда один элемент словно бы врезается вдругой, скажем, как топор в полено.
• Главная особенность здесь — этоорганичность соединения эле-ментов формы, соподчинен-ностъ, без которойцелостности формы не достичь. Кроме сочетаний элементов, различают следующиевиды форм:
• переносная. Такую форму,например, имеет штемпель или шахматная фигура;
• тянущаяся. Подобная формахарактерна, к примеру, для салазок;
• вращающаяся. Этой формойотличаются, например, цилиндр или винт самолета;
• обтекаемая. Такова формападающей капли или шара. Форма капли при этом является динамичной, аформа шара — статичной, но малоустойчивой (сравните со статичной формойкуба).
Сильным средствомэмоциональной выразительности формы является ее ориентация относительногоризонтальной плоскости, придающая ей устойчивость либо неустойчивость.Форма шара, например, малоустойчива, форма куба — устойчива.
Требование напряженностиматериала высотных объектов, которое обязательно следует принимать в расчет дляпридания объекту устойчивости, определяет необходимость уменьшения егомассы по высоте. Этого эффекта можно достичь либо незначительным отклонениемот вертикали внешних плоскостей объекта, либо конусностьюповерхностей, либо ступенчатостью объемов с их закономерным уменьшениемпо высоте.
Интересный приемиспользуется в современных высотных зданиях, построенных в форме прямоугольногопараллелепипеда. Постепенно, по мере увеличения высоты этажей, окна делаютсяшире и, соответственно, их количество уменьшается. За счет этого нижняя частьздания выглядит тяжелее, а вся конструкция устойчивей.
Расчлененность илисоставленность формы объекта характеризует ее как систему взаимосвязанныхэлементов.
Метр — повторение через равный интервалодинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (бусы, вагоныэлектропоезда, гирлянды цветов).
Ритмический ряд — закономерное изменение(нарастаниеили убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака илисвойства объекта (ветки у ели).
Метрический ряд характеризуется тем, что отдельныеравные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигаетсястрогость и уравновешенность.
При организации формыособое место занимает пропорция. Пропорция - равенство отношенийколичественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах,или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорциональность -соразмерность целого и частей.
Пропорционирование - использование пропорций дляорганизации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру,то есть определенный метод количественного согласования частей и целого.
Различают следующие видыпропорций:
• арифметическая: HI — Н2 = Н2 — НЗ, система пропорций подчинена метрическому ряду;
• геометрическая: HI: Н2 = Н2: НЗ. В качестве примера приведем пропорцию золотогосечения;
• гармоническая (восемьпропорций):
композицияизобразительное средство плоскость
a :c = (f – b): (b – c);              a :c = (b – c): (b – c);
a :c = (b – c): (a – b);             a :c = (a – c): (a – b);
b :c = (b – c): (a – b);             b: с = (а – с): (b – с);
a :b = (b – c): (a – b);             b: с = (а – с): (а – b).
Дизайнер должен обладатьобостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношениедлины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей.
Пропорции — основноесредство оформления композиции. Компонуйте объекты, думая о пропорциях.Подбирая пропорции, думайте о композиции. Пропорции определяют:
• образность предмета (кресло дляработы и кресло для отдыха состоят из одних и тех же элементов, а характермебели определяется исключительно пропорциями);
• гармонию формы (именно пропорциямиразличаются фигуры Аполлона и Квазимодо. Гармония — в пропорциях объекта);
• масштабность.
Масштабность - соразмерность принятому эталону(человеку). “Человек есть мера всех вещей”. Эти слова, высеченные на мрамореДельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного мира— всего того, что создает человек.
Масштаб есть одно изначал, влияющих на форму промышленного изделия. Едва на стадии инженернойкомпоновки хотя бы в самом общем виде прорисуется форма объекта, как дизайнерначинает ее проработку “по человеку”.
Кроме того, именно отформы зависит, считать ли объект большим или маленьким. Объекты разноймасштабности существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размераобъекта зависит от количества деталей, их размеров и формы, пропорций составныхчастей. Это объективный закон восприятия. Анализ форм объектов растительного иживотного миpa свидетельствует о существовании вприроде закономерных различий форм большого и малого организма. Сравнитенедавно вылупившегося птенца и взрослого лебедя, бутон и распустившийся цветок,фигуру ребенка и взрослого человека. Молодые организмы, как правило, меньше поразмеру; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого организма обычно сложнееи четче очерчены, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.